Научная статья на тему 'Некоторые проблемы правового регулирования отношений в сфере цифровых валют в Российской Федерации'

Некоторые проблемы правового регулирования отношений в сфере цифровых валют в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
456
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
цифровые валюты / цифровые права / криптовалюта / биткоин / токен / валютная эмиссия / средства платежа / майнинг / digital currencies / digital rights / cryp- tocurrency / Bitcoin / token / currency issue / means of payment / mining

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максим Александрович Лебедев, Регина Олеговна Прокудина, Данил Ярославович Шпаковскии

В статье затрагиваются проблемы, связанные с введением в Российской Федерации законов, регулирующих оборот цифровых валют. Указываются основные положения действующих законов в части регулирования цифровых прав граждан и юридических лиц. Проводится теоретический анализ возможных кризисных ситуаций в связи с появлением новых финансовых активов, таких как токен и криптовалюта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Problems of Legal Regulation of Relations in the Field of Digital Currencies in the Russian Federation

The article addresses the problems associated with the introduction in the Russian Federation of laws regulating the circulation of digital currencies. The paper outlines the main provisions of existing laws in terms of regulating the digital rights of citizens and legal entities. A theoretical analysis of possible crisis situations in connection with the emergence of new financial assets, such as a token and a cryptocurrency, is carried out.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы правового регулирования отношений в сфере цифровых валют в Российской Федерации»

УДК 347.3 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10079

Некоторые проблемы правового регулирования отношений в сфере цифровых валют в Российской Федерации

Some Problems of Legal Regulation of Relations in the Field of Digital Currencies in the Russian Federation

Максим Александрович ЛЕБЕДЕВ,

студент 2-го курса Юридической школы Дальневосточного федерального университета

E-mail: lebedevmaximalexandrovich@mail.ru

Регина Олеговна ПРОКУДИНА,

студент 2-го курса Юридической школы Дальневосточного федерального университета

Данил Ярославович ШПАКОВСКИЙ,

студент 2-го курса Юридической школы Дальневосточного федерального университета

Научный руководитель: П.А. Лебедев, ассистент кафедры гражданского права и процесса

Юридической школы Дальневосточного федерального университета

Аннотация. В статье затрагиваются проблемы, связанные с введением в Российской Федерации законов, регулирующих оборот цифровых валют. Указываются основные положения действующих законов в части регулирования цифровых прав граждан и юридических лиц. Проводится теоретический анализ возможных кризисных ситуаций в связи с появлением новых финансовых активов, таких как токен и криптовалюта.

Ключевые слова: цифровые валюты, цифровые права, криптовалюта, биткоин, токен, валютная эмиссия, средства платежа, майнинг

Abstract. The article addresses the problems associated with the introduction in the Russian Federation of laws regulating the circulation of digital currencies. The paper outlines the main provisions of existing laws in terms of regulating the digital rights of citizens and legal entities. A theoretical analysis of possible crisis situations in connection with the emergence of new financial assets, such as a token and a cryp-tocurrency, is carried out.

Key words: digital currencies, digital rights, cryp-tocurrency, Bitcoin, token, currency issue, means of payment, mining

Процессы глобализации, потребность совершенствования финансовой системы, коренные изменения в мировой экономике, развитие высоких технологий, включая информационные, обусловили появления новых видов валют — цифровых. Данный феномен имеет не только прикладное значение (цифровые валюты применяются в мировом экономическом пространстве), но и вызывает боль-

шой научный интерес отечественных ученых в области юриспруденции.

Наиболее распространенной цифровой валютой (криптовалютой) в настоящее время является биткоин (ЬгЪсот). Для целей юриспруденции важно, что в РФ наименование криптовалюты «биткоин» как термин для употребления в финансовой деятельности закреплено в решении Суда по интеллектуальным правам по делу

№ СИП-368/2016, который не удовлетворил жалобу общества с ограниченной ответственностью «М-Групп» на отказ в регистрации обозначения «ВгЬсот» в качестве товарного знака с приоритетом от 13 декабря 2013 г.

