Научная статья на тему 'Некоторые проблемы осуществления правоохранительной функции государства в сфере противодействия экстремизму и терроризму'

Некоторые проблемы осуществления правоохранительной функции государства в сфере противодействия экстремизму и терроризму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
292
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ / ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / РЕАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВА / FUNCTION OF THE STATE / LAW ENFORCEMENT FUNCTION / COUNTERACTION TO EXTREMISM AND TERRORISM / PRECLUSION OF EXTREMISM AND TERRORISM / SECURITY INSURANCE / IMPLEMENTATION OF THE FUNCTION OF THE STATE / ADVOCACY ON THE PART OF THE STATE / ВАЗИФАҳОИ ДАВЛАТ / ВАЗИФАИ ҳИФЗИҳУқУқӣ / МУЦОВИМАТ / ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / ПЕШГИРИИ ЭКТРЕМИЗМ ВА ТЕРРОРИЗМ / ТАЪМИНИ АМНИЯТ ВА БЕХАТАРӣ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хафиззода Ш. Х.

В современном Таджикистане и мировом сообществе борьба с экстремизмом и терроризмом и противодействие им являются одной из важнейших функций государства. Именно в этом контексте рассматриваются основные направления деятельности государственных органов по противодействию экстремизму и терроризму, соотношение понятий «функция государства» и «правоохранительная функция». Также обосновывается позиция автора о признании противодействия экстремизму и терроризму

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Certain Problems of Implementation of Law Enforcement Function on the Part of the State in the Sphere of Counteraction to Extremism and Terrorism

In contemporary Tajikistan, just as in world community upon the whole the struggle with extremism and terrorism and counteraction to them are one of the most important functions of the state. Just in this context the author of the article canvasses the main streamlines of statal bodies activity in the plane of counteraction to extremism and terrorism, correlation between the notions “the function of the state” and “law enforcement functions”. He substantiates his position on recognition of counteraction to extremism and terrorism as one of the forms of effectuation of law enforcement functions on the part of the state. The streamlines of the latters' realization are enumerated. Proceeding from the assumption of constitutional norms the author emphasizes that integrity and immunity of the territory of contemporary Tajikistan are ones of the main elements of the state and their defence is one of the former 's most important functions.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы осуществления правоохранительной функции государства в сфере противодействия экстремизму и терроризму»

12 00 00 ИЛМ^ОИ ^УК,УК, 12 00 00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ 12 00 00 LAW SCIENCES

12 00 01 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ

УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ 12 00 01 THEORY AND HISTORY OF STATE AND LAW; HISTORY OF TENETS RELATED TO STATE AND LAW

УДК 347.9 ББК 67.7-66.033.14

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ

БА ЪЗЕ МА СЪАЛА^ОИ АМАЛИСОЗИИ ФУНКСИЯИ%ИФЗИХУЦУЦИИ ДАВЛАТ ДАР САМТИМУЦОВИМАТБА ЭКСТРЕМИЗМВА

ТЕРРОРИЗМ

CERTAIN PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF LA W ENFORCEMENT FUNCTION ON THE PART OF THE STA TE IN THE SPHERE OF COUNTERACTION TO EXTREMISM AND

TERRORISM

Хафиззода Шоди Хуршед,

соискатель Академии Министерства внутренних дел РТ (Душанбе, Таджикистан)

Хафиззода Шоди Хуршед,

унвощуи Академияи Вазорати кор^ои дохилии ЦТ (Тоцикистон, Душанбе)

Khafizzoda Shodi Khurshed,

claimant for candidate degree of the Academy attached to the Ministry of Home Affairs of Tajikistan Republic Tajikistan, Dushanbe E-MAIL: hafizzoda@ubop. tj

