Научная статья на тему 'Учет и Ревизия операций с мягким инвентарем'

Учет и Ревизия операций с мягким инвентарем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1409
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЯГКИЙ ИНВЕНТАРЬ / УЧЕТ / РЕВИЗИЯ / ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ / МАТЕРИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННЫЕ ЛИЦА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маслова Т. С.

В статье рассматривается методика проведения ревизии операций с мягким инвентарем, который входит в состав материальных запасов учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет и Ревизия операций с мягким инвентарем»

Всё для бухгалтера

УЧЕТ И РЕВИЗИЯ ОПЕРАЦИЙ С МЯГКИМ ИНВЕНТАРЕМ

т. с. млсловл,

кандидат экономических наук, доцент Нижегородский государственный университет

им. Н. И. Лобачевского

В статье рассматривается методика проведения

ревизии операций с мягким инвентарем, который

входит в состав материальных запасов учреждений.

Источниками информации при проверке служат:

1) основные законодательные и нормативные

акты:

• Бюджетный кодекс РФ (БК РФ);

• Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ);

• приказ Минфина России от 30.12.2008 № 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» (далее — Приказ № 148н);

• приказ Минфина России от 23.09.2005 № 123н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета» (далее — Приказ № 123н);

• приказ Минфина России от 13.11.2008 № 128н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее — Приказ № 128н);

• приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (далее — Приказ № 290н);

2) документы хозяйствующего объекта:

• требование-накладная;

• ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения;

• акт о списании материальных запасов;

• акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря;

• карточки количественно-суммового учета материальных ценностей;

• оборотные ведомости по нефинансовым активам;

• книга (карточка) учета материальных ценностей;

• журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;

• главная книга;

• отчетность учреждения и др.

В соответствии с инструкцией по бюджетному учету (п. 68 Приказ № 148н) к мягкому инвентарю относятся:

• белье (рубашки, сорочки, халаты и т. п.);

• постельное белье и принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, мешки спальные и т. п.);

• одежда и обмундирование, включая спецодежду (костюмы, пальто, плащи, полушубки, платья, кофты, юбки, куртки, брюки и т.п.);

• обувь, включая специальную (ботинки, сапоги, сандалии, валенки и т. п.);

• спортивная одежда и обувь (костюмы, ботинки и т.п.);

• прочий мягкий инвентарь.

Мягкий инвентарь учитывается на счете 105.05 «Мягкий инвентарь», КОСГУ 340 «Увеличение стоимости мягкого инвентаря» /440 «Уменьшение стоимости мягкого инвентаря».

Целью ревизии применительно к исследуемому участку бюджетного бухгалтерского учета является осуществление контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении учреждением операций с мягким инвентарем, их обоснованностью, наличием, движением и его использованием

в соответствии с утвержденными нормами и сметами. Основные направления ревизии.

1. Проверкаусловий, обеспечивающих сохранность мягкого инвентаря, и контроль за их соблюдением

Контроль за сохранностью материальных запасов в целом и мягкого инвентаря, в частности, включает рассмотрение комплекса вопросов, осуществляемых в целях предотвращения недостач и хищений. В первую очередь проверяются:

• состояние складского хозяйства, подбор и расстановка материально ответственных лиц;

• своевременность проведения инвентаризаций;

• состояние системы внутрихозяйственного контроля учреждения.

Состояние складского хозяйства, подбор и расстановка материально ответственных лиц. Проверка сохранности предусматривает обследование:

• складских помещений и местхранения материальных запасов для выяснения их пригодности целевым назначениям;

• соблюдения правил хранения ценностей;

• обеспечения противопожарной безопасности и т. п.

В соответствии с установленными правилами учет мягкого инвентаря на складе ведется по видам (с учетом размера предмета и качества материала) и по количеству предметов, а обмундирования и обуви — по наименованиям, артикулам, размерам, ценам и по количеству. Проверяющий устанавливает, есть ли в наличии инвентарь и обмундирование, которые длительное время не использовались и по каким причинам, какие меры принимались к реализации этих ценностей в установленном порядке.

