ШОКИРОВ Г.А. -
соискатель Института государства и права АН Республики Таджикистан, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права и конституционного права ТГУПБП
ВОПРОСЫ СООТНОШЕНИЯ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Рассматривая основные понятия правотворческой деятельности, следует, прежде всего, выяснить сущность самого понятия «правотворческая деятельность». Исследуя сущность и понятие «правотворчества», А.Р. Нематов пишет, что это деятельность государства, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм, а также на их совершенствование.1
Ссылаясь на многие источники, отмечая правовую деятельность как важнейший компонент правовой системы, которая складывается из правотворческой, правоприменительной, правореализующей деятельности субъектов правовой системы, Р.М. Раджабов пишет, что процесс правового созидания (правотворческий, законотворческий) охватывает два этапа: первый - предпроектный, когда в самом обществе выявляется воля граждан; второй - проектный этап нормативного закрепления общенародной воли, формирование правового решения по существу.2
«Правотворчество» является составной частью правообразования, под которым понимается естественно - исторический процесс формирования права, в ходе которого осуществляется анализ и оценка сложившейся правовой деятельности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний.
В юридической литературе понятие «правотворческая деятельность» излагается по - разному. По мнению И.Н. Сенякина, в понятии «правотворческая деятельность» сегодня обозначились два аспекта. В узком смысле под «правотворчеством» подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широкой трактовке данный процесс «исчисляется» с момента правотворческого замысла и до практической реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.).3
1 Нематов А.Р. Кодификация законодательства Республики Таджикистан. - М.: Компания Спутник + , 2008. - С. 41.
2 Раджабов Р.М. Проблемы формирования правовой системы Республики Таджикистан: теоретико - методологический аспект. - Душанбе: ПОО «Универсал - 3», 2001. - С. 142 -143.
3 Сенякин И.Н. Правотворчество и законодательство.// Теория государства и права. Курс лекции // Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1997. - С. 368.
При правотворческой деятельности, подчеркивает А.В. Малько, субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдуме.1 «Правотворчество», считает Р.Ш. Сативалдыев, на всех этапах истории развития государства, с момента его появления до настоящего времени, является одним из направлений деятельности государства.2
Авторы коллективного труда указывают на следующие признаки «правотворчества»:
1) правотворчество - это деятельность, предусмотренная законом;
2) правотворчество - это специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность;
3) правотворчество - это деятельность уполномоченных субъектов;
4) правотворчество - это деятельность, направленная на создание или изменение норм права.3
По мнению В.М. Карельского и В.Д. Перевалова, «правотворческая деятельность» - одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием существующих в государстве правовых норм. По результатам правотворческой работы - законам и иным нормативно
- правовым актам - судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Человеческое общество всегда нуждалась в точных и совершенных правовых решениях, и такую деятельность органов государства, в результате которой создаются нормы права, правила поведения граждан и организаций, называют «правотворческой деятельностью».
Исследуя данную проблему, А.Б. Венгеров пишет, что данная правовая деятельность - «это организационно оформленная, установленная
процедурная деятельность государственных органов по созданию правовых норм или по признанию правовыми сложившихся, действующих в обществе правил поведения».5
«Правотворчество» не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих
1 Малько А.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Юрист, 2004. - С. 182.
2 Сативалдыев Р.Ш. Общая теория государства и права: Учебник для вузов (на тадж. яз.). -Душанбе, 2008. - С. 365.
3 Давлатов Д.М., Муродов Д.Х., Менглиев Р.Ш., Фозилов Н.Н. Методическое пособие по разработке норматьивных правовых актов. - Душанбе: Изд. ООО «Компания Оптима», 2005. - С. 11.
4 Теория государства и права: Учебник для вузов // Под ред. проф. В.М. Карельского и проф. В. Д. Перевалова. - 2 - изд., изм. И доп. - М.: Изд. Норма, 2002. - С. 297 - 298.
5 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для вузов. - 6 - е изд., стереотипное. -М.: Изд. «Омега - Л», 2009. - С. 477.
правового регулирования. Постоянно меняющаяся правовая система, её развитие и совершенствование, принятие новых правовых актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений объективно обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативно -правовых актов, их укрупнение, приведение в определенную, научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства. Такая деятельность по приведении нормативно - правых актов в единую, упорядоченную систему обычно называется « систематизацией».
В юридической научной литературе понятие «систематизации законодательства» как понятие «правотворческой деятельности» излагается по - разному.
А.В. Малько считает, что «систематизация законодательства» - это упорядочение нормативных правовых актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.1
Однако «систематизация законодательства» не всегда предполагает пересмотр нормативных правовых актов. Изменения и дополнения иногда затрагивают хотя и важные, но отдельные проблемы правового регулирования и касаются правовых актов, которые не в состоянии были устранить образовавшиеся со временем недостатки. Это объясняется тем, что правотворчество часто не успевало за интенсивным развитием общественной жизни, особенно в период становления и развития нашего государства. В условиях накопления значительного числа законов, указов Президента Республики Таджикистан, постановлений Правительства Республики Таджикистан, а также сохранения действий нормативных правовых актов бывшего СССР на первый план выступает задача систематизации законодательства Республики Таджикистан на основе новой Конституции Республики Таджикистан 1994 года.
