10. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.10)
10.1. СОВЕЩАНИЕ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ И МЕРАМ ДОВЕРИЯ В АЗИИ
Курбанов Рашад Афатович, д-р юрид. наук, профессор, заслуженный юрист РФ. Должность: руководитель. Место работы: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Подразделение: центр правовых проблем интеграции и международного сотрудничества. Должность: заведующий кафедрой. Место работы: Российский Экономический Университет им. Г.В. Плеханова. Подразделение: кафедра гражданского права и процесса. E-mail: mos-ssp@mail.ru
Аннотация: На нынешнем этапе развития человечества процессы регионализации затронули буквально все страны мира, которые зачастую являются членами нескольких региональных объединений. Причем все чаще сотрудничество осуществляется не только в рамках какой-либо региональной организации, все большую популярность приобретает такой вид взаимодействия, как международный форум.
Статья посвящена одному из таких международных форумов - Совещанию по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВДМА), объединяющему на сегодняшний день 26 государств азиатского региона; проанализированы цели его создания, направления сотрудничества государств, институциональная структура, отличия от других аналогичных площадок взаимодействия стран.
Ключевые слова: регионализация, сотрудничество, СВДМА, азиатский регион, меры доверия, архитектура безопасности, стабильность, институциональная структура, государства-участники, Алматинская декларация
THE CONFERENCE ON INTERACTION AND CONFIDENCE BUILDING MEASURES IN ASIA
Kurbanov Rashad Afatovich, Doctor of Law, Professor, Honoured Lawyer of the RF. Position: Head. Place of employment: Institute of legislation and comparative law under the Government of the Russian Federation. Department: Center of the legal problems of integration and international cooperation. Position: Head of chair. Place of employment: Russian Economic University named after G.V.Plekhanov. Department: Civil Law and Procedure chair. E-mail: mos-ssp@mail.ru
Annotation: At the present stage of development of humanity the process of regionalization affected virtually all countries of the world, which often are the members of several regional unions. Increasingly cooperation occurs not only in the framework of some regional organizations; the international forum is a form of cooperation which becomes more and more popular in present time.
The article is devoted to one of such international forums - the Conference on Interaction and Confidence Building Measures in Asia (SICA), uniting together 26 countries of the Asian region; in article were analyzed its mission, areas of cooperation of States, institutional structure, differ-
ences from other similar sites of interaction between countries.
Keywords: regionalization, cooperation, SWDMA, Asian region, confidence building measures, security architecture, stability, institutional framework, States parties, the Almaty Declaration
Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) - международный форум по укреплению сотрудничества в сфере обеспечения мира, безопасности и стабильности в азиатском регионе, в основе которого лежит понимание наличия непосредственной связи между миром, безопасностью и стабильностью не только в Азии, но и во всем мире. На сегодняшний день членами СВМДА являются 26 государства1, - Азербайджан, Афганистан, Бахрейн, Бангладеш, Вьетнам, Египет, Израиль, Индия, Иордания, Ирак, Иран, Казахстан, Катар, Камбоджа, Китай, Корея, Кыргызстан, Монголия, Пакистан, Палестина, Россия, Таджикистан, Таиланд, Турция, ОАЭ, Узбекистан; статус наблюдателя имеют семь государств -Индонезия, Малайзия, США, Украина, Шри-Ланка, Филиппины, Япония, а также международные организации - ООН, ОБСЕ, Лига арабских государств.
С инициативой созыва СВМДА выступил Президент Республики Казахстан (РК) Н. Назарбаев 5 октября 1992 г. на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В процессе реализации инициативы Президента РК было проведены несколько встреч на уровне министерств иностранных дел азиатских стран. Первая встреча прошла в апреле 1993 г., вторая - в августе-сентябре 1993 г., третья - была проведена в октябре 1994 г. В рамках третьей встречи было принято решение о создании Специальной рабочей группы (СРГ), целью которой являлась подготовка необходимых документов Совещания.
