Научная статья на тему 'Проблемы формирования единого информационно-правового пространства Республики Таджикистан: теория и практика'

Проблемы формирования единого информационно-правового пространства Республики Таджикистан: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
305
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Систематизация законодательства / классификатор / свод законов / собрание законов / инкорпорация / кодификация / консолидация / единое информационно правовое пространство / Systematization of legislation / Classification / Classifier / compile of laws / collection of laws / Incorporation / Codification / Consolidation / universal law information space

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шокиров Гайбулло Абдуллоевич –.

В данной статье объектом исследования являются вопросы создания систем классификации нормативных правовых актов. Нынешний этап развития правовой системы Республики Таджикистан характеризуется возрастанием роли техники и технологий при построении различных систем классификации нормативных правовых актов как важного элемента принятия правовых решений любого уровня. Обеспечение правовой информацией государственных и общественных структур, а также граждан, в конечном итоге приведёт к формированию единого информационно-правового пространства Республики Таджикистан. В последние годы в нашей стране ведётся обширная работа по совершенствованию и упорядочению законодательства. Исследуя данную проблему, автор делает некоторые теоретические выводы и даёт практические рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The given article deals with the formation and classification of normative law system acts. The current phase of law development acts in the republic of Tajikistan is characterized by the increasing role of technology and technique while constructing different normative law act system classification as an important element of law adopting decision of all levels. Provision of law information of government and public structures, and also the citizens, and finally – brings into the formation of universal information law space of Tajik Republic. Lately, a great attention is given to the improvement and ordering legislation in Tajik Republic. Researching the given problem, the author makes some theoretical conclusions and gives some practical recommendations.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования единого информационно-правового пространства Республики Таджикистан: теория и практика»

проанализировали, констатировали и затрагивали вопросы политических и правовых идей Саади Шерози. Однако до сих пор вопросы теории, истории государства и права, отраженные в произведениях Саади и представленные сквозь призму познания и видения поэта, не подвергались специальному юридическому исследованию.

Ключевые слова: история юриспруденции, XIII век, политико-правовая система Саади, социальная сущность, государствоведение, правоведение.

Key words: history of jurisprudence, XIII century, Saadi’s law-policy system, social essence, state science, law science.

Каримов М. У.

Об актуальности и степени изученности политико-правовых взглядов Саади Шерози

Статья посвящена анализу политико-правовых взглядов величайшего мыслителя человечества Саади Шерози (1189-1292гг.). Судьбоносные перевороты социально-политической и духовной жизни оказали сильное влияние на политико-правовую систему и воззрения Саади по государствоведению и правоведению. Уникальные концепции, оригинальные положения, прозорливые и ясные взгляды Саади об образцовом государственном устройстве и привлекательном правопорядке обогащают социально-практический компонент современной юриспруденции и нацеливают на перспективную созидательную деятельность во имя благого будущего.

Karimov M. U.

About Actuality of Saadi Sherozi’s Law-policy Views

The article is dedicated to analysis of great human thinker’s law - policy views (1189-1292). Radical changes in social-political and spiritual life made a great influence on political - legal system and Saadi’s views on state and law studies. Unique conception, original position, cognitive and clear Saadi’s views about examplarary state structure is stressed.

These listed components enrich social - practical component of modern jurisprudence and direct it into perspective creative activity for favor of prosperious future.

Шокиров Гайбулло Абдуллоевич —

соискатель Института философии, политологии и права АН РТ, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права ТГУПБП

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН:

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Законодательная деятельность любого государства, в том числе и Республики Таджикистан, представляет собой одну из важнейших форм осуществления функции государства, направленной на создание правовых

норм, а также их совершенствование путем изменения, отмены или дополнения.

В каждом государстве законодательная деятельность имеет свои особенности, но везде она направлена на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы норм, регулирующей разнообразные общественные отношения.

