МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
КАЗАХСТАНСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ С ЕВРОСОЮЗОМ
Р.С. Курмангужин
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.
В работе представлены предложения Казахстана по сотрудничеству с Евросоюзом, инициированные в 2000-2009 гг. В 2000 г. Астана предложила Брюсселю разработку «Общей стратегии сотрудничества в Центральной Азии» (ЦА), целью которой являлось:
- расширение торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия;
- доступ товаров и услуг на европейские рынки;
- развитие сотрудничества в энергетике, транспортно-комму-никационной и финансовой сферах.
В 2006 г. Казахстан представил пакет предложений к разрабатывавшейся в тот период Стратегии нового партнёрства со странами ЦА на 2007-2013 гг., затрагивавшей такие области приоритетного сотрудничества, как региональная интеграция, экономическое развитие, демократизация, энергетика и безопасность.
В 2008 г. МИД во взаимодействии с другими ведомствами по поручению Президента разработал госпрограмму «Путь в Европу» на 2009-2011 гг., в которой были систематизированы приоритеты сотрудничества с ЕС. «Путь в Европу» стал ключевой внешнеполитической инициативой, успешно реализованной за прошедший период и важнейшим документом по модернизации национальной экономики и казахстанского общества.
В начале 2009 г. Казахстан, основываясь на позитивных моментах сотрудничества с ЕС, а также исходя из опыта взаимодействия с рядом стран Европы и Азии, предложил Евросоюзу концепцию нового двустороннего документа. Он должен был заменить Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве 1995 г. Активная позиция Астаны была позитивно оценена Брюсселем, который согласился заключить новое Соглашение о расширенном партнёрстве и сотрудничестве.
Ключевые слова: Общая стратегия сотрудничества в Центральной Азии, Стратегия нового партнёрства ЕС со странами ЦА, государственная программа «Путь в Европу», Соглашение о расширенном партнёрстве и сотрудничестве, ЕС - Казахстан.
После обретения независимости Республика Казахстан активизировала шаги по решению вопросов становления национальной дипломатии. На новом уровне стал функционировать МИД, существовавший с 1944 г., была создана сеть загранучреждений, сформирована нормативно-правовая база для обеспечения внешнеполитической деятельности. Количественно и качественно вырос кадровый потенциал дипломатической службы, костяк которой составили профессионалы с опытом работы в системе МИД СССР и Казахской ССР. Необходимость этих усилий объяснялось тем, что в новых условиях последовательного включения страны в мировую экономику приоритет в работе по обеспечению безопасности стал принадлежать внешнеполитической деятельности [1, с. 32].
В начале 1990-х гг. дипломатия Казахстана находилась на этапе развития, основным содержанием которого стали меры, направленные на беспрепятственное вхождение страны в мировое сообщество в качестве субъекта международного права [20, с. 41]. В июле 1992 г. Президент Н.А. Назарбаев утвердил положения «О МИД Республики Казахстан», «О Посольстве Республики Казахстан», «Об основных обязанностях Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Казахстан». Постановлением правительства была установлена численность работников центрального аппарата в количестве 476 человек [15, с. 218]. Позднее, в 1995 г., была принята Концепция внешней политики Казахстана, закрепившая многовекторность дипломатической деятельности. В 1997 г. появился Закон «О дипломатической службе», предварительная работа над которым была начата в 1993 г. [15, с. 312]. Несмотря на трудности организационного периода и масштабность решаемых впервые в истории Казахстана задач, до конца 1990-х гг. была создана правовая база для развития всестороннего сотрудничества страны по всем первостепенным для неё внешнеполитическим азимутам.
Что касается ЕС, то до конца 1993 г. он не рассматривал страны Центральной Азии (ЦА) как самостоятельное направление своей внешней деятельности [22, с. 61]. Тенденция к пересмотру политики в отношении указанных государств наметилась на рубеже 1993-1994 гг., что ознаменовало переход к качественно новому этапу в международных отношениях ЕС [22, с. 65]. Безусловно, интерес к Центральной Азии ЕС был на начальном этапе слабее, чем у США, однако уровень заинтересованности и участия европейцев в делах региона постоянно повышался [10, с. 110].
После подписания Маастрихтского договора 1993 г., зафиксировавшего новые параметры в политике ЕС и проведение более активной региональной политики за пределами Европы [9, с. 299], ЕС приступил к выработке стратегии сотрудничества со странами ЦА. В октябре 1995 г. Комиссия Европейского сообщества опублико-
вала Коммюнике «Об отношениях с новыми независимыми государствами ЦА» с изложением геополитических и экономических интересов ЕС в регионе. Фактически ЕС стремился гарантировать экономическую безопасность собственных интересов в ЦА, претендуя на большую роль в принятии решений в области энергетики и добычи минеральных ресурсов [5]. Данный документ, по мнению аналитиков, мог стать основой для развёрнутой стратегии ЕС [7].
В течение 1998 г. в европейских кругах обсуждалась необходимость придания импульса региональной стратегии ЕС в ЦА [22, с. 73]. Активную позицию в поиске подходов заняла Германия. В 2000 г. Германское общество внешней политики разработало концепцию Стабилизационного пакта для Каспийского моря, предусматривавшего создание сети транспортных коммуникаций по линии Восток-Запад как противовеса существующим двести лет путям Север-Юг, укрепление демократии и рыночной экономики в государствах региона, переход от геополитики к экономической конкуренции [18, с. 76].