Ключевые слова: функции государства, правоохранительная функция, противодействие экстремизму и терроризму, предотвращение экстремизма и терроризма, обеспечение безопасности, реализация функции государства, защита государства В современном Таджикистане и мировом сообществе борьба с экстремизмом и терроризмом и противодействие им являются одной из важнейших функций государства. Именно в этом контексте рассматриваются основные направления деятельности государственных органов по противодействию экстремизму и терроризму, соотношение понятий «функция государства» и «правоохранительная функция». Также обосновывается позиция автора о признании противодействия экстремизму и терроризму

одной из форм осуществления правоохранительной функции государства. Перечислены направления реализации правоохранительных функций государства. На основе конституционных норм указано, что целостность и неприкосновенность территории современного Таджикистана являются одними из основных элементов государства, а их защита - одной из его важнейших функций.

Калидвожа^о: вазифауои давлат, вазифаи уифзиууцуцй, муцовимат, экстремизм, терроризм, пешгирии эктремизм ва терроризм, таъмини амният ва бехатари Дар Чумуурии Точикистон ва ца^они муосир масъалаи мубориза бо эктремизм ва терроризм ва муцобилот ба ощо яке аз масъалауои мубрам ба уисоб меравад. Дар мацола самтуои асосии фаъолияти мацомоти давлати оид ба мубориза бо экстремизм ва терроризм, таносуби мафуумуои «вазифа^ои давлат» ва «вазифаи уифзиууцуцй» барраси гардидаанд. Мавцеи муаллиф дар бобати уамчун яке аз шаклуои амалисозии вазифаи уифзиууцуции давлат эътироф намудани муцовимат ба экстремизм ва терроризм асоснок карда шудааст.

Самтуои амали гардонидани вазифауои уифзиууцуции давлат зикр гардидаанд. Дар асоси меъёр^ои конститутсиони цайд шудааст, ки якпорчаги ва дахлнопазирии уудуди Тоцикистони муосир яке аз унсуруои асосии давлат ва уифзи ощо яке аз вазифауои мууимтарини он мебошад.

Key words: function of the state, law enforcement function, counteraction to extremism and terrorism, preclusion of extremism and terrorism, security insurance, implementation of the function of the state, advocacy on the part of the state

In contemporary Tajikistan, just as in world community upon the whole the struggle with extremism and terrorism and counteraction to them are one of the most important functions of the state. Just in this context the author of the article canvasses the main streamlines of statal bodies activity in the plane of counteraction to extremism and terrorism, correlation between the notions "the function of the state" and "law enforcement functions". He substantiates his position on recognition of counteraction to extremism and terrorism as one of the forms of effectuation of law enforcement functions on the part of the state. The streamlines of the latters' realization are enumerated. Proceeding from the assumption of constitutional norms the author emphasizes that integrity and immunity of the territory of contemporary Tajikistan are ones of the main elements of the state and their defence is one of the former s most important functions.

В современном мире география экстремистской и террористической деятельности давно вышла за пределы отдельных стран и приобрела транснациональный характер. В связи с этим существенно возрастает роль правоохранительной деятельности государства по обеспечению безопасности личности, общества, государства и международной стабильности, так как современные проявления экстремизма и терроризма угрожают не только национальной безопасности Республики Таджикистан, но и региональному и международному миропорядку в целом.

Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон в Послании Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 23.01.2015 отметил, «что терроризм и экстремизм, распространяясь в невиданных доселе масштабах, своими ужасающими и трагичными

последствиями превратились в самую серьезную проблему человечества в XXI веке. Поэтому руководителям правоохранительных органов и военных структур страны необходимо принять дополнительные меры в направлении борьбы против терроризма, экстремизма, незаконного оборота наркотических веществ, обеспечения безопасности государства и общества, повышения оборонной мощи страны и надежной защиты государственных границ, а также боеготовности Вооруженных сил» [9].

Очевидно, что деятельность экстремистских и террористических организаций в современном обществе представляет угрозу не только правам и свободам человека и гражданина в мире, но и целостности и неприкосновенности территории Республики Таджикистан.