Особое место отводится проверке материальной ответственности. Приступая к исполнению своих обязанностей, материально ответственные лица должны изучить правила приемки и документального оформления операций движения мягкого инвентаря, атакже ведения учетав местаххранения. Они должны быть ознакомлены с должностными инструкциями, документальным оформлением операций и аналитическим учетом мягкого инвентаря.

Материально ответственные лица должны приниматься и увольняться с работы с согласия главного бухгалтера. В отделе кадров можно проверить наличие визы главного бухгалтера, разрешающей зачислить работника на должность, связанную с материальной ответственностью. На такие должности не должны приниматься лица, имевшие ранее судимость за растраты, хищения и не оправдавшие доверия на прежней работе. В этой

связи можно ознакомиться с трудовыми книжками работников, документами об образовании, выписками из приказов учреждения.

В процессе контроля проверяется: наличие заключенных письменных договоров о материальной ответственности, состояние организации контроля за деятельностью материально ответственных лиц, первичного учета и отчетности о движении мягкого инвентаря, соблюдение режима работы складов.

При проверке выясняются система отпуска мягкого инвентаря на нужды учреждения, состояние контроля со стороны руководителей подразделений, своевременность и точность отражения отпуска в соответствующих первичных и сводных документах, правильность и своевременность проведения инвентаризации.

Неотъемлемой частью контроля за сохранностью материальных запасов на складах учреждения является проверка складского учета. Практика ревизионной работы показывает, что основными нарушениями в ведении складского учета являются:

• наличие отрицательных переходящих остатков («красное» сальдо) по видам материальных ценностей;

• отсутствие записей поступления мягкого инвентаря по отдельным приходным документам;

• расхождения между данными карточек складского учета и бухгалтерского учета;

• неправильный подсчет остатков и т. д. Одновременно в бухгалтерии можно проверить

правильность оформления передачи складского хозяйства при смене материально ответственных лиц в результате их болезни, ухода в отпуск, а также отражение выявленных расхождений в бухгалтерском учете.

Проверка своевременности, полноты и правильности проведения инвентаризаций. Порядок проведения инвентаризации регламентирован Инструкцией по бюджетному учету (Приказ № 148н) и методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49.

Целью инвентаризации является обеспечение достоверности показателей бюджетного учета, сохранность финансовых и нефинансовых активов. Инвентаризация позволяет установить реальность всех статей баланса и других форм отчетности учреждений. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Именно поэтому правильное проведение инвентаризаций очень важно для учреждения. Встречаются различного рода недостатки:

• неполный охват инвентаризацией материальных запасов;

• несоблюдение сроков проведения инвентаризаций;

• наличие неоговоренных исправлений и подчисток в инвентаризационных описях и сличительных ведомостях;

• отсутствие подписей в инвентаризационных описях отдельных членов инвентаризационной комиссии;

• отсутствие подписи материально ответственных лиц о принятии перечисленных в описи ценностей на ответственное хранение и др. Ревизор до начала проверки должен знать

обо всех местах хранения мягкого инвентаря и составить перечень подлежащих инвентаризации ценностей.

Руководитель издает соответствующее распоряжение о создании инвентаризационной комиссии, в состав которой помимо материально ответственных лиц обычно включают представителей руководства учреждения, а также соответствующих специалистов и работников бухгалтерии. Присутствие при инвентаризации материально ответственных лиц обязательно.

На дату начала инвентаризации материально ответственное лицо составляет отчет по приходу и расходу материальных запасов в двух экземплярах. Первый экземпляр передается в бухгалтерию учреждения, а второй экземпляр — ревизору. Кроме того, председатель комиссии должен получить расписки от материально ответственных лиц в том, что все документы, относящиеся к приходу и расходу, сданы в бухгалтерию, и что никаких неоприходо-ванных или не списанных с учета предметов нет.

Аналогичные расписки берутся с лиц, имеющих подотчетные суммы на приобретение мягкого инвентаря или доверенности на их получение.

Результаты инвентаризации фиксируют в инвентаризационных описях (сличительных ведомостях) по объектам нефинансовых активов (Приказ № 123н).