Исследуя понятие «систематизации законодательства», И.Н. Сенякин отмечает, что данная правовая деятельность направлена на то, чтобы проще было ориентироваться в законах, для этого необходимо постоянно приводить их в определённую систему.2
По мнению некоторых авторов, в ходе общественного развития государство активно осуществляет правотворческие функции, в результате чего издаются сотни различных нормативно - правовых актов по широкому кругу вопросов. Формирование законодательства как взаимосогласованной и эффективной системы происходит в результате не только планирования
1 См.: Малько А.В. Указ. раб. - С. 183.
2 См.: Сенякин И.Н. Указ. раб. - С. 378.
законотворческих работ нормотворческим (правотворческим,
законотворческим) органом, но и «систематизацией законодательства».1
Здесь мы видим непосредственную связь «правотворческой деятельности» и «систематизации законодательства» по разработке, принятию, изменению, отмене, а также совершенствованию «нормативных правовых актов». Данная статья посвящена соотношению понятия «правотворческой (законотворческой) деятельности» и «систематизации законодательства». Теперь эту проблему мы рассмотрим на примере понятия «инкорпорации законодательства» как одного из форм «систематизации законодательства». Слово «инкорпорация» происходит от латинского слова «:ткогрога1:ю» и означает «включение в свой состав, присоединение».2 По мнению многих авторов, «инкорпорация» - это упорядочение нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет своё самостоятельное юридическое значение.3
«Инкорпорация» является средством «уплотнения» законодательства в том смысле, что позволяет учитывать официально отменённые акты, опускать устаревшие преамбулы, исключать повторения актов и т.д. Она представляет собой «более простой уровень систематизации» и служит необходимой предпосылкой для перехода к высшему её виду -«кодификации».4
По нашему мнению, при инкорпорации законодательства, правовые материалы действительно объединяются, т.е. они полностью или частично размещаются в разного рода собраниях и сборниках в определённом порядке. Нужно учесть то обстоятельство, что при «инкорпорации законодательства» нормативное содержание актов не меняется. В основном правовой акт подвергается «внешней обработке». Кроме того, в первоначальный текст вносятся официальные изменения, исключаются статьи и пункты, потерявшие силу, имевшие временное значение и т.д., т.е. нормативно -правовой акт совершенствуется.
Правовой наукой, теорией права практически до 50 - х годов XX столетия не было выработано четких определений для обозначения того или иного вида (формы) систематизации с учётом особенностей существующей практики. Инкорпорация, кодификация, систематизация, консолидация - эти термины понимались по - разному. Часто все они употреблялись для обозначения одних и тех же способов упорядочения законодательства или, наоборот, одни и те же обозначали разные формы систематизации.
1 Теория государства и права: Учебник для вузов // Под ред. проф. В.М. Карельского и проф. В. Д. Перевалова. - 2 - е изд., изм. И доп. - М.: Изд. Норма, 2002. - С. 320.
2 Словарь иностранных слов // Под ред. И.В. Лехина и проф. Ф.Н. Петрова. - М., 1954. - С. 273.
3 См.: Малько А.В. Указ. раб. - С. 188; Такого же, мнения придерживаются С.С. Алексеев, И.Н. Сенякин, В.М. Карельский, В. Д. Перевалов, А.Б. Венгеров, Р.Ш. Сативалдыев и др.
4 Комаров С. А. Указ. раб. - С. 251.
Ссылаясь на мнение П.Ф.Елисейкина, Е.А. Юртаева пишет, что «к настоящему времени терминологическая путаница в отношении «видов», «форм» и «способов» систематизации в целом преодолена. Однако отдельные неясности все - таки остаются и проявляются, главным образом, при сопоставлении современной практики «систематизации действующего законодательства» и исторического опыта составления Полного собрания законов и Сводов законов.1 При проведении инкорпорационной деятельности как вида систематизации, инкорпоративный материал принимается в форме сводов и собрания.
Своды и собрания действующего законодательства - две формы (или разновидности) общей (всеобщей, генеральной) систематизации законодательства. Их различие состоит в том, что «собрания» инкорпорируют (упорядочивают) действующее законодательство, а «своды» кодифицируют. В литературе под понятием «своды» и «собрания» понимается форма систематизации, т.е. существенных различий между этими понятиями не существует. Поэтому будущие официальные сборники, которые должны быть подготовлены и изданы в Республике Таджикистан, могут называться и сводами и собраниями. Нами выше было упомянуто о том, что иногда под термином «свод» понимается и более широкая юридическая категория, объединяющая и «собрание» действующего законодательства в собственном смысле слова, и форму и результаты его генеральной кодификации. Ученые -юристы неоднократно говорили и говорят о необходимости создания в будущем единого кодекса или «кодекса кодексов»2 на базе кодификации отдельных разделов Свода законов, который предполагается издать пока что как Собрание отдельных нормативных актов. Из вышеизложенного следует, что под сводом как словоупотреблением обычно понимаются как сведённые в один источник и расположенные в определенном порядке сведения, информационные материалы, тексты. Свод законодательства представляет собой единый сборник нормативных правовых актов.