В части 2 статьи 7 Конституции Республики Таджикистан установлено, что «государство обеспечивает суверенитет, независимость и территориальную целостность Таджикистана. Пропаганда и действия, направленные на разделение единства государства, запрещаются». Согласно части 4 ст. 8 Основного закона республики, «создание и деятельность общественных объединений и политических партий, пропагандирующих расовую, национальную, социальную и религиозную вражду или призывающих к насильственному свержению конституционного строя и организации вооруженных групп, запрещаются» [1].

Из содержания указанных конституционных норм вытекает, что целостность и неприкосновенность территории современного Таджикистана являются одними из основных элементов государства, а их защита - одной из его важнейших функций.

Несмотря на то, что в науке нет общепринятого подхода к определению понятия «функции государства» [16, с. 40], наиболее распространенным является понимание функций как основных направлений деятельности государства по решению определенных задач. Некоторые авторы предлагают более объемное определение. Например, Л. А. Морозова под функциями государства понимает «основные направления его деятельности, в которых выражаются цели и задачи государства по управлению обществом на основе различных методов» [13, с. 98]. Как видно, функции государства в современном обществе направлены на решение поставленных задач на основе определённых форм и методов решения этих задач.

На наш взгляд, противодействие терроризму и экстремизму требует решения совокупности задач, стоящих перед государством, путем реализации правоохранительных функций органов государства, прежде всего потому, что под понятием «противодействие терроризму» понимается деятельность органов государственной власти, в частности, по:

а) предотвращению, выявлению и устранению причин и условий, которые могут способствовать совершению террористических актов;

б) профилактике терроризма (его выявление, пресечение, раскрытие и расследование);

в) своевременной минимизации и ликвидации последствий этого противоправного явления [7].

В Национальной стратегии Республики Таджикистан по противодействию экстремизму и терроризму на 2016-2020 гг. от 12 ноября 2016 г. за № 776 приоритетными направлениями государственной политики по противодействию экстремизму и терроризму являются:

— повышение уровня правовой культуры общества и социально-правовой защищенности личности;

— устранение социально-экономических предпосылок экстремизма и радикализации, ведущих к терроризму;

— предупреждение экстремизма и формирование культуры толерантности в религиозной среде;

— профилактика экстремизма и радикализма среди несовершеннолетних лиц;

— борьба против использования интернет-ресурсов в целях экстремизма и терроризма;

— слаженная профилактическая работа с лицами и гражданами, которые считаются трудовыми мигрантами;

— профилактика и пресечение масштабного распространения взглядов экстремистского и радикального характера в местах лишения свободы и в исправительных учреждениях, среди сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих воинских частей;

— способствование совершенствованию мер по преследованию и ответственности за такие действия;

— профилактика участия граждан и общества, частного сектора в противодействии терроризму и экстремизму [8].

Следует подчеркнуть, что в противодействии экстремизму и терроризму цель государства направлена на достижение желаемого результата, к которому оно стремится в процессе своего функционирования. Целеполагание должно быть объективным, с учётом финансовых, кадровых, материально-технических и других реальных возможностей государства.

Поскольку в общей теории государства и права обеспечение правопорядка признается в качестве специализированной функции государства, есть необходимость рассмотреть и содержание правоохранительной функции самого государства.

Как справедливо отмечает Л.А. Морозова, органы исполнительной, законодательной и судебной власти, наравне с регулятивно-управленческой, законопроектной, правотворческой, правоприменительной функцией, осуществляют также и правоохранительную [11, с. 112-117].

Если регулятивно-управленческая функция представляет собой деятельность органов исполнительной власти в области организации и упорядочения общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности общества [2], то правотворческая функция связана с подготовкой проектов законодательных актов и изданием правовых актов управления. Правоприменительная функция выражается в исполнении органами государства законодательно регламентированных обязательств и издании индивидуальных актов управления. Профессор Р.Ш. Сотиволдиев, наравне с другими функциями государства, отдельно отмечает функцию обеспечения прав человека, законности, правопорядка, национальной безопасности и всеобщего мира и согласия, которые и составляют наиболее значимые правоохранительные функции органов государства [15, с. 202-203].