Инвентаризационная опись составляется по материально ответственным лицам с указанием места проведения инвентаризации, распиской материально ответственного лица. В документе отражается:

• наименование и код объекта учета, инвентарный номер, единица измерения;

• сведения о фактическом наличии (цена, количество);

• сведения по данным бюджетного учета (количество, сумма);

• сведения о результатах инвентаризации (по недостаче и по излишкам — количество и сумма).

Бывают случаи, когда председатель комиссии при проведении инвентаризации не включает в опись ценности, которые, по заявлению материально ответственныхлиц, якобы не принадпежатданному учреждению, а находятся временно у него на хранении. В данной ситуации комиссия должна составить отдельную опись по предметам мягкого инвентаря, затем путем проведения встречной проверки выяснить, кому данные ценности принадлежат и почему хранятся на складе другой организации.

Оформленную опись председатель инвентаризационной комиссии передает в бухгалтерию для составления сличительной ведомости. Сличительные ведомости составляют только по тем ценностям, по которым выявлены отклонения от учетных данных. Их подписывают главный бухгалтер и материально ответственные лица.

Следует проверить также своевременность отражения результатов инвентаризации в бюджетном бухгалтерском учете. По действующему законодательству (ст. 12 Закона 129-ФЗ) выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета должны быть отражены на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

• излишек имущества оприходован по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации;

• недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли отнесены на издержки производства или обращения, а сверх норм — на счет виновных лиц или на финансовые результаты.

Взаимозачет излишков и недостач в результате пересортицы допускается в виде исключения за один и тот же проверяемый период у одного и того же материально ответственного лица по ценностям одного и того же наименования. Недостачи и потери материальных запасов сверх норм убыли, когда конкретные виновники этого не установлены или во взыскании с них отказано судом, могут быть списаны учреждением на расходы (табл. 1). В процессе инвентаризации также устанавливается:

• закреплен ли мягкий инвентарь за материально ответственными лицами;

• не хранятся ли на складе белье и обмундирование без фабричных этикеток, не промаркированные штампом с указанием наименования ревизуемого учреждения;

• имеются ли на мягком инвентаре, находящемся в использовании, штампы с указанием наименования ревизуемого учреждения, а также штампы с указанием года выдачи его в

1 Здесь и далее в статье приводятся бухгалтерские проводки по операциям с кодами счетов бюджетного учета начиная с 18 разряда. Цифра 1 в данном разряде означает бюджетную деятельность, 2 — деятельность, приносящую доход, запись 1(2) указывает, что проводка может иметь место в бюджетной деятельности и в деятельности, приносящей доход.

Таблица 1

Регулирование в бюджетном бухгалтерском учете разниц, выявленных в результате проведения инвентаризации1

№ п/п Содержание операции Корреспонди] рующие счета Правовое основание

Дебет Кредит

1 Учреждением сформирована дебиторская задолженность на недостачу мягкого инвентаря, выявленную в результате инвентаризации, утвержденной в установленном порядке. Одновременно с бюджетного бухгалтерского учета списывается фактическая стоимость недостающих объектов в дебет счета 140101172 «Доходы отреализации активов» 120904560 140101172 Приказ № 148н, ч. 3, разд. 1,п. 172

2 Учреждением приняты к бюджетному бухгалтерскому учету излишки мягкого инвентаря, оприходованные на склад по результатам инвентаризации, утвержденным в установленном порядке, в оценке по текущей рыночной стоимости 1(2) 10505340 1(2) 40101180 Приказ № 148н, ч. 3, разд. 1,п.62

3 Погашена виновным лицом недостача мягкого инвентаря наличными денежными средствами в кассу учреждения 1(2) 20104510 1(2) 20904660 Приказ № 148н, ч. 3, разд. 1,п. 172

4 Погашена виновным лицом недостача мягкого инвентаря в безналичном порядке. Денежные средства поступают на лицевой счет, открытый в органах казначейства и в дальнейшем подлежат обязательному перечислению в доход соответствующего бюджета на счет 121002440 «Расчеты с финансовыми органами по поступлениям в бюджет от реализации материальных запасов» 130405340 120904660 Приказ № 148н, ч. 3, разд. 1,п. 172

5 Погашена виновным лицом недостача денежными средствами в безналичном порядке в рамкахдеятельности, приносящей доход 220101510 220904660 Приказ № 148н, ч. 3, разд. 1,п. 172

