Научная статья на тему 'Стратегия Европейского союза в Центральной Азии: успехи и неудачи'

Стратегия Европейского союза в Центральной Азии: успехи и неудачи Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4355
403
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ТРАСЕКА / ИНОГЕЙТ / ТАСИС / ТЕМПУС / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бурханов Азиз

Европейский союз, являясь одним из наиболее успешных интеграционных объединений в современном мире, неизменно фигурирует во всех аналитических схемах, призванных выявить тенденции развития международных отношений. Объединяя 27 государств с населением, составляющим около 480 млн человек, производящих около 28% мирового ВВП, Европейский союз отстаивает свои интересы в Центральной Азии, несмотря на то что статус ЕС как геополитического игрока еще только формируется. Главный политический интерес ЕС в регионе — укрепление в его странах стабильных демократических режимов с рыночной экономикой, их ориентирование на западные ценности и модели поведения. Это позволит снизить конфликтный потенциал ЦА, уменьшить ее криминогенное влияние на ЕС (имеется в виду трафик наркотических веществ и нелегальная миграция), а также улучшить условия работы европейских компаний в регионе, в том числе и в энергетическом секторе. Для достижения этой цели европейские организации используют разнообразные инструменты: программы технической помощи ТАСИС и ТЕМПУС, предназначенные для поддержки проводимых в странах ЦА структурных и институциональных реформ рыночной экономики и законодательства, государственных органов и систем образования, программы модернизации транспортной инфраструктуры региона ТРАСЕКА и ИНОГЕЙТ, а также политическую поддержку правозащитных организаций. Крупный блок экономических интересов ЕС в республиках региона — энергетический сектор. Ввиду того что в государствах Ближнего Востока — основного поставщика энергоресурсов в ЕС — сохраняется и в среднесрочной перспективе сохранится политическая нестабильность, а запасы нефти европейских месторождений истощатся в течение 15—20 лет, ресурсы Каспийского моря могут стать одним из главных направлений диверсификации энергоснабжения стран ЕС. Развитие сети магистральных трубопроводов и транспортной инфраструктуры, интеграция энергетических систем Евросоюза и республик Центральной Азии позитивно скажутся на общем развитии системы коммуникаций Евразии. Для стран ЦА усиление позиций ЕС в регионе позволило бы в значительной степени диверсифицировать американское и российское политическое влияние, а также способствовало бы дальнейшему углублению экономических отношений. Европейский союз относится к крупнейшим потребителям экспорта республик Центральной Азии за пределами СНГ, а с унификацией энергетических систем экспортеры энергоресурсов региона получат гарантированный в среднесрочной перспективе рынок сбыта своей продукции. Успешный интеграционный опыт ЕС также является важным инструментом политико-культурного воздействия на другие страны и регионы. Он обусловил популярность интеграционных рецептов для многих неевропейских стран и регионов. Так, в Африке, Латинской Америке, АТР с разной степенью успеха запущены процессы межгосударственной экономической и политической интеграции по модели Евросоюза. Его интеграционный опыт привлекает многие государства, испытывающие интерес к таким инициативам. Для Казахстана, в частности, некоторые концептуальные идеи могут оказаться полезными в целях преодоления существующих противоречий и дальнейшего экономического сближения партнеров, прежде всего с другими республиками региона и в формате ЕврАзЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия Европейского союза в Центральной Азии: успехи и неудачи»

СТРАТЕГИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: УСПЕХИ И НЕУДАЧИ

Азиз БУРХАНОВ

эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Республики Казахстан (Алматы, Казахстан)

Европейский союз, являясь одним из наиболее успешных интеграционных объединений в современном мире, неизменно фигурирует во всех аналитических схемах, призванных выявить тенденции развития международных отношений.

Объединяя 27 государств с населением, составляющим около 480 млн человек, производящих около 28% мирового ВВП, Европейский союз отстаивает свои интересы в Центральной Азии, несмотря на то что статус ЕС как геополитического игрока еще только формируется. Главный политический интерес ЕС в регионе — укрепление в его странах стабильных демократических режимов с рыночной экономикой, их ориентирование на западные ценности и модели поведения. Это позволит снизить конфликтный потенциал ЦА, уменьшить ее криминогенное влияние на ЕС (имеется в виду трафик наркотических веществ и нелегальная миграция), а также улучшить условия работы европейских компаний в регионе, в том числе и в энергетическом секторе.

