КАЗАХСТАН МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ: К ВОПРОСУ О ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВЕ КАЗАХСТАНА В ОБСЕ В 2010 ГОДУ
Р.С. Фаизова
Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198
В статье рассматриваются основные направления деятельности Республики Казахстан на посту Председателя ОБСЕ в 2010 г. Анализируются предварительные итоги, а также методы и механизмы реализации задач, нацеленных на формирование системы евразийской безопасности, в период казахстанского председательства в ОБСЕ.
Ключевые слова: Казахстан, интеграция, ОБСЕ, СНГ, постсоветское пространство, Центральная Азия, геополитические интересы, евразийская безопасность, сотрудничество.
С момента распада Советского Союза роль Республики Казахстан постоянно возрастает как в международном, так и в региональном масштабе, что является результатом проведения рациональной внутренней и внешней политики. Активное участие в развитии интеграционных процессов на евразийском пространстве для Казахстана стало стратегически важным направлением его внешней политики. Перспективы развития Казахстана, закрепление его в роли регионального лидера в решающей степени зависели от правильного использования преимуществ его геополитического положения на огромном евразийском пространстве между различными центрами силы и влияния. Еще в начале 90-х гг. XX века президент Казахстана Н. Назарбаев, определяя контуры внешней политики, отметил: «Страна, имеющая срединное положение на континенте, должна стать мостом между Европой и Азией» [7. С. 289]. Изначально выбранная руководством страны политика многовекторности и евразийства, постоянные усилия по интеграции народов, участию в налаживании отношений между представителями разных конфессий и наций помогли Казахстану не только предотвратить конфликты, но и накопить опыт по участию в налаживании диалога между Востоком и Западом. В Послании народу Казахстана «Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики» Президент Н. Назарбаев отмечал: «Мы реализовали собственную модель обеспечения общественной стабильности, межнационального согласия, формирования казахстанской идентичности и общеказахстанского патриотизма. Это — наше казахстанское «ноу-хау», которым мы по праву гордимся и которое обязаны бережно охранять» [5].
Проведение политики многовекторности было вызвано тем, что в начале 90-х гг. XX в. признание западных государств было жизненно важным для Казахстана. Руководство страны сознавало, что основой стабильности и процветания Казахстана может быть сотрудничество и укрепление отношений как с государствами Азии, так Европы, Востока и Запада. Этот курс Казахстана остался неизмен-
ным. Казахстан был активным участником интеграционных процессов на постсоветском пространстве, стоял у истоков СНГ, ЕврАзЭС, Центрально-азиатской интеграции, ШОС и ОДКБ, а также других региональных организаций. Сегодня Казахстан в международном сообществе рассматривают как стабильное, динамично развивающееся государство, проводящее независимую, самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Кредитом авторитета и доверия со стороны международного сообщества стало единогласное избрание Казахстана Председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 2010 г. Казахстан стал первым постсоветским государством, которое председательствует в данной организации, и это большая победа Астаны, в свою очередь, у Казахстана большие планы деятельности в период своего председательства. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) — многосторонний форум для налаживания диалога между Востоком и Западом — со времени своего образования значительно расширил свои границы, подключив к сотрудничеству евразийские страны. Хельсинкский заключительный акт 1975 г. зафиксировал основные принципы поведения государств — участников СБСЕ по отношению к своим гражданам, а также между собой [2]. Организация, провозгласившая своей целью деятельность по широкому кругу вопросов, включая контроль над вооружениями, превентивную дипломатию, укрепление мер доверия и безопасности, права человека, наблюдение за выборами, а также экономическую и экологическую безопасность, не всегда справлялась со своими задачами, и деятельность ее сместилась в область решения гуманитарных вопросов — ввиду чего ОБСЕ часто подвергается критике. В 90-х гг. ХХ в. полностью изменились условия, оказывающие влияние на международную безопасность. Новые требования, предъявляемые к формированию региональной безопасности, стали основываться на общей системе ценностей, зафиксированных в документах ОБСЕ. Это уважение верховенства закона, демократия, плюрализм, права человека и свободная экономика [8].
Казахстан вступил в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе 30 января 1992 года. 8 июля того же года республика подписала Хельсинский заключительный акт СБСЕ. В первые годы независимости Казахстан очень нуждался в поддержке мировых держав и авторитетных международных организаций, в том числе ОБСЕ. В Астане полагали, что тесное и конструктивное взаимодействие Казахстана с ОБСЕ и другими международными организациями будет способствовать развитию дружеских отношений республики с зарубежными странами — участниками этих организаций, а также оказанию с их стороны всевозможной поддержки становлению демократии в стране. Со своей стороны, мировое сообщество также было заинтересовано в конструктивной внешнеполитической линии молодого государства, волею истории оказавшегося обладателем четвертого по мощи ядерного арсенала. Важнейшим шагом независимого Казахстана стал отказ от владения ядерным оружием, что значительно снизило международную напряженность. В мае 1992 г. в качестве одной из равноправных сторон Договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-I) Казахстан подписал Лиссабонский протокол и взял на себя обязательство стать неядерным государством [4]. Он первым
из стран — участниц Лиссабонского протокола присоединился к ДНЯО со статусом безъядерного государства. Приглашение вступить в Организацию, сделанное ведущими западными странами, было воспринято как шаг, направленный на формирование новой архитектуры европейской безопасности в условиях равноправия и отсутствия разделительных линий. Став полноправным участником общеевропейского совещания, Казахстан принял активное участие в процессах его дальнейшего развития, в том числе преобразования в международную организацию.
