РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ:
ХАРАКТЕР И ОСОБЕННОСТИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
А.Б. Макенова
Российский университет дружбы народов
Москва, Россия
Аннотация. Казахстан, являющийся богатым нефтегазовым и другим сырьевым ресурсам, определяется Евросоюзом как стратегически важным государством в Центральной Азии. Если в 1990-х гг. ЕС занимал позицию главных инвесторов в качестве ТНК в нефтегазовых месторождениях Казахстана, то сегодня Евросоюз теряет свою значимость в условиях конку-ренций с Россией и Китаем. Европейский союз постепенно теряет активы в главных нефтегазовых месторождениях и трубопроводах в Каспийском регионе. В связи с возникшими проблемами разрабатывается новая энергетическая политика ЕС.
В статье анализируется тенденция развития энергетического сотрудничества Республики Казахстан и Евросоюза. Выделена особенность энергетической политики Казахстана в 1990-е годы и 2000-х гг. Анализированы основные внешнеполитические документы, определяющие энергетические отношения РК и ЕС. Используя структурный метод анализ при написании настоящей статьи, автор опирался на следующую методологическую основу: либеральные концепции в изучении экономических отношений, теории неореализма в определении идеологии ЕС, геополитические теории для выявления детерминирующих факторов сотрудничества.
Ключевые слова: Казахстан, Евросоюз, энергетическое сотрудничество.
REPUBLIC OF KAZAKHSTAN AND THE EUROPEAN UNION: THE NATURE AND FEATURES OF ENERGY COOPERATION
A.B. Makenova
RUDN University, Russia, Moscow
Abstract. Kazakhstan, which is rich in oil and gas and other raw materials, is defined by
the European Union as a strategically important state in Central Asia. If in the 1990s, the EU held the position of the main investors a s transnational companies in the oil and gas fields of Kazakhstan, today the EU is losing its significance in the conditions of competition with Russia and China. The European Union is gradually losing assets in the main oil and gas fields and pipelines in the Caspian region. In connection with the emerging problems, a new EU energy policy is developing.
The article analyzes the tendency of development of energy cooperation of the Republic of Kazakhstan and the European Union. A feature of the energy policy of Kazakhstan in the 1990s and 2000s has changed. There was analyzed the main foreign policy documents defining the energy relations between the Republic of Kazakhstan and the EU. Using the structural method of analysis in writing this article, the author relied on the following methodological basis: liberal concepts in the study of economic relations, the theory of neo-realism in determining the ideology of the EU, geopolitical theories to identify the determinative factors of cooperation.
Keywords: Kazakhstan, European Union, energy cooperation.
По утверждениям экспертов выявлено, что Казахстан входит в первую десятку по запасам нефти, угля и урана, а по запасам природного газа - в первую двадцатку в мире. Во втором десятилетии после получения независимости Казахстан увеличил добычу нефти в четыре раза, стал мировым лидером по добыче урана. Таким образом ожидается, что в последующих двух десятилетий Казахстан станет лидером по добыче нефти в СНГ. Топливно-энергетический комплекс имеет большое влияние на экономику страны (в 2014 г. не его долю составило 22% ВВП), приносит 50% доходов на государственный бюджет, кроме того - единственный сектор, который привлекает огромный приток иностранной инвестиций. А наибольшая доля ПИИ приходится из стран ЕС [Национальный энергетический доклад 2017: 16].
Характер и особенность сотрудничества Казахстана с Европейским Союзом в данном секторе с годами изменялись. По-
скольку, энергетическая дипломатия зависело в большинстве случаев от институциональных и законодательных реформ Казахстана.
