Научная статья на тему '25 лет независимости: ускоренный путь развития Казахстана'

25 лет независимости: ускоренный путь развития Казахстана Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1471
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУВЕРЕНИТЕТ / НЕЗАВИСИМОСТЬ / INDEPENDENCE / ДЕКЛАРАЦИЯ / DECLARATION / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / үЛТТЪЩ ИДЕЯ / NATIONAL IDEA / КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН / CONSTITUTIONAL LAW / ЕДИНСТВО НАРОДА / THE EQUAL OF PEOPLE / SOVEREIGN / ЕГЕМЕНДі / ТәУ-ЕЛСіЗ / КОНСТИТУЦИЯЛЫқ ЗАң / ХАЛЫқ БіР-ЛіГіНДЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ничубай Е.В.

В статье рассматривается процесс становления и развития Республики Казахстан как суверенного, независимого государства. Особое внимание уделено роли Президента страны Н.А. Назарбаева в сохранении, укреплении государственности и самостоятельности Республики. Важнейшим этапом в создании и становлении суверенного государства является национальная идея, которая выступает интегратором народа. Ядром национальной идеи в Казахстане является «Единство народа Казахстана», что должно стать одним из залогов независимости нашего государства, указывается в статье. На пути к подлинному суверенитету казахстанцы столкнулись с рядом огромных трудностей, но достойно пройдя все испытания, Казахстан вступил на путь ускоренной экономической, социальной и политической модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «25 лет независимости: ускоренный путь развития Казахстана»

Е.В. Ничубай,

преподаватель общественных дисциплин, КГКП «Костанайский строительный колледж»

Неггзгг свздер: егемендг, тэу-елсгз, декларация, улттыц идея, Конституциялыц Зац, халыц 6ip-лгггнде.

Ключевые слова: суверенитет, независимость, декларация, национальная идея, Конституционный Закон, единство народа.

Keywords: sovereign, independence, declaration, national idea, constitutional law, the equal of people.

25 ЛЕТ НЕЗАВИСИМОСТИ: УСКОРЕННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНА

Ацдатпа

Макалада ^азакстан Республикасыньщ егемен, тэу-елаз мемлекет ретшдеп калыптасу жэне даму YPДiсi карастырылады. ЕЛ Президент Н.Э.Назарбаевтьщ Ре-спубликамызды сактау мен ныгайтудагы рeлiне ерекше кещл бeлiнген. Егемен елдi жасау мен калыптастыруда халыктыц интеграторы болатын улттык идея мацызды кезец болып табылады. ^азакстандагы улттык идеяныц негiзi «^азакстан халыктарыныц бiрлiri» болып табылады, ол ез алдына мемлекетiмiздщ тэуелаздшнщ кепiлi болады. Егемендiк жолында казактандыктар кептеген киыншылыктарга кезiктi, бiрак барлык тар жол, тайгак кешудi ецсерш, ^азакстан жылдам экономикалык, элеу-меттiк жэне саяси жацару жолына тYCтi.

Аннотация

В статье рассматривается процесс становления и развития Республики Казахстан как суверенного, независимого государства. Особое внимание уделено роли Президента страны Н.А. Назарбаева в сохранении, укреплении государственности и самостоятельности Республики. Важнейшим этапом в создании и становлении суверенного государства является национальная идея, которая выступает интегратором народа. Ядром национальной идеи в Казахстане является «Единство народа Казахстана», что должно стать одним из залогов независимости нашего государства, указывается в статье. На пути к подлинному суверенитету казахстанцы столкнулись с рядом огромных трудностей, но достойно пройдя все испытания, Казахстан вступил на путь ускоренной экономической, социальной и политической модернизации.

Annotation

In this article considers the process of formation and development of Kazakhstan as a sovereign, independent state. Special attention is paid to the role of President of the country N. Nazarbayev in preserving, strengthening the statehood and independence of the Republic. The most important stage in the formation of a sovereign state is a national idea, which acts as the integrator of the people. The core of the national idea in Kazakhstan is "the unity of the people of Kazakhstan," stated in the article. The path to genuine sovereignty Kazakhstan faced a number of huge difficulties, but it passed all tests, Kazakhstan has embarked on the road to accelerated economic, social and political modernization.

s

к <

m О

го £

« О

w «

О

О!

