КЕНЦАЕВ Ш.Ю.
ОИДИ МАСЪАЛАИ МАФ^УМИ ДАВЛАТИ ^УЦУЦБУНЁД ДАР ЗАМОНИ
МУОСИР
Дар мацола муаллиф кушиш намудааст, ки оиди мафууми давлати ууцуцбунёд дар замони муосир фикру ацидауои олимонро таулил намуда, мафууми давлати ууцуцбунёдро дар замони муосир аз нигоуи санадуои меъёриву ууцуции Чумуурии Тоцикистон барраси намояд.
KENJAEV SH.
ABOUT THE MODERN NOTION OF SOVEREIGN STATE
The author of the article tries to analyze thoughts and ideas of contemporary scientists about the notion of sovereign state from the point of view of juridical documents.
ШОКИРОВ Г. А.
- соискатель Института государства и права АН Республики Таджикистан, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права и конституционного права ТГУПБП.
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОНЯТИЯ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Сегодня проблемам правотворческой деятельности и систематизации законодательства уделяется все больше внимания. Сказанное ставит перед теорией государства и права задачу вырабатывать адекватные реалиям жизни теоретические концепции, научные выводы и практические рекомендации, связанные с правотворческой деятельностью и правотворческой политикой нашей страны и ведущих стран мира.
Правотворчество является составной частью правообразования, под которым понимается естественно - исторический процесс формирования права, в ходе которого осуществляется анализ и оценка сложившейся правовой деятельности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний. Правотворчество выступает как завершающий этап правообразования. А. П. Мазуренко считает, что «одним из проблемных вопросов в этой области является определение «понятия правотворчества».1 В научной литературе правотворчество понимается и излагается по-разному. Большинство авторов считают, что правотворчество - это одно из важнейших
1 Мазуренко А.П.Правотворческая деятельность и правотворческая политика: Проблемы взаимодействия в условиях глобализации // Правотворчество и технико-юридические проблемы российского законодательства в условиях глобализации. -М.;Н.Новгород,2007.-С.116.
направлений государственной деятельности по разработке, принятию, изменению и отмене юридических норм.1
По мнению И. Н. Сенякина, «в его понимании сегодня обозначились два аспекта. В узком смысле под правотворчеством подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широкой трактовке данный процесс «исчисляется» с момента правотворческого замысла и до практической реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.)»
При такой деятельности, по словам А.В.Малько, «субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления,
профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах».3
По мнению В.М.Карельского и В.Д.Перевалова, «правотворчество - одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием существующих в государстве правовых норм. По результатам правотворческой работы - законам и иным нормативным актам -судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Человеческое общество всегда нуждалось в точных и совершенных правовых решениях и такой деятельности органов государства, в результате которой создаются нормы права, правила
„ 4
поведения граждан и организаций».
Таким образом, несмотря на различие в подходах к пониманию правотворчества, это всегда «деятельность» правомочных органов по созданию, изменению и отмене правовых норм. Сущность правотворчества состоит в возведении государственной воли в норму права, т.е. в форму юридических предписаний. Правотворчество выступает как завершающий этап правообразования.
Как отмечает И.Н.Сенякин, эта правовая деятельность - одно из основных звеньев механизма правового регулирования общественных отношений. Их известная многоплановость предопределяет структурное содержание правотворческого процесса, который складывается из двух частей. Первая включает в себя организационные вопросы правотворчества, не связанные с юридически значимыми действиями (подготовку проекта нормативного акта,
1 Малько А.В.Теория государства и права:Учебник для вузов.-Юристъ,2004.-С.182; Комаров С.А.Общая теория государства и права:Учебник для вузов.-3-е изд.,переработан.и доп.-М.:Юрайт,1997.-С.237; Сативалдыев Р.Ш.Общая теория государства и права:Учебник для вузов. - Душанбе,2008. -С.365.
2 Сенякин И.Н.Правотворчество и законодательство//Теория государства и права. Курс лекций//Под ред.Н.И.Матузова и А.В.Малько. -М.:Юристъ,1997.-С.368.
3 См;Малько А.В.Указ.раб.-С.182.
4 Теория государства и права:Учебник для вузов//Под ред.проф.В.М.Карельского и проф.В.Д.Перевалова.-2-е изд.,изм.и доп.-М.:Издательство Норма,2002.-С.297-298.