В начале 1990-х гг. «электроэнергетическая отрасль управлялась компанией «Казахстанэнерго», нефтяная отрасль управлялась «Казахстаннефтегаз», газовая отрасль - «Казахгазпром», урановая отрасль - корпорацией КАТЭП. Это были самостоятельные отрасли отраслевые ор-ганы...на уровне Министерства решались вопросы комплексного развития энергетических отраслей страны, обеспечения внешних связей, выработки стратегии, привлечения инвестиции.» - вспоминает К. Байкенов, заместитель премьер-министра и министр энергетики и топливных ресурсов РК 1992 г. В этот период Правительство Казахстана выдвинул решение на привлечение иностранных капиталов на развитие нефтегазовой промышленности. Самой первой и крупнейшей зарубежной компанией в казахстанской нефтегазовой промышленности стал Chevron (1993, США), после ExxonMobil (США), Shell (Британия, Нидерланды), Eni (Италия), Total (Франция), British Petroleum (Великобритания). Для развития зарубежных ТНК стороны подписали Соглашения о разделе продукции (СРП) и других документов на недропользование, в которых большинство рисков перекладывалось на принимающее государство, а инвесторы получали многочисленные льготы [Нефть и газ независимого Казахстана 2017: 22]. Эти непростые решения сейчас Президент РК Н. А. Назарбаев вспоминает в своей книге «Казахстанский путь»: «Мы не имели опыта ведения зарубежных переговоров. Учились, так сказать, «прямо на ходу» - во время переговоров. Главный вопрос, который я всегда задавал: «Соответствует ли этот контракт международным стандартам? Не пойдет ли он в будущем поперёк интересов Казахстана?» Наших знаний и авторитета было недостаточно. Нужны были свежие, новаторские идеи и люди, имеющие опыт работы в критических ситуациях. Было очень тяжело.» [Назарбаев 2006: 110].
С 1990-х до 2000-х гг. Казахстаном были достигнуты не мало достижений для международного сотрудничества в нефтегазовом секторе, в котором Европейский Союз занимал место как акционер и инвестор, а также предоставлял своих специалистов для изучения нефтегазовых месторождений.
В 1992 г. было подписано первое рамочное Соглашение о создании Каспийского трубопроводного консорциума между Республикой Казахстан, Султанатом Оман, и через месяц присоединилась Российская Федерация. В 1996 г. в результате реорганизации Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) доля России составляла 24%, Казахстана - 19%, Омана -7%, и остальная часть перешла 8 зарубежным нефтяным компаниям: Chevron, British Gas, Agip, Mobil, «Лукойл», «Рос-нефть»/Shell, Amoco, Oryx. В 1994 г. Казахстан предоставил мировому сообществу проект Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, что в результате начались длительные переговоры о его использовании. Президент Н. А. Назарбаев отмечал, что «углеводородные ресурсы Каспийского моря в будущем смогут конкурировать с такими крупными нефтяными регионами, как Северное море, Мексиканский залив и другие. В связи с этим проблема Каспийского моря уже с самого начала переросла региональные масштабы и приобрела глобальное значение». Позже, в 1996 г. в целях защиты интересов Казахстана были приняты Закон РК № 2828 «О недрах и недропользовании», а также Закон РК № 266-XIII «Об иностранных инвестициях». В 1995 г. РК издала постановление № 1552 «Об утверждении Карты блоков и месторождений углеводородов, подготовленных к геологическому изучению и освоению» [Нефть и газ независимого Казахстана 2017: 105].
К 2000 г. в Казахстане уже были эксплуатированы нефтегазовые месторождения Тенгиз, Кашаган, Карачиганак, развивалась поставка нефти через трубопровод КТК. Во всех этих объектах присутствовали западный капитал и руководители компании ЕС таких как Shell (Британия, Нидерланды), Eni (Италия), Total (Франция),
British Petroleum (Великобритания), Agip (Италия), Statoil (Норвегия).
Необходимо отметить особенность Энергетической Хартии. Документ был принят на Гаагской конференции 17 декабря 1991 г. Он предопределил инвестиционные и транзитные отношения в будущем, так как оказывает больше влияние на законодательство Республики Казахстан. В период выработке международного документа участвовали европейские страны, СССР, США, Канада, Япония, Австралия. Однако, во время заключения договоров по Энергетической Хартии (1992-1994 гг.) США и Канада не подписали ни одного документа (подписали 51 стран). В Энергетической Хартии рассмотрены вопросы о поощрении капиталовложений на энергетическую отрасль и свободного доступа к энергоресурсам (добыча и транзит). Казахстан в рамках Энергетической Хартии как одна из принимающая сторона иностранных инвесторов, обязуется обеспечению гарантий инвесторам и отказывается от судебного иммунитета. С другой стороны, Казахстан получает другие преимущества, например, подписавшие Энергетическую Хартию страны обязуются создавать условия для установления трубопроводов и решать проблемы транзита1. Для Казахстана, как страна, не имеющая выхода к морю, очень важно развивать транзитные инфраструктуры в данной отрасли.