Для достижения этой цели европейские организации используют разнообразные инструменты: программы технической помощи ТАСИС и ТЕМПУС, предназначенные для поддержки проводимых в странах ЦА структурных и институциональных реформ рыночной экономики и законодательства, государственных органов и систем образования, программы модернизации транспортной инфраструктуры региона ТРАСЕКА и ИНОГЕЙТ, а также по-

литическую поддержку правозащитных организаций.

Крупный блок экономических интересов ЕС в республиках региона — энергетический сектор. Ввиду того что в государствах Ближнего Востока — основного поставщика энергоресурсов в ЕС — сохраняется и в среднесрочной перспективе сохранится политическая нестабильность, а запасы нефти европейских месторождений истощатся в течение 15—20 лет, ресурсы Каспийского моря могут стать одним из главных направлений диверсификации энергоснабжения стран ЕС. Развитие сети магистральных трубопроводов и транспортной инфраструктуры, интеграция энергетических систем Евросоюза и республик Центральной Азии позитивно скажутся на общем развитии системы коммуникаций Евразии.

Для стран ЦА усиление позиций ЕС в регионе позволило бы в значительной степени диверсифицировать американское и российское политическое влияние, а также способствовало бы дальнейшему углублению экономических отношений. Европейский союз относится к крупнейшим потребителям экспорта республик Центральной Азии за пределами СНГ, а с унификацией энергетических систем экспортеры энергоресурсов региона получат гарантированный в среднесрочной перспективе рынок сбыта своей продукции.

Успешный интеграционный опыт ЕС также является важным инструментом политико-культурного воздействия на другие

страны и регионы. Он обусловил популярность интеграционных рецептов для многих неевропейских стран и регионов. Так, в Африке, Латинской Америке, АТР с разной степенью успеха запущены процессы межгосударственной экономической и политической интеграции по модели Евросоюза. Его интеграционный опыт привлекает мно-

гие государства, испытывающие интерес к таким инициативам. Для Казахстана, в частности, некоторые концептуальные идеи могут оказаться полезными в целях преодоления существующих противоречий и дальнейшего экономического сближения партнеров, прежде всего с другими республиками региона и в формате ЕврАзЭС.

Внутриполитические факторы, влияющие на трансформацию внешнеполитического курса

Тенденции институционального развития ЕС

Кризис, вызванный отклонением проекта Конституции ЕС на референдумах во Франции и Нидерландах в мае — июне 2005 года, а также трудностями по вопросу принятия бюджета ЕС, продемонстрировал наметившийся раскол Евросоюза на два лагеря, представители которых по-разному видят его будущее:

■ Великобритания, государства Северной Европы, Нидерланды и страны Восточной Европы выступают за то, чтобы Европейский союз стал прежде всего экономическим альянсом с либеральными экономическими принципами;

■ Франция, Германия, Бельгия и Люксембург ратуют за укрепление политической составляющей ЕС, расширение полномочий наднациональных органов и масштабное централизованное перераспределение средств в виде субсидий для выравнивания экономической ситуации в разных странах1.

Великобритания инициирует отказ от идеи проведения референдумов и приняла решение об их отмене. В то же время Франция и Германия настаивают на продолжении процесса ратификации Конституции ЕС.

Наблюдается раскол и среди стран Восточной Европы, среди которых главным союзником Великобритании стала Чехия, а Латвия, Эстония и Польша поддерживают Францию и Германию, рассчитывая попасть в группу государств, составляющую ядро Европы.

Как отмечают эксперты, кризис развития Европейского союза связан с тем, что после его расширения на восток глобальные цели развития исчезли, а европейские политики не смогли предложить другие стратегические ориентиры ни в политической, ни в экономической сферах2.

Углубление кризиса институтов ЕС способно усугубить возникшие противоречия и усилить наметившееся его разделение на два лагеря: страны, рассматривающие Европу как экономическое объединение в виде либерального общего рынка, и страны, считающие нынешнюю Европу политическим проектом, созданным на основе базовых общеевропейских ценностей и традиций.

Бюджетный кризис Евросоюза и проявляющееся негативное отношение европейских избирателей к вновь присоединившимся странам ЕС делают его дальнейшее расши-

1 См.: Лукьянов Ф. Европа выдохлась // Время новостей, 20 июня 2005, № 107 [http://www.vremya.ru/ 2005/107/5/127868.html].

2 См.: Бордачев Т. Евросоюз: кризис доверия и развития // Фонд «Либеральная миссия» [http:// www.liberal.ru/libcom.asp?Num=176].

