ВСЕ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БЮДЖЕТНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ
10. М. Пискарёвау
преподаватель бюджетного учета
Учет белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви в учреждениях образования и социальной защиты населения1
В соответствии с бюджетной классификацией РФ на подстатью 110320 «Мягкий инвентарь и обмундирование» относятся расходы на приобретение и изготовление:
матрацев, наматрацников, подушек, одеял, спальных мешков, палаток;
постельных принадлежностей (белья, простыней, пододеяльников, наволочек, полотенец и др.). Расходы на приобретение: одежды (форменной, служебной, спортивной и больничной), в том числе специальной (защитной) и обуви в порядке, предусмотренном законодательством РФ;
одежды и обуви в порядке, установленном законодательством РФ, для воспитанников, учащихся, студентов, курсантов, содержащихся и обучающихся в образовательных учреждениях (интернаты, детские дома, школы, учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и другие);
знамен, штандартов;
театральных костюмов, обуви, постижерских изделий, мягких декораций и т.п. (образец введен приказом Минфина РФ от 20.06.2002 № 59н);
материала для пошива обмундирования, спецодежды, постельных принадлежностей и оплата стоимости пошива в ателье. Расходы на:
подгонку вещевого имущества, а также ремонт обмундирования и обуви, постельных принадлежностей;
ремонт табельного вещевого имущества в установленных случаях;
хранение вещевого имущества на складах (тара, упаковочные материалы, ремонт сданных на склад предметов обмундирования, спецодежды и обуви);
приобретение материалов для ремонта обмундирования, спецодежды и обуви;
разработку технической документации и изготовление опытных образцов на вновь вводимые предметы вещевого имущества.
Расходы по оплате стоимости выдаваемых бесплатно и остающихся в личном постоянном пользовании форменной одежды и обмундирования.
Другие расходы на приобретение и изготовление мягкого инвентаря и обмундирования.
Ниже приводится Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 18.12.98 № 51 (в ред. постановления Минтруда РФ от 29.10.99 № 39).
1 Окончание. Начало см. в № 1(73), 2(74) 2003 года.
Приложение
к постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 декабря 1998 года № 51 (в ред. постановления Минтруда РФ от 29.10.99 №39)
ПРАВИЛА
ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОДЕЖДОЙ, СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБУВЬЮ И ДРУГИМИ СРЕДСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
(в ред. постановления Минтруда РФ от 29.10.99 № 39)
1. Общие положения
1. В соответствии со ст. 17 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и ст. 149 Кодекса законов о труде Российской Федерации работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, выдаются бесплатно сертифицированные специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной зашиты (в дальнейшем - средства индивидуальной зашиты) в соответствии с нормами, утвержденными в порядке, определенном Правительством РФ (Кодекс законов от труде РСФСР, утвержденный Законом РСФСР от 09.12.71, утратил силу с 1 февраля 2002 года в связи с принятием Трудового кодекса РФ).
Приобретение средств индивидуальной зашиты и обеспечение ими работников в соответствии с требованиями охраны труда производится за счет средств работодателя (ст. 8, 14 и 17 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации»).
2. В соответствии с подпунктом «ж» пункта 2 постановления Правительства РФ от 01.07.95 № 661 «О внесении изменений и дополнений в Положение о составе продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли»2 затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, в том числе обеспечение специальной одеждой, специальной обувью, защитными приспособлениями, включаются в себестоимость продукции (работ услуг).
3. Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной зашиты (в дальнейшем - Типовые отраслевые нормы) предусматривают обеспечение работников средствами индивидуальной зашиты независимо от того, к какой отрасли экономики относятся производства, цехи,
: Настоящее Положение утратило силу. - Прим. авт.
участки и виды работ, а также независимо от форм собственности организаций и их организационно-правовых форм.
Примеры:
а) рабочим, занятым в производстве облицовочных материалов из природного камня, независимо от того, в организациях какой отрасли экономики находится это производство, средства индивидуальной защиты выдаются в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам промышленности строительных материалов, организаций стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности;
б) станочнику, занятому механической обработкой металла, независимо оттого, в какой организации он работает, средства индивидуальной защиты выдаются в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам машиностроительных и металлообрабатывающих производств.