В результате долгих переговоров в рамках Энергетической Хартии, Европейский союз с другими странами начал создавать проекты и программы многостороннего характера. В начале 2000-х гг. Европейский Союз, выделяя приверженность к принципам зеленой экономики и тесного сотрудничества с соседними странами, объявил свои интересы к нефтегазовым поставкам из Каспийского региона. По этой причине запустили министерские конференции, начиная с 2004 г. в Баку, и ратифицировали «Бакинскую инициативу» в сфере энергетического сотрудничества с 11 странами в Восточной Европе, на Кав-
1 Влияние договора к Энергетической Хартии на законодательство Казахстан / Zanger [электронный ресурс]. / Режим доступа: http://zangerlf.com/ru/publications/216
казе и в Центральной Азии. Данная энергетическая инициатива ЕС исполнялась на основе поддержки развития энергетического рынка в странах Каспийского региона, инвестирования в инфраструктуры, введения энергетических программ и их регулирования, содействия в интеграции. В рамках реализации Стратегии ЕС по энергетике «Зеленая книга» (Green Paper «A European Strategy for Sustainable, Competitive and Secure Energy») эксперты Еврокомиссии обозначили, что до 25% импорта энергоресурсов ЕС будут поставляться из Каспийского региона [Есдауле-това 2008: 141-152]. В результате, Казахстан был определен как один из главных партнёров в данном регионе.
Следует выделить три причины развития энергетического сотрудничества Евросоюза с Казахстаном: первая причина -зависимость от импортных энергоресурсов Европейского Союза; вторая причина -тенденция налаживания новых договоров с экспортёрами нефти и газа, поскольку в силу больших затрат на энергетические ресурсы ЕС намеривается повлиять на ценовую политику и диверсифицировать поставок нефти и газа; третья причина - риски газовых кризисов с Россией, и России с Украиной [Токаев 2009: 70-77]. В интересах Республики Казахстан служили следующие задачи в энергетической политике: интеграция в международную энергетическую систему; усиление мер по энергоэффективности и его сбережению; предоставление энергобезопасности; обеспечение экологической безопасности; создание новых энергетических инфраструктур для транспортировки; разработка передовых технологий для добычи и переработку углеводородного и уранового сырья; привлечение инвестиций на энергетическую промышленность [Гусев 2007: 53-60].
Энергетическая дипломатия Европейского Союза в Казахстане началась развиваться с подписанием Меморандума о взаимопонимании по сотрудничеству в области энергетики в 2004 г., признавая Казахстан как одного из главных производителей энергоресурсов в Каспийском реги-
оне1. В 2007 г. с момента подписания Советом ЕС документа «ЕС и ЦА: Стратегия ради нового партнёрства» экономические, энергетические и транспортные инициативы выстроились на первый план приоритетов, а политические, гуманитарные вопросы и политика введения демократии заняли неотъемлемо составляющую позицию для поддержания экономических целей2. Так же энергетическая дипломатия между ЕС и Казахстаном стала активно развиваться в рамках Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве ЕС и Казахстан 2015 г.
В Соглашении о расширенном партнерстве и сотрудничестве признается приверженность двух сторон на устойчивое и эффективное сотрудничество в области энергетики. В нём указаны вопросы обеспечения энергетической безопасности, прозрачности, взаимные инвестиции, об обмене информаций и научного сотрудничества. В области углеводородной энергетики обозначены условии создания нового энергетического рынка, энергетической инфраструктуры и защиты окружающей среды3.
Кроме того, Казахстан, являясь бенефициаром программы технической помощи ГЫООАТЕ, пользуется инвестиционными программами, например, как Фонд финансирования устойчивой энергетики,
1 Memorandum of understanding on co-operation in the field of energy between the European Union and the Republic of Kazakhstan [электронный ресурс]: Conclusions of the Brussels European Council meeting of 23-24 from March 2006. - 2006. - 5 p. Режим доступа:
https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/memorandum_of
_understanding_on_co -
opera-
tion_in_the_field_of_energy_between_the_european_u nion_and_the_republic_of_kazakhstan_en.pdf
2 The EU and Central Asia: Strategy for a New Partnership [электронный ресурс]: Council of the European Union 10113/07 from the 31 May 2007 // the Permanent Representatives Committee. - 2007. - 31 May (PESC655, COEST 179). - 20 p.
