УДК 343.848.3 ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА СОКОЛОВА,
ББК 67.409.022 кандидат юридических наук,
С59 доцент кафедры уголовного права и процесса,
заместитель декана юридического факультета (Ивановский государственный университет) Е-тай: [email protected].
ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И СОДЕЙСТВИЯ ЛИЦАМ, НАХОДЯЩИМСЯ В МЕСТАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ
Реферат: автор статьи придерживается идеи регулирования деятельности общественных наблюдательных комиссий едиными требованиями. Региональным общественным наблюдательным комиссиям рекомендуется избегать включения в принимаемые ими регламенты тех принципов, которые не обозначены законодателем. Автору представляется недопустимым, чтобы члены комиссий руководствовались различными основополагающими идеями при реализации целей и задач своей деятельности, так как это может создать неодинаковые условия для осуществления контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания. Обращено внимание на ошибочное понимание практиками таких понятий, как «корректность», «солидарность», «сотрудничество с коллегами» в качестве принципов деятельности, в то время как согласно Кодексу этики членов общественной наблюдательной комиссии их следует относить к своду правил поведения. Анализ федеральных законов «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» (от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ) и «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ) позволил выявить 13 принципов деятельности общественных наблюдательных комиссий. Был сделан вывод о необходимости уточнения юридической природы положения, согласно которому наблюдатели не вмешиваются в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях. На сегодняшний день упомянутое положение в Федеральном законе от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ не входит в перечень принципов общественного контроля, являясь, по мнению автора, одним из условий реализации принципа законности. В свою очередь, принятый в 2014 г. Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» обозначил данное положение как самостоятельный принцип. В целях приведения в соответствие нормативных актов предлагается исключить из ст. 4 Федерального закона № 74-ФЗ ч. 2 и дополнить ч. 1 этой же статьи упоминанием о принципе невмешательства в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях. Автору статьи представляется излишним указание в ст. 1.2 Кодекса этики членов общественных наблюдательных комиссий, утвержденного 12 июля 2012 г. Общественной палатой Российской Федерации, на такой принцип, как «нетерпимость к любым действиям, оскорбляющим человеческое достоинство». Данное положение не содержится ни в одном из анализируемых нормативных актов и представляет собой личностное качество члена общественной наблюдательной комиссии, необходимое для реализации принципов приоритета прав человека и объективности.
Ключевые слова: общественный контроль, принципы общественного контроля, уголовно-исполнительная система, общественная наблюдательная комиссия, член наблюдательной комиссии, содействие осужденным, места принудительного содержания, приоритет прав человека, права осужденных, кодекс этики.
Долгое время проблеме участия институтов гражданского общества в деятельности уголовно-исполнительной системы не уделялось должного внимания со стороны государства, система исполнения наказаний была большей частью закрыта для общества. Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» (далее -
Федеральный закон № 76-ФЗ) был принят лишь в 2008 г. [5]. В последующие годы законодатель активизировал работу по формированию нормативной базы, регламентирующей основные положения деятельности по контролю за уголовно-исполнительной системой со стороны общества. Последние изменения в ст. 23, 24 и 142 УИК РФ были внесены в 2013 г. (федеральные законы от 2 ноября 2013 г. № 294-ФЗ и от 21 декабря 2013 г. № 378-ФЗ). Особое внимание привлечению общественности к ока-
занию социальной помощи осужденным и воспитательной работе с ними, совершенствованию сотрудничества с институтами гражданского общества, созданию условий для осуществления общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы уделено в Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р.
В юридической литературе поднимаются актуальные вопросы о перечне субъектов общественного контроля и их функциях [10], основных направлениях деятельности и проблемах ее правового регулирования [8], об опыте других стран в области так называемого гражданского наблюдения за правоохранительной системой [9], региональном опыте института общественных визитеров [11] и пр. Заслуживают внимания и теоретического осмысления также принципы осуществления общественного контроля, тем более что в данном вопросе не наблюдается единообразия.
До принятия соответствующих нормативных актов в юридической литературе предпринимались попытки определить перечень принципов общественного контроля. В качестве общих принципов назывались справедливость, гуманизм, законность, демократизм, гласность; в числе специальных: приоритет коррекции (помощи) при осуществлении контроля, оперативность, адресность [12].