4. Работникам, профессии и должности которых предусмотрены в Типовых нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной зашиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, средства индивидуальной зашиты выдаются независимо от того, в каких производствах, цехах и на участках они работают, если эти профессии и должности специально не предусмотрены в соответствующих Типовых отраслевых нормах.
Пример: аккумуляторщику, работающему в организации автомобильного транспорта, средства индивидуальной защиты должны выдаваться в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной зашиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики.
Этой же категории рабочих, занятых на подземных горных работах в горно-добывающей промышленности, бесплатная выдача средств инди-
видуальной защиты должна производиться согласно Типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам горной и металлургической промышленности и металлургических производств других отраслей промышленности.
5. Наименования профессий рабочих и должностей специалистов и служащих, предусмотренные в Типовых отраслевых нормах, указаны в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих. Квалификационным справочником профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады. Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих.
6. В отдельных случаях в соответствии с особенностями производства работодатель может по согласованию с государственным инспектором по охране труда и соответствующим профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом заменять один вид средств индивидуальной защиты, предусмотренных Типовыми отраслевыми нормами, другим, обеспечивающим полную защиту от опасных и вредных производственных факторов: комбинезон хлопчатобумажный может быть заменен костюмом хлопчатобумажным или халатом и наоборот, костюм хлопчатобумажный - полукомбинезоном с рубашкой (блузой) или сарафаном с блузой и наоборот, костюм суконный - костюмом хлопчатобумажным с огнезащитной или кислотозашитной пропиткой и наоборот, костюм брезентовый - костюмом хлопчатобумажным с огнезащитной или водоотталкивающей пропигкой и наоборот, ботинки (полусапоги) кожаные - сапогами резиновыми и наоборот, ботинки (полусапоги) кожаные - сапогами кирзовыми и наоборот, валенки - сапогами кирзовыми и наоборот.
7. В тех случаях, когда такие средства индивидуальной защиты, как предохранительный пояс, диэлектрические галоши и перчатки, диэлектрический резиновый коврик, защитные очки и щитки, респиратор, противогаз, защитный шлем, подшлемник, накомарник, каска, наплечники, налокотники, самоспасатели, антифоны, заглушки, шумозащитные шлемы, светофильтры, виброзащитные рукавицы и другие, не указаны в Типовых отраслевых нормах, они могут быть выданы работодателем работникам на основании аттестации рабочих мест в зависимости от характера выполняемых работ со сроком носки - до износа или как дежурные и могут включаться в коллективные договоры и соглашения.
8. Затраты по обеспечению средствами индивидуальной защиты, указанными в п. 7 настоящих Правил, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). При заключении трудового догово-
ра (контракта) работодатель знакомит работников с Правилами обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также нормами выдачи им средств индивидуальной защиты.
II. Порядок выдачи средств индивидуальной зашиты
9. Выдаваемые работникам средства индивидуальной защиты должны соответствовать их полу, росту и размерам, характеру и условиям выполняемой работы и обеспечивать безопасность труда. В соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» средства индивидуальной защиты работников, в том числе и иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в РФ, и иметь сертификаты соответствия. Приобретение и выдача работникам средств индивидуальной зашиты, не имеющих сертификата соответствия, не допускаются.
10. Работодатель обязан заменить или отремонтировать специальную одежду и специальную обувь, пришедшие в негодность до окончания сроков носки по причинам, не зависящим от работника.
В случае пропажи или порчи средств индивидуальной защиты в установленных местах их хранения по не зависящим от работников причинам работодатель обязан выдать им другие исправные средства индивидуальной защиты.
П. Предусмотренные в Типовых отраслевых нормах дежурные средства индивидуальной защиты коллективного пользования должны выдаваться работникам только на время выполнения тех работ, для которых они предусмотрены, или могут быть закреплены за определенными рабочими местами (например, тулупы - на наружных постах, перчатки диэлектрические - при электроустановках и т.д.) и передаваться от одной смены другой. В этих случаях средства индивидуальной защиты выдаются под ответственность мастера или других лиц, уполномоченных работодателем.