С

w

U

W

¡г1 S

[-4

о

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

36 Вестник «врлеу^-kst

Независимость Казахстана - это чаяния предков и реальность потомков.

Н.А. Назарбаев

Каждое поколение имеет право по - своему интерпретировать свою историю. И не только имеет право, а в каком-то смысле и обязано это делать, чтобы удовлетворить свои насущные потребности. Мы хотим знать, как наши беды связаны с прошлым, и найти пути решения того, что согласно нашим чувствам и нашему выбору, является главной задачей.

Есть в истории даты, которые поневоле заставляют оглянуться назад не только для того, чтобы вспомнить прошлое, но для того, чтобы понять будущее.

История Казахского государства, если вести отсчёт от Великой Евроазиатской империи древнего суперэтноса - тюрок, насчитывает почти тысячу пятьсот лет. Свыше пятьсот лет прошло с тех пор, как на обломках Золотой Орды образовалось самостоятельное Казахское ханство - законный правопреемник всех предыдущих государственных образований, существовавших на огромной территории. Из них около трёхсот сч лет, начиная с 1731 года, казахский народ д жил в составе Российского государства, в « том числе 75 лет - при Советской власти. ^ Дорога к обретению республикой суве-

й ренитета была долгой и тернистой. В своей 3 многосложной и многострадальной судьбе § казахскому народу приходилось вести постою янную борьбу за сохранение и развитие наем ционального достоинства, за независимость, =1

м за государственность, за единство в услови-^ ях межродовых усобиц и феодально - коло-^ ниального гнёта.

В жизни каждого народа, каждой нации § бывают ситуации, когда сама история ста-« вит перед гамлетовский вопрос: быть или ^ не быть? И от того, какой путь изберёт на-^ род, зависит его дальнейшая судьба. Народ м Казахстана сделал свой выбор. Логическим ^ результатом многовековой борьбы казахского го народа за свою свободу, стала Декларация «О государственном суверенитете Казахской 5 ССР», принятая 25 октября 1990 года. © Президент Казахстана Н.А.Назарбаев пи-

сал: «Декларация о государственном суверенитете республики положила начало независимости и самостоятельности»[1,с.20]. Это принципиально новая страница в новейшей истории Казахстана, она ознаменовала начало юридического оформления его подлинно независимого развития. Ибо демократия, суверенитет, независимость становятся простыми словами, в лучшем случае, призывами и лозунгами без конкретных правовых актов.

Листая пожелтевшие страницы газет, особенно остро ощущаешь дыхание того времени. Начиналось все совсем непросто. Время было очень напряженное. При обсуждении депутатами Декларации разгорелась бурная дискуссия, она длилась больше недели.

Многие «атаки» законодателей пришлось отбивать виднейшему казахстанскому ученому, патриарху правоведения, академику Салыку Зиманову, который выстоял на ногах восемь часов, отвечая на вопросы.

Много было непонятного, к примеру, как это Казахстан вдруг станет членом ООН, и его признают как суверенное государство. Ведь это приведет к дополнительным затратам из бюджета, а Республика и без того испытывает экономические трудности, очень остро обсуждалась проблема создания собственных вооруженных сил. Как вспоминает советник председателя Сената Зинаида Федотова: «Я понимала наших оппонентов, ведь все привыкли к существованию единого оборонного комплекса. Одним из наиболее сложных вопросов касался языка, как известно, в 1989 году был принят закон о языках, в котором чётко прописывалось, что государственным является казахский, а русский - язык межнационального общения. В своем проекте мы еще раз закрепили данное положение»[2, с.1]. Ко всем этим спорам можно относиться по-разному. Но нужно понимать, что Декларация готовилась еще в условиях существования Союза. И это не могло не сказаться на сознании людей. Очень довлел груз ответственности, ведь за статьями Декларации - огромные преобра-

зования, которые должны последовать вслед за её принятием. Причём очень важно было, чтобы документ поддержал народ.

Решающую роль в принятии Декларации о суверенитете сыграл Глава нашего государства Нурсултан Абишевич Назарбаев. Президент многократно выступал, разъяснял позицию, смысл, записанных в Декларации норм, присутствовал на всех заседаниях Верховного Совета. Нурсултан Абишевич искал и находил компромиссы.