Видные российские ученые Н.В. Черноголовкин и Г.А. Туманов отмечают, «что одной из основных объективно необходимых функций является охранительная функция, реали-

зуемая сложной системой правоприменительных и правоохранительных органов» [17, с. 17].

По мнению В.С. Афанасьева, функции государства в зависимости от конкретно-исторических условий «могут приобретать самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями» [12, с. 285].

Рассматривая данный вопрос, С.Г. Барсегян формулирует, что функция правоохранительных органов - это роль, которую этот институт выполняет для безопасного существования личности, государства и общества [10, с. 77].

Следует отметить, что в настоящее время нет единого подхода к классификации функций государстви, соответственно, - относительно его правоохранительной функции. Функции государства изучаются с различных научных позиций и определяются на основе различных критериев, например, по принципу разделения ветвей государственной власти и, довольно часто, - как сфера деятельности государственных органов.

Бесспорно, что охранительная функция государства осуществляется в правовых формах, регламентирующих организационно-правовые основы деятельности субъектов, осуществляющих противодействие терроризму и экстремизму, тем самым выполняя правоохранительную функцию.

Это следует из содержания Конституционного закона РТ «О Правительстве Республики Таджикистан» [2], согласно которой Правительство РТ разрабатывает и проводит «политику в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями». На этом основании, правоохранительная функция - это система деятельности органов исполнительной власти, которая связана с обеспечением законных прав и интересов граждан.

Такой подход вытекает из положения законов Республики Таджикистан «О борьбе с экстремизмом» [5], «О борьбе с терроризмом» [4] и других нормативных правовых актов, где обеспечение безопасности прав и свобод личности, общества и территориальная целостность государства признаются важнейшими благами общества, а формы и методы их обеспечения - задачами правоохранительных органов.

Поэтому правоохранительную функцию можно определить как системную совокупность правовых функций, организационно-правовые формы которых зафиксированы в законодательных актах [14, с. 17-23]. В более конкретизированном виде функциями правоохранительных органов следует признать: дознавательную, следственную, оперативно-розыскную, судебную, уголовно-исполнительную, прокурорско-надзорную и адвокатскую.

К примеру, следователи прокуратуры, органов внутренних дел, органов безопасности, коррупции осуществляют функции предварительного следствия [3]. На основании норм Закона РТ «Об оперативно-розыскной деятельности», функция оперативно-розыскной деятельности возложена «на оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и специальными знаниями» [6].

Реализация указанных специализированных функций правоохранительных органов в области противодействия экстремизму и терроризму осуществляет также основные

правоохранительные функции государства по обеспечению законности, общественного порядка и общественной безопасности.

Правоохранительные функции государства также выражаются:

- в разработке комплексных целевых программ по устранению причин и условий возникновения проявлений экстремизма и терроризма (в этом контексте суверенные государства в регионах должны разработать совместные комплексные и целевые программы по устранению причин и условий возникновения экстремизма и терроризма);

- в подготовке и направлении уполномоченным органам информации об отрицательных последствиях терроризма и экстремизма, в принятии мер и предложений по недопущению таких проявлений;

- во внесении определенных корректив в планы действий по борьбе с терроризмом; в этой сфере органы государственной власти обязаны наблюдать за целевым использованием Интернета несовершеннолетними;

- в совершенствовании системы подготовки личного состава правоохранительных органов, и в этой сфере проведение отдельных курсов, изучение новых технологий и профилактических мероприятий;

- в организации и тактике действий по предупреждению и пресечению экстремизма и терроризма, и в этом контексте изучение и использование опыта зарубежных государств по организации и тактике действий по предупреждению и пресечению экстремизма и терроризма;

- в проведении разъяснительной работы среди населения по профилактике экстремистской идеологии и террористической деятельности, принятие мер по привлечению правонарушителей к ответственности за совершение таких правонарушений.

