УДК 343.848.5 ЯРОСЛАВ ЮРЬЕВИЧ РЕЕНТ,
преподаватель кафедры управления и организации деятельности УИС (Академия ФСИН России), е-шай: [email protected]
ОТДЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ С ОРГАНАМИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Реферат: в статье рассмотрен опыт применения отдельных форм взаимодействия органов и учреждений уголовно-исполнительной системы с общественными наблюдательными комиссиями. Анализу подверглись формы взаимодействия, не связанные с проведением контрольных мероприятий, выявленные в деятельности УФСИН России по г. Москве. Изучены такие формы взаимодействия, как участие общественных наблюдателей в заседаниях коллегии территориального органа ФСИН России, проведение рабочих встреч, участие членов общественных наблюдательных комиссий в воспитательной работе с осужденными, проведение обучающих занятий для членов общественных наблюдательных комиссий на базе учреждений уголовно-исполнительной системы.
В статье также уделено внимание проблеме освещения результатов взаимодействия общественных наблюдательных комиссий с органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы в средствах массовой информации и сети Интернет. В настоящее время в сети Интернет можно найти много информации, посвященной проводимым общественными наблюдателями мероприятиям. Эта информация находится на сайтах различных правозащитных организаций, информационных агентств, а также в блогах. Если принимать во внимание тот факт, что за время существования института общественных наблюдательных комиссий было проведено несколько тысяч посещений учреждений УИС и других совместных мероприятий, то становится ясно, что в средствах массовой информации и сети Интернет не освещена и десятая часть от всего проделанного объема работ. Информация носит бессистемный характер и произвольно размещена в информационном пространстве.
Для обеспечения эффективного информирования населения об имеющихся проблемах и проводимых мероприятиях в области обеспечения прав лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в ряде регионов внедрена практика размещения актуальной информации о взаимодействии с общественными наблюдательными комиссиями на официальных интернет-сайтах территориальных органов ФСИН России.
В апреле 2015 г. нами был проведен мониторинг информационного наполнения официальных сайтов территориальных органов ФСИН России.
Ключевые слова: общественный контроль, социальный контроль, общественные наблюдательные комиссии, взаимодействие, информационное обеспечение, институты гражданского общества, воспитательная работа, наблюдение, права осужденных, уголовно-исполнительная система.
Относительно недавно был создан новый субъект общественного контроля - общественные наблюдательные комиссии по контролю за соблюдением прав граждан, находящихся в местах принудительного содержания. Общественные наблюдательные комиссии представляют собой общественные формирования, не являющиеся юридическими лицами, действующие на постоянной основе, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав
человека в местах принудительного содержания [3, с. 104]. Основным нормативным документом, регламентирующим взаимодействие общественных наблюдательных комиссий с учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, является Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания». В ст. 15 Закона перечислены основные формы деятельности общественных наблюдательных комиссий, которые и определяют основные
© Реент Я. Ю., 2015
направления взаимодействия с органами и учреждениями УИС. В их числе:
посещение мест принудительного содержания для осуществления общественного контроля;
рассмотрение предложений, заявлений и жалоб лиц, находящихся в местах принудительного содержания, иных лиц, которым стало известно о нарушении прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания;
направление материалов по итогам осуществления общественного контроля в администрации мест принудительного содержания, соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
участие в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации в работе комиссий исправительных учреждений при решении вопросов о переводе осужденных из одних условий отбывания наказания в другие;
взаимодействие по вопросам, относящимся к ее деятельности, с органами государственной власти Российской Федерации, государственными органами, не являющимися органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами и иными субъектами по своему усмотрению.
Последний из пунктов указывает на то, что перечень направлений взаимодействия УИС с общественными наблюдательными комиссиями не является строго регламентированным, а значит, сами субъекты взаимодействия вправе разрабатывать и внедрять разнообразные формы сотрудничества [2, с. 155].
Отдельные формы взаимодействия органов и учреждений УИС с общественными наблюдательными комиссиями (ОНК), не связанные с проведением контрольных мероприятий, которые внедряются по инициативе и по взаимному согласию субъектов взаимодействия, следующие.
1. Участие членов ОНК в работе коллегии территориального органа ФСИН России. В целях создания условий для всестороннего рассмотрения, обсуждения и принятия решений по важнейшим вопросам деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы, обеспечения эффективного взаимодействия с органами государственной власти субъекта, правоохранительными органами созданы коллегии территориальных органов ФСИН России. На заседаниях коллегии обеспечивается рассмотрение вопросов, входящих в компетенцию территориального органа и касающихся оперативно-служебной, производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности уголовно-исполнительной системы региона. При
рассмотрении вопросов, касающихся взаимодействия, на заседаниях коллегии по решению председателя принимают участие представители правоохранительных органов, органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и организаций региона.