6 Учреждением списана с бюджетного бухгалтерского учета сумма недостачи материальных запасов при отсутствии конкретных виновников, а также при отказе во взыскании судом 140101172 120904660 Приказ № 148н, ч. 3, разд. 1,п. 172

носку, наименования или номера отделения, общежития ит.п.; • обеспечивается ли раздельное хранение на складе нового и бывшего в употреблении белья. В целях организации документооборота, обеспечивающего количественный учет и сохранность мягкого инвентаря, приказом руководителя учреждения утверждаются лица, на которых возлагается ответственность за сохранность и движение мягкого инвентаря, за правильное и своевременное оформление операций по приобретению, оприходованию на склад, выдачу, возврат, обмен и выбытие мягкого инвентаря.

По результатам инвентаризации иногда принимаются неправильные решения, способствующие совершению злоупотреблений, а именно: сокрытие недостачи под видом пересортицы; списание недостач на затраты производства (в рамках деятельности, приносящей доход) или на другие счета вместо взыскания с виновных лиц.

При контроле следует использовать решения инвентаризационных комиссий, отраженные в

протоколах комиссий, записи по счетам бюджетного бухгалтерского учета в журналах операций или машинограммах.

Система внутрихозяйственного контроля. Проверку организации системы внутрихозяйственного контроля рекомендуется начинать с проверки наличия утвержденных руководителем учреждения положений о функциях соответствующих служб и отделов, а также инструкций о служебных обязанностях отдельных работников. При этом можно выборочно проверить, соответствуют ли действующие положения о функциях служб и отделов типовым положениям в нормативных актах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В первую очередь надо проверить, как организована и выполняется контрольно-ревизионная работа внутри учреждения. Для этого нужно выяснить, имеется ли утвержденный руководителем план проведения ревизий и тематических проверок внутренних подразделений и каково его содержание.

При рассмотрении содержания и выполнения плана ревизий и проверок выясняется: • полнота охвата контролем подразделений;

• за какой период проводятся ревизии;

• производятся ли комплексные ревизии работы подразделений;

• результаты проведенныхревизий;

• полнота возмещения ущерба и др. Выборочно изучается содержание программ и

актов ревизий внутренних подразделений. Также надо выяснить, осуществляются ли внезапные проверки наряду с контрольно-ревизионной работой по плану.

При проверке выполнения плана ревизий и внезапных проверок используются материалы актов ревизий и проверок, приказов, распоряжений руководителя учреждения, данные о вскрытых недостатках, ущербе, их возмещении, другие материалы.

Своевременность проведения внутренних ревизий и внезапных проверок определяется путем сопоставления даты, указанной в плане проверок, и времени их фактического осуществления, указанного в актах.

Качество ревизий определяется по содержанию актов в сопоставлении с требованиями их программы, а действенность ревизий — по быстроте устранения вскрытых нарушений и недостатков в работе.

2. Проверка операций поступления мягкого инвентаря и его оценки

К способам поступления мягкого инвентаря можно отнести следующие:

• от поставщиков (по договорам поставки);

• путем разовых операций приобретения подотчетными лицами;

• безвозмездно;

• в порядке централизованного снабжения;

• собственного производства и др.

Надо помнить, что материальные запасы, в том числе и предметы мягкого инвентаря, принимаются к бюджетному учету по фактической стоимости с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками (кроме их приобретения (изготовления) в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ).

Фактической стоимостью мягкого инвентаря, приобретенного за плату, признаются:

• суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

• суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей;

• таможенные пошлины и иные платежи, связанные с приобретением материальных запасов;

• вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные запасы, в соответствии с условиями договора;

• суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку (транспортные услуги) материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки;

• суммы, уплачиваемые за доведение материальных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях;

• иные платежи, непосредственно связанные с ихприобретением (п. 52 Приказа№ 148н). Определение фактической стоимости предметов мягкого инвентаря в зависимости от способа поступления представлено ниже (табл. 2).

Фактическая стоимость мягкого инвентаря определяется с учетом суммовых разниц, возникающих до его принятия к бюджетному учету в случаях, когда оплата производится в валюте РФ в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Фактическая стоимость мягкого инвентаря при изготовлении самим учреждением определяется исходя из затрат, связанных с изготовлением данных активов (п. 53 Приказа № 148н).