1S

рение затруднительным. Тем не менее вступление в ЕС Болгарии и Румынии, запланированное на 2007 год, уже состоялось.

В сложившейся ситуации перспективы расширения выглядят туманно. Вступление в ЕС Турции и балканских стран займет от 10 до 15 лет, а присоединение к этой структуре Украины и Грузии возможно лишь в среднесрочной перспективе. Как отмечает Чарльз Дженкинс, директор отдела Западной Европы британского института «Economist Intelligence Unit», оппозиция населения по отношению к конституции во многом вызвана негативным восприятием новых стран-членов ЕС, которые являются виновниками возросшей конкуренции за рабочие места и инвестиции.

Одним из вариантов решения является предложение о «привилегированном партнерстве» — экономической интеграции без политических и экономических прав, которые дает полноценное членство (без участия в выработке европейских процедур и с ограничениями на свободу передвижения рабочей силы). Многие европейские эксперты полагают, что будущим странам-кандидатам, включая Турцию, следует предложить именно такой статус. Однако европейские политики понимают, что на пространстве, окружающем ее, нет силы, способной взять на себя аналогичную по масштабу ответственность. Включение соседних стран в сферу своего влияния — одна из основ внешней политики ЕС. Но поскольку он не имеет объединенной армии, а координация его общей внешней политики еще относительно малоэффективна, то Европейский союз должен использовать свою экономическую и культурную привлекательность для соседних государств как инструмент внешнеполитического влияния.

Самая серьезная дилемма связана с Балканским регионом. На саммите ЕС и западнобалканских стран (Салоники, июнь 2003 г.) последним было обещано вступление в Евросоюз, если они смогут решить свои внутренние проблемы и обеспечить соответствие «копенгагенским критериям» для присоединения к блоку.

Интеграция с ЕС важна для балканских стран по соображениям экономического и конституционного порядка. На центральноевропейские и балтийские страны, недавно вступившие в ЕС, перспектива присоединения к союзу в свое время оказала стабилизирующее воздействие с точки зрения законодательства, государственного строительства и развития экономики как до, так и после интеграции. Расширение принесло определенные выгоды и странам-участницам ЕС, особенно граничащим с его новыми членами. Но эти выгоды недостаточно ощутимы, чтобы повлиять на ситуацию во всем Евросоюзе.

Если расширение ЕС замедлится или подвергнется пересмотру, это будет означать, что данная структура не сможет играть свою роль в сфере безопасности. Эта ситуация способна привести к возникновению определенного вакуума, что, в свою очередь, может содействовать усилению роли США не только на Балканах, но и в еще большей степени в Турции, Украине, даже на территории самого ЕС. Слабость его институтов может создать значительные геополитические сложности самим европейским странам, а также США — главному партнеру ЕС. Вместо того чтобы опираться на ресурсы ЕС в решении глобальных проблем, Соединенным Штатам придется выделять собственные ресурсы, чтобы заниматься проблемами Европы.

Видение европейскими институтами угроз безопасности ЕС

В концептуальной Европейской стратегии безопасности (ЕСБ), принятой в декабре 2003 года, озвучены новое видение руководством ЕС основных проблем мировой безопасности и позиция по отношению к ним3.

3 Cm.: European Security Strategy «A Secure Europe in a Better World», 12 December 2003 [http://ue.eu.int/ uedocs/cmsUpload/78367.pdf|.

В документе признается решающий вклад Соединенных Штатов в безопасность Европы, а также то, что партнерство между ЕС и США в сфере безопасности служит залогом безопасности Евросоюза.

Европейские эксперты отмечают, что крупномасштабная военная агрессия против ЕС сегодня маловероятна. Вместе с тем аналитики выделяют ряд новых вызовов безопасности, с которыми ЕС столкнется в ближайшее время:

■ энергетическая зависимость его стран от поставок энергоносителей из государств Персидского залива, России и стран Северной Африки;

■ терроризм, тесно связанный с религиозным экстремизмом;

■ распространение ОМП (биологического оружия и ракетных технологий);

■ региональные и внутренние конфликты в разных точках мира; гражданские войны и развал государственных институтов (Сомали, Либерия и Афганистан);

■ организованная преступность и связанные с ней проблемы: трафик наркотиков, мигрантов и оружия.