7 - 8 апреля 1996 г. в Алматы (Казахстан) на Совещании заместителей глав внешнеполитических ведомств в ходе дискуссии представители азиатских стран пришли к пониманию того, что процесс развития СВМДА займет значительное время с учетом применений соответствующих усилий всех участников. На очередной встрече заместителей министров иностранных дел государств - членов СВМДА (3 декабря 1997 г.) единогласно было принято Итоговое заявление Совещания, в котором был определен процесс развития казахстанской инициативы.
В октябре 1998 г. в Алматы прошел международный коллоквиум по вопросам СВМДА, что послужило необходимым толчком в реализации казахстанской инициативы.
14 сентября 1999 г. состоялась первая встреча министров иностранных дел, результатом которой стало подписание Декларации принципов, регулирующих отношения между государствами - членами СВМДа, которая положила начало Совещанию по взаимодействию и мерам доверия в Азии.
1 Общая площадь около 41 960 457 кв. км, население около 3,8 млрд чел.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
Основными принципами сотрудничества, в соответствии с которыми азиатские государства обязались взаимодействовать, зафиксированными Декларацией, являются:
- суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету;
- неприменение силы или угрозы силой;
- территориальная целостность государств-членов;
- мирное урегулирование споров;
- невмешательство во внутренние дела;
- разоружение и контроль над вооружениями;
- экономическое, социальное и культурное сотрудничество.
Первый саммит СВМДА состоялся 4 июня 2002 г. в г. Алматы (Казахстан). В ходе встречи был принят учредительный документ - Алматинский акт (Устав СВМДА), в котором государства-участники еще раз подтвердили свое желание к сотрудничеству, руководствуясь принципами, закрепленными в Декларации 1999 г.
В Уставе стороны определили формат дальнейшего сотрудничества, тем самым обозначив структуру органов:
РЕГУЛЯРНЫЕ ВСТРЕЧИ
ВСТРЕЧИ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ И ПРАВИТЕЛЬСТВ (САММИТ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ)
Встречи проводятся каждые четыре года для проведения консультаций, осуществления обзора деятельности СВМДА и определения приоритетных направлений сотрудничества. В случае необходимости по решению государств - членов СВМДА могут проводиться специальные встречи2. Место и дата проведения встреч определяются государствами-членами. Предварительное обсуждение места и даты поведения Саммита осуществляется на заседаниях Комитета старших должностных лиц. Повестка дня и проекты документов, представляемых для утверждения на саммите, рассматриваются на встречах министров иностранных дел.
ВСТРЕЧИ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ (СОВЕТ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ)
Встречи проводятся каждые два года (одна из таких встреч должна предшествовать саммиту) в целях проведения консультаций и рассмотрения всех вопросов, кающихся деятельности СВМДА. В случае особой необходимости по решению глав государств - членов СВМДА могут быть созваны специальные встречи. Место и дата проведения встреч определяются государствами-членами. Подготовка повестки дня и программы работы встречи, а также проектов документов, предоставляемых для утверждения на встрече министров, осуществляется Комитетом старших должностных лиц.
ВСТРЕЧИ КОМИТЕТА СТАРШИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
Проходят не реже одного раза в год в целях осуществления контроля за выполнением принятых решений
2 Любое государство-член вправе обратиться к Председателю СВМДА с просьбой о проведении специальной встречи. В обращении должны быть указаны причины и обоснование необходимости проведения такой встречи. После получения данного обращения Председатель согласует проведение специальной встречи с государствами - членами СВМДА.
СВМДА, проведения консультаций по текущим вопросам, рассмотрения деятельности специальных рабочих групп и координирования работы Совещания. Комитет осуществляет подготовку и организацию саммита и министерских встреч, включая разработку проектов документов для утверждения. По рекомендации Комитета для обсуждения вопросов специфического или технического характера могут быть созваны специализированные встречи в формате встреч министров либо компетентных национальных ведомств и организаций.
