УДК 351.72
JEL O32
Полякова Валентина Владимировна
канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация
e-mail: plvv@yandex.ru
Токун Людмила Валентиновна
канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация
e-mail: ltokoun@yandex.ru
Poliakova Valentina
Candidate of Economic Sciences, State University of Management, Moscow, Russia e-mail: plvv@yandex.ru
Tokun Lyudmila
Candidate of Economic Sciences, State University of Management, Moscow, Russia e-mail: ltokoun@yandex.ru
DOI 10.26425/1816-4277-2019-6-150-153
СТАНОВЛЕНИЕ РЫНКА ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. Выявлены основные предпосылки внедрения в российскую практику цифровых активов, способствующих развитию цифровых финансовых отношений. Обоснована необходимость урегулирования на законодательном уровне категории «цифровые финансовые активы». Проведен анализ проекта федерального закона «О цифровых финансовых активах» с целью выявить основные моменты осуществления деятельности в этой сфере в российских условиях. Принятие нормативно-правовых актов в сфере регулирования цифровых финансовых активов позволит получить синергетический эффект от процессов цифровизации.
Ключевые слова: цифровой финансовый актив, криптовалюта, блокчейн, майнинг, смарт-контракт.
Цитирование: Полякова В.В., Токун Л.В. Становление рынка цифровых финансовых активов в Российской Федерации//Вестник университета. 2019. № 6. С. 150-153.
FORMATION OF THE MARKET OF DIGITAL FINANCIAL ASSETS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. The main prerequisites for introducing digital assets into the Russian practice, contributing to the development of digital financial relations, have been identified. The necessity of settling the category of "digital financial assets" at the level of legislation has been justified. The draft Federal Law "On Digital Financial Assets" has been analyzed in order to reveal the main points of implementation of activity in this area in the Russian conditions. The adoption of regulatory acts in the field of regulation of digital financial assets will provide a synergistic effect from digitalization processes.
Keywords: digital financial asset, cryptocurrency, blockchain, mining, smart contract.
For citation: Poliakova V. V., Tokun L.V. Formation of the market of digital financial assets in the Russian Federation (2019) Vestnik universiteta, I. 6, pp. 150-153. doi: 10.26425/1816-4277-2019-6-150-153
В настоящее время стремительное развитие цифровых технологий кардинально меняет сложившийся экономический уклад, в том числе в финансовой сфере. Одним из ключевых векторов развития цифровиза-ции экономики и ее выхода на новый виток развития является формирование комплексного законодательного регулирования новейших цифровых инструментов.
Процесс внедрения цифровых инноваций в мире начал свое распространение в 1960-е гг. На первом этапе главным инновационным драйвером выступила автоматизация существующих технологий и бизнес-процессов; на втором этапе, в 1990-е гг., мир охватил Глобальный Интернет и проникновение мобильной связи в социальную жизнь общества.
Россия выступает в процессе цифровизации как активный участник мирового процесса, основываясь прежде всего на том, что переход в цифровой уклад повысит конкурентоспособность страны и качество жизни граждан.
Цифровая экономика представляет собой систему экономических отношений, в которой ключевым фактором выступает цифровая форма данных. Экономику, в которой хозяйственная деятельность осуществляется с помощью цифровых технологий, можно назвать электронной, сетевой, интернет-экономикой. Центральное место в цифровом финансовом укладе отводится цифровым финансовым активам, новому инструменту экономического оборота [7].
© Полякова В.В., Токун Л.В., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
Развитие цифровых финансовых активов в значительной мере опередило нормативное регулирование правоотношений, возникающих в процессе их деятельности. Появление цифровых финансовых активов способствовало их изучению и определению их сущности и свойств. «Сферу криптоактивов» как явление международные финансовые институты еще недавно игнорировали, но сегодня они вынуждены признать ее необходимость [5].
