СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ
Т.К. Токаев
Дипломатическая академия МИД России ул. Остоженка, 53, корп. 2, Москва, Россия, 119992
Данная статья посвящена анализу политики Казахстана, как лидирующего государства в Центральной Азии, по отношению к Европейскому Союзу. Казахстан предлагает европейским партнерам обширный комплекс мер по сотрудничеству и переводу двусторонних отношений со странами ЕС в плоскость стратегического партнерства.
Ключевые слова: Казахстан, ЕС, глобализация, ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС, безопасность, сотрудничество, терроризм.
Во внешней политике Казахстана важное место занимает развитие плодотворного сотрудничества с Европейским Союзом — одним из главных геополитических центров и наиболее эффективных интеграционных объединений современного мира. На протяжении всего постсоветского периода Европейский Союз является крупнейшим внешним партнером Казахстана. По различным прогнозам эту роль ЕС сохранит в течение ближайших 10—15 лет. Это прежде всего связано с тем, что Европа по уровню экономического развития стала влиятельным полюсом в современной мирохозяйственной системе. Все более существенную роль играет в международной валютной системе евро.
Общая ситуация в Европейском Союзе.
В настоящее время Европейский Союз переживает серьезную внутреннюю трансформацию, которая затрагивает практически все сферы функционирования и взаимодействия ЕС с внешним миром. К ним относятся: институциональная политика Евросоюза, выравнивание уровней развития между «старыми» и «новыми» членами, выработка консенсуса внутри ЕС и разработка единой внешней политики, обеспечение энергетической безопасности ЕС. Эти процессы совпали в последние годы со сменой власти в ведущих державах ЕС — Германии, Италии, Франции и Великобритании. Определенное дестабилизирующее влияние на проведение единого курса Евросоюза оказывают попытки некоторых новых членов ЕС (Польша, прибалтийские страны) проводить собственную политику, ориентированную на США. Данный фактор также оказывает большое влияние на осуществление Брюсселем единой европейской стратегии. ЕС вынужден, исходя из стратегических целей, пересматривать отношения с ведущими партнерами — США, Китаем, странами БРИК, АТР, Латинской Америки, Африки и Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока.
Новые стратегические цели требуют от руководства ЕС пересмотра всего спектра отношений с соседями. Это касается в первую очередь восточного пространства — России и стран СНГ, включая Центральную Азию. Исходя из этих задач, ЕС сделал попытку привести в новый формат свои отношения с Москвой, проводить так называемую «политику добрососедства» и разработать стратегию
в отношении Центральной Азии. При этом новая внешняя политика ЕС далеко не всегда успешна. Не удалось заключить новое соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Россией, сохраняются противоречия в политике ЕС в отношении Украины, Белоруссии, отдельных государств Кавказа и Центральной Азии.
Сохраняются противоречия и конкуренция между старыми и новыми членами ЕС за контроль над транспортировкой углеводородов из стран СНГ. В своей стратегии по установлению контроля за традиционными и альтернативными источниками ресурсов Евросоюз неизбежно сталкивается с другими внешними игроками — США, Японией, Китаем и Индией. Все эти факторы накладывают отпечаток на методы и средства достижения Евросоюзом стратегических целей и задач, на его отношения с другими странами и регионами, в том числе с Центральной Азией. Новые лидеры, пришедшие к власти в европейских государствах, проводят политику внутри Евросоюза и на международной арене, исходя из меняющейся геополитической и геоэкономической обстановки. Не является исключением и политика Евросоюза в отношении стран СНГ.
Европейская стратегия касательно Центральной Азии содержит ряд требований и пожеланий в сфере добычи и транспортировки энергоресурсов, а также в вопросах демократизации и прав человека. В целом, Евросоюз продолжает общую линию Запада, базирующуюся на том, чтобы иметь преимущества над постсоветскими странами и инструменты влияния на них. На нынешнем этапе меняются роли в восточной политике ЕС. Если в 1990-е и в начале 2000-х годов наиболее активную политику в Центральной Азии проводила Германия, то на этом этапе Берлин все более уступает в активности Парижу. Отчет Европейской Комиссии о развитии экономики еврозоны свидетельствует о некотором замедлении темпов экономического роста. Падению ВВП еврозоны в третьем квартале 2008 года способствовало сокращение трех самых больших европейских экономик — Германии (на 0,5%), Франции (на 0,3%) и Италии (на 0,3%). По мнению экономистов, причинами снижения ВВП являются снижение экспорта из-за высокого курса евро, сокращение инвестиционной активности и снижение покупательской способности, вызванное ростом потребительских цен и скачком цен, ослабление экономической активности США, нестабильность на финансовых рынках. В этой связи Европейский Союз уделяет особое внимание реализации национальных программ по реформам и интегрированным принципам реализации Лиссабонской стратегии роста и занятости [1. С. 5—12].
Особого внимания заслуживают национальные особенности проведения торгово-промышленной и инвестиционной политики. Например, Великобритания демонстрирует более либеральный подход, который подразумевает обеспечение лучших конкурентных условий для частного производства и открытый доступ к финансовым и информационным ресурсам при минимальном вмешательстве государства. Германия строит социально ориентированную экономику, опирающуюся на саморегулирующиеся рыночные механизмы. Постепенно традиционные связи между бизнесом и политикой становятся менее значимыми. Франция до сих пор практикует протекционизм. Французское правительство предоставляет финансовую помощь и политическую поддержку отдельным компаниям или даже
целым отраслям. Как следствие, актуальными остаются вопросы развития единого рынка, как неотъемлемой части политики в рамках реализации Лиссабонской стратегии. Существенное внимание ЕС уделяет глобальной стабильности финансовых рынков, механизмов регулирования кризисами и проведения анализов современных тенденций на международных рынках капитала. Вырабатываются практические рекомендации по управлению кризисами и аналитические основы для подготовки ответных мер. Согласно расчетам финансовых экспертов ЕС, около 20 крупнейших банков мира потеряли в 2007 году свыше 100 млрд евро, и эта тревожная тенденция сохраняется [2. С. 12].
