ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ ЕС В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ НА ПРИМЕРЕ СОТРУДНИЧЕСТВА
ФРАНЦИИ И КАЗАХСТАНА
Р. Жанбулатова Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева [email protected]
В данной статье рассматриваются вопросы взаимодействия Казахстана с Францией в контексте энергетической дипломатии ЕС, фокусируется внимание на механизмах энергетической политики ЕС как ключевой сферы сотрудничества со странами Центральной Азии.
Ключевые слова: Европейский Союз (ЕС), энергетическая дипломатия, Республика Казахстан, Франция, Центральная Азия (ЦА), сотрудничество.
По утверждению французского исследователя Б.Ло [1], государства Центральной Азии, особенно Казахстан, перестали быть пассивными объектами великодержавной дипломатии и выступают в качестве всё более решительных участников международных процессов. Страны региона заняли свою нишу и в энергетической дипломатии ЕС. Необходимо подчеркнуть, что фокус региональной стратегии Брюсселя в ЦА направлен, главным образом, на Казахстан, на который приходится две трети межрегиональной торговли Союза. В связи с этим, на наш взгляд, важен анализ динамики развития политики Евросоюза в энергетической сфере как ключевого направления сотрудничества со странами центрально - азиатского региона, на примере отношений Франции и Казахстана.
В свою очередь, взаимоотношения Казахстана со странами Европейского Союза являются солидной частью экономической дипломатии республики, поскольку доля ЕС, в целом, составляет 40% от общего объема товарооборота, 50% от общего объема прямых иностранных инвестиций в РК по состоянию на 2016 год [2]. Примечательно, что Франция относится к основным партнерам Казахстана в ЕС, а Казахстан — ведущий экономический партнер Франции в Центральной Азии. В частности, Франция в составе тройки лидеров среди стран ЕС в общем объеме товарооборота, а также третья среди стран ЕС по доле прямых иностранных инвестиций в Казахстан (13,6 млрд долл. по состоянию на 2016 год) [3].
Предполагаем, что страны ЕС и ЦА в целом, в частности, Казахстан и Франция, имеют большой потенциал для сотрудничества, использование которого значительно повышает конкурентоспособность стран в условиях глобализационных рисков.
Основные интересы ЕС в сотрудничестве с РК сосредоточены на обеспечении доступа к энергетическим ресурсам, участии в развитии надежной транспортировки энергетических ресурсов из Казахстана на энергетический рынок ЕС. Речь идет не только о поставках казахстанского сырья, Казахстан важен для ЕС и как транзитное государство для транспортировки газа из Узбекистана и Туркменистана.
Сегодня перед ЕС стоит задача - обеспечить энергетическую безопасность стран Союза.
Актуализируют проблему энергетической дипломатии ЕС в ЦА вызовы безопасности, связанные с ситуацией в Афганистане, в странах Ближнего и Среднего Востока. Кроме того, глобальная экономическая конкуренция, к примеру, политика Китая в Евразии в формате проекта «Один пояс - Один путь» усилила внимание к ЦА и к Казахстану в частности. Напомним, весомая часть маршрутов, и по количеству, и по протяженности, прокладываемых КНР в Европу проходят через Казахстан. Можно заметить, что в конкуренции между глобальными акторами в регионе, ЕС является достаточно слабым актором в сравнении с США, с РФ и КНР.
Интересы Казахстана заключаются в привлечении европейского капитала для модернизации экономики, расширения торгово-экономических связей, решения социальных и экологических проблем. А поскольку Казахстан, обладая значительными запасами углеводородов, является одним из крупных игроков глобального энергетического рынка, представляется очевидным, что эффективная энергетическая дипломатия способствует реализации национальных интересов страны, укреплению конкурентоспособности и позиций Казахстана на мировой арене.
В условиях усиления конкуренции за энергетические рынки, наша страна заинтересована в надежных партнерских связях с потребителями своих энергоресурсов, крупнейшими из которых являются европейские страны, в том числе Франция.
Сотрудничество со странами ЕС в сфере энергетики, означает приобретение стабильного и надежного рынка сбыта. К тому же Казахстан получает плюсы с точки зрения диверсификации экспортных потоков углеводородов. Кроме того, для Казахстана значима перспектива партнерства в сфере поставки энергооборудования и технологий.