В этот период ЕС укреплял свои позиции в качестве одного из центров мировой экономики. В то же время он был примером интеграционной группировки, прошедшей сложный путь от зоны свободной торговли и таможенного союза до экономического и валютного союза и политической интеграции [11, с. 18]. Евросоюз стал одним из лидеров инновационного, высокотехнологического производства, занимая ведущие позиции в мировой торговле. К тому же развитие с начала 2000-х гг. Общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ) Евросоюза привело к эволюции центра принятия политических решений от Еврокомиссий к Совету ЕС [13, с. 279], что позитивно сказалось на сотрудничестве со странами ЦА.
Казахстан в новом тысячелетии взял курс на создание открытой экономики и интеграцию в мощные мировые экономические зоны, что в стране считалось «единственным способом выживания нации и государства» [3, с. 74]. По существу, это было реализацией Стратегии развития до 2030 г., выдвинутой в октябре 1997 г. Президентом Н.А. Назарбаевым [1, с. 312]. Она была направлена на трансформацию Казахстана в безопасное, стабильное, экологически устойчивое государство с динамично развивающимися гражданским обществом и экономикой, что представлялось трудно достижимым без сотрудничества с ЕС.
В Казахстане к началу 2000 гг. была сформирована правовая база взаимодействия с Евросоюзом. В частности, в июне 1999 г. вступило в силу подписанное в 1995 г. Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве Казахстана и ЕС. Оно способствовало развитию отношений Казахстана со странами европейского политического и экономического сообщества, создавая предпосылки к повышению эффективно-
сти торгово-экономического сотрудничества с объединённой Европой [19, с. 35]. Импульсом для реализации Соглашения стало проведение в 1999 г. первых заседаний координационных комитетов: Совета сотрудничества «РК - ЕС» (июль) и Комитета сотрудничества (ноябрь). В мае 2000 г. состоялось заседание Комитета парламентского сотрудничества «РК - ЕС».
ЕС становится основным экономическим партнёром Казахстана. На долю 15 стран ЕС в 2000 г. приходилось 21,7% внешней торговли РК [23] и 23% зарубежных инвестиций. При этом стороны успешно решили имевшиеся проблемы экспорта казахстанской икры в страны ЕС и европейских квот на продукцию из стали. Как следствие, сотрудничество постоянно возрастало. В ходе состоявшихся в июне 2000 г. в Брюсселе переговоров Президента Н.А.Назарбаева с Председателем ЕК Р. Проди обсуждалась возможность перевода сотрудничества в плоскость стратегического партнёрства. Стороны подписали и парафировали важные соглашения1. Подчеркивая заинтересованность в партнёрстве, Председатель ЕК заявил о необходимости выработки единой доктрины по развитию центрально-азиатского региона, а также комплексной программы сотрудничества Астаны и Брюсселя в региональном контексте [20, с. 271]. Речь шла об Общей стратегии сотрудничества в ЦА.
Данный документ, по мнению казахстанской стороны, должен был наметить перспективы взаимодействия. В частности, необходимо было использовать потенциал Казахстана в качестве катализатора регионального сотрудничества, развития экономической кооперации и транзитного потенциала, борьбы с организованной преступностью, терроризмом и наркотрафиком, защиты окружающей среды, в целом для укрепления безопасности в регионе. Следующим шагом в этом направлении могла бы стать выработка Общей стратегии ЕС в отношении Казахстана, по аналогии с документами в отношении России и Украины [20, с. 273].
При подготовке предложений казахстанские специалисты сопоставили положения Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве с интересами Казахстана и ЕС. В итоге была выявлена важность выделения ряда приоритетов и их детального изложения в новом документе. При этом предлагалось сосредоточиться на решении среднесрочных задач, не отказываясь от самого Соглашения, которое являлось основополагающим стратегическим документом [20,
с. 35]. Договорившись о создании при Комитете сотрудничества «РК - ЕС» Подкомитета по правосудию и внутренним делам, Астана инициировала формирование единого правового пространства, намереваясь стать ключевым партнёром ЕС в регионе в борьбе с новыми вызовами. Одной из таких проблем стала борьба с терроризмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков2. В рамках общей стратегии было предложено:
- развить сотрудничество между ОБСЕ и Совещанием по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА);
- принимать участие в решении проблем Афганистана;
- обеспечить укрепление границ стран ЦА для противодействия распространению терроризма и наркотрафика;
- гармонизировать национальное законодательства с документами ЕС и конвенциями (в том числе в вопросах борьбы с терроризмом, отмывания денег, контроля незаконного движения капитала).
Актуальным виделось взаимодействие в сфере борьбы с наркотиками в рамках офиса Спецпредставителя ЕК, реализация соответствующего Плана сотрудничества ЕС и ЦА. Казахстан был заинтересован в участии ЕС в национальной государственной программе по борьбе с наркоманией и наркобизнесом, ежегодном посещении региона «тройкой» ЕС для переговоров по вопросам региональной безопасности. Учитывая формирование ОВПБ, Астана предложила Брюсселю участие в качестве наблюдателя в СВМДА, взаимодействие в вопросах безопасности, содействие развитию регионального сотрудничества стран Центральной Азии в рамках «шанхайской пятерки» (ШОС).
