Научная статья на тему 'Некоторые проблемы правового регулирования деятельности общественных наблюдательных комиссий'

Некоторые проблемы правового регулирования деятельности общественных наблюдательных комиссий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
366
52
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / SOCIAL CONTROL / ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ / PUBLIC MONITORING COMMISSIONS / КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / CONTROL OVER THE ACTIVITIES OF THE PENAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Реент Ярослав Юрьевич

в статье рассматриваются отдельные проблемы, связанные с участием общественных наблюдательных комиссий в осуществлении общественного контроля за обеспечением прав лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Реент Ярослав Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF PUBLIC MONITORING COMMISSIONS

this article discusses some of the problems connected with the participation of public monitoring commissions in the implementation of social control over the rights of persons held in penal system.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы правового регулирования деятельности общественных наблюдательных комиссий»

УДК 343.848.3 ББК 67.409.022 Р33

Ya.Yu. REENT*

SOME PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF PUBLIC MONITORING COMMISSIONS

Аннотация: в статье рассматриваются отдельные проблемы, связанные с участием общественных наблюдательный комиссий в осуществлении общественного контроля за обеспечением прав лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: общественный контроль, общественные наблюдательные комиссии, контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы.

ЯРОСЛАВ ЮРЬЕВИЧ РЕЕНТ*

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ

Annotation: this article discusses some of the problems connected with the participation of public monitoring commissions in the implementation of social control over the rights of persons held in penal system.

Key words: social control, public monitoring commissions, control over the activities of the penal system.

Создав государство, общество передало ему многие свои заботы, но при этом не лишилось самостоятельности, поэтому имеет право определять формы и методы взаимодействия с государством1. Одной из главенствующих форм такого взаимодействия является общественный контроль за деятельностью государства. Контроль за сферой государственного управления представляет собой комплексную деятельность, связанную с реализацией правовых норм. Такая деятельность урегулирована нормативными правовыми актами разного уровня. Связано это с тем, что в рассматриваемой сфере особенно важны точная определенность прав и обязанностей субъектов контрольных отношений, наличие в них элементов устойчивости, стабильности.

В настоящее время нельзя полагаться только на самоорганизацию при развитии институтов гражданского общества. Совершенно очевидно, что развитие института общественного контроля невозможно без активной поддержки со стороны государства, и государство такую поддержку оказывает. Так, в 2008 г. был принят Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», во исполнение которого был создан новый субъект общественного контроля - общественные наблюдательные комиссии по контролю за соблюдением прав граждан, находящихся в местах принудительного содержания (ОНК). Их деятельность регулируется как указанным Законом, так и рядом других нормативных документов.

со

CD

I «

1

а> §

CD §

* Адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров (Академия ФСИН России) Б-маЛ: reent@russia.ru.

§

I

Q)

5

ГО

6

I

Q)

QQ

Итак, в соответствии с действующим законодательством общественные наблюдательные комиссии - это общественные формирования, не являющиеся юридическими лицами, действующие на постоянной основе в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания. На сегодняшний день ОНК созданы в 79 регионах и в них состоят 724 члена2.

Создание и деятельность ОНК, по сути, являются реализацией государственной политики в сфере защиты прав человека. Реализация государственной политики предполагает участие в этой деятельности социально активных людей с твердой гражданской позицией. Итак, в соответствии с действующим законодательством членом ОНК может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет и имеющий опыт работы в области защиты прав граждан. Членом общественной наблюдательной комиссии не может стать лицо, имеющее судимость либо признанное решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным. Не вправе также быть членами ОНК: адвокаты, сотрудники органов прокуратуры, лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления.

Спорной является необходимость установления таких требований к личности кандидата в члены ОНК. Так, по мнению А. П. Матвеева, «вызывает определенное сомнение целесообразность установления возрастного ценза 25 лет для членов комиссии»3. Для сравнения - возрастной ценз для судей составляет также 25 лет (ст. 119 Конституции РФ), а для депутатов Государственной Думы Российской Федерации - всего 21 год (ст. 97 Конституции РФ). Чем же обусловлены повышенные требования к членам ОНК? В Комментарии к Федеральному закону «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» обозначена позиция, согласно которой повышенный возрастной ценз для членов ОНК объясняется сложностью функций, которые им предстоит ис-

полнять. Свойственный молодым максимализм, отсутствие жизненного опыта и неуверенность в себе в условиях работы с людьми, находящимися в местах принудительного содержания, будут затруднять установление контактов с персоналом этих мест, подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными4. По нашему мнению, подобные доводы могли бы вполне относиться и к деятельности депутатов Государственной Думы, исполняемые ими функции являются не менее ответственными и сложными, однако возрастной ценз для ОНК и для Государственной Думы значительно отличается.

Более всего настораживает тот факт, что ограничение по возрасту для членов Общественной палаты Российской Федерации, равно как и для региональных общественных палат, составляет всего 18 лет, хотя именно эта общественная структура участвует в формировании ОНК, приостановлении и прекращении деятельности состава ОНК, наделении полномочиями и прекращении полномочий ее членов, а также проводит обучающие семинары в целях совершенствования деятельности ОНК5.

