Научная статья на тему 'О вкладе Казахстана в создание Стратегии нового партнерства Европейского Союза со странами Центральной Азии на 2007-2013 гг'

О вкладе Казахстана в создание Стратегии нового партнерства Европейского Союза со странами Центральной Азии на 2007-2013 гг Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
503
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАХСТАН / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / СТРАТЕГИЯ НОВОГО ПАРТНЕРСТВА / KAZAKHSTAN / EUROPEAN UNION / STRATEGY FOR NEW PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Курмангужин Рустем Салимович

Рассматривается вклад Республики Казахстан в разработку Стратегии ЕС по отношению к странам Центральной Азии, принятой в ходе председательства Германии в Евросоюзе в 2007 г. Несмотря на то что Стратегия является внутренним документом ЕС, в ней учтены пожелания и рекомендации представителей стран Центральной Азии, и прежде всего Казахстана. ЕС высказал готовность содействовать вступлению стран региона в ВТО, модернизации экономики, оказать странам ЦА содействие в борьбе с наркотрафиком, в решении проблем миграции, урегулировании приграничных проблем и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kazakhstan's contribution to elaboration of ''The EU and Central Asia: Strategy for a New Partnership for 2007-2013''

''The EU and Central Asia: Strategy for a New Partnership'' was adopted on June 22, 2007 during German Chairmanship in the European Union. Although the Strategy is the EU internal document, Kazakhstan submitted its proposals to Germany on regional integration, economic development, democratization, energy and security as was agreed. Astana suggested to take into account the CA countries tasks such as building the institutes of market economy and economic systems diversification, various needs in increasing the efficiency of economy management and private sector development, human potential expansion, public administration efficiency, enhancement of the investment climate, attracting new technologies, development of highly technological and export-oriented production. It was expedient to supplement the regional approach with the individual focused one. Kazakhstan suggested stating the important role that Russia, China, the USA and other countries played in regional integration within the cooperation with the EU. The EU gaining the observer status in Shanghai Cooperation Organisation (SCO) and the Conference on Interaction and Confidence-Building Measures in Asia (CICA) was also initiated. It seemed necessary to create additional elements for cooperation in agriculture, transport and logistical services, construction, metallurgy, tourism, oil and gas engineering, food, chemical and textile industries, to establish special economic zones, technological clusters and information technologies parks, small and medium business development, the solution of the issues related to water and energy resources consumption, high technological and sciencedriven sectors development, increasing the number of private investments into the scientific and technological areas. The state and democratic institutes development was supposed to be implemented taking into account the historical and cultural diversity of the Central Asian states, the gradual process of democratization, unpredictability of radical changes and unproductiveness of pressure in any of its forms. The importance of the common European energy policy in Central Asia, the need to develop the energy dialogue, cooperation on TRACECA and INOGEIT projects, the energy resources transit according to the Energy Charter Treaty were also noted. Overall the Central Asian states proposals were taken into account, including those stated at the meeting of the Heads of foreign policy services in Astana within ''The EU TROIKA Central Asia'' on March 28, 2007. The development of the Strategy stimulated Kazakhstan to present its own vision of the perspectives for cooperation with the EU, which, in its turn, led to the elaboration of ''Path to Europe'' state program for 2009-2011, which took its place among the key initiatives of President of Kazakhstan N. Nazarbaeyev, successfully implemented in recent years.

Текст научной работы на тему «О вкладе Казахстана в создание Стратегии нового партнерства Европейского Союза со странами Центральной Азии на 2007-2013 гг»

Р. С. Курмангужин

О ВКЛАДЕ КАЗАХСТАНА В СОЗДАНИЕ СТРАТЕГИИ НОВОГО ПАРТНЕРСТВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА СО СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ НА 2007-2013 гг.

Рассматривается вклад Республики Казахстан в разработку Стратегии ЕС по отношению к странам Центральной Азии, принятой в ходе председательства Германии в Евросоюзе в 2007 г. Несмотря на то что Стратегия является внутренним документом ЕС, в ней учтены пожелания и рекомендации представителей стран Центральной Азии, и прежде всего Казахстана. ЕС высказал готовность содействовать вступлению стран региона в ВТО, модернизации экономики, оказать странам ЦА содействие в борьбе с наркотрафиком, в решении проблем миграции, урегулировании приграничных проблем и т.д.