Исследуя соотношение законодательной деятельности и правотворческой деятельности, Н.Ф.Тахиров пишет, что в юридической литературе широкое распространение получило отождествление законодательной и правотворческой деятельности, и это не без основания, так как эти понятия по объему и по содержанию в основном совпадают.1

Авторы коллективного труда отмечают, что правотворческая деятельность направлена на подготовку, изменение, отмену и издание нормативных правовых актов. Что касается законотворческой деятельности, то, по их мнению, она охватывает только деятельность уполномоченных субъектов по подготовке, принятию, изменению, отмене и изданию законов. Отсюда вытекает вывод, что понятие «правотворческая деятельность» шире, чем понятие «законотворческая деятельность».2

Таким образом, при законодательной (правотворческой) деятельности, осуществляется процесс возведения государственной воли в закон, ее оформление в различных нормативно-правовых актах, наконец, как процесс придания содержащимся в них правилам (нормам) формы государственного веления общеобязательного характера.

Через законодательную (правотворческую) деятельность, которая отражает основные социально-экономические, культурные и иные потребности общества, в нормативно-правовую систему включаются юридические предписания - нормы, программы, модели поведения, деятельности людей и органов (организаций) таджикского общества.3

Согласно нормам статьи 3 закона Республики Таджикистан «О нормативных правовых актах» от 26 марта 2009 г., правотворческая деятельность осуществляется на основе соответствия принципам Конституции Республики Таджикистан: законности, приоритета норм

международных правовых актов, преимущественного обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной справедливости, гласности, научности, профессионализма и учета общественного мнения.

Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативно-правовых актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений объективно

1 Тохиров Н.Ф. Развитие законодательной деятельности в Таджикистане (1917-2007гг.). -Душанбе: Эчод, 2009. - с.13.

2 Давлатов Д.М., Муродов Д.Х., Менглиев Р.Ш., Фозилов Н.Н. Методическое пособие по разработке нормативных правовых актов. - Душанбе: ООО «Компания Оптима», 2005. - с.12.

3 Раджабов Р.М. Проблемы формирования правовой системы Республики Таджикистан: теоретико-методологический анализ. - Душанбе, 2001. - с.126.

обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативноправовых актов, их укрупнение, приведение в определенную, научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства. Традиционно такая деятельность по приведению нормативно-правовых актов в единую, упорядоченную систему, обычно называется систематизацией законодательства.

Юристы-ученые понятие и формы систематизации законодательства в разные периоды излагали по - разному.

Останавливаясь на формах систематизации законодательства, они считают, что юридической науке известны два вида систематизации законодательства: инкорпорация и кодификация.1

Глубоко исследуя проблемы понятия и форм систематизации законодательства, А.С. Пиголкин в данное понятие включает четыре самостоятельных формы правовой деятельности:

1) сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативноправовых актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам (учет нормативных актов);

2) подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативно-правовых актов;

3) подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу (консолидация законодательства);

4) подготовка и принятие новых актов (типа кодексов), в которые помещаются как оправдавшие себя нормы прежних нормативно-правовых актов, так и новые нормативные предписания (кодификация законодательства).2

В данной статье объектом исследования являются вопросы создания системы классификации нормативно-правовых актов.

Нынешний этап развития таджикской правовой системы характеризуется возрастанием роли техники и технологий построения различных систем классификации нормативно-правовых актов как важного элемента принятия правовых решений любого уровня, а также обеспечения правовой информацией государственных, общественных структур, граждан, и, в конечном итоге, - формирования единого информационно-правового пространства страны.

1 Такого мнения придерживаются С.С.Алексеев, А.Б.Венгеров, Д.А.Керимов,

В.М. Карельский, С.А.Комаров, А.В.Малько, А.А.Мицкевич, А.Нашиц, А.Р.Нематов, И.Н.Сенякин, Р.Ш.Сативалдыев, М.С.Студеникина, С.В.Поленина, В. Д.Перевалов,

Ю.А.Тихомиров и др.

2 Пиголкин А.С. Понятие и формы систематизации законодательства // Систематизация законодательства в Российской Федерации / Под ред. А.С.Пиголкина. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. - с. 31 -32.