В. В. Лукьянова к принципам общественного контроля относит верховенство закона, политический и идеологический плюрализм, принципы экономической свободы, многообразие форм собственности. Автор делает вывод о том, что «принципы общественного контроля во многом повторяют принципы гражданского общества, и это не случайно, так как общественный контроль представляет собой форму воздействия гражданского общества на органы государственного и муниципального управления. Таким образом, принципы функционирования гражданского общества одновременно являются принципами общественного контроля» [4, с. 144].
Наряду с декларативными, концептуальными принципами функционирования гражданского общества особое значение для правоприменительной деятельности имеют те руководящие идеи, положения, которые регулируют отдельные сферы жизни общества, выявляют их специфику.
Контроль за деятельностью, связанной с исполнением наказаний, будет регулироваться Федеральным законом от «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [6]. Дополнить его призван Федеральный закон № 76-ФЗ, сфера действия которого распространяется на участие
общественных объединений в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания, в том числе в создании условий для их адаптации к жизни в обществе (ч. 1 ст. 1). Данные нормативные акты определяют принципы общественного контроля, при этом первый из указанных законов содержит более широкий их перечень. До появления Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» исследователи выходили за рамки называемых законодателем принципов и добавляли их перечень рядом других основополагающих идей и положений. Наряду с такими принципами осуществления общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, как приоритет прав человека, добровольность, равноправие, объективность и законность (ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 76-ФЗ), в юридической литературе выделяли «принципы независимости в оценках ситуаций, принципиальности в отстаивании прав человека и требований закона, публичности и открытости деятельности, профессионализма и компетентности, взаимного уважения и партнерских отношений с контролируемыми органами» [3, с. 76]; «принципы приоритета целей исправления... правонарушителей, их перевоспитания и ресоциали-зации; обеспечения. справедливости и уважения чести и достоинства. невмешательства в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях; коллегиальности, гласности и открытости контроля» [2, с. 11]. Высказывалась также идея о том, что «члены общественных наблюдательных комиссий для осуществления максимально эффективной деятельности должны самостоятельно договариваться о принципах работы, принимать регламент [13, с. 17]. Например, на практике встречается такой перечень принципов: беспристрастность инспектора, корректность в работе, знание и компетентность, соблюдение точности и конфиденциальности, стремление к сотрудничеству с УИС, поддержка коллег и солидарность [7, с. 50].
Деятельность общественных наблюдательных комиссий (ОНК) должна регулироваться едиными требованиями. Общность идей и основополагающих положений необходима в первую очередь для соблюдения принципов законности и равенства осужденных перед законом. Недопустимо, чтобы члены ОНК руководствовались различными принципами в своей деятельности, что может создать неодинаковые условия для осуществления контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.
Что касается регламента ОНК, то его содержание четко определено в ст. 8 Федерального закона № 76-ФЗ, упоминание об определении принципов отсутствует. Так, регламент устанавливает порядок: 1) проведения заседаний общественной наблюдательной комиссии, их периодичность и правомочность; 2) подготовки и рассмотрения вопросов на заседании общественной наблюдательной комиссии; 3) принятия и оформления решений общественной наблюдательной комиссии; 4) осуществления иных форм деятельности общественной наблюдательной комиссии в соответствии с Федеральным законом.
Нельзя забывать и о существовании Кодекса этики (ст. 7.1 Федерального закона № 76-ФЗ) [1], представляющего собой свод общих принципов и основных правил поведения, которыми должны руководствоваться члены общественных наблюдательных комиссий при осуществлении своих полномочий. Кодекс этики относит такие понятия, как «корректность», «солидарность», «сотрудничество с коллегами» и другие, не к принципам деятельности ОНК, а к правилам поведения ее членов.
Примечательно, что в Кодексе этики в числе принципов общественного контроля фигурирует положение, которое не было обозначено в Федеральном законе № 76-ФЗ: нетерпимость к любым действиям, оскорбляющим человеческое достоинство (ст. 1.2).
Принятие Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» позволяет дополнить перечень принципов данной деятельности следующими положениями: 1) самостоятельность субъектов общественного контроля и их независимость от органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия; 2) публичность и открытость осуществления общественного контроля и общественного обсуждения его результатов; 3) беспристрастность и добросовестность субъектов общественного контроля, достоверность результатов осуществляемого ими общественного контроля; 4) обязательность рассмотрения органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями итоговых документов, подготовленных по результатам общественного контроля, а в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, учет указанными органами и организациями предложений, рекомендаций и выводов, содержащихся в этих документах; 5) многообразие
форм общественного контроля; 6) презумпция добросовестности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, за деятельностью которых осуществляется общественный контроль; 7) соблюдение нейтральности субъектами общественного контроля, исключающей возможность влияния решений политических партий на осуществление общественного контроля; 8) недопустимость необоснованного вмешательства субъектов общественного контроля в деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и оказания неправомерного воздействия на указанные органы и организации (ст. 6 Федерального закона № 212-ФЗ).
