Грозин Л. В.*
РОССИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: СОТРУДНИЧЕСТВО И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА СО СТРАНАМИ РЕГИОНА
Grozin A.V.**
RUSSIA IN CENTRAL ASIA: COOPERATION AND PROSPECTS OF ENERGY PARTNERSHIP WITH REGION COUNTRIES
Аннотация: На фоне форсированного участия западных нефтегазовых ТНК в разработке нефтегазовых ресурсов ЦА и постепенного усиления внимания к региону со стороны КНР успехи российской политики оказались скромнее. Центральноази-атский рынок важен для России с точки зрения экспорта готовой продукции. Наиболее заметным достижением РФ в трубопроводной политике Центральной Азии стала реализация Каспийского трубопроводного консорциума. Реализуемые Россией за последние десятилетия шаги по формированию устойчивых отношений со странами ЦА в энергетической сфере претерпели ряд трансформаций: от масштабного включения потенциала их ресурсной сферы, до планов по созданию на их территориях новых генерирующих мощностей.
Ключевые слова: Центральная Азия, Туркмения, Казахстан, Узбекистан, Китай, Россия, газ, нефть, трубопровод.
Abstract: Against the background of the forced participation of Western oil and gas TNCs in the development of Central Asian oil and gas resources and the gradual increasing attention to the region from the PRC, the successes of Russian politics turned out to be more modest. The Central Asian market is important for Russia in terms of exports of finished products. The most notable achievement of the Russian Federation in the pipeline policy of Central Asia was the implementation of the Caspian Pipeline Consortium. Over the past decades, Russia has taken steps to form stable relations with the Central Asian countries in the energy sector underwent a number of transformations: from the large-scale inclusion of their resource potential, to plans to create new generating capacities in their territories.
Keywords: Central Asia, Turkmenistan, Kazakhstan, Uzbekistan, China, Russia, gas, oil, pipeline
Центральная Азия (ЦА) с географической точки зрения - значительная часть юго-восточной границы Российской Федерации с протяженностью более 7.5 тыс. км. Со стороны РФ с ЦА граничат 12 субъектов Федерации, в том числе, такие экономически значимые, как Волгоградская, Самарская, Челябинская, Омская области и другие, т. е. вдоль границы сосредоточен
* Грозин Андрей Валентинович - кандидат исторических наук, научный сотрудник, Институт востоковедения Российской академии наук, [email protected].
** Grozin Andrei Valentinovich - candidate of history, senior researcher, Institute of Oriental studies of the Russian Academy of Sciences.
значительный российский промышленный потенциал, крупнейшие города Сибири, Урала и Поволжья, стратегические коммуникации, связывающие центральную часть страны с Сибирью и Дальним Востоком, либо пролегают поблизости от границы, либо отчасти пересекают казахстанскую территорию. Таким образом, в стратегическом плане РФ серьёзно уязвима со стороны Центральной Азии.
Центральноазиатский рынок важен для России с точки зрения экспорта
и Г» и
готовой продукции. Здесь реализуется значительная доля российского экспорта продовольствия, машин и транспортного оборудования, а в последнее время и текстильной продукции. Средняя Азия - основной поставщик трудовых ресурсов для экономики РФ. Регион является крупным поставщиком энергоресурсов, которые транспортируются по территории России на рынки Евросоюза.
С момента распада СССР и образования на территории Центральной Азии независимых государств углеводородные ресурсы региона приобрели ключевое значение во внешней политике республик ЦА и стали привлекать интересы мировых центров силы. Наиболее активны в регионе Россия, США, страны Евросоюза и Китай, которые претендуют на занятие ключевых позиций в регионе Центральной Азии, прежде всего в энергетической сфере.
В течение первого десятилетия суверенного существования центральноа-зиатских республик основная активность демонстрировалась нефтегазовыми ТНК США и Евросоюза. При этом основное внимание уделялось Казахстану, обладающему крупнейшими нефтяными и нефтегазовыми месторождениями и Туркменистану с его значительными газовыми запасами.
При этом для Вашингтона углеводородное сырье ЦА не вызывало действительно серьезного практического интереса и намного значимее всегда был геополитический и геостратегический потенциал региона, то для Брюсселя именно нефть и газ всегда оставались основным предметом интереса. ЕС ориентирован на расширение своего влияния в Центральной Азии и постепенно повышает финансирование различных программ помощи. Так, если в период 2007-2013 гг. ЕС выделил 750 млн евро, то на 2014-2020 гг. финансовая поддержка ЕС странам ЦА составит до 1 млрд евро[Еремина Н.]. Вместе с тем, ассигнования ЕС несопоставимы по объему с финансовым содействием России странам региона1, а отдача от программ ЕС не всегда понятна и прозрачна.