Перспективным было взаимодействие в сфере энергетики, поскольку она была только обозначена в упомянутом Соглашении3. Это соответствовало подходам ЕС в контексте диверсификации энергопоставок. Астана была готова содействовать решению вопросов, связанных с потребностью Брюсселя в источниках энергоносителях. В Казахстане полагали, что усилия страны по выполнению соглашения о разделе продукции, решению вопросов налогообложения в нефтегазовой сфере, развитию институциональной и законодательной баз будут способствовать установлению аналогичного взаимодействия с ЕС и других государств СНГ.
1 Соглашение в форме обмена письмами между РК и Европейским Сообществом о внесении изменений в Соглашение по торговле текстильными изделиями, Соглашение о сотрудничестве между Правительством РК и Европейским Сообществом по атомной энергии в области управляемого ядерного синтеза.
2 После событий 11 сентября 2001 г. данная проблематика приобрела особую актуальность для всех стран. Председательствуя в ЕС в 2002 г., Испания объявила борьбу с терроризмом и сотрудничество в области безопасности и правосудия одним из шести приоритетов.
3 Казахстан обращал внимание ЕС на происшедшие в стране изменения в области разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений, перспективы развития трубопроводной инфраструктуры и поставок углеводородного сырья на Запад.
Важным представлялось сотрудничество в области атомной энергетики4. Стороны договорились о создании Подкомитета по взаимодействию в сфере энергетики. Казахстан предлагал определить направления долгосрочной энергетической политики с созданием в будущем единого евразийского энергетического пространства. В Астане полагали, что общность целей Евразийского экономического сообщества и ЕС, то есть формирование общего рынка товаров, услуг, труда и капиталов, могла бы создать основу для взаимовыгодного экономического сотрудничества в многостороннем формате [20, с. 274]. На экспертном уровне высказывались идеи участия Казахстана в инициативе евразийского партнёрства в рамках саммита АСЕМ.
Казахстан привлекал внимание ЕС к различиям уровням развития стран ЦА. Для обеспечения устойчивости сотрудничества необходимо было сбалансированное региональное взаимодействие, расширение двусторонних отношений. Целесообразным виделось использование опыта ЕС для развития соответствующих процессов в СНГ. Ещё одна область сотрудничества не была освещена в Соглашении - транспортно-комму-никационная сфера. Предлагалось прописать необходимые положения в Общей стратегии, учитывая их актуальность в свете реализации программ ТРАСЕКА и ИНОГЕЙТ.5
Мало разработанной сферой оставалось взаимодействие в финансовой сфере. Особое значение придавалось торгово-экономическому и инвестиционному сотрудничеству. Приоритетным было формирование благоприятного инвестиционного климата6, обеспечение устойчивого развития7. В 2000 г. Казахстану удалось в целом решить вопросы по обязательствам перед МВФ и разметить новые выпуски еврооб-
лигаций на 350 млн долл. [24]. Инициируя Общую стратегию, Астана учитывала отношения стратегического партнёрства с Москвой, взаимозависимость экономик и возможные перспективы «экономического пространства» между РФ и ЕС.
Развитие сотрудничества с ЕС предполагало координацию с присоединением Казахстана к ВТО, что требовало внесения корректив в соответствующее Соглашение. Расширение ЕС меняло торговый режим, доступ товаров и услуг на рынки восточно-европейских стран. Прогнозировалось, что единая сельскохозяйственная политика ЕС закроет для агросектора стран СНГ доступ на европейские рынки. Угроза казахстанскому экспорту возникала в сфере стандартизации и сертификации8. Исходя из этого, Астана подчёркивала, что расширение ЕС не должно рассматриваться как исполнение «копенгагенских критериев». ЕС должен взять на себя ответственность за обеспечение безопасности и стабильности на всём общеевропейском пространстве. Всё это в очередной раз подтверждало необходимость закрепления приоритетов и обязательств в Общей стратегии сотрудничества в ЦА.
К сожалению, европейцы не оценили казахстанские идеи, что объяснялось наличием ряда проблем9. В ЕС были заняты присоединением с января 2001 г. к Экономическому и валютному союзу Греции, имевшей госдолг в размере 103,7% от ВВП (установленный в Маастрихте потолок — 60%) [25]. Вызывал беспокойство итальянский долг, достигший в 2001 г. 108,8% [8, с. 157]. Актуальной для ЕС была подготовка Конституции. ЕС предстояло решить торгово-экономические проблемы со странами ЦА. Так, на Совете сотрудничества РК - ЕС в 2001 г. обсуждались:
4 В тот период завершались процедуры вступления в силу подписанного в июле 1999 г. Соглашения между Республикой Казахстан и ЕВРАТОМ о сотрудничестве в области ядерной безопасности. Шла подготовка соглашений о сотрудничестве в области управляемого ядерного синтеза и о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии.