Лидеры стран — крупнейших экономик Европы отвергли предложенный президентом Франции Н. Саркози план спасения финансовой системы Евросоюза путем создания общеевропейского фонда в 400 млрд евро для поддержки европейских банков. В Евросоюзе нет единой налоговой службы, следовательно, фонд не может привлекать средства налогоплательщиков. Кроме того, ЕС не имеет права выпускать собственные гособлигации. Если бы «план Саркози» удалось бы каким-либо образом принять, это, по мнению экспертов, привело бы только к бесконечным спорам о том, банку какой страны помогать в первую очередь. В нынешних условиях европейские банки в поисках спасения от кризиса обращаются не к Евросоюзу, а к своим правительствам [3. С. 11—14]. Европейские лидеры осознают необходимость создания принципиально новых механизмов финансового контроля и взаимопомощи, отвечающих требованиям эпохи глобализации. В среднесрочной перспективе европейские банки не могут рассчитывать только на помощь своих правительств. По мнению многих финансистов, сфера деятельности европейских банков охватывает всю Европу, и спасать их в случае опасности тоже придется централизованно [3].
Европейский Союз и Центральная Азия.
С точки зрения безопасности Центральная Азия для ЕС — один из элементов широкого геостратегического комплекса, включающего Россию, Южную Азию, а также некоторые глобальные проблемы: терроризм, распространение оружия массового уничтожения, международную преступность и наркотики. Согласно документу «ЕС и Центральная Азия: стратегия для нового партнерства», рассчитанному на период 2007—2013 гг., цели Евросоюза в регионе состоят в обеспечении стабильности и безопасности его стран, сокращении бедности и повышении жизненного уровня, содействии региональному сотрудничеству как между государствами самой Центральной Азии, так и между этими государствами и ЕС в сфере энергообеспечения, транспорта, высшего образования и защиты окружающей среды [4. С. 9—10].
В качестве мер стратегического характера ЕС будет поддерживать регулярный политический диалог на уровне МИД, выстраивать совместную энергетическую политику со странами региона. Важным дополнением в документе является указание на то, что политика ЕС будет направлена на развитие сотрудничества с региональными организациями, такими как ЕврАзЭС, ШОС, СВМДА, ОДКБ, ЦАЭС. В стратегии большое внимание уделяется проблемам прав человека, так
называемого «правильного управления» и демократизации. К этой области Стратегия ЕС относит такие направления как проведение молодежной и образовательной политики. Центральное место в Стратегии занимает вопрос об усилении энергетических и транспортных связей ЕС с Центральной Азией. Подчеркивается, что поставки газа из региона имеют особое значение для Европы. Ключевым элементом является обеспечение устойчивой эксплуатации и добычи ресурсов, что в свою очередь требует стабильного инвестирования в энергетический сектор. Со своей стороны ЕС готов рассматривать все варианты по развитию и транспортировке ресурсов из региона. Целью ЕС на перспективу является создание интегрированного энергетического рынка в Центральной Азии, что является условием масштабных инвестиций из Европы [4. С. 11—12].
Уделяется также внимание вопросам экологии и водных ресурсов, оказанию технической и технологической помощи. Для поддержания регулярного политического диалога ЕС будет придерживаться традиции постоянных встреч на уровне министров иностранных дел с европейской «тройкой» и ежегодных встреч глав своих миссий в регионе. В целях реализации своей стратегии ЕС планирует выделить на период с 2007 по 2013 гг. до 750 млн евро. Однако, по мнению ряда европейских экспертов, стратегия Евросоюза не лишена ряда серьезных недостатков. Отмечается, что приоритеты ЕС в распространении демократии в странах региона часто меняются, остаются весьма двусмысленными, а в чем-то и просто противоречивыми. Как считают европейские аналитики, Евросоюзу необходимо отойти от политики пассивного реагирования на события и перейти к политике опережающих действий. В рекомендациях европейских аналитиков подчеркивается идея о том, что споры о соперничестве за влияние в Центральной Азии несколько преувеличены, а помощь западного мира призвана содействовать улучшению обстановки в регионе и помочь его странам противостоять угрозам их безопасности. Вероятно, помощь ЕС развитию демократии в странах региона будет увеличена (в виде образовательных программ и поддержки правозащитных групп).
В целом, среди европейских экспертов нет однозначного мнения о том, насколько Центральная Азия важна для Евросоюза. Безусловно, страны ЕС активно поддерживают участие своих компаний, прежде всего энергетических, в разработке ресурсов региона, чтобы обеспечить бесперебойные поставки нефти и газа из республик [5. С. 100—102]. Казахстан стал одним из главных локомотивов в принятии стратегии нового партнерства между Европейским Союзом и Центральной Азией. Центральная Азия — это регион, который имеет стратегическое значения для ЕС не только в плане обеспечения энергоресурсами, как это чаще всего утверждается в СМИ, особенно западных. Речь идет о том, что этот регион важен с точки зрения поддержания стабильности и безопасности на всем Евразийском континенте. К этому пониманию европейцы пришли не сразу. Отдельные страны вырабатывали собственные стратегии, как относиться к Центральной Азии. Например, в 2003 году Германия выработала стратегию развития отношений с центрально-азиатскими странами. Это было вызвано тем, что после событий 11 сентября 2001 года фокус мировой политики был направлен на Афганистан.
Казахстан предложил европейским партнерам обширный комплекс мер по сотрудничеству. И после интенсивной работы на протяжении 2006 года германское председательство взяло на себя инициативу выработать стратегию нового партнерства между ЕС и странами центрально-азиатского региона. Трудно говорить о том, что европейская политика добрососедства является какой-то альтернативой стратегии нового партнерства, поскольку это два разных пакета.