его обсуждение в соответствующей государственной или общественной организации, трудовом коллективе и т.д.). Вторая в своей основе опирается на правовые начала, а точкой отсчёта ее функционирования служит решение
о подготовке проекта нормативного акта. 1
Исследуя данную проблему, А.Б.Венгеров пишет, что данная правовая деятельность - «это организационно оформленная, установленная процедурная деятельность государственных органов по созданию правовых норм или по признанию правовыми сложившихся, действующих в обществе правил поведения». 2
Такого мнения придерживаются С.С.Алексеев,3 С.А.Комаров,4 Р.Ш.Сативалдыев5 и др.
По данной проблеме особую позицию занимает А.П.Коробова, которая считает, что правотворчество является также одной из форм реализации
правовой политики государства, наряду с правоприменением и правовым
6
воспитанием.
Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования. Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых правовых актов, внесений в них изменений, отмена устаревших нормативных решений объективно обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную, научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства. Такая деятельность по приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему обычно называется «систематизацией законодательства».
В юридической научной литературе понятие «систематизация законодательства», как и понятие «правотворческая деятельность», излагается по-разному.
Так, по словам А.В.Малько, «систематизация - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения
у
юридических конфликтов, ликвидации пробелов». 7
1 См;Сенякин И.Н.Указ.раб.-С.368.
2 Венгеров А.Б.Теория государства и права:Учебник для вузов.-6-е изд.,стереотипное.-М. Издательство «Омега-Л»,2009.-С.477.
3 Алексеев С.С.Общая теория права.-М.,1981.-Т.1.-С.7-8.
4 См;Комаров С.А.Указ.раб.С.-248.
5 См.Сативалдыев Р.Ш.Указ.раб.С.365-366.
6Коробова А.П.Правовая политика:понятие,формы реализации,приоритеты в современной России:Дисс.. .канд.юрид.наук. -Самара,2000.-С.7-8.
7 См;Малько А.В.Указ.раб.-С.188
При толковании понятия «систематизации законодательства» И.Н.Сенякин отмечает, что данная правовая деятельность направлена на то, «чтобы проще было ориентироваться в законах, для этого необходимо постоянно приводить их в определенную систему». 1
В ходе общественного развития, отмечают В.М.Карельский и В.Д.Перевалов, государство активно осуществляет правотворческие функции, в результате чего издаются сотни различных нормативно-правовых актов по широкому кругу вопросов. Формирование законодательства как взаимосогласованной и эффективной системы происходит в результате не только планирования законотворческих работ нормотворческим органом, но и систематизации. 2
Мнение вышеуказанных авторов поддерживают А.Б.Венгеров, А.В.Малько4,Р.Ш.Сативалдыев,5 А.Р.Нематов6 и др.
Глубоко исследуя данную проблему, А.С.Пиголкин определил следующие свойства систематизации законодательства:
1). Систематизация законодательства необходима для дальнейшего развития законодательства. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве.
2). Систематизация законодательства нужна как эффективное средство расчистки накопившихся массивов нормативных актов, ревизии действующей правовой системы.
3). Она обеспечивает возможность хорошо ориентироваться в законодательстве, оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы.
4) Систематизация является необходимой предпосылкой целенаправленного и эффективного правового просвещения и воспитания, научных
у
исследований, обучения студентов.
Однако систематизация законодательства не всегда предполагает его пересмотр. Изменения и дополнения иногда затрагивают хотя и важные, но отдельные проблемы правового регулирования и касаются правовых актов, которые не в состоянии были устранить образовавшиеся со временем недостатки. Это объясняется тем, что правотворчество часто не успевало за интенсивным развитием общественной жизни, особенно в период
1 См;Сенякин И.Н.Указ.раб.С.378.
2 Теория государства и права:Учебник для вузов//Под ред.проф.В.М.Карельского и проф.В.Д.Перевалова.-2-е изд.,изм. и доп.-М.:Издательство Норма,2002.-С.320.
3 См;Венгеров А.Б.Указ.раб.С.495.
4 См;МалькоА.В.Указ.раб.С.188
5 См;Сативалдыев Р.Ш.Указ.раб.С.390
6 Нематов А.Р.Кодификация законодательства Республики Таджикистан.-М.:Компания Спутник +.-2008.-С.43.
7 Пиголкин А.С.Указ.раб.-С.31.
становления и развития нашего государства. В условиях накопления значительного числа законов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Таджикистан, а также сохранения действий нормативных правовых актов бывшего СССР на первый план выступает задача систематизации законодательства Республики Таджикистан на основе новой Конституции Республики Таджикистан 1994 года.