5 Казахстан к тому времени стал одним из основных грузообразующих регионов маршрута ТРАСЕКА, многое сделал для создания транспортных коридоров. Дальнейшее расширение транспортно-коммуникационной сферы виделось важным для «параллельных» процессов в зоне ЕС и регионе. Имелось в виду развитие Трансъевропейской сети, с одной стороны, и рост транзитных транспортных перевозок по Северному коридору (9,2 тыс. км — Германия, Польша, Белорусия, Россия, Казахстан, Монголия, Китай, Северная и Южная Кореи) - с другой.
6 В ноябре 1996 г. создается Государственный комитет по инвестициям, в 1998 г. - Совет иностранных инвесторов при Президенте Казахстана.
7 В 2001 г. был создан «Национальный фонд Республики Казахстан», ставший одним из первых суверенных фондов в странах СНГ. Его целью было обеспечение стабильного социально-экономического развития страны, накопление финансовых средств для будущих поколений (сберегательная функция), снижение зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов (стабилизационная функция).
8 Согласно требованиям ЕС, бывшие технические нормы Совета экономической взаимопомощи в странах-претендентах на членство в ЕС, по которым в тот период работала казахстанская промышленность, заменялись нормами ЕС, что ставило барьер промышленному экспорту Казахстана.
9 Начиная с 2000 г., ЕС был занят реализацией Лиссабонской стратегии. Состоявшееся в марте 2001 г. в Стокгольме весеннее заседание ЕС показало преимущественный интерес европейцев к решению внутренних проблем. В Гётеборге (июнь 2001 г.) было принято решение по временным рамкам расширения, в декабре 2001 г. на Лакенском саммите кандидатами были названы восемь стран Центральной и Восточной Европы, принято решение о созыве Конвента о будущем Европы.
- перспективы взаимодействия в рамках Соглашения между Правительством РК и Европейскими объединениями по углю и стали по торговле определёнными изделиями из стали10;
- принятие директивы ЕК по включению Казахстана в список импортёров икры и рыбной продукции11;
- гармонизация казахстанских нормативных документов по экспорту продукции в ЕС и поставки продукции животного происхождения.
К тому же развитие механизмов ОВПБ, рост политического компонента в принятии решений привели к изменению системы европейских приоритетов: Южный Кавказ, воспринимавшийся до конца 1990-х гг. как единый регион с Центральной Азией, стал занимать в приоритетах ЕС более высокое место [13, с. 279]. Таким образом, налицо комплекс факторов, затруднявший работу над Общей стратегией сотрудничества. Ситуация изменилась после 11 сентября 2001 г. и вхождения стран ЕС в антитеррористическую коалицию. С началом в октябре 2001 г. антиталибской военной компании для ЕС актуализируется взаимодействие со странами, граничащими с Афганистаном. В декабре 2001 г. был обновлён список интересов ЕС в ЦА. Так, обеспечение интересов в борьбе с терроризмом, кроме афганского направления, включало содействие государственным институтам стран региона, прежде всего, силовых служб и сокращению бедности [22, с. 75].
Несмотря на это, вне поля зрения оставалось сотрудничество в военной сфере и в области безопасности. Это объяснялось отсутствием структур безопасности внутри ЕС. К тому же Брюссель предпочитал опираться на программы в рамках НАТО и ОБСЕ во избежание пересечений, например с программой «Партнёрство во имя мира» [12, с. 467]. Относительная слабость военно-политического взаимодействия была вызвана тем, что внешнеполитические инициативы ЕС в регионе не были подкреплены инициативами в области безопасности, а также тем, что в части безопасности и оборонной политики страны ЦА взаимодействовали с региональными организациями, членами которой выступали Россия и Китай [14, с. 250]. Необходимо отметить, что до 1994 г. американские интересы в регионе сводились к экономическим и политическим; о военных не было речи [21, с. 26].
Казахстан и ЕС не вышли на Общую стратегию сотрудничества в ЦА, но проделанная работа дала плоды в недалёком будущем, создав в разной мере необходимую критическую массу для обеих сторон. Казахстану удалось предложить широкий спектр взаимодействия, который в будущем материализовался в конкретные инициативы. Фактически это
была первая попытка сформулировать совместное видение перспектив сотрудничества, что отвечало задачам Стратегии развития Казахстана до 2030 г. и принятыми в 2000 г. дополнениями к Концепции внешней политики.
Появление и обсуждение инициативы по временным параметрам совпало с формированием в ЕС понимания важности разработки документа, отражавшего новую политику в ЦА. Это облегчило в дальнейшем европейским специалистам работу над первой «Стратегией ЕС в отношении Центральной Азии на 2002-2006 гг.», которая была принята в октябре 2002 г.
Опыт обсуждения вопросов по созданию Общей стратегии сотрудничества был позднее использован при подготовке казахстанских предложений к Стратегии нового партнёрства ЕС со странами ЦА на 2007-2013 гг. Астана (в ответ на просьбу Берлина, председательствовавшего в ЕС в первой половине 2007 г.) представила имевшиеся наработки. Они затрагивали региональную интеграцию, экономическое развитие, демократизацию, энергетику и безопасность [16].
