УДК -340 ББК-67.042
Шокиров Гайбулло Абдуллоевич, к.ю.н., доцент кафедры теории и истории государства и права ТГУПБП (Таджикистан, Худжанд)
Шокиров Гайбулло Абдуллоевич,
н.и.%., дотсенти кафедраи назария ва таърихи давлат ва %уцуци ДД^БСТ (Тоцикистон, Хуцанд)
Shokirov Gaybullo Abdulloevich,
candidate of juridical sciences, Associate Professor of the department of theory and history of state and law under the TSULBP (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: shga1959@mail.ru
Ключевые слова: теория права, систематизация законодательства, учет законодательства, нормативные правовые акты, учет в электронной форме
Рассмотрена проблема учета законодательства в теории права и систематизации законодательства. Проведен всесторонний анализ учета законодательства, так как его качество повышает культуру правотворчества и в итоге помогает правовому воспитанию граждан. Раскрыта суть термина «учет» как особого понятия, которое играет особую роль в правотворчестве при систематизации законодательства. Определено соотношение терминов «учет законодательства» и «учет нормативных правовых актов», а также «учет законодательства» и «формы систематизации законодательства». Определено, что учет опирается на объективно существующую обширную совокупность правил и процедур, содержащих определенное количество методов. К таким методам относятся: формально - логический (догматический), сравнительно - правовой, историко - правовой, комплексный, системный подход и др. При исследовании учета законодательства высказано мнение, что он наряду с инкорпорацией, кодификацией и консолидацией является самостоятельной формой его систематизации. Информатизация общества повлияла на определение понятия «учет законодательства».
Калидвожа^о: назарияи %уцуц, мураттабсозии цонунгузорй, бацайдгирии цонунгузорй, бацайдгирии санадуои меъёрии %уцуцй, бацайдгирии шакли электронй
Дар мацола масоили бацайдгирии цонунгузорй дар назарияи %уцуц ва танзими цонунгузорй баррасй шудааст. Муаллиф таулили %аматарафаи бацайдгирии цонунгузориро ба субут расонидааст, зеро сифати он маданияти ууцуцэцодкуниро
К ВОПРОСУ ОБ УЧЕТЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, ИНФОРМАЦИОННО - ПРАВОВЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ОИД БА МАСОИЛИ БАК^ЙДГИРИИ К^ОНУНГУЗОРЙ: ЦАНБАХОИ НАЗАРИЯВЙ, ИТТИЛООТЙ-ХУКУКЙ ВА
АМАЛЙ
ON THE ISSUE OF ACCOUNTING IN REGARD TO LEGISLATION: THEORETICAL INFORMATIONAL-LEGAL AND PRACTICAL ASPECTS
баланд бардошта, дар нщояти кор ба тарбияи цуцуции шацрвандон кумак мерасонад. Маънии истилоци «бацайдгири» чун мафцуми махсус, ки цангоми танзими цонунгузори дар раванди цуцуцэцодкунй нацши вижа мебозад, шарц дода шудааст. Таносуби истилоццои «бацайдгирии цонунгузори» ва «бацайдгирии санадцои меъёрии цуцуци», цамчунин «бацайдгирии цонунгузори» ва «шаклцои санадцои меъёрии цуцуци» муайян карда шудааст. Таъкид гардидааст, ки бацайдгирии цонунгузори ба мацмуи васеи цоидацои айни такя мекунад, ки теъдоди муайяни усулцоро дорост. Усулцои шакли-мантици (догматики), муцоисави-цуцуци, таърихи-цуцуци, комплекси ва гайра аз он цумлаанд. Цангоми тадцици бацайдгирии цонунгузори изцори ацида шудааст, ки он дар цатори инкорпоратсия, тадвин (кодификатсия) ва муттацидкуни (консолидатсия), шакли мустацили танзими цонунгузори ба цисоб меравад. Иттилоонии цомеа ба муайянкунии мафцуми «бацайдгирии цонунгузори» таъсир мерасонад.
Key words: theory of law, systematization of legislation, accounting in regard to legislation,
normative legal instruments, accounting in electronic form.