В марте 2007 года в Астане состоялась встреча министров иностранных дел тройки ЕС и государств Центральной Азии. На основе рекомендаций, выработанных на первой встрече, был утвержден серьезный документ, определяющий контуры будущего сотрудничества. В стратегии партнерства предполагается использование уже существующих инструментов. Есть достаточно много интересных проектов, например, по совершенствованию таможенного законодательства или, к примеру, развитию отношений в сфере авиаперевозок. Сегодня стоит вопрос
о том, как упорядочить и унифицировать подход стран ЕС к выдаче виз гражданам Казахстана, и наоборот. Дисбаланс в соотношении политической и экономической составляющих внешнеполитического курса Брюсселя очевиден. В ЕС прекрасно понимают, что маршруты экспорта энергоресурсов могут стать более эффективными рычагами влияния в регионе, нежели политические. Хотя Евросоюзу придется конкурировать на достаточно напряженных рынках энергоресурсов с такими крупными странами, как США, Россия, а также Индия, Китай, Брюссель отдает предпочтение «формированию» экономических механизмов влияния в регионе.
В связи с этим тактика ЕС в ЦА в энергетической сфере подразумевает три аспекта: во-первых, активное участие в процессе добычи на шельфах Каспийского моря, во-вторых, использование действующих трубопроводов, в-третьих, участие в строительстве новых альтернативных нефте- и газовых трубопроводов. В частности, Евросоюз одобрил строительство Транскаспийского газопровода в обход России и Ирана, являющегося альтернативой Прикаспийскому, инициированному Россией. Таким образом, предлагая разделить добычу, транспортировку и сбыт, ЕС пытается снизить степень влияния монополистов, способствовать росту конкуренции и снижению уровня цен для потребителей, а также закрыть любые инвестиции в газотранспортную инфраструктуру стран ЕС. И, скорее всего, Евросоюз пытается сузить возможности расширения присутствия «Газпрома» на европейских рынках, снижая, тем самым, и его политическое влияние. Можно прогнозировать увеличение интереса ЕС к ситуации в Центральной Азии, способной обеспечить Европу энергоносителями. Евросоюз пытается решить возникшие проблемы как путем поиска альтернативных путей обеспечения энергоресурсами, так и защищая свой рынок, вырабатывая единую энергетическую политику.
Казахстан — Европейский Союз.
В настоящее время создана солидная база для сотрудничества между Казахстаном и Евросоюзом. С казахстанской стороны осуществляется ряд инициатив по переводу двусторонних отношений со странами ЕС в плоскость стратегического партнерства, при котором будет учитываться лидерство Казахстана в центрально-азиатском регионе и его место в мировой геополитике и экономике. Для
ЕС важным условием является свободный доступ европейского бизнеса, а также товаров и капитала на казахстанский рынок, предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле, обеспечение свободного перемещения капитала, связанного с прямыми инвестициями, репатриация этих инвестиций и прибылей.
Отношения между Казахстаном и Европейским союзом регулируются в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Стороны работают над созданием плана по дальнейшей реализации этого соглашения и установлению новых приоритетов для других форм сотрудничества. В настоящий момент официальная точка зрения представителей ЕС состоит в том, что данный документ является достаточным для сотрудничества. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве способствует экономическому развитию, поддерживает процесс реформ в Казахстане, создает условия для установления тесных связей между ЕС и Казахстаном во всех сферах деятельности. В частности, оно предусматривает применение режима наибольшего благоприятствования при торговле товарами между Казахстаном и ЕС и запрещает применение количественных ограничений при импорте товаров. Кроме того, Соглашение стимулирует вступление Казахстана в ВТО, так как большинство содержащихся в нем положений о торговле основано на соответствующих статьях ВТО. В целях рассмотрения актуальных вопросов экономического сотрудничества, взаимного доступа товаров и услуг сторонами создан и функционирует Подкомитет по торговле и инвестициям. В соответствии с решением 3-го заседания Комитета сотрудничества «РК-ЕС» мандат Подкомитета по торговле и инвестициям расширен с включением в его повестку вопросов транспорта и энергетики.
В экономическом плане Казахстан является крупнейшим торговым и инвестиционным партнером Евросоюза в Центральной Азии. В свою очередь, ЕС занимает первую строчку в списке торговых партнеров Астаны. Доля стран Евросоюза в товарообороте составляет 36,3% от общего объема внешней торговли РК. Если в 2006 г. объем товарооборота Казахстана со странами ЕС составлял
18,1 млрд долл. (что превышает суммарный торговый оборот всех семи остальных государств ЦА и Кавказа), то за 2007 год он увеличился на 65,8%, составив
27,5 млрд долларов [6. С. 18—19]. Наибольший удельный вес в общем объеме товарооборота РК со странами ЕС принадлежит Италии (34,5%), Франции (17,7%), Германии (10,2%), Нидерландам (0,9%), Испании (0,7%), Великобритании (0,6%). Страны ЕС имеют значительную долю в объеме казахстанского экспорта (39,5%). Основными потребителями среди стран Евросоюза являются Италия (37,9% от общего объема экспорта в ЕС), Франция (24,3%), Нидерланды (8,1%), Испания (4,3%), Германия (3,7%), Польша (3,3%) и Великобритания (3,2%). В структуре казахстанского экспорта в страны ЕС преобладают нефть и нефтепродукты, неблагородные металлы, сельскохозяйственные, химические и минеральные продукты, текстиль [7. С. 9—10].
Структура импорта представлена товарами, классифицируемыми как «инвестиционный импорт» (машины, оборудование и механизмы, электротехнические приборы, транспорт, продукция химической отрасли). Удельный вес стран ЕС —
24,7%, крупнейшие импортеры — Германия (30,3% от общего объема импорта из ЕС), Италия (15,8%), Великобритания (9,7%), Франция (6,9%) и Швеция (6,1%). За январь—июнь 2008 г. объем товарооборота Казахстана со странами ЕС составил 18,8 млрд долларов (экспорт — 15,0 млрд, импорт — 3,8 млрд) По итогам первого полугодия 2008 г., на долю стран ЕС приходится более половины объема казахстанского экспорта (58,3%). Основными потребителями среди стран Евросоюза являются Италия (18,3%), Франция (7,5%), Нидерланды (5,5%), Испания (1,6%), Румыния (1,4%) и Великобритания (1,2%). Валовой приток иностранных инвестиций в Казахстан за период с 1993 по 2007 гг. составил 51,2 млрд долларов, что составляет порядка 36% общего объема иностранного капитала в экономике Казахстана. Основными инвесторами являются Нидерланды, Великобритания, Италия и Франция. Торгово-экономические отношения Евросоюза с Казахстаном во многом определяются взаимными интересами в нефтегазовом секторе (межгосударственный проект ИНОГЕЙТ), а также стратегической важностью транспортно-коммуникационных путей в центрально-азиатском регионе, связывающих Европу и Азию (проект ТРАСЕКА).