Цифровые финансовые активы наделены уникальными характеристиками, позволяющими выделить их в отдельную категорию. Прежде всего, отсутствует административный центр, осуществляющий эмиссию денежных знаков и, соответственно, устанавливающий их стоимость. Механизм эмиссии денежных знаков, токенов, характеризуется прозрачностью и простотой: доступный старт регистрации криптокошельков, доступность в использовании криптовалют. При проведении цифровых платежей через криптокошельки наблюдается отсутствие посредников и высокая скорость платежей, тем самым снижается стоимость самой транзакции и доступность круглосуточного проведения операции. Цифровые технологии обеспечивают высокую защиту и безопасность криптоплатежей. Цифровые финансовые активы становятся открытыми для разработчиков, так как программный код продукта доступен для изучения. Процесс интеграции с новейшими технологиями порождает новые цифровые продукты, например, смарт-контракты, мультиподписи и т. д. [3].
Развитие цифровой экономики в России создает новое направление правового регулирования: правовое регулирование цифровых финансовых активов с национальной спецификой. Это вызвано необходимостью прежде всего определением правого статуса цифрового финансового актива, правового положения в качестве объекта имущественных правоотношений. Процессы, связанные с цифровыми финансовыми активами, требуют регулирования и правовой защиты интересов их участников [6].
В России, несмотря на тот факт, что становление цифровой экономики является одним из драйверов развития экономических отношений на ближайшие десятилетия, наблюдается противоречивый взгляд государства на наличие ее отдельных элементов, в частности, на один из видов цифровых финансовых активов (криптовалюты), которые формально противоречат положениям Конституции Российской Федерации. Противоречие отражается в прямом запрете на применение иных денежных знаков помимо рубля на территории государства, зафиксированное в федеральном законе «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [1]. Этот факт выступил началом правового обеспечения цифровых технологий в сфере финансовых инструментов в период становления цифровых основ общества.
Отношения в сфере цифровых финансовых активов необходимо урегулировать и этому свидетельствуют факты:
1) рынок криптовалют развивается быстрыми темпами, и государство, со своей стороны, не поспевает за высоким ростом с позиции адаптации налогового кодекса вызовам цифровой экономики, бюджет не дополучает доходы от криптовалют, поскольку данная категория выпадает из правовой юрисдикции.
2) рассмотрение криптовалюты как актива позволяет в случае банкротства взыскивать ее с должника. Судебная практика только закладывается в цифровых финансовых отношениях и должна иметь законодательное поле для принятия обоснованных решений.
3) криптовалюта может выступать в роли заработной платы физическим лицам, но на сегодняшний день российские граждане не готовы воспользоваться этим инструментом именно из-за отсутствия нормативно-правовой базы.
Российское бизнес-сообщество и государственная власть с 2018 г. находятся в стадии обсуждения проекта федерального закона «О цифровых финансовых активах» [2]. Этот закон заложит правовые основы и порядок использования цифровых методов в финансовых отношениях. В законопроекте вводятся такие понятия, как «цифровой финансовый актив», «криптовалюта», «токен». Также уделяется внимание правилам проведения смарт контрактов, цифровых транзакций, майнинга.
Рассмотрим историю возникновения этих новых категорий для российской экономики.
В финансовой практике криптовалюта появилась и стала распространяться в финансовых системах мира с 2010-х гг. Криптовалюту считают новым видом денег, точнее цифровых денег, создающихся по определенному алгоритму с применением шифрования. Возникновение самого термина «криптовалюта» связано с греческим словом «криптос», означающим в переводе «секрет». Подразумевается, что криптовалюта - это валюта с абсолютной степенью защиты, так как шифр, являющийся основой ее создания, уникален, его невозможно скопировать или подделать [4].
Идея шифрования операций с реальными денежными средствами стала возможной к реализации еще в 1990-х гг., но механизм создания криптовалюты, как вида денег, связывают прежде всего с появлением биткоина (от англ. Bitcoin) в 2009 г. Именно с появлением биткоина началось существование криптовалюты. Семейство криптовалют пополнилось в 2011 г. лайткоином (от англ. Litecoin), в 2013 г. праймкоином (от англ. Primecoin). На сегодня в мире составлен рейтинг около 1 750 монет.
