Научная статья на тему 'Внешняя политика Казахстана и модернизационные реформы'

Внешняя политика Казахстана и модернизационные реформы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1725
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Капышев А. К.

В статье рассматриваются основные исторические аспекты становления внешней политики Республики Казахстан в течение 20 лет независимости. Автор анализирует модернизацию страны ее будущее, экономически и политический строй. Ключевые слова: внешняя политика, модернизация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внешняя политика Казахстана и модернизационные реформы»

УДК 327

А.К. Капышев

Кокшетауский университет имени А. Мырзахметова

Казахстан

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КАЗАХСТАНА И МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ РЕФОРМЫ

В статье рассматриваются основные исторические аспекты становления внешней политики Республики Казахстан в течение 20 лет независимости. Автор анализирует модернизацию страны ее будущее, экономически и политический строй. Ключевые слова: внешняя политика, модернизация.

16 декабря 1991 года Верховным советом Республики Казахстан был принят Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан». Впервые Казахстан обрел юридически оформленный статус независимого государства, признанного мировым сообществом. Это историческое событие - результат сбывшихся чаяний и надежд нескольких поколений казахского народа.

За короткий период истории независимого развития наша страна превратилась в современное, конкурентоспособное государство, успешно осуществляющее масштабные реформы в различных областях жизни общества. Принятые за это время решения о переходе экономики на рыночные рельсы, безъядерном статусе страны, переносе столицы, принятии Стратегии-2030, создании Национального фонда и другие доказали свою историческую состоятельность и эффективность.

Сегодня наша страна позиционируется в качестве важной составляющей укрепления безопасности в Центральной Азии. Казахстан является лидером позитивных преобразований среди стран СНГ. Успешное председательство страны в ОБСЕ, Астанинский саммит, председательство в ОИК, ШОС и многие другие принятые инициативы Казахстана - бесспорный показатель высокого авторитета страны на международной арене [1].

С момента обретения независимости страны Президент республики провозгласил стратегический курс в сфере внешней политики - принцип многовекторности, который полностью себя оправдал. С этого момента глава государства стал инициатором крупных идей, привлекших внимание всего мирового сообщества, многие из которых были поддержаны и реализованы в таких региональных структурах, как СНГ, СВМДА, ЕвраАзЭС. Особую значимость внешнеполитическим инициативам Н.А. Назарбаева придает тот факт, что такие инициативы, как правило, не остаются на бумаге, а поэтапно, несмотря на трудности, воплощаются в реальность.

Успешно развиваются тесные связи с Россией, Китаем, США, Европейским союзом, странами Центральной Азии и мусульманским миром. Казахстан присоединился к ключевым международным договорам, неоднократно демонстрировал свою поддержку глобальной борьбы против международного терроризма, занимает взвешенную и ответственную позицию по вопросу нераспространения оружия массового поражения. Не подлежит сомнению вклад Казахстана на обеспечение региональной стабильности. Многовекторная внешняя политика Казахстана обеспечила реализацию основополагающих национальных интересов в области экономики и безопасности.

Все это в значительной степени результат грамотного стратегического планирования и поэтапного осуществления поставленных целей. Между тем, нетрудно заметить, что внутриполитическая обстановка, на базе которой осуществлялся внешнеполитический курс Казахстана, за последнее десятилетие заметно трансформировалась, в связи с чем перед республикой встает вопрос адаптации к произошедшим изменениям. Подъем экономики и разрешение ряда ключевых внешнеполитических задач - прежде всего создание Таможенного союза - закономерно ставят перед Казахстаном новые приоритеты как внутри страны, так и на международной арене.

Возрастающее влияние на экономическую жизнь Казахстана начинают оказывать

процессы глобализации. Либерализация международных экономических отношений и открытие национальных рынков ведут к перемене базовых оснований и условий функционирования отечественной экономики. Если с первоначальной задачей -интеграцией в мировое сообщество и мировую экономику - республика вполне успешно справилась, то теперь ей предстоит занять устойчивые позиции в международной торговле. Сделать это будет достаточно сложно, не обеспечив технологического прорыва и не предложив потребителям, не только зарубежным, но и отечественным, современную высококачественную продукцию [2, с. 229].

Другой немаловажный фактор, который должен быть отмечен, - неоднозначные процессы в сфере безопасности, происходящие в Центральной Азии, Северной Африке, на Ближнем Востоке. С этими процессами Казахстан вынужден считаться, и перед лицом возрастающих экономических и военно-политических рисков республика должна располагать определенным запасом прочности, который необходимо создать и поддерживать для повышения устойчивости к воздействию внешних факторов.

Все это в целом означает, что достижения Казахстана во внешнеполитической сфере и международный вес республики во многом будут зависеть от состояния экономики. Очевидно, что без модернизации экономической и политической жизни страны, ее технологического обновления невозможно дальнейшее успешное развитие страны и сохранение высоких темпов развития, что подтверждает опыт передовых азиатских экономик.

В этом отношении предложенная Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым стратегия «Казахстан - 2030», стратегический план развития нашей страны до 2020 г. и Послание 2011 г., которые определяют и конкретизируют цели и направленность казахстанских реформ, имеют большое значение. При этом республика намерена выступать на международной арене в качестве государства с современной и открытой рыночной экономикой, уважающего демократические нормы и строго соблюдающего свои международные обязательства.

Успехи процесса модернизации в значительной степени обусловлены перспективами регионального сотрудничества. На современном этапе важно уделять большее внимание экономическим, социальным, экологическим и демографическим проблемам Центрально -Азиатского региона, добившись координации действий и взаимодополняемости национальных программ развития с остальными странами региона. Только объединение ресурсов, согласованность и совместимость региональной политики, особенно в сфере торговли, энергетики и транспорта, позволят центральноазиатским странам избежать превращения в «сырьевой придаток» и пассивный объект интересов ведущих геополитических центров.

В числе долгосрочных приоритетов Казахстана находится углубление регионального партнерства в сфере безопасности. Республика является активным участником ведущих региональных объединений, таких, как ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС и СВМДА, выступает с инициативами, направленными на укрепления мер доверия в регионе, налаживает двустороннее сотрудничество в сфере региональной и глобальной безопасности с Россией, Китаем, США и Европейским союзом. Используя свое узловое географическое положение, Казахстан имеет все необходимые ресурсы и потенциал, чтобы занять ведущие позиции в формирующейся на евразийском пространстве многоуровневой системе безопасности, выполняя при этом важную функцию по обеспечению геополитической стабильности и безопасности в регионе.

Библиографический список

1. Об объявлении 2011 года годом 20-летия независимости Республики Казахстан : Указ Президента Республики Казахстан от 27 января 2011 г. № 1144.

2. Токаев, К.К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации / К.К. Токаев. - А., 2000.

© Капышев А.К., 2011

Автор статьи - Ардак Каиржанович Капышев, кандидат исторических наук, доцент, Кокшетауский университет имени А. Мырзахметова, Казахстан.

Рецензент - Канат Тастемирович Базаров, кандидат исторических наук, профессор, Кокшетауский университет имени А. Мырзахметова, Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.