В отличие от угроз «холодной войны», ни одна из новых угроз не носит сугубо военного характера и не поддается ликвидации чисто военными средствами — они требуют комбинации мер политического и экономического давления, а также разведывательных, полицейских и юридических средств.

Расширение ЕС повышает его собственную безопасность, но в то же время приближает к кризисным регионам мира. В этой связи основное содержание восточной стратегии ЕС — создание к востоку от него дуги демократических и благополучных стран.

Евросоюз фокусирует свое внимание на нескольких ключевых региональных проблемах, лежащих за пределами ЕС, но имеющих большое значение для обеспечения его безопасности:

■ расширение участия в разрешении проблем Южного Кавказа;

■ поиск решений к урегулированию арабо-израильского конфликта;

■ активация отношений со странами арабского мира.

Эксперты подчеркивают необходимость большей вовлеченности Евросоюза в проблемы международной политики. В частности, подчеркивается, что, обладая общим оборонным бюджетом в 160 млрд евро, страны ЕС могут (и должны быть готовы) осуществлять несколько операций одновременно. Кроме того, акцент будет сделан не на устранение последствий кризисов, а на их предотвращение, так как, по мнению руководства ЕС, превентивные действия могут помочь (в перспективе) избежать более серьезных проблем.

Еще один важный пункт — утверждение о необходимости наращивания дипломатического потенциала ЕС и интеграции систем и ресурсов его государств-членов с ресурсами собственно органов Евросоюза. Сходные меры необходимы для укрепления взаимодействия с НАТО — договоренности «Берлин-плюс» об использовании военными из стран ЕС материальных ресурсов Североатлантического альянса свидетельствуют о более тесном сотрудничестве этих структур и об укреплении трансатлантических связей.

Трудности формирования единой внешней политики Евросоюза

■ В сфере внешней политики наиболее мощные страны ЕС действуют самостоятельно, учитывая мнение общеевропейских интеграционных институтов, но не руководствуясь им.

Глубокие разногласия в связи с политикой США и Великобритании в отношении Ирака (2003—2004 гг.) показали ограниченность возможностей ЕС действовать во внешней политике в качестве единого организма. Важнейший институт общей внешней политики Евросоюза — пост высокого представителя ЕС по общей внешней политике и политике безопасности (ОВПБ) — Генерального секретаря Совета ЕС, который фактически является координатором, почти не имеющим властных полномочий.

■ Неэффективный и сложный процесс принятия решений, в ходе которого необходимо согласовывать мнения всех 27 государств ЕС.

Управляет этой структурой комплекс наднациональных институтов (Европейский совет, Совет министров ЕС и Европейская комиссия), имеющий собственные интересы, зачастую не во всем совпадающие с интересами самых крупных и влиятельных государств-членов. С одной стороны, основной проблемой для согласованного внешнеполитического курса ЕС стало осторожное отношение национальных правительств к передаче своих внешнеполитических полномочий наднациональным органам, с другой — расхождения между странами Евросоюза по общим подходам к внешней политике и по конкретным международным вопросам.

Как отмечают эксперты, если Франция и Германия — основоположники европейской интеграции — наиболее активные сторонники усиленной координации международной деятельности стран ЕС, то Великобритания, Дания и Нидерланды чаще всего сдержанно относятся к общей внешней политике Евросоюза. Эти страны, а также нейтральные государства-члены (Ирландия, Австрия, Швеция, Финляндия) настороженно воспринимают проекты относительной «автономии» ЕС в сфере обороны и безопасности. По их мнению, подобные проекты также способны нанести ущерб альянсу с США. Расклад мнений внутри ЕС резко осложнился после приема в 2004 году в состав Европейского союза новых членов, в своей политике безопасности начавших ориентироваться на Вашингтон больше, нежели на Париж или Берлин. К тому же в сфере военного строительства страны Центральной и Восточной Европы гораздо решительнее настроены на сотрудничество в рамках НАТО, а не в формате ЕС4.

■ В значительной степени внешнеполитический потенциал ЕС ограничивают противоречия между национальными правительствами стран-членов Евросоюза и его наднациональными институтами.

Эти противоречия касаются как внешней деятельности (где они являются отражением различий внешнеполитических позиций отдельных государств), так и вопросов текущего реформирования самого ЕС. Кроме того, не решена проблема бюджетного обеспечения проведения общей внешней политики.