Одним из доводов сторон являлось предположение, что название ЬгЪсот «является фантазийным, а значит, ему не предоставляется охрана как товарному знаку1. Суд отклонил этот довод и указал, что ««ЪгЬсош» представляет собой термин, используемый в финансовой деятельности». Таким образом, суд официально закрепил термин «ЬгЪсот» для применения в финансовой деятельности.

Правовое регулирование отношений в сфере цифровых валют в РФ в настоящее время находится в стадии становления. Ранее Центральный банк РФ и Министерство финансов РФ выражали негативную позицию в отношении любых цифровых валют, обосновывая ее следующими доводами: во-первых, выпуск и обращение крип-товалюты в РФ законодательно не урегулированы; во-вторых, введение на территории РФ денежных единиц, кроме рубля, и выпуск денежных суррогатов запрещены (ст. 27 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ)2.

Однако Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы»3 ознаменовал начало развития цифровой экономики в нашей стране, в рамках которой возникает потребность в цифровых валютах. В связи с этим представляется закономерным, что сейчас активизировалась работа над законопроектами, касающимися правового регулирования отношений в сфере цифровых валют.

Законодательный корпус вовремя отреагировал на решение проблемы в сфере регулирования цифровых валют. Так, до недавнего времени в Государственной Думе находился на рассмотрении проект федерального закона № 419059-7 «О цифровых финансовых активах»4. Данный законопроект вводил новые понятия, связанные с цифровизацией экономики. Это нашло отражение и в Федеральном законе от 18 марта 2019 г. № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»5.

В связи с изменяющимися условиями общественной жизни и поступательным движением к постиндустриальному обществу требуется развитие сферы цифрового права и цифровых денег. Представляется, что новые законы должны легально обозначить новые цифровые реалии. В

настоящее время криптовалюта на территории РФ не признается в качестве законного платежного средства, так как в соответствии со ст. 75 Конституции РФ6 и ст. 27 «О Центральном банке Российской Федерации» выпуск в РФ иных денежных единиц, кроме рубля, и денежных суррогатов запрещен. Необходимо заметить, что денежная эмиссия осуществляется только ЦБ РФ, а криптовалюта может быть выпущена в любом месте страны мира, где имеются технические возможности для майнинга. Таким образом, для признания цифровых денег законным средством платежа необходимо: во-первых, внести изменения в Гражданский кодекс РФ, что на данном этапе и воплощается в жизнь; во-вторых, систематизировать в соответствии с новыми законами ранее принятые нормативные акты, прежде всего это касается Закона «О Центральном банке Российской Федерации».

Криптовалюта в соответствии с законопроектом «О цифровых финансовых активах» является формой (видом) цифрового финансового актива, который создается и учитывается в реестре цифровых транзакций участниками реестра согласно правилам ведения реестра цифровых транзакций, а токен признается формой (видом) цифрового финансового актива, издаваемым либо юридическим лицом, либо индивидуальным предпринимателем для того, чтобы привлечь финансирование в свою область7. Пробелом законодательного регулирования усматривается то, что в указанном законопроекте не содержатся процессуальные аспекты внесения информации в реестр цифровых транзакций, а именно не предусмотрены сведения о том, какая именно вносится информация, как и кем конкретно.

В рассматриваемом документе цифровой финансовый актив определяется как «имущество в электронной форме, созданное с использованием криптографических средств». Таким образом, виртуальная валюта согласно законопроекту является имуществом. Данный подход удобен с точки зрения ее эмиссии, так как майнинг в этом случае или предоставление вычислительных услуг по майнингу не сопряжены с правовыми рисками, представляя собой изготовление имущества, оборот которого в настоящее время не ограничен и не запрещен.

В то же время в соответствии с п. 2 ст. 130 ГК РФ деньги и ценные бумаги признаются движимым имуществом, в отношении которого осуществляется валютный контроль. Законопроект «О цифровых финансовых активах» не решает проблемы определения виртуальной валюты в качестве объекта гражданского права, так как

2019 / № 2 Образование. Наука. Научные кадры

77

не указывает, каким именно имуществом признаются цифровые финансовые активы, несмотря на закрепление того, что они не являются средством платежа в Российской Федерации.