ВСТРЕЧИ СПЕЦИАЛЬНЫХ РАБОЧИХ ГРУПП
Специальные рабочие группы образуются по решению Комитета старших должностных лиц для изучения вопросов, относящихся к различным сферам деятельности СВМДА и реализации поставленных перед ним задач. Специальные рабочие группы отчитываются о своей деятельности перед Комитетом.
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ВСТРЕЧИ
Государства-члены могут договариваться о созыве встреч других министров либо компетентных национальных ведомств и организаций для обсуждения вопросов специфического и/или технического характера. В случае необходимости будет предоставляться возможность для проведения научных и профессиональных исследований и подготовки докладов, а также оказываться содействие в их дальнейшей публикации, если на то будет соответствующие решение СВМДА.
СЕКРЕТАРИАТ
Является постоянным органом СВМДА, выполняет свои функции в соответствии с принципами и целями, установленными в Алматинском акте, Правилах процедуры СВМДА и в Соглашении о Секретариате.
Функциями Секретариата являются:
- обеспечение административной, организационной и технической поддержки встречам СВМДА;
- учреждение и ведение архива документов Совещания;
- сбор и обработка данных, полученных от государств-членов и от иных международных объединений;
- распространение общей информации о Совещании;
- аккумулирование и распространение информации о выполнении мер доверия среди государств-членов на основе предоставляемой им информации;
- выполнение иных задач и обязанностей, которые определяют главы государств и/или правительств Совещания, министры иностранных дел, Комитет старших должностных лиц в соответствии с основополагающими актами Совещания.
Секретариат уполномочен инициировать и устанавливать связи с Секретариатами или соответствующими органами других международных или региональных организаций и форумов с согласия государств-членов.
ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цели СВМДА определены в Алматинском акте: это укрепление сотрудничества путем выработки многосторонних подходов к обеспечению мира, безопасности и стабильности в Азии.
Для достижения поставленной цели, а также учитывая, что расширение торговли и экономического сотрудничества может содействовать процветанию, ста-
бильности в Азии и благополучию ее народов, перед СВМДА поставлены следующие задачи:
- расширение сотрудничества посредством выявления многосторонних подходов в достижении мира, стабильности и безопасности в азиатском регионе;
- принятие всех возможных мер, направленных на борьбу с терроризмом во всех его формах;
- борьба с незаконным производством и оборотом наркотиков;
- расширение торговли и экономического сотрудничества в Азии;
- сотрудничество в сфере защиты окружающей среды;
- последовательная ликвидация оружия массового уничтожения, включая меры, направленные на предотвращение его распространения;
- сотрудничество в гуманитарном секторе;
- укрепление взаимного уважения, понимания и терпимости в отношениях между цивилизациями;
- реализация мер доверия между государствами -членами СВМДА.
Цели сотрудничества в различных сферах в рамках СВДМА именуются мерами доверия. Их перечень содержится в Каталоге мер доверия СВМДА, подписанном 22 октября 20014 г., а механизмы их реализации раскрываются в Кооперативном подходе к осуществлению мер доверия СВМДА. В соответствии с Каталогом определены меры доверия по пяти основным измерениям: экономическому, экологическому, гуманитарному, борьбе с новыми вызовами и угрозами, военно-политическому.