Некоторые исследователи отмечают, что фактором, способным поставить под угрозу эффективность принятия внешнеполитических решений ЕС, стала динамика демографических сдвигов в государствах континента, в которых становится все больше мусульман, выходцев из стран Ближнего и Среднего Востока. От дешевых рабочих рук иммигрантов из исламских стран зависит благополучие западноевропейских государств, что не позволяет правительствам ужесточить правила иммиграции и пребывания выходцев из стран Ближнего и Среднего Востока на территории ЕС.

Мусульмане формируют в городах Германии, Франции, Великобритании и т.д. компактные общины и, даже став гражданами этих государств, сохраняют тесные связи и лояльность к странам своего происхождения или к исламскому миру в целом. Такие общины со временем приобретают влияние, опираясь на поддержку своих состоятельных

4 См.: Троицкий М. Европейский союз в мировой политике // Международные процессы [http:// www.intertrends.ru/five/004.htm].

представителей, интегрированных в политическую и экономическую элиту европейских государств. Исламские общины могут влиять на результаты выборов и успешно лоббировать свои интересы во властных органах ЕС. Поэтому наиболее развитые государства Евросоюза болезненно реагируют на угрозы обострения отношений с исламскими странами или исламскими организациями5.

■ Страны ЕС пытаются воздействовать на международные отношения, отдавая приоритет дипломатическим и косвенным инструментам, в частности отслеживая факты ущемления прав человека. Лидерство в сфере правозащитной активности позволяет Евросоюзу при необходимости оказывать довольно эффективное давление на те или другие страны мира.

Важным инструментом культурно-интеллектуального влияния на другие страны и регионы стал удачный интеграционный опыт ЕС. Именно он обусловил популярность интеграционных рецептов для многих неевропейских стран и регионов. В Африке, Латинской Америке, АТР с разной степенью успеха запущены процессы межгосударственной экономической и отчасти политической интеграции по модели ЕС, а создание Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) во многом стало ответом на возраставшую экономическую конкуренцию со стороны европейской интеграционной группировки.

Опыт ЕС привлекает многие государства, проявляющие интерес к интеграционным инициативам. Для Казахстана, в частности, некоторые концептуальные идеи, возможно, окажутся полезными при преодолении противоречий и при дальнейшем экономическом сближении партнеров, прежде всего со странами ЕврАзЭС и Единого экономического пространства.

Европейский союз имеет значительное влияние во Всемирной торговой организации. Активно используя процедуры разрешения торговых споров в рамках ВТО, он отстаивает свои интересы в отношениях с Соединенными Штатами. Европейцы оспаривают и соответствие нормам данной организации дискриминационных мер, которые Вашингтон в ряде случаев применяет в международной торговле. Как крупнейший в мире торговый блок ЕС обладает 27 голосами в ВТО и получает огромные преимущества в ходе переговоров.

Обладая мощным организационным потенциалом и будучи крупнейшим в мире торговым блоком, ЕС опирается на несиловые инструменты регулирования международных отношений. Выбор такой стратегии определяется «неполной» международно-политической субъектностью Европейского союза — крупного и влиятельного игрока на поле мировой политики, который в перспективе может стать супергосударством.

Однако ввиду слабости собственных военных структур лидерские амбиции ЕС на международной арене вряд ли возможно реализовать вне связки с США и НАТО. На лидерском потенциале Евросоюза весьма негативно сказывается расхождение стратегических культур США и государств Западной Европы. ЕС под защитой Соединенных Штатов стал приверженным мирному разрешению международных споров, ограниченному применению силы в международных отношениях, многосторонней дипломатии, международному праву, экономическому влиянию6.

Энергетическое и нефтегазовое сотрудничество ЕС со странами Центральной Азии

Очевидно, что в развитии мировой экономики (в среднесрочной перспективе) роль нефти и продуктов ее переработки останется доминирующей. Энергетическая безопас-

5 См.: Там же.

6 См.: Там же.

ность и дальнейшее развитие центров мировой экономики во многом определяются наличием надежных источников углеводородного сырья. Необходимо отметить, что, в то время как основными потребителями нефти являются экономически развитые государства, ее экспортное производство сконцентрировано в сравнительно небольшой группе развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

Европейский союз является крупным потребителем энергоресурсов, необходимых для поддержания темпов экономического развития. Дальнейший рост его экономики неминуемо будет сопряжен с ростом потребления энергоресурсов. В настоящее время основную часть энергоресурсов ЕС получает из стран Персидского залива, при этом структура нефтяного импорта Евросоюза крайне недиверсифицирована (рис. 1). Сегодня главными поставщиками энергоносителей в ЕС являются государства ОПЕК, многие из которых расположены в политически нестабильном регионе Персидского залива, а некоторые, в частности Иран и Ливия, обвиняются в поддержке международного терроризма.