Для Казахстана председательство в ОБСЕ в 2010 г. — не только дипломатический успех, но и возможность решить ряд крупных задач. Несомненно, председательство в ОБСЕ значительно повысило международный авторитет страны, а также, по словам казахстанского исследователя Б. Султанова, дало «возможность для продолжения экономических реформ и осуществления дальнейшей политической модернизации» [6]. Развивая идею евразийства, Казахстан всегда стремился к установлению тесного сотрудничества с Европой. Была даже подготовлена специальная программа «Путь в Европу», в которой обозначены основные направления дейтельности Казахстана в ОБСЕ [1]. Это комплексный план сотрудничества с основными европейскими институтами, включая Европейский Союз и ОБСЕ, по широкому спектру направлений. По словам Президента Казахстана Н. Назарбаева, Казахстан пришел в организацию как «продолжатель сложившихся традиций... Базовая деятельность ОБСЕ основывается на уже сформировавшихся принципах, стандартах и правилах, от которых Казахстан не намерен отказываться, поскольку они воплощают дух организации» [3]. Астана сосредоточила свою деятельность на следующих направлениях.
Прежде всего, Казахстан вернулся к решению проблемы безопасности. Учитывая «недостаточную встроенность» евразийского пространства в территорию ОБСЕ, Н. Назарбаев выдвинул задачу обеспечения не только европейской, но и евразийской безопасности [3]. Речь идет о том, что сегодня обеспечить прочную европейскую безопасность, не учитывая ее азиатского измерения, в принципе невозможно. Казахстан нацелен на повышение значимости Центральной Азии. В данном контексте нельзя недооценивать роль важного общеазиатского форума — Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), цели которого в части безопасности схожи с целями ОБСЕ. В этой связи Казахстан предложил приложить максимум усилий для нейтрализации новых угроз и вызовов, исходящих из стран, сопредельных с Центрально-Азиатским регионом. Так, Астана сосредоточила внимание на гуманитарной помощи Афганистану. В выступлении на СБ ООН в феврае 2010 г. Председатель ОБСЕ К. Саудабаев акцентировал внимание на потенциале ОБСЕ по оказанию содействия ООН в эффективном предотвращении угроз и реагировании на них. Он также отметил, что в значительной степени реализация приоритетов председательства Казахстана зависит от способности государств — участников ОБСЕ укрепить взаимное доверие и устранить реликты разделительных линий времен «холодной войны», по-прежнему остающиеся на пространстве ОБСЕ.
Астана особое внимание обратила на проблемы экологической безопасности, успешное решение которых немыслимо без объединения ресурсов и согласованных усилий всей организации. Речь идет не только об Аральском море и Семипалатинском полигоне, но и о многих «болевых точках» Центральной Азии, Европейского и других регионов пространства ОБСЕ. К числу приоритетов казахстанского председательства были отнесены вопросы развития транспортно-комму-никационного потенциала организации, в частности, форсированного создания транспортного коридора «Западный Китай — Западная Европа».
Особое внимание предлагалось уделять соблюдению и защите демократических прав и свобод человека. Президент Н. Назарбаев отметил, что на всем пространстве действия Организации актуализировались проблемы межнационального и межрелигиозного характера, нелегальной трудовой миграции. Заслуживает внимания тезис Президента о том, что Казахстан как многонациональное и поликонфессиональное государство, приверженное идеям межкультурного и меж-цивилизационного диалога, намерен использовать мощный потенциал Организации для эффективного преодоления национализма, религиозной нетерпимости, расизма, ксенофобии и антисемитизма.