12. Предусмотренные в Типовых отраслевых нормах теплая специальная одежда и теплая специальная обувь (костюмы на утепляющей прокладке, куртки и брюки на утепляющей прокладке, костюмы меховые, тулупы, валенки, шапки-ушан-ки, рукавицы меховые и др.) должны выдаваться работникам с наступлением холодного времени года, а с наступлением теплого могут быть сданы работодателю для организованного хранения до следующего сезона. Время пользования теплой специальной одеждой и теплой специальной обувью устанавливается работодателем совместно с соответствующим профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом с учетом местных климатических условий.
13. Ученикам любых форм обучения, учащимся общеобразовательных и образовательных учреждений начального профессионального образования, студентам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования на время прохождения производственной практики (производственного обучения), мастерам производственного обучения, а также работникам, временно выполняющим работу по профессиям и должностям, предусмотренным Типовыми отраслевыми нормами, на время выполнения этой работы средства индивидуальной защиты выдаются в общеустановленном порядке.
14. Бригадирам, мастерам, выполняющим обязанности бригадиров, помощникам и подручным рабочих, профессии которых предусмотрены в соответствующих Типовых отраслевых нормах, выдаются те же средства индивидуальной защиты, что и рабочим соответствующих профессий.
15. Предусмотренные в Типовых отраслевых нормах средства индивидуальной защиты для рабочих, специалистов и служащих должны выдаваться указанным работникам и в том случае, если они по занимаемой должности или профессии являются старшими и выполняют непосредственно те работы, которые дают право на получение этих средств индивидуальной защиты.
16. Рабочим, совмещающим профессии или постоянно выполняющим совмещаемые работы, в том числе и в комплексных бригадах, помимо выдаваемых им средств индивидуальной защиты по основной профессии, должны дополнительно выдаваться в зависимости от выполняемых работ и другие виды средств индивидуальной зашиты, предусмотренные Типовыми отраслевыми нормами для совмещаемой профессии.
17. Работодатель обязан организовать надлежащие учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки.
Выдача работникам и сдача ими средств индивидуальной защиты должны записываться в личную карточку работника (образец прилагается).
В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» работодатель обязан обеспечить информирование работников о полагающихся им средствах индивидуальной защиты.
III. Порядок пользования средствами индивидуальной защиты
18. В соответствии со статьей 15 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» во время работы работники, профессии и должности которых предусмотрены в Типовых отраслевых нормах, обязаны пользоваться и правильно применять выданные им средства индивидуальной защиты. Работодатель принимает меры к
тому, чтобы работники во время работы действительно пользовались выданными им средствами индивидуальной защиты. Работники не должны допускаться к работе без предусмотренных в Типовых отраслевых нормах средств индивидуальной защиты, в неисправной, неотремонтированной, загрязненной специальной одежде и специальной обуви, а также с неисправными средствами индивидуальной защиты.
19. Работники должны бережно относиться к выданным в их пользование средствам индивидуальной защиты, своевременно ставить в известность работодателя о необходимости химчистки, стирки, сушки, ремонта, дегазации, дезактивации, дезинфекции, обезвреживания и обеспыливания специальной одежды, а также сушки, ремонта, дегазации, дезактивации, дезинфекции, обезвреживания специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
20. Сроки пользования средствами индивидуальной защиты исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. При этом в сроки носки теплой специальной одежды и теплой специальной обуви включается и время ее хранения в теплое время года.
21. Работодатель при выдаче работникам таких средств индивидуальной защиты, как респираторы, противогазы, самоспасатели, предохранительные пояса, накомарники, каски и некоторые другие, должен обеспечить проведение инструктажа работников по правилам пользования и простейшим способам проверки исправности этих средств, а также тренировку по их применению.
22. Работодатель обеспечивает регулярные в соответствии с установленными ГОСТ сроками испытание и проверку исправности средств индивидуальной зашиты (респираторов, противогазов, самоспасателей, предохранительных поясов, накомарников, касок и др.), а также своевременную замену фильтров, стекол и других частей средств индивидуальной зашиты с понизившимися защитными свойствами. После проверки исправности на средствах индивидуальной зашиты должна быть сделана отметка (клеймо, штамп) о сроках последующего испытания.
23. Для хранения выданных работникам средств индивидуальной защиты работодатель предоставляет в соответствии с требованиями строительных норм и правил специально оборудованные помещения (гардеробные).