Такое положение чревато для стран ЕС серьезными осложнениями в случаях возникновения внутри- и внешнеполитических кризисов на Ближнем Востоке.

Руководство ЕС осознает эти угрозы и пытается максимально диверсифицировать источники поступления энергоресурсов, чтобы не попасть в полную зависимость от какого-либо региона или группы стран. С принятием Единой энергетической политики страны-члены организации будут координировать свои усилия в данной сфере.

Наряду с дисбалансом структуры нефтяного импорта, в ЕС есть и другая проблема — постепенное истощение нефтяных месторождений Северного моря (в Великобритании и Норвегии), обеспечивающих часть потребностей ЕС (около 20%) в энергоресурсах.

Несмотря на то что запасы энергоресурсов Каспийского моря значительно уступают Персидскому заливу и не смогут его заменить в полной мере, месторождения Каспия — одни из крупнейших, открытых в мире за последние десятилетия. Учитывая географичес-

Рисунок 1

Структура нефтяного импорта ЕС в 2005 году

кий аспект, можно ожидать, что каспийская нефть станет реальным вариантом диверсификации поставок энергоресурсов в ЕС. К тому же нефть этого региона привлекает своим высоким качеством, относительно низкой себестоимостью разведки и добычи.

Проекты развития магистральной трубопроводной сети предусматривают транспортировку нефти по уже существующим путям — магистрали «Дружба» на нефтеперерабатывающие заводы Чехии и Германии, а также предполагают расширение мощностей и поставки на НПЗ Германии и Австрии, развитие сети и вывод ее к немецким морским портам в Северном море.

В разработке месторождений Каспийского моря участвуют практически все крупные европейские нефтяные и газовые концерны. По разным оценкам, они контролируют до 60% нефтедобычи Каспийского моря. В регионе представлены такие компании, как «Shell» (Голландия), «TotalFinaElf» и «Schlumberger» (Франция), «ENI» и «Agip» (Италия), «British Petroleum» и «Lasmo» (Великобритания), «REPSOL» (Испания), «Wintershall» (Германия), «Petrom» (Румыния) и «Statoil» (Норвегия). В значительной степени это объясняется тем, что лишь западные нефтедобывающие корпорации располагают значительными средствами для инвестирования в нефтедобывающую инфраструктуру региона.

Среди стран ЕС основным потребителем энергоресурсов Казахстана является Италия, на которую приходится около 70% от объема экспорта РК в ЕС (рис. 2).

Таким образом, цель ЕС в нефтегазовом секторе — диверсификация нефтяного импорта. Страны Евросоюза приобретают около 20% экспортируемых нефтегазовых ресурсов Казахстана. Европейские нефтяные корпорации участвуют в крупнейших проектах республики в этой сфере: Карачаганак, КТК и в освоении ресурсов северной части Каспия.

Из энергетических проектов в других странах Центральной Азии, в которых участвует ЕС, следует выделить разработку газовых месторождений Туркменистана. Так, его месторождения «Бурун» разрабатываются при участии фирмы «Lasmo», в освоении

Рисунок 2

Структура потребления казахстанского экспорта энергоресурсов среди стран ЕС

крупных залежей Гюнешли, Чираг — Азери, Шах-Дениз, Сердар (Кяпаз), расположенных в азербайджанском и туркменском секторах Каспийского моря, участвуют компании «TotalFinaElf», «British Petroleum», «Shell», «Statoil».

Взаимная торговля и инвестиции

Европейский союз является крупным торговым партнером Казахстана. Доля стран ЕС в общем товарообороте Казахстана значительна и, по предварительным оценкам, в 2006 году составила: экспорт — 26%, импорт — 17,9%. Знаковым был 2004 год, когда ЕС стал главным импортером казахстанской продукции, превысив показатели России — 26% и 14,7% соответственно (рис. 3).

В структуре экспорта РК в страны ЕС явно доминирует продукция сырьевого сектора — на нефть и нефтепродукты, черные и цветные металлы приходится около 90% поставок республики в эти государства.

Важный вопрос торговых отношений — доступ продукции казахстанской сталелитейной отрасли на европейские рынки и пересмотр протекционистских мер ЕС в отношении казахстанской стали.