Анализ современного состояния отношений с ЕС и предпосылок их формирования свидетельствуют о весьма динамичном и результативном развитии вектора сотрудничества Казахстана и ЕС.
Надо отметить, что установлены дипломатические отношения между Республикой Казахстан и Европейским Союзом были 2 февраля 1993 г. Институциональным фундаментом отношений между Казахстаном и ЕС стало Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (подписанное еще 23 января 1995 года в Брюсселе, вступило в силу 1 июля 1999 года). Сотрудничество Казахстана с ЕС на современном этапе основывается на Соглашении о расширенном партнерстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Казахстан, с другой стороны, подписанном 21 декабря 2015г [4].
В первой половине 90-х годов ЕС практически не занимается регионом Центральной Азии. Согласно замечанию российского исследователя С.М. Юна, начиная с 1999 года, активность Евросоюза в ЦАР резко возросла. При этом, многосторонняя компонента европейской дипломатии дополнила автономный внешнеполитический курс стран - лидеров (Германии, Великобритании и Франции), которые обозначили свои интересы в Центральной Азии сразу после распада Советского Союза. По степени интенсивности политика европейских грандов в Центральной Азии вплоть до сегодняшнего дня заметно опережает действия других стран Евросоюза [5].
Основную роль в интересах ЕС в регионе ЦА, в частности, в Казахстане, играет наличие в странах крупных запасов энергетических ресурсов. Интерес к углеводородам Центральной Азии обусловлен возможностью создания альтернативы зависимости от ближневосточных месторождений, контролируемых США. Кроме того, ЕС хотел бы ослабить зависимость от российских поставок нефти и газа, поэтому возможности центральноазиатского региона важны для него [6]. Не секрет, что контроль за ресурсами и путями их транспортировки дает возможность контролировать ситуацию в регионе, участвуя в многостороннем сотрудничестве, но также препятствуя доминированию конкурентов. Не менее значима транспортная составляющая энергетической дипломатии Союза, поскольку регион открывает доступ к новым транспортным потокам.
Однако, географическая отдаленность стран региона от европейских рынков, от морских путей и крупных международных железнодорожных узлов, а также слаборазвитость имеющейся инфраструктуры создают препятствия для сотрудничества. Именно с решением этой проблемы был связан запуск двух программ: ТРАСЕКА - мультимодального коридора Европа - Кавказ-Азия» (1993 г.) [7], и ИНОГЕЙТ, Межгосударственной транспортировки нефти и газа в Европу (1995г.) [8]. Обе программы являются результатом разработки концептуальных основ энергетической стратегии Европейского Союза, которые отражены в так называемых «белых» и «зелёных» книгах Европейской Комиссии [9].
Хотя в целом энергетическая политика Европейского Союза получила свое концептуально - институциональное оформление сравнительно недавно. Как известно, энергетическая безопасность вошла в сферу «общей компетенции»
органов ЕС и стран-членов, получив закрепление в Лиссабонском договоре, вступившем в силу в 2009 г.
Что касается отношений с поставщиками энергоресурсов, основой для них стал подписанный в 1994 г. Договор к энергетической хартии (ДЭХ). Данный договор является многосторонним соглашением, целью которого является создание эффективного энергетического рынка в Европе. Государства -участники Хартии обязуются обеспечить недискриминационный для национальных и зарубежных компаний доступ к энергетическим ресурсам и их разработке [10, 64-65]. Казахстан является участником Договор к Энергетической хартии, а также активно участвует и в программах ТРАСЕКА и ИНОГЕЙТ [11].
Можно утверждать, что энергетическое сотрудничество является главным вектором стратегического партнерства Казахстана и Евросоюза, а также основным направлением двустороннего сотрудничества с ведущими странами ЕС, что, соответственно, предопределяет обеспечение реализации как национальных, так и взаимных интересов обеих сторон в этой сфере. Важно отметить, что за годы независимости Казахстан утвердился в качестве ответственного энергетического партнера ЕС. Казахстан является крупнейшим поставщиком энергоносителей в Европу из стран - не членов ОПЕК, занимая третье место после России и Норвегии. Добавим, что в сфере энергетики в Казахстане работает ряд компаний из ЕС, в том числе «Аджип», «Эни», «Шелл», «Бритиш Газ», «Бритиш Петролиум», французская «Тотал».
В республике создан благоприятный инвестиционный климат, привлекающий инвестиции в нефтегазовый сектор из стран ЕС, в частности из Франции. Такая политика служит драйвером экономического роста.