Приоритетным вопросом торгово-экономического сотрудничества для казахстанской стороны является доступ на рынок ЕС. Принятие Евросоюзом в марте 2006 г. новой Стратегии по энергетике («Зеленая книга», в рамках реализации которой, по мнению экспертов Европейской Комиссии, до 25% импорта энергоресурсов в ЕС будет приходиться на Каспийский регион) придает особую актуальность развитию энергетического диалога Казахстана с Европейским Союзом. Энергетический диалог включает в себя поставки казахстанского углеводородного сырья странам Центральной и Западной Европы с параллельным привлечением европейских инвестиций в развитие трубопроводной инфраструктуры Казахстана. При этом ключевыми вопросами являются разработка и реализация проектов альтернативных вариантов доставки сырья на мировые рынки, вопросы транзита, а также защита инвестиций. В этом контексте перспективным представляется развитие сотрудничества в следующих направлениях: в рамках международного проекта ТРАСЕКА; по Программе ИНОГЕЙТ «Международная транспортировка нефти и газа в Европу»; в рамках многосторонней рамочной договоренности по транзиту энергоносителей в соответствии с Договором к Энергетической Хартии.
Стратегическая роль Казахстана в регионе способствует активной реализации в республике различных программ технической помощи ЕС. Европейский Союз является одним из ключевых участников переговоров по вступлению Казахстана во Всемирную торговую организацию. В свете достигнутых успехов можно оптимистично оценивать вероятность скорого завершения переговоров с Евросоюзом по этому вопросу. Для ЕС энергетическая безопасность является одним из главных факторов международной стабильности. В этой связи Казахстан, являясь динамично развивающимся экспортером энергетических ресурсов, роль которого в перспективе будет неуклонно возрастать, осознает свою ответственность в сфере поставок углеводородов на мировой рынок. Астана выступает за консолидацию усилий международного сообщества по обеспечению стабильных и безопасных маршрутов экспорта углеводородного сырья.
Взаимодействие в области ядерной энергии развивается на основе Соглашения о сотрудничестве между Правительством РК и Европейским Сообществом по атомной энергии (Евроатом) в области ядерной безопасности. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) является крупнейшим инвестором в несырьевые отрасли Казахстана. Приоритеты деятельности банка включают в себя содействие отечественным и иностранным инвестициям, поддержку финансового сектора, малого и среднего бизнеса и развития объектов государственной инфраструктуры с помощью кредитования под государственные гарантии. ЕБРР также активно работает в таких отраслях, как природные ресурсы, связь и агропромышленный комплекс. В частности, ЕБРР добился хороших результатов в рамках Программы содействия торговле и Программы зерновых расписок. В 2007 году ЕБРР профинансировал инвестиционные проекты на общую сумму 531,6 млн долларов: среди них — «Накопительный пенсионный фонд «ГНПФ», «КазМикро-Финанс», АО «Пивоваренный завод «Дербес», «Эфес Казахстан», ФП «Казахстан Кагазы», «Павлодар Энерго», морская база снабжения «Баутино Аташ», поддержка внешней торговли через банки второго уровня: «Альянс-банк», «Каспийский», «ЦентрКредит», «КазИнвестБанк» и «Казкоммерцбанк».
Стратегическая роль Казахстана в регионе способствует активной реализации в стране различных программ и инициатив ЕС. В Алматы функционирует офис Бюро ЕС по оказанию технической помощи Республике Казахстан в рамках программ TACИС (программа предоставления технической помощи странам СНГ), и TEМПУС (программа предоставления помощи в области образования, действует с 1994 г.). В связи с реформой всей системы ЕС по оказанию помощи в развитии программа ТАСИС формально прекратила свое существование в 2006 г. Однако, учитывая задержку в осуществлении ежегодных Программ действий для каждой страны, финансируемые ТАСИС проекты могут продолжаться до 2011 г. По данным Еврокомиссии, по линии программы ТАСИС в период 1991—2006 гг. Казахстану было оказано технической помощи на сумму 170 млн евро [7].
В Казахстане также реализуются ряда других программ ЕС: ИНТАС (Международной ассоциации по поддержке ученых стран СНГ), КОПЕРНИКУС, Евро-партенариат, Программа действий по наркотикам в Центральной Азии (CADAP), Инициатива ЕС по управлению границей для стран Центральной Азии (BOMCA) и др. С 2007 года претерпела заметные изменения система внешней помощи со стороны ЕС: более чем 30 механизмов финансирования теперь объединены в шесть инструментов. Два из них теперь применяются к реципиентам помощи от ТАСИС: «Инструмент Европейского соседства и партнерства» (БН?!) в отношении Армении, Азербайджана, Грузии, Молдовы, Украины, России и «Инструмент сотрудничества по вопросам развития» (РСТ) в отношении пяти стран Центральной Азии, включая Казахстан. Вместе с тем сохраняется неопределенность в вопросе о том, в какой именно форме будет предоставляться помощь со стороны DCI. Бюджет программы на 2007—2013 гг. определен в размере 16,9 млрд евро (для 48 стран-реципиентов). Для сравнения, бюджет-2007—2013 ENPI (17 стран-реципиентов) составляет 12 млрд евро [8. С. 14—15].
Казахстан — Италия.
