КЕНДЖАЕВ Ш.Ю.,
кандидат юридических наук, доцент ТГУПБП
К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННОМ ПОНИМАНИИ ПРАВОВОГО
ГОСУДАРСТВА
Правовое государство - это государство, которое связано с правом. Однако помимо урегулирования правом деятельности государственных органов, понятие «правовое государство» также имеет и другое значение -это государство, обеспечивающее права личности. «Правовое государство» по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно обеспечивает безопасность граждан, охрану и защиту их прав и законных интересов, эффективное восстановление в правах. Ценности правового государства, закрепленные Конституцией Республикой Таджикистан, стали главным, определяющим ориентиром построения новейшей таджикской государственности. Как справедливо отмечает Президент страны Э.Рахмон: «Построение нового государства таджиков, являющееся беспрецедентным для нашего народа, является делом не только Президента, Правительства и Маджлиси Оли, но и главной задачей всего общества. Важнейшими целями гражданского общества и таджикского народа являются культура единения, культура мира, стабильности и созидания, терпимость и человеколюбие, культура обеспечения верховенства закона, уважение и соблюдение прав человека, короче говоря - культура демократии».1
Поэтому в Республике Таджикистан, как в правовом государстве, человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 5 Конституции РТ), а их признание, соблюдение и защита - обязанность государства. Таким образом, правовое государство играет роль социального регулятора функционирования гражданского общества, определяя нормы и границы его автономии. Оно выступает основой взаимной социальной ответственности личности и общества. Конституция РТ (ст.1) закрепляет положение о том, что «Республика Таджикистан есть суверенное, демократическое государство». Именно в рамках правового государства существует система «специальных», сугубо юридических гарантий прав личности.
В правовом государстве власть основывается на праве, государство поставлено под контроль права. Однако такое объяснение, разумеется, носит общий характер и не раскрывает в полной мере сущности рассматриваемого явления. Поэтому необходимо более подробно рассмотреть понятие правового государства, сформулированное в теории.
1 Послание Президента Республики Таджикистан Маджлиси Оли Республики Таджикистан // Народная газета от 12 мая 2004 года.
Понятие «ЖЕСНТБТиАТ» - «правовое государство» - появилось в первой трети XIX в. в трудах немецких юристов: К.Т. Вельскера, Р. фон-Моля, Р.Г. Гнайста.
Однако до сих пор какого-то единого, общепризнанного понятия правового государства не сформулировано. Концепция правового государства изменялась в процессе своего исторического развития, конкретные исторические условия существования общества детерминировали различие во взглядах мыслителей, исследовавших эту проблему.
С другой стороны, современные исследователи теории права и государства также по- разному трактуют понятие правового государства, акцентируют внимание на разных его аспектах. Так, например, по мнению Р.Ш Сативалдыева, правовое государство - это государство, где действует правление права. Более подробно, правовое государство- это правовая форма организации и функционирования политической власти общества. Правовое государство обладает такими признаками, которые отличают его от других форм государства (особенно абсолютистских, авторитарных и тоталитарных государств), которые придают ему самостоятельность и важность.1 Ф.Т Тахиров указывает на следующие признаки правового государства: верховенство закона, разделение властей, связанность государства и личности взаимными правами и обязанностями, государство как гарант реального воплощения в жизнь прав граждан, высокая правовая культура.2 По мнению К.С. Гаджиева, «представления о правовой государственности ассоциируются с двумя основополагающими принципами: порядок в
государстве и защищенность гражданина» Л.И. Спиридинова считает, что
4
правовое государство- это государство, поставленное под контроль права. Г.Г. Манов рассматривает правовое государство как «политическую ценность гражданского общества», подчеркивая, что взаимодействия гражданского общества и правового государства «принципиально складываются по правилам соотношения формы и «содержания»5. А.В. Корнеев и В.В. Лазарев полагают, что главным пунктом в содержании «теории правового государства» является идея народного суверенитета.6 Можно привести ещё множество цитат других исследователей, каждый из которых по-своему
7
определяет правовое государство.
1 Сативалдыев Р.Ш.Теория права и государства. Учебник. Душанбе. 2002 . С. 458. (на тадж.языке)
2 Тахиров ф.Т. Правовая культура и формирование правового государства//Правовое государство и органы юстиции. - С.10.
3 Гаджиев К.С. Политическая наука. М. 1995. С.195.
4 Спиридонов Л.И. Теория государства и права. СПБ. 1995. с.112.
5 Теория государства и права/ Под.ред. Г.Н.Манова. М. 1995. с.242.
6 Общая теория государства и права/ под.ред. Лазарева. М. 2000. с 424.