В юридической литературе инкорпорацию, в зависимости от юридической силы издаваемых собраний и сборников законодательства, делят на официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную. Официальная инкорпорация предполагает утверждение унифицированных3 собраний и сборников (например, Свод законов Республики Таджикистан), инкорпорированных актов органами, издавшими эти акты. По своей природе акт официальной инкорпорации - это способ опубликования и переиздания
1 Юртаева Е.А. История систематизации законодательства в России // Систематизация законодательства в Российской Федерации // Под ред. проф. . - М.: А.С. Пиголкина. - СПб.: Изд. Юрид. центр Пресс, 2003. - С. 352.
2 Пиголкин А. С. Российское законодательство и общие вопросы его систематизации // Систематизация законодательства в Российской Федерации // Под ред. проф. А.С. Пиголкина. - СПб.: Изд. Юрид. центр Пресс, 2003. - С. 55.
3 Термин «унификация» - (от лат. сл. «ито» единство + «1асеге» делать) - привидение чего -либо к единой норме, к единой форме, к единообразию. - Словарь иностранных слов // Под ред. И.В. Лехина и проф. Ф.Н. Петрова. - М., 1954. - С. 713.
действующих нормативно - правовых актов и, следовательно, официальный источник законодательства.
Статья 55 Закона Республики Таджикистан «О нормативных правовых актах» от 26 марта 2009 года1 посвящена общему понятию Свода законов Республики Таджикистан, где говорится, что Свод законов Республики Таджикистан является официальным изданием Республики Таджикистан и печатается на государственном языке и языке межнационального общения. Тексты нормативно - правовых актов печатаются в виде заменяющихся (разъёмных) листов с целью обновления материала, дальнейшего развития и усовершенствования законодательства.
Текст нормативного правового акта, размещённого в Своде законов Республики Таджикистан, отражается с изменениями и дополнениями, внесёнными в дальнейшем в нормативный правовой акт, и располагается по тематике.
В нормах данной статьи также указано, что Свод законов Республики Таджикистан состоит из разделов, разделы из глав, а главы, в зависимости от объема и специфики материала, делятся на параграфы, пункты и подпункты. Для обеспечения правильного использования материалов в Своде законов Республики Таджикистан перечень включенных в него нормативных правовых актов помещается в хронологическом порядке.
Если перелистать историю развития государства и права нашего народа, то мы увидим, что начиная со второй половины XIX века она непосредственно связана с историей развития государства и права России. В результате присоединения в состав России и начиная с российской социалистической революции 1917 г., Таджикистан вступает в полосу социалистических преобразований, что не могло, естественно, не повлиять на традиционные структуры таджикской правовой системы.2
С этой позиции история систематизации законодательства Республики Таджикистан и, в частности, история развития инкорпорации законодательства нашей республики, непосредственно связана с развитием инкорпорационной деятельности в России. А история систематизации законодательства России берёт свои истоки с Судебников XV - XVI столетия. В данной статье мы также коснемся истории развития систематизации законодательства Союза ССР и его субъектов 1927 - 1930 годов и в 70 - 80 годы XX столетия.
С образованием СССР систематизация законодательства, как и развитие советского законодательства в целом, проводилась с учётом его национально - государственного устройства. Федеративный характер построения государства обусловил необходимость систематизации
1 См.: АМО Республики Таджикистан. - 2009. - № 3. - Ст. - 99.
2 Рахматулоев А.Э. Социокультурные доминанты и концептуально - правовые начала формирующегося правового государства в постсоветском Таджикистане. - Автореф. дисс. канд юрид наук. - Душанбе, 2004. - С. 12.
3 См.: Юртаева Е.А. Указ. раб. - С. 261.
законодательства и на общегосударственном уровне - законодательства СССР, и на уровне его субъектов - законодательства союзных республик, так как основные направления развития правовой деятельности, законодательную политику союзные республики определяли сами.
Систематизация советского законодательства в целом не могла не опираться на общетеоретические правовые положения, выработанные и апробированные в практике других государств, а также на собственный опыт, приобретённый в предшествующие исторические периоды. Систематизация с итоговым созданием хронологического или систематического собрания действующего законодательства без изменения содержания правового регулирования, без создания новых норм, независимо от ее статуса, т.е. официальная, официозная (полуофициальная) и неофициальная, иначе говоря, инкорпорация законодательства, в котором основной акцент делается главным образом на собирании, с последующей классификацией, нормативно
- правового акта. Итогом такой классификации является инкорпорация хронологическая, где определяющим выступает временный фактор, т.е. систематическая инкорпорация (тематическая или предметная).
