Научная статья на тему 'Роль энергетического фактора во взаимодействии Казахстана с европейским союзом'

Роль энергетического фактора во взаимодействии Казахстана с европейским союзом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1343
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИКА / ENERGY / ТОРГОВЛЯ / TRADE / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов Д. А.

Предмет. Несмотря на близость России и Китая, Европейский союз является ведущим торгово-экономическим партнером Казахстана. В 2015 г. стороны заключили Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве, которое учитывает обязательства Казахстана в ЕАЭС и ВТО. Энергетика является основополагающим фактором сотрудничества Казахстана с Евросоюзом обе стороны стремятся к энергетической безопасности, но понимают ее по-разному. Для Казахстана ЕС является основным экспортным рынком энергоресурсов, источником инвестиций и технологий. Для ЕС казахстанские нефть и уран являются наиболее ценными энергетическими ресурсами Центрально-Азиатского региона. Цели. Предоставление объективной информации об итогах и перспективах развития сотрудничества между Казахстаном и Евросоюзом в области энергетики. Методология. В процессе исследования использовались системный подход и традиционный метод сравнительного анализа. В статье приводятся актуальные статистические данные из международных и казахстанских источников. Результаты. Представлен обзор нефтегазовой отрасли Казахстана и корпоративной стратегии европейских ТНК в стране. Впервые детально проанализирована структура и география торговли энергоносителями, определены узкие места казахстанско-европейского энергетического диалога и представлены рекомендации по их устранению. Обозначена роль России и Китая в энергетическом сотрудничестве между Казахстаном и ЕС. Выводы. Несмотря на достаточно высокий уровень текущего взаимодействия Казахстана с ЕС в области энергетики, в среднесрочной перспективе Астана будет оставаться лишь одним из альтернативных поставщиков энергоресурсов в Европу, и доля этих поставок увеличиваться не будет. В перспективе роль России и Китая в энергетическом секторе Казахстана будет возрастать, а ЕС сокращаться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of energy in the cooperation between Kazakhstan and the European Union

Importance The European Union (EU) is Kazakhstan's first trade and economic partner despite neighboring markets of Russia and China. The parties have signed the Enhanced Partnership and Cooperation Agreement in 2015 with respect to Kazakhstan's obligations in the Eurasian Economic Union and WTO. Energy is a key element in the cooperation between Kazakhstan and the EU. Both sides are keen to provide energy security. The major part of the Kazakh oil exports goes to Europe. Kazakh crude oil and uranium are the most valuable energy resources for the EU in Central Asia. Objectives The research provides unbiased information about the current status and prospects for the development of the bilateral cooperation in energy. Methods The research applies a systems approach and traditional method for comparative analysis, up-to-date statistical data from international and Kazakh sources. Results I overview the Kazakh oil and gas industry and the European multinational corporations' strategy in the country. I make the first attempt to scrutinize the structure of trade in energy goods, existing barriers that impede a full-fledged Kazakhstan-EU energy dialogue. I thus introduce my own recommendations and describe the role of Russia and China in the Kazakh-European energy cooperation. Conclusions and Relevance Despite the relatively high level of Kazakhstan's cooperation with the EU in energy, Astana will remain just an alternative energy supplier to Europe, and thus the share of the country's energy supplies is unlikely to increase. The role of Russia and China in the Kazakh energy industry will rise and that of the EU will decline in the future.

Текст научной работы на тему «Роль энергетического фактора во взаимодействии Казахстана с европейским союзом»

pISSN 2073-2872 Международные экономические отношения

eISSN 2311-875X

РОЛЬ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ФАКТОРА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КАЗАХСТАНА С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ

Дмитрий Александрович ИВАНОВ

первый секретарь посольства Республики Казахстан в Российской Федерации,

аспирант Дипломатической академии Министерства иностранных дел РФ, Москва, Российская Федерация [email protected]

История статьи:

Получена 08.08.2017 Получена в доработанном виде 24.08.2017 Одобрена 14.09.2017 Доступна онлайн 28.09.2017

УДК 339.5, 339.9 JEL: F13, F15, F52

Ключевые слова:

энергетика, торговля, инвестиции

Аннотация

Предмет. Несмотря на близость России и Китая, Европейский союз является ведущим торгово-экономическим партнером Казахстана. В 2015 г. стороны заключили Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве, которое учитывает обязательства Казахстана в ЕАЭС и ВТО. Энергетика является основополагающим фактором сотрудничества Казахстана с Евросоюзом - обе стороны стремятся к энергетической безопасности, но понимают ее по-разному. Для Казахстана ЕС является основным экспортным рынком энергоресурсов, источником инвестиций и технологий. Для ЕС казахстанские нефть и уран являются наиболее ценными энергетическими ресурсами Центрально-Азиатского региона. Цели. Предоставление объективной информации об итогах и перспективах развития сотрудничества между Казахстаном и Евросоюзом в области энергетики. Методология. В процессе исследования использовались системный подход и традиционный метод сравнительного анализа. В статье приводятся актуальные статистические данные из международных и казахстанских источников. Результаты. Представлен обзор нефтегазовой отрасли Казахстана и корпоративной стратегии европейских ТНК в стране. Впервые детально проанализирована структура и география торговли энергоносителями, определены узкие места казахстанско-европейского энергетического диалога и представлены рекомендации по их устранению. Обозначена роль России и Китая в энергетическом сотрудничестве между Казахстаном и ЕС.

Выводы. Несмотря на достаточно высокий уровень текущего взаимодействия Казахстана с ЕС в области энергетики, в среднесрочной перспективе Астана будет оставаться лишь одним из альтернативных поставщиков энергоресурсов в Европу, и доля этих поставок увеличиваться не будет. В перспективе роль России и Китая в энергетическом секторе Казахстана будет возрастать, а ЕС - сокращаться.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017

Для цитирования: Иванов Д.А. Роль энергетического фактора во взаимодействии Казахстана с Европейским союзом // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2017. - Т. 13, № 9. - С. 1731 - 1746. https://doi.Org/10.24891/ni.13.9.1731

Топливно-энергетическая сфера является ключевым направлением и

основополагающим фактором сотрудничества Казахстана с Евросоюзом. Это отражено в стратегических документах и государственной программе Казахстана «Путь в Европу»1.

