Педагогика
УДК 373.2 А.Н. Новосёлова
Некоторые проблемы правового регулирования при управлении дошкольной образовательной организацией
Аннотация
В данной статье рассматриваются отдельные аспекты правового регулирования при управлении дошкольной образовательной организацией. Автором дается анализ проблем и предлагаются пути решения управленческих задач.
I Ключевые слова: проблемы правового регулирования, управление дошкольным образованием, толерантное отношение, инклюзивный характер образования, повышение родительской компетентности.
Some problems of legal regulation in the management of preschool
educational organization
Abstract
The article deals with some aspects of legal regulation in the management of preschool educational institution. The article gives the analysis of the problems and offers solutions to management problems.
I
Keywords: legal regulation problems, control of pre-school education, tolerant attitude, inclusive nature of education, increased parental competence.
Актуальной проблемой, замедляющей процессы модернизации дошкольного образования и не урегулированной законодательно, является проблема повышения родительской компетентности. Цель статьи - предложить пути решения затронутых проблем.
В.И. Слободчиков отмечал, что полное обособление семьи от образовательных учреждений привело к раздвоению ранее единых процессов воспитания и замене общественного воспитания приватно -семейным, с одной стороны, и формально -государственным, с другой [4, с. 3-8]. Учитывая, что среди родительского сообщества распространены две противоположные позиции - с одной стороны, полный контроль жизни ребенка, гиперопека, а с другой стороны, - нежелание признавать обязанности по воспитанию детей, необходимо создание научно обоснованной модели общественно-семейного воспитания и ознакомление с этой моделью родителей. В связи со сказанным определённое несогласие у автора вызывает норма федерального закона, в
соответствии с которой родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими.
Часть родителей делегирует свои права и обязанности дошкольной образовательной организации. Другие же, наоборот, не доверяют педагогам и контролируют каждый их шаг. Здесь, как нам кажется, выявляются противоречия между ролью детского сада как института социализации и недостаточно проработанными механизмами взаимодействия с одним из основных участников образовательного процесса - родителями. Следовательно, задача руководителя - разработать и закрепить в локальном акте дошкольной образовательной организации такие механизмы.
Важной проблемой является воспитание толерантного отношения родителей к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья [1]. Провозглашение инклюзивного характера образования на фоне недостаточной отработанности механизма финансирования,
Pedagogy
механизма реализации образовательной программы для таких детей, невозможность на современном этапе полного и качественного создания кадровых, организационных и иных условий для реализации образовательной программы дошкольного образования ведет к конфликтным ситуациям и требованиям со стороны родителей «убрать» детей с ограниченными возможностями здоровья из детского сада.
Пути решения, на взгляд автора, связаны с встраиванием руководителем детского сада в общую стратегию развития программы повышения родительской компетентности и реальная её реализация разнообразными методами и способами. Разнообразие необходимо не только для того, чтобы наладить контакт с родителями, но и для активного их включения в образовательный процесс в соответствии с требованиями современного законодательства об образовании.
Анализ норм законодательства об образовании выявляет недостаточную их проработанность в части управления именно дошкольным образованием. Попытка управлять дошкольной образовательной организацией по аналогии с другими системами образования обречена, поскольку детский сад имеет свои, отличные от других образовательных подсистем, цели и задачи, закрепленные в федеральном государственном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) [3].
Проблемы выявляются и при анализе организации государственного надзора и контроля за детским садом. Так, при проведении Рособрнадзором проверок образовательной деятельности зачастую происходит «сверка» режима дня и режимных моментов с реальной деятельностью детей. И при любом несоответствии фиксируется нарушение. В то же время ФГОС ДО основополагающим принципом считает свободную детскую деятельность, инициативу ребенка, ориентацию на амплификацию детства. Данное противоречие пока не находит разрешения.
ФГОС ДО провозглашает индивидуальность развития ребенка как один из путей полноценной социализации. Несформированность же условий для реализации образовательной программы дошкольного образования не позволяет это осуществить в полной мере. На сегодняшний день противоречия заложены в самом содержании Стандарта. ФГОС ДО является нормативным документом, однако в тексте сказано, что предметом регулирования являются отношения в сфере образования при реализации основной образовательной программы дошкольного образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями или родителями (законными представителями).
Таким образом, предмет регулирования относится к категории правовых отношений и, значит, не может регулироваться образовательной программой, то есть предмет регулирования не соответствует механизму регулирования.
ФГОС ДО устанавливает требования к образовательной программе, которая является управленческим документом, разрабатывается коллективом детского сада и отражает особенности контингента семей, воспитанников, кадров, специфику организации. В примерной общеобразовательной программе, на основе которой разрабатывается образовательная программа, заложено основное содержание дошкольного образования и требования к методам и формам организации образовательного процесса.
В чем сложность для руководителя? Управленческие задачи решаются на основе неуправленческих механизмов. Поэтому нарушается управленческий цикл «цель - планирование -организация - контроль - оценка результатов -коррекция - новая цель». Требования к условиям, содержанию и результатам реализации образовательной программы не являются управленческими механизмами. Значит, задача руководителя - специально разработать подобные механизмы и закрепить их действие локальными актами.
Еще одна проблема: задачи управления образовательным процессом решаются в условиях оптимизации, т. е. реализация образовательной программы затруднена сложившимися социально -экономическими условиями. Педагогический мониторинг теперь не является частью образовательной программы. Он предполагает диагностирование, прогнозирование, планирование, стимулирование, контроль на различных уровнях дошкольного образования [3].
Однако ФГОС ДО четко указывает, что результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения образовательных задач: индивидуализации образовательной траектории и оптимизации работы с группой детей. Таким образом, проблема для руководителя состоит в том, что возможна утрата управляемости процессом реализации
образовательной программы. Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Проблема состоит в наличии цели и задач, но отсутствии оцениваемых результатов. То есть достижения в Стандарте понимаются как определенные личностные и психологические
Interactive science | 2 • 2016 61
Педагогика
характеристики, которых достигнет ребенок на этапе завершения дошкольного образования. Большинство педагогов понимают их как умения, навыки и компетенции детей в образовательных областях. Это противоречие также необходимо разрешать руководителю детского сада, но теперь уже с помощью
методических служб. Пути решения - в использовании передовых управленческих технологий.
Поэтому столь важны в современных условиях качественная профессиональная подготовка и своевременное повышение квалификации
руководителя и педагогов.
Литература
1. Об образовании в РФ: Федеральный закон от 29.12.2012. №273-Ф3 (ред. от 21.07.2014) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/
2. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. (Вступила в силу 2 сентября 1990 года.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consuItantru/cons/cgi/onIine.cgi?base=Iaw&n=9959&req=doc
3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013. №1155 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499057887
4. Слободчиков В.И. Событийная образовательная общность - источник развития / В.И. Слободчиков / Теоретические исследования - Ученые записки: Сборник. - 2010. - Т. 3. - №2 (10).