Казахстанско-итальянское сотрудничество наиболее активно развивается в торгово-экономической сфере. Объем двусторонней торговли за январь-март 2008 г. составил 2,8 млрд долл. (экспорт — 2,6 млрд, импорт — 0,2 млн), в 2007 г. —
8,9 млрд долл. (экспорт — 7,7 млрд, импорт — 1,2 млрд), в 2006 г. — 8,3 млрд долл. (экспорт — 6,9 млрд, импорт — 1,5 млрд), в 2005 г. — 4,86 млрд, в 2004 г. —
3,5 млрд и в 2003 г. — 1,3 млрд. В 1998 г. — 581,9 млн долл. США (экспорт РК —
492.6 млн, импорт — 89,3 млн). Италия занимает 10-е место по объемам иностранных инвестиций в РК. По итогам 2007 года общий объем инвестиций составляет 704,9 млн долл. (прямые инвестиции — 499,2 млн, портфельные — 0,5 млн и другие — 205,2 млн). Общий объем казахстанских инвестиций в Италию равен
280,1 млн долл. (прямые инвестиции — 0,1%, портфельные — 119,2 млн и другие — 160,8 млн) [9. Р. 22—23]. В Казахстане зарегистрировано 62 казахстанско-итальянских СП и 8 представительств итальянских компаний. Сотрудничество развивается практически во всех областях, включая разработку месторождений полезных ископаемых, переработку сельхозпродукции, пищевую и легкую промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, энергетику, производство ТНП. Наибольшую активность в освоении казахстанского рынка проявляют итальянские компании, связанные с топливно-энергетическим комплексом РК, среди которых «Аджип», входящая в концерн «Эни», «Комеринт», «Сайпем С.п.А.», «Ди Анджели Индастриз». Нефтегазовая компания «Аджип ККО» является оператором Северо-Каспийского проекта (с 2001 г.), а также совместно с британской «БиДжи Групп» является единым оператором Карачаганакского проекта. Крупнейшая итальянская фирма «Оливетти», являющаяся лидером компьютерного рынка страны, участвует в развитии и технической модернизации финансовой системы Казахстана, осуществляя установку банковских систем и терминалов самообслуживания в Национальном Банке РК, а также автоматизацию Агропромышленного банка РК. Фирма «Saga Italia STL», занимающаяся разработкой промышленных проектов и логистикой, совместно с казахстанскими партнерами открыла свои представительства в четырех городах Казахстана с головным офисом в Алматы. Прорабатывается также вопрос осуществления регулярных рейсов в Казахстан итальянской авиакомпанией «Еврофлай».
Казахстан — Франция.
Объем казахстанско-французского товарооборота за январь—июнь 2008 г. составил 3,026 млрд долл. США (экспорт — 2,612 млрд; импорт — 413,5 млн долл.). В 2007 г. объем двусторонней торговли составил более 4,6 млрд долл. (экспорт — 3,5 млрд долл., импорт — 603,8 млн долл.), в 2006 г. — 3,8 млрд долл. (экспорт — 3,3 млрд, импорт — 366 млн), в 2005 г. — 2,95 млрд долл. (экспорт —
2.6 млрд, импорт — 359,5 млн), в 2004 г. — 1,8 млрд долл. (экспорт — 1,5 млрд, импорт — 313,6 млн), в 2003 г. — 475 млн и в 2002 г. — 138 млн долл. [10. С. 15]. Основными статьями казахстанского экспорта являются нефть, металлы и металлопродукция, химическая продукция, сельскохозяйственные продукты. Казахстан импортирует из Франции электрическое, электронное и механическое оборудо-
вание, потребительские товары, медикаменты и косметику, автомобили, продукты питания, строительные материалы. Франция является поставщиком так называемых «элитных товаров» — вина, морепродуктов, сыров, парфюмерии и косметики, одежды и аксессуаров. По состоянию на 31 марта 2008 г. общий объем французских инвестиций в экономику Казахстана составил 4,2 млрд долл., в том числе прямые инвестиций — 3,43 млрд долл. Казахстанские капиталовложения во французскую экономику составляют 1,7 млрд долл. [11. С. 16]. В Казахстане работают более 40 французских компаний в нефтегазовой, горнодобывающей, энергетической, транспортной отраслях и сфере услуг. Участие компании «Тоталь» в проекте разработки месторождения «Кашаган» является важным направлением двустороннего сотрудничества в этой области. Компания «Тоталь» выбрана в качестве стратегического партнера АО «НК «КазМунайГаз» по проекту Курмангазы. На базе Атырауского института нефти и газа работает казахстанско-французский центр «КазФраМунай» (КФМ), осуществляющий подготовку и переподготовку казахстанских специалистов. СП «Катко», созданное НАК «КазАтомПром» и французской «Кожема» (группа «Арева») разрабатывает урановое месторождение Мойынкум в Созакском районе. Компания «Арева» ведет переговоры с НАК «Казатомпром» по расширению своей деятельности в РК, в том числе путем использования производственных мощностей Ульбинского металлургического завода. В целом суммарный объем прямых инвестиций «Арева» в Казахстан составляет более 200 млн долл. США. В Казахстане работают 4 французских банка — «Сосьете Женераль», «Натексис Банк Попюлэр», «БНП Париба» и «Калион».
Казахстан — Германия.
Товарооборот между Казахстаном и Германией за январь—июнь 2008 г. составил 1,5 млрд долл. США, из них экспорт — 1,1 млрд долл., импорт — 6,8 млрд долларов. В 2007 г. товарооборот составил 2,9 млрд долл. США (экспорт — 326,366 млн и импорт — 2,5 млрд). В 2006 г. общий объем взаимной торговли между двумя странами составил 2,3 млрд долл. США (экспорт — 553,54 млн, импорт — 1,81 млрд), в 2005 г. — 1,7 млрд долл., а в 2004 г. — 1,2 млрд долл. В 1998 г. — 647,9 млн долл. США (экспорт РК — 281,5 млн, импорт — 366,4 млн). Германия является шестым торговым партнером Казахстана после России (10,2 млрд долл.), Китая (5,8 млрд долл.), Италии (5,5 млрд долл.), Швейцарии (4,7 млрд долл.), и Франции (3,06 млрд долл.) [12. С. 17]. Традиционно важнейшие экспортные статьи ФРГ — продукция машиностроения, электротовары, автомобили, медикаменты. Из Казахстана в Германию ввозятся нефть, металлы, химическое сырье. По состоянию на март 2008 г., валовой приток германских инвестиций составил более 3 млрд долл. США (прямые инвестиции — 448,6 млн). В свою очередь, при общем объеме казахстанских инвестиций за рубеж в экономику Германии были инвестированы 3,34 млрд долл. (прямые инвестиции —
11,2 млн долл.). В Казахстане зарегистрировано порядка 688 совместных предприятий с участием германского капитала, из них действующих — 547. Такие известные концерны, как «Сименс», «ДаймлерКрайслер», «Фольксваген», «Тиссен-Крупп», «МАН», «РВЕ», «Кнауф», «ЕАДС», «Байер», «БАСФ», «Бош» рассмат-
ривают Казахстан как надежного инвестиционного партнера и ключевого государства в Центральной Азии. Германским обществом развития (DEG), дочерней структурой KfW (государственный банк развития), налажены плодотворные связи с институтами развития РК в целях софинансирования по низкой процентной ставке инвестиционных проектов.