1 Назарбаев Н.А. Послание Президента народу Казахстана. Рост благосостояния граждан Казахстана -главная цель государственной политики. Астана, 6 февраля 2008 г. URL:

http://akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslan

ie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-

kazahstana-6-fevralya-2008-g

В 2015 г. стороны подписали новое долгосрочное Соглашение о партнерстве, главное место в котором отводится вопросам энергетики.

Нефтегазовая отрасль играет исключительную роль в платежном балансе Казахстана, поскольку именно внешняя торговля данным стратегическим природным ресурсом позволила Астане нарастить производство сырой нефти и газового конденсата с 26,5 млн т в 1991 г. до 78 млн т в 2016 г.

1731

Нефтедобыча способствовала значительному увеличению объема промышленного производства в целом и существенному развитию нефтегазовой отрасли в частности. При этом Казахстан сталкивается с определенными трудностями и рисками в связи с ускоренными планами по развитию своего энергетического сектора. Среди них - обеспечение устойчивости отрасли, ценовой шок, снижение темпов роста производства продукции, что ведет к сокращению доходов и снижению экономического роста. Важнейшей задачей остается рациональное использование и распределение нефтегазовых доходов.

В 2016 г. счет текущих операций платежного баланса Казахстана сложился с отрицательным сальдо и составил 8,5 млрд долл. США (против 5,1 млрд в 2015 г.). Наблюдается нарастание дефицита текущего счета. Положительное сальдо торгового баланса составило 9,4 млрд долл. США (против 12,7 млрд в 2015 г.). Экспорт товаров составил 37 млрд долл. США (на 20% ниже, чем в 2015 г.), импорт - 28 млрд долл. США (на 18% ниже, чем в 2015 г.)2.

Принимая во внимание значительную долю нефти и газового конденсата в структуре экспорта Казахстана (53%), любое изменение цены на них неминуемо сказывается на стоимостном выражении всего экспорта даже при незначительном изменении физического объема. Мировые цены на нефть марки Brent в 2016 г. сложились на уровне 44 долл. США за баррель (в 2015 г. - 52,4 долл. США).

Объем экспорта нефти в 2015 г. составил 63,6 млн т, а в 2016 - 62,3 млн т. Однако в стоимостном выражении он сократился с 27 млн долл. США в 2015 г. до 19,5 млн в 2016, то есть почти на 1/3 при стабильном физическом объеме. Снижение контрактных цен в 2016 г. явилось основной причиной

сокращения стоимости экспорта. В период 2000-2016 гг. 84% от всего объема добываемой нефти и газа направлялось на экспорт. Таким образом, нефтегазовая отрасль Казахстана имеет высокую степень открытости, а значит, и чувствительности к влиянию внешних факторов.

Поскольку экономика страны сильно зависит от нефти, резкое и устойчивое падение цен на нее имеет серьезные последствия, влияя на доходы, иностранные инвестиции, валютный курс и обслуживание внешнего долга. Курс тенге, как ожидается, будет испытывать волатильность, что сделает страну менее способной развивать другие, несырьевые и конкурентоспособные секторы и, таким образом, еще более уязвимой по отношению к возможному изменению цены на нефть. В связи с этим рациональное использование доходов от экспорта энергоносителей является жизненно важным вопросом для развития Казахстана. Платежи от нефтегазового сектора в Национальный фонд, созданный на основе норвежской модели, составляют 35-40% в госдоходах.

Интенсивная добыча углеводородов, являющихся стратегическим продуктом казахстанского экспорта, привела к высокой концентрации доли нефти и природного газа в структуре промышленного производства страны. Если в 1991 г. их доля составляла 2,5% от всего промышленного производства Казахстана, то в 2011 г. она достигла 54%, а в 2016 г. - снизилась до 48,5%3.

Энергосырьевой сектор является главным источником доходов бюджета Казахстана и инвестиций в модернизированные проекты. Поскольку структура экономики страны является сырье- и энергоориентированной, переход к инновационной экономике требует больших затрат и коренной перестройки

2АкишевД.Т. Платежный баланс и внешний долг

Республики Казахстан за 2016 г. Алматы: Национальный Банк Республики Казахстан, 2017. С. 42.

3 Шейкин Д.А., Кульбаева А.Д. Обзор нефтедобывающей отрасли Республики Казахстан. Алматы: Аналитическая служба Рейтингового Агентства РФЦА, 2015. С. 4.

1732

хозяйственного механизма. Такая ситуация диктует необходимость формирования энергостратегических механизмов встраивания в мировые товарно-финансовые и другие потоки материальных и финансовых ресурсов [1]. Для Астаны, учитывая геоэкономические реалии, координированное развитие всех сегментов экономики и поддержание управляемости энергосырьевого экспорта - это не только приоритетная экономическая задача, а прежде всего задача обеспечения жизнеспособности страны.

Казахстан и ЕС обоюдно стремятся к достижению энергетической безопасности. Астану интересует диверсификация экспортных маршрутов, надежный транзит и доступ на рынок. Европа является традиционным и самым большим рынком сбыта казахстанских энергоносителей (80% от общего объема экспорта нефти), поставщиком оборудования и технологий, обладает значительным инвестиционным, финансовым и технологическим потенциалом, необходимыми для развития казахстанского ТЭК. Брюссель же заинтересован в создании правового поля, которое обеспечит доступ и вывоз ресурсов, стабильность поставок, диверсификацию источников, сокращение энергозависимости от России, а также защиту инвестиций и поддержку работающих в регионе компаний: Shell, Statoil, British Gas, Total, Areva, Eni, Repsol, Siemens и др. Таким образом, Казахстан и Евросоюз объективно заинтересованы в укреплении энергетического диалога. В политическом плане энергосотрудничество Казахстана и Евросоюза содействует обеспечению стабильности в Центральной Азии, уравновешиванию сил в Каспийском регионе.