24. Работникам по окончании работы выносить средства индивидуальной защиты за пределы организации запрещается. В отдельных случаях там, где по условиям работы указанный порядок не может быть соблюден (например, на лесозаготовках, на геологических работах и др.), средства индивидуальной защиты могут оставаться в нерабочее время у работников, что может быть оговорено в кол-
лективных договорах и соглашениях или в правилах внутреннего трудового распорядка.
25. В соответствии со статьей 9 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» в случае необеспечения работника средствами индивидуальной зашиты (в соответствии с нормами) работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
26. Работодатель организует надлежащий уход за средствами индивидуальной защиты и их хранение, своевременно осуществляет химчистку, стирку, ремонт, дегазацию, дезактивацию, обезвреживание и обеспыливание специальной одежды, а также ремонт, дегазацию, дезактивацию и обезвреживание специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
В тех случаях, когда это требуется по условиям производства, в организации (в цехах, на участках) должны устраивать сушилки для специаль-
ной одежды и специальной обуви, камеры для обеспыливания специальной одежды и установки для дегазации, дезактивации и обезвреживания средств индивидуальной защиты.
IV. Ответственность и организация контроля за обеспечением работников средствами индивидуальной зашиты
27. Ответственность за своевременное и в полном объеме обеспечение работников средствами индивидуальной зашиты, за организацию контроля за правильностью их применения работниками возлагается на работодателя в установленном законодательством порядке.
28. Трудовые споры по вопросам выдачи и использования средств индивидуальной защиты рассматриваются в установленном порядке.
29. Контроль за выполнением работодателем настоящих Правил осуществляется государственными инспекциями труда по субъектам Российской Федерации.
Приложение к Правилам обеспечения работников специальной одеждой, специалыюй обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 декабря 1998 года №51
Лицевая сторона личной карточки
ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА № УЧЕТА ВЫДАЧИ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
Фамилия__Пол_
Имя _Отчество __Рост _
Табельный номер __Размер:
Структурное подразделение__одежды
Профессия (должность)__обуви
Дата поступления на работу__головного убора
Дата изменения профессии противогаза_
(должности) или перевода в респиратора_
другое структурное рукавиц _
подразделение__перчаток _
Предусмотрено по Типовым отраслевым нормам
Наименование средств индивидуальной защиты Пункт Типовых отраслевых норм Единица измерения Количество на год
Руководитель структурного ___
подразделения (подпись) (расшифровка подписи)
Оборотная сторона личной карточки
Наименование средств индивидуальной зашиты ГОСТ, ОСТ, ТУ. сертификат соответствия Выдано Возвращено
Дата Кол-во % износа Стоимость, руб. Расписка в получении Дата Кол-во % износа Стоимость, руб. Расписка сдавшего Расписка в приеме
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 И 12 13
Учет белья в централизованной бухгалтерии и бухгалтерии учреждения
Бухгалтерский учет белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви в учреждениях, состоящих на бюджете, осуществляется по плану счетов, утвержденному приказом Министерства финансов РФ от 30.12.99 № 107н и изменениями, внесенными в нее приказом Минфина РФ от 10.07.2000 № 65.
Предметы белья учитываются в составе счета 07 «Малоценные предметы» на следующих субсчетах:
• 072 «Белье, постельные принадлежности, одежда и обувь на складе»;
• 073 «Белье, постельные принадлежности, одежда и обувь в эксплуатации».
Белье отражается в бухгалтерском учете и отчетности по первоначальной стоимости, то есть по фактическим расходам на их приобретение. Белье, приобретаемое в иностранной валюте, отражается в учете в рублях, путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ, действующему на день совершения операции.
На субсчете 072 указанные предметы учитываются с выделением на отдельные группы по их наименованиям, количеству и материально ответственным лицам:
• белье (рубашки, сорочки, халаты и т.п.);
• постельное белье и принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, мешки спальные и т.п.);
• одежда и обмундирование, включая спецодежду (костюмы, пальто, плащи, полушубки, платья, кофты, юбки, куртки, брюки и т.п.);
• обувь, включая специальную (ботинки, сапоги, сандалии, валенки и т.п.);
• спортивная одежда и обувь (костюмы, ботинки и т.п.).
Белье по мере приобретения отражается по дебету субсчета 072 и кредиту соответствующих субсчетов счетов 09, 10, 11, 12, 16, 17. Одновременно производится запись по дебету соответствующих субсчетов счетов 20, 22 и кредиту субсчета 260.