При проверке правильности планирования расходов на приобретение мягкого инвентаря нужно выяснить, учитывалось ли наличие белья, постельных принадлежностей, спецодежды и др. на складе и в эксплуатации на ревизуемом учреждении. Проверка правильности расходов на приобретение мягкого инвентаря начинается с его инвентаризации.

Принятие к учету мягкого инвентаря производится на основании первичных учетных документов (накладных поставщика и т.п.). При наличии расхождений с данными документов поставщика составляется акт о приемке материалов.

При поступлении предметы мягкого инвентаря маркируются материально ответственным лицом в присутствии руководителя учреждения или его заместителя и работника бухгалтерии специальным штампом несмываемой краской без порчи внешнего вида предмета, с указанием наименования учреждения, а при выдаче предметов в эксплуатацию производится дополнительная маркировка с указанием года и месяца выдачи их со склада.

Маркировочные штампы должны храниться у руководителя учреждения или его заместителя (п. 56 Приказа № 148н).

Поскольку маркировка мягкого инвентаря соответствующими штампами имеет цель обеспечить

Таблица 2

Способ поступления Оценка

Приобретение за плату Исходя из фактических затрат, связанных с приобретением

Изготовление самим учреждением Исходя из затрат, связанных с изготовлением данных активов

По договору дарения Исходя из их рыночной стоимости на дату принятия к бюджетному учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования

Безвозмездно от учреждений, подведомственных: разным главным распорядителям бюджетных средств одного уровня бюджета (а также от государственных и муниципальных организаций); одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; от учреждений бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ По фактической стоимости, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования

Не принадлежащие учреждению, но находящиеся в его пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора В размере стоимости, предусмотренной в договоре

его сохранность и предотвратить злоупотребления, ревизор выясняет, где хранится штамп для маркировки мягкого инвентаря, оформлено ли приказом руководителя лицо, у которого должны храниться маркировочные штампы, нет ли к ним свободного доступа.

При проверке наличия нового мягкого инвентаря на складе целесообразно сопоставить цены, значащиеся на этикетках, с ценами, указанными в документах поставщика.

По документам банка, счетам поставщиков, приходным документам и данным складского и бухгалтерского учета ревизор проверяет своевременность и полноту оприходования мягкого инвентаря. При этом устанавливает, не допускается ли передача мягкого инвентаря, поступившего в учреждение, непосредственно в пользование соответствующих подразделений, минуя склад.

Если мягкий инвентарь производится в учреждении, проверяющий по документам выясняет, соблюдается ли порядок оформления списания использованных материалов и оприходования изготовленного инвентаря.

Учет мягкого инвентаря ведется в книге (карточке) учета материальных ценностей. Книга применяется для учета в местах хранения мягкого инвентаря материально ответственными лицами. Учет ведется по наименованиям, сортам и количеству мягкого инвентаря с использованием отдельных страниц по каждому наименованию объекта учета.

Бухгалтерия систематически осуществляет контроль за поступлением и расходованием мягкого инвентаря, находящегося на складе (в местах хранения), а также производит сверку данных по учету инвентаря с записями, ведущимися на складе. О результатах проверок должны быть сделаны

соответствующие записи на отведенной для этого странице в конце книги.

При ограниченном объеме наименований мягкого инвентаря учет можно вести в карточке учета материальных ценностей.

Бухгалтерские записи поступления в учреждение предметов мягкого инвентаря на счетах бюджетного бухгалтерского учета представлены в табл. 3.

При этом ревизор сопоставляет данные счетов поставщиков с данными накладных, авансовых отчетов и отражение этих операций в журналах операций по счетам: 201.04 «Касса», 208.22 «Расчеты с подотчетными лицами по приобретению материальных запасов», 302.22 «Расчеты с поставщиками по приобретению материальных запасов», 201.01 «Безналичные денежные средства» и др.