Что касается новой Стратегии ЕС, то она показала стремление к взаимодействию с региональной подсистемой международных отношений, придав полноценность сотрудничеству со странами ЦА, что было важным на фоне «Восточного партнёрства» в отношении ряда стран постсоветского пространства. Полученный опыт при продвижении предложений к новой Стратегии ЕС в дальнейшем подтолкнул Астану к собственному видению перспективных направлений взаимодействия. Это нашло отражение в подготовленной в 2008 г. МИД Казахстана по поручению Президента Н.А.Назарбаева государственной программы «Путь в Европу» на 2009-2011 гг. [17]. Она предусматривала:
- развитие сотрудничества с европейскими странами в технологической, энергетической областях, в сфере транспорта, технического регулирования и метрологии;
- расширение торгово-экономических связей, взаимодействие в области малого и среднего бизнеса, качества жизни, сотрудничество в гуманитарном измерении;
- совершенствование казахстанской институционально-правовой базы.
Программа стала ключевой, успешно реализованной за прошедший период внешнеполитической инициативой и одним из важнейших документов по модернизации национальной экономики и общества. В свою очередь, это способствовало выводу страны на новый уровень внутриполитического и экономического развития12. «Путь в Европу»:
10 С декабря 1999 г. в отношении определённых изделий из казахстанской стали действовали квоты, установленные Еврокомиссией.
11 С марта 1999 г. решением ЕК 1999/244/ЕС Казахстан был исключён из списка стран, экспортирующих икру в страны-члены ЕС из-за недостатков, выявленных в ходе инспекции экспертов ЕК в ноябре-декабре 1998 г.
12 В период 2009 по 2011 гг. в Казахстане было принято (с учётом европейских норм) 30 законов и других нормативных актов, более 80 технических регламентов и около 1900 стандартов, учитывающих европейский опыт.
- создал благоприятный международный фон для обеспечения председательства Казахстана в ОБСЕ в 2010 г.13;
- позволил достичь конструктивного взаимодействия с ведущими странами ЕС14.
С началом реализации госпрограммы Астана инициировала вопрос о новом договоре. Изучив опыт взаимодействия с ЕС ряда стран (России, Украины и Израиля), в начале 2009 г. Астана передала европейской стороне концепцию нового соглашения, которая вобрала положения ранних инициатив. Активная позиция Казахстана в конечном итоге привела к тому, что ЕС согласися с необходимостью разработки нового соглашения. 23 мая 2011 г. Совет ЕС по иностранным делам утвердил мандат ЕК на переговоры с Казахстаном по базовому Соглашению об углубленном партнёрстве и сотрудничестве.
Первый раунд переговоров состоялся 12 октября 2011 г. в Астане. 29 октября 2014 г. в Брюсселе в присутствии Президента Н.А. Назарбаева и Председателя ЕК Ж.М. Баррозу было подписан документ о завершении переговоров по проекту Соглашения о расширенном партнёрстве и сотрудничестве между странами объединённой Европы и Казахстаном. С казахстанской стороны документ подписал глава внешнеполитического ведомства Е. Идрисов. Суммируя изложенное, следует выделить:
1. Большая часть предложений по Общей с ЕС стратегией сотрудничества в ЦА со временем была принята Брюсселем. Это подтверждает появление «Стратегии ЕС в отношении Центральной Азии на 2002-2006 годы». В ней были учтены положения по формированию рыночных экономик, привлечению инвестиций, расширению торговли, борьбе с оргпреступно-стью, терроризмом и наркотрафиком, защите окружающей среды, развитию демократических институтов, защите прав человека и снижению бедности, повышению эффективности госуправления, совершенствованию законодательства, формированию гражданского общества.
2. При разработке в 2006 г. Стратегия нового партнёрства ЕС были использованы некоторые казахстанские предложений. Так, ЕС определил в качестве стратегического интереса в регионе стабильность и безопасность, что совпадало с приоритетами стран ЦА. ЕС обязался содействовать региональной кооперации. Были учтены пожелания по налаживанию взаимодействия с существующими в регионе структурами. ЕС предложил содействие вступлению стран ЦА в ВТО, модернизации экономических и финансовых институтов, развитию инфраструктуры, доступу к технологиям и выходу на европейские рынки. Важной представлялась готовность ЕС в содействии в борьбе с оргпреступностью, нар-
котрафиком, коррупцией, торговлей людьми, в решении проблем миграции, урегулировании приграничных проблем. При разработке Стратегии учитывались особенности реформ в странах региона. Было поддержано предложение Астаны учредить в странах Центральной Азии посты национальных координаторов по взаимодействию с ЕС.
3. Что касается инициативы Казахстана по запуску госпрограммы «Путь в Европу», то её основными итогами было не только достижение уровня партнёрства и увеличение товарооборота со странами на 10%. Комплекс мер, предусмотренный Планом мероприятий по реализации госпрограммы, был направлен на совершенствование национального законодательства. С учётом европейских норм было принято 30 законов и других нормативных актов, 82 технических регламента, разработано 1847 стандартов. «Путь в Европу» создал вокруг Казахстана позитивный имидж, обеспечивший председательство страны в ОБСЕ. Госпрограмма стала одним из важнейших документов по модернизации экономики страны и всего общества, что вывело Казахстан на новый уровень внутриполитического и экономического развития. Осуществлённая в ходе подготовки «Пути в Европу» работа по систематизации приоритетов взаимодействия со странами ЕС позволила Астане сформировать видение нового соглашения с ЕС.