Если взглянуть на историю построения разнообразных инкорпорированных сборников, то мы увидим, что они основаны на двух главных критериях классификации - время и предмет.
Одним из первых опытов общей предметной систематизации общесоюзного законодательства стало издание в 1926 - 1927 годах Систематического собрания действующих законов СССР. На основании данной базы в СССР, в 1927 году, началась работа по созданию Собрания действующих законов СССР, которое после издания должно было заменить Систематическое собрание 1926 - 1927 гг. Очень скоро подготовку Собрания переименовали в «составление свода».
В декабре 1930 года ЦИК СССР, учитывая изменения в государственной политике, признал издание подготовленного Свода законов нецелесообразным. Но опыт проведения очередной систематизации законодательства, хотя она не была в должной мере завершена, дал немало положительных примеров, пригодных для будущей работы по упорядочению законодательства. На основании инкорпорационной деятельности в СССР 1927 - 1930 гг., в союзных республиках, в том числе и в Таджикской ССР, началась подготовка и издание Систематического собрания действующих законов республики.
Известно, что законодательная деятельность охватывает вопросы систематизации законодательства, которые имеют важное значение в деле правильного применения норм права, их совершенствования. Дело в том, пишет Н.Ф. Тохиров, что впервые в истории Таджикской ССР в 1932 г. была осуществлена подготовка и издание «Систематического собрания действующих законов Таджикской ССР», которое как по форме, так и по
единству представляет собой довольно своеобразное явление в истории законодательной деятельности Таджикистана».1
Подготовка нового предметного систематизированного Собрания действующего законодательства СССР была завершена в 60 - 80 - е годы. На основании Собрания действующего законодательства СССР была начата и практически завершена работа по дальнейшей систематизации и обновлению советского законодательства - созданию Свода законов СССР. Свод законов СССР был издан в 1980 - 1985 гг. Общий объём Свода составил 11 томов.
Опыт общесоюзной «систематизации законодательства» позволил республикам при упорядочении собственного законодательства воспользоваться теми формами, способами и приёмами, которые оказались пригодными и наиболее оптимальными в практике союзной систематизации законодательства. Так, примером для союзных республик стали общесоюзные схемы Собрания и Свода, основные принципы формирования их материалов, правила подготовки материалов по обновлению Свода и т.п. Республики выступали за единые подходы к организации работы по систематизации законодательства, единую методику учёта включаемых в систематические Собрания законодательных материалов, постоянный межреспубликанский обмен информацией о состоянии и текущих задачах систематизации, за координацию этой работы общесоюзным центром. На базе общесоюзных документов республики разработали единые правила определения предмета систематизации законодательств.
С самого начала работы над предметно - системным упорядочением в Своде всего советского законодательства были провозглашены установки и должное единство Сводов законов союзных республик со Сводом законов СССР. В постановлении «О подготовке и издании Свода законов СССР» определялось и то, что Свод законов СССР и республиканские Своды законов в совокупности составят Свод законов Советского государства.
История создания Свода законов Таджикской ССР начинается после завершения второго этапа всеобщей советской кодификации в 50 - 60 гг. прошлого столетия, когда в Таджикской ССР было сформировано собственное незаимствованное действующее законодательство.
Вопросы Свода законов Таджикской ССР получили закрепление в Постановлении Центрального Комитета Компартии Таджикистана, Президиума Верховного Совета Таджикской ССР и Совета Министров Таджикской ССР от 12 июля 1979 г. № 207. В нём указывалось, что подготовка Свода законов Таджикской ССР должна способствовать дальнейшему совершенствованию советского законодательства, усилению охраны интересов общества, прав и свобод советских граждан, укреплению правовой основы государственной и общественной жизни. В Таджикской ССР предмет систематизации был определён аналогично общесоюзному.
1 Тохиров Н.Ф. Развитие законодательной деятельности в Таджикистане (1917 - 2007). -Душанбе: Эчод, 2009. - С. 94.
2 См .: Тохиров Н.Ф. Указ. раб. - С. 124.
Систематизации подлежали имеющие нормативное значение законодательные акты, т. е. правовые акты нормативного содержания. В основном это были законодательные акты и постановления Верховного Совета Таджикской ССР и Совета Министров Таджикской ССР. Как и в Своде законов СССР, в Своде законов Таджикской ССР содержались нормы -цели. Таковыми были некоторые положения Постановления Центрального Комитета Компартии Таджикистана. Ссылаясь на мнение С.В. Полениной, А. Р. Нематов пишет, что наличие подобных норм - целей в основополагающих законах долгие годы рассматривалось не только в теории, но и высшим политическим руководством СССР в качестве специфики и достоинства социалистического законодательства.1
При подготовке Свода законов Таджикской ССР выявилась значительная роль Министерства юстиции СССР как координатора всей деятельности по составлению союзного и республиканских Сводов. Постоянные контакты между союзными республиками на уровне их Министерств юстиции, комиссий по изданию Сводов законов, а также рабочих групп по подготовке проектов, включаемых в своды актов, обеспечивали республиканские органы юстиции под руководством союзного Министерства юстиции.