Председатель и члены общественной наблюдательной комиссии по г. Москве регулярно принимают участие в работе коллегии УФСИН России по г. Москве. Такое взаимодействие обеспечивает своевременное доведение актуальной информации об итогах деятельности территориального органа до сведения общественных наблюдателей и предоставляет им возможность сообщать руководству территориального органа о существующих проблемах в медицинском, правовом, материально-бытовом и ином обеспечении лиц, содержащихся в учреждениях УИС.
2. Проведение рабочих встреч представителей общественной наблюдательной комиссии с руководством территориального органа ФСИН России. Такой формат взаимодействия, как проведение рабочих встреч, в отличие от участия в работе коллегии предполагает обсуждение участниками узкого круга конкретных проблем и задач осуществления общественного контроля.
Анализируя опыт проведения рабочих встреч руководства УФСИН России по г. Москве с членами общественной наблюдательной комиссии, можно сделать вывод о том, что рабочие встречи организуются как для подведения итогов взаимодействия за отчетный период, так и для обсуждения наиболее актуальных вопросов осуществления общественного контроля, материально-бытовых условий и отдельных фактов нарушения прав человека в учреждениях УИС. Так, руководство УФСИН России по г. Москве неоднократно проводило рабочие встречи с членами общественной наблюдательной комиссии по вопросам оказания медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным, содержащимся в следственных изоляторах.
3. Участие членов ОНК в воспитательной работе с осужденными, социальном сопровождении и ресо-циализации осужденных. Действующим законодательством установлено, что помимо осуществления общественного контроля общественные наблюдательные комиссии принимают участие в организации содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, в том числе в создании условий для их адаптации к жизни в обществе.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» общественные объединения,
социально ориентированные некоммерческие организации оказывают содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания, в вопросах обеспечения благоприятных условий их содержания, создания условий для их адаптации к жизни в обществе. Общественные объединения, социально ориентированные некоммерческие организации оказывают содействие администрации учреждения, исполняющего наказания, в целях исправления осужденных к лишению свободы [1, с. 25].
Особого внимания заслуживает опыт взаимодействия УФСИН России по г. Москве с общественной наблюдательной комиссией в вопросах проведения воспитательных мероприятий.
За годы существования общественной наблюдательной комиссии по г. Москве был накоплен внушительный опыт проведения различного рода мероприятий воспитательной направленности. К наиболее примечательным из них можно отнести организацию встречи осужденных, подозреваемых и обвиняемых с актером Ж. Депардье в СИЗО-5, проведение представления силовой команды «Русские медведи», музыкального концерта группы «Божья коровка» в СИЗО-6, выступление театра-студии «Вольный дебют» в СИЗО-2.
Обеспечение вовлеченности осужденных в проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий способствует успешной ресоциали-зации личности осужденного. Целью таких мероприятий является духовное и физическое развитие личности осужденного, которое построено на взаимоотношении с социальной средой. Приобщение к данной деятельности формирует у осужденных высокое нравственное сознание и поведение. Участие в культурных и спортивных мероприятиях дает возможность осужденному самореализоваться, самоутвердиться, получить новые навыки и умения и направить свою активность в нужное русло.
4. Проведение обучающих занятий для членов ОНК на базе учреждений УИС. Общественные наблюдательные комиссии являются важным инструментом гражданского контроля в области соблюдения прав человека в местах принудительного содержания. Однако осуществление общест-венного мониторинга требует обладания не только достоверной информацией о происходящем в местах принудительного содержания, но и необходимыми теоретическими и прикладными знаниями, поэтому проведение практико-ориентированных занятий с вновь назначенными общественными наблюдателями представляется одним из ключевых условий эффективной деятельности общественных наблюдательных комиссий.
Вместе с тем разветвленность и многообразие представителей гражданских объединений, входящих в общественные наблюдательные комиссии, а также разнопрофильность и специфика режимных организаций мест принудительного содержания под стражей предполагает, что люди, осуществляющие этот мониторинг, должны обладать необходимыми знаниями нормативно-правовой базы проверяемых ведомств, социологии, психологии, санитарии, стандартов в сфере правового образования и в области прав человека.
Обучение членов общественной наблюдательной комиссии г. Москвы третьего созыва было организовано на базе ФКУ СИЗО-2 и ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по г. Москве. Члены общественной наблюдательной комиссии осуществляли обучение вновь назначенных общественных наблюдателей совмест-но с работниками учреждений УФСИН России по г. Москве. Обучение происходило непосредственно в местах принудительного содержания, что способствовало обеспечению практико-ориенти-рованного подхода к подготовке.