3. Ревизия операций отпуска предметов мягкого инвентаря и их оценки

Надо заметить, что в эксплуатацию (пользование) предметы мягкого инвентаря выдаются в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, которые утверждены приказами Минздравсоцразвития России. К способам выбытия мягкого инвентаря можно отнести, например, следующие:

• отпуск на нужды учреждения (в эксплуатацию);

• отпуск сторонним организациям (продажа);

• по ветхости, с истечением срока службы;

• безвозмездная передача и др.

Списание мягкого инвентаря может производиться по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости. Оценка мягкого инвентаря по средней фактической сто-

Таблица 3

Бюджетный бухгалтерский учет поступления предметов мягкого инвентаря

№ п/п Содержание операции Корреспонди] рующие счета Правовое основание

Дебет Кредит

1 Учреждением приняты к бюджетному бухгалтерскому учету предметы мягкого инвентаря в оценке по фактической стоимости их приобретения при наличии дополнительных расходов (в рамках нескольких договоров). Фактические расходы, связанные с приобретением, сначала собираются в дебете счета 1(2) 10604340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)» 1(2) 10505340 1(2) 10604440 Приказ № 148н, ч. 3, разд. 1, пп. 60, 76

2 Учреждением принят к бюджетному бухгалтерскому учету мягкий инвентарь собственного производства в оценке по фактической стоимости 1(2) 10505340 1(2)10604440 Приказ № 148н, ч. 3, разд. 1,п.60

3 Учреждением принят к бюджетному бухгалтерскому учету мягкий инвентарь, безвозмездно полученный по договору, распоряжению (извещению) от учреждений, подведомственных одному главному распорядителю (распорядителю) средств бюджетов, в том числе при централизованном снабжении 110505340 130404340 Приказ № 148н, ч. 3, разд. 1,п.60

4 Учреждением принят к бюджетному бухгалтерскому учету в оценке по фактической стоимости мягкий инвентарь, безвозмездно полученный в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств в рамках приносящей доход деятельности, а также полученный от государственных и муниципальных организаций, от иных организаций (за исключением государственных и муниципальных), а также от физических лиц 110505340 140101180 Приказ № 148н, ч. 3, разд. 1,п.60

5 Учреждением принят к бюджетному бухгалтерскому учету в оценке по фактической стоимости мягкий инвентарь, безвозмездно полученный по договору от учреждений бюджетов других уровней 110505340 140101151 Приказ № 148н, ч. 3, разд. 1,п.60

6 Учреждением принят к бюджетному бухгалтерскому учету мягкий инвентарь, приобретенный через подотчетное лицо, в оценке по фактической стоимости 1(2) 10505340 1(2) 20822660 Приказ № 148н, ч. 3, разд. 1, пп. 60, 168

7 Учреждением принят к бюджетному бухгалтерскому учету мягкий инвентарь в оценке по фактической стоимости, приобретенный за плату по договорам поставки и другим хозяйственным договорам, без дополнительных затрат 1(2) 10505340 1(2) 30222730 Приказ № 148н, ч. 3, разд. 1, пп. 60, 199

8 Учреждением принят к бюджетному бухгалтерскому учету мягкий инвентарь, ранее числящийся в составе материалов «в пути» при их приобретении по аккредитиву и переходе права собственности в момент отгрузки поставщиком 1(2) 10505340 1(2) 10703440 Приказ № 148н, ч. 3, разд. 1, п. 87

9 Учреждением принят к бюджетному бухгалтерскому учету мягкий инвентарь, поступивший в натуральной форме при возмещении ущерба, причиненного виновным лицом 110505340 140101172 Приказ № 148н, ч. 3, разд. 1,п.60

10 Учреждением приняты к бюджетному бухгалтерскому учету излишки мягкого инвентаря, оприходованные на склад по результатам инвентаризации, утвержденным в установленном порядке, в оценке по текущей рыночной стоимости 1(2)10505340 1(2)40101180 Приказ № 148н, ч. 3, разд. 1, п. 60

имости производится по каждой группе (виду) предметов путем деления общей фактической стоимости группы (вида) предметов на их количество, складывающихся, соответственно, из средней фактической стоимости и количества остатка на начало месяца, и поступивших запасов в течение текущего месяца на дату списания (отпуска) (п. 58 Приказа № 148н).