Последний из перечисленных принципов зафиксирован также в ст. 4 Федерального закона № 76-ФЗ, но в более жестких рамках. Например, при осуществлении общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, не допускается вмешательство в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях. Следует заметить, что речь идет о любом вмешательстве, в то время как в Федеральном законе «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» упоминается лишь необоснованное вмешательство. На практике ряд жалоб, поступающих со стороны осужденных, не может быть рассмотрен именно с учетом существования данного принципа. Полномочия ОНК ограничиваются также определенной территорией.
Так, осужденному Б., жителю Ивановской области, отбывающему наказание в Нижегородской области, на его письменное обращение был дан следующий ответ: «На основании ст. 6 Федерального закона от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» в субъекте Российской Федерации образуется одна общественная наблюдательная комиссия, которая осуществляет свою деятельность в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Полномочия Общественной наблюдательной комиссии Ивановской области не позволяют провести ряд мероприятий в Нижегородской области, которые могли бы уточнить вопрос о том, были ли нарушены Ваши права как лица, находящегося в местах принудительного содержания. Из текста же обращения
следует, что Вы просите инициировать «незамедлительные действия по уголовному делу, возбужденному по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 159 УК РФ», что относится к уголовно-процессуальной деятельности. В свою очередь, законодательство (ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 76-ФЗ) определяет: «При осуществлении общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, не допускается вмешательство в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях» (из материалов архива Общественной наблюдательной комиссии Ивановской области по контролю за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания и содействию лицам в местах принудительного содержания, 2011 г.).
Данное ограничение взаимосвязано с теми целями и задачами, которые реализует ОНК: контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания. В основном речь идет о содействии в их социальной адаптации и ресоциализации.
Положение о невмешательстве членов ОНК в уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную деятельность обозначено законодателем в ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 76-ФЗ. Данная статья именуется «Принципы осуществления общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания». Законодатель не включил это положение в число принципов, перечисляемых в ч. 1 ст. 4. Не было ясно: можно ли
его рассматривать как отдельный специальный принцип либо как условие реализации, например, принципа законности? Теперь, когда законодатель в Федеральном законе «Об основах общественного контроля в РФ» выделяет соответствующий принцип наряду с законностью, объективностью и прочими факторами, требуется внесение изменений и в иные нормативные акты. Предлагается исключить из ст. 4 Федерального закона № 76-ФЗ ч. 2 и дополнить ч. 1 этой статьи упоминанием о принципе невмешательства в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях.
Представляется излишним указание в ст. 1.2 Кодекса этики членов ОНК, утвержденного 12 июля 2012 г. Общественной палатой РФ, на такой принцип, как «нетерпимость к любым действиям, оскорбляющим человеческое достоинство». Данное положение не содержится ни в одном из анализируемых нормативных актов и представляет собой личностное качество, необходимое для реализации принципов приоритета прав человека и объективности.
Следует признать, что совершенствование нормативной базы, регулирующей в целом деятельность в сфере общественного контроля, выработка широкого перечня ее принципов будут способствовать более четкому воздействию на практику общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, созданию единых подходов к правозащитной деятельности и укреплению институтов гражданского общества.
Список литературы
1. Кодекс этики членов общественных наблюдательных комиссий по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействию лицам, находящимся в местах принудительного содержания: утв. членами Общественной палаты Рос. Федерации, протокол от 12 июля 2012 г. № 28-П [Электронный ресурс]. URL: https://www.oprf.ru/1449/1536/1692.
2. Колодин Р. В. Правовые и организационные аспекты общественного контроля за деятельностью воспитательных колоний : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Вологда, 2010. 25 с.
3. Кузнецов А. В. Защита прав и свобод осужденных к лишению свободы посредством системы гарантий их реализации // Вестник Воронежского института МВД России. 2012. № 1. С. 72-77.
4. Лукьянова В. В. Общественный контроль над деятельностью органов государственного и муниципального управления // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 10. С. 141-146.
5. Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания : федер. закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ // Рос. газ. 2008. 18 июня; 2013. 25 дек.
6. Об основах общественного контроля в Российской Федерации : федер. закон от 21 июля 2014 г. № 212 // Рос. газ. 2014. 23 июля.