В приложении к вышеупомянутому постановлению публиковалась схема Свода законов Таджикской ССР, которая включала пять разделов:
1) законодательство об общественном и государственном строе;
2) о социальном развитии и культуре, а также социально - экономические права граждан;
3) о рациональном использовании и охране природных ресурсов;
4) о народном хозяйстве;
5) о правосудии и охране правопорядка.2
Каждый раздел был разбит на главы, посвященные отдельным институтам или конкретным отраслям права. Например, в 5 - й раздел включались следующие главы:
1) общие вопросы;
2) судоустройство;
3) прокуратура;
4) органы юстиции, адвокатура, нотариат, правовая работа в народном хозяйстве;
5) гражданское судопроизводство, арбитраж;
6) органы внутренних дел;
7) общие вопросы административной ответственности;
8) уголовное законодательство;
9)уголовное судопроизводство;
10) исправительно - трудовое законодательство.3
1 См.: Нематов А.Р. Указ. раб. - С. 20.
2 См.: Свод законов Таджикской ССР. - Душанбе, 1984. - Т. 1. - С. 8.
3 См.: Тохиров Н.Ф. Указ. раб. - С. 125.
Как видно из содержания схемы, она позволяла создать солидный правовой
фундамент, в котором отражались бы важнейшие проблемы
республиканского законодательства.
Во всех томах Свода законов Таджикской ССР имелись оглавления, хронологические перечни актов и алфавитно - предметные указатели.
Справочные материалы ко всему Своду включали хронологический перечень вошедших в Свод актов, потомное содержание Свода и его схему.
Внешнее оформление Свода законов Таджикской ССР было таким же, как союзного Свода. Поэтому обновление Свода осуществлялось простой заменой страниц с устаревшим текстом акта на новые. Признанной удобной, наиболее пригодной для постоянного обновления и не требующей при этом значительных материальных затрат, такой форме было отдано предпочтение перед многими другими, несмотря на риск лёгкой утраты отдельных страниц при дефекте крепёжного устройства. Известно, что ни один из экземпляров Свода законов Таджикской ССР не был одновременно издан в
сброшюрованном виде.
Свод законов Таджикской ССР, равно как и Свод законов СССР и Своды законов других союзных республик были однотипными. Это однотипность выражалась в единстве правовой системы СССР и всего советского законодательства, в однотипности схемы Свода законов СССР и Свода законов союзных республик, а также в единстве принципов, которыми руководствовались при создании Сводов и единой методики их построения, составления и оформления.
Как показал анализ, материалы Свода законов Таджикской ССР формировались как из опубликованных, так и из не опубликованных в официальных источниках актах. В Свод не включались акты временного характера, акты, касавшиеся отдельных предприятий, организаций, учреждений и другие акты, не имевшие общего значения.
После провозглашения независимости в Республике Таджикистан активно развивалось законотворчество нового суверенного государства, естественно стремившегося к созданию и упрочению правовых основ общественного и государственного строя.
На этой основе в Республике Таджикистан, после формирования относительно нового законодательства, начались систематизация действующего законодательства и создание нового Свода законов Республики Таджикистан. Целью издания нового Свода действующих законов являлось выявление и признание утратившими силу, устаревших, фактически не действующих и противоречащих позднейшему законодательству нормативных правовых актов. Указом Президента Республики Таджикистан «О Своде законов Республики Таджикистан» от 24 февраля 2000 г.1 в нашей республике началсаь подготовка к изданию нового Свода законов Республики Таджикистан.
1 См.: Свод законов Республики Таджикистан. - Душанбе: Конуният, 2002. - Т. 1.-763с.
Если взглянуть на историю подготовки и издания Сводов или Собрания законов, то мы увидим, что такого рода своды или собрания готовились специально учреждёнными для этих целей органами. К примеру, для подготовки Свода законов СССР в 1927 г. Президиумом ЦИК СССР была создана специальная «Кодификационная комиссия», разделённая на три редакционные коллегии по принципу деления Свода на три части. Для общего руководства и организации работы по подготовке Свода законов СССР, а также Свода законов Таджикской ССР, изданных в 80 - х годах прошлого столетия, также были сформированы специальные Комиссии. Такая практика существует и в зарубежных странах. Например, в США, Канаде, Индии и др. странах.1
Если для подготовки свода или собрания создаётся специальный орган, он в своей работе обычно опирается на аппарат какого - либо одного юридического ведомства или их совокупности (например, юридические отделы при законодательных органах, главе государства, правительстве). Кроме того, оптимальным является создание свода или собрания законов совместными усилиями целого комплекса органов и организаций, каждый из которых имеет свои, чётко дополняющие друг друга задачи и функции. Ссылаясь на мнение А.Д. Керимова, Е.В. Колесникова и Н.Н. Литягина, А.С. Пиголкин пишет, что возглавлять такую деятельность должен авторитетный специальный орган, который осуществлял бы общее руководство и ответственно решал бы все наиболее принципиальные вопросы, возникающие в процессе подготовки и издания Сводов или Собрания законодательства. На основании вышеупомянутого Указа Президента Республики Таджикистан, в работе по подготовке и издании Свода законов Республики Таджикистан должны принять активное участие аппараты палат Маджлиси Оли Республики Таджикистан, Администрация Президента Республики Таджикистан и Правительства Республики Таджикистан.