Роль Казахстана в энергобезопасности ЕС за последние годы выросла. В период с 2003 по 2016 г. импорт сырой нефти и нефтепродуктов увеличился с 3 до 6,5% от чистого импорта

нефти ЕС4. По этому показателю Казахстан является пятым партнером ЕС после России, Норвегии, Саудовской Аравии и Нигерии. Экспорт казахстанских углеводородов в Европу составляет5:

- сырой нефти - 48 млн т (у России - 155 млн т). Крупнейшими потребителями являются Франция, Германия, Италия, Греция и Испания;

- газового конденсата - 601 тыс т (у России -740 тыс т). Наибольший объем направляется в Нидерланды, Финляндию и Австрию;

о

- природного газа - 176 млн м3 (у России -

о

140 млрд м3). Единственным потребителем казахстанского газа является Хорватия.

Для ЕС казахстанская нефть является наиболее ценным энергетическим ресурсом Центрально-Азиатского региона. Ее запасы, оцениваемые в 30 млрд барр. (или 3,9 млрд т), составляют около половины запасов России и 11% запасов Саудовской Аравии, и по этому показателю Казахстан занимает 12-е место в мире, между Нигерией и США6. Почти все месторождения нефти находятся на западе страны, у побережья Каспийского моря или на его шельфе.

Казахстан по добыче нефти занимает 17-е место в мире. Ее производство за последние семь лет изменилось незначительно -с 76,5 млн т в 2009 г. до 78 млн т в 2016 г. (1,7 млн барр. в сутки). Правительство планирует увеличить объем добычи нефти7 до 81 млн т в 2017 г., 85 млн т - в 2018 г.

4 Main origin of primary energy imports, EU-28 // Европейская комиссия. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/File:Main_origin_of_primary_energy_ imports,_EU-

28,_2003%E2%80%9313_(%25_of_extra_EU-28_imports)_YB 15.png

5 База данных Евростата.

URL: http://ec.europa.eu/eurostat/web/energy/data/database

6 Статистический обзор British Petroleum - 2017. URL:

https://bp.com/content/dam/bp/en/corporate/pdf/energy-economics/statistical-review-2017/bp-statistical-review-of-world-energy-2017-full-report.pdf

1733

и преодолеть рубеж в 100 млн т к 2030 г. (рис. 1).

Наращивание добычи и перспективы развития всей нефтегазовой отрасли страны связаны с реализацией трех крупных проектов, которые входят в мировой Т0П-60 с запасами по каждому более 1 млрд т (или 7 млрд барр.).

Месторождение Тенгиз: в 2016 г. добыча нефти здесь достигла 27 млн т. Компания Chevron - ведущий партнер (50%) консорциума «Тенгизшевройл», в который также входят ExxonMobil (25%), «КазМунайГаз» (20%) и «Лукарко» (5%).

Другой мегапроект - месторождение Карачаганак - реализуется компаниями Shell и Eni, имеющими по 29,25%, Chevron (18%), ЛУКОЙЛ (13,5%) и КМГ (10%). В 2016 г. здесь добыто 12 млн т нефти и 17 млрд м3 газа.

В октябре 2016 г. была запущена добыча на месторождении Кашаган, на котором уже добыто свыше 2 млн т нефти и 1 млрд м3 газа. Планируется, что в 2017 г. этот показатель составит 5 млн т нефти и 3,1 млрд м3 газа8. Его участниками являются компании КМГ (16,88%), Eni, Shell, Total и ExxonMobil, имеющие по 16,81%, китайская CNPC (8,33%) и японская Inpex (7,56%).

Как видно из приведенных данных, компании из Европы широко представлены в крупнейших казахстанских нефтегазовых проектах. В связи с этим интерес вызывает корпоративная стратегия европейских ТНК, особенностью которых является высокая концентрация в нефтегазовом секторе. Наглядный пример - компания Shell, которая начала свою деятельность в Казахстане в 1992 г. в рамках оценки запасов

7 Бозумбаев К.А. Материалы к отчетной встрече перед населением. Астана, 1 июня 2017 г. URL: https://zakon.kz/4863231-doklad-ministra-jenergetiki-rk-kanata.html

8Мынбаев C.М. От оптимизации - к повышению

эффективности и прозрачности. Астана, 13 июля 2017 г.

углеводородов страны. Ее деятельность направлена на всемерное расширение бизнеса, диверсификацию активности, включая сферу интересов предприятий смежных отраслей. Как результат, сегодня Shell представлена во всех бизнес-сегментах республики, включая геологоразведку, нефте- и газодобычу (месторождения Карачаганак, Арман, Мертвый Култук и Жемчужина), транспортировку (КТК) и сбыт нефтепродуктов.

Кроме того, Shell оказывает экспертную помощь правительству: компания разработала дорожную карту научно-технологического развития нефтегазовой отрасли Казахстана, создала геохимическую лабораторию, способную оказывать услуги по анализу керна на международном уровне, содействует в подготовке специалистов для нефтегазового сектора страны9. С другой стороны, стратегические поставщики Shell отказываются локализовывать предоставление своих услуг и производство оборудования в стране. Это связано с тем, что на заре независимости Казахстана при заключении контрактов недропользователям давались большие льготы и преференции. В частности, иностранные инвесторы и их подрядчики освобождались от уплаты таможенных пошлин и НДС при ввозе необходимого для разработки месторождений оборудования. В дальнейшем правительство пыталось переломить ситуацию: для поддержки и развития казахстанских компаний законом «О недрах и недропользовании» была установлена 20%-ная скидка во время проведения тендеров в пользу отечественных производителей, однако в силу интеграционных процессов ЕАЭС и вступления в ВТО данная правовая норма была отменена10.

9 Сайт компании Shell в Казахстане. URL: http://shell.com.kz

10 О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан в связи с вступлением во Всемирную торговую организацию: Закон Казахстана от 27.10.2015 № 365-V.