3 Enhanced Partnership and Cooperation Agreement between the European Union and its Members States, of the one part, and the Republic of Kazakhstan, of the other part [Электронный ресурс]: Council Decision (EU) 2016/123 of 26 October 2015// Official journal of the European Union. - 2016. - 4 February (L29). - 156 p.
который был финансирован в 2008 г. в размере 300 тысяч евро. Кроме этого фонда Казахстан получает значительную поддержку от Евросоюза различными региональными программами для развития энергетического сектора. Евросоюзу необходимы эти финансирования для энергетической интеграции стран Центральной Азии и Каспийского региона. Например, в 2008 г. был запущен проект по повышению мер по защите окружающей среды в нефтегазовой промышленности Центральной Азии. Цель проекта является содействие повышению эффективности нефтегазовых транспортных сетей и усилению мер по охране окружающей среды. Для реализации данного проекта были поставлены задачи создания экологического законодательства и проведения соответствующих мероприятий. Проект был завершен в ноябре 2010 г., общий бюджет сравнился в 2 650 000 евро.
Программа ГЫООАТЕ выполнил свыше 70 проектов начиная с 1996 г. по настоящее времени со странами Центральной Азии, Восточной Европы и Закавказья. Проекты обхватывают все направления по энергетической инициативе Евросоюза:
• Техническая и нормативная консультационная помощь по вопросам энергетической безопасности, эффективности и развития энергетических рынков;
• Реализация политики энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии;
• Энергетическое и экономическое планирование за счет улучшения статистики энергетики;
• Содействие инвестициям в сферу энергоэффективности и возобновляемых источников энергии.
Ниже представлены все проекты ЕС и Казахстана в области энергетического сотрудничества с 2008 по 2017 гг. Проекты ЕС совместно с Казахстаном в
Проект Начало Конец Бюджет
Развитие согласованных национальных энергетических стратегий в Централь- 01/05/20 07 30/04/20 09 2 006 0 00 евро
ной Азии
Фонд финансирования устойчивой энергетики Казахстана 29/08/20 08 30/11/20 12 300 000 евро
Повышение мер по защите окружающей среды в нефтегазовой промышленности Центральной Азии (EPMOGI) 01/12/20 08 30/11/20 10 2 650 0 00 евро
Технологии и методологии сокращения потерь газа в газотранспортной системе Центральной Азии 01/03/20 08 30/11/20 09 1 493 6 25 евро
Гармонизация технических стандартов и практик в газовом секторе Центральной Азии 01/04/20 08 31/10/20 09 1 356 0 00 евро
Пред- инвестиционный проект для транс -Каспийского -Черноморского газового коридора 01/10/20 09 30/06/20 17 5 000 0 00 евро
Инициатива по энергосбережению в строительном секторе Восточной Европы и Центральной Азии (ЕБШ) 01/01/20 10 01/03/20 14 4 449 6 50 евро
Инициатива по энергосбережению в строительном секторе Восточной Европы и Центральной Азии ^1В) 01/01/20 10 01/03/20 14 4 449 6 50 евро
Программа по устойчивой энергетики для Центральной Азии: возобновляемые источники энергии - энергоэффективность (ВИЭ- ЭЭ) 26/04/20 13 25/04/20 16 4 000 0 00 евро
Поддержка участия городов восточной Европы и центральной Азии в «Соглашении Мэров» (проект связанный с INOGATE). 20/09/20 11 20/07/20 15 2 150 0 00 евро
Таблица1
Республика Казахстан сделал очередной прорыв в энергетической дипломатии, впервые войдя в европейский рынок в 2007 г., то есть подписав соглашение о приобретении у Rompetrol Holding SA (Швейцария) 75% акций The Rompetrol Group NV (TRG), который является крупным нефтеперерабатывающим холдингом в Румынии стоимостью 1,650 млрд долл. Эксперты оценивают данный холдинг с высоким уровнем технологического оснащения, благодаря этого холдинга Казахстан вышел на самый конкурентный рынок в Европе, к тому же при транспортировке нефти избежали проблем с проходимостью в Босфоре, и наконец в поставках нефти не имеют посредников. В 2009 г. Национальная компания «КазМунайГаз» выкупил оставшиеся 25% акций TRG и стал полноправным владельцем актива данного холдинга в Европе. В результате казахстанская нефть по территории России беспрепятственно транспортируется до Новороссийска, оттуда загружается в казахстанский танкер, который переплывает Черное море и перегружается в собственный завод в Румынии. Кроме того, Казахстан приобрёл розничную сеть в семи странах Европы, и премиальные рынки в Украине, Турции и на Кавказе. В 2008 г. АО «КазТ-рансОйл» приобрел 100% акций компании Batumi Industrial Holdings Limited (нефтяной терминал) у компании Terminal Partners Limited за 325 млн. долл. [Нефть и газ независимого Казахстана 2017: 264-269]2. Данные сделки дают огромные возможности экспортировать нефть через Черное море и использовать европейский рынок.