Предметы мягкого инвентаря (специальная, форменная одежда и др.) подлежат возврату в следующих случаях:

• по окончании срока носки;

• при увольнении работника;

• при переводе работника на другую работу, для которой выдача спецодежды не предусмотрена.

Выдача мягкого инвентаря в эксплуатацию производится по ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения. Выдача специальной одежды и обуви наряду с оформлением ведомости сопровождается также соответствующими записями в личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты (п. 13 Приказ № 290н).

Операции по перемещению мягкого инвентаря между материально ответственными лицами в учреждении отражаются путем изменения материально ответственного лица в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей на основании требования-накладной (п. 62 Приказа № 148н).

Выбытие мягкого инвентаря оформляется актом о списании мягкого и хозяйственного инвентаря. Списание мягкого инвентаря оформляется актом независимо от его стоимости (п. 62 Приказа № 148н). Он составляется комиссией, назначенной приказом (распоряжением) руководителя учреждения. Списание производится при полной изношенности предметов. Акт оформляется в двух экземплярах, первый экземпляр сдается в бухгалтерию, а второй — остается у материально ответственного лица.

Работник обязан сдать на склад пригодную для дальнейшего использования спецодежду. Прием спецодежды на склад оформляется приходным ордером в двух экземплярах.

Если при увольнении работник сдал спецодежду, срок носки которой не истек, то комиссия учреждения определяет процент ее износа. При повторной выдаче спецодежды, бывшей в употреблении, ее срок носки исчисляется с учетом установленного процента износа.

При повторной выдаче спецодежды производится запись в личной карточке работника с пометкой «б/у» (бывшая в употреблении).

Дежурная спецодежда может выдаваться работникам в коллективное пользование. Дежурная спецодежда выдается ответственному лицу, о чем делается запись на отдельной карточке с пометкой «дежурная».

Особое внимание уделяется проверке правильности списания предметов мягкого инвентаря. Определение непригодности и решение вопроса о списании мягкого инвентаря осуществляются в учреждении постоянно действующей комиссией, назначенной приказом (распоряжением) руководителя. Надо убедиться, что члены комиссии действительно принимали участие в осмотре списанных предметов, уничтожении (путем сожжения) маркировочных штампов, отборе и взвешивании части пригодного для починки мягкого инвентаря,

а также ветоши для уборки помещений и других целей.

В присутствии комиссии списанный мягкий инвентарь уничтожается (режется, рвется ит. д.)и превращается в ветошь. При этом штампы, нанесенные ранее на мягкий инвентарь при приеме его к учету и выдаче в эксплуатацию, отрезаются.

Ветошь, пригодная для использования в хозяйственных целях, принимается на склад по приходному ордеру с указанием веса, затем отпускается в подразделения и используется для уборки помещений.

Ветошь принимается к учету в условной оценке (например, 1 руб. за 1 кг. ветоши) и отражается в учете бухгалтерской записью (п. 60 Приказа№ 148н): • по дебету счета 110506340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» и кредиту счета 140101180 «Прочие доходы». Очень важно установить, не списываются ли предметы мягкого инвентаря до истечения срока их носки (сроки носки (эксплуатации) спецодежды, предметов мягкого инвентаря исчисляются со дня их фактической выдачи в носку (эксплуатацию).

По документам надо проследить за теми предметами, которые не маркируются при передаче в эксплуатацию, и установить факты преждевременного их списания.

Бухгалтерские записи операций выбытия предметов мягкого инвентаря на счетах бюджетного бухгалтерского учета систематизированы и представлены в табл. 4.

4. Ревизия ремонта (ухода) предметов мягкого инвентаря

Ревизия операций с мягким инвентарем заканчивается проверкой организации ремонта мягкого инвентаря, расходов по его проведению и правильности их списания. Работодатель за счет собственных средств обязан организовать надлежащий уход, хранение, своевременную химчистку, стирку, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию, обезвреживание, сушку, а также ремонт и замену предметов мягкого инвентаря (п. 30 Приказа № 290н). Если в учреждении нет технической возможности для проведения мероприятий по уходу, они выполняются организацией, привлекаемой со стороны по гражданско-правовому договору (п. 32 Приказа № 290н). Расходы на ремонт мягкого инвентаря определяются в установленном размере их балансовой стоимости по данным годового отчета.