Что же касается европейского импорта в Казахстан, то преобладает готовая продукция, включая высокотехнологичные товары: машины и оборудование, транспортные средства, но в целом структура импорта намного диверсифицированнее, к тому же в отличие от экспорта объем импорта товаров сохраняет тенденцию к увеличению.

Рисунок 3

Структура экспорта РК в 2004 году

Политические интересы ЕС в регионе

Вовлечение Европейского союза в политические процессы в Центральной Азии предполагает расширение политического влияния ЕС в республиках региона.

Как отмечается в Стратегии Евросоюза в отношении Центральной Азии на 2002— 2006 годы7, ЕС — один из игроков на региональной сцене, а главный его политический интерес — обеспечение мирного и стабильного развития ее государств, что предусматривает оказание помощи странам Центральной Азии в достижении устойчивого экономического развития и снижения уровня бедности.

В этом документе европейские эксперты признают, что такие важные задачи, как тесная экономическая интеграция стран региона или устранение барьеров в их торговле с мировыми центрами, могут быть достигнуты лишь спустя определенное время и при активном участии нескольких стран региона.

К тому же в «Стратегии...» зафиксировано несколько задач по расширению ЕС своего политического влияния в регионе:

■ Обеспечение безопасности и предотвращение конфликтов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЕС заинтересован в том, чтобы не допустить превращения ЦА в зону конфликтов, «гавань» для террористических организаций либо их финансовый оплот.

Центральная Азия стала главным транзитным путем в Европу для наркотических веществ, произведенных в Афганистане, а также основным маршрутом трафика оружия и людей. К другим вопросам безопасности относятся ядерная сфера и проблемы окружающей среды.

Кроме того, Европейский союз декларирует стремление помогать региону в соответствии со своим решением по оказанию помощи третьим странам в рамках резолюции 1 373 Совета Безопасности ООН по борьбе с терроризмом.

■ Устранение источников политической и социальной нестабильности.

Развитие демократических институтов, защита прав человека и снижение уровня бедности — меры, которые, по оценкам европейских специалистов, могут обеспечить долгосрочную стабильность в регионе. Европейский союз поддерживает реформы, направленные на повышение эффективности государственного управления, на совершенствование законодательства, формирование гражданского общества, верховенство закона, уважение основных свобод и другие ценности ОБСЕ.

Вместе с тем ЕС стремится способствовать снижению бедности в странах региона в рамках Программы по снижению бедности и социального неравенства, концентрируя свои усилия на улучшении доступа наиболее уязвимых категорий населения к образованию и медицинским услугам.

■ Улучшение торгового и инвестиционного климата в странах региона.

Формирование открытых рыночных экономик, привлечение иностранных инвестиций и расширение торговли — необходимые условия улучшения жизни населения в странах региона.

Как крупный поставщик инвестиций, оборудования и услуг, Европейский союз имеет значительные экономические интересы в ЦА. В своей региональной стратегии ЕС

7 EU Strategy Paper 2002—2006 & Indicative Program 2002—2004 for Central Asia [http://ec.europa.eu/ comm/extemal_relations/ceeca/rsp2/02_06_en.pdf|.

декларирует стремление поддерживать дальнейшие административные, институциональные и структурные реформы, нацеленные на достижение устойчивого экономического роста, что является необходимым условием для снижения уровня бедности.

В конце марта 2007 года в Астане состоялись заседание «Тройки ЕС» и ее встреча с министрами иностранных дел стран ЦА, основной пункт последней — обсуждение новой стратегии Евросоюза в регионе на ближайший период.

Европейские политики отмечают, что установление стабильных демократических и светских режимов в странах Центральной Азии и Южного Кавказа позволит создать своего рода «пояс безопасности», отделяющий Европу от нестабильных регионов исламского мира. Эксперты ЕС полагают, что идеи радикального ислама, равно как исламских экстремистских организаций, постепенно проникают в Европу через многочисленные арабские, турецкие и другие мусульманские диаспоры в странах ЕС.

В исследованиях и рекомендациях европейских аналитиков подчеркивается идея о том, что споры о соперничестве за влияние в Центральной Азии несколько преувеличены, а помощь западного мира призвана содействовать улучшению обстановки в регионе и помочь его странам противостоять угрозам их безопасности. В то же время экспертное сообщество считает, что в отношении Кавказа, Каспийского моря и Центральной Азии необходимо проводить более активную европейскую политику. К тому же многие европейские специалисты утверждают, что эта политика должна быть нацелена на укрепление государств ЦА, однако с упором на демократизацию и соблюдение прав человека. Вероятно, помощь ЕС развитию демократии в странах региона будет увеличена (в виде образовательных программ и поддержки правозащитных групп).