Ссылаясь на мнение А.Л.Маковского, Д.Б.Новикова, А.В.Силкина и А.Н.Симбирцева, Т.Н.Рахманина пишет, что для создания единого информационно-правового пространства необходима классификация, отражающая массив правовых актов во всем их многообразии и динамике. Развитие глобальных компьютерных сетей, предполагающее системный подход, позволяет охватить огромный объём правовой информации.1

В последние годы в Республике Таджикистан ведется обширная деятельность по совершенствованию и упорядочению законодательства. Между тем ранее, в целях своевременного издания закона и совершенствования законодательства Республики Таджикистан, Президентом Республики Таджикистан был подписан указ «О Своде законов Республики Таджикистан» от 24 февраля 2000 г. Была начата работа по подготовке и изданию «Свода законов Республики Таджикистан». Начиная с 2000 г., уже издано 4 тома «Свода законов Республики Таджикистан». В связи с этим, как представляется, необходимо предварительное решение ряда проблем теории и практики классификаций.

Существенную роль в работе по учету и систематизации нормативноправовых актов играет тщательно разработанный, детализированный классификатор, помогающий осуществлять полный и достоверный поиск правовой информации.

Классификатор является одной из методологических основ систематизации и кодификации законодательства, без которого невозможна эффективная законодательная деятельность. Он не только позволяет получать достаточно полную информацию о нормативно-правовых актах, но и способствует наведению должного порядка в их систематизации. Классификатор является необходимым инструментом и для подготовки непосредственно Свода (Собраний) законов Республики Таджикистан.

Об организационно-правовом понятии «Единый общеправовой классификатор Республики Таджикистан» говорится в нормах статьи 13 закона Республики Таджикистан «О нормативных правовых актах» от 26 марта 2009г.2.На основании этой нормы, под «Единым общеправовым классификатором Республики Таджикистан» понимается перечень отраслей законодательства Республики Таджикистан, используемых для систематизации нормативных правовых актов Республики Таджикистан, ведения Центрального банка правовой информации Республики Таджикистан. «Единый общеправовой классификатор Республики

Таджикистан» утверждается Правительством Республики Таджикистан по предложению Министерства юстиции Республики Таджикистан.

1 Рахманина Т.Н. Классификатор правовых актов как основа систематизации российского законодательства // Систематизация законодательства в Российской Федерации / Под ред. А.С.Пиголкина. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. - с.158.

2 АМО Республики Таджикистан, 2009. - № 3. - Ст. 99.

На основании указа Президиума Верховного Совета Республики Таджикистан «Об учреждении государственного реестра юридических актов Республики Таджикистан» от 5 августа 1994 года №310, постановления Правительства Республики Таджикистан «О государственном реестре юридических актов Республики Таджикистан» от 20 января 1997 года №52 об утверждении «Положения о порядке государственного учета и регистрации нормативно-правовых актов Республики Таджикистан» от 5 октября 2001 года № 456 и «О Едином общеправовом классификаторе Республики Таджикистан и Централизованном банке правовой информации Республики Таджикистан» от 1 августа 2006 года № 359, в Республике Таджикистан, начиная с 2008 года, началась публикация нового информационно-правового журнала «Единый государственный реестр нормативных правовых актов Республики Таджикистан», приоритетным направлением которого является оперативное доведение до широких слоев общества принимаемых в Республике Таджикистан нормативных правовых актов, что позволит обеспечить им доступ к достоверной правовой информации. Периодичность журнала составляет 2 номера в месяц.

Основную роль в подготовке и издании «Единого общеправового классификатора Республики Таджикистан» сыграло постановление Правительства Республики Таджикистан от 1 августа 2006 года № 359. В соответствии со статьей 79 закона Республики Таджикистан «О нормативных правовых актах» от 8 декабря 2003 года № 54,1 в целях формирования «Централизованного банка правовой информации и автоматизированного обмена» между государственными органами, Правительство Республики Таджикистан постановило утвердить «Единый общеправовой классификатор Республики Таджикистан».