Кроме финансовой помощи Бакинской инициативы, Казахстан интегрирован в нефтепроводную сеть «Баку-Тблиси-Джейхан» (2006 г.), которая является первым международным нефтепроводом после проекта совместно с Россией КТК,
1 Проекты ЕС совместно с Казахстаном в сфере энергетики, ИНОГЕЙТ [Электронный ресурс]. / Режим доступа:
http ://www. inogate.org/proj ects?collection=ongoing&l ang=ru
2Нефть и газ независимого Казахстана. Указ. соч. С 264-269.
пролегающий в Европу. Н. А. Назарбаев отметил, что маршрут «Актау-Баку-Тблиси-Джейхан» позволит увеличить добычи нефти от 60 млн. тонн до 100 млн. тонн к 2010 г. В этом проекте участвуют Французская компания Total, американская компания ConocoPhillips, итальянская Eni, японская Inpex1.
Брюссель заинтересован в развитии нефтепровода в обход России - Баку-Тблиси-Джейхан (БТД), так как прослеживается снижение европейской доли в казахстанских нефтегазовых проектах: на 6,6% в КТК, на 6,5% в Карачаганакском консорциуме, на 3,4% в Кашагане. Европейские инвесторы сократили свою долю в КТК от 10,6% до 4%. Россия, в свою очередь, увеличила объема добычи нефти на Тенгизском месторождений, на Кашаган-ском месторождении Казахстана приступила к коммерческой эксплуатации, и заявила о увеличении мощности в КТК с 35 до 67 млн. тонн к 2015 г. К тому же, интересы Китая в поставках нефти ослабляла деятельность ЕС. По вышеперечисленным причинам ЕС направлен к перевозке казахстанской нефти по железной дороге Актау, далее через Каспий следует в Баку, после вновь железной дорогой в Батуми. От Батуми нефть направляется через Черное море в Румынию, где находится казахстанский нефтеперерабатывающий холдинг КазМунайГаз НПЗ. Казахстанская сторона считает, что данный маршрут является затратным, и предлагает новый проект - Казахстанская Каспийская система транспортировки (ККСТ), которую одобряет Азербайджан, но Россия и Иран заявляют, что против данного проекта ссылаясь на неопределенный статус Каспийского моря и экологическую безопасность [Лихачев 2012].
Являясь бенефициаром различных европейских программ энергетического со-
1Актау-Баку-Тблиси-Джейхан // Deutsche Welle [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://www.dw.com/ru/%D0%B0%D0%BA%D1%82 %D0%B0%D1%83-
%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D1%83-%D1%82%D0%B 1%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D 1%81%D0%B8-
%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D0%B9%D1%85%D0 %B0%D0%BD/a-1594510
трудничества, Казахстан поставил дальнейшие приоритеты на 2015-2016 гг: совершенствование правил рынка, трансграничная торговля, сбор энергетических данных, топливно-энергетические балансы, энергетические показатели. В настоящее время основной проблемой развития регионального рынка являются разные системы управления энергетики Белоруссии, России. А также политические разногласия по использованию трансграничных водных ресурсов между Узбекистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. Придерживаясь целям развития энергетического сектора -привлечение как больше инвестиции в инфраструктуру в рамках Бакинской инициативы и в поддержке программы ШООАТЕ уже приняты межгосударственные 100 нефтегазовые стандарты в национальный сектор, а также улучшена система энергетической статистики2.