Ряд международных консорциумов, созданных для добычи центрально-азиатских углеводородов, с начала 90-х годов ХХ в. поспешили застолбить место на потенциально богатых нефтегазовыми ресурсами месторождениях.
1 Например, капитал одного Российско-Кыргызского фонда развития составляет 1 млрд.долл. В целом, по данным главы МИД России Сергея Лаврова, за последние 10 лет российская помощь странам Центральной Азии превысила 6 млрд.долл В вузах РФ обучается около 150 тыс. студентов из стран ЦА, 46 тыс. из которых - за счет средств федерального бюджета. В эту сумму не входит списание части долгов, не говоря уже о значении трудовой миграции, грантах, безвозмездной помощи, беспошлинных поставок ГСМ, льготах в сфере ВТС и т.д. (Лавров С. Партнерство, испытанное временем. Помощь России Центральной Азии превысила 6 миллиардов долларов. // URL: https://rg.ru/2017/10/04/lavrov-pomoshch-rf-centralnoj-azii-prevysila-6-milliardov-dollarov.html).
Россия в Центральной Азии: сотрудничество и перспикт ивы энергетичеккого партнерства со стенами региона
Проникновению в регион западных нефтегазовых ТНК способствовала энергетическая политика элит Центральной Азии, заинтересованых в западных нефтегазовых капиталах и ожидавшейся политической поддержки Запада. С помощью западных инвестиций правящие режимы ЦА рассчитывали провести разведку углеводородных месторождений, а в перспективе осуществлять добычу и экспорт нефти и газа на мировой рынок. В течение первого десятилетия самостоятельного существования центральноазиатских республик инвестиции нефтегазовых ТНК сыграли ключевую роль в освоении месторождений углеводородных ресурсов, позволив странам региона преодолеть хаос первых лет распада Советского Союза, стабилизировать внутриполитическую ситуацию и получить первоначальные ресурсы для удержания власти правящими элитами.
На государственном уровне Центральная Азия для США и ЕС была объявлена одним из значимых направлений внешней политики. Вашингтон и Брюссель оказывали поддержку политическим режимам региона, прежде всего в вопросах добычи и транспортировки углеводородных ресурсов. В качестве главной задачи Запад видел (и продолжает видеть) переориентацию нефтегазовых потоков стран ЦА в европейском направлении с целью уменьшения их зависимости от России. Китай в то время Запад просто «проморгал», долгое время не рассматривая в качестве альтернативы переориентацию центральноазиатских углеводородов не на запад, а на восток.
На фоне форсированного участия западных нефтегазовых ТНК в разработке нефтегазовых ресурсов ЦА и постепенного усиления внимания к региону со стороны КНР успехи российской политики оказались скромнее. Наиболее заметным достижением РФ в трубопроводной политике Центральной Азии стала реализация Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), предназначенного для поставок казахстанской нефти в порт Новороссийск. В мае 2004 г. в нефтепроводную систему КТК начала поступать нефть с казахстанского нефтегазоконденсатного месторождения «Карачаганак», в ноябре 2004 г. - российская нефть, с октября 2016 г. - нефть с казахстанского месторождения «Кашаган». В 2017 г. планировалось завершить расширение механических мощностей системы КТК, что позволит в дальнейшем транспортировать 67 млн т нефти в год (казахстанская нефть - 56 млн т). Ежегодный объем транспортировки нефти перед расширением составлял около 40 млн т, в том числе казахстанской нефти - 35,2 млн т. [Каспийский Трубопроводный Консорциум].
Другие российские трубопроводные проекты пока не дошли до стадии реализации.
Существенный пласт заключенных двусторонних договоров между Россией и странами ЦА пришелся на энергетический сектор, демонстрируя общую направленность внешнеполитического курса РФ в регионе. При этом в расчет принималась необходимость стабильного регионального энергообеспечения, выступающего важнейшим элементом безопасности стран Центральной Азии и их успешного экономического развития.