Белье, выданное в эксплуатацию, записывается в дебет субсчета 073 и кредит субсчета 072.
Аналитический учет по субсчету 072 в бухгалтерии ведется по наименованиям, количеству, стоимости, группам и материально ответственным лицам на карточках количественно-суммового учета материальных ценностей ф. 296 (0504207) и на инвентарных карточках группового учета основных средств ф. ОС-9 (0504109).
На субсчете 073 «Белье, постельные принадлежности, одежда и обувь в эксплуатации» учитываются белье, постельные принадлежности, одежда и обувь, находящиеся в эксплуатации.
Аналитический учет белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви ведется по наименованиям предметов, количеству, их стоимости, группам и материально ответственным лицам на карточках ф. 296 (0504207).
Ранее действующей инструкцией (до выхода Инструкции 107н) разрешалось на этом субсчете вести учет также на инвентарных карточках учета основных средств по ф. ОС-9 (0504109). Считаем возможным там, где эта форма применяется, при необходимости, сохранить ее, записав об этом в учетной политике.
Карточки регистрируются в реестре карточек ф. 279 (0504804), который ведется для каждого счета отдельно.
Учет предметов белья, приобретенных за счет бюджетных средств, средств, полученных от предпринимательской деятельности, целевых средств и безвозмездных поступлений, ведется на субсчетах 072 и 073 счета 07 и раздельных оборотных ведомостях ф. М-44 (0504205). Оборотные ведомости составляются ежеквартально. Итоги оборотов и остатки по каждому субсчету оборотных ведомостей сверяются с итогами оборотов и остатками этих субсчетов в книге «Журнал - главная» ф. 308 (0504811).
Учет операции по выбытию и перемещению белья ведется в накопительной ведомости ф. 438 (мемориальный ордер 10). Записи в накопительную ведомость производятся по каждому документу. При этом в графе «Итого» записывается сумма выбывших и перемещенных предметов, которая должна равняться сумме записей по дебету субсчетов. По окончании месяца итоги по субсчетам записываются в книгу «Журнал - Главная» ф. 308 (0504811).
Инвентаризация белья в учреждениях
Все учреждения в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13.06.95 № 49, обязаны проводить инвентаризацию белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви в установленные сроки.
Основными задачами инвентаризации белья являются:
• выявление фактического наличия в натуре;
• контроль за сохранностью путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;
• выявление белья, потерявшего свое первоначальное качество и неиспользуемого;
• выявление сверхнормативного белья с целью последующей его реализации;
• проверка соблюдения правил и условий хранения, содержания и эксплуатации белья.
Для проведения инвентаризации создаются инвентаризационные комиссии, возглавляемые руководителем учреждения (заместителем) при обязательном участии главного бухгалтера (заместителя) централизованной бухгалтерии (бухгалтерии учреждения), а также местные инвентаризационные комиссии, в состав которых в обязательном порядке входят работники централизованной бухгалтерии (бухгалтерии). Работа местных комиссий контролируется центральной комиссией.
Инвентаризация проводится и в том случае, если материальные ценности уже были ранее подвергнуты внеплановой проверке в течение отчетного года.
При инвентаризации белья на складе (в кладовой) и других местах проверяется наличие маркировочного штампа и правильность метки на нем. Если белье окажется без метки, выясняется причина нахождения такого белья в учреждении. Проверку фактического наличия белья следует производить по всем местам его хранения одновременно, то есть в один день и одни и те же часы, во избежание позаимствования с целью скрытия недостачи.
В соответствии с Инструкцией 107н результаты инвентаризации оформляются:
• инвентаризационной описью (сличительной ведомостью) ф. 401 (0504801);
• актом инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (0309016);
• актом о результатах инвентаризации ф. 835 (0504835);
• ведомостью расхождений по результатам инвентаризации ф. 836 (0504836).
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на соответствующих субсчетах, предусмотренных Инструкцией 107н:
излишек белья приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма относится на увеличение: целевых средств на содержание учреждения и другие мероприятия (субсчет 270) - по бюджетной деятельности, а также целевым средствам и безвозмездным поступлениям; доходов отчетного периода (субсчет 400) - по предпринимательской деятельности.
Формирование текущей рыночной стоимости производится на основе цены, действующей на дату оприходования имущества, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене имущества должны быть подтверждены документально или экспертным путем.