«Дойче банк», «Дрезднербанк» и «Коммерцбанк» активно сотрудничают с ведущими казахстанскими банками. Национальной комиссией РК по ценным бумагам подписаны меморандумы о сотрудничестве с АО «Немецкая биржа», Обществом содействия развитию биржевых и финансовых рынков в Центральной и Восточной Европе. Представители «Дойче Банк» активно участвуют в деятельности Совета иностранных инвесторов при Президенте РК. В области гражданской авиации действует межправительственное Соглашение о воздушном сообщении от 15 марта 1996 года. Назначенными авиаперевозчиками являются АО «Эйр Астана» и германская авиакомпания «Люфтганза». При участии концерна «Сименс» продолжается строительство Национальной информационной супермагистрали. Стороны заинтересованы в реализации проектов по созданию телекоммуникационной инфраструктуры в нефтегазовом секторе и в сфере мобильной связи. Поставлено техническое оборудование, ведутся монтажные работы, в результате которых 21 государственный орган РК будет подключен к единой коммуникационной среде. Германия является основным донором по программам в рамках ТАСИС (3,5 млрд евро), а также по программе ООН по борьбе с опустыниванием. В рамках финансовой помощи ФРГ, начиная с 1993 г., Казахстану было выделено около 111,37 млн евро, в том числе на 2002—2003 гг. — 10 млн евро в виде ссуды на льготных условиях для реализации финансовых проектов и 3,5 млн евро для реализации проектов по техническому сотрудничеству [13. С. 22—24]. В плане развития технического сотрудничества германской стороне предложено принять участие совместно с Азиатским Банком Развития в реализации проекта по производству питьевой воды в регионах Казахстана.
Казахстан — Нидерланды.
Внешнеторговый оборот Республики Казахстан с Королевством Нидерландов за январь-июнь 2008 составил 2 млрд 69 млн долларов США, из них экспорт —
1 млрд 928 млн, импорт — 140 млн (за 2007 г. — 2 млрд 839 млн, из них экспорт — 2 млрд 464 млн, импорт — 375 млн). Нидерланды — ведущий европейский инвестор в экономику Казахстана. Общий объем инвестиций из Нидерландов с 1993 по март 2008 г. составил 39 млрд 171 млн долларов США, удельный вес — 31,7%. Значительная доля капиталов направлена в горнодобывающую промышленность (13,5%), сельское хозяйство (1,6%), обрабатывающую промышленность (30,4%), строительство (13%), транспорт и связь (25%), финансовый сектор (42,3%), образование, здравоохранение и социальные услуги (39,7%) [14. С. 27—28].
Общий объем инвестиции из Казахстана в Нидерланды составили 2 млрд 586 млн долларов США, в том числе объем прямых инвестиций — $421 млн Казахстанские инвестиции были направлены в так называемые «специальные про-
ектные компании» (Special Purpose Vehicles), созданные в Нидерландах в качестве особого целевого механизма. Несмотря на увеличение объемов инвестиционного потока из Казахстана за последние два года, эксперты банка затрудняются прогнозировать его дальнейшие перспективы. По их мнению, многое будет зависеть от глобальной инвестиционной активности, а также экономической ситуации в самом Казахстане.
Основными голландскими инвесторами в Казахстане, наряду с «Royal Dutch Shell», являются «ABN AMRO Bank N.V.» (участвует в ЗАО «Дочерний акционерный банк «ABN AMRO Банк Казахстан» и ЗАО «ABN AMRO Asset Menegement»), «Agip Caspian Sea BV» (ведет работы на месторождении Кашаган), «Lucarco B.V.» (имеет 5% в ТОО СП «Тенгизшевройл» и участвует в ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум»), а также «Floodgate Holding» (имеет 60% акций ОАО СП «Васильковское золото»). В Казахстане зарегистрировано 122 совместных предприятия, большая часть которых активно работает в сфере переработки и производства сельхозпродукции, внедрения новых форм технологий, производства товаров народного потребления и оказания услуг. Расширилась деятельность совместных банков с участием нидерландских «ABN AMRO Bank B.V.» и «Meers Pierson» (Алматинский торгово-финансовый банк), а также представительств голландских компаний «Price Waterhouse Eastern Europe B.V.», «Yura», «Peja Holding», «AT&T Network System Int.», «Cebeco International Project B.V.» (сельское хозяйство), «Organon» (фармацевтика), «Akzo Nobel» (химическая промышленность), «Friesland Central Asia» (молочные продукты), «ING» (банковское дело), «Unilever Central Asia», «Van der Ploeg International B.V.» (строительство заводов по переработке молока, поставка соответствующего оборудования), авиакомпании «KLM».
Казахстан — Испания.
Объем двусторонней торговли за январь—июнь 2008 г. составил 644,9 млн долл. (экспорт — 571,2 млн, импорт — 73,7 млн), в 2007 г. — 906,5 млн долл. (экспорт — 775,8 млн, импорт — 130,7 млн), в 2006 г. — 1,048 млн долл. (экспорт — 968,4 млн, импорт — 80,5 млн). В 2005 г. — 540,2 млн долл. (экспорт —
464,5 млн, импорт — 75,7 млн); в 2004 г. — 346,5 млн долл. (экспорт — 281,4 млн, импорт — 65,2 млн). Удельный вес Испании в объеме внешнего товарооборота РК в 2007 г. составляет 1,2% [15. С. 20].