В целом, среди европейских аналитиков нет однозначного мнения о том, насколько действительно Центральная Азия важна для Евросоюза. Конечно, страны ЕС активно поддерживают участие своих компаний, прежде всего энергетических, в разработке ресурсов региона, чтобы обеспечить бесперебойные поставки нефти и газа из республик ЦА.

С точки зрения безопасности Центральная Азия для ЕС — один из элементов более широкого геостратегического комплекса, включающего Россию, Южную Азию, а также некоторые глобальные проблемы: терроризм, распространение оружия массового уничтожения, международная преступность и наркотики.

■ Главной своей задачей в Казахстане ЕС видит поддержку дальнейшего расширения и углубления экономических реформ, вовлечения общества в политический процесс и повышения транспарентности властных структур на национальном и локальном уровнях.

■ Кыргызстан, как отмечается в «Стратегии.», являясь средоточием водных ресурсов Центральной Азии, сталкивается с серьезными экономическими трудностями. Высокий уровень бедности, этнические различия, прозрачная граница с Таджикистаном представляют потенциальную угрозу безопасности региона.

Богатые водные ресурсы Кыргызстана позволяют ему оказывать определенное давление на соседние страны, испытывающие необходимость в дополнительных поставках воды для нужд своего сельского хозяйства. Существует также угроза распространения идей радикального ислама из Афганистана и Таджикистана. Европейские эксперты подчеркивают, что меры, принимаемые властями Кыргызстана против исламского экстремизма, не должны быть использованы для борьбы с политической оппозицией.

■ Таджикистан — одно из беднейших государств мира и единственная страна Центральной Азии, в которой этнические, региональные и идеологические противоречия привели к вооруженному конфликту. Своей основной задачей в республи-

ке ЕС считает оказание помощи в проведении макроэкономических реформ, направленных на снижение бедности и обеспечение стабильности. Европейские эксперты подчеркивают, что провал реформ в РТ вызовет значительное ухудшение ситуации в регионе.

■ Туркменистан обладает значительным потенциалом, чтобы стать крупным игроком на мировом рынке энергоресурсов, но превратился в диктатуру неоста-линского стиля, которая уменьшает возможности для внешних игроков. Первые шаги нового президента республики Г. Бердымухаммедова дают основания ожидать некоторой либерализации режима. В этой стране европейские структуры концентрируются на нефтегазовом и аграрном секторах. Кстати, в программных документах ЕС подчеркивается, что Евросоюз должен играть более активную роль в будущих изменениях в стране.

■ Узбекистан, по оценкам экспертов ЕС, ключевая страна для безопасности республик ЦА, учитывая их демографические и социальные факторы. Опасность для стабильности представляют статичные политическая и экономическая системы. Репрессивная политика властей по отношению к политической оппозиции и высокий уровень бедности способны вызвать серьезный социальный кризис. Исходя из этого, главные цели ЕС в Узбекистане — развитие гражданских инициатив, подготовка к будущим экономическим и социальным изменениям.

* * *

Таким образом, основные политические интересы ЕС в Центральной Азии остаются неизменными: укрепление в ее странах стабильных демократических режимов с рыночной экономикой, их ориентирование на западные ценности и модели поведения. Это позволит снизить конфликтный потенциал региона, уменьшить его криминогенное влияние на Евросоюз (трафик наркотических веществ и нелегальную миграцию), а также улучшить условия работы европейских компаний в этих республиках, в том числе в энергетическом секторе.

Отношения между ЕС и странами ЦА развиваются под влиянием трех основных факторов: дальнейшего расширения ЕС на восток, распространения влияния Евросоюза на постсоветские государства Восточной Европы, проведения единой европейской внешней политики и политики в сфере безопасности. Таким образом, большинство экспертов прогнозируют проведение более активной европейской политики в отношении стран Кавказа и Центральной Азии.

Практическая цель ЕС — диверсификация своего нефтегазового импорта путем вовлечения энергетических ресурсов Центральной Азии и Каспийского моря в европейскую энергетическую систему. Еще одна задача Евросоюза — блокирование маршрутов наркотрафика, которые проходят из Афганистана через страны ЦА, а также путей распространения организованной преступности и международного терроризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.