По каждому направлению сотрудничества в рамках СВДМА определены страны-координаторы: координатор мер доверия во взаимоотношениях между государствами - членами СВМДА в сфере транспорта -Азербайджан, в энергетическом секторе координатором является Республика Корея, в сфере предпринимательства - Российская Федерация; в социальной сфере («человеческое измерение») координатором выступает Казахстан, в области информационных технологий - Республика Корея, в сфере туризма - Таджикистан, в сфере управления стихийными бедствиями - Иран, в сфере экологии - Монголия; в военно-политической сфере - Казахстан, в сфере новых угроз и вызовов - Турция, в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков - Иран.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА
Кооперативный подход к осуществлению мер доверия СВМДА определил следующие приоритеты сотрудничества в экономической области:
- поощрение к сотрудничеству в сфере транспорта (транспортных связей) и развитию безопасных и эффективных транспортных коридоров;
- сотрудничество в сфере энергетической безопасности, в том числе осуществление эффективной и безопасной транспортировки и поставок энергоресурсов в регионе;
- укрепление связей в сфере туризма посредством обмена информацией и расширения сотрудничества между туристическими организациями государств-членов;
- упрощение визовых процедур, в том числе первоочередное рассмотрение вопроса о выдаче деловых виз в целях расширения и укрепления инвестиционных и торговых связей между государствами - членами СВМДА;
- расширение и укрепление сотрудничества в финансовом секторе;
- поощрение укрепления деловых связей в сфере малого и среднего бизнеса;
- расширение инвестиционных возможностей;
- содействие в установлении и расширении сотрудничества в сфере коммуникационных и информационных технологий;
- создание единой информационной базы данных в сфере торговли и информационных технологий.
23 января 2010 г. Комитетом старших должностных лиц была одобрена Концепция и план по реализации Каталога мер доверия СВМДА в экономической области «Сотрудничество в энергетической безопасности». В соответствии с данным документом участники СВМДА нацелены на обеспечение совместными усилиями стабильности на рынке энергоресурсов, повышение энергетической эффективности и развитие альтернативных энергетических ресурсов.
29 октября 2009 г. Комитетом старших должностных лиц была утверждена Концепция по реализации мер доверия СВМДА в области содействия деловым возможностям и информационному обмену в сфере малого и среднего предпринимательства. В соответствии с Концепцией критерием успешной ее реализации в сфере развития малого и среднего бизнеса, а также установления деловых связей является расширение активности предприятий данного сектора на национальном и международном рынках, а также рост их численности в странах СВМДА.
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
20 февраля 2009 г. Комитетом старших должностных лиц была одобрена Концепция сотрудничества государств - членов СВМДА в области туризма. В соответствии с Концепцией взаимодействующие страны осуществляют активное содействие увеличению туристического потока между членами СВМДА, включая продвижение национальных туристических продуктов на соответствующий сегмент рынка стран азиатского региона; оказывают помощь в установлении прямых деловых связей между туристическими ведомствами стран - членов СВМДА и туристическими компаниями в целях принятия общих программ в рамках региона.
10 апреля 2010 г. была утверждена Концепция по мерам доверия СВМДА в области информационных технологий. Концепция направлена на продвижение мер доверия среди стран азиатского региона посредством сотрудничества и взаимодействия в области информационных технологий в соответствии с основополагающими актами СВМДА. В данной области были определены следующие цели:
- осуществление обмена опытом в сфере нормативной деятельности, перспектив оцифровывания и совместимости сетей, устройств, услуг и программ в политике и нормативной деятельности;
- сотрудничество в распространении информации и оказание содействия по использованию наилучшей практики для управления институциональной реорганизацией, необходимой в связи с изменениями в области информационных технологий;
- координирование политики и нормативной деятельности в аспекте незаконной онлайн активности -пиратство, кибератаки и т.д.;
- принятие необходимых мер, обеспечивающих верховенство права и защиты прав человека при разработке политики и нормативных актов в сфере информационных технологий, и т.д.
В социальной сфере («человеческое измерение») государства - члены СВМДА определили следующие приоритеты сотрудничества:
- поддержка диалога между цивилизациями, культурами и религиями, при этом особо отмечена необходимость принимать во внимание рекомендации, содержащиеся в докладе Группы ООН высокого уровня «Альянс цивилизаций» от 13 ноября 2006 г.;
- поддержка национальных агентств и средств массовой информации в целях продвижения мер доверия во всех согласованных измерениях;
- развитие сотрудничества в сфере культуры посредством проведения соответствующих культурных мероприятий и повышение осведомленности и распространения информации о различных культурах на территории СВМДА в целях содействия толерантности и взаимопонимания;
- установление и поощрение различных контактов между народами, в том числе обмены в сфере образования, науки, спорта и НПО;
- поощрение уважения фундаментальных прав и свобод.