На основании части 2 статьи 13 закона Республики Таджикистан «О нормативных правовых актах» от 26 марта 2009г. и данного постановления перед Министерством юстиции Республики Таджикистан ставились следующие задачи:

а) обеспечить ведение «Единого общеправового классификатора Республики Таджикистан;

б) составить картотеку учета и систематизации нормативных правовых

актов Республики Таджикистан на основании «Единого общеправового классификатора Республики Таджикистан» и включить в нее также общеобязательные нормативные правовые акты министерств,

государственных комитетов, иных государственных органов и местных органов государственной власти, органов самоуправления поселков и сел, обеспечив в дальнейшем их регистрацию и опубликование в установленном порядке;

1 АМО Республики Таджикистан, 2003. - № 12. - Ст. 682.

в) разработать и утвердить порядок и сроки перевода нормативных правовых актов Республики Таджикистан в «Единый общеправовой классификатор Республики Таджикистан»;

г) обеспечить создание и ведение «Централизованного банка правовой информации на бумажных и машинных носителях» (Министерством юстиции Республики Таджикистан совместно с US AID разработан «Центральный банк правовой информации Республики Таджикистан» - «Адлия»;

д) разработать и утвердить Инструкцию о получении правовой информации на бумажных и машинных носителях от государственных органов.

Этим же постановлением всем министерствам, государственным комитетам, иным государственным органам и местным органам государственной власти было поручено в дальнейшем в своей деятельности обеспечить использование «Единого общеправового классификатора Республики Таджикистан».

Исследуя проблемы систематизации законодательства и говоря о классификаторе нормативно-правовых актов, Т.Н.Рахманина подчеркивает следующие его основные признаки:

а) на классификаторе основывается учет законодательства, без которого вообще невозможны упорядочение и систематизация законодательного материала;

б) без классификатора (что совершенно очевидно) не будут столь эффективны результаты работы по кодификации законодательства;

в) классификатор является основой для разработки схем систематических Сводов (Собраний) законодательства, поскольку, по существу, и представляет собой научно обоснованную классификацию нормативных правовых актов.1

Изучая проблемы систематизации законодательства и использования в правотворчестве электронно-вычислительной техники, А.Б.Венгеров пишет, что ее использование для подготовки законопроектов (учет правовой информации), для хранения и выдачи самостоятельно изучается в рамках так называемой «науки правовой информатики». Здесь, действительно, появилось множество интересных правовых проблем, и отпочкование правовой информатики от теории права, кажется, становится полезным и объективным процессом.2

На определенном этапе назрела потребность в новом подходе к самой концепции классификатора, к поиску новых критериев построения его структуры.

Новые подходы предполагали потребность в разработке современной классификации нормативно-правовых актов. Возникла необходимость

1 См.: Рахманина Т.Н. Указ. раб., с.158-159.

2 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для вузов.6-е изд., стер. - М.:Омега-Л, 2009. - с.495.

сформулировать новые принципы, на которых должна строиться работа по классификации, показать роль и функции системы классификации в процессе законотворчества и правоприменительной деятельности применительно к сложившимся реалиям и с учетом функционирования новых правовых институтов, обеспечивая адаптацию их к особенностям современной таджикской государственной и правовой системы. Данное положение касалось, в первую очередь, современного понимания системы государственных органов, институтов власти. Все более очевидной, кроме того, становилась необходимость сочетания, взаимодействия законов рыночной экономики с рычагами государственного регулирования. Глубокие изменения коснулись и таких областей правового регулирования, как права человека, социальная сфера, вопросы предпринимательства, собственности и приватизации и т.д.

Таким образом, к решению проблем по данному вопросу были активно подключены специалисты в области классификации, юристы, а также специалисты в других областях знания.

В ходе исследований необходимо было выработать требования к современному классификатору, очертить массив правовых актов, который подлежит классификации и кодификации, определить интересы будущих пользователей.