Таким образом, из вышеизложенного следует вывод о том, что правоохранительные органы Таджикистана ведут работу по выявлению, расследованию, предупреждению и пресечению экстремистской и террористической деятельности, функции которых конкретизируются в выполняемых ими задачах с целью обеспечения безопасности личности, общества и государства от экстремистских и террористических угроз.

Список использованной литературы:

1. Конституция Республики Таджикистан то 6 ноября 1994 года (с изменениями и дополнениями от 26.09.1999; 22.06.2003 и 23.05.2016.)

2. Конституционный закон РТ от 12 мая 2001г. № 28 «О Правительстве Республики Таджикистан» //АМО РТ, 2001, № 4, ст. 215; 2003, № 4, ст. 152; 2008, №1, ч. 1, ст. 1; 2009, № 12, ст. 813; 2016, № 7, ст. 6012; Конституционный закон РТ от 18.07.2017, № 1455.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Таджикистан от 3 декабря 2009, № 12, ст. 815, ст. 816 (с изменениями и дополнениями от 24.02.2017, № 1381).

4. Закон Республики Таджикистан «О борьбе с терроризмом» от 16 ноября 1999 года за № 845 // АМО РТ. 1999, №11. ст. 275; 2005, № 3 ст. 116 (с изменениями и дополнениями от 25.12.2015 за № 1266).

5. Закон РТ «О борьбе с экстремизмом», от 8 декабря 2003 года за № 69 // АМО РТ, 2003, № 12, ст. 697; 2007, №3 ст. 158; Закон РТ от 27.11.2014 за № 1146.

6. Закон РТ от 25 марта 2011 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» // АМО РТ, 2011, № 3, ст. 155; 2014, № 7, ч.1, ст. 387; Закон РТ от 18.07.2017, № 1447.

7. Федеральный закон РФ «О противодействии терроризму» от 6марта 2006 г., N35-Ф3 с изменениями и дополнениями от 27 июля 2006 г., 8 ноября, 22, 30 декабря 2008 г., 27 июля, 28 декабря 2010 г., 3 мая, 8 ноября 2011 г., 23 июля, 2 ноября 2013 г., 5 мая, 4, 28 июня, 31 декабря 2014 г., 3, 6 июля 2016 г. Система

ГАРАНТ: http://base.garant. ru/12145408/#text#ixzz50SJLygTW.

8. Национальная стратегия Республики Таджикистан по противодействию экстремизму и терроризму на 2016-2020 гг. от 12 ноября 2016 г. за № 776.

9. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли РТ 23.01.2015, 12:37, г. Душанбе. Режим доступа: http://www.president. tj/ru/node/8137.

10.Барсегян С.Г. Внутренняя безопасность общества и правоохранительные органы (социально-философский анализ): Монография / С.Г. Барсегян - М.: Щит-М, Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2003. - 160 c.

11.Иванов В.П. Организационно-правовой механизм обеспечения государственных интересов Российской Федерации: Монография / В.П. Иванов - М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 189 c.

12.Лазарева В.В. Теория государства и права: Учебник / Под ред. проф. В. В. Лазарева. -М.: Новый юрист, 1997. - 424 с.

13.Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе / Л. А. Морозова // Государство и право. - 1993.- № 6. - С. 98 -108.

14.Правоохранительные органы Российской Федерации / Н. Н. Васильев, Л. Ф. Кваша, Ю.Ф. Кваша и др.; Под общ. ред. Ю. Ф. Кваши. -М.: ЧеРо-Контур, 2000. Ч. 1. - 608 с.

15.Сотиволдиев Р.Ш. Назарияи давлат ва %уцуц. Китоби дарси. (Теория государства и права: Учебник). Душанбе: Имериал-Групп, 2014. - 719 с.

16.Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. - М. : ПБОЮЛ Захаров М.А., 2001. - 304 c.