С помощью INOGATE были достигнуты несколько цели: проведены совместные анализы при установлении тарифного плана на электроэнергию; INOGATE содействовал Агентству Республики Казахстан по статистике в разработке плана действий по энергетической статистике на 20122014 гг.; при поддержке данной программы в Национальный план стандартизации Казахстана на 2014 г. были включены 16 газовых стандартов3.
О деятельности Казахстана в совместном энергетическом сотрудничестве с ЕС в рамках ШООАТЕ были высоко оценены на презентации «Энергетическая политика стран, не входящих МЭА: Восточная Европа, Кавказ, Центральная Азия» подготовленная Международным энергетическим агентством в Астане 2015 году. На встрече были представлены под председательством Посла г-жи Аурелии Бушез, Главы представительства ЕС в РК и Министра энергетики РК В. Школьника. На презентации был отмечен полный обзор энергетической политики в Армении, Азербай-
2 Технический секретариат INOGATE: Рабочий план для Казахстана (2011 год) [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http ://www. inogate.org/documents/KZ_CWP_RUS.pdf
3 Сайт INOGATE [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://www.inogate.org/countries/5?lang=ru
джане, Беларуси, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, Таджикистане, Туркменистане, Украине, Узбекистане. МЭА высоко оценил государственную Концепцию «Зеленой экономики» Казахстан, в которой поставлена цель по достижению 50%-ой доли возобновляемой и альтернативной энергетики к 2050 г. Посол А. Бушез во время выступления подчеркнула важность обменов информации: «Теперь мы располагаем данным аналитическим обзором со многими рекомендациями, основанными на фактах. Важно, что этот документ, основывающийся на процессе вовлечения стран-партнеров в основу анализа, используется ими для принятия необходимых и соответствующих политических решений при корректировке или даже реформировании национального энергетического сектора»1.
В апреле 2016 г. технический секретариат ГЫООАТЕ изучив энергетическое состояние ЕС и энергетический рынок Казахстана, опубликовал обширный доклад наименованный «Варианты реконструкции рынка электроэнергии Казахстана и его роль на рынке Центральной Азии». В целях изучения энергетического рынка Казахстана для интеграции к рынкам ЕС стояла задача изучения объема потребления энергетики в странах ЕС, анализ цен и тарифов, а также обширное изучение энергетического ресурса Казахстана. В процессе изучения, эксперты отмечают, что энергетическая инфраструктура Казахстана расположена от юга к северу, что осложняет поставки энергоресурсы в ЕС.
Кроме того, инфраструктура электроэнергии стран Центральной Азии зависит от трансграничных рек. Присутствие крупных трансграничных рек в регионе, включая Сырдарью и Амударью (Афганистан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан), Чу и Талас (Кыргызстан и Казахстан), Тарим (Кыргызстан, Таджикистан, Китай) , или (Китай, Казахстан), Иртыш (Китай, Казах-
стан, Россия), Урал, Ишим, Тобол (Казахстан, Россия) требуют разработки общей правовой базы для распределения водных энергетических ресурсов, обоснования и согласования крупных проектов для строительство объектов гидроэнергетики в регионе, совершенствование инвестиционного и экологического законодательства, методы оценки системных рисков и разработка новых моделей принятия решений. 2
Кроме инфраструктурных проблем существуют ряд проблем связанные с глобальными экономическими проблемами. Европа, которая является традиционным регионом импортирующий казахстанскую нефть собирается сокращать спроса на нефть в долгосрочной перспективе. По прогнозу специалистов в Европе до 2040 г. будет сокращаться на нефтепереработки и их импорта на 0,4% в год. Эксперты доказывают, что до 2014 года импорт сырой нефти увеличивался и сокращался объем нефтепереработки в Европе, а после 2014 г. показала обратную тенденцию [Национальный энергетический доклад 2017: 35].