1734

Усиление конкуренции со стороны иностранных производителей оборудования и нефтесервисных компаний может негативно сказаться на деятельности аналогичных казахстанских предприятий. Именно поэтому в Союзе нефтесервисных компаний Казахстана считают, что отечественные компании нуждаются в создании равных условий с иностранными11. Европейские ТНК принесли в Казахстан не только новые рыночные идеи и инвестиции, но и усиление своей политической роли: под влиянием их капитала появились лоббистские группы и организации по защите прав инвесторов. К примеру, главный исполнительный директор Shell является членом престижного Совета иностранных инвесторов при Президенте Казахстана12 и может напрямую договариваться с руководством страны, решать многие вопросы в свою пользу. В целом Shell в Казахстане получила не только относительно дешевые нефтяные активы и экспортные маршруты, но и доступ к стратегически важному китайскому рынку. Освоив местные законы развития бизнеса и закрепившись в стране, компания органично вписалась в казахстанские экономические реалии и довольно успешно продвигает свои инициативы. Аналогично, но в более мелких масштабах, действуют и другие европейские ТНК.

Казахстан не имеет выхода к морю и расположен достаточно далеко от главных потребителей, поэтому транспортные расходы достигают весьма высокого уровня. Подавляющая часть его нефтяного экспорта по пути на рынок проходит через Россию. Доступ к экспортным рынкам осуществляется тремя способами: по трубопроводам, Каспийскому морю и железной дороге (рис. 2).

Ведущим каналом поставки нефти из Казахстана в Европу является Каспийский

11 Журнал о нефтесервисном бизнесе Казахстана Kazservice, январь-февраль 2017 г. № 1.

12 Совет иностранных инвесторов при Президенте

Казахстана. URL: http://fic.kz

трубопроводный консорциум (КТК), на долю которого приходится более 40% нефтяного экспорта страны. Доставка энергосырья проходит через территорию России до порта Новороссийск. Пропускная способность на казахстанском участке составляет 28,7 млн т в год. Проект расширения КТК предусматривает увеличение пропускной способности до 67 млн т в год, в том числе казахстанской нефти - 52,5 млн т.

Атырау - Самара (17,5 млн т в год) - поставка казахстанской нефти через территорию России по нефтепроводам ПАО «Транснефть» в направлении Восточной Европы и портов Черного и Балтийского морей.

Казахстан - Китай - трубопроводная инфраструктура для экспорта

западноказахстанской нефти в Китай. Объем транспортируемой нефти на участке Атасу -Алашанькоу составляет 12 млн т в год с возможностью его увеличения до 20 млн т.

Через Актауский морской порт отгружается 8 млн т сырья. Нефть направляется по железной дороге до Актау, откуда танкерами следует через Каспий частично через Махачкалу на Черное море либо через Баку до Батуми. Оттуда сырье транспортируется через Черное море в Румынию на частично принадлежащие «КазМунайГазу» НПЗ. Часть объемов в будущем может поступать в трубопровод Баку - Тбилиси - Джейхан при наличии свободных мощностей и приемлемых коммерческих условий.

Таким образом, совокупная пропускная способность казахстанских экспортных нефтепроводов составляет около 60 млн т в год и используется практически полностью. За пределами ОПЕК только Россия, Норвегия и Мексика экспортируют больше. Учитывая небольшой объем внутреннего потребления нефти (13 млн т), весь прирост ее добычи будет направлен на экспорт.

Для Казахстана все более перспективным энергоносителем становится газ. По

1735

доказанным запасам страна занимает 11-е место в мире, и они примерно равны запасам Туркменистана и Индонезии. В 2016 г. объем добытого природного газа составил13 20 млрд м .

Темп роста газовой отрасли Казахстана зависит от развития транспортной инфраструктуры, которая базируется на международном транзите и обеспечении газом населения. Внутреннее потребление незначительно, поэтому большая часть газа (16,6 млрд м3) экспортируется в Россию, Китай и Европу. Ввиду географического положения страны и исторически сложившейся системы магистральных газопроводов, экспорт казахстанского газа европейским потребителям связан

с необходимостью получения доступа к газотранспортной системе ПАО «Газпром», газ поступает в нее на границе с Россией. Параллельно с 2009 г. действует газопровод Казахстан - Китай с пропускной способностью 40 млрд м3 в год, однако сейчас он загружен не полностью.

Другим актуальным направлением

сотрудничества с ЕС является атомная отрасль. Казахстан обладает богатыми запасами урана (21% от общемировых) и ежегодно производит до 23 тыс. т урана. По объемам его извлечения страна находится на 2-м месте в мире. Однако сам Казахстан не представлен на всех стадиях ядерного топливного цикла, своих энергогенерирующих мощностей в стране нет. Первую АЭС планируется построить к 2050 г. В настоящее время в Казахстане осуществляется добыча и первичная переработка урановой руды, затем урановый концентрат отправляется в Россию для конверсии и обогащения и возвращается обратно для производства топливных таблеток. В республике планируется во второй

13 Статистический обзор British Petroleum - 2017. URL:

https://bp.com/content/dam/bp/en/corporate/pdf/energy-

economics/statistical-review-2017/bp-statistical-review-of-

world-energy-2017-full-report.pdf

половине 2017 г. открыть первый в мире банк низкообогащенного урана под эгидой МАГАТЭ14.

Казахстан заинтересован в технологиях полного ядерно-топливного цикла, диверсификации источников инвестиций и рынков сбыта. Ключевыми партнерами национальной атомной компании

«Казатомпром» в добыче являются такие глобальные игроки как французская Areva, канадская Cameco, российская

АРМЗ-UraniumOne и китайская CGNPC. Весь добытый в Казахстане уран идет на экспорт -в Китай, Европу, Южную Корею и США.

На Евросоюз, второго крупнейшего покупателя урана из Казахстана, приходится 18% совокупного объема экспорта страны. Казахстан является вторым после России главным поставщиком урана в ЕС (поставляется компании Electricite de France). В 2016 г. он обеспечил 20% от всей потребности ЕС в уране, или 3,6 тыс. т.

Франция является приоритетным партнером Казахстана в атомной сфере. Компания Areva совместно с Казатомпромом осуществляет геологоразведку, добычу и переработку природного урана на одном из крупнейших в мире месторождений Мойынкум в ЮжноКазахстанской области. По достигнутым соглашениям Areva обязалась к 2020 г. предоставить Казатомпрому полную технологию для производства

тепловыделяющих сборок на Ульбинском металлургическом заводе мощностью 200 т в год, включая лицензию на технологию по производству топлива, инженерную документацию, поставку производственного оборудования, обучение персонала и др.15.