Существенная роль в непосредственном проведении этой работы отводится Министерству юстиции Республики Таджикистан. Министерство юстиции Республики Таджикистан призвано быть непосредственным практическим органом, осуществляющим во взаимодействии с иными министерствами и ведомствами всю основную предварительную работу по подготовке нормативного материала для включения в Своды законов Республики Таджикистан, а также отбор и распределение нормативно -правовых актов по их разделам, оформление этих разделов. Они должны готовить проекты планов формирования таких изданий с чётким указанием этапов и сроков проведения работы, организовывать совещания совместно с заинтересованными ведомствами по структуре разделов и других подразделений Свода закона Республики Таджикистан. Во исполнение Указа Президента Республики Таджикистан «О Своде законов Республики
1 См.: Пиголкин А.С. Указ. раб. - С. 68.
2 См.: Пиголкин А.С. Указ. руб. - С. 69.
Таджикистан» от 24 февраля 2000 г.1 в нашей республике была организована Комиссия по подготовке Свода законов Республики Таджикистан в составе: Хамидова Х.Х. (председатель комиссии), Давлатова Д., Бобохонова Б.К., Алиева З.М., Фатхиллоева С.Ф., Давлатова У.А., Салехова М.С., Наджмиддинова С.Н., Каримова Х.Х., Махмудова М. А.
Несомненно, членами данного органа (комиссии) были только компетентные и высокопрофессиональные в юридической сфере работники, непосредственно занимающиеся законопроектной работой, руководители основных юридических ведомств, а также видные учёные - юристы.
Для подготовки Свода законов Республики Таджикистан была организована рабочая группа Министерства юстиции Республики Таджикистан в составе: Абдуллоева Ф. А. (первого заместителя министра юстиции Республики Таджикистан), Холикова Дж.Х. (начальника отдела), Кодирова Н.Т., Холикова Дж.Х., Эрнаева А. А., Абдухамитова В. А.
Нужно особо отметить, что существенную роль в подготовке и издании сводов или собрания законодательства призвана играть таджикская юридическая наука. Без глубокого научно - теоретического обоснования не могут быть определены основные параметры будущих сводов или собраний законов, созданы их схемы, выработаны основные методические материалы их подготовки (отбор актов, их обработка и расположение в разделах и др.), произведены работы по ревизии всего массива действующего законодательства Республики Таджикистан.
Значительная роль в непосредственной работе над текстами Сводов или Собраний законодательства Республики Таджикистан должна быть отведена юридическим научным учреждениям, т.е. Национальному Центру законодательства при Президенте Республики Таджикистан, Институту государства и права АН Республики Таджикистан, Министерству юстиции Республики Таджикистан, Верховному суду Республики Таджикистан, Генеральной прокуратуре Республики Таджикистан, МВД Республики Таджикистан и др.
Кроме того, в дело подготовки и издания Свода законов Республики Таджикистан большой вклад внесли видные учёные - юристы юридического факультета Таджикского государственного национального университета, директор Института государства и права АН Республики Таджикистан, академик, д.ю.н., профессор Ф.Т. Тохиров, член - корреспондент АН Республики Таджикистан, д.ю.н., профессор О.У. Усманов, д.ю.н., профессора Ш.М. Исмаилов, Ш.М. Менглиев, Ш.Т. Тагойназаров, Р.Ш. Сативалдыев, М.З. Рахимов, а также к.ю.н., доценты А.И. Имомов, Х.С. Салимов, Н.А. Абдуллаев и многие другие.
Со дня принятия вышеупомянутого Указа Президента Республики Таджикистан уже издано три тома Свода законов Республики Таджикистан. Первый том Свода законов посвящён конституционному законодательству, в
1 См.: Свод законов Республики Таджикистан. - Душанбе: Конуният, 2002. - Т. 1. - 763 с.
- 22 -
состав которого включены также общие положения законодательства об исполнительной власти. Первый том нового Свода начинается с Конституции Республики Таджикистан, которая устанавливает основополагающие начала для всех отраслей законодательства. В первом томе также помещены Декларация независимости Республики Таджикистан, а также изменения и дополнения к Декларации независимости Республики Таджикистан от 9 сентября 1991 г. Второй и третий тома соответственно посвящены гражданскому и трудовому законодательству.