Результатом этой работы стал «Единый общеправовой классификатор Республики Таджикистан и Централизованный банк правовой информации Республики Таджикистан». Сегодня он является, по существу, одним из официальных источников законодательства в Республике Таджикистан.

«Единый общеправовой классификатор Республики Таджикистан и Централизованный банк правовой информации Республики Таджикистан» состоит из разделов, содержащих полные тексты нормативных правовых актов Республики Таджикистан.

В настоящее время Министерство юстиции Республики Таджикистан постепенно переводит в названный «Классификатор» систематическую (предметную, тематическую) текстовую картотеку нормативных правовых актов, которая построена по отраслям законодательства и является одной из самых полных баз данных действующего законодательства.

Как нами выше было упомянуто, начиная с 2008 года, Министерство юстиции Республики Таджикистан начало издавать новый информационноправовой журнал под названием «Единый государственный реестр нормативных правовых актов Республики Таджикистан». Он состоит из разделов, содержащих полные тексты нормативных правовых актов Республики Таджикистан. Разделы охватывают следующие информационноправовые материалы:

- раздел I - законы Республики Таджикистан, принятые путем референдума, конституционные законы Республики Таджикистан, законы Республики Таджикистан, кодексы Республики Таджикистан, постановления Маджлиси Оли Республики Таджикистан, совместные постановления

Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, постановления Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан, постановления Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан;

- раздел II - указы и распоряжения Президента Республики Таджикистан, международные соглашения и договора;

- раздел Ш-постановления и распоряжения Правительства Республики Таджикистан;

- раздел IV - нормативно-правовые акты министерств, государственных комитетов и иных органов государственного управления Республики Таджикистан, акты органов исполнительной власти на местах общеобязательного характера, зарегистрированные в Министерстве юстиции Республики Таджикистан;

- раздел V - справочно-информационный раздел, который содержит перечни действующих нормативных правовых актов Республики Таджикистан.

Следует учесть, что эти нормативные правовые акты находятся в контрольном состоянии на момент издания журнала. Предполагается, что содержание журнала в дальнейшем будет совершенствоваться путем включения новых разделов, охватывающих иные отрасли права.

Объемные по своему содержанию документы, такие как кодексы Республики Таджикистан, государственные прогнозы, концепции, программы и др., будут издаваться в виде отдельных приложений к настоящему журналу. Информационное обеспечение нормативно-правовыми актами не ограничивается только бумажными носителями.

Оперативное получение необходимой правовой информации возможно и в электронном виде, посредством использования «Централизованного банка правовой информации (ЦБПИ) Республики Таджикистан»- «Адлия».

Включаемые в Госреестр нормативные правовые акты имеют электронную версию, которая размещена в ЦБПИ «Адлия», обслуживание которого осуществляет Министерство юстиции Республики Таджикистан.

Весьма полезной следует признать работу, которую проводит вновь образованный Национальный центр по законодательству при Президенте Республики Таджикистан. Надеемся, что по результатам их исследования периодически будут подготавливаться и издаваться сборники. В таких сборниках должны быть опубликованы научные статьи, стенографические отчеты о заседаниях данного центра, иные материалы, используемые в законотворчестве при поиске и систематизации нормативно-правовой информации. Публикация таких материалов дает возможность ознакомиться с мнениями ведущих ученых - специалистов в различных областях знания (юристов, лингвистов, математиков, программистов и др.) по проблемам систематизации и кодификации законодательства, и в том числе - по проблемам практического использования правового классификатора и других актуальных вопросов классификации нормативно-правовых актов.

Проведенное нами исследование по проблемам создания «Единого общеправового классификатора Республики Таджикистан и Централизованного банка правовой информации Республики Таджикистан» позволяет сделать следующие основные теоретические выводы и дать практические рекомендации:

1. Смешение неодинаковых оснований (признаков) классификации в одном классификаторе нецелесообразно. Следовательно, классификатор, предназначенный для систематизации нормативных правовых актов, должен преимущественно строиться по предметному (систематическому, тематическому) признаку. Он охватывает весь массив законодательства.