Ключевые слова: Казахстан; Европейский Союз; Стратегия нового партнерства.

Первые шаги Европейского Союза (ЕС) по определению стратегии сотрудничества со странами Центральной Азии (ЦА) предпринимались с середины 1990-х гг. после подписания Маастрихского договора 1993 г., который зафиксировал качественно новые параметры в политике ЕС, а именно проведение более активной региональной политики за пределами Европы [1. С. 299]. 10 октября 1995 г. Комиссия Европейского сообщества опубликовала коммюнике «Об отношениях с новыми независимыми государствами Центральной Азии». Речь шла о геополитических и экономических интересах ЕС в регионе, достижении целей ЕС через развитие демократических институтов в ЦА, уменьшение конфликтного потенциала и осуществление экономических реформ в регионе; о стремлении ЕС укрепить свою экономическую безопасность, усилив свои позиции в принятии решений в области энергетики и добычи минеральных ресурсов в Центральной Азии [2]. Подчеркивалась необходимость индивидуального подхода к странам региона. Казахстанские специалисты полагали, что это могло быть основой для развернутой стратегии Евросоюза [3].

После событий 11 сентября 2001 г. интерес ЕС к региону оживился. В октябре 2002 г. принимается «Стратегия ЕС в отношении Центральной Азии на 2002-2006 годы». В ней отмечалась важность обеспечения безопасности и предотвращения конфликтов, устранения источников политической и социальной нестабильности, улучшения инвестиционного климата в странах Центральной Азии (программы ТАСИС и ТЕМПУС) [4]. Документ был направлена на создание добрососедских отношений и сотрудничество между странами ЦА, используя прагматичный формат «изменяемой геометрии» там, где у ЕС есть стратегические интересы. Имелось в виду создание транспортных и энергетических сетей, устойчивое использование природных ресурсов, внедрение международных экологических, юридических и внутриполитических стандартов [5. С. 12].

С принятием в 2004 г. в ЕС 10 стран Центральной и Восточной Европы руководство Евросоюза получило возможность уделять более пристальное внимание Центральной Азии. В 2005 г. встал вопрос о необходимости разработки новой Стратегии, охватывающей длительный период. Не исключено, что ЕС хотел дать ответ появившемуся в августе 2005 г. проекту США «Большая Центральная Азия». Центрально-азиатские аналитики связывали «проснувшийся» стратегический интерес ЕС к региону с осложнениями с поставками российского газа в Европу в начале 2006 г. из-за про-

блем с украинским транзитом [6. С. 56]. По всей видимости, необходимость новой Стратегии объяснялось тем, что в 2006 г. подводились итоги десятилетнего взаимодействия ЕС со странами Центральной Азии в рамках соглашений о партнерстве и сотрудничестве, которые были подписаны с Казахстаном и Киргизией в 1995 г., с Узбекистаном - в 1996 г. и Туркменистаном -в 1997 г. Евросоюз проявлял интерес к взаимодействию со странами Центральной Азии не только в области безопасности [7].

В феврале 2006 г. европейская сторона подготовила предложения к проекту новой Стратегии на 20072013 гг. Поскольку в документе затрагивалась в основном область торгово-экономического сотрудничества (торговля, инвестиции, энергетика, транспорт и т.д.), председательствовавшая в тот период в ЕС Германия обратилась к Казахстану с просьбой изложить свое видение. Вопрос о новой Стратегии обсуждался министром иностранных дел РК К. Токаевым с германским коллегой Ф.-В. Штайнмайером, статс-министром МИД Г. Эрлером и бывшим канцлером Г. Шредером в ходе визита главы казахстанского внешнеполитического ведомства в Берлин 18-19 мая 2006 г. Была достигнута договоренность, что Астана внесет предложения по Стратегии. ФРГ была тем государством в Западной Европе, которое наилучшим образом понимало проблемы Центральной Азии [8].