Недостача белья относится на виновных лиц по рыночной стоимости по дебету субсчета 170 и кредиту субсчетов 140, 141, 241, 270, 040, 041, 401.
В случае неустановления виновных лиц или отказа судом во взыскании убытка с виновных лиц, производятся записи по кредиту субсчета 170 и дебету субсчетов 140, 141, 173, 270, 401.
По результатам проведенной инвентаризации руководитель учреждения принимает меры, обеспечивающие улучшение бельевого хозяйства и учета белья. В случаях обнаружения недостачи стоимость недостающего белья взыскивается с виновных лиц или материалы передаются в судебные органы, а излишки приходуются.
По всем случаям недостач и излишкам, а равно потерь, связанных с порчей белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви, а также пропусков сроков исковой давности на взыскание дебиторской задолженности, инвентаризационной комиссией должны быть получены письменные объяснения соответствующих работников. На основании представленных объяснений и материалов комиссия устанавливает характер выявленных недостач, потерь и порчи ценностей, а также их излишков и в соответствии с этим по согласованию с руководителем учреждения определяет порядок регулирования разниц между данными инвентаризации и данными бухгалтерского учета.
Инвентаризационная комиссия проверяет правильность определения бухгалтерией результатов инвентаризаций и свои заключения и предложения фиксирует в протоколе. В протоколе приводятся подробные сведения о причинах и виновниках недостач, потерь, а также излишков и указывается, какие меры приняты по отношению к виновным лицам.
Протоколы постоянно действующей центральной инвентаризационной комиссии утверждаются руководителем учреждения, а в централизованной бухгалтерии утверждаются руководителем учреждения, при котором создана централизованная бухгалтерия.
Результаты инвентаризации должны быть отражены в бухгалтерском учете и отчетности того месяца, в котором была завершена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.
Корреспонденция субсчетов по операциям с бельем, постельными принадлежностями, одежды и обуви
№ Содержание операций Корреспондирующие субсчета
п/п по дебету по кредиту
1 2 3 4
1 Приобретение белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви 072 091, 101, ПО, 111. 131, 160, 178
Одновременно производится вторая запись 200, 201,220, 223.225 260
2 Оприходование белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви, поступивших из переработки 072 222
Одновременно производится вторая запись 200,201,220, 223,225 260
3 Выдача со склада в эксплуатацию белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви 073 072
4 Оприходование излишков белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви, выявленных при инвентаризации по рыночной стоимости 072, 073 260
Одновременно по предметам, относяшимся к прсдпринимагельности, производится 241 400
запись
5 Списание пришедших в негодность белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви 260 073
6 Оприходование стоимости материалов, полученных от ликвидации белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви, оставленных для ремонта и других хозяйственных нужд учреждения:
по предметам, приобретенным за счет бюджетных средств, - на увеличение 063 270
ч целевых средства на содержание учреждения 063 241
но предметам, приобретенным за счет средств от предпринимательской
деятельности, - на увеличение средств на содержание и развитие материально-
технической базы
по предметам, приобретенным за счет целевых средств и безвозмездных 063 270
поступлений, - на увеличение целевых средств на содержание учреждения
7 Реализация излишних, неиспользуемых белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви 260 072, 073
На суммы, поступившие за реализуемые предметы по рыночной стоимости. 110, 111 178
включая налог на добавленную стоимость
На суммы, оставленные в распоряжении учреждения в размере балансовой
стоимости:
по предметам, приобретенным за счет бюджетных средств 178 270
по предметам, приобретенным за счет средств, полученных от 178 241
п ред п р и 11 и матсл ьс ко й ДСЯТСЛ Ы1 ост и 178 270
по предметам, приобретенным за счет целевых средств и безвозмездных
поступлений
На сумму налога на добавленную стоимость 178 173
На сумму разницы между рыночной и балансовой стоимости (без налога на 178 400
добавленную стоимость)
8 Списание выявленных при инвс>ггаризации недостач белья, постельных принадлежностей, одежды, обуви, отнесенных на виновных лиц по балансовой стоимости 260 072, 073
Одновременно производится вторая запись на суммы, подлежащие взысканию с 170 173,270, 401
виновных лиц по рыночной стоимости