Вот несколько строк из выступлений президента. «...Давайте всегда и во всём стоять на основе закона. Ещё раз хочу обратиться к вам с просьбой, убрать из своих выступлений элемент подозрительности друг к другу и всё время помнить: за этим залом находится народ республики, который внимательно следит за каждым словом, сказанным с этой трибуны»[2, с.2].

Принятие Декларации вызвало взрыв эмоций: депутаты аплодировали стоя. Руководитель аппарата Конституционного Совета РК, Николай Акуев вспоминает: «События, свидетелями которых мы стали, ярко продемонстрировали: тогда мы избрали правильный путь. Обретение суверенитета оказало мощное влияние на развитие экономического потенциала Казахстана, институтов гражданского общества, углубления демократических процессов, развитие языка, культуры. И сегодня можно твёрдо сказать: положения Декларации стали явью»[2, с.2].

В этом судьбоносном документе впервые в истории Казахстана было прочно и открыто, заявлено о национальной государственности. Провозглашалось, что государственная власть обладает верховенством, самостоятельностью и полнотой. Декларация закладывала основы нового государственного строя и экономической самостоятельности республики, красной нитью в ней проходила идея полного обеспечения прав и свобод человека. Статья четыре провозглашает, что граждане республики всех национальностей составляют народ Казахстана, и он является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти в Казахской ССР.

Декларация о государственном суверенитете сделала также первый шаг в признании Казахстана в качестве независимого участника международных отношений. В своих положениях она закрепила основной принцип государственности - выступление республики субъектом международного права.

В качестве источника политико-правовой основы независимости Декларация внесла существенный вклад в конституционно-правовое становление республики. Наиболее важные ее положения в последующем нашли отражение в основных источниках конституционного права - в Конституционном Законе «О государственной независимости», Конституции 1993 года, а также в ныне действующем основном законе.

В дальнейшем был принят ряд законов, имеющих конституционный характер, направленных на укрепление государственности. 1 декабря 1991 года были проведены непосредственные выборы Президента республики, в которых приняло участие 88,23% избирателей от общего списка. Голосами 98,78% избирателей от числа принявших участие в голосовании президентом был избран Нурсултан Абишевич Назарбаев. «. Граждане республики впервые за тысячелетнюю казахскую историю всенародно избрали своего Президента»[3, с.7].

«Начиная с момента обретения независимости, и до сегодняшнего дня в Казахстане идёт строительство государственной системы, ядром которой стал институт президентства. Такая форма государственного устройства приобрела необычайную популярность на территории постсоветского пространства. Советское наследие с ярко выраженной персонификацией власти и многовековые традиции центрально-азиатской политической культуры предопределили структуру власти в этих новых независимых государствах»[4]. Президент как символ верховной власти выступал как гарант единства народа.

Рубежным этапом для страны, безусловно, стало принятие 16 декабря 1991 года Конституционного Закона РК «О государственной независимости РК», выступившего логическим продолжением Декларации.

к <

ер О

го £

« О

м «

О е^ С

м ^

и м

¡г1

[-4

О Ч

О «

о н м

з

м

и ©

О

и

о -

©

и

К <

ер О

го £

« О

м «

О

О!

С

м ^

и

м ^

[—I

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

©

То, что этот документ был принят 16 декабря неслучайно. Это подтверждение тому, что страна не забыла своих героев, которые именно в этот морозный день 1986 года вышли на главную площадь в столице, чтобы выступить в защиту свободы и демократии, против грубого диктата со стороны ЦК КПСС.

Ровно через пять лет после декабрьских событий, 16 декабря 1986 года, народный депутат СССР, М. Шаханов сказал: «Декабрьские волнения в Алма-Ате - это, по сути дела, первое в стране столкновение двух сил: молодой, не окрепшей демократии и административно-командной системы»

[5].

Конституционный закон Республики Казахстан о независимости стал предметом крупных дебатов. Несомненно, такой Закон ещё год назад мог быть встречен многими в штыки, но политические процессы, произошедшие в СССР за последние четыре месяца 1991 года, привели к естественному исходу: Казахстан объявил о своей независимости.

«Такой закон давно ждал весь народ многонационального Казахстана, - заявил народный депутат республики С. Сартаев. - Не погрешу против истины, если отмечу, что его приближали многие поколения нашего народа. Борьба за независимость шла буквально до последних дней»[6, с.5].