4. Подготовленная в начале 2009 г. в МИД концепция нового соглашения с ЕС аккумулировала весь имевшийся опыт отношений с Евросоюзом. В ней были использованы практически все казахстанские инициативы. Концепция продемонстрировала новый взгляд на перспективы сотрудничества в новом тысячелетии. Её появление совпало с реализацией госпрограммы «Путь в Европу», что показало последовательность позиции Астаны в вопросе разработки нового договора, что в конечном итоге вынудило ЕС принять соответствующее решение.
5. Вышеупомянутые предложения отличались закономерностью и своевременностью. В них было дано видение перспективных направлений сотрудничества в различных областях, увязанное с существовавшим в конкретный период времени уровнем взаимодействия. Следует отметить их последовательность, поскольку они не были направлены на решение сиюминутных внешнеполитических задач. Это логическое продолжение предпринятых усилий, помноженное на опыт сотрудничества. Инициативы Астаны опережали доминировавшие в Брюсселе подходы к взаимодействию с ЦА, что давало Казахстану инициативу в диалоге с ЕС, открывая перспективы принятия необходимых решений.
13 Одним из пунктов госпрограммы была разработка приоритетов председательства Казахстана в ОБСЕ.
14 В 2008 - 2009 гг. были заключены договора о стратегическом партнёрстве с Францией, Италией и Испанией, в 2009 г. подписана межправительственная программа действий в рамках партнёрства во имя будущего с Германией.
Благодаря внешнеполитическим и внешнеэкономическим шагам, предпринятым для реализации инициатив, Казахстану удалось добиться не только отдельно поставленных целей по взаимодействию с ЕС. Придав определённую системность отношениям с Брюсселем, Астана
вышла на «дорожную карту» сотрудничества с ЕС, закладывая основу будущего конструктивного партнёрства, что важно в свете реализации задачи по вхождению страны в число тридцати самых развитых государств мира.
Список литературы
1. Назарбаев Н.А. Казахстан - 2030: процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех ка-захстанцев. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана. 10 октября 1997 г. / Стратегия независимости. Алматы, 2003.
2. Назарбаев Н.А. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии. Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Послание народу Казахстана. 1 марта 2006 года / Избранные речи. Том V. Книга 1. 2006-2007 гг. Астана. 2010.
3. Назарбаев Н.А. Стабильность и безопасность страны в новом столетии. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана. 14 декабря 1999 г. / Стратегия независимости. Алматы, 2003.
4. Официальный сайт Президента Республики Казахстан. Стратегии и программы Республики Казахстан. Стратегия развития Республики Казахстан до 2030 г. - Режим доступа: http://akorda.kz/ru/category/ gos_programmi_razvitiya, (дата обращения 17.11.2014).
5. Commission Communication. The EU's Relations with the Newly Independent States of Central Asia. Bruxelles, 1995. Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=C0M:1995:0206:FIN:EN:PDF. (дата обращения 17.11.2014)
6. Strategy Paper 2002-2006 & Indicative Programme 2002-2004 for Central Asia. Stockholm European Council, 23 and 24 March 2001.
7. Байзакова К.И. Политико-правовые основы сотрудничества Европейского Союз с государствами Центральной Азии. - Режим доступа : http://www.kisi.kz/img/docs/910.pdf. (дата обращения 17.11.2014).
8. Бажан А.И. Экономический и валютный союз: проблемы и перспективы / Европейский Союз в XXI веке: время испытаний / Под ред. О.Ю.Потемкиной (отв.ред.), Н.Ю.Кавешникова, Н.Б.Кондратьевой. М., 2012. С. 155-177.
9. Годы, которые изменили Центральную Азию / Научный ред. И.Д. Звягельская. М., 2009. 332 с.
10. Звягельская И.Д. Становление государств Центральной Азии: политические процессы. М., 2009. 208 с.
11. Изменение глобального экономического ландшафта: проблемы и поиски решений. Коллект. моногр. под ред. Е.С.Хесина, И.Г.Ковалева. М., 2011. 396 с.
12. Иномжонов Х. Отношение Узбекистана с Европейским Союзом // Центральная Азия: внешний взгляд. Берлин, 2008. С. 464-475.
13. Казанцев А.А. «Большая игра» с неизвестными правилами: мировая политика и Центральная Азия. М., 2008. 381 с.
14. Казахстан в современном мире: реалии и перспективы. Алматы, 2008. 348 с.
15. Курмангужин С.А. 45 лет на дипломатической службе: Мемуары. Алматы, 2003. 320 с.
16. Курмангужин Р.С. О вкладе Казахстана в создании Стратегии нового партнёрства Европейского Союза со странами Центральной Азии на 2007-2013 гг. // «Вестник Томского государственного университета». 2012 г., №360 июль. С. 90-93.
17. Курмангужин Р.С. Из истории разработки казахстанской государственной программы «Путь в Европу» // Право и политика. М. 2012. №2. С. 273-281.
18. Лаумулин М.Т. Стратегия Европейского Союза в Центральной Азии: основные этапы и цели // Казахстан в глобальных процессах. Алматы. 2009. №2 (20). С. 72-85.