7. Практическое пособие для членов общественных наблюдательных комиссий / С. М. Шимоволос [и др.]. М., 2012. 196 с.
8. Реент Я. Ю. Некоторые проблемы правового регулирования деятельности общественных наблюдательных комиссий // Человек : преступление и наказание. 2014. № 1. С. 55-58.
9. Реент Я. Ю. Опыт США в области общественного контроля за деятельностью правоохранительных органов // Прикладная юридическая психология. 2013. № 2. С. 113-117.
10. Скиба А. П. К вопросу о перечне субъектов общественного контроля за деятельностью мест принудительного содержания и эффективности его осуществления // Человек : преступление и наказание.
2013. № 4. С. 112-115.
11. Смирнов С. Н. Опыт деятельности общественных визитеров на примере ГУФСИН России по Иркутской области // Уголовно-исполнительное право. 2009. № 2. С. 40-42.
12. Федоров В. В. Общественный контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы как форма взаимодействия гражданского общества с государством : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2006. 23 с.
13. Финогентова О. Е., Финагина Е. И. Эффективность общественного контроля в области защиты прав осужденных женщин, имеющих детей (по материалам ОНК Калининградской области) // Вестник Самарского юридического института. 2013. № 3. С. 15-18.
OLGA VLADIMIROVNA SOKOLOVA,
doctor of law,
assistant professor of the department of criminal law and procedure, deputy-dean of law faculty (Ivanovo state university) E-mail: [email protected].
PRINCIPLES OF PUBLIC CONTROL AND PROMOTING TO PERSONS WHO ARE IN PLACES OF DETENTION
Annotation: the author follows the idea of regulating the activities of public monitoring commissions uniform requirements. Regional Public Monitoring Commissions are advised to avoid inclusion in the regulations they adopt the principles which are not designated by the legislator. It is inadmissible for the author that members of the commissions are taking different fundamental ideas with the goals and objectives of its activities, as this may create unequal conditions for the control of human rights in places of detention. Attention is paid to wrong understanding of the practice of concepts such as «correctness», «solidarity», «working with colleagues» as operating principles, while according to the Code of Ethics, members of the Commission should be attributed to a set of rules of behavior. Analysis of the Federal Law «On Public Control of human rights in places of detention and assistance to persons in places of detention» (from 10.06.2008, № 76) and «On the basis of social control in the Russian Federation» (from 21.07.2014, № 212) it revealed, in general, thirteen principles of public monitoring commissions. The conclusion was the need to clarify the legal nature of the provisions that observers do not interfere in the operational-search, criminal procedure and proceedings on administrative violations. The norm of Federal laws of 10.06.2008 № 76 is not included in the list of principles of social control today, being, according to the author, one of the conditions for the implementation of the principle of legality. Adopted in
2014, the law «On the basis of social control in the Russian Federation» outlined this position as an independent principle. It is proposed to delete part 2 of Article 4 of the Federal Law of 10.06.2008 № 76 in order to align regulations and it is necessary complete part 1 of the same article mentioning the principle of non-interference in the operational-search, criminal procedure and proceedings in cases of administrative offences. It is necessary for the author to specify the principle of intolerance for any actions offending human dignity in Art. 1.2 of Code of Ethics for members of the Commission approved 12.07.2012 by the Public Chamber of the Russian Federation. This provision is not contained in any of the analyzed regulations and it is a personal quality of members of the Commission, necessary for implementation of the principles of human rights priority and objectivity.
Key words: social control, the principles of social control, penal system, the Public Supervisory Commission, a member of the Supervisory Commission, promoting for the convicted persons, places of detention, the priority of human rights, the rights of convicts, the Code of Commission Ethics.
References
1. Kodeks etiki chlenov obschestvennykh nablyudatel'nykh komissiy po obschestvennomu kontrolyu za ob-especheniem prav cheloveka v mestakh prinyditel'nogo soderzhaniya I sodeystviyu litsam, nakhodyaschimsya v mestakh prinyditel'nogo soderzhaniya. Ytv. Chlenami Obschestvennoy palaty RF, protokol ot 12 iyulya 2012
goda № 28-P [Code of Ethics members of the Commission for public control of human rights in places of detention and promote persons in places of detention. Approved by members of the Public Chamber, protocol number 28-P dated July, 12d, 2012]. Website of the Public Chamber of the Russian Federation Available at: https://www.oprf.ru/1449/1536/1692/.