17 октября 2007 г. была одобрена Концепция по реализации Каталога мер доверия СВМДА в человеческом измерении (предыдущий Каталог мер доверия СВМДА был принят на встрече министров иностранных дел государств - членов СВМДА в октябре 2004 г.). Концепция определяет цели, в числе которых следует назвать:
- осуществление сотрудничества в сфере культуры, образования и науки;
- принятие всех возможных мер и проведение различных общих мероприятий в целях изучения, популяризации и сохранения культур государств - членов СВМДА;
- создание необходимых условий для осуществления сотрудничества в сфере гуманитарной помощи между народами государств - членов СВМДА и т.д.
В соответствии с Концепцией достижение поставленных целей должно быть реализовано постепенно с учетом развития национальных законодательств государств - членов СВМДА и принимая во внимание специфику и особенности различных регионов Азии.
В рамках социальной сферы сотрудничества страны азиатского региона определили приоритеты сотрудничества в экологической области - осуществление сотрудничества в области систем управления чрезвычайными ситуациями, национального мониторинга окружающей среды и кризисных ситуаций, развития систем раннего предупреждения, проведения совместных учений и спасательных операций; сотрудничество в сфере разработки и реализации общих программ по охране окружающей среды без ущемления прав и обязательств государств - членов СВМДА; организация обмена опытом и информацией и т.д.
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И СФЕРА БЕЗОПАСНОСТИ
Меры доверия СВДМА в военно-политической сфере и в сфере безопасности обозначены в Каталоге на первом месте, что свидетельствует о том, что государства - участники СВДМА придают этому направлению сотрудничества приоритетное значение.
Так, в соответствии с п. 2 Каталога для обеспечения долгосрочной стабильности, укрепления взаимного доверия в военно-политическом измерении, учитывая
свои законные интересы в сфере безопасности, государства-члены могут принять следующие меры:
- обмен информацией, объем, модальность, и возможность реализации которого будут согласованы заинтересованными государствами-членами, в соответствии с их национальными законами и правилами;
- развитие следующих форм сотрудничества между вооруженными силами государств-членов: взаимные визиты военных должностных лиц и представителей военных учебных заведений; взаимные приглашения для участия в национальных праздниках, культурных и спортивных мероприятиях и т.д.
Для борьбы с новыми вызовами и угрозами государства-члены в соответствии с их национальным законодательством принимают совместные меры по пресечению терроризма во всех его формах и проявлениях и в предотвращении деятельности сепаратистских и экстремистских организаций в целях обеспечения безопасности и стабильности каждого государства-члена; обмениваются информацией о борьбе с террористической, сепаратистской, экстремистской деятельностью и организованными преступными группировками, и в случае необходимости будут разрабатывать механизмы для борьбы с их деятельностью. С этой целью государства-члены могут также обмениваться информацией о своих национальных ведомствах в правоохранительной сфере и содействовать установлению и укреплению контактов между этими органами; предпринимают меры по укреплению сотрудничества в обмене информации с целью эффективного противодействия распространению оружия массового уничтожения и средств их доставки, о мерах, предпринимаемых для борьбы с наркотрафиком, торговлей людьми, отмыванием денег, трансграничной организованной преступностью, незаконной торговлей легким стрелковым оружием, включая переносные зе-нитно-ракетные комплексы (ПЗРК), а также контрабандой взрывчатых веществ и отравляющих материалов.
Необходимо отметить, что в соответствии с Уставом СВДМА государства-участники организации рассматривают коррупцию как транснациональную преступную деятельность, которая требует принятия скоординированных многосторонних мер, и подчеркивают необходимость запрещения перемещения незаконных финансовых средств и состояний, а также необходимость расширенного международного сотрудничества по выявлению и репатриации таких активов.