Значение Конституционного закона от 16 декабря 1991 года, в том, что он юридически оформил государственный суверенитет и Казахстан стал носителем признаков, характерных для независимого государства: единое гражданство, территориальная обособленность, самостоятельная система государственных органов, независимая экономическая система, наличие собственных вооруженных сил.

Новый путь требовал и новой идеологии, способной сплотить вокруг себя народ. Новая идеология должна стать вектором, по которому и будет происходить всё дальнейшее развитие.

Важнейшим этапом в создании и становлении государственности является Нацио-

нальная идея, которая выступает интегратором народа. Нужна ли Национальная идея Казахстану? Да, безусловно. Национальная идея характеризуется социально- психологической политикой государства, которая направлена на создание стабильного, патриотического общества. Национальной идее суждено сплотить вокруг себя общество в достижении единой цели. Данная модель актуализируется в переходных или кризисных периодах для государства, когда сформулированная Национальная идея выступает целью для преодоления упадка и хаоса. Но это совершенно не значит, что в мирное время Национальная идея перестаёт выполнять позитивную роль в обществе. Наоборот, чётко сформулированная и предельно простая Национальная идея служит высшей целью политики государства.

Так уж исторически сложилось, что территория Средней Азии на протяжении многих веков была перекрёстком разных цивилизаций. Люди, народы, государства всплывали и тонули во временной реке, а вместе с ними и их идеалы и ценности. Прорезанная «Шёлковым Путём» Средняя Азия вобрала в себя и тонкость Востока, и новаторство Запада. Этот исторический плацдарм выполнял роль «Восточного моста» народов Евразии. Поэтому наша страна это не только среднеазиатская территория, это многовековой культурный пласт. От Андро-новской культуры до «Великого переселения народов», от правления «Золотой орды» до сближения с Россией - все эти исторические этапы стали нашей частью, нашей генетической памятью. Поэтому при выборе Национальной идеи нужно обращать свой взор назад в историю к многовековой многонациональной культуре наших земель. Идея об историческом взаимодействии и взаимовлиянии народов, каждый из которых мог назвать, современную территорию Казахстана своей Родиной переходит, в формулировку многонационального единства, скреплённого общей территорией, общим бытом и, в конце концов, идентичностью интересов. Многонациональное единство всех этносов,

которые, так или иначе, были связаны с казахстанской землёй и историей переходят в конкретную формулировку: «Единство народа Казахстана», что должно стать одним из залогов независимости нашего государства.

На современном этапе Национальная идея Казахстана воплотила индивидуальность страны, ее сильные стороны и лучшие качества народа.

Мы не можем копировать опыт ни одной страны, исходя из специфики формирования населения.

Казахстанская Национальная идея должна учитывать и опираться на полиэтнич-ность, не забывая при этом, что этничность продолжает играть важную роль. Время показало, что самый разумный путь - совмещение интересов всех граждан страны, независимо от их этнической принадлежности. Переход страны к гражданскому состоянию общества, формирование в Казахстане единого народа становится ядром Национальной идеи. Об этом очень хорошо сказал сам Президент в своем Послании «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее»»: «Мы, казахстанцы, единый народ! И общая для нас судьба - это наш Мэцгшк Ел, наш достойный и великий Казахстан!... »[7].

Национальную идею невозможно придумать, она появляется сама при объективном участии времени. Государственные ценности и интересы, неоднократно озвученные первым Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым нужно защищать и пропагандировать.

На пути к подлинному суверенитету Казахстан столкнулся с рядом огромных трудностей. Распад СССР больно ударил по всем, и скоротечная эйфория от «парада суверенитетов» не могла компенсировать последствия разрыва народно-хозяйственных связей, складывающихся десятилетиями. Финансовый кризис, сигнация производства, инфляция и критический рост безработицы - за этими макроэкономическими реалиями стояли трагические судьбы миллионов конкретных людей, оказавшихся на перепутье, в

безвременье.

Не вычеркнуть из памяти длинные очереди на фоне голых магазинных полок за «отовариванием» продуктовых талонов, бесконечные отключения электроэнергии, брошенные дома, заколоченные двери и окна детских садов, библиотек, Дворцов культуры. Многие тогда, усомнившись в способности государства обеспечить социально-экономическую стабильность в стране, устремились в поисках лучшей доли к чужим берегам.