Особенно интенсивно и масштабно развивалось сотрудничество России в нефтегазовой отрасли с Казахстаном, в том числе благодаря активизации деятельности компании «ЛУКОЙЛ», ставшей крупнейшим российским инвестором в республике с накопленным объемом инвестиций в казахстанскую экономику в размере около 7 млрд долл. США. Доля добываемого компанией углеводородного сырья достигает 10% от общего объема добычи в РК. Геологоразведочными работами в Казахстане занимается «Роснефть», которая совместно с казахстанской НК «КазМунайГаз» участвует в проекте по освоению структуры Курмангазы в казахстанском секторе Каспийского моря [Казахстан. Лукойл]. Следует упомянуть планы Москвы и Астаны по наращиванию совместной нефтедобычи в акватории Каспия. В этой связи 15 октября 2015 г. был подписан Протокол о внесении изменения в Протокол к Соглашению между Россией и Казахстаном о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование от 6 июля 1998 г., регулирующий вопросы совместного освоения крупного месторождения «Центральная» [Протокол к Соглашению...].
Преимущественно через территорию РФ осуществляется транзит нефти Казахстана на мировые рынки. В апреле 2003 г. был введен в эксплуатацию нефтепровод Тенгиз-Новороссийск Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Казахстанская нефть также транспортируется по нефтепроводу Атырау-Самара (14-15 млн т в год) и по системе нефтепроводов Махачка-ла-Тихорецк-Новороссийск (3-5 млн т в год) [Российско-казахстанские.].
Последовательно развивается взаимодействие России и Казахстана в газовой сфере. С 2002 г. действует СП «КазРосГаз», образованное на паритетной основе ОАО «Газпром» и АО «НК «КазМунайГаз», основными функциями которого выступает закупка, переработка, транспортировка и реализация казахстанского природного газа и продуктов его переработки на внутреннем и внешнем рынках. «КазРосГаз» также выступает оператором перспективного проекта по геологическому изучению и разведке трансграничного Има-шевского газоконденсатного месторождения (на территории Астраханской области РФ и Атырауской области РК) [Производство и реализация].
Учрежденное в 2007 г. сбытовое дочернее предприятие российской нефтяной компании «Газпром нефти» - ООО «Газпром нефть - Казахстан» располагает в Казахстане значительной сетью АЗС.
Динамично развивается российско-узбекистанское сотрудничество в газовом секторе. В республике компания «ЛУКОЙЛ Оверсиз» в партнерстве с компанией «Узбекнефтегаз» реализует два проекта: «Кандым-Хаузак-Ша-ды-Кунград», в рамках которого был построен Кандымский газоперерабатывающий комплекс мощностью 8 млрд кубометров в год общей стоимостью 2,7 млрд долл. США, и «Юго-Западный Гиссар», предусматривающий финансовые вложения в размере около 1 млрд долл. США в разработку газоконден-сатных, нефтегазоконденсатных и нефтяных месторождений в республике. «ЛУКОЙЛ Оверсиз» в составе международного консорциума инвесторов также участвует в перспективных работах по геологическому изучению
Россия в Центральной Азии: иотруднтчеиевот периптоетвыо инергетичиотoго партнерства со иееанами региона
узбекистанской части Аральского моря. Общий объем накопленных инвестиций компании составляет более 3,5 млрд долл. США, что делает «ЛУКОЙЛ Оверсиз» лидером среди иностранных инвесторов в Республике Узбекистан (РУз). В апреле 2018 г., состоялся запуск газоперерабатывающего комплекса Кандымской группы месторождений. В торжественной церемонии открытия приняли участие президент Узбекистана Ш. Мирзиёев, министр энергетики РФ А. Новак, президент ПАО «ЛУКОЙЛ» В. Алекперов. Строительство Кандым-ского газоперерабатывающего комплекса завершилось на 8 месяцев раньше сроков, утвержденных постановлением президента Республики Узбекистан, через два года после начала реализации проекта [Лукойл досрочно...]. В дальнейшую реализацию проектов до 2039 г. предполагается инвестировать еще 5 млрд долл. США.
Осуществлялось сотрудничество Ташкента и с ПАО «Газпром». В 2002 г. подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве в газовой отрасли с «Узбекнефтегазом» (предусматривавшее закупки узбекистанского газа в 2003-2012 гг., участие российской компании в добывающих проектах в Узбекистане на условиях СРП, а также сотрудничество в области развития газотранспортной инфраструктуры РУз и транспортировки центральноази-атского газа через ее территорию), в декабре 2012 г. - контракт на закупку узбекистанского газа и соглашение о его транспортировке по территории Узбекистана на период с 2013 по 2015 гг. В конце декабря 2015 г. были достигнуты договоренности об увеличении с 1 января 2016 г. «Газпромом» объемов закупок узбекистанского газа, что стало возможным благодаря взвешенной политике Ташкена в вопросе корректировки цены на сырье с учётом текущих изменений мировой рыночной конъюнктуры.