Вновь назначенным общественным наблюдателям была разъяснена специфика взаимоотношений между лицами, содержащимися в местах принудительного содержания, и администрацией, в том числе о применяемых мерах поощрения и взыскания. Были высказаны рекомендации по проведению бесед с лицами, содержащимися в месте принудительного содержания, направленные на исключение создания конфликтных ситуаций. Доведена до сведения информация об основных режимных требованиях, действующих на территории СИЗО, а также об особенностях содержания различных категорий спецконтингента.
В настоящее время подготовка общественных наблюдателей в России не имеет системного характера. Организацию практико-ориентированного обучения вновь назначенных членов общественных наблюдательных комиссий на базе учреждений УИС можно рассматривать как приемлемую форму подготовки. Однако для повышения качества такой подготовки требуется разработка и апробация необходимой учебно-методической базы.
Особого внимания заслуживает проблема освещения результатов взаимодействия общественных наблюдательных комиссий с органами и учреждениями УИС в средствах массовой информации и сети Интернет. Для создания эффективного механизма контроля гражданского общества за государственными структурами необходимо наличие не только специальных контрольных организаций, но и действующего механизма распространения информации внутри гражданского общества. Принимать участие в обсуждении проблем обеспече-
ния прав человека должно все общество, а не только лица, задействованные в работе наблюдательных комиссий.
В настоящее время в сети Интернет можно найти много информации, посвященной проводимым ОНК мероприятиям. Эта информация находится на сайтах различных правозащитных организаций, информационных агентств, а также в блогах. Тем не менее если принимать во внимание тот факт, что за время существования института общественных наблюдательных комиссий было проведено несколько тысяч посещений учреждений УИС и других совместных мероприятий, то становится ясно, что в средствах массовой информации и сети Интернет не освещена и десятая часть от всего проделанного объема работ. Более того, информация носит бессистемный характер и произвольно размещена в информационном пространстве.
Для обеспечения эффективного информирования населения об имеющихся проблемах и проводимых мероприятиях в области обеспечения прав лиц, содержащихся в учреждениях УИС, в ряде регионов внедрена практика размещения актуальной информации о взаимодействии с общественными наблюдательными комиссиями на официальных интернет-сайтах территориальных органов ФСИН России.
В апреле 2015 г. нами был проведен мониторинг информационного наполнения официальных сайтов территориальных органов ФСИН России, который позволил выявить следующие показатели:
- на официальных сайтах 31 территориального органа созданы разделы, предназначенные для размещения информации о взаимодействии с общественными наблюдательными комиссиями;
- из них на 22 официальных сайтах указанный раздел содержит только контактную информацию общественных наблюдательных комиссий, сведения об их составах и выдержки из нормативно-правовых актов, регламентирующих общественный контроль;
- на 9 официальных сайтах территориальных органов в указанных разделах содержится информация о посещениях учреждений УИС и об иных совместных мероприятиях, проведенных общественными наблюдательными комиссиями совместно с территориальными органами.
Положительно следует оценить опыт информационного наполнения указанных разделов на официальных сайтах ГУФСИН России по Красноярскому краю и УФСИН России по Республике Карелии. Помимо контактной информации общественных наблюдательных комиссий, сведений об их составах и выдержек из нормативно-правовых актов, регламентирующих общественный контроль, на указанных интернет-ресурсах размещена информация о посещениях учреждений УИС и об иных совместных мероприятиях, проведенных общественными наблюдательными комиссиями совместно с территориальными органами, сопровождающаяся подробными описаниями и фотоотчетами.
За последние семь лет был проделан огромный объем нормотворческой и правоприменительной работы в сфере осуществления общественного контроля за обеспечением прав лиц, содержащихся в учреждениях УИС. Уже сегодня общественные наблюдательные комиссии в своей ежедневной работе показывают реальные положительные результаты, а для закрепления и повышения этих результатов требуется дальнейшее усиление интеграции УИС с институтами гражданского общества [5, с. 41].
Следует отметить, что сфера исполнения уголовных наказаний по-прежнему остается одним из тех участков, где права граждан наиболее уязвимы и нуждаются в особом контроле со стороны государства и общественности [4, с. 113]. В числе основных направлений реформирования УИС называют преодоление кризиса доверия социума, поиск новых способов учета общественного мнения для оценки работы пенитенциарной службы. В связи с этим перспективным направлением является создание благоприятных условий для осуществления общественного контроля за деятельностью учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы и меры пресечения в виде заключения под стражу. Эта работа в полной мере может использовать положительный опыт, наработанный в ходе взаимодействия пенитенциарных систем и общественных формирований наиболее развитых в этом отношении государств, а также положительный опыт отдельных учреждений и органов УИС России.