In his article the author considers the problem dealing with accounting in regard to legislation in the theory of law and systematization beset with legislation. The author comprehensively analyzes the question and deems that its quality improves law creativity culture and helps in a legal education of citizens. The essence of the term «accounting» as a principal notion which plays a main role in reference to law creativity under the systematization of legislation is disclosed by the author. The author determines the correlation between the following terms: «accounting in regard to legislation» and «accounting of normative legal instruments», «accounting law» and «the forms of systematization beset with legislation» as well. He objectively defines the theme explored on the grounds of the existing integration in regard to rules and procedures containing a certain number of methods including formal-logical (dogmatic), comparative-legal, historical-legal, complex ones; systemic approach and etc. In the course of the research related to accounting legislation the author expresses the opinion that alongside with incorporation, codification and consolidation it is an independent form of its systematization. Informatization of society swayed over the definition of the concept «accounting in regard to legislation».
В теории права и систематизации законодательства уже определено, что без проведения учета законодательства налаживание самого процесса систематизации невозможно. Для проведения инвентаризации, т.е. пересмотра нормативных правовых актов, сначала нужно провести квалифицированный учет законодательства.
В правотворческом аспекте для достижения целей систематизации законодательства необходимо использовать такие её традиционные виды, как инкорпорация, консолидация и кодификация. Как подчеркивает коллектив авторов, систематизация законодательства в буквальном смысле является составной частью правотворческой деятельности, способом совершенствования законодательства, тогда как систематизация законодательства в обыденном ее понимании, связанная с учетом и рубрицированием правовых актов, выдачей справок по законодательству, относится к сфере правовой информатизации [1, с. 13].
Учет нормативных правовых актов - явление многоаспектное, и оно рассматривается нами как одна из основных форм систематизации законодательства. Информатизация общества повлияла на определение понятия «учет законодательства».
Опыт законодательной и правоприменительной деятельности в Республике Таджикистан и в зарубежных странах показывает, что качество учета законодательства определяет юридическую культуру правотворчества, эффективность правоприменительной деятельности и правового воспитания граждан.
Правовая информатизация является способом совершенствования нормотворческой деятельности. И системный подход к анализу законодательства, проводимому с целью выявления пробелов в правовом регулировании, а также коллизий нормативных правовых актов, имеет огромное значение для совершенствования нормотворческой деятельности. Системный подход может быть наиболее полно и эффективно реализован только посредством внедрения в правовую сферу достижений информатизации. Одно из направлений правовой информатизации - создание и постоянное развитие в Республике Таджикистан модели государственной системы правовой информации, которая была бы основана на компьютеризации и автоматизации процессов подготовки, принятия, хранения, систематизации и распространения правовой информации. Свидетельство этому - Указ Президента Республики Таджикистан от 12.02.2012, № 1021, утвердивший Концепцию прогнозного развития законодательства Республики Таджикистан. Этот указ четко определил, что нужно создать необходимые условия для оперативного получения правовой информации, ее учета, систематизации и актуализации, а также организации распространения правовой информации для государственных органов, юридических и физических лиц.
Кроме того, на основании определений данного указа, факторами, способствующими информационному обеспечению государственных органов, являются:
- система учета нормативных правовых актов путем включения их в Единый государственный реестр нормативных правовых актов Республики Таджикистан;
- обмен правовой информацией, ведение Единого государственного реестра нормативных правовых актов Республики Таджикистан, формировани эталонного банка данных правовой информации в соответствии с Единым общеправовым классификатором Республики Таджикистан;
- предоставление возможности использования при подготовке нормативных правовых актов и их применении полной, достоверной и оперативной правовой информации, в том числе эталонного банка её данных, компьютерного банка данных законов Республики Таджикистан, Единого государственного реестра нормативных правовых актов Республики Таджикистан (как на бумажном носителе, так и в электронном виде), иных баз данных правовой информации, формируемых на основе информационных и технологических составляющих;
- использование глобальной информационной сети Интернет для получения правовой информации [2].
В толковых и энциклопедических словарях даются различные определения понятия «учет». Прежде, чем перейти к анализу понятия «учет законодательства», нам хотелось бы раскрыть суть самого термина «учет». В различных источниках сущность данной дефиниции раскрыта по-разному. По мнению С.И. Ожегова, «учет - это установление наличия, количества чего-нибудь путем подсчетов» [3, с. 691]. Коллектив авторов считает, что «учет - это установление наличия чего-нибудь, его измерение и регистрация с количественной и качественной стороны. Учет обеспечивает постоянную информацию обо
всех сферах хозяйственной деятельности и общественной жизни. Учет является составной частью управления экономическими процессами и объектами» [4, с. 1034]. Многозначность понятия «учет законодательства» обусловлена прежде всего неоднозначностью двух составляющих его ключевых понятий - «учет» и «законодательство». Понятие «учет законодательства» образовано на основе соединения слов «учет» и «законодательство». В данном случае слово «законодательство» выступает синонимом понятия «нормативный правовой акт».