Таким образом, установление завышенного возрастного ценза представляется совершенно неоправданным. Действительно, необходимое требование к личности члена ОНК, а именно наличие опыта в области защиты прав человека, уже содержится в Законе. Об опыте в области защиты прав человека может свидетельствовать деятельность в составе различных правозащитных организаций. Опытом защиты прав человека могут обладать представители средств массовой информации, поскольку в них нередко обсуждаются факты нарушения прав человека, освещаются способы их восстановления и защиты. К лицам, обладающим опытом в области защиты прав человека, можно также отнести профессорско-преподавательский состав и научных сотрудников, специализирующихся в области юриспруденции и других общественно-политических наук. По нашему мнению, наличие такого возрастного ценза приводит к ограничению возможностей молодых специалистов и активистов различных молодежных движений участвовать в общественной правозащитной деятельности и носит дискриминационный характер.

В качестве еще одного упущения, имеющегося в Федеральном законе «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» можно рассматривать

отсутствие регулирования правоотношений, связанных с возникновением конфликта интересов. Деятельность членов ОНК, естественно, связана с целым рядом специальных действий и процедур, которые имеют жесткую правовую регламентацию, а также с многочисленными сложностями, которые на определенном этапе могут привести к конфликту интересов. Допустимо ли это в сфере общественного контроля?

Для начала следует определиться с понятием конфликта интересов, выяснив что подразумевается под этим термином. Определение можно найти в ст. 19 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»6. Хотя деятельность ОНК, как нам удалось выяснить ранее, является общественно-государственной, проведение параллели с государственной службой в данном аспекте представляется возможным. Итак, согласно Закону конфликт интересов проявляется в ситуации, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам. Ключевым моментом возникновения конфликта интересов выступает наличие личной заинтересованности. В соответствии с указанным нормативным актом под личной заинтересованностью следует понимать возможность получения доходов в виде материальной выгоды непосредственно для служащего, членов его семьи или лиц близкого родства или свойства, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами. Такое определение нельзя считать полным, поскольку приобретаемая выгода может быть не связана с материальными ценностями. Мы соглашаемся с точкой зрения В.Д. Граждана, который утверждает, что в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» лишь фрагментарно представлены характеристики конфликта интересов и законодательные установки по его профилактике и разрешению7. Личная выгода может быть направлена на достижение лицом очевидных личных (нематериальных) целей, достижение которых способно причинить ущерб охраняемым интересам.

Что касается работы общественных наблюдателей, то полагаем, что при осуществлении их деятельности может возникнуть как материальная, так и нематериальная личная заинтересованность. В Федеральном законе «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» уже есть нормы, призванные противодействовать отдельным проявлениям личной заинтересованности. Так, в ст. 17 устанавливаются ограничения деятельности члена ОНК на посещение мест принудительного содержания, в которых содержатся его близкие родственники, а также в случае, если член ОНК является потерпевшим, свидетелем, защитником или иным лицом, участвующим в производстве по уголовному делу, к которому причастно лицо, находящееся в месте принудительного содержания. Этой же статьей устанавливается запрет на получение вознаграждения за свою деятельность по осуществлению общественного контроля.

Перечень представленных в законе проявлений личной заинтересованности, естественно, не может считаться исчерпывающим и достаточным. Например, если член ОНК является сотрудником, учредителем, владельцем доли в капитале, акционером юридического лица, осуществляющего поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд территориального органа или учреждений ФСИН России или имеющего перед ними обязательства имущественного характера, такие обстоятельства могут спровоцировать конфликт интересов, поскольку в этом случае у члена ОНК появляется возможность, осуществляя контрольную деятельность, представлять интересы указанного юридического лица. Учесть в законе все возможные обстоятельства, могущие повлечь за собой возникновение конфликта интересов, представляется невозможным, поэтому считаем целесообразным включение в закон отдельной нормы, предусматривающей меры по недопущению и урегулированию конфликта интересов. В числе таких мер могут быть ограничение, приостановление, прекращение полномочий члена ОНК. Кроме того, наличие или возможность возникновения конфликта интересов должны рассматриваться в качестве обстоятельства, препятствующего назначению гражданина членом ОНК.

В заключение хотелось бы отметить, что сфера исполнения уголовных наказаний по-прежнему остается одним из тех участков, где пра-

D0 CD

I

1

ш §

CD §

ва граждан наиболее уязвимы и нуждаются в особом контроле со стороны государства и общественности. Сегодня в числе основных направлений реформирования УИС называют преодоление кризиса доверия социума, поиск новых способов учета общественного мнения для оценки работы пенитенциарной службы. В связи

с этим, как нам представляется, перспективным направлением станет создание более благоприятных условий для осуществления общественного контроля. Этот процесс должен сопровождаться повышением профессионализма членов ОНК и уровня их общественной ответственности.

Список использованной литературы

1 См.: Авакьян С. А. Размышления конституционалиста // Общество как объект конституционно-правового регулирования. М., 2010. С. 343.

2 См.: URL: http://onk.su/ (дата обращения: 22.08.2013).

3 Матвеев А. П. Теоретические и организационно-правовые аспекты взаимодействия уголовно-исполнительной системы с общественными объединениями: дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2005. С. 156.

4 См.: Комментарий к Федеральному закону «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» / С. М. Зубарев [и др.]. М., 2011. С. 75.

5 См.: Об Общественной палате Российской Федерации: Федер. закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 15. Ст. 1277.

6 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 3215.

7 См.: Граждан В. Д. Государственная гражданская служба: учебник. 3 -е изд. М., 2009. С. 431.

Статья рекомендована к опубликованию научно-экспертным советом академии, протокол от 24 января 2014 г. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.