14 Назарбаев Н.А. Материалы к встрече с главами дипломатических миссий и представительств международных организаций, аккредитованных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в Казахстане, Астана, 3 июля 2017 г.

15 Knoche Ph. Areva and Kazatomprom sign a strategic agreement. 10 April, 2017, Astana. URL: http://new.areva.com/EN/news- 10941/kazakhstan-areva-and-kazatomprom-sign-a-strategic-agreement.html

1736

Таким образом, текущие проекты позволяют Парижу иметь гарантированный доступ к казахстанским урановым месторождениям, зарезервировать необходимое количество готового ядерного топлива для нужд своих АЭС и играть важную роль на рынке ядерного топлива в ЕС. В свою очередь, Астана осваивает французские технологии, опираясь на опыт этой страны в создании национальной промышленной базы. В намерения Казатомпрома входит расширение

присутствия на европейском рынке: в апреле 2017 г. была создана трейдинговая компания в Швейцарии, которая займется продажей урана на спотовом рынке16.

Кроме углеводородов и урана Казахстан экспортирует в ЕС твердое топливо. В 2016 г. объемы поставок каменного угля составили 1 млн т (Россия - 63 млн т). Они осуществлялись в Италию, Финляндию, Великобританию и Польшу17.

Для того чтобы лучше понять причины и степень зависимости ЕС от внешних источников и, соответственно, определить роль Казахстана, необходимо рассмотреть структуру энергопотребления Евросоюза. В 2016 г. доля нефти в ней составляла 34,5%, природного газа - 22, угля - 17, атомной энергетики - 14 и возобновляемых источников энергии (ВИЭ) - 12,5%18. За последние 10 лет наблюдается увеличение доли ВИЭ, стабильный уровень использования атомной энергии и снижение использования всех остальных видов энергии в общей структуре энергопотребления ЕС. Важно отметить, что страны ЕС в разной степени зависят от поставок энергоносителей извне. Однако уже в среднесрочной перспективе ожидается, что

16Жумагалиев А.К. Казатомпром усилит присутствие на рынках Европы, Китая и США: материалы Саммита атомной промышленности. Вашингтон, 30 марта -1 апреля 2016 г.

17 Евростат. URL: http://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/submitViewTableAc tion.do#

18 Евростат. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-

explained/index.php/Consumption_of_energy

различия между ними будут уменьшаться. Это происходит благодаря формированию единого энергорынка, использованию новых видов топлива и организации единой энергетической системы19. На экспорт казахстанских углеводородов это может оказать негативное влияние.

Несмотря на совпадение интересов Казахстана и Евросоюза в диверсификации поставок энергоресурсов, поиск альтернативных экспортных путей и уменьшение транзитной зависимости от Москвы для Астаны не является самоцелью. На дальнейшее развитие энергетических связей между Казахстаном и ЕС будут влиять следующие обстоятельства.

Во-первых, Россия остается самым привлекательным энергопартнером для Астаны, в том числе благодаря сохранившимся со времен СССР связям ТЭК. Через российскую трубопроводную систему (КТК, Атырау - Самара) транспортируется более 80% всей казахстанской нефти в Европу. Российские маршруты коммерчески наиболее рациональны в отличие от вариантов доставки через Каспий и Черное море.

Во-вторых, Казахстан заинтересован не только в поиске альтернативных путей поставки энергоресурсов, но и в дополнительных транзитных мощностях, обеспечивающих планы по дальнейшему увеличению нефтедобычи на Кашагане.

В-третьих, отмечается рост доли участия Китая в ТЭК Казахстана и увеличение поставок энергоресурсов в восточном направлении. В связи с этим продолжается консолидация энергетического сектора под контролем государства: сегодня национальная нефтегазовая компания «КазМунайГаз» контролирует 20% всех запасов нефти и газа, производит 27% всей нефти и 14% газа.

19 Maros Sefcovic Roundtable of European Energy Industrialists. Brussels, 29 November 2016.

1737

В-четвертых, роль Казахстана с увеличением нефтедобычи стратегически будет возрастать, в том числе на фоне снижения нефтяного экспорта Азербайджана. Таким образом, ожидается острая конкурентная борьба не только за сырьевые ресурсы Казахстана, но и за маршруты их транспортировки, а успешность европейских проектов в этом деле будет зависеть от перспектив разработки Кашагана, а также экономической привлекательности предлагаемых Россией, Китаем и США проектов.

Предполагалось, что успех сотрудничества в сфере энергетики послужит моделью, на основе которой будет развиваться взаимодействие между Казахстаном и ЕС в других секторах. Однако именно в сфере энергетики наиболее рельефно проявились особенности намерений сторон. Здесь можно выделить целый ряд проблем, препятствующих полноценному энергетическому диалогу.

1. Недостаток единой и понятной стратегии взаимодействия в области энергетики. Несмотря на то что удалось определить сферы взаимных интересов, диалог по вопросам энергетики в настоящее время находится в стадии стагнации, что объясняется разным подходом

к сотрудничеству. Если ЕС делает акцент на формировании законодательной базы, то Казахстан отдает предпочтение реализации конкретных проектов, ориентируясь на экономическую составляющую и видимый результат. При этом страны ЕС имеют неодинаковый интерес к Астане при обеспечении ими собственной

энергобезопасности.

2. Отсутствие отдельного договора, регулирующего отношения сторон в области энергетики. Сейчас они основываются на фрагментарной многосторонней и двусторонней правовой основе.