Программа, предложенная Казахстаном на посту Председателя ОБСЕ, была одобрена в ходе встречи Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна и Председателя ОБСЕ К. Саудабаева. Генсек ООН отметил наличие значительных возможностей для дальнейшего укрепления сотрудничества ООН и ОБСЕ в решении актуальных проблем на евроатлантическом и евразийском пространстве. Пан Ги Мун дал высокую оценку инициативам Казахстанского Президента, поддержанным Генеральной Ассамблеей ООН, об объявлении 2010 года Международным годом сближения культур и 29 августа Международным днем действий против ядерных испытаний. В ходе своего председательства в ОБСЕ Казахстан стремился повысить роль азиатских стран в Организации и привлечь внимание к проблемам Центральной Азии. Имея богатый опыт в построении конструктивного диалога между представителями различных цивилизаций, Астана добивалась укрепления роли ОБСЕ в качестве уникальной платформы для диалога между Европой и Азией, тем самым способствуя решению этно-конфессиональных и миграционных проблем. В этом контексте представляется возможной реализация идеи транспортного коридора «Западный Китай — Западная Европа», которая могла бы стать совместным проектом Шанхайской Организации Сотрудничества и ОБСЕ. Также перспективной видится идея придания ОБСЕ «нового блеска и энергии за счет реального и эффективного взаимодействия с евразийскими региональными структурами», многие из которых были созданы по инициативе Казахстана [3].
Безусловно, сложным оказалось решение проблем безопасности, затяжных конфликтов и возрождения утраченного «хельсинкского бренда» [3]. Эти вопросы обсуждались на встрече Председателя ОБСЕ К. Саудабаева с представителями администрации США в одном из ведущих научно-исследовательских центров страны — Атлантическом совете. Очевидно, что Казахстан лишь попытался усилить уже действующие механизмы обеспечения безопасности [9]. Так, К. Сауда-
баев посетил страны и регионы, где имеется конфликтный потенциал, провел ряд переговоров с руководством государств с целью ведения диалога между спорными сторонами исключительно в мирном русле. В свою очередь, Казахстану, при посредничестве других международных участников, удалось урегулировать кризис в Киргизии. Тем не менее апрельские события в Бишкеке в 2010 г. и их последствия обозначили новые проблемы и могут стать катализатором нежелательных процессов, ведущих к дисбалансу интересов ведущих мировых центров сил в регионе.
Все это ставит перед ОБСЕ целый спектр задач. Первая — это предотвращение военного противостояния, вторая — недопущение дальнейшей дестабилизации в регионе, третья — определение путей выхода из кризиса. Все проведенные мероприятия на фоне разворачивающихся событий еще раз подтвердили правильность выдвинутого Казахстаном тезиса о гармонизации основных направлений в деятельности ОБСЕ. Астана приложила значительные усилия для реализации поставленных задач. Уже сегодня можно отметить, что Казахстан зарекомендовал себя как авторитетный игрок на международной арене, сумел обратить внимание международного сообщества к проблемам Центрально-Азиатского региона и другим международным проблемам, в частности, после озвученной в апреле 2010 г. на Глобальном саммите по разоружению Президентом Казахстана инициативы построения мира, свободного от ядерного оружия. Сегодня Астане предлагают выступить с инициативой создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия, а в дальнейшем реализовать эту практику и в других регионах.
Председательство Казахстана в ОБСЕ и привнесение новых тенденций, а именно идеи евразийства в Организацию — это уже значительный исторический шаг, ценный не только для Казахстана и ОБСЕ, но и всех государств — от Ванкувера до Владивостока. Очевидно, что итоги деятельности Астаны в ОБСЕ будут значительными и окажут влияние на развитие международных отношений на пространстве ОБСЕ.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Государственная программа «Путь в Европу» на 2009—2011 гг. // www.akorda.kz
[2] Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. // http://www.osce.org/documents/mcs/1975/08/4044_en.pdf
[3] Интервью Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева «Судьба и перспективы ОБСЕ» // http://interfax.ru/prmt.asp?sec=1483&id=120866
[4] Лиссабонский протокол, 1992 // http://www.armscontrol.ru/start/rus/docs/start1/lisb-agr.txt
[5] Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. Февраль 2008 г. // http:www_akorda_kz.nsf/sections?OpenForm&id_doc
[6] Султанов Б. ОБСЕ-2010: 35 лет многостороннего партнерства // Analytic. Информационно-аналитический журнал. — 2009. — № 5.
[7] Токаев К. Казахстан в современном мире. Дипломатический ежегодник. — М.: Восток-Запад, 2010.
[8] Хартия европейской безопасности // http://www.osce.org/documents/mcs/1999/11/4050_ru.pdf
[9] Saudabayev K. Geopolitics in Eurasia // http://www.acus.org/event/geopolitics-eurasia
KAZAKHSTAN BETWEEN EAST AND WEST: OSCE KAZAKHSTAN CHAIRMANSHIP IN 2010
R.S. Faizova
Theory and History of International Relations Chair Peoples' Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya str., 10a, Moscow, Russia, 117198
The article considers Kazakhstan activities as OSCE chairman in 2010. The author analyzes preliminary results, methods and ways of realization tasks which were focused on forming of Eurasian security system during Kazakhstan chairmanship in OSCE.
Key words: Kazakhstan, integration, OSCE, CIS, post-Soviet area, Central Asia, geopolitical interests, security, cooperation.