Причинами данной тенденции служат: медленный экономический рост, политика сокращения выбросов углекислого газа и повышения энергоэффективности, спрос на внедрение передовых технологий, социальные реформы, внедрение зеленой экономики. Вопрос о выбросах парникового газа для Европейского союза является серьезным. О системе торговли выбросами (СТВ) и налоге по выбросам обсуждаются Комитетом по охране окружающей среды Европарламента (2016 г.) и предлагают ряд изменений в СТВ, который должен вступить в 2020 г. [Национальный энергетический доклад 2017: 157]. Новая политика по регулированию выбросов парниковых газов (стран ЕС, ОЭСР) становятся новыми вызовами для Казахстана в развитии внешней энергетической политики.
1 Пресс-релиз программы Европейского союза INOGATE (24 апреля 2015 год, Астана) [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http ://www.inogate.org/documents/PR_INOGATE_ru. pdf
2 Technical Secretariat and Integrated Programme in support of the Baku Initiative and the Eastern Partnership energy objectives: Market design options of Kazakhstan and its role in the Central Asia regional electricity market (INOGATE, 2011) [Электроный ресурс]. / Режим доступа:
http://www.inogate.org/documents/ACR_89_107_108 KZ_117UZ.pdf
Однако, в 2013 г. была разработана Концепция Стратегии устойчивой энергетики будущего Казахстана до 2050 г. в рамках VI Астанинского экономического форума, в которой рассмотрена переход страны на «зеленую экономику». Разработчики данной стратегии провели ряд встреч с сотрудниками Генерального Секретариата ООН, в результате которых были одобрены со стороны ООН [Абыкаев и др. 2013: 154].
Концепция состоит из 154 страниц: в 7 разделах об энергетике Республики Казахстан и о мировом энергетике, о национальных вопросах в области энергетики, цели и задачи стратегии, анализ о запасах ресурсов, о реализации стратегии, о параметрах и этапах реализаций, план мероприятий. Документ предусматривает реализацию национальную инициативу «Зеленый мост», «Зеленый рост», в которых учитываются решения ООН по устойчивому развитию «Рио+20». В первом разделе Концепции выделен параграф о инициативах ЕС, России и Белоруссии в сфере энергетики. О инициативах ЕС выделено, что 3 положения «Европейской стратегии устойчивой, конкурентоспособной и безопасной энергетики» должны быть рассмотрены при разработке казахстанской стратегии: даны рекомендации о полном анализе энергетики ЕС; рекомендация о рассмотрении использования угля и лигнита; рассмотрение законодательных структур по эффективному использованию энергетики [Абыкаев и др. 2013: 154].
Таким образом выяснилось, что во втором десятилетии после получения независимости Казахстана отношения с Европейским союзом резко обрели иной характер. Если в 1990-х гг. в казахстанских нефтегазовых месторождениях существовали крупные Западные ТНК, то к 2007 г. и после выстраивались среднесрочная и долгосрочная законодательная база, и инфраструктура для транспортировки энергоресурсов в Европу. С 2007 г. Казахстан впервые вышел на европейский рынок нефтегазовой отрасли, выкупив нефтеперерабатывающий холдинг The Rompetrol Group NV (TRG) в Румынии, и нефтяной терминал Batumi Industrial Holdings Limited в Грузии
в 2008 г. Кроме того, Астана предпринимает попытки приобрести нефтяные промышленности в Чехии, Италии, Литве. Казахстан пользуется финансовой помощью от программы INOGATE для реформирования законодательств в нефтяной промышленности, которых ЕС в первую очередь требует для дальнейших расширений диалогов.
В процессе сотрудничества выстроились ряд проблем с поставками энергоресурсов в связи с факторами дезинтеграции Центральной Азии и расширений присутствия России и Китая в нефтегазовых месторождениях Казахстана. Глобальные экономические кризисы (падение цен на нефть и девальвация в Казахстане) для ЕС отражаются отрицательным образом, которых не ожидали в ЕС. «Зеленая политика» Евросоюза (о снижении импорта нефти и газа до 2040 г. и разработка новой энергетической политики в ЕС начиная с 2014 г.) так же приостанавливает развитие энергетических отношений ЕС и Казахстана. Несмотря на «шаг назад» со стороны ЕС, Казахстан идёт на встречу, предлагая свою Концепцию Стратегии устойчивой энергетики будущего Казахстана до 2050 г. в 2013 г., которая основывается на «зеленый рост» экономического и энергетического развития.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абыкаев Н.А., Кузнецов О.Л., Бектур-ганов Н.С., Сапицын А.Т., Зейнуллин А.А., Щеулин А.С. Концепция стратегии устойчивой энергетики Казахстана до 2050 г. - 2013. - 154 с.