Список литературы
1. Артемьев Н. С., Морозова Ю. А. Общественный контроль за соблюдением законности в деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов ФСИН России // Человек: преступление и наказание. 2013. № 1. С. 24-26.
2. Горкина С. А. Взаимодействие учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов региональной власти по вопросам социальной адаптации осужденных на примере УФСИН России по Астраханской области // Уголовно-исполнительное право. 2014. № 2. С. 154-158.
3. Колодин Р. В. Основные функции общественного контроля за деятельностью воспитательных колоний // Человек: преступление и наказание. 2009. № 2. С. 104-107.
4. Скиба А. П. К вопросу о перечне субъектов общественного контроля за деятельностью мест принудительного содержания и эффективности его осуществления // Человек: преступление и наказание. 2013. № 4. С. 112-115.
5. Смирнов С. Н. Опыт деятельности общественных визитеров на примере ГУФСИН России по Иркутской области // Уголовно-исполнительное право. 2009. № 2. С. 40-42.
YAROSLAV YURIEVICH REENT,
lecturer, management and organization of activity of penal system department
(Academy of the FPS of Russia), е-mail: [email protected]
CERTAIN FORMS OF INTERACTION OF PUBLIC MONITORING COMMISSIONS WITH THE BODIES AND INSTITUTIONS OF THE CORRECTIONAL SYSTEM
Annotation: the article describes the experience of the individual forms of interaction of bodies and establishments of criminally-executive system with public monitoring commissions. The analysis was applied forms of interaction are not related to the control measures identified in the activities of the Federal Penitentiary Service of Russia in Moscow. We studied the following forms of cooperation: participation of public observers in meetings of the board of the territorial body of the Federal Penitentiary Service, working meetings, attended by members of the public monitoring commissions in educational work with prisoners, conducting training sessions for members of the public monitoring commissions based on the penal system.
The article also paid attention to the problem of lighting the results of the interaction of public monitoring commissions with the organs and institutions of the correctional system in the media and the Internet. Currently, the Internet can find a lot of information held by public observers dedicated to events. This information can be found on the websites of various human rights organizations, news agencies and blogs. However, if we take into account the fact that during the existence of the institution of public monitoring commissions have been several thousand site visits by penitentiary service and other joint activities, it is clear that the media and the Internet is not lit and the tenth part of all the amount of work the done. Furthermore, information is unsystematic and arbitrary sprayed around the information space.
To ensure effective public awareness about the problems and the ongoing activities in the field of human rights of persons held in the penitentiary system, in some regions, introduced the practice of placing relevant information on cooperation with the Public Oversight Commission on the official websites of the territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia.
In April 2015 we conducted content monitoring of the official websites of the territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia.
Key words: social control, public monitoring commissions, cooperation, information technology, civil society, educational work, supervision, rights of convicts, penitentiary system.
References
1. Artem'ev N. S., Morozova U. A. Obshhestvennyj kontrol' za sobljudeniem zakonnosti v dejatel'nosti is-pravitel'nyh uchrezhdenij I sledstvennyh izoljatorov FSIN Rossii [Public control over the observance of legality in the activities of correctional institutions and remand centers FPS of Russia]. Chelovek: prestuplenie i nakaza-nie - Man: crime and punishment, 2013, no. 1, pp. 24-26.
2. Gorkina S. A. Vzaimodejstvie uchrezhdenij i organov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy I organov re-gional'noj vlasti po voprosam social'noj adaptacii osuzhdennyh na primere UFSIN Rossii po Astrahanskoj oblasti [The interaction of institutions and bodies of the correctional system and regional authorities for the social adaptation of convicts on the example of the Federal Penitentiary Service of Russia in the Astrakhan region]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal law, 2014, no. 2, pp. 154-158.
© Reent Ja. Ju., 2015
3. Kolodin R. V. Osnovnye funkcii obshhestvennogo kontrolja za dejatel'nost'ju vospitatel'nyh kolonij [The main functions of public control over the activities of educational colonies]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie -Man: crime and punishment, 2009, no. 2, pp. 104-107.
4. Skiba A. P. K voprosu o perechne sub'ektov obshhestvennogo kontrolja za dejatel'nost'ju mest prinu-ditel'nogo soderzhanija i jeffektivnost' ego osushhestvlenija [On the question of the list of subjects of public control over the activities of places of detention and the effectiveness of its implementation]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2013, no. 4, pp. 112-115.
5. Smirnov S. N. Opyt dejatel'nosti obshhestvennyh viziterov na primere GUFSIN Rossii po Irkutskoj oblasti [The experience of the public visitors on the example of Penitentiary Service of Russia for the Irkutsk region]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal law, 2009, no. 2, pp. 40-42.