23 августа 2008 г. Комитетом старших должностных лиц была одобрена Концепция о сотрудничестве между государствами - членами СВМДА в борьбе против незаконного производства и оборота наркотиков и прекурсоров, которой определены такие формы сотрудничества как:
- содействие предоставлению взаимной правовой помощи в расследованиях, уголовных преследованиях и судопроизводстве по делам, связанным с незаконным производством и оборотом наркотиков и сопутствующими преступлениями и связанных с этим преступлений;
- сокращение спроса и предложения на наркотики;
- принятие совместных усилий по пресечению транспортировки, употребления наркотиков и утечки прекурсоров в незаконный оборот;
- сотрудничество в области альтернативного нарко-заменяющего сельскохозяйственного развития предотвращения культивирования, а так же производства наркотиков;
- укрепление взаимодействия в сфере борьбы с незаконным производством и оборотом наркотиков на региональном и международном уровнях;
- обмен информацией о новых видах наркотиков, в том числе включая синтетические наркотики и стимуляторы амфетаминового ряда;
- продвижение сотрудничества в сфере развития законодательства и обмена юридической информацией среди государств-членов в соответствии с международными договорами и т.д.
Вместе с тем, как отмечал Исполнительный директор СВМДА Д. Бакишев, «запуск военно-политического измерения» был осуществлен только в 2009 г., при том что эта область сотрудничества является одной из «чувствительных областей»3.
В очередной раз на это было указано на научно-практической конференции «СВМДА: от идеи до построения архитектуры безопасности в Азии», которая прошла 5 октября 2012 г. в Астане в честь 20 форума. Одним из вопросов, которые были обсуждены в рамках данной конференции, был вопрос укрепления сотрудничества в военно-политической сфере. В частности, по утверждению представителя Египта Р. Саада, СВМДА в перспективе должно быть больше вовлечено в разрешение конфликтов в регионе. Это, по его словам, «способно привести в перспективном плане к более реальному, ощутимому сотрудничеству в этом направлении». Однако прежде необходима активизация деятельности СВМДА в целях продвижения межкультурного диалога и установления крепких экономиче-
~ 4
ских связей .
В 2013 г. в военно-политической сфере государства - члены СВМДА согласились с решением об осуществлении следующих мер доверия:
- взаимных визитов представителей военных ведомств и военных колледжей;
- взаимных приглашений представителей вооруженных сил для участия в национальных праздниках, культурных и спортивных мероприятиях;
- обмена информацией о статусе присоединения или ратификации многосторонних инструментов по контролю над вооружениями и разоружению, а также о конвенциях по космическому пространству.
ПРАВОВАЯ СФЕРА
Основной задачей правового сотрудничества государств - участников СВДМА в свете направленности организации на поддержание мира и безопасности в регионе является защита прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом ООН, международными конвенциями и актами, сторонами которых они являются, а также присоединение государств-участников к международным актам в этой области. Уставом СВДМА подчеркивается важность скорейшего присоединения к выработанным на многосторонней основе договоренностям по ликвидации ОМУ, Протоколу по огнестрельному оружию в рамках Конвенции ООН по борьбе с транснациональной организованной преступностью и Программы действий, принятой на прошедшей в июле 2001 г. в Нью-Йорке Конференции ООН по незаконной торговле легким и стрелковым оружием во всех ее аспектах, и к другим соглашениям. Государства, которые еще не присоединились к этим
3 Бакишев Д Диалог во имя безопасности и процветания в Азии и мире // Международная жизнь. 2010. 3 апреля.
4 Отчет о научно-практической конференции «СВМДА: от идеи к построению архитектуры безопасности в Азии» // www.s-cica
договоренностям, должны сделать это как можно быстрее.
ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Эффективность деятельности СВМДА подтверждается значительным продвижением в выполнении главной задачи СВМДА - реализации мер доверия, что выразилось в принятом на заседании Комитета старших должностных лиц (КСДЛ), прошедшем в 12 - 14 марта 2007 г. в Бангкоке, Совместном подходе к реализации мер доверия. С принятием этого документа было положено начало этапу практической реализации Каталога мер доверия СВМДА, а также иных проектов, разработаных в рамках форума.