Операции по криптовалютам и их создание записывается в информационную цепь базы данных «блок-чейн», именно этот механизм не дает копировать и подделывать криптовалюту. Блокчейн позволяет вносить изменения через непосредственное подтверждение транзакции в произвольных блоках цепи, тем самым генерируется «майнинг криптовалюты» (получение за каждый блок вознаграждения в виде электронных денег).
Процесс развития денег связан с их эволюционированием: наличные деньги перешли в электронную форму (банковский счет, электронный кошелек), не теряя непосредственного физического воздействия. Основным отличительным свойством криптовалюты не только от наличных денег, но и от электронных денег, является отсутствие привязки к реальной валюте и взаимосвязи с какой-либо валютной системой государств, так как криптовалюта выпускается в сети «Интернет» и не требует физических затрат. Развитие цифровых валют -это следующий этап эволюции денег, требующий нового подхода к регулированию со стороны общества.
Из обсуждаемого российского законопроекта следует, что имущество в электронной форме, созданное с использованием шифровальных (криптографических) средств можно отнести к цифровому финансовому активу. К цифровым финансовым активам относят криптовалюту и токен. Права собственности на данный тип имущества удостоверяются путем внесения цифровых записей в реестр цифровых транзакций. Законопроект не противоречит существующим правовым нормам и уточняет, что цифровые финансовые активы не будут выполнять в России функцию законного средства платежа, так как единственным законным платежным средством является рубль.
Законопроект содержит статьи, регулирующие деятельность, направленную на создание криптовалюты и (или) валидацию с целью получения вознаграждения в виде криптовалюты. Тем самым вводится понятие майнинга как вида предпринимательской деятельности. Обсуждаемый законопроект рассматривает крипто-валюту как актив, сходный с ценными бумагами, а не платежное средство. Чтобы совершить сделки купли-продажи криптовалют, достаточно будет открыть брокерский счет или осуществить официально сделки онлайн через российскую биржу. По аналогии с акцией в конце года потребуется выплата налог с полученного прироста стоимости криптовалюты (или инвестиционного дохода) 13 % от суммы. Также инвесторы получат со стороны биржи надежность и защищенность сделок от мошенничества.
Сделки по обмену цифровых финансовых активов лицами, не являющимися квалифицированными инвесторами, будут регулироваться Центральным банком России. Осуществление такого рода сделок будет производится через зачисление или списание цифровых финансовых активов со специального счета, открываемого оператором обмена цифровых финансовых активов, являющимся владельцем цифрового кошелька, используемого для хранения информации о цифровых финансовых активах и порядке доступа к реестру цифровых транзакций.
Российский законопроект вводит также понятие «умного контракта» (англ. Smart contract), что позволит существенно упростить процедуру электронного алгоритма, который при наступлении определенного условия позволяет автоматически обменяться деньгами, недвижимостью, акциями и другими активами. Данные при этом в строгой последовательности записываются в блокчейн.
Введение в современную российскую правовую базу норм регулирования цифровых финансовых активов позволит отечественной экономике выйти на новый уровень отношений и конкурировать на поле цифровых технологий. Российская экономика имеет в своем арсенале все необходимые инструменты для реализации цифрового финансового потенциала и ускоренного перехода к цифровизации общества. Новейшие цифровые технологии и в дальнейшем будут оказывать влияние на развитие бизнеса, государственного звена и, в конечном итоге, на рост качества жизни граждан, а также способствовать созданию синергетического эффекта в экономике.
Библиографический список
1. Федеральный закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ (ред.
от 27.12.2018 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://www.
consultant.ru/cons (дата обращения: 24.03.2019).