Из Казахстана в Испанию экспортируются: продукты растительного происхождения, минеральные продукты, продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности, неблагородные металлы и изделия из них. Из Испании в Казахстан импортируются: продукция пищевой промышленности, алкогольные и безалкогольные напитки, уксус, табак, продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности, пластмасса и изделия из нее, каучук и резиновые изделия, изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды, неблагородные металлы и изделия из них, машины, оборудование и механизмы, электрическое оборудование, средства наземного, воздушного и водного транспорта, их части и принадлежности, оптические, фотографические приборы и аппараты, а также различные промышленные товары. Общий объем испанских инвестиций, вложенных
в экономику РК, достиг 91,3 млн долл. (прямые инвестиции 16,2 млн, прочие —
75,2 млн). Общий объем казахстанских инвестиций в Испанию — 307 млн долл. В Казахстане зарегистрировано 27 малых и средних совместных предприятий с участием испанского капитала, которые работают в различных отраслях экономики.
Казахстан — Великобритания.
Основными направлениями казахстанско-британского торгово-экономического сотрудничества являются энергетика, разведка и добыча полезных ископаемых, строительство, социальная инфраструктура, здравоохранение, транспорт и связь, консалтинговые услуги. Значительно активизировалось сотрудничество в финансовой и банковской сферах. За январь—июнь 2008 г. товарооборот между Казахстаном и Соединенным Королевством составил 726,9 млн долл. (экспорт —
431.1 млн, импорт — 295,8 млн). В 2007 г. 1 870 млн долл. (экспорт — 1 133 млн, импорт — 737 млн), 2006 г. — 1650 млн (экспорт — 1144 млн, импорт — 506 млн), 2005 г. — 743,8 млн (экспорт — 320,5 млн, импорт — 423,3 млн), 2004 г. —
541.1 млн (экспорт — 240 млн, импорт — 301,1 млн), 2003 г. — 395 млн (экспорт — 142,9 млн, импорт — 252,1 млн). В 1998 г. — 701,9 млн долл. США (экспорт РК — 483,5 млн, импорт — 218,4 млн) [15. С. 12].
Основные статьи казахстанского экспорта представлены минеральными продуктами, феррохромом, сталью, медью, шерстью, кожевенным сырьем, удобрениями, драгоценными и полудрагоценными металлами. В структуре импорта преобладают оборудования и технические аппаратуры, транспортные средства, оптические приборы, химические, алкогольные и табачные продукции, текстиль, продукция пищевой промышленности и др. Всего в Казахстане зарегистрировано 365 совместных казахстанско-британских компаний. Инвестиционное сотрудничество относится к долгосрочным приоритетам взаимодействия с Британией. Великобритания занимает третье место (после Нидерландов и США) по общему объему инвестиций в экономику РК — 15,2 млрд долл., из них прямые инвестиций — 1087,7 млн долл. По состоянию на 31 марта 2008 г. общий объем казахстанских капиталовложений в британскую экономику составил 13 211,3 млн долл. Великобритания инвестирует в следующие отрасли экономики РК: горнодобывающая промышленность (1070,3 млн долл.), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (68,5 млн долл.), строительство (201,7 млн долл.), торговля, ремонт автомобилей и изделий домашнего пользования (639,4 млн долл.), транспорт и связь (595,7 млн долл.), финансовая деятельность (10516,7 млн долл.), операции с недвижимым имуществом, аренда и услуги предприятиям (698,3 млн долл.) и др. В металлургической промышленности на казахстанском рынке активно действует «Испат-Кармет», который является крупнейшим частным работодателем в РК (более 56 тысяч рабочих) [14. С. 29]. С 2005 г. крупные компании и банки Казахстана, такие как «Казахмыс», «Казахголд» «Разведка и Добыча «КазМунайГ аз», «ENRC», «Шагала», «Казкоммерцбанк», «Банк Туран-Алем», «Халык-банк» и «Альянс банк» разместили свои акции на Лондонской Фондовой Бирже, а по уровню капитализации «Казахмыс» вошла в FTSE-100 — список ста крупнейших компаний.
Казахстан — Швейцария.
Торговый оборот между Республикой Казахстан и Швейцарской Конфедерацией за январь—июнь 2008 г. составил 5,433 млрд долл. США. При этом экспорт составил 5,363 млрд долл., а импорт — 70 млн долл. США. В 2007 г. товарооборот достиг 7,724 млрд долл. США, из них экспорт — 7,476 млрд долл., импорт — 248 млн долл. США. Казахстан имеет крупнейшую долю в общем объеме внешнеторгового оборота Швейцарии со странами Центральной Азии и является вторым торговым партнером Швейцарии среди стран СНГ (после России). Швейцария, в свою очередь, является важным внешнеторговым партнером Казахстана. На ее долю приходится около 11% объема внешнеторгового оборота с европейскими странами. По итогам 2007 г. Швейцария занимает 4-е место во внешнеторговом обороте Казахстана. На долю Швейцарии в 2007 году приходилось 15,2% казахстанского экспорта (для сравнения: Россия — 10,2%, Китай — 11,8%). Основными статьями казахстанского экспорта в Швейцарию являются энергоносители — 80,9% и благородные металлы — 18%. Товарная структура импорта из Швейцарии в Казахстан выглядит следующим образом: продукты химической промышленности — 18,2%, средства наземного, воздушного и водного транспорта — 25,9%, приборы и аппараты оптические, фотографические — 7,5%, машины, оборудование, механизмы, электротехническое оборудование — 38,3% [12. С. 19].