В отличие от региональных структур, в основе которых лежит географический принцип (АСЕАН) или единые политические, экономические или религиозные предпосылки (ЛАГ, ОИС, ОЭС), Совещание не ограничено подобного рода барьерами, что позволяет его участникам поступательно развивать многостороннее взаимодействие .
Как отмечал исполнительный директор Секретариата СВМДА Д. Бакишев, членский состав СВМДа уникален, поскольку страны - члены, не имеющие между собой дипломатических отношений, принимают участие в обсуждениях и находят понимание по актуальным вопросам, представляющим общий интерес для всех участников форума6.
В ходе юбилейной 20-й сессии СВМДА Президент Казахстана Н. Назарбаев предложил трансформировать Сообщество, объединившее 24 азиатские страны, в полноценную организацию, подобную ОБСЕ, с которой получившийся «трансформер» мог бы обеспечивать безопасность на всем евроатлантическом и евразийском пространстве7.
Кроме того, учитывая множащиеся угрозы и вызовы, с которыми сталкивается Азиатско-Тихоокеанский регион, государства СВМДА приняли решение о взаимном сотрудничестве в создании в АТР открытой, транспарентной и равноправной архитектуры безопасности и сотрудничества, основанной на принципах международного права, внеблоковых началах и учете законных интересов всех сторон.
По словам К.К. Токаева, занимающего в течение длительного периода времени пост министра иностранных дел Казахстана, «СВМДА с самого начала задумывалось в виде форума, в рамках которого представители азиатских государств могли бы поднимать и обсуждать наиболее актуальные вопросы безопасности и сотрудничества на континенте» , и за достаточно короткое период стало реальным фактором международных отношений.
Таким образом, авторитет форума, а также его признание на международной арене является реальными предпосылками трансформации СВМДА в организацию (ОВМДА), что в последнее время является предметом для обсуждения на высшем уровне СВМДа и находит поддержку у многих лидеров.
Список литературы:
5 Тукумов Е. СВМДА: 20 лет на службе миру и безопасности в Азии. // CENTRAL ASIA MONITOR. 2012. 9-15 ноября. С.11.
6 Бакишев Д. Взгляд в будущее // http://www.s-cica
7 Байдаулетов С. СВМДА в одиночку уже не вытянуть? // Информационно-аналитический портал Республики Казахстан.
8 Токаев К.К. Преодоление // Дипломатические очерки. Алматы: CAK-GAUHAR, 2003.
1. Байдаулетов С. СВМДА в одиночку уже не вытянуть? // Информационно-аналитический портал Республики Казахстан.
2. Бакишев Д. Взгляд в будущее // www.s-cica
3. Бакишев Д. Диалог во имя безопасности и процветания в Азии и мире // Международная жизнь. 2010. 3 апреля.
4. Бакишев Д. Мера доверия. На евразийском пространстве СВМДА приобретает полноценный статус // www.centrasia.ru/newsA.php?st=1242275220
5. Курбанов Р.А. Евразийское право. Теоретические основы. М, 2015.
6. Курбанов Р.А. Евразийское право: вопросы концептуального развития. // Право и политика. 2014. № 12. С. 1877-1887.
7. Курбанов Р.А. Международное региональное право: понятие, предмет и система. // Международное право и международные организации. 2015. № 3. С. 254-286.
8. Курбанов Р.А. Правовая интеграция. // Пробелы в российском законодательстве. 2015. № 2. С. 176-179.
9. Курбанов Р.А. Экономическая интеграция: понятие, теории и виды // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. № 2. С. 107-111.
10. Отчет о научно-практической конференции «СВМДА: от идеи к построению архитектуры безопасности в Азии» // www.s-cica
11. Токаев К.К. Преодоление // Дипломатические очерки. Алматы: САК-GAUHAR, 2003.
12. Тукумов Е. СВМДА: 20 лет на службе миру и безопасности в Азии. // CENTRAL ASIA MONITOR. 2012. 9-15 ноября. С.11.