Вторым видом инкорпорации законодательства является официозная (полуофициальная) инкорпорация. Это издание собраний и сборников законодательства по поручению законодательного органа специально уполномоченными на то органами (например, Министерства юстиции), причём правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание и сборник, и потому тексты помещённых в нём актов не приобретают официального характера. Примером официозной (полуофициальной) инкорпорации, является Систематическое собрание действующего законодательства РСФСР, изданное в 60 - х годах прошлого столетия.1
Последним видом инкорпорации законодательства является неофициальная инкорпорация. Неофициальные Систематические собрания формируются отдельными ведомствами, научными и учебными заведениями, фирмами, частными лицами без специального поручения и контроля правотворческого органа, т.е. они осуществляют эту деятельность по собственной инициативе (например, издание Сборников по трудовому, пенсионному, жилищному законодательству или Справочники для
бухгалтеров, предпринимателей, врачей, учителей, военнослужащих и т.д.). Поэтому неофициальные инкорпорационные сборники нельзя расценивать в качестве источника законодательства, формы опубликования нормативно -правовых актов. С данной позиции на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права.
Кроме того, «по характеру расположения материала» все собрания и сборники действующего законодательства можно разделить на
«хронологические» (исторические) и «систематическое» (тематическое,
предметное). В «хронологических» собраниях и сборниках нормативные правовые акты располагаются последовательно, т.е. по датам их издания.
Примером хронологического порядка публикации законов и
подзаконных актов являются официальные издания в нашей республике. Данная проблема регулируется главой VI Закона Республики Таджикистан «О нормативных правовых актах» от 26 марта 2009 г.2 Это официальные издания Республики Таджикистан, к ним относятся: Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, Единый государственный реестр нормативных
1 Пиголкин А.С. Указ. раб. - С. 39.
2 См .: АМО Республики Таджикистан. - 2009. - № 3. - Ст. - 99.
правовых актов Республики Таджикистан, газеты «Садои мардум», «Джумхурият». В таких изданиях текст каждого нормативно - правового акта обычно помещается с указанием определенного порядкового номера, заголовка, даты принятия, подписей должностных лиц, официально уполномоченных подписывать такой акт.
Вторым видом инкопорации законодательства «по характеру расположения материала», является «систематическая (тематическая, предметная) инкорпорация».
В систематических (тематических, предметных) собраниях и сборниках нормативно - правовые акты располагаются по тематическим разделам в зависимости от их содержания, причём в каждом разделе акты размещаются не в «хронологическом» порядке, а по «предметному» принципу, т.е. по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности (например, труд, народное образование, оборона страны, гражданские правоотношения, уголовная ответственность и т. д.). «Систематическая (тематическая, предметная) инкорпорация» - более
сложный вид систематизации, в результате которой создаются тома сводов или собраний действующих нормативных правовых актов высших органов государственной власти и управления, расположенных по «предметному» принципу со строго тематической направленностью. Основные свойства данного издания нами было выше подробно изложены.
Примером «систематической инкорпорации» законодательства является Свод действующих законов Республики Таджикистан. «Предметная инкорпорация» является результатом более глубокого изучения и анализа объединяемого по отраслевому признаку материала. На этой стадии наиболее полно используются возможности инкорпорационной формы относительно освобождения законодательства от устаревших актов и иной внешней обработки.
Кроме вышеперечисленных видов инкорпорации, А.С. Пиголкин пишет о классификации инкорпорации законодательства «в зависимости от объема охватываемого нормативно - правового материала». По его мнению, следует различать «генеральную (полную) инкорпорацию», когда в Собрание включается всё законодательство страны, и «частную инкорпорацию», когда составляются собрания и сборники нормативных актов по определённым вопросам в сфере государственной деятельности, определенной области законодательства или правовому институту и другим признакам.1
Кроме вышеперечисленных видов инкорпорации законодательства, в литературе можно различать инкорпорацию «по методу обработки нормативных актов». Существует «простой» вид инкорпорации законодательства «по методу обработки нормативных актов», когда из актов в процессе их помещения в Сборники исключаются ненормативные, а также формально отменённые положения, временные нормы, срок действия
1 Пиголкин А.С. Указ. раб. - С. 40 - 41.
которых истёк, а также подписи уполномоченных должностных лиц. Другим методом инкорпорации «по методу обработки нормативных актов» является «сложная» инкорпорация законодательства. При проведении этого вида инкорпорации законодательства, наряду с указанными действиями, из Сборников исключаются также формально не отмененные, но фактически утратившие силу акты.
Таким образом, подводя итоги анализа данной проблемы и повышения эффективности «правотворческой деятельности» и «систематизации законодательства», я предлагаю следующее:
1. Планирование всех форм систематизации законодательства в стране, с учётом установившихся новых общественных отношений, должно стать приоритетным в правотворческой деятельности органов государственной власти и управления.