Активная роль Берлина в создании новой Стратегии объяснялась многими факторами. В 2000 г. ведущий немецкий институт в области внешней политики -Германское общество внешней политики - разработал для своего правительства концепцию так называемого Стабилизационного пакта для Каспийского моря. Он состоял из трех элементов:

1) создание сети транспортных коммуникаций по линии Восток - Запад как противовеса существующим двести лет путям Север - Юг;

2) укрепление демократии и рыночной экономики в новых независимых государствах региона;

3) переход от геополитики к экономической конкуренции [9. С. 76].

В марте 2002 г. правительство ФРГ подготовило концепцию в отношении региона. В ней были определены приоритеты по содействию межрегиональному сотрудничеству, поддержке суверенитетов стран ЦА, предотвращению конфликтов, борьбе с терроризмом и организованной преступностью, укреплению демократических структур и структур правового государства, поддержке экономических реформ и борьбы с бедностью, содействию природоохранным мероприятиям.

Ранее, в мае 2001 г., в германском внешнеполитическом ведомстве (накануне визита министра иностранных дел Й. Фишера в ЦА) был опубликован меморандум руководителя Департамента планирования А. Шмиллена с изложением германского видения европейских интересов в регионе. По мнению А. Шмил-лена, Брюссель и Берлин должны были внести вклад в укрепление государств ЦА, поддержку региональной кооперации, обеспечение доступа к мировым рынкам и помощь в решении гуманитарных, социальных и экологических проблем. Это требовало непосредственного политического вовлечения Европы в региональную политику. ЕС должен был участвовать в строительстве нефтегазовой промышленности и инфраструктуры в регионе, многовариантной системы трубопроводов с участием российской стороны [10].

В ходе работы над предложениями новой Стратегии казахстанская сторона рассматривала широкий комплекс вопросов, многие из которых заслуживают упоминания. Это участие ЕС в программах, способствующих повышению конкурентоспособности и диверсификации экономик стран ЦА, увеличению экспортного потенциала. Важными представлялись отмена дискриминационных инструментов торгового режима ЕС, реализация инициатив по гармонизации законодательств стран региона в соответствующих сферах для облегчения торгового обмена с ЕС, введение мер регулирования экспорта для облегчения коммерческого присутствия стран ЦА в ЕС, содействие завершению переговоров по вступлению во Всемирную таможенную организацию (ВТО).

Актуальным виделось создание благоприятных условий для развития высокотехнологических и наукоемких технологий в ЦА, участие стран региона в инновационных программах ЕС, поддержка высокотехнологического экспорта Евросоюза в государствах ЦА. Предполагалось привлечь европейский капитал в ключевые проекты и кластеры таких отраслей, как сельское хозяйство, транспорт и логистика, строительство, металлургия, туризм, нефтяное и газовое машиностроение, пищевая, химическая и текстильная промышленность, а также участие европейских структур в создании специальных экономических зон и технопарков.

Одним из приоритетов было развитие транспортного потенциала стран ЦА и их интеграция в Трансъевропейскую сеть автомобильных дорог. Важным направлением могло бы стать взаимодействие в развитии малого и среднего бизнеса. Речь также шла об адаптации законодательств стран региона к законодательству ЕС, европейским стандартам технического, фитосанитарного, экологического регулирования, защите прав потребителей, совершенствовании систем стандартизации и сертификации товаров. Обсуждались перспективы сотрудничества в решении проблем экологии, управления водными ресурсами, в том числе путем создания Международного водно-энергетического консорциума. Целесообразным было бы взаимодействие европейских структур и региональных организаций, членами которых являются страны ЦА, рассмотрение возможности сотрудничества в трехстороннем формате с участием таких государств, как Россия и Турция, а также учет приоритетов, действующих программ и

планов региональных интеграционных структур, в состав которых входят центрально-азиатские страны. Перспективным виделась реализация совместных проектов в сфере укрепления безопасности, борьбы с международным терроризмом и экстремизмом, наркобизнесом и транснациональной преступностью. Необходимым представлялось взаимодействие в развитии межэтнического, межконфессионального и межрелигиоз-ного диалога в Евразии с учетом казахстанского опыта поддержания межнационального согласия, толерантности, а также деятельность уникального инструмента удовлетворения духовных, культурных и языковых традиций - Ассамблеи народов Казахстана.