2. Созданная структура «Единого общеправового классификатора Республики Таджикистан и Центрального банка правовой информации Республики Таджикистан» должна соответствовать схеме Свода законов Республики Таджикистан, но, с другой стороны, работа по созданию Свода законов Республики Таджикистан и «Единого общеправового классификатора Республики Таджикистан и Центрального банка правовой информации Республики Таджикистан» должна вестись параллельно, при тесном взаимодействии комиссий и рабочих групп, осуществляющих данную деятельность.

3. С другой стороны, структура классификатора не должно копировать схему Свода законов.

4. Министерство юстиции Республики Таджикистан обязано обеспечить систематическое обновление и поддержание его в контрольном состоянии.

5. По прошествии времени и при проведении реформирования системы

государственных органов, а также при появлении новых реалий рыночных отношений, в действующий классификатор должны быть внесены

определенные корректировки.

Ключевые слова: систематизация законодательства, классификатор, свод законов, собрание законов, инкорпорация, кодификация, консолидация, единое информационно - правовое пространство.

Key words: systematization of législation, classification, classifier, compile of laws, collection of laws, incorporation, codification, consolidation, universal law information space

Шокиров Г. А.

Проблемы формирования единого информационно-правового пространства Республики Таджикистан: теория и практика

В данной статье объектом исследования являются вопросы создания систем классификации нормативных правовых актов. Нынешний этап развития правовой системы Республики Таджикистан характеризуется возрастанием роли техники и технологий при построении различных систем классификации нормативных правовых актов как важного элемента принятия правовых решений любого уровня. Обеспечение правовой информацией государственных и общественных структур, а также граждан, в конечном итоге приведёт к формированию единого информационно-правового пространства Республики Таджикистан. В последние годы в нашей стране ведётся обширная работа по совершенствованию и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

упорядочению законодательства. Исследуя данную проблему, автор делает некоторые теоретические выводы и даёт практические рекомендации.

Shokirov G.A.

Universal Law Information Space Problems in Tajik Republic: theory and practice

The given article deals with the formation and classification of normative law system acts. The current phase of law development acts in the republic of Tajikistan is characterized by the increasing role of technology and technique while constructing different normative law act system classification as an important element of law adopting decision of all levels. Provision of law information of government and public structures, and also the citizens, and finally - brings into the formation of universal information law space of Tajik Republic. Lately, a great attention is given to the improvement and ordering legislation in Tajik Republic. Researching the given problem, the author makes some theoretical conclusions and gives some practical recommendations.

Болтуев Умеджон Самадович —

аспирант кафедры гражданского, предпринимательского и международного

права ТГУПБП

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Защита прав потребителей имеет достаточно большую историческую предпосылку, и практика защиты прав потребителей обусловлена, прежде всего, требованиями времени. Для более подробного изучения опыта стран, в которых защита прав потребителей имеет многолетние традиции, следует рассмотреть практические аспекты данной защиты. Так, уже в 1775 году в Штате Массачусетс Соединенных Штатов Америки был организован первый протест потребителей на основании того, что продавцы нескольких магазинов продавали им испорченную пищу. Эти продавцы по решению суда были приговорены к позорному столбу.1 Кроме этого, немного позже было принято решение апелляционного суда города Нью-Йорка по делу Thomas and wife v. Winchester, вынесенное в 1852 году. Согласно этому решению производитель, допустивший небрежность при этикетировании лекарственного препарата (на бутылочке, в которой находился экстракт белладонны, оказалась этикетка с названием «Экстракт одуванчика»), был привлечён к ответственности за причиненный вред несмотря на то, что не состоял в договорных отношениях с покупателями.2

1 См.: Consumer Behavior and Marketing Action.5-th ed./Assael H./South-West Publishing Co.,-1995.

2 См. об этом и других важнейших прецедентах: Berman J. and Greiner W.R. The nature and Functions of Law. 1980. 4th ed. P. 495-590; Зименкова О.Н. Охрана прав потребителя в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.