Слово «учет» применительно к категории «законодательство» имеет специальное значение. В данном случае под словом «учет» понимается сбор органами власти, предприятиями, организациями, учреждениями действующих нормативных актов, их обработка и размещение по определенной системе при систематизации законодательства. Оно подразумевает навыки, мастерство, умение, свойственные юристам и вырабатываемые в их практической деятельности при систематизации на основе юридических знаний.
Сама суть понятия «законодательство» коллективом авторов определена как деятельность высших органов государственной власти по изданию законов, один из основных методов осуществления государством своих функций; совокупность действующих законов, регулирующих общественные отношения и отдельные их области (уголовное законодательство, гражданское законодательство и т.д.) [4, с. 203].
С другой стороны, учет законодательства - это сбор органами власти, предприятиями, организациями, учреждениями действующих нормативных актов, их обработка и размещение по определенной системе. В юридической литературе некоторые исследователи называют его хранением и учетом [5]. Кроме того, учет необходим прежде всего для квалифицированного применения правовых норм в каждодневной практической деятельности исполнительных органов, администрации предприятий, учреждений и т.д.
В литературе высказаны особые суждения о понятии «учет законодательства». До сих пор под данной дефиницией понимается предварительный процесс при проведении инкорпорации и кодификации.
Определяя понятие «учет нормативных актов», коллектив авторов пишет, что это «сбор действующих нормативных актов, их обработка, расположение по определенной системе, хранение государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также выдача справок по запросам заинтересованных органов, учреждений, предприятий и граждан» [4, с. 1035]. Мы считаем, что приведенное мнение является более широкой формулировкой данной дефиниции (понятия).
По мнению И.А. Игнатьевой, систематизация является динамикой законодательства, а учет, напротив, предполагает статическое отношение к самому учитываемому нормативному материалу, фиксацию нормативных правовых актов, их правовой статус, юридическую силу, время и территорию действия, предмет правового регулирования. По мнению автора, такая деятельность, в отличие от инкорпорации и других, более глубоких форм систематизации законодательства, не связана с влиянием на правотворческую работу и на совершенствование законодательства. Автор отстаивает ту позицию, что тематическое распределение нормативного материала при ведении учета вызвано потребностями правоприменителей, необходимостью удобства расположения и поиска актов, и в этом заключается собственная ценность учета [10].
Рассматривая традиционные формы систематизации законодательства (инкорпорацию, консолидацию и кодификацию), Е.С. Луценко также исследовал понятие, принципы и виды учета. Исследователь предлагает рассматривать учет как деятельность по упорядочению информации о правовых актах (реквизиты актов, источники официального опубликования, рубрики классификатора); по созданию и поддержанию в актуальном состоянии их фондов, а также по сохранению контрольных текстов нормативных актов в картотечно - журнальной либо электронной форме [11, с. 12]. Д.А. Казаков, исследуя мнения В.М Сырых, В.В. Ксенофонтова, О.Б. Кудешкиной и определение, данное в Классификаторе правовых актов, одобренном Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 года, № 511, утверждает, что учет нормативных правовых актов не относится к формам систематизации законодательства, поскольку ведется многими государственными органами и иными организациями с целью удовлетворения собственных информационно - правовых потребностей и обеспечивает упорядочение нормативного материала только для ограниченного круга лиц [12, с. 39].
Определенная группа ученых, наоборот, считает, что «учет нормативных правовых актов» является самостоятельной формой систематизации законодательства.
Так, А.С. Пиголкин, исследуя понятие и формы систематизации законодательства, определил четыре ее формы и считает, что учет нормативных правовых актов является самостоятельной формой систематизации законодательства [13, с. 31-32].
По данному вопросу особое мнение высказал М.М. Рассолов. По его мнению, делать выводы о том, что традиционно в юридической литературе существуют три формы систематизации законодательства, не совсем верно. Согласно его позиции, в настоящее время «учет нормативных правовых актов» также является самостоятельной формой систематизации законодательства. Автор считает, что в свете формируемой теории правотворчества потребуется ещё и разработка новой концепции учета нормативных правовых актов, причем на основе не только идей цивилитарного права, но и всей совокупности средств и методов логики, теории информации, теории вероятностей и математической статистики, кибернетики, сети Internet, так как без этого невозможно говорить о новых идеях современного учета и контроля в сфере систематизации [14, с. 469].