17.Туманов Г.А. Теоретические проблемы научной организации управления в органах внутренних дел: дис. ... д-ра юрид. наук /12.00.02. Геннадий Анисимович Туманов. - М., 1974. - 378 c.

Reference Literature

1. Constitution of Tajikistan Republic from November 6, 1994 (with alterations and addenda from 26.09.1999; 22.06.2003 and 23.05.2016).

2. Constitutional Law of TR from May 12, 2001, #28 "On Tajikistan Republic Government" // TR AMO. 2001, #4, article 215; 2003, #4, article 152; 2008, #1, article 1; 2009, #12, article 813; 2016, #7, article 6012; TR Constitutional Law from 18.07.2017, #1455.

3. Penal Code Proceedings of Tajikistan Republic from December 3, 2009, #12, articles 815, 816 (with alterations and addenda from 24.02.2017, #1381).

4. Tajikistan Republic Law "On Combat with Terrorism" from November 16, 1999, #845 // TR AMO. 1999, #11, article 275; 2005, #3, article 116 (with alterations and addenda from 25.12.2015, #1266).

5. TR Law "On Combat with Terrorism" from December 8, 2003, #69 // TR AMO, 2003, #12, article 697; 2007, #3, article 158; TR Law from 27.11.2014.

6. TR Law from March 25 2011 "On Operational Inquiry Activity" // TR AMO, 2011, #3, article 155; 2014, #7, part 1, article 387; TR Law from 18.07.2017, # 1447.

7. RT Federal Law "On Counteraction to Terrorism " from March 6, 2006. # 35 F-Z with alterations and addenda from July 27, 2006; November 8, 2011; July 23, November 2, 2013; May 5, June 28, December 31, 2014; July 3, 6 - 2016. "Garant" System: http http://base.garant.ru/12145408/#text#ixzz50SJLygTW.

8. National Strategy of Tajikistan Republic on Counteraction to Extremism and Terrorism for 2016 - 2020from November 12, 2016, # 776.

9. The Message of Tajikistan Republic President Emomali Rahmon to TR Majlisi Oli (Supreme Council) from 23.01.2015, 12:37. Dushanbe. Regime of availability: http://www.president. tj/ru/node/8137

10.Barseghyan S.G. Home Security of Society and Law Enforcement Bodies (Social-Philosophical Analysis): monograph // S.G. Barseghyan - M.: Shield-M. Publishing-house of Moscow University attached to Home Affairs Ministry of Russia. 2003. - 160 pp.

11. Ivanov V.P. Legal-Organizational Mechanism of Insurance of State Interests of Russian Federation: monograph // V.P. Ivanov - M. : Legislation and Law. UNITY-DANA, 2003. - 189 pp.

12.Lazareva V.V. Theory of State and Law: manual // Under the editorship of Professor V. Lazarev. - M.: New Jurist. 1997. - 424 pp.

13.Morazova L.A. Functions of Russian State at Contemporary Stage // L.A. Morozova // State and Law. 1993, #6. - pp. 98 - 108.

14.Law Enforcement Bodies of Russian Federation // N.N. Vassilyev, L.F. Kvasha, Yu.F. Kvasha et alia. Under the general editorship of Yu.F. Kvasha. - M. : Che Ro-Contour, 2000, part 1. -608 pp.

15.Sotivoldiyev R.Sh. Theory of State and Law: manual. - Dushanbe: Imperial-Group, 2014. -719 pp. (in Tajik)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16.Spiridonov L.I. Theory of State and Law: manual. - M. : Patent Board of Corporate Bodies Association (PBCBA) under the leadership of Zakharov M.A. 2001. - 304 pp.

17. Tumanov G.A. Theoretical Problems of Scientific Organization of Management in the Bodies of Home Affairs: doctoral dissertation in jurisprudence // 12.00.02. Gennadiy Anisimovich Tumanov. -M., 1974. - 378pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.