19. Токаев К.К. Под стягом независимости: очерки о внешней политике Казахстана. Алматы. 1997. 736 с.
20. Токаев К.К. Дипломатия Республики Казахстан. Астана, 2001. 552 с.
21. Чуфрин Г.И. Россия в Центральной Азии: монография. Алматы, 2010. 220 с.
22. Юн С.М. Политика Европейского Союза в Центральной Азии: от «открытия» региона к «стратегии нового партнёрства» (1992-2008 гг.). Томск, 2009. 432 с.
23. Агентство Республики Казахстан по статистике. Архив 2001 г. Пункт № 4. - Режим доступа: http://www. stat.kz/publishing/Pages/Archives_2001.aspx, (дата обращения 17.11.2014).
24. Сайт РЦБ. Архив. - Режим доступа: http://www.old.rcb.ru/Archive/articles.asp?id=2809, (дата обращения 17.11.2014).
25. Сайт Деловая газета. - Режим доступа: http://www.bdg.by/news/world/16932.html, (дата обращения 17.11.2014).
Об авторе
Курмангужин Рустем Салимович - выпускник МГИМО 1985 г., соискатель учёной степени кандидата исторических наук в МГИМО. E-mail: [email protected].
KAZAKH INITIATIVES TO COOPERATE WITH EUROPEAN UNION
R.S. Kurmanguzhin
Moscow State Institute of International Relations (University), 76 Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia.
Abstract: The author of this article presents initiatives of the Republic of Kazakhstan to develop cooperation with the European Union that was initiated through 2000 - 2009.
In 2000 the Republic of Kazakhstan proposed to EU Comment cooperation doctrine in Central Asia. The purpose of the doctrine lied in expanding cooperation in the areas of trade, economy and investment; in granting access to commodities and services from European markets; in developing collaboration in the areas of energy, transport, communication, finance and banking.
In 2006 Kazakhstan introduced a new set of prepossess to the new European Union Strategy for Central Asian 2007-2013 that was developed under the chairmanship of Germany of the EU in the first half of 2007. The Strategy covered areas of cooperation such as regional integration, economic development, democratization, energy and security.
In 2008 under the instructions of the President of Kazakhstan Ministry of Foreign Affairs in cooperation with other ministries developed a state programme "Path to Europe" for 2009 - 2011, which aided the priorities of cooperation between Kazakhstan and the European Union. "Path to Europe" has become a key initiative of the Kazakh foreign policy that was successfully implemented, as well as the most important document aimed at modernization of the national economy and the Kazakh society.
In the beginning of2009 using the accumulated positive experience of cooperation with the EU and experience of a number of countries in Europe and Asia, Kazakhstan devised and submitted a concept of a new treaty which was supposed to replace the Partnership and Cooperation Agreement of 1995. The Republic of Kazakhstan's influence eventually persuaded the European Union to agree on the necessity of devising the Enhanced Partnership and Cooperation Agreement.
Key words: Comment cooperation doctrine in Central Asia, European Union Strategy for Central Asian 2007-2013, State programme «Path to Europe», EU-Kazakhstan Enhanced Partnership and Cooperation Agreement.
References
1. Nazarbaev N.A. Kazahstan 2030: procvetanie, bezopastoct' i uluchshenie blagosostojanija vseh kazahstancev [Nazarbayev N.A. Kazakhstan 2030: prosperity, security and ever growing welfare of the Kazakhstanis]. Poslanie Prezidenta Respubliki Kazahstan narodu Kazahstana [Address of the President of the Republic of Kazakhstan to the people of the Kazakhstan]. October 10th 1997. Strategija nezavisimosti [Strategy of independence]. Almaty, 2003.
2. Nazarbaev N.A. Kazahstan na poroge novogo pyvka vperjod v svojom razvitii [Nazarbayev N.A. Kazakhstan is on the threshold of a major breakthrough in its development]. Strategija vhozhdenija Kazahstana v chislo 50-ti naibolee konkurentosposobnyh stran mira [Kazakhstan's strategy of joining the world's 50 most competitive countries]. Poslanie narodu Kazahstana [Address to the people of the Kazakhstan]. March 1st 2006. Izbrannye rechi [Selected speeches]. Volume V. Book 1. 2006-2007. Astana. 2010.
3. Nazarbaev N.A. Stabil'nost' I bezopasnost' strany v novom stoletii [Nazarbayev N.A. Stability and Security of the Country in the New Century]. Poslanie Prezidenta Respubliki Kazahstan narodu Kazahstana [Address of the President of the Republic of Kazakhstan to the people of the Kazakhstan]. December 14th 1999. Strategija nazavisimosti [Strategy of independence]. Almaty. 2003.
4. Oficial'nyj sait Prezidenta Respubliki Kazahstan [The official website of the President of the Republic of Kazakhstan]. Strategii i programmy Respubliki Kazahstan [Strategies and programs of the Republic of
Kazakhstan]. Strategija razvitija Respubliki Kazahstan do 2030 g. [Kazakhstan's 2030 Development Strategy] Available at: http://akorda.kz/ru/category/gos_programmi_razvitiya, (accessed 17 November 2014).
5. Commission Communication. The EU's Relations with the Newly Independent States of Central Asia. Bruxelles, 1995. Available at: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=C0M:1995:0206:FIN:EN:PDF. (accessed 17 November 2014).