В юридической науке по данному вопросу прослеживается особая позиция О.Б. Кудешкиной, которая считает, что первоначальным этапом систематизации законодательства является определение объема нормативного правового акта, подлежащего пересмотру (инвентаризации). По мнению автора, провести такой анализ можно только при наличии квалифицированного учета нормативного правового акта, т.е. с помощью компьютерных баз данных правовой информации и ведения учета в компьютерном режиме, в форме баз данных правовой информации, которая позволит по - новому определить это понятие. И далее она подчеркивает, что учет представляет собой самостоятельную форму систематизации законодательства, наряду с инкорпорацией и кодификацией [15, с. 16].
Исследуя понятие и формы систематизации законодательства, С.В. Кодан выдвигает идею о том, что существует пять форм систематизации законодательства. По словам учёного, данная дефиниция, т.е. учет законодательства, является одной из самостоятельных форм его систематизации. По его мнению, учет находит выражение в отдельных видах документов, имеющих значение для юридической практики: журналах
(регистрация реквизитов актов по хронологическому, алфавитно-предметному или системно-предметному принципам); картотеках (расположение карточек по хронологическому, алфавитно-предметному или предметно-отраслевому принципам с фиксацией реквизитов или текста актов с ручным или автоматизированным поиском); контрольных текстов действующих нормативных правовых актов (внесение в тексты официальных актов отметок об отмене, изменении, дополнении с указанием актов, которыми они внесены); учете в электронный форме на основе компьютерных технологий с использованием автоматизированных баз и справочно-поисковых систем, который является наиболее перспективным с позиций информационных технологий и получившим интенсивное развитие в последние годы [16, с. 390-391].
Анализируя формы систематизации локальных нормативных правовых актов, Е.В. Карнаухова заявляет о том, что традиционно данная форма систематизации, т.е. учет, считается самым простым видом. Однако, по мнению автора, значение его велико, особенно при упорядочении локальных нормативно - правовых актов. Тем самым автор выделяет три аспекта в значении данной деятельности: 1) она создает предпосылки для оперативной и правильной реализации норм права; 2) служит основой для других видов систематизации; 3) позволяет на более качественном уровне организовать текущее правотворчество [17, с. 15].
Таким образом, поддерживая мнение названных ученых, мы тоже полагаем, что «учет нормативных правовых актов» как форма систематизации законодательства обеспечивает регистрацию и получение достоверной информации об изданных нормативных правовых актах, осуществляется на основе реализации принципов полноты информации (фиксация и предоставление всего объема справочной информации без пробелов и упущений), ее достоверности (использование официальных источников опубликования актов и своевременная фиксация внесенных в них изменений) и удобства пользования (обеспечение оперативного поиска необходимых сведений).
Говоря о данной форме упорядочения нормативно - правового материала в Республике Таджикистан, в качестве акта систематизации законодательства можно выделить «Государственный реестр юридических актов Республики Таджикистан», который направлен на обеспечение единства правового пространства страны. На основании Указа Президиума Верховного Совета Республики Таджикистан «Об учреждении Государственного реестра юридических актов Республики Таджикистан» от 5 августа 1994 г., постановления Правительства Республики Таджикистан «О Государственном реестре юридических актов Республики Таджикистан» от 20 января 1997 г., об утверждении «Положения о порядке государственного учета и регистрации нормативно - правовых актов Республики Таджикистан» от 5 октября 2001 г. и «О едином общеправовом классификаторе Республики Таджикистан и Централизованном банке правовой информации Республики Таджикистан» от 1 августа 2006 г., в республике начиная с 2008 г. публикуется новый информационно - правовой журнал «Единый государственный реестр нормативных правовых актов Республики Таджикистан». Целью издания журнала является оперативное доведение до широких слоев населения принимаемых в республике нормативных правовых актов и обеспечение доступа к достоверной правовой информации. Данный реестр ведется в целях обеспечения контроля над соответствием нормативных правовых актов Республики Таджикистан её Конституции,
реализации конституционного права граждан Республики Таджикистан на получение достоверной информации, для создания условий для получения информации о нормативных правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями. Настоящий журнал состоит из разделов, содержащих полные тексты нормативных правовых актов Республики Таджикистан.