В разные периоды развития государства, подчеркивает А.С.Пиголкин, потребность в систематизации законодательства бывает различна. Когда в течение многих лет накапливается большой объем нормативно-правового материала, когда существует значительное число нормативных актов, принятых в разное время и к тому же перекрывающих друг друга, действующих в усеченном объеме или попросту устаревших, фактически утративших силу, систематизация законодательства особенно необходима.1
При издании законодательных актов или их частей далеко не всегда соблюдается требование законодательной техники. Ныне создаваемое в нашей республике законодательство во многом не успевает за динамикой развития общественных отношений, подчас не согласуется и вступает в противоречие с ранее принятыми правовыми актами. В результате законодательство содержит акты и нормы, формально не действующие, в нем часто встречаются серьезные пробелы и не увязанные друг с другом положения. Некоторые законодательные акты страдают повторами, содержат недостаточно ясные, неточные формулировки, термины, ошибки в языке закона, при переводе закона т.д.
Такие же недостатки встречаются и в законодательных актах, принятых за последние годы в связи с потребностями ускоренного правового реагирования на запросы общества. Их несовершенство, с точки зрения законодательной техники, негативно влияет на правореализующую практику.
Таким образом, целями данной правовой деятельности являются: создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами, устранение устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридических коллизий, ликвидации пробелов и обновление законодательства.
Ключевые слова: правотворческая деятельность, систематизация законодательства, правотворческая политика, правотворчество, правообразование, естественно - исторический процесс формирования права, процесс создания правовых норм, возведение государственной воли, механизм правового регулирования.
ШОКИРОВ Р.А.
БАЪЗЕ АЗ МАСОИЛИМАФ^УМИ ФАЪОЛИЯТИХУЦУЦЭЦОДКУНИВА МУРАТТАБСОЗИИЦОНУНГУЗОРИ: ТА^ЛИЛИНАЗАРИЯВИ
Дар мацола мафууми «фаъолияти ууцуцэцодкунй» ва «мураттабсозии цонунгузорй» чун намудуои фаъолияти ууцуцй тадциц ва таулил гардидааст. Аз назари муаллиф, ууцуцэцодкунй цузъи таркибии маорифи ууцуцй буда, дар зери
1 .См;Пиголкин А.С.Указ.раб.-С.31.
ин мафуум раванди табии таърихи фаумида мешавад, ки дар рафти он таулил ва бауодиуи ба фаъолияти ууцуции ташаккулёфта амали гардонида мешавад.
Зери мафууми «мураттабсозии цонунгузорй» бошад, фаъолият оиди батартибовари, ба низоми ягона ворид намудани «санадуои меъёри - ууцуцй», дар назар дошта шудааст.
SHOKIROV G.A.
SOME PROBLEM OF LAW ACTIVITY AND SYSTEMATIZING OF LEGISLATION: THEORETICAL ANALYSIS
In this article the idea of law making activity and systematizing of legislation analyzed as the kind of law activity. From the author s points of view law making is the deepest part of law education.
НУРИЛЛОЕВА З.З.,-
соискатель кафедры уголовного права и криминологии; уголовноисполнительного права ТГЮИ.
ЛИЧНОСТЬ РЕЦИДИВИСТА.
СОВРЕМЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ РЕЦИДИВИСТА
Личность преступника - альфа и омега криминальной психологии, ее краеугольный камень. Человек, нарушивший уголовный закон, является автором преступления, а его «дело» превращает гражданина в преступника, отвергаемого общественным сознанием. Общественное сознание и соответствующая ему огромная детективная литература изображают этих отверженных как носителей зла и слуг дьявола1.
Один из ведущих криминологов начала века Г. Атаффенберг сознавался в своем бессилии написать портрет преступника: «...черты грубейшей жестокости уравновешиваются сентиментальными наклонностями, поразительная лживость одного находится в резком противоречии с откровенной наивностью другого; и что еще удивительнее, часто в одном и том же индивидууме мы встречаем соединение самых противоречивых свойств».2
Изучение особенностей личности преступников, в том числе рецидивистов, началось еще в прошлом веке, о чем свидетельствуют дошедшие до нас отдельные криминологические теории, в частности, антропологическая теория Чезаре Ломброзо. Сущность его учения заключалась в том, что причину преступного поведения он видел в физиологических особенностях человеческого организма. Несомненной заслугой Ч.Ломброзо явилась попытка вычленить в организме преступника те черты, которые толкают его на преступление. Однако поиски таких черт он
1 Лафарг П. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Юридическая литература, 1991. -33-39 с.
2 См: Атаффенбург Г. Преступление и борьба с ним. Уголовная психология для врачей и социологов.-0десса,1906.-с. 11.
3 См.: Ломброзо Ч., Ферреро Э. Женщины - преступницы и проститутки. Киев. 1902.