В июне 2006 г. казахстанские предложения были переданы в Берлин. Они затрагивали сферы региональной интеграции, экономического развития, демократизации, энергетики и безопасности, поскольку указанные области имели важное значение для социальноэкономического и политического развития центральноазиатских стран. В частности, подчеркивались важность и своевременность подготовки Стратегии для обеспечения стабильности не только в регионе, но и на евразийском пространстве. Отмечалось, что действующая европейская политика направлена на закрепление позиций ЕС в ЦА, поскольку Евросоюз имеет в регионе существенные геополитические и экономические интересы, наряду с Россией, Китаем и США. Учитывая, что перед центрально-азиатскими странами стояли нерешенные задачи в построении институтов рыночной экономики и диверсификации экономических систем, предлагалось учесть различные потребности государств региона с акцентом на содействии в повышении эффективности управления экономикой и развитии частного сектора, расширении человеческого потенциала, эффективности государственного управления, улучшении инвестиционного климата, привлечении новых технологий, создании высокотехнологических и экспортоориентированных производств.

Следовало зафиксировать значение России, Китая, США и других стран для интеграции государств ЦА в более широкую сферу сотрудничества с ЕС, отразить возможность взаимодействия в трехстороннем формате ЕС - Россия - Центральная Азия. Целесообразным было дополнение регионального подхода, на чем акцентировал свое внимание ЕС, индивидуально-страновым, предполагающим поощрение государств, где наблюдался наибольший прогресс в экономических и политических преобразованиях. Рекомендовалось сохранить стратегию партнерства с опорой на регионального лидера, играющего роль «локомотива» экономического развития и демократизации в ЦА. Региональная интеграция виделась как цель, выбор средств достижения определялся реализуемыми проектами.

Учитывая интерес ЕС к Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Совещанию по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), которые являются дополнительными механизмами поддержания мира и безопасности, создания инструментов доверия на евразийском континенте, казахстанская сторона инициировала вопрос о получении Евросоюзом статуса наблюдателя в указанных структурах. В экономическом блоке необходимо было определить приоритеты

взаимодействия для разработки дополнительных элементов и механизмов расширения сотрудничества в таких сферах, как сельское хозяйство, транспортнологистические услуги, строительство, металлургия, туризм, нефтяное и газовое машиностроение, пищевая, химическая и текстильная промышленность, создание специальных экономических зон, технопарков и парков информационных технологий, развитие малого и среднего бизнеса, решение проблем использования водноэнергетических ресурсов, создание благоприятных условий для развития наукоемких и высокотехнологических секторов, увеличения негосударственных инвестиций в научно-техническую сферу.

Отмечалось, что наиболее сложным является развитие государственных и демократических институтов региона, так как это требовало учета исторического и культурного разнообразия государств ЦА. Подчеркивалось, что развитие демократии, институтов открытого гражданского общества, неправительственных организаций, законодательства по демократизации и усилению роли СМИ, обеспечение и защита прав человека, проведение конституционной и судебной реформ являются главными составляющими политики ЕС в странах ЦА. Реализация этих приоритетов виделась правильной в рамках наработанных форм сотрудничества (соглашения о партнерстве, соответствующие европейские программы), а также путем расширения формата взаимодействия, в том числе через получение странами региона особого статуса в Европейской политике соседства. Основным содержанием работы ЕС в области демократии должна была стать выработка практических рекомендаций странам ЦА с опорой на критически осмысленный европейский опыт. Перспективную работу в данной области предлагалось вести на основе востребованности в центрально-азиатских государствах идеи о постепенности процессов демократизации, непредсказуемости последствий резких изменений и признании контрпродуктивности любых форм давления.

Учитывая потребность ЕС в стабильных поставках энергоносителей, что необходимо для обеспечения энергетической безопасности и поиска альтернативных поставщиков, была подчеркнута важность выработки единой европейской энергетической политики в Центральной Азии. В казахстанских предложениях отмечалась необходимость развития энергетического диалога, сотрудничества по транспортным проектам ТРАСЕКА и ИНОГЕЙТ, а также в рамках многосторонней договоренности по транзиту энергоносителей в соответствии с Договором к Энергетической хартии.