Для Казахстана представляет интерес энергетическая политика стран -лидеров ЕС, особенно Франции, инициировавшей необходимость
регулирования энергетики на наднациональном уровне в ЕС. Сама Франция одной из первых в ЕС начала разрабатывать политику в сфере энергетической безопасности на национальном уровне. Разумеется, Франция заинтересована в диверсификации источников и каналов поставок энергоресурсов для обеспечения национальной безопасности, а также в поддержании стабильности и безопасности на всем евразийском континенте.
Однако Казахстан не намерен ограничиваться только экспортом углеводородов в Европу. Республика Казахстан нацелена на сотрудничество в области энергоэффективности и энергосбережения, возобновляемых источников энергии, использования атомной энергии в мирных целях, в сфере электроэнергетики и чистых энергетических технологий.
Приведенные цели РК соответствуют задачам ЕС, озвученных в Стратегической программе «Энергетика 2020», к которым относятся, прежде всего, диверсификация поставок энергоносителей с целью снижения зависимости от России — основного поставщика углеводородов в ЕС, развитие
атомной энергетики с применением современных технологий строительства для обеспечения полной безопасности эксплуатации атомных электростанций, развитие сектора альтернативных и возобновляемых источников энергии для сокращения потребления нефти и газа, обеспечения электроэнергией отдаленных населенных пунктов, а также снижения объемов выбросов углекислого газа в атмосферу, внедрение энергосберегающих технологий [12].
В данном контексте, может служить примером сотрудничество Казахстана с Францией в сфере атомной энергетики. Компания «Казатомпром» реализует ряд высокотехнологичных инновационных проектов по возобновляемой энергетике, к примеру, производство фотоэлектрических модулей совместно с французскими компаниями [13].
В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с РК от 29.12.06 г. № 209-III () Можно уточнить, что дипломатические отношения между Францией и Республикой Казахстан были установлены 25 января 1992 г. [14]. Для
Казахстана была важна роль Франции как солидного инвестиционного и торгового партнера. Разумеется, многого ожидала страна и от получения французских технологий в контексте модернизации республики. Экономический диалог между Парижем и Астаной быстро активизировался. Возник ряд диалоговых площадок между Казахстаном и Францией. К примеру, открытие в январе 2012г. Представительства Французского Национального Агентства по развитию бизнеса в Алматы способствовало расширению деловых связей, о чем свидетельствует создание более 140 компаний с участием французского капитала в республике [15].
В свою очередь, энергетический сектор Казахстана привлекает французские компании, в частности, Areva создала совместное предприятие с компанией «Казатомпром» по строительству новых сборочных линий ядерного топлива на металлургическом заводе в Ульбе, Total участвует в разработке крупнейших казахстанских нефтяных месторождений [16].
Эксперт по центральноазиатскому региону в Национальном центре научных исследований (CNRS) И. Оайон отмечает, что причина этой дипломатической активности — экономические интересы Франции в Казахстане. Согласно Изабель Оайон, «французские интересы и инвестиции в Казахстане значительны. Там работают Areva, Total и другие крупные французские предприятия. Казахстан — один из основных производителей урана в мире. А Франция — один из основных его потребителей. Эти объективные причины объясняют существование тесных отношений» [17].
Стоит отметить также ряд факторов, препятствующих эффективному сотрудничеству стран ЕС с государствами ЦА: геополитические риски, слаборазвитая инфраструктура, отсутствие единых стандартов в ЦА и низкий уровень внутрирегионального сотрудничества, ограниченность рынка,
слабость государственных институтов, низкая конкурентоспособность экономик, частая декларативность принимаемых правительственных программ.
Тем не менее, можно резюмировать, что происходящая на современном этапе трансформация глобальной геополитической и геоэкономической архитектуры, вызывает рост интереса европейских стран к региону, подтверждаемый на примере отношений Франции и Казахстана. В настоящее время имеет место тенденция нарастания экономической конкуренции на энергетическом рынке, что потребует от стран совершенствовать энергетическую дипломатию. Страны ЕС, в том числе и Франция, вносят существенный вклад в повышение энергетической безопасности ЕС, формируя общесоюзную и национальные энергетические стратегии, в которых весомое место отводится Казахстану.