Разделы охватывают следующие информационно - правовые материалы:
Раздел 1: Законы Республики Таджикистан, принятые путем референдума, конституционные законы, законы, кодексы, постановления Маджлиси Оли Республики Таджикистан, совместные постановления Маджлиси милли и Маджлиси Намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, постановления Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан, постановления Маджлиси Намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан.
Раздел 2: Указы и распоряжения Президента Республики Таджикистан, международные соглашения и договоры.
Раздел 3: Постановления и распоряжения Правительства Республики Таджикистан.
Раздел 4: Нормативные правовые акты министерств, государственных комитетов и иных органов государственного управления республики, акты местных органов исполнительной власти общеобязательного характера, зарегистрированные в Министерстве юстиции Республики Таджикистан.
Раздел 5: Справочно-информационный, содержит перечни действующих нормативных правовых актов республики.
Объемные по своему содержанию документы, такие как кодексы, государственные концепции, стратегии, программы и другие будут издаваться в виде отдельных приложений.
Реестр также включает Конституцию Республики Таджикистан, законы и иные нормативные правовые акты органа законодательной власти, нормативные правовые акты Президента, Правительства, министерств, государственных комитетов, ведомств, акты местных органов государственной власти общеобязательного характера, зарегистрированные в Министерстве юстиции Республики Таджикистан, и иных органов, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, предприятий, учреждений или имеющие межведомственный характер, и ведется с использованием информационно-телекоммуникационного обеспечения Министерством юстиции Республики Таджикистан. Реестр обеспечивает официальный учет (регистрацию) нормативных правовых актов в Республике Таджикистан и предусматривает включение в него следующих сведений: реквизиты нормативных правовых актов Республики Таджикистан (вид акта и наименование принявшего его органа, дата принятия (подписания) акта, его номер и заголовок, источники официального опубликования нормативных правовых актов, а также их тексты. Представляется, что на базе уже организованного учета законодательства могут издаваться и соответствующие акты.
Таковым может стать «Государственный реестр действующих нормативных правовых актов Республики Таджикистан» как акт систематизации законодательства в форме учета. Государственный реестр при определенной периодичности переиздания или его ведения в
электронном виде может обеспечить практическую реализацию данного вида систематизации законодательства и обеспечить систему единого государственного учета нормативно - правового материала в стране.
Ведение такого реестра Министерством юстиции Республики Таджикистан позволило бы повысить уровень контроля над законностью издаваемых в стране нормативных правовых актов и своевременно выявлять наличие в них коллизионных норм.
Кроме того, оно способствовало бы реализации Указа Президента Республики Таджикистан от 12 февраля 2011 г., № 1021, утвердившего «Концепцию прогнозного развития законодательства Республики Таджикистан» в целях обеспечения единого правового пространства в Республике Таджикистан. Данный указ определяет необходимость разработки проектов законов, их сопоставление с действующими законами, изучение и определение соответствия принятых законов требованиям времени и общества, т.е. проведение ретроспективного и перспективного анализа законодательства [2].
Список использованной литературы:
1. Жукова Т.В., Одинокова Е.Ю. К вопросу о необходимости организации работы по систематизации законодательства в органах исполнительной власти // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России.- 2010. - № 4 (48). - С. 12-16.
2. Концепция прогнозирования законодательства Республики Таджикистан // URL:mmk.tj (официальный сайт Национального центра законодательства при Президенте Республики Таджикистан (Дата обращения: 27.12.2012.).
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: около 57 000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. 19-е изд., испр. -М.: Рус. яз., 1987. - 750 с.
4. Новый юридический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 2006. - 1088 с.
5. Мозженко И.И. Понятие и формы систематизации законодательства // Государственная власть и местное самоуправление.-2009. - №4 / [Электр. опт. диск CD-ROM] - СПС «КонсультантПлюс», 2009. Дата обращения: 08.04.2009 /SPS Consulter Plus, 2009.
6. Игнатьева И.А. Учет, классификация нормативных правовых актов и систематизация экологического законодательства // Экологическое право. - 2006. - № 6 // [Электр.опт. диск CD-ROM] - СПС «Консультант Плюс», 2006. Дата обращения: 12.09.2006 / SPS Consulter Plus, 2006.
7. Луценко Е.С. Систематизация нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации: автореф. дисс. ...канд. юрид. Наук/Екатерина Сергеевна Луценко, 12.00.01. -Ростов-на-Дону, 2013. - 23 с.