Инвестиционное сотрудничество относится к долгосрочным приоритетам взаимодействия со Швейцарией. По данным статистики Казахстана, по состоянию на 31 марта 2008 г., Швейцария занимает седьмое место по общему объему инвестиций в экономику РК — 3 648,5 млрд долл., из них прямых инвестиций —
905,9 млрд долл. По состоянию на 31 марта 2008 г. общий объем казахстанских капиталовложений в швейцарскую экономику составил 2 592,1 млрд долл. США. Крупными швейцарскими инвесторами в экономику Казахстана являются такие транснациональные корпорации и компании, как «ABB», «Сосьете Женераль де Сюрвейянс» (СЖС), «Лейка» и др. В частности, концерн «ABB» реализовал уже ряд проектов и заинтересован в расширении своей деятельности в РК, особенно, в проектах по модернизации инфраструктуры компании «КЕГОК», включая модернизацию высоковольтных сетей.
Актуальные вопросы торгово-экономического сотрудничества.
В отношении Казахстана, как и ряда других постсоветских республик, действуют ограничения по продаже стали на рынке ЕС и ряда изделий черной металлургии. Казахстану следует избегать введения антидемпинговых пошлин в отношении своей продукции. Также теоретически возможно, что казахстанские компании могли бы ввозить в ЕС полуфабрикаты и перерабатывать их на европейских заводах. В 1968 г. Конференция ООН по торговле и развитию рекомендовала создать Общую систему преференций (ОСП), в рамках которой развитые страны могли бы в одностороннем порядке предоставлять тарифные льготы развивающимся странам. ОСП считается основным инструментом помощи этим странам для уменьшения бедности. По мнению ЕС, система ОСП является благород-
ной, односторонней законодательной инициативой, так как предоставляет льготный таможенный режим 179 странам-бенефициарам. С 1 января 2006 г. действует новая система ОСП, где число схем преференций уменьшено с пяти до трех. Общая схема предоставляет льготные таможенные пошлины примерно для 7,2 тыс. изделий.
Как и предыдущая система ОСП, новый регламент предусматривает исключение стран-бенефициаров и градацию конкретного раздела товаров отдельной страны-бенефициара. Новый режим ОСП отвечает настойчивым требованиям промышленности Евросоюза сократить преференции в отношении крупных бенефициаров ОСП, таких как Китай и Индия, или определенных групп товаров. Благодаря укрупнению разделов таможенной классификации и установлению критерия доли импорта для решения о предоставлении режима ОСП были отменены тарифные льготы для определенных групп товаров. Сохранение режима ОСП для казахстанского экспорта важно для наших компаний, работающих за пределами топливно-энергетического комплекса.
Анализируя перспективы развития партнерства Казахстана и ЕС, можно увидеть рост прагматизма в отношении Европейского союза к постсоветским странам. Об этом свидетельствуют постоянное сжатие льготного режима торговли, введение системы REACH, возможный пересмотр СПС на фоне вступления Казахстана и других стран ЕврАзЭС в ВТО. В этих условиях Казахстан мог бы, видимо, переориентироваться на других внешнеэкономических партнеров. Такая диверсификация способствовала бы укреплению экспортных позиций нашей страны на мировых рынках. Противовесом Европейскому Союзу могут выступать только страны Азии, прежде всего — Китай и АТР. Однако для переориентации с Запада на Восток потребуется время и инвестиции в развитие инфраструктуры.
Для Казахстана и его граждан необходимо максимальное облегчение визового режима. В сфере торговых отношений казахстанская сторона должна добиваться изменения тарифной политики ЕС в благоприятную для РК сторону по определенной номенклатуре своих экспортных товаров (сталь, уран и т.д.). Этот вопрос можно было бы увязать с определенными шагами и уступками в сфере энергетической политики Казахстана. Следует учитывать тот факт, что часть экономических интересов Казахстана в Евросоюзе может быть реализована в рамках ВТО. Следует быть постоянно готовым к односторонним требованиям в энергетической, торгово-экономической, нормативной/законодательной сферах, а также в области демократии и прав человека. Для продолжения дипломатических отношений и переговорного процесса Казахстану требуются грамотные и опытные переговорщики, желательно те, кто уже имел дело с Еврокомиссией, знает ее структуру и пределы компетенции, механизм работы, подготовки и принятия решений. Кроме того, нужны отраслевые эксперты и специалисты по европейскому праву.
ЛИТЕРАТУРА
[1] NBR Analysis. — Vol. 20. — № 1, March 2009.
[2] International Herald Tribune. — March 6, 2009.
[3] EU Review. — 2009. — № 3.
[4] EU and Central Asia: Strategy for a New Partnership. — Brussels, 2006.
[5] Martha Brill Olcott. Europe and Central Asia. — Oxford, 2008.
[6] Сборник статистики внешней торговли РК. — Алматы, 2008. — № 2.
[7] Сборник статистики внешней торговли РК. — Алматы, 2008. — № 3.
[8] UC Report. — 2007. — № 5.
[9] UC Report. — 2008. — № 2.
[10] Сборник статистики внешней торговли РК. — Алматы, 2009. — № 1.
[11] Сборник статистики внешней торговли РК. — Алматы, 2009. — № 4.
[12] Сборник статистики внешней торговли РК. — Алматы, 2008. — № 4.
[13] Отчет Комитета по инвестициям Министерства индустрии и торговли РК. — Алматы, 2006.
[14] Отчет Комитета по инвестициям Министерства индустрии и торговли РК. — Алматы, 2008.
[15] Сборник статистики внешней торговли РК. — Алматы, 2008. — № 4.
REPUBLIC KAZAKHSTAN COOPERATION WITH THE EUROPEAN UNION
T.K. Tokaev
Diplomatic Academy of the Russian Ministry for Foreign Affairs
Ostozhenka str., 53/2, Moscow, Russia, 119992
The article is dedicated to the analysis of Kazakhstan foreign policy towards the European Union. Kazakhstan considers itself as a leading regional state in the Central Asia. Kazakhstan suggests its European partners a wide set of measures to cooperate and transfer the bilateral relations with the EU member countries to the plane of strategic partnership.
Key words: Kazakhstan, EU, globalization, SCO, CSTO, EURASEC, security, cooperation, terrorism.