Для Республики Казахстан для построения собственной высокоэффективной экономической модели важен опыт Франции и других стран ЕС. Страны ЕС привлекательны в качестве партнеров при реализации целей страны по модернизации и диверсификации экономики, повышения международной конкурентоспособности страны [18-22].
Литература
1. Lo В. La Russie a-t-elle une stratégie en Asie centrale? "Russie.Nei.Visions", n° 82, janvier 2015 ifri.org/sites/default/files/atoms/files/ifri_mv_82_central_asia_bobolo_fra janvier
2. Сотрудничество РК - ЕС: выход на новый уровень http://www.kazpravda.kz/ articles/view/sotrudnichestvo-rk--es-vihod-na-novii-uroven
3. Национальный банк Республики Казахстан, официальный сайт. http://www.nationalbank.kz/?docid=679&switch=russian
4. См. http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=37496546#pos=0;0
5. Юн С.М. Сравнительный анализ политики Германии, Великобритании и Франции в Центральной Азии. Сравнительная политика. 2011;2(4(6)):50-64. http://www.comparativepolitics.org/jour/article/view/273/295http://www.comparativepolitics. org/jour/article/view/273/295
6. Ризоев Б.М. Стратегия Европейского Союза для Центральной Азии. «Вестник ТГУПБП. Серия гуманитарных наук». 2013. https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-evropeyskogo-soyuza-dlya-tsentralnoy-azii
7. Турсунмуратов Т.М. Политико - правовые основы внешнеполитической деятельности Европейского Союза в регионе Центральной Азии. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения https://cyberleninka.ru/article/n/
8. INOGATE:http://www1.inogate.org/inogate_programme/inogate_archives/].
9. European Strategy for Sustainable, Competitive and Secure Energy. Green Paper Commission of the European Communities. Brussels, http://europa.eu/legislation_summaries/ energy/ european_energy_policy/l27062_en.htm.
10. Боровский Ю.В. Современные проблемы мировой энергетики. М.: Издательская группа «Navona», 2011. 232 с.
11. См. http://www.encharter.org/fileadmin/user_upload/document/RU.pdf.
12. Energy 2020. A strategy for competitive, sustainable and secure energy: Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions: Doc. COM (2010) 639 fi nal. Brussels, 10.11.2010 [Electronic resource] // EUR-Lex.
13. Возобновляемая энергетика.http://www.kazatomprom.kz/ru/content/kompaniya/ deyatelnost/ energetika/vozobnovlyaemaya-energetika
14. Сотрудничество Республики Казахстан с Французской Республикой // http://mfa.gov.kz/index.php/ru/vneshnyaya-politika/sotrudnichestvokazakhstana/ sotrudnichest.
15. Франция инвестировала в экономику Казахстана 13 миллиардов долларов. https://kapital.kz/economic/62828/franciya-investirovala-v-ekonomiku-kazahstana-13-mlrd.html
16. Quels sont les intérêts de la France au Kazakhstan ? http://www.lemonde.fr/les-decodeurs/article/2014/10/10/le-kazakhstan-ses-mines-d-uranium-et-ses-oligarques_4502666_4355770.html#9K5sQPBXQhvJZfax.99
17. К. Гулиа. Бизнес-интересы vs. правовое государство: эксперты о визите Назарбаева в Париж http://ru.rfi.fr/frantsiya/20151105-biznes-interesy-vs-pravovoe-gosudarstvo-eksperty-o-vizite-nazarbaeva-v-parizh.
18. Le Kazakhstan dans un monde globalisé (FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, 2013, N 8), - Editions du JIPTO. - 99 p.
19. Foreign policy of Kazakhstan. - Editions du JIPTO, 2018. - 203 p.
20. Нарикбаева Ж. Формирование единой энергетической политики ЕС // Bulletin d'EUROTALENT-FIDJIP, 2014, N 1, p. 40-44.
21. Zhanbulatova R.S., Mukataeva L.K., Sultangazy G.J. L'étape actuelle de la coopération économique entre la France et le Kazakhstan // Bulletin de l'Académie Internationale CONCORDE, 2014, N 2, p. 78-82.
22. Zhanbulatova R., Nurbaev Z., Zhiyentayeva K. La coopération entre le Kazakhstan et l'Union Européenne dans la sphère économique : l'état actuel et les perspectives // Bulletin de l'Académie Internationale CONCORDE, 2014, N 3, p. 77-82.