2. Нужно усилить связь «правотворческих структур» всех уровней с юридической наукой в деле повышения эффективности результатов «правотворческой деятельности» и «систематизации законодательства» в республике.
3. Для обеспечения эффективности всех этапов создания Сводов законодательства Республики Таджикистан нужна подготовка необходимых методических материалов и пособий по вопросам организации ревизии действующих нормативных массивов законодательства, методики отбора нормативно - правовых актов для помещения в Свод законов Республики Таджикистан, их обработка и расположение в разделах, организации издания и переиздания томов Свода законов Республики Таджикистан, а также поддержания их в действующем состоянии.
4. Мне представляется целесообразным поместить нормативные указы Президента Республики Таджикистан и постановления Правительства Республики Таджикистан в другом систематизированном и тоже официальном Собрании, издаваемом параллельно со Сводом законов Республики Таджикистан.
Ключевые слова: понятия правотворческой деятельности, процесс правового созидания, интеллектуальная деятельность, правовые нормы, систематизация законодательства, инкорпорация законодательства, нормативные акты.
ШОКИРОВ Г. А.
МАСЪАЛАЯОИМУТАНОСИБИЯТИ ФАЪОЛИЯТИЯУКУКЭЛОДКУШ ВА МУРАТТАБСОЗИИКОНУНГУЗОР1: ТАЯЛИЛИНАЗАРИЯВ1ВА
ТАЪРИХ1
Макола ба масъалапои мафпумпои асосии пукукэлодкунг памчун самти мупими фаъолияти давлат дар ташкили меъёрпои пукукг, таносуби фаъолияти пукукэлодкунг ва мураттабсозии конунгузории Жумпурии Толикистон бахшида шудааст.
SHOKIROV G.A.
THE QUESTIONS OF CORRELA TION OF LA W CREATION ACTIVITY AND SYSTEMATIZATION OF LEGISLATION: THE THEORETICAL AND
HISTORICAL ANALYSES
The given scientific article is devoted to the main question correlation of law activity and systematization of legislation in the Republic of Tajikistan.
РАЫИМОВА ФИРУЗА -
ymonxeu ДД{БСТ
БАЪЗЕ МУЛОШИЗОТ ОИДИ МАЯОМИ СОШАИ ШУКУКИ
ДАВЛАТДОРВ ДАР «КИТОБ-АЛ-ХИРОЛ» - И АБЕЮСУФ
Дар замони муосири лааонишавии тамаддунао барои давлати соаибистиклоли толикон шинохт ва гадрдонии арзишаои миллЬ ва диниву маз[абии халги тохик, ки дар давоми садсола[о рушду инкишоф ёфта, дар маъхази ганхинаи мадании тамаддуни инсонЬ карор доранд, аз му[имтарин со[а[ои фаъолият ба шумор мераванд.
Вобаста ба ин, ма[з бо ташаббуси хирадмандонаи Президенти кишвар ЭмомалЬ Ра[мон дар заминаи зарурияти рушди маърифати динї-аугугии ааолии кишварамон бахшида ба Соли бузургдошти Имоми Аъзам Абе[анифа (80/699-150/767) сана[ои 5-6 октябри соли 2009 симпозиуми байналмилалии илмии «Мероси Абуаанифа ва ааамияти он дар муколамаи тамаддунао» бо иштироки олимону сиёсатмадорони олами ислом ва дигар кишвар [ои ла[он бо шуке[у шааомати хоса барпо карда шуд. Тавре ки Президенти хумаурЬ дар рафти кори симпозиуми номбурда таъкид дошта буданд, магсад аз архгузорЬ ба шахсияти Имоми Аъзам ин шинохт ва ниго[дории покиву асолати арзиш[ои динЬ, хонибдории гуфтугеи тамаддун[о бо магсади мутта[ид сохтани халг[о, аамкорЬ ва [амдигарфа[мЬ, вусъати равобити байни[амдигарии давлат[о ва пешгирии [амагуна зу[уроти ифротгароии динЬ, ки асоси таълимоти мактаби [угугии Абу[анифа мебошад, амри зарурЬ ва пурманфиат ма[суб мешавад.
Вогеан [ам, дар сат[и расмии умумидавлатЬ арзёбЬ намудани бузургдошти шахсияти фарзона ва донишманди тавонои ха[они ислом ва таърихи [угуги тохикон Имоми Аъзам Абе[анифа боиси он гардид, ки мероси динЬ ва маз[абии ин абармард, аз як тараф, василаи ошношавии мардуми толик аз афкору талрибаи динї-[угугии ниёгони худ гардида бошад, аз хониби дигар, бузургдошти шахсияти касбии Абуаанифа ва мактаби динї-[угугии е барои оиоз намудану гузаронидани тадгигот[ои серма[сули илмЬ заминаи мусоид фароаам овард.
Бояд гуфт, ки дар шинохти шахсияти касбии Имоми Аъзам Абуаанифа ва моаияти мактаби [угугии барпокардаи е дарки гадру