8. Казаков Д.А. Систематизация российского законодательства на основе использования современных информационных технологий: дисс. .канд. юрид. наук/ Дмитрий Анатольевич Казаков, 12.00.01. -М., 2007. - 179 с.
9. Пиголкин А.С. Российское законодательство и общие вопросы его систематизации / Систематизация законодательства в Российской Федерации / Под ред. А.С. Пиголкина. -СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. - 382 с.
10. Рассолов М.М. Теория государства и права: учебник для вузов / М.М. Рассолов. - М.: Юрайт; ИДЮрайт, 2010. - 635 с.
11. Кудешкина О.Б. Систематизация отечественного законодательства: автореф. дисс. ..канд. юрид. наук/Ольга Борисовна Кудешкина, 12.00.01. - Казань, 2002. - 21 с.
12. Кодан С.В. Акты систематизации законодательства: юридическая природа и место в системе источников российского права // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. - Вып. 8. - С. 385-401.
13. Карнаухова Е.В. Систематизация локальных нормативных правовых актов в Российской Федерации: общая характеристика и виды: автореф. дисс. ...канд. юрид. наук/ Елена Викторовна Карнаухова, 12.00.01. - Тюмень, 2011. - 22 с.
Reference Literature:
1. Zhukova T. V., Odinokova E.Y., On the Issue of the Necessity of an Organization of the Work Beset with Systematization of Legislation in Executive Bodies of Power // Bulletin of St. Petersburg University under the Ministry of Home Affairs of Russia. 2010. № 4 (48). - pp. 12-16.
2. The Conception Aimed at Legislation Prediction of Tajikistan Republic// URL: mmk.tj (official site of the National Centre of Legislation under the auspices of Tajikistan Republic President (date of request: 27.12.2012).
3. Ozhegov S.I. Russian Dictionary: about 57,000 words / under the general editorship of the correspondent-member of the USSR Academy of Sciences of the USSR by N.J. Shvedova. The 19th edition., revised. -M.: Russian Language, 1987. - 750pp.
4. New Juridical Dictionary / under the editorship of A. N. Azriliyan. - M.: The Institute of New Economy, 2006. 1088 pp.
5. Mozzhenko I. I. The Concept and Forms of Legislation Systematization // Statal Power and Regional Self-Governance. 2009. № 4 [electronic resource: CD-ROM format] - SPS.: Consultant Plus, date of request: 08.04.2009 // SPS Consulter Plus, 2009.
6. Ignatyeva I. A. Accounting, Classification of Normative Legal Instruments and Systematization of Ecological Legislation // Ecological Law. 2006. № 6 [electronic resource: CD-ROMformat] -SPb.: Consultant Plus. Date of request: 12.09.2006 // SPS Consulter Plus, 2006.
7. Lutsenko E.S. Systemization of Normative Legal Instruments of the Subjects of Russian Federation: synopsis of candidate dissertation in jurisprudence: 12.00.01. / Ekaterina Sergeyevna Lutsenko, Rostov-on-the-Don. 2013. 23 pp.
8. Kazakov D. A. Systemization of Russian Legislation on the Basis of Modern Informational Technologies Utilization: candidate dissertation in jurisprudence: 12.00.01. / Dmitriy Anatolyevich Kazakov. - Moscow, 2007. 179 pp.
9. Pigolkin A. S. Russian Legislation and General Issues of its Systematization // Systematization of Legislation in the Russian Federation / under the editorship of A. S. Pigolkin.- SPb.: Juridical Center Press, 2003. - 382 pp.
10. Rassolov M. M. Theory of State and Law: manual for higher schools / M. M. Rassolov. - M.: Yuraytpublishing-house, 2010. - 635 pp.
11. Kudeshkina O. B. Systematization of Home Legislation: synopsis of candidate dissertation in jurisprudence: 12.00.01. / Olga Borisovna Kudeshkina. - Kazan, 2002. - 21 pp.
12. S. V. Caudan. Systematization of Legislation Instruments: Juridical Nature and Place in the System of the Sources Referring to the Russian Law // Scientific Annual of the Institute of Philosophy and Law under Ural Department of the Russian Academy of Sciences. -Issue 8. - pp. 385 - 401.
13. Karnauhova E. V. Systematization of Local Normative Legal Instruments in Russian Federation: General Characteristics and Types: synopsis of candidate dissertation in jurisprudence: 12.00.01. / Yelena Viktorovna Karnaykhova. - Tyumen, 2011. - 22 pp.