Расходы по стирке белья, ремонту обуви и одежды планируются не выше установленных норм на контингент учащихся, студентов, проживающих в общежитиях, или исходя из среднего расхода, сло-

Таблица 4

Бюджетный бухгалтерский учет выбытия предметов мягкого инвентаря

№ п/п Содержание операции Корреспонди] рующие счета Правовое основание

Дебет Кредит

1 Учреждением списан с бюджетного бухгалтерского учета мягкий инвентарь в результате продажи по соответствующим хозяйственным договорам 1(2) 40101172 1(2) 10505440 Приказ № 148н, ч. 3, разд. 1,п.62

2 Учреждением списана с бюджетного бухгалтерского учета фактическая стоимость пришедших в негодность предметов мягкого инвентаря на основании оправдательных документов 140101272 110505440 Приказ № 148н, ч. 3, разд. 1,п.62

3 Учреждением списана с бюджетного бухгалтерского учета фактическая стоимость пришедших в негодность предметов мягкого инвентаря на основании оправдательных документов 210604340 210505440 Приказ № 148н, ч. 3, разд. 1,п.62

4 Учреждением списана с бюджетного бухгалтерского учета фактическая стоимость предметов мягкого инвентаря в результате чрезвычайных обстоятельств 140101273 110505440 Приказ № 148н, ч. 3, разд. 1,п.62

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Внутреннее перемещение предметов мягкого инвентаря между подразделениями учреждения учитывается в соответствующих регистрах аналитического учета путем изменения материально ответственного лица 1(2) 10505340 1(2) 10505340 Приказ № 148н, ч. 3, разд. 1,п.62

6 Учреждением списана с бюджетного бухгалтерского учета фактическая стоимость предметов мягкого инвентаря в результате недостачи, выявленной при инвентаризации 140101172 110505440 Приказ № 148н, ч. 3, разд. 1,п.62

7 Учреждением списана с бюджетного бухгалтерского учета фактическая стоимость предметов мягкого инвентаря, безвозмездно переданных учреждениям своего ведомства 130404340 110505440 Приказ № 148н, ч. 3, разд. 1,п.62

8 Учреждением списана с бюджетного бухгалтерского учета фактическая стоимость предметов мягкого инвентаря, безвозмездно переданных учреждениям, подведомственным другому главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств одного уровня бюджета; одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств в рамках приносящей доходдеятельности; а также государственным и муниципальным организациям 140101241 110505440 Приказ № 148н, ч. 3, разд. 1, п. 62

9 Учреждением списана с бюджетного бухгалтерского учета фактическая стоимость предметов мягкого инвентаря, безвозмездно переданных организациям, за исключением государственных и муниципальных 140101242 110505440 Приказ № 148н, ч. 3, разд. 1,п.62

10 Учреждением списана с бюджетного бухгалтерского учета фактическая стоимость предметов мягкого инвентаря, безвозмездно переданных учреждениям бюджета другого уровня 140101251 110505440 Приказ № 148н, ч. 3, разд. 1,п.62

жившегося на одного ребенка в детских учреждениях. Расходы по стирке белья можно определять с учетом фактических расходов за предыдущие годы. При стирке белья в централизованных прачечных сумма расходов определяется по оплаченным счетам.

Расходы на стирку, сушку, дезинфекцию, ремонт и т.п. мягкого инвентаря отражаются следующими бухгалтерскими записями (Приказ № 145н):

• в рамках бюджетной деятельности по дебету счета 140101225 «Расходы на услуги по содержанию имущества» и кредиту счета 130208730 «Увеличение кредиторской задолженности по оплате работ, услуг по содержанию имущества»;

• в рамках предпринимательской деятельности по дебету счета 210604340 «Увеличение стоимости

изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг) и кредиту счета 230208730 «Увеличение кредиторской задолженности по оплате работ, услуг по содержанию имущества».

Список литературы

1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от21.11.1996 № 129-ФЗ.

2. Об утверждении Инструкции по бюджетному учету: приказ Минфина России от 30.12.2008 №148н.

3. Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: приказ МинфинаРоссии от 13.11.2008 № 128н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.