2. Kolodin R. V. Pravovye i organizatsionnye aspekty obschestvennogo kontrolya za deyatelnostyu vospita-telnykh koloniy. Avtoref. dis. kand. yurid. nauk [Legal and organizational aspects of public controlling the activities of correctional facilities. Cand. jurid. sci. dis. abstract]. Vologda, 2010, 25 p.
3. Kuznetsov A. V. Zaschita prav I svobod osyzhdennykh k lisheniyu svobody posredstvom sistemy garan-tiy ikh realizatsii [Protection of the rights and freedoms of persons sentenced to imprisonment by the safeguards system implementation]. Vestnik Voronezhskogo Instituta MVD - Herald of Voronezh Institute of Ministry of Internal Affairs. 2012, no. 1, pp. 72-77.
4. Lukyanova V. V. Obschestvennyy kontrol nad deyatelnostyu organov gosydarstvennogo I mynitsipalno-go upravleniya [Public control over the activities of state and municipal government]. Vestnik Samarskogo go-sudarstvennogo universiteta - Bulletin of the Samara State University. 2013, no. 10, pp. 141-146.
5. Federalnyy zakon ot 10.06.2008 № 76-FZ «Ob obschestvennom kontrole za obespecheniem prav chelove-ka v mestakh prinyditelnogo soderzhaniya I o sodeystvii litsam, nakhodyaschimsya v mestakh prinyditelnogo soderzhaniya» [The Federal law of the Russian Federation from June, 10th, 2008, № 76-FZ «On public monitoring of human rights in places of detention and assistance to persons in places of detention»]. Rossiyskaya gazeta -The Russian newspaper, 2008, 18 June; 2013, 25 December.
6. Federalnyy zakon ot 21.07.2014 № 212-FZ «Ob osnovakh obschestvennogo kontrolya v Rossiyskoy Fede-ratsii» [The Federal law of the Russian Federation from July, 21st, 2014, № 212-FZ «On the bases of social control in the Russian Federation»]. Rossiyskaya gazeta -The Russian newspaper, 2014. 23 July.
7. Prakticheskoe posobie dlya chlenov obschestvennykh nablyudatel'nykh komissiy [A practical guide for members of the Commission]. Moscow, 2012, 196 p.
8. Reent Ya. Yu. Nekotorye problem pravovogo regulirovaniya deyatelnosti obschestvennykh nablyudatel'nykh komissiy [Some problems of legal regulation of public monitoring commissions]. Chelovek : prestup-lenie I nakazanie - Man: Crime and Punishment, 2014, no. 1, pp. 55-58.
9. Reent Ya. Yu. Opyt USA v oblasti obcshestvennogo kontrolya za deyatelnosty pravookhranitelnykh organov [US experience in the field of public control over the activities of the law enforcement]. Prikladnaya yuridi-cheskaya psyhologiya - Applied legal psychology. 2013, no. 2, pp. 113-117.
10. Skiba A. P. K voprosu o perechne sub'ektov obschestvennogo kontrolya za deyatelnostyu mest prinudi-telnogo soderzhaniya i effektivnosti ego osuschestvleniya [On the list of subjects of public control over the activities of places of detention, and the effectiveness of its implementation]. Chelovek : prestuplenie i nakaza-nie - Man: Crime and Punishment, 2013, no. 4, pp. 112-115.
11. Smirnov S. N. Opyt deyatelnosti obcshestvennykh viziterov na primere GUFSIN Rossii po Irkutskoy oblasti [The experience of public visitors on the example GUFSIN Russia in Irkutsk Region]. Ugolovno-ispolnitelnoe pravo - Penal Law. 2009, no. 2, pp. 40-42.
12. Fedorov V. V. Obschestvennyy kontrol za deyatelnostyu ugolovno-ispolnitelnoy sistemy kak forma vzaimodeystviya grazhdanskogo obschestva s gosudarstvom. Avtoref. dis. kand. yurid. nauk [Public control over the activities of the penal system as a form of interaction between civil society and government. Cand. jurid. sci. dis. abstract]. Vladimir, 2006, 23 p.
13. Finogentova O. E., Finagina E. I. Effektivnost obschestvennogo kontrolya v oblasti vzaimodeystviya prav osuzhdennykh zhenschin, imeyuschikh detey (po materialam ONK Kaliningradskoy oblasti) [Effective public control in protecting the rights of women prisoners with children (based on the PMC Kaliningrad region)]. Vestnik Samarskogo yuridicheskogo institute - Bulletin of the Samara law institute, 2013, no. 3, pp. 15-18.