Многосторонняя правовая инициированные

многосторонние международные правовые акты и Международная энергетическая хартия20. Такая направленность объясняется намерением ЕС получить доступ к ресурсам и их разработке, к рынкам и транспортной инфраструктуре для международного транзита, а также обеспечить надежность поставок энергоносителей. Поскольку инвестиции, технологии и транзит являются ключевыми направлениями в деятельности Энергетической хартии, Казахстан является активным ее участником, принимает непосредственное участие в разработке и обсуждении международных правил регулирования энергетических рынков. Так, в 2014 г. в рамках председательства Казахстана в Договоре Энергетической хартии (ДЭХ) была принята Астанинская декларация, которая определила стратегию развития Энергохартии на ближайшие пять лет. Между тем существует неопределенность в плане ее влияния на формирование правил энергетического рынка уровня ЕАЭС принимая во внимание тот факт, что в Казахстане, Армении и Кыргызстане ДЭХ ратифицирован, Белоруссия применяет его на временной основе, а Россией он не ратифицирован. Казахстан выступает за создание нового инструмента по транзиту как Многостороннего рамочного соглашения по транзиту энергоносителей

.21

Другим направлением взаимодействия является Международный научно-

технический центр (МНТЦ), изначальная цель которого заключалась в «переформатировании» ученых, ранее занятых оборонными делами, а также в ядерной энергетике, на решение гражданских задач и стимулирование исследований. За годы работы МНТЦ

основа - это Евросоюзом

20 Международная энергетическая хартия. URL: http://international.energycharter.org/fileadmin/Documents Media/Legal/IEC_RU.pdf

21 Рахметова К.Г. Материалы Ашхабадского форума Международной энергетической хартии «На пути

к многостороннему рамочному соглашению по транзиту энергоресурсов». Ашхабад, 30-31 мая 2017 г.

1738

профинансировал свыше 2 800 проектов на сумму 889 млн долл. США, в том числе для Казахстана - 207 проектов на сумму 76 млн долл. США (для России - 2 033 проекта на 667 млн долл. США)22. С 2015 г. штаб-квартира МНТЦ находится в Астане.

В связи со вступлением в ВТО в 2015 г. Казахстаном были взяты на себя определенные обязательства в сфере торговли энергоносителями23. Законодательные нормы ВТО могут сделать добывающий сектор Казахстана более привлекательным для иностранных инвесторов. При этом очевидно, что потребуется корректировка механизмов контроля и действий относительно товаров, по которым новые импортные таможенные ставки Казахстана и других стран - членов ЕАЭС различаются.

Двусторонняя правовая основа в сфере энергетики была заложена Соглашением о партнерстве и сотрудничестве 1995 г. и получила свое развитие в Соглашении о расширенном партнерстве [2]. В 2006 г. были заключены Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области энергетики и Соглашение о сотрудничестве в мирном использовании

24

атомной энергии .

3. Казахстан и Евросоюз являются партнерами с изначально разным уровнем экономического потенциала. Именно поэтому западные партнеры не слишком заинтересованы в развитии казахстанского энергетического бизнеса. Да и европейский бизнес не всегда заинтересован в передаче Казахстану современных технологий, справедливых цен на продукцию, раздела прибыли, труда и прозрачности финансовых потоков. Как

22 Отчет о деятельности МНТЦ за 2016 г. URL: http://istc.mt/upload/ffles/report_2016_eng.pdf

23АйтжановаЖ.С. Условия присоединения Казахстана к ВТО. Женева, 2015.

24 Пашковская И.Г. Европейский тоюз: энергетическая

политика в отношении новых независимых государств.

Аналитический доклад. М.: МГИМО - Университет,

2009. С. 40.

представляется, у ЕС имеется большая стратегическая цель - не давать Казахстану зарабатывать деньги на каких-либо высокотехнологических направлениях ТЭК. В то время как европейские компании получили доступ к разработке казахстанских нефтегазовых месторождений, в том числе на условиях СРП, Брюссель преднамеренно препятствует деятельности казахстанских компаний на своем рынке, ограничивает их доступ к энергетическим активам. Это дало Астане повод не считать выход на европейский внутренний энергетический рынок перспективным.

В последние годы Казахстан стремился стать не только альтернативным экспортером нефти в ЕС, но и приобрести там объекты энергоинфраструктуры и промышленности, закрепиться на европейском рынке в качестве самостоятельного игрока и поставщика готовой продукции. К сожалению, все эти попытки оказались неудачными. Так, в 2004 г. «КазМунайГаз» не был допущен к участию в тендере по приватизации чешского Unipetrol, поскольку это было «стратегическим решением» правительства Чехии25. КМГ дважды (в 2006 и 2014 гг.) претендовал на приобретение литовского НПЗ MazeikÍ4 nafta, однако его предпочли продать «своим» европейцам - польскому Orlen. В 20072009 гг. КМГ приобрел крупнейшую румынскую нефтяную компанию Rompetrol, располагающую тремя НПЗ и широкой сетью (более 1 000) автозаправочных станций в Румынии, Болгарии, Молдове, Украине, Грузии, Франции и Испании. Сделка была одобрена Еврокомиссией26 и превратила Астану в одного из крупнейших инвесторов в румынскую экономику. КМГ имел амбициозный план и даже приступил к бурению в Румынии первой за пределами Казахстана разведочной скважины. Однако в 2011 г. официальный Бухарест обвинил

25 Газета «Панорама», № 11 от 19 марта 2004 г.

26 Официальный журнал Европейского союза № 50

от 19 октября 2007 г.

1739

Rompetrol в уклонении от налогов, отмывании денег и мошенничестве, а в 2016 г. арестовал имущество КМГ. Позже стало известно о передаче казахстанской компанией контрольного пакета (51%) Rompetrol китайской China Energy Company Limited за 680 млн долл. США27. По условиям сделки Казахстан продолжит экспортировать свою нефть на НПЗ в Румынии и участвовать в операционной деятельности компании. Между тем в 2016 г. председатель правления КМГ С. Мынбаев вынужден был публично признать безуспешность попыток работы за пределами Казахстана и сообщил о сворачивании деятельности компании за рубежом28.

4. Политизация энергодиалога со стороны Евросоюза. Лидирующую роль здесь играет Европарламент, хотя основные направления определяет Еврокомиссия. Его резолюции об экспорте демократии в обмен на импорт нефти далеки от реальности и служат лишь ширмой для получения Брюсселем дополнительных рычагов давления при обсуждении интересующих Казахстан вопросов. В желании казахстанского бизнеса выйти на европейский рынок ЕС усматривает не столько коммерческие, сколько

геополитические угрозы. Это влечет за собой попытки ограничить приток казахстанского капитала, контролировать весь процесс добычи и поставки энергоносителей, финансовых операций. Подобные действия вызывают недоумение Астаны и провоцируют взаимное недоверие.