Германская сторона позитивно отметила казахстанские предложения по Стратегии. В июне 2006 г. Астану с визитом посетил статс-министр иностранных дел Г. Эрлер для обсуждения ситуации в ЦА накануне председательства ФРГ в ЕС, а также согласования предложений по проекту Стратегии. Статс-министр подчеркнул, что Казахстан принимает активное участие в подготовке Стратегии. Германская сторона получила от МИД Казахстана документ, содержащий детальные разработки по данной концепции, которые очень полезны [11]. В ходе визита Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в декабре 2006 г. в Брюссель Председатель Ев-

ропейской комиссии Ж.М. Баррозу также отметил вклад Казахстана в подготовку этого документа [12]. Несмотря на то что Стратегия являлась внутренним документом ЕС, ее разработчики в целом учли пожелания центрально-азиатских стран, высказанные в тот числе на встрече глав внешнеполитических ведомств в Астане в рамках «Тройка Европейского Союза - страны Центральной Азии» 28 марта 2007 г.

Документ, получивший название «ЕС и Центральная Азия: Стратегия нового партнерства» [13. С. 9-30], был одобрен на саммите ЕС 22 июня 2007 г. в Брюсселе. Презентация Стратегии для государств региона состоялась 30 июня 2007 г. в Берлине на специальной встрече министров иностранных дел в формате «Тройка ЕС - страны Центральной Азии». Проведенный казахстанскими специалистами анализ основных положений Стратегии позволил выделить следующее. В документе подчеркивается, что ЕС определил в качестве стратегического интереса в ЦА именно стабильность и безопасность, что полностью совпадает с приоритетами стран региона. Заслуживает внимания широкий спектр инструментов, которые европейская сторона привлекает к реализации различных программ в ЦА. Это не только вышеупомянутые соглашения о партнерстве и сотрудничестве, проекты Европейской комиссии, ООН, ОБСЕ, НАТО, Венецианской комиссии, Совета Европы, ряда международных финансовых институтов (Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк), но и новые формы диалога.

Важен также приоритет ЕС в вопросе содействия региональной кооперации, что созвучно с казахстанскими инициативами. В частности, нацеленность Стратегии на придание импульса интеграционным процессам в регионе, в том числе по созданию единого рынка в ЦА, регулированию проблем водоотделения, развитию региональной безопасности. Были учтены пожелания относительно готовности ЕС к конструктивному взаимодействию с существующими в ЦА региональными структурами (ЕврАзЭС, ШОС, Организация договора о коллективной безопасности, СВМДА). В документе нашли отражение приоритеты, по которым состоялся обмен мнениями в ходе многочисленных встреч, посвященных подготовке Стратегии. Данные приоритеты были дифференцированы и конкретизированы в рамках отдельно выделенных направлений и проектов. Например, ЕС высказал готовность содействовать вступлению стран региона в ВТО, дальнейшей модернизации экономических и финансовых институтов, развитию инфраструктуры, доступу к современным технологиям и выходу на европейские рынки. Одной из практических задач в области энергетики стала диверсификация нефтегазового импорта путем вовлечения каспийских энергетических ресурсов в европейскую энергетическую систему.

Разработчики Стратегии обратили внимание на готовность ЕС оказать странам ЦА содействие в борьбе с организованной преступностью, наркотрафиком, коррупцией, торговлей людьми, в решении проблем миграции, урегулировании приграничных проблем, включая границы с Афганистаном. Подчеркивалась важность учреждения регионального центра по борьбе с

наркотиками в Алматы, налаживания его взаимодействия с Управлением ООН по борьбе с наркоманией и преступностью с привлечением потенциала ШОС.

Положения Стратегии подтверждали стремление Евросоюза к конструктивному диалогу со странами региона, цель которого - содействие безопасности, стабильности и процветания в Центральной Азии. Примечательно, что при реализации Стратегии учитывались специфические особенности и глубина реформ в отдельных странах региона. В качестве инструмента политического диалога были названы регулярные встречи министров иностранных дел в формате «Тройка ЕС - страны Центральной Азии», начало которым было положено в Астане, а также ежегодные совещания руководителей миссий ЕС в регионе. Для рассмотрения вопросов, связанных с практической реализацией Стратегии, была определена конкретная дата - саммит ЕС в июне 2008 г.