Таким образом, основное отличие криптова-люты от токена в соответствии с рассматриваемым законопроектом состоит в том, что крипто-валюту вправе создавать и учитывать сами участники распределительного реестра транзакций, а токены — исключительно лицо, имеющее правовой статус юридического лица или индивидуального предпринимателя, причем с целью привлечения финансирования.

Цифровые деньги — это тоже цифровой код или обозначение, но в отличие от цифровых прав они не удостоверяют права на объекты гражданских прав и не существуют в децентрализованной информационной системе, а создаются в ней заново. Таким образом, на цифровые деньги, которые ничем не обеспечены, можно приобрести в том числе и цифровые права. В перспективе цифровые деньги могут быть признаны в качестве средства платежа. С этой целью требуется определить объем выпуска цифровых денег, методы контроля их эмиссии и обращения. Следует отметить, что необходимость конкретизации видов государственного контроля (надзора) и порядка их осуществления также не должна остаться без внимания. Так как в случае, если законодателями будет решено продолжить нововведения в данной области, механизм принуждения должен адекватно отреагировать на изменяющуюся обстановку цифровых реалий, не допуская перегибов в управлении.

Однако начавшаяся тенденция легитимации цифровых денег несколько убавила обороты. Правовое регулирование криптовалюты и токе-на приостановило свое действие в мае 2019 г. Законодатели были близки к правовому оформлению цифрового будущего, но на последнем этапе решили повременить с легализацией цифровых денег. В окончательную редакцию закона вошли лишь цифровые права8.

Отчего модернизация гражданского законодательства не пошла наиболее быстрым путем? Признать цифровые деньги, а с ними и криптовалюту, было бы поистине революционным решением. В защиту законодателей можно привести тот факт, что с признанием цифровых денег нужно было бы менять всю законодательную базу. Несомненно, одним из органов контроля за цифровыми деньгами должен стать ЦБ РФ, но на данный момент он не готов к такому цифровому перевороту. Остаются нерешенными следующие проблемы:

(1) криптовалюта должна гарантироваться и обеспечиваться ЦБ;

(2) анонимность выпуска криптовалют обуслов-

ливает риск вовлечения в противоправную деятельность, в том числе в легализацию доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма, а существующая в настоящее время система валютного контроля не позволяет получать информацию о купле-продаже криптовалют;

(3) в Российской Федерации отсутствует единый центр, аккумулирующий информацию о выпуске и обращении криптова-люты, который бы позволял обжаловать или отменить несанкционированную транзакцию.

В целом правовое регулирование отношений в сфере цифровых валют в Российской Федерации только начинает складываться. Изменения, которые произойдут в случае доработки данных законов, изменят жизнь общества. Прежде всего, изменятся функции Центрального банка России в части регулирования эмиссии цифровых валют, их обмена на рубли и иностранную валюту, контроля за проведением операциями с валютными ценностями. При этом целесообразно введение норм, касающихся цифровых валют, в гражданское законодательство Российской Федерации. Принятие законов, регулирующих правовые отношения в сфере цифровых валют, будет способствовать защите прав граждан Российской Федерации на майнинг и обращение указанных видов финансовых активов, а также разрешению возникающих по ним споров.

1 Решение Суда по интеллектуальным правам от 7 сентября 2016 г. по делу № СИП-386/2016 // СПС «Кон-сультантПлюс».

2 Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 29 июля 2018 г.) // СПС «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 16.05.2019).

3 Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы» // СПС «КонсультантПлюс».

4 Проект федерального закона № 419059-7 «О цифровых финансовых активах» // СПС «КонстульнатПлюс».

5 Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

6 Конституция РФ (принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

7 Проект федерального закона № 419059-7 «О цифровых финансовых активах».

8 Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.