«Газпром» с 2006 г. инвестировал более 380 млн долл. США в геологоразведочные работы на территории РУз. Компанией в 2009 г. открыто месторождение «Джел» на плато Устюрт, где уже на следующий год был получен промышленный приток природного газа [Получен промышленный.]. Партнерство с российскими нефтегазовыми ТНК весьма значимо для Узбекистана поскольку с начала 2000-х годов из-за истощения действующих месторождений в республике наблюдается общее падение объёмов добычи углеводородов. Истощение месторождений ведёт к тому, что нефтегазовая промышленность страны теряет свои позиции и многие наблюдатели уверены, что данная тенденция необратима. Из общего объема производимого в республике газа около 20% потребляется электроэнергетикой, 24% населением, 20% идет на экспорт, остальное используется промышленностью РУз. При этом наращивание экспорта газа осуществляется путем сокращения внутреннего потребления [Гасанов Г.]. Наблюдается постепенный пересмотр энергетических приоритетов Узбекистана в направлении газопереработки и газохимии.
В Кыргызстане действующее с 2006 г. дочернее предприятие «Газпром нефть» - «Газпром нефть Азия» располагает многочисленными нефтебазами, автозаправочными комплексами, базами сжиженного газа, являясь
крупнейшим в КР оператором на оптовом и розничном рынках нефтепродуктов и сжиженного углеводородного газа. В 2014 г., приобретя 100% акций «Кыргызгаза» и создав «Газпром Кыргызстан», российская ТНК стала монопольным импортером природного газа и собственником газотранспортной и газораспределительной систем в республике. В 2015 г. «Газпром» выразил готовность расширить геологоразведочные работы на киргизстанских участках «Кугарт» и «Восточное Майлису IV». Завершается строительство киргизстанского участка II очереди магистрального газопровода «Бухарский газоносный район-Ташкент-Бишкек-Алматы» (от казахско-киргизской границы до компрессорной станции «Сокулук»), с вводом которой пропускная способность газопровода на территории Кыргызстана возрастет почти в два раза. Этот газотранспортный маршрут призван обеспечить растущий спрос на газ в КР [Сварен первый стык].
Усилилось и присутствие «Роснефти» в Кыргызстане. В феврале 2014 г. компания стала владелицей одного из крупнейших национальных операторов на розничном и оптовом рынке нефтепродуктов - группы компаний «Бишкекская Нефтяная Компания».
Как элемент российско-киргизстанского сотрудничества в энергетической сфере следует рассматривать заключение 6 июня 2016 г. межправительственного соглашения о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов, предусматривающего беспошлинные поставки нефти и нефтепродуктов в Киргизию, в том числе, вероятно, в интересах загрузки ранее построенных китайской стороной, но простаивающих крупных в региональном масштабе НПЗ в г. Кара-Балте и г. Токмок.
С правительством республики Таджикистан «Газпром» ещё в 2003 г. заключил соглашение о стратегическом сотрудничестве в газовой отрасли сроком на 25 лет, а в 2008 г. - соглашение о принципах проведения геологического изучения недр. Значимые инвестиционные вложения осуществляют дочерние компании «Газпрома» «Газпром ЭП Интернешнл Сервисиз Б.В.» (170 млн долл. США в геологоразведку углеводородов) и учрежденная в 2007 г. «Газпром нефть - Таджикистан» (более 30 млн долл. США в развитие республиканской сети АЗС) [Обзор экономики.].
До полного прекращения в 2016 г. закупок туркменского газа важнейшим партнером России в регионе в энергетической сфере оставался Туркменистан. В начале 2000-х годов «Газпром» демонстрировал заинтересованность в возобновлении туркменского газового транзита и укреплении позиций в этой богатой энергоресурсами стране. По итогам состоявшегося в мае 2000 г. визита В. Путина в Туркменистан российские компании осуществили значительные закупки газа, возобновив сотрудничество в данной сфере [Совместное коммюнике.2000]. В апреле 2003 г. в ходе визита президента С. Ниязова в Москву состоялось подписание соглашения о долгосрочном (на 25 лет) экспорте энергоносителей из Туркменистана, что способствовало обеспечению крупных объемов ежегодных поставок в РФ, достигших к 2008 г. 42,3 млрд куб. м [Список документов.2004]. Однако сложившаяся модель
Россия в Центральной Азии: иoтруднтчеиевoт периптоетвыо инергетичиотого партнерства со иееанами региона
энергетического взаимодействия двух стран не устояла под ударом мирового экономического кризиса 2008 г. В условиях спада спроса и стоимости углеводородов в странах Евросоюза, приведших к серьёзному снижению прибыли от реэкспорта туркменского газа через Украину, «Газпром» стал настаивать на пересмотре Ашхабадом закупочных цен на него. В декабре 2009 г. были подписаны дополнения и изменения к долгосрочному контракту купли-продажи газа между ООО «Газпром экспорт» и ГК «Туркменгаз», устанавливавшие с 1 января 2010 г. новую формулу расчета стоимости газа, индексируемой в соответствии с текущими мировыми ценами на нефтепродукты.