7 Концепция правового государства /Под ред. Б.С.Волкова. М. 1992; Нерсесянц В.С. Философия права. М. 1999.
Правовое государство возникает только при наличии гражданского общества, состоящего из автономных, суверенных, свободных личностей, равных друг другу и обладающих частной собственностью на условия своей жизнедеятельности.1 В этом контексте можно сказать, что правовое государство является необходимым атрибутом гражданского общества, опосредующим его политическую сферу. Правовое государство обеспечивает решение общих дел членов гражданского общества. При этом государство понимается как институт, выполняющий в значительной мере «служебные» функции, обслуживающий потребности общества. Следует подчеркнуть, что такое понимание правового государства свойственно не только теории, но и закреплено в ряде законодательных актов. Соответствующие положения включены в большинство конституций современных демократических государств. Из этого вытекает существенное положение, согласно которому источником власти, носителем суверенитета является народ, делегирующий часть своих полномочий государству. Следовательно, государственная власть, помимо всего прочего, должна быть легитимной, признаваться обществом справедливой, в силу определенных причин «имеющей право» властвовать, а законы должны соответствовать правде, а деятельность государства должна осуществляться в соответствии с законом. В классической теории правового государства подчинение государства праву рассматривалось как «самоограничение». Государство вправе издавать и изменять законы, но пока законы действуют, они обязательны, прежде всего, для самого государства.
Ключевые слова: правовое государство, гражданское общество, концепция, социальная ответственность, имеющий право, гражданское общество, необходимый атрибут правовового государства, служебные функции, обслуживающий потребности общества.
Список использованной литературы:
1. Послание Президента Республики Таджикистан Маджлиси Оли Республики Таджикистан.// Народная газета от 12 мая 2004 года.
2. Сативалдыев Р.Ш.Теория права и государства. Учебник. Душанбе. 2002 .С. 458. (на тадж.языке).
3. Тахиров Ф.Т. Правовая культура и формирование правового государства. //Правовое государство и органы юстиции. С.10
4. Гаджиев К.С. Политическая наука. М. 1995.С.195.
5. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. СПБ. 1995. С.112.
6. Теория государства и права./ Под.ред.Г.Н.Манова. М. 1995. С .242.
7. Общая теория государства и права./ под.ред. Лазарева. М. 2000. С. 424.
8. Концепция правового государства./Под ред. Б.С.Волкова. М. 1992;
9. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1999.
10. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. СПБ. 1995. С.112
1 Спиридонов Л.И. Теория государства и права. СПБ. 1995. с.112.
КЕНЦАЕВ Ш.Ю.
ОИДИ МАСЪАЛАИ МАФ^УМИ ДАВЛАТИ ^УЦУЦБУНЁД ДАР ЗАМОНИ
МУОСИР
Дар мацола муаллиф кушиш намудааст, ки оиди мафууми давлати ууцуцбунёд дар замони муосир фикру ацидауои олимонро таулил намуда, мафууми давлати ууцуцбунёдро дар замони муосир аз нигоуи санадуои меъёриву ууцуции Чумуурии Тоцикистон барраси намояд.
KENJAEV SH.
ABOUT THE MODERN NOTION OF SOVEREIGN STATE
The author of the article tries to analyze thoughts and ideas of contemporary scientists about the notion of sovereign state from the point of view of juridical documents.
ШОКИРОВ Г. А.
- соискатель Института государства и права АН Республики Таджикистан, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права и конституционного права ТГУПБП.
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОНЯТИЯ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Сегодня проблемам правотворческой деятельности и систематизации законодательства уделяется все больше внимания. Сказанное ставит перед теорией государства и права задачу вырабатывать адекватные реалиям жизни теоретические концепции, научные выводы и практические рекомендации, связанные с правотворческой деятельностью и правотворческой политикой нашей страны и ведущих стран мира.
Правотворчество является составной частью правообразования, под которым понимается естественно - исторический процесс формирования права, в ходе которого осуществляется анализ и оценка сложившейся правовой деятельности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний. Правотворчество выступает как завершающий этап правообразования. А. П. Мазуренко считает, что «одним из проблемных вопросов в этой области является определение «понятия правотворчества».1 В научной литературе правотворчество понимается и излагается по-разному. Большинство авторов считают, что правотворчество - это одно из важнейших
1 Мазуренко А.П.Правотворческая деятельность и правотворческая политика: Проблемы взаимодействия в условиях глобализации // Правотворчество и технико-юридические проблемы российского законодательства в условиях глобализации.-М.;Н.Новгород,2007.-С.116.