В рамках многовекторности и диверсификации поставок Казахстан переориентировал часть экспортных мощностей на Азию, имеющую огромный

27 Агентство Reuters, 15 декабря 2015 г. URL: http://reuters.com/artide/us-china-kazakhstan-idUSKBN0TY1D320151215

28Мынбаев С.М. Материалы круглого стола в Мажилисе парламента Казахстана «Роль «Самрук-Казына» в реализации стратегии «Казахстан - 2050». Астана, 3 ноября 2016 г.

рынок сбыта. Сейчас наиболее активно развивается именно восточное экспортное направление [3]. В 2004 г. Казахстан подписал с Китаем соглашение о сотрудничестве в области нефти и газа, в 2006 г. был построен нефтепровод, а в 2009 г. - газопровод между двумя странами. Однако на китайском направлении также не все однозначно.

Китай инвестирует в Казахстан почти столько же, сколько в страны Африки, в два раза больше, чем в Австралию и в пять раз больше, чем в Россию29. Но, как показала практика, его приоритетами являются вывоз сырья и строительство для этого необходимой инфраструктуры, а не помощь в развитии Казахстаном собственных высокотехнологичных отраслей. Как уже отмечалось, политика Пекина в этом вопросе во многом повторяет политику Брюсселя. Таким образом, Астана, выбирая из двух зол меньшее, пока предпочитает Евросоюз, который является ключевым потребителем казахстанских углеводородов, поддерживающим равновесие сил в регионе и источником инвестиций. В данном контексте актуальной задачей видится диверсификация получателей казахстанских энергоресурсов внутри Европы.

5. Влияние геоэкономических и геополитических процессов. Казахстан стремится нейтрализовать многочисленные геоэкономические и геополитические вызовы, обусловленные интересами мировых игроков в регионе, обеспечить собственную экономическую и национальную

безопасность30. Эти процессы не могут не затрагивать характер энергодиалога сторон. Например, неопределенность правового статуса Каспийского моря, непростая ситуация в Центральной Азии, близость

29 Доклад Центра интеграционных исследований Евразийского Банка Развития «ЕАЭС и страны Евразийского континента: мониторинг и анализ прямых инвестиций 2016». URL:

https://eabr.org/upload/iblock/571/edb_centre_2016_report _41_fdi_eurasia_rus.pdf

30 Сатпаев Д.А. Геополитическая гравитация Казахстана. Алматы, 7 мая 2014 г.

1740

Афганистана, напряженность вокруг Ирана -все это потенциально затрудняет реализацию казахстанско-европейских энергетических проектов.

6. Проблема транспортировки/транзита энергоресурсов. Более 80% нефти и 100% газа из Казахстана в сторону европейских потребителей экспортируется через территорию России. Отсутствие альтернативы и недостаток транспортных мощностей являются решающим барьером на пути заключения дополнительных контрактов на поставку углеводородов в Европу, а также привлечения европейских инвестиций в ТЭК и энергетическую инфраструктуру Казахстана. Взаимовыгодное решение вопроса транспортировки энергоресурсов через территорию третьих стран могло бы стать пилотным проектом по дальнейшему урегулированию международных конфликтов, связанных с транзитными государствами.

7. Постоянное изменение законодательства и правил игры в Евросоюзе создает риски для казахстанской экономики, в том числе для энергетического сектора и получателей энергоносителей на европейском рынке. Формирование общеевропейской энергетической политики и создание единого энергорынка, расширение диверсификации источников снабжения, переориентация на альтернативных поставщиков и построение «зеленой» энергетики заметно ограничивает перспективы сотрудничества Казахстана с европейскими партнерами.

Подтверждением этого является климатическая и энергетическая политика ЕС до 2030 г.31 и законодательный пакет «Чистая энергия для всех европейцев»32. Реализация

31 Рамки энергетической и климатической политики 2030. Заключение Европейского совета EUCO 169/14 от 23-24 октября 2014 г. URL:

http://data. consilium.europa.eu/doc/document/ST-169-2014-INIT/en/pdf

32 Европейская комиссия. URL: http://ec.europa.eu/energy/en/news/commission-proposes-new-rules-consumer-centred-clean-energy-transition

предназначенных для внутриевропейского энергорынка инициатив может повлечь для Астаны сужение экспортной ниши для углеводородов на традиционном европейском направлении, затруднение реализации совместных проектов как на уровне ЕС, так и стран-членов, а также сложности на пути развития двусторонних отношений

в энергетике с отдельными государствами Евросоюза. Обязательное раскрытие компаниями, в том числе казахстанскими, данных о платежах за недропользование по требованиям директив ЕС [4] является еще одним деликатным аспектом относительно перспектив расширения двустороннего сотрудничества. Конфиденциальная ранее информация о фискальных операциях в разрезе конкретных стран, проектов и получателей платежей может создать ненужное напряжение между поставщиками энергоресурсов, ужесточить условия ценовой конкуренции и послужить общему снижению цен на энергоносители. Естественно, Казахстан в этом не заинтересован.

Однако несмотря на имеющиеся проблемы, Астана и Брюссель обречены на продолжение энергодиалога. Двустороннее энергетическое сотрудничество является и будет впредь оставаться цементирующим элементом партнерства сторон не только в экономических, но и политических вопросах, что объясняется взаимными интересами в области обеспечения энергетической безопасности, а также поддержания общей стабильности в регионе Центральной Азии.

В силу объективных геоэкономических и геополитических причин очевидно, что энергетические интересы Казахстана и ЕС ближайшие десятилетия по-прежнему будут совпадать. Несмотря на различия в целях и задачах энергетической политики, обусловленные разным экономическим потенциалом сторон, энергетическая стратегия Астаны и Брюсселя формирует основу для

1741

долгосрочного энергетики.