Эта тенденция искусственно «грелась» и мнениями экспертов-скептиков о том, что Казахстан, с его «пестрой» этнической ко-лористикой, является потенциальным очагом напряжения, который неизбежно должен был разразиться взрывом межнационального конфликта.

Однако коллизии не произошло и в этом колоссальная заслуга Лидера государства, который не только не допустил возможностей подобных катаклизмов, но напротив, мудрой дальновидной политикой, даром убеждения, а зачастую и личным примером обратил «запал риска» в русло созидания, выступив символом и гарантом единства народа и государственной власти.

Не смотря на все трудности переходного периода, пройдя все испытания, Казахстан вступил на путь ускоренной экономической, социальной и политической модернизации.

В результате поисков, которые велись в ходе реформ, ныне сформировалась концепция социально-ориентированной рыночной экономики Казахстана, которая основывается на взаимодействии разных форм собственности и конкуренции между ними.

Обнародованная в октябре 1997 года Президентом Республики стратегическая программа развития Казахстана до 2030 года нацеливала на всемерную интенсификацию экономики и обеспечения на этой основе мощного экономического рывка, способного обеспечить выход на качественно новые рубежи. «Если мы будем усердно работать, четко выполняя нашу стратегию, мы станем первым настоящим центрально-азиатским барсом - и служить примером для других

к <

ер О

го £

« О

м «

О е^ С

м ^

и м

¡г1

[-4

О Ч

О «

о н м

£1

м

и ©

О

и

о -

©

Я

<

ер О

го £

« О

м «

О

О!

С

м ^

и

м ^

[—I

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

государство с присущим ему национальным единством, социальной справедливостью и экономическим благосостоянием всего на-селения»[8, с.495],- говорится в Обращении Президента к народу.

14 декабря 2012 года глава государства выступил с новым Посланием - «Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства». В качестве долгосрочного приоритета выделяется задача усиления вектора дальнейшего развития внутриполитической стабильности и консолидации казахстанского общества. Лидер нации Н.А. Назарбаев отмечает, что «наша задача - сохраняя всё, чего мы достигли за годы суверенитета, продолжит устойчивое развитие в 21 веке. Наша главная цель - к 2050 году создать общество благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда. Сильное государство особенно важно для обеспечения условий ускоренного экономического роста. Сильное государство занимается не политикой выживания, а политикой планирования, долгосрочного развития и экономического роста» [9].

Двадцать пять лет государственной независимости Казахстана - это годы упорной, напряженной работы по формированию новой политической и правовой системы, созданию демократических институтов с учетом опыта развитых стран мира и особенностей национального исторического развития.

Достижения Казахстана за прошедшие годы действительно масштабны. Казахстан создал свою государственность и заложил, развил, укрепил основы национальной независимости, обеспечил территориальную целостность страны и нерушимость границ, перевел экономику на свободный рыночный путь развития и успешно интегрировался в мировой рынок.

В Казахстане созданы все необходимые международно-правовые механизмы сотрудничества с зарубежными странами, при этом республика приобрела право голоса при участии в решении вопросов регио-

нального и глобального характера.

Одним из крупнейших достижений отечественной дипломатии стало председательство в ОБСЕ и проведение Саммита Организации в Астане в декабре 2010 года. Год председательства в ОБСЕ навсегда вошел яркой строкой в летопись нашей Родины, а Астанинский саммит стал одним из крупнейших международных событий первого десятилетия XXI века.

Высокая гуманная миротворческая миссия нашего государства успешно реализуется в форумах лидеров мировых и традиционных религий, в деятельности Ассамблеи народа Казахстана - уникального института регулирования межнациональных отношений, известного далеко за пределами страны.

В течение всех лет независимости Казахстан отводил важное место развитию отношений с государствами СНГ, в том числе в рамках многостороннего интеграционного взаимодействия. По инициативе казахстанской стороны одобрена Концепция дальнейшего развития СНГ и план основных мероприятий по ее реализации. Эти документы определяют приоритетные направления сотрудничества на долгосрочный период и призваны «оживить» деятельность Содружества.