В начале 2010 г. возобновились поставки туркменского газа, приостановленные из-за аварии на туркменском участке газопровода «Средняя Азия-Центр». Однако если в 2009-2014 гг. ежегодные объемы закупок составляли около 11 млрд куб. м, то к 2015 г. они снизились до 4 млрд куб. м [«Газпром» отказался.]. В январе 2016 г. «Газпром» прекратил операции, предложив туркменской стороне ввести «контрактную паузу по закупкам газа» на ближайший год [«Газпром» прекратит.]. С октября 2018 г., после рабочего визита председателя правления ПАО «Газпром» А. Миллера в Ашхабад, было озвучено решение о возобновлении неназванных пока объемов туркменского газа.
При этом, как указывает профессор И. Томберг, «для Туркменистана поставки в Россию - вопрос с финансовой точки зрения принципиальный. Фактически только российский монополист оплачивал получаемый из Туркменистана газ живыми деньгами. Несмотря на кажущуюся активную газовую торговлю (статья была написана до приостановки экспорта в Иран - прим. авт.), Туркменистан практически не получает валюты за своё топливо. .При этом подавляющая часть газа идет в счёт кредитов и других задолженностей. Помимо этого растёт доля газа, добываемого китайскими компаниями на территории Туркменистана, и здесь значительная часть экспортной прибыли уже является китайской» [Томберг И. 2016].
В конце 2015 г. президент Туркменистана Г. Бердымухамедов выразил готовность продолжить взаимодействие с Россией по вопросам строительства Прикаспийского газопровода (соответствующая Декларация между Россией, Казахстаном и Туркменистаном была подписана в мае 2007 г., трехстороннее соглашение - в декабре 2007 г.). Предполагалось, что по нему из Туркмении в год будет транспортироваться до 30 млрд куб. м газа и до 10 млрд куб. м - из Казахстана [Туркмения готова.]. Проект ПКТ в настоящее время «заморожен» и в близкой перспективе его реализация представляется маловероятной.
В целом после распада СССР маршруты экспорта центральноазиатского газа были во многом обусловлены возможностями созданной газотранспортной системы Средняя Азия - Центр (САЦ), ориентированной на потребителей на территории России. Такое положение сохранялось до ввода в эксплуатацию в 2009 г. первой нитки газопровода в восточном направлении - «Центральная Азия-Китай» (начинается на туркмено-казахской границе, транзитом проходит через Узбекистан и Казахстан и заканчивается в пограничном пункте
Хоргос Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) КНР. Уже к концу 2015 г. пропускная способность газопровода (после ввода в строй в 2010 г. второй нитки и в 2013 г. третьей) достигла 55 млрд куб. м, что, как отмечает китайская сторона, обеспечивает более 20% сегодняшнего потребительского спроса на газ в Китае. В сентябре 2013 г. правительством КНР подписаны межправительственные соглашения с правительствами Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана о строительстве на их территориях четвертой нитки, проектная пропускная способность которой составит 30 млрд куб. м [Туркмения готова.].
В конце 2010 г. была введена в эксплуатацию вторая ветка газопровода Туркменистан-Иран мощностью 12 млрд куб. м (первая запущена в 1996 г.), что позволяло в перспективе довести ежегодные поставки туркменского газа в ИРИ до 20 млрд куб. м [Новый газопровод].
Если после распада Советского Союза и до 2008 г. практически весь центральноазиатский газ транспортировался в российском направлении, то в отношении нефтяных поставок ситуация сложилась иначе. В советские времена разведанные запасы нефти в регионе использовались слабо и определять маршруты нефтяных потоков после 1991 г. пришлось в ситуации жесткой конкурентной борьбы глобальных игроков.