сотрудничества в сфере

Как уже отмечалось, для ЕС казахстанская нефть является наиболее ценным энергетическим ресурсом Центрально-Азиатского региона. Причем в отличие от поставок нефти, для ЕС ключевой проблемой является диверсификация источников снабжения газом. Альтернативных

поставщиков нефти, каким Казахстан и является для ЕС, найти гораздо легче, чем поставщиков газа, поскольку нефть легче транспортировать (танкерами, по трубопроводу, железнодорожным транспортом). Необходимо изменчивость мировых цен

и развитие в Евросоюзе энергетического законодательства и ВИЭ. Можно также прогнозировать, что потребность Евросоюза в казахстанском уране с высокой долей вероятности в будущем может снизиться - тут уже есть такие крупные поставщики, как Россия, Канада и Австралия. К тому же сами европейские государства не имеют грандиозных планов по развитию атомной энергетики.

Таким образом, в среднесрочной перспективе Казахстан останется одним из альтернативных поставщиков энергоресурсов в ЕС, однако доля этих поставок, скорее всего, учитывать увеличиваться не будет [5]. на нефть

Рисунок 1

Добыча нефти в Казахстане в 2009-2030 гг. (прогноз), млн т Figure 1

Oil production in Kazakhstan, 2009-2030 (forecast), million tonnes

Источник: Министерство энергетики Казахстана. URL: http://energo.gov.kz Source: Ministry of Energy of Kazakhstan. URL: http://energo.gov.kz

1742

tl >

Ol 8 о a

Рисунок 2

Маршруты экспорта казахстанской нефти Figure 2

Kazakh oil export routes

Нею

ИРАК

ТУРКМЕНИСТАН

Аиюабет

ИРАН

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КЫРГЫЗСТАН

ТАДЖИКИСТАН

ПАКИСТАН

АФГАНИСТАН

индия

w

Существующие 1 -Атыр^-Саиара 2-КТК З-Орск 4-СистемаАкгау-Baity-ТбилисиДжеюан

Источник: Министерство энергетики Казахстана. URL: http://energo.gov.kz Source: Ministry of Energy of Kazakhstan. URL: http://energo.gov.kz

Планируемые 5 - Казахстан - Китай

Список литературы

1. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Россия в новой экономической реальности. М.: Институт экономических стратегий РАН, 2016. С. 349-350.

2. Иванов Д.А. Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономического диалога Казахстана и Европейского союза // Экономика и предпринимательство. 2016. № 12. C. 682-685.

3. Агеев А.И., Абрамов В.Н., Кузык Б.Н. и др. Нефть Евразии: формирование общего рынка ЕАЭС. М.: Институт экономических стратегий РАН, 2016. 404 с.

4. Van Schoor B. Fighting Corruption Collectively. Springer VG. 2017. P. 72. URL: https://doi.org/10.1007/978-3-658-17838-3_1

5. Иванов Д.А. Особенности внешнеэкономического сотрудничества Казахстана с Евросоюзом: итоги и перспективы // Экономические стратегии. 2017. № 3. С. 80-89.

Информация о конфликте интересов

Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

1744

pISSN 2073-2872 eISSN 2311-875X

International Economic Relations

THE ROLE OF ENERGY IN THE COOPERATION BETWEEN KAZAKHSTAN AND THE EUROPEAN UNION

Dmitrii A. IVANOV

Embassy of Republic of Kazakhstan in Russian Federation, Moscow, Russian Federation [email protected]

Article history:

Received 8 August 2017 Received in revised form 24 August 2017 Accepted 14 September 2017 Available online 28 September 2017

JEL classification: F13, F15, F52

Keywords: energy, trade, investment

Abstract

Importance The European Union (EU) is Kazakhstan's first trade and economic partner despite neighboring markets of Russia and China. The parties have signed the Enhanced Partnership and Cooperation Agreement in 2015 with respect to Kazakhstan's obligations in the Eurasian Economic Union and WTO. Energy is a key element in the cooperation between Kazakhstan and the EU. Both sides are keen to provide energy security. The major part of the Kazakh oil exports goes to Europe. Kazakh crude oil and uranium are the most valuable energy resources for the EU in Central Asia.

Objectives The research provides unbiased information about the current status and

prospects for the development of the bilateral cooperation in energy.

Methods The research applies a systems approach and traditional method for comparative

analysis, up-to-date statistical data from international and Kazakh sources.

Results I overview the Kazakh oil and gas industry and the European multinational

corporations' strategy in the country. I make the first attempt to scrutinize the structure of

trade in energy goods, existing barriers that impede a full-fledged Kazakhstan-EU energy

dialogue. I thus introduce my own recommendations and describe the role of Russia and

China in the Kazakh-European energy cooperation.

Conclusions and Relevance Despite the relatively high level of Kazakhstan's cooperation with the EU in energy, Astana will remain just an alternative energy supplier to Europe, and thus the share of the country's energy supplies is unlikely to increase. The role of Russia and China in the Kazakh energy industry will rise and that of the EU will decline in the future.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017

Please cite this article as: Ivanov D.A. The Role of Energy in the Cooperation between Kazakhstan and the European Union. National Interests: Priorities and Security, 2017, vol. 13, iss. 9, pp. 1731-1746. https://doi.org/10.24891/ni.13.9.1731

References

1. Ageev A.I., Loginov E.L. Rossiya v novoi ekonomicheskoi real'nosti [Russia in the new economic reality]. Moscow, Institute of Economic Strategies of RAS Publ., 2016, pp. 349-350.

2. Ivanov D.A. [Normative and legal base of external economic relations between Kazakhstan and the European Union]. Ekonomika ipredprinimatel'stvo = Journal of Economy and Entrepreneurship, 2016, no. 12-4, pp. 682-685. (In Russ.)

3. Ageev A.I., Abramov V.L., Kuzyk B.N. et al. Neft'Evrazii: formirovanie obshchego rynkaEAES [Oil of Eurasia: The formation of the common market of the Eurasian Economic Union]. Moscow, Institute of Economic Strategies of RAS Publ., 2016, 404 p.

4. Van Schoor B. Fighting Corruption Collectively. Springer VG, 2017, p. 72. URL: https://doi.org/10.1007/978-3-658-17838-3_1

1745

5. Ivanov D.A. [The specifics of foreign trade partnership of Kazakhstan and the EU: Results and prospects]. Ekonomicheskie strategii = Economic Strategies, 2017, no. 3, pp. 80-89. (In Russ.)

Conflict-of-interest notification

I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

1746

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.