Научная статья на тему 'Некоторые проблемы по организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях'

Некоторые проблемы по организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
382
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы по организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях»

ВСЕ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БЮДЖЕТНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ

Ю.М. ПИСКАРЁВА, преподаватель бюджетного учета

Учет белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви в учреждениях образования и социальной защиты населения1

Инструкция по учету белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви в учреждениях системы Министерства социального обеспечения РСФСР, утвержденная приказом от 13.06.75 № 73, как видно не переиздавалась длительное время и во многом устарела, она может использоваться лишь в тех случаях, если не противоречит Инструкции 107н и другим нормативным указаниям. Далее в данной статье приведены некоторые вопросы, которые имеют значение только для учреждений социальной зашиты населения. При этом обшие положения могут быть использованы из данной статьи, приведенные для учреждений образования.

В учреждениях социального обеспечения разрабатывается номенклатура предметов мягкого инвентаря, на приходном документе поставщика против каждого наименования проставляется номенклатурный номер. Каждый номер объединяет предметы белья одного наименования, имеющие одинаковые или близкие цены, материал, из которого они изготовлены, и размеры. Предметы белья одного наименования, близкие по размерам, качеству материала и цене, могут объединяться под одним шифром и учитываться на одной групповой карточке. Установленные шифры должны строго соблюдаться в бухгалтерском и складском учете и указываются во всех документах и оборотных ведомостях.

В домах-интернатах, психоневрологических интернатах и других учреждениях социальной защиты населения выдача обеспечиваемым нового нательного и постельного белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви производится в соот-

1 Продолжение. Начало см. в N9 1(73) 2003 года.

ветствии с установленными нормами и с учетом сроков носки.

Если белье изношено ранее установленных сроков носки или непригодно для дальнейшей носки по другим причинам, оно заменяется в каждом отдельном случае с разрешения руководителя учреждения.

При очередной смене белья взамен сданного в стирку или в ремонт обеспечиваемому выдается такое же количество чистого белья.

Для смены нательного и постельного белья, рубашек (кофт), платья и т.п. в кладовой сестры-хо-зяйки должен иметься обменный фонд в пределах действующих норм.

В указанных учреждениях для престарелых и инвалидов выдача белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви производится с записью в арматурной карточке, заводимой сестрой-хозяйкой на каждого обеспечиваемого.

В гр. 5 карточки обеспечиваемый расписывается в получении белья, а в гр. 6 сестра-хозяйка в его выдаче. При сдаче вещей (вследствие износа, выбытия обеспечиваемого) в гр. 7 против соответствующего наименования указывается прописью количество сданных вещей, в гр. 8 дата сдачи, в гр. 9 расписка обеспечиваемого в сдаче, а в гр. 10 расписка сестры-хозяйки в приеме, в гр. 11 указывается причина сдачи вещей.

Предметы белья, сданные обеспечиваемыми вследствие износа, сестрой-хозяйкой подбираются по наименованиям для последующего предъявления к списанию в установленном порядке.

В случае смерти обеспечиваемого списание предметов белья и одежды, в которых он похоронен, производится на основании составленного об этом акта по книге бельевой кладовой ф. М-17 и по арматурной карточке. Остальные числящиеся за умершим вещи, пригодные к использованию, списываются по арматурной карточке как принятые в кладовую, и карточка закрывается.

Образец арматурной карточки

(наименование учреждения)

Вписана в реестр: бухгалтер

(должность)

Арматурная карточка № _

(подпись)

(расшифровка подписи)

200 г.

На вещи выданные

(фамилия, имя, отчество обеспечиваемого)

Ко п/п Наименование вещей Выдано Сдано Примечание

Количество (прописью) Дата выдачи Расписка в получении вещей Расписка сестры-хозяйки в выдаче вещей Количество (прописью) Дата сдачи Расписка обеспечиваемого в сдаче вещей Расписка сестры-хозяйки в приеме сданных от обеспечиваемых вещей

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

В домах-интернатах целесообразно в целях более бережного отношения обеспечиваемых к выданным предметам одежды закреплять их за обеспечиваемыми индивидуальной меткой.

Бланки арматурных карточек хранятся в бухгалтерии учреждения. При выдаче сестре-хозяйке арматурная карточка заполняется и регистрируется бухгалтерией учреждения в специальной книге-реестре и оформляется подписью бухгалтера.

В случае необходимости в таком же порядке выписывается продолжение арматурной карточки, которая хранится вместе с первой карточкой.

Арматурные карточки хранятся у сестры-хозяйки и служат для учета вещей, находящихся у обеспечиваемых.

После проведения годовой инвентаризации белья закрытые арматурные карточки на умерших и выбывших обеспечиваемых сдаются в бухгалтерский архив учреждения, где хранятся в алфавитном порядке в течение 5 лет.

(наименование

учреждения)

Выдача белья, одежды и обуви обеспечиваемым в психоневрологических интернатах и тяжелобольным в других домах-интернатах в случаях, когда обеспечиваемый по состоянию здоровья не может расписаться за полученные вещи, производится через санитарок, которые подтверждают своей подписью в арматурной карточке выдачу или возврат предметов белья и одежды.