Ведущие мировые центры силы вступили в борьбу за утверждение влияния на трубопроводную архитектуру ЦА практически сразу после развала СССР. В состоянии масштабной экономической ослабленности и политической зависимости Москвы от «объединённого Запада» в 90-х годах ХХ века региональная трубопроводная система претерпела ряд изменений, что означало начало процесса спада энергетического влияния России - национальным интересам РФ был нанесен серьёзный урон в виде потери стратегического господства над центральноазиатским нефтегазовым рынком [Мирзоолимов М. 2012]. По мнению политолога С. Жильцова, вытеснение России из традиционных зон влияния (Центральная Азия, Закавказье) началось, когда «Вашингтон в полной мере оценил и успешно использовал уменьшение российского влияния в регионе, начавшееся в период козыревской «ориентации на Запад». Между тем складывающаяся геополитическая ситуация и экономическое положение России лишили ее того потенциала, который мог бы способствовать сохранению позиций РФ на Каспии только на том основании, что она - правопреемница СССР. К тому же скорость геополитических преобразований была столь стремительна, что руководство страны не имело полного представления о ее внешнеполитических приоритетах. По этой причине в первой половине 1990-х годов влияние Москвы на принятие решения по такой важной проблеме, как международно-правовой статус моря резко снизилось, а сами подходы к этой проблеме менялись под воздействием конъюнктурных факторов» [Жильцов С. 2004]. В тот период разрыв хозяйственных связей между бывшими республиками Союза компенсировался притоком западного капитала, переориентацией стран региона на внешние рынки. Сами власти государств ЦА, стремясь укрепить
Россия в Центральной Азии: иoтруднтчеиевoт периптоетвы! инергетичиотого партнерства со иееанами региона
свои позиции и получить дефицитные ресурсы также стремились придать максимально возможный импульс таким тенденциям. Задача преодоления зависимости от одного (российского) маршрута поставки энергоресурсов на мировые рынки стали иметь для них очень серьезное значение.
Пока России удается ориентировать основную часть регионального экспорта на себя, однако не вызывает сомнений то, что серьезную конкуренцию РФ составят Китай и страны Евросоюза, уже проложившие маршруты транспортировки нефти из Казахстана. С КНР Казахстан связывает ветка Атасу-Алашанькоу мощностью 20 млн т в год (в 2015 г. по нему было поставлено около 11 млн т, в том числе транзит российской нефти - 7 млн т) [Трутнев О.]. В направлении Европы нефть РК сначала направляется по маршруту морской транспортировки «Актау-Баку», затем по нефтепроводу «Баку-Тбили-си-Джейхан» [Казахстан в 2016 г.].
После распада СССР Россия демонстрировала готовность вкладывать значительные финансовые и технические ресурсы в развитие экономик стран ЦА. Географическая близость республик, высокая емкость их рынков, знание российской стороной местной специфики ведения бизнеса, исторически сложившиеся хозяйственные связи призваны усилить взаимовыгодную кооперацию. Без внимания российской стороны не остается и сохранение энергетической безопасности центральноазиатских республик. Однако участие российских компаний в разработке новых месторождений нефти и газа в ЦА, в сравнении с усилиями западных и китайских корпораций, носило ограниченный характер. Россия, как представляется, недостаточно учитывала энергетические интересы стран региона, что в конечном итоге привело к уменьшению ее влияния. В данной связи Москве очевидно, еще предстоит сосредоточить дополнительные усилия на восстановлении и дальнейшем развитии единой электроэнергетической системы, участии в разработке новых месторождений и строительстве широкого спектра энергетических объектов.
Реализуемые Россией за последние десятилетия шаги по формированию устойчивых отношений со странами ЦА в энергетической сфере претерпели ряд трансформаций: от масштабного включения потенциала их ресурсной базы (через подписание долгосрочных контрактов) в возведенную в период СССР географически и технически ориентированную на РФ систему транспортировки углеводородного сырья, до планов по созданию на их территориях (при широком финансовом и инженерном содействии со стороны российских компаний) новых генерирующих мощностей.
Как следует из энергетической стратегии России до 2020 г.[Энергетиче-ская стратегия.2020], устремления Москвы по обеспечению бесперебойных поставок энергоносителей из региона были первоначально связаны, прежде всего, с желанием экономить ресурсы северных месторождений для будущих поколений и избежать форсированных (а следовательно значительных) капиталовложений в их разработку. Заинтересованность в импорте энергоносителей из этого региона была подтверждена и в скорректированной в 2009 г. Энергетической стратегии РФ, рассчитанной на период до 2030 г.,
в которой центральноазиатский сегмент представлялся важным с точки зрения обеспечения российской стороной стабильных поставок газа в страны ближнего зарубежья и на европейский рынок, формирования евразийской интегрированной газотранспортной системы и активизации участия российских газодобывающих компаний в освоении зарубежных газовых месторождений [Распоряжение Правительства РФ .2009].