В целом в Стратегии было учтено большинство предложений стран Центральной Азии, в частности, из-

ложенные в документе, который был систематизирован казахстанским внешнеполитическим ведомством. В окончательном виде Стратегия стала представлять собой концепцию, в которой свое отражение нашли приоритеты сотрудничества Европейского Союза с государствами Центрально-Азиатского региона до конца 2013 г.

Появление Стратегии ЕС подтолкнуло Республику Казахстан к необходимости представить собственное видение перспектив сотрудничества с Европейским Союзом в приоритетных областях (технологическая, энергетическая и гуманитарная сферы, использование европейского опыта в развитии национальной институциональной базы) [14]. Через год после презентации Стратегии МИД Казахстана по поручению Президента Н.А. Назарбаева подготовил государственную программу «Путь в Европу» на 2009-2011 гг., которая вошла в число ключевых инициатив лидера Казахстана, успешно реализованных за последние годы [15].

ЛИТЕРАТУРА

1. Годы, которые изменили Центральную Азию / рук. проекта: В.В. Наумкин, П. Линке; отв. ред. И.Д. Звягельская; ИВ РАН, ЦСПИ. М.,

2009.

2. Commission Communication. The EU’s Relations with the Newly Independant States of Central Asia. Bruxelles, 1995. URL: http://eur-

lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM: 1995:0206:FIN:EN:PDF

3. Байзакова К.И. Политико-правовые основы сотрудничества Европейского Союза с государствами Центральной Азии. URL:

http://www.kisi.kz/img/docs/910.pdf

4. Уразов А. Политика Европейского Союза в Центральной Азии. 8 августа 2006 года. URL: http://www.apn.kz/publications/ arti-

cle5729.htm

5. Strategy Paper 2002-2006 & Indicative Programme 2002-2004 for Central Asia. URL: http://www.eeas.europa.eu/central_asia/rsp/

02_06_en.pdf

6. Носов М. Г. Евросоюз и Центральная Азия // Современная Европа. 2006. № 4(28). С. 10-21.

7. Комилова Х. Центральная Азия и Европейский Союз: новые реалии // Современная Европа. 2009. № 2.

8. Омаров Н. Зачем Европе Центральная Азия? Бывшие советские республики в свете новой стратегии сотрудничества с ЕС // Незави-

симая газета. 2008. 30 июня.

9. Интервью министра иностранных дел РК К. Токаева: «В Германии лучше всего понимают проблемы Центральной Азии» русской

редакции радиостанции «Немецкая волна» 21 мая 2006 года. URL: http://www.dw-world.de/dw/article/0,,2027711,00.html

10. Лаумулин М. Стратегия Европейского Союза в Центральной Азии: основные этапы и цели // Казахстан в глобальных процессах. 2009. № 2 (20).

11. Болгова И. Европейская повестка дня: перспективы Центральной Азии. URL: http://www.cainfo.ru/article/opinions/2139

12. Глава государства Нурсултан Назарбаев посетил в Брюсселе штаб-квартиру Европейской комиссии (ЕК) и встретился с Председателем ЕК Жозе Мануэлом Баррозу // Сайт Президента Республики Казахстан. URL: http://www.akorda.kz/ru/news/external_ af-fairs/2006/12/glava_goswdarstva_nwrswltan_nazarbaev_posetil_v_bryussele

13. Издание Генерального секретариата Совета ЕС. Европейский Союз и Центральная Азия: новое партнерство в действии. URL: http://ec.europa.eu/external_relations/central_asia/docs/2010_strategy_eu_centralasia_ru.pdf

14. Курмангужин Р. Из истории разработки казахстанской государственной программы «Путь в Европу» // Право и политика. 2012. № 2.

15. Выступление министра иностранных дел РК Е. Казыханова на международной конференции «Казахстан - Европа: результаты и новые горизонты сотрудничества» (24 ноября 2011 г., г. Астана). URL: http://portal.mfa.kz/portal/page/portal/mfa/ru/content/News/ nws2011/2011-11-24

Статья представлена научной редакцией «История» 23 марта 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.