2. Проект федерального закона «О цифровых финансовых активах» [Электронный ресурс]//Минфин России. - Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=121810 (дата обращения: 24.03.2019).
3. Алексеенко, А. А. Актуальные вопросы государственного регулирования цифровых финансовых активов в Российской Федерации//Сборник материалов международных научно-практических конференций. «Международные научно-практические конференции», Москва, 30 июня 2018 г. Под ред. А. А. Коротких. - М.: ИП Коротких А. А., 2018. - С. 125-132.
4. Варнавский, А. В. Токен или криптовалюта: технологическое содержание и экономическая сущность//Финансы: теория и практика. - 2018. - Т. 22. - № 5. - C. 122-138.
5. Горбунов, С. В. Проблемы государственного регулирования цифровых финансовых активов//Сборник статей VII Международной научно-практической конференции «Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации», Пенза, 25 марта 2018 г. - Пенза: Наука и Просвещение, 2018. - С. 217-219.
6. Гретченко, А. А. Сущность цифровой экономики, генезис понятия «цифровая экономика» и предпосылки ее формирования в России//Наука и практика. - 2018. - № 3 (31). - С. 23-37.
7. Филиппов, Д. И. Финансовые инновации в процессе трансформации цифровой экономики//Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. - 2018. - № 3 (99). - С. 58-71.
References
1. Federal'nyi zakon RF «О tsentral'nom banke Rossiiskoi Federatsii (Banke Rossii)» ot 10. 07.2002 g № 86-FZ [Federal law «On Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)» dated July 10, 2002 № 86-FZ (add. on Desember 27, 2018)]. Available at: Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus» http://www.consultant.ru/cons (accessed 24.03.2019).
2. Proekt federal'nogo zakona «О tsifrovykh finansovykh aktivakh» [Draftfederal law «On digital of financial assets»]. Minfin Rossii [Ministry of Finance of the Russian Federation]. Available at: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=121810 (accessed 24.03.2019).
3. Alekseenko A. A. Aktual'nye voprosy gosudarstvennogo regulirovaniya tsifrovykh finansovykh aktivov v Rossiiskoi Federatsii [Actual questions of state regulation of digitalfinancial assets in the Russian Federation]. Sbornik materialov mezhdunarodnykh nauchno-prakticheskikh konferentsii. «Mezhdunarodnye nauchno-prakticheskie konferentsii», Moscow, June 30, 2018. Pod red. A. A. Korotkikh. M.: IP Korotkikh A. A., 2018, pp. 125-131.
4. Varnavskii A. V. Token ili kriptovalyuta: tekhnologicheskoe soderzhanie i ekonomicheskaya sushchnost' [Token money or cryp-tocurrency: technological content and economic essence]. Finansy: teoriya i praktika [Finance: theory and practice], 2018, T. 22, I. 5, pp. 122-138.
5. Gorbunov S. V Problemy gosudarstvennogo regulirovaniya tsifrovykh finansovykh aktivov [Problems of state regulation of digital financial assets]. Sbornik statei VII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Sovremennaya yurisprudentsiya: aktual'nye voprosy, dostizheniya i innovatsii», Penza, March 25, 2018. Penza: Nauka i Prosveshchenie, 2018, pp. 217-219.
6. Gretchenko A. A. Sushchnost' tsifrovoi ekonomiki, genezis ponyatiya «tsifrovaya ekonomika» i predposylki ee formirovaniya v Rossii [The essence of the digital economy, the Genesis of the concept«digital economy» and the prerequisites for its formation in Russia]. Nauka i praktika, 2018, I. 3 (31), pp. 23-37.
7. Filippov D. I. Finansovye innovatsii v protsesse transformatsii tsifrovoi ekonomiki [Financial innovation in the transformation of the digital economy]. Vestnik Rossiiskogo ekonomicheskogo universiteta im. G. V. Plekhanova [Bulletin of the Russian Economic University named after G. V. Plekhanov], 2018, I. 3 (99), pp. 58-71.