Таким образом, анализ энергетического сотрудничество сторон за прошедшие годы позволяет сделать вывод о том, что Россия не смогла сохранить доставшуюся с советского периода монопольную роль в транспортировке энергоресурсов. Не удалось и сформировать ориентированный на РФ пласт генерирующих мощностей в регионе. В условиях же дальнейшего роста давления со стороны конкурентов и затянувшегося кризиса на мировых топливных рынках позиции России в ЦА остаются уязвимыми. Так, в проекте Энергетической стратегии РФ до 2035 г. указано на возможность сокращения импорта газа из Центральной Азии [Энергетическая стратегия.2035].
Данное положение вещей входит в противоречие с тем фактом, что регион остается для России одним из важнейших геополитических, геостратегических и геоэкономических приоритетов по причине прямой зависимости российской национальной безопасности от ситуации в пространстве Центральной Азии.
Литература
«Газпром» отказался покупать туркменский газ [Gazprom refused to buy Turkmen gas]. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2705305 (дата обращения 11.10.2018).
«Газпром» прекратит закупки газа в Туркмении [Gazprom will stop buying gas in Turkmenistan]. URL: https://www.vedomosti.ru/business/news/2016/01/14/624005-gazprom-turkmengazu (дата обращения 01.10.2018).
Гасанов Г. Транспортировка газа - ключевой вопрос для Туркменистана [Gasanov G. Gas transportation is a key issue for Turkmenistan]. URL: https://www.trend.az/ casia/turkmenistan/2920060.html (дата обращения 15.10.2018).
География деятельности. ПАО «НК «Роснефть» [Geography of activity. PJSC «NK Rosneft»]. URL: http://www.rosneft.ru/Upstream/Exploration /international/ kurmangazy_kazakhs... (дата обращения 11.10.2018).
Еремина Н. С оглядкой на Россию и Китай: Евросоюз принял стратегию для Центральной Азии [Eremina N. With an eye to Russia and China: the European Union adopted a strategy for Central Asia]. URL: http://eurasia.expert/s-oglyadkoy-na-rossiyu-i-kitay-evrosoyuz-prinyal-strategiyu-dlya-tsentralnoy-azii/ (дата обращения 08.11.2018).
Жильцов С. Геополитическое влияние России в Каспийском регионе [Zhiltsov S. Russia>s geopolitical influence in the Caspian region]. URL: https://www.ca-c.org/ journal/2004/journal_rus/cac-04/07.zilrus.shtml (дата обращения 12.11.2018).
Россия в Центральной Азии: сотрудничествои перспиктивы энергетичеккого партнерсе"ва со итианаьи региона
Казахстан в 2016 г. сохранит экспорт нефти на уровне 2015 г. [Kazakhstan in 2016 will maintain oil exports at the 2015 level.]. URL: http://www.npktrans.ru/Doc. aspx?docId=50325&CatalogId=653 (дата обращения 17.10.2018).
Казахстан. Лукойл [Kazakhstan. Lukoil]. URL: http://lukoil-overseas.ru/projects/ kazakhstan (дата обращения 10.12.2018).
Каспийский Трубопроводный Консорциум. АО Национальная компания «КазМу-найГаз» [Caspian Pipeline Consortium. JSC National Company «KazMunayGas»]. URL: http://www.kmg.kz (дата обращения 11.10.2018).
Лавров С. Партнерство, испытанное временем. Помощь России Центральной Азии превысила 6 миллиардов долларов [Lavrov S. A time-tested partnership. Russia's aid to Central Asia exceeded 6 billion dollars]. URL: https://rg.ru/2017/10/04/lavrov-pomoshch-rf-centralnoj-azii-prevysila-6-milliardov-dollarov.html). (дата обращения 21.11.2018).
Лукойл досрочно ввел в эксплуатацию газоперерабатывающий комплекс в Узбекистане [Lukoil prematurely put into operation a gas processing complex in Uzbekistan]. URL: http://www.lukoil.ru/PressCenter/Pressreleases /Pressrelease?rid=215270 (дата обращения 03.12.2018).