Одним из внешнеполитических приоритетов РК на постсоветском пространстве является сотрудничество в рамках Организации Договора о коллективной безопасности. Наша страна намерена и впредь прилагать усилия по развитию взаимодействия под эгидой ОДКБ, наращиванию ее потенциала в целях обеспечения мира и стабильности в регионе.

Крупными достижениями характеризуется сотрудничество Казахстана в рамках Евразийского экономического сообщества. В 2010 году - в год председательства РК в ЕврАзЭС - введен в действие Единый таможенный тариф, вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза.

29 мая 2014 года подписан договор о создании на базе Таможенного союза, Ев-

Ц

разийского экономического союза (ЕАЭС). Одним из главных идейных вдохновителей создания Евразийского экономического союза, является Президент Казахстана Н.А. Назарбаев. 14 октября 2014 года Президент страны подписал Закон РК «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе».

За годы независимости Казахстан достиг внушительных результатов в экономической сфере. Радикально реформирована экономика страны, что обеспечивает становление рыночных отношений и последовательную интеграцию Казахстана в мировую систему торгово - экономических связей.

Сегодня цели нашей молодой страны отличны от тех, которые мы ставили перед собой двадцать пять лет назад. И это закономерно.

В одном из своих выступлений Президент Н.А.Назарбаев отмечал: «За эти годы, без сомнения, мы прошли путь, равный нескольким десятилетиям. Мы живём в многонациональном государстве. В нём - труд многих поколений казахстанцев, душа и судьба всех народов нашей страны. Мы добились независимости. Мы сообща построим новую страну»[ 10].

Обидно, если Родина в эпоху перемен обойдется без твоей помощи. Вот что я называю настоящим патриотизмом - желание быть в гуще событий в судьбоносное для страны время. Из отдельных частиц складывается общество, стараниями каждого обеспечивается деятельность общественной системы, а значит, и сохранение независимости государства.

Подводя итог, можно сделать вывод, что двадцать пять лет назад нам предстояло выбрать единственно верный путь сохранения и укрепления обретённой независимости. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что путь был выбран, верно, и суверенность Казахстана - это реальность. А залогом успеха является: единство народа Казахстана, равноправие всех граждан и их общая ответственность за честь, и судьбу Родины. Новое тысячелетие ставит новые задачи. И

это уже другая история.

ЛИТЕРАТУРА

1. Назарбаев, Н.А. Пять лет независимости [Текст] / Н.А. Назарбаев. - Алматы: Казахстан, 1996.- 624 с.

2. Шимырбаева, Г., Пряников, В. Так рождалась новая страна [Текст] / Г. Шимы-рбаева, В. Пряников // Казахстанская правда.- 2003. - 25 октября.- С.4-8

3. Назарбаев, Н.А. Казахстанский путь стабильности модернизации и процветания [Текст] / Н.А. Назарбаев // Мысль.-2005.-№10.- С.7-20

4. Борисова, Е. Институт президентства в Казахстане. Анализ механизма власти [Электронный ресурс] // www.centralasia.kz

5. Шаханов. М. Правда и ложь [Электронный ресурс]

// http://jeltoksan.narod.ru/shahanov.htmi.

6. Сартаев. С. Вековая мечта мудрых и героических предков воплотилась в реальность [Текст] / С. Сартаев // Мысль. - 2005.-№12.- С.4-10

7. Назарбаев, Н.А. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» [Текст] / Н.А. Назарбаев // Костанайские новости.- 2014.- 21 января.

8. Сатыбалдин, С. «Драконы» и «Тигры» Азии: сможет ли казахстанский «Барс» пройти их тропами? [Текст] / С.Сатыбал-дин.- Алматы: Еылым, 1998.- 600 с.

9. Назарбаев, Н.А. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан - 2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» [Текст] / Н.А. Назарбаев // Казахстанская правда.- 2012. -14 декабря.

10. Назарбаев, Н.А. Наш курс - ускоренная модернизация [Текст] / Н.А. Назарбаев // Мысль.-2006.- №1.- С.4-8

11. Доктрина национального единства Казахстана // Казахстанская правда.- 2009.6 ноября.

£

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К <

ер О

го £

« О

м «

О е^ С

м ^

и м ¡г1 £ [-4

О Ч

О «

о н м

£

м

и ©

О

и

о -

©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.