2. Внешняя политика стран СНГ: Учеб. пособие для студентов вузов / Ред-сост. Д. А. Дегтерев, К. П. Курылев. -М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. — 496 с.
3. Гусев Л. Сотрудничество Казахстана и Запада в сфере энергетики // Научно-Аналитический журнал Обозреватель.
- 2007. - №10. - С. 53-60.
4. Есдаулетова А.М. Энергетическая безопасность: Европейский Союз, Россия, Казахстан // Политическая экспертиза.
- 2008. - №3. - С. 141-152.
5. Лихачев М. А. Нефтяные инфраструктурные проекты ЕС и Казахстана //
Российский Институт стратегических исследований. - 2012. [Электронный ресурс]. / Режим доступа https://riss.ru/analitycs/2609/
6. Назарбаев Н. А. Казахстанский путь. -Караганда, 2006 год. - 372 с.
7. Национальный энергетический доклад 2017. - Астана: Ассоциация Kazenergy, 2017 г. - 162 с.
8. Нефть и газ независимого Казахстана: События. Факты. Люди 1991-2016. -Астана: Ассоциация Kazenergy, 2017 -352 с.
9. Токаев Т.К. Нефтегазовое сотрудничество Казахстана с Европейским Союзом // Научно-аналитический журнал Обозреватель. - 2009. - №5 (232). - С 70-77.
Сведения об авторе: Макенова Асия Базаровна - магистр в области международных отношений, кафедра теории и истории международных отношений РУДН (e-mail: [email protected]).
REFRENCES
1. Аbykaev NA., Kuznetsov O.L., Bektur-ganov N.S., Sapitsyn А.Т., Zejnullin А.А., SHHeulin А.S. Kontseptsiya strategii ustojchivoj ehnergetiki Kazakhstana do 2050 g. - 2013. - 154 s.
2. Vneshnyaya politika stran SNG: Ucheb. posobie dlya studentov vuzov / Redsost. D. А. Degterev, K. P. Kurylev. - M.: Izdatel'stvo <Aspekt Press», 2017. — 496 s.
3. Gusev L. Sotrudnichestvo Kazakhstana i Zapada v sfere ehnergetiki // Nauchno-Аnaliticheskij zhurnal Obozrevatel'. - 2007. -№10. - S. 53-60.
4. Esdauletova А.М. Energeticheskaya bez-opasnost': Evropejskij Soyuz, Rossiya, Kazakhstan // Politicheskaya ehkspertiza. -2008. - №3. - S. 141-152.
5. Likhachev М.А. Neftyanye infrastruk-turnye proekty ES i Kazakhstana // Rossijskij Institut strategicheskikh issledovanij. - 2012. [EHlektronnyj resurs]. / Rezhim dostupa https://riss.ru/analitycs/2609/
6. Nazarbaev N. А. Kazakhstanskij put'. - Karaganda, 2006 god. - 372 s.
7. Natsional'nyj ehnergeticheskij doklad 2017. - Аstana: Аssotsiatsiya Kazenergy, 2017 g. - 162 s.
8. Neft' i gaz nezavisimogo Kazakhstana: Sobytiya. Fakty. Lyudi 1991-2016. - Astana: Assotsiatsiya Kazenergy, 2017 - 352 s.
9. Tokaev T.K. Neftegazovoe sotrudnichestvo Kazakhstana s Evropejskim Soyu-zom // Nauchno-analiticheskij zhurnal Obozrevatel'. - 2009. - №5 (232). - S 70-77.
About the author: Makenova Assiya Bazarovna - Master of International Relations of the Department of Theory and History of International Relations of RUDN University (e-mail: [email protected]).