Мирзоолимов М. Центрально-азиатская трубопроводная геополитика [Mirzozolimov M. Central Asian Pipeline Geopolitics]. URL: http://www.intelros. ru/ readroom/mir-i-politika/m6-2012/14920-centralno-aziatskaya-truboprovodnaya-geopolitika.html (дата обращения 11.10.2018).
Новый газопровод Туркменистан-Иран готов к заполнению газом [New gas pipeline Turkmenistan-Iran is ready to be filled with gas]. URL: http://gazovik-gas.ru/about/ news/53.html (дата обращения 03.12.2018).
Обзор экономики мира. Министерство экономического развития Российской Федерации. Портал внешнеэкономической информации [Overview of the world economy. Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Foreign Economic Information Portal]. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/econo (дата обращения 03.12.2018).
Получен промышленный приток газа на площади Джел на плато Устюрт [Industrial gas inflow received at Dzhel Square on Ustyurt Plateau]. URL: http://www.gazprom.ru/ about/subsidiaries/news/2010/august/article102596/(дата обращения 03.12.2018).
Производство и реализация продуктов переработки [Production and sale of processed products]. URL: http://kazrosgas.org/rus/deyatelnost /proizvodstvo-i-realizaciya-produktov- (дата обращения 14.12.2018).
Протокол к Соглашению между Россией и Казахстаном о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях недропользования. Правительство Российской Федерации [Protocol to the Agreement between Russia and Kazakhstan on the delimitation of the bottom of the northern part of the Caspian Sea for the purposes of subsoil use. Government of the Russian Federation]. URL: http://government.ru/ activities/22502/ (дата обращения 03.12.2018).
Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 Ш715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» [Order of the Government of the Russian Federation of November 13, 2009 No. 1715-p «On the Energy Strategy of Russia for the Period up to 2030»]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc& base = LAW&n = 94054&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.610557315548725#0 (дата обращения 05.12.2018).
Российско-казахстанские торгово-экономические связи [Russian-Kazakhstan trade and economic relations]. URL: http://www.rfembassy.kz/lm/dvustoronnie_ otnosheniya/torgovo-ekonomicheskie (дата обращения 03.12.2018).
Сварен первый стык финального участка II очереди газопровода «Бухарский газоносный район - Ташкент - Бишкек - Алматы» [The first joint of the final section of the II stage of the Bukhara gas-bearing region - Tashkent - Bishkek - Almaty gas pipeline is welded]. URL: http://www.gazprom.ru/press/news/2015/august/article245314/ (дата обращения 18.11.2018).
Совместное коммюнике по итогам рабочего визита Президента России В.В. Путина в Туркменистан 19.05.2000 г. [Joint Communique on the Results of the Working Visit of the President of Russia Vladimir Putin to Turkmenistan 05/19/2000]. URL: http://www. mid.ru/ru/maps/tm//asset_publisher /32J0LjSL2Nmm/content/id/604056 (дата обращения 03.12.2018).
Список документов, подписанных в ходе визита в Таджикистан 16 октября 2004 г. [List of documents signed during the visit to Tajikistan October 16, 2004]. URL: http://kremlin.ru/supplement/2055/print(дата обращения 11.10.2018).
Томберг И. Россия - Туркменистан: газ и политика [Tomberg I. Russia - Turkmenistan: Gas and Politics]. URL: https://www.fondsk.ru/news/2016/02/02 /rossia-turkmenistan-gaz-i-politika-38382.html(дата обращения 03.12.2018)
Трутнев О. «Транснефть»: Китай в 2016 году гарантировал импорт 27 млн тонн российской нефти [Trutnev O. Transneft: China in 2016 guaranteed the import of 27 million tons of Russian oil]. URL: http://tass.ru /ekonomika/3165457(дата обращения 05.12.2018).
Туркмения готова сотрудничать с РФ и Казахстаном по Прикаспийскому газопроводу [Turkmenistan is ready to cooperate with the Russian Federation and Kazakhstan on the Caspian gas pipeline]. URL: http://tass.ru/tek/2551818(дата обращения 03.12.2018).
Энергетическая стратегия России на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. № 1234-р) [Russia's energy strategy for the period up to 2020 (approved by the decree of the Government of the Russian Federation of August 28, 2003 No. 1234-p)]. URL: http://www.energystrategy. ru/projects/energystrategy.htm (дата обращения 03.12.2018).
Энергетическая стратегия России на период до 2035 года [Russia>s energy strategy for the period until 2035]. URL: http://www.energystrategy. ru/ab_ins/source/ ES-2035_09_2015.pdf (дата обращения 05.12.2018).