6. Strategy Paper 2002-2006 & Indicative Programme 2002-2004 for Central Asia. Stockholm European Council, 23 and 24 March 2001.
7. Bajzakova K.I. Politiko-pravovye osnovy sotrudnichestva Evropejskogo Sojuza s gosudarstvami Tsentral'noj Azii [Political and legal framework for cooperation of the European Union with Central Asian states]. Available at: http://www.kisi.kz/img/docs/910.pdf. (accessed 17 November 2014).
8. Bazhan A.I. Ekonomicheskij i valyutnyj sojuz: problemy i perspektivy [Economic and monetary union: problems and prospects] / Evropejskij Sojuz v XXI veke: vremya ispytanij [European Union in the XXI century: time of tests] / Ed. by Potemkina O.Y., Kaveshnikov N.Y., Kondratjeva N.B. Moscow, 2012. P. 155-177.
9. Gody, kotorye izmenili Tsentral'nuju Aziyu [Years which changed the Central Asia], chef ed.: Zvyagelskaya I.D. Moscow, 2009. 332 p.
10. Zvjagel'skaja I.D. Stanovlenie gosudarstv Tsentral'noy Azii: politiceskie processy [Zvyagelskaya I.D. Formation of the Central Asian states: political processes]. Moscow, 2009. 208 p.
11. Izmenenie global'nogo ekonomicheskogo landshafta: problemy i poiski reshenija [The change in the trend of global economic landscape: problems and solutions]. Collective monograph by chief ed. Hesin E.S, Kovalev I.G. Moscow, 2011. 396 p.
12. Inomzhonov H. Otnosheniya Uzbekistana s Evropejskim Sojuzom [Uzbekistan's relations with the European Union] Tsentral'naya Aziya: vneshnij vzgljad [Central Asia: outside look]. Berlin, 2008. P. 464-475.
13. Kazantsev A.A. "Bol'shaja igra" s neizvestnymi pravilami: Mirovaja politika i Tsentral'naja Azija [Big Game: with Unknown Rules: World Politics and Central Asia]. Moscow, 2008. 381 p.
14. Kazahstan v sovremennom mire: realii i perspektivy [Kazakhstan in the modern world: realities and prospects]. Almaty, 2008. 348 p.
15. Kurmanguzhin S.A. 45 let na diplomaticheskoj sluzhbe: Memuary [45 years in diplomatic service: Memoirs]. Almaty, 2003. 320 p.
16. Kurmanguzhin R.S. O vklade Kazahstana v sozdanii Strategii novogo partnerstva Evrope'skogo Sojuza so stranami Tsentral'noj Azii na 2007-2013 gg. [Kazakhstan's contribution of elaboration of "The EU and Central Asia: Strategy for a New Partnership for 2007-2013"]. "Vestnik Tomskokgo gosudarstvennego universiteta" [Tomsk State University Journal]. 2012, no.360, June. P. 90-93.
17. Kurmanguzhin R.S. Iz istorii razrabotki kazahstanskoj gosudarstvennoj programmy "Put' v Evropu" [From the history of development of the Kazakhstan state programme "Path to Europe"]. Право и политика (Law and politics]. Moscow. 2012. №2. P. 273-281.
18. Laumulin M. Strategija Evropejskogo Sojuza v Tsentral'noj Azii; osnovnye etapy i celi [The strategy of European Union in Central Asia: basic stages and goals]. Kazahstan v global'nyh processah [Kazakhstan in the Global Processes]. Almaty. 2009. №2 (20). P. 72-85.
19. Tokaev К.К. Pod stjagom nezavisimosti: ocherki o vneshnej politike Kazahstana [Tokayev К.К. Hosting the Independence Banner: Essays on Kazakhstan's Foreign Polity]. Almaty. 1997. 736 p.
20. Tokaev К.К. Diplomatija Respubliki Kazahstan [Tokayev К.К. Diplomacy of the Republic of Kazakhstan]. Astana, 2001. 552 p.
21. Chufrin G.I. Rossija v Tsentral'noj Azii: monografija [Russia in Central Asia: monograph]. Almaty, 2010. 220 p.
22. Yun S.M. Politika Evropejskokgo Sojuza v Tsentralnoj Azii: ot"otkrytija"regiona k "strategii novogo partnerstva" [EU Polity towards Central Asia: from "discovery" of the region to "Strategy for a New Partnership" (19922008)]. Tomsk, 2009. 432 p.
23. Agentstvo Respubliki Kazahstan po statistiki [Agency of the Republic of Kazakhstan on Statistics]. Archive 2001. Point № 4. Available at: http://www.stat.kz/publishing/Pages/Archives_2001.aspx, (accessed 17 November 2014).
24. Sait [Website of] RCB. Archive. Available at: http://www.old.rcb.ru/Archive/articles.asp?id=2809, (accessed 17 November 2014).
25. Sait [Website of] Delovaja gazeta. Available at: http://www.bdg.by/news/world/16932.html, (accessed 17 November 2014).
About the author
Rustem S. Kurmanguzhin - Competitor of Graduate Degree of Candidate of Historical Sciences in the Moscow
State Institute of International Relations.
E-mail: [email protected].