В детских домах-интернатах в таком же порядке расписываются в арматурных карточках закрепленные за группами воспитатели, а если их нет - санитарки. Они же следят за состоянием белья и производят сдачу сестре-хозяйке изношенных вещей для замены.

В психоневрологических интернатах, отделениях тяжелобольных в домах-интернатах, детских домах-интернатах белье, постельные принадлежности, одежда в палатах передаются под ответственность дежурных санитарок по приемо-сдаточной ведомости.

Образец реестра арматурных карточек

Реестр арматурных карточек

Дата выдачи № п/п Фамилия, имя, отчество обеспечиваемого Расписка сестры-хозяйки в получении карточки

1 2 3 4

__Образец месячной приемо-сдаточной ведомости

(наименование учреждения)

Месячная приемо-сдаточная ведомость

По отделению №, палате №_на_месяц 200 _г.

Дата Часы Наименование предметов и их количество Расписка в приеме Расписка в сдаче

Ма1рацы Подушки Одеяла Простыни Наволочки

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Если при выбытии или переводе обеспечиваемых из одного дома-интерната в другой собственных носильных вешей, сданных им на хранение при поступлении, недостаточно или они не соответствуют времени года, ему дополнительно выдаются недостающие предметы из числа закрепленной за ним одежды, обуви и белья. О выдаче сообщается дому-интернату, куда обеспечиваемый переводится, для принятия на учет с записью в арматурную карточку.

Белье, выданное в столовую, на кухню, в другие подразделения учреждения, числится сестрой-хозяйкой за соответствующими должностными лицами (шеф-повором и т.д.) по описям, на которых они расписываются в получении.

Белье и спецодежда, выданные в индивидуальное пользование отдельным работникам, числятся

сестрой-хозяйкой за этими лицами по их распискам в получении с указанием наименования, количества предметов.

При сдаче указанными подразделениями и лицами предметов белья, спецодежды в стирку или ремонт сестрой-хозяйкой выдается им такое же количество чистого белья, спецодежды.

Белье сдается в стирку сестрой-хозяйкой по списку.

Список составляется в 2 экземплярах, из которых первый остается у сестры-хозяйки, а второй - в прачечной. На первом экземпляре списка сестра-хо-зяйка расписывается в сдаче и заведующий прачечной (прачка) - в приеме грязного белья с указанием веса белья. На 2-м экземпляре сестра-хозяйка расписывается в приеме, а заведующий прачечной (прачка) - в сдаче чистого белья.

Образец списка

(наименование учреждения)

Список белья, переданного в стирку (или ремонт)

№ п/п Наименование предметов Сдано в стирку ремонт, количество Получено из стирки ремонта, количество Примечание

цифрами прописью цифрами прописью

1 2 3 4 5 6 7

Итого при сдаче в стирку (ремонт) Вес кг

Итого при получении из стирки (ремонта) Вес кг В стирку Сдал_ _ Принял ___

(ремонт) (подпись) (расшифровка подписи) (подпись) (расшифровка подписи)

«_»_ 200 _ г.

Из стирки Принял _ _ Сдал_,__

(ремонта) (подпись (расшифровка подписи) (подпись) (расшифровка подписи)

«__» _ 200 _ г.

При сдаче белья в стирку и приемке из стирки белье пересчитывается, проверяется наличие на нем штампов учреждения. Грязное белье без наличия штампов в стирку не принимается. Не принимается из стирки белье, не имеющее установленного штампа. Если после стирки белья штампы на нем станут неясными, заведующий прачечной (прачка) и сестра-хозяйка сообщают об этом руководству учреждения для проведения повторного клеймения.

При отсутствии в учреждении собственной прачечной белье сдается в стирку в соответствующую местную прачечную.

С целью поддержания белья в годном состоянии на более длительный срок, оно подвергается необходимому ремонту. Мелкий ремонт белья производится непосредственно в бельевой кладовой.

Сдача белья из кладовой сестрой-хозяйкой для ремонта в мастерскую и приемка отремонтированных предметов оформляются в таком же порядке, как и при стирке по спискам на сданные в ремонт и принятые из ремонта вещи.

Учет нового белья на складе, а также белья, находящегося в эксплуатации, ведется в книге с кладе-

(наименование учреждения)

кого учета ф. М-17, то есть так, как это предусмотрено Инструкцией 107н. При этом внутренний оборот белья - выдача обеспечиваемым и подразделениям учреждения, прием от них белья в стирку и выдача взамен этого чистого, сдача белья в стирку прачечной и в ремонт по книге ф. М-17 - не отражается. Списание белья, пришедшего в негодность, производится по правилам Инструкции 107н на бланке ф. 443 (0504143) «Акт о списании малоценных предметов» (далее это освещено более подробно).

Учет белья в бухгалтерии ведется в соответствии с Инструкцией 107н по субсчету 072 на карточках ф. 296 (0504207), ОС-9 (0504109), по субсчету 073 -на карточках ф. 296. Также по общим правилам производится инвентаризация мягкого инвентаря (далее это освещено более подробно).

В социальной защите населения имеются особенности в части учета личных вещей, денег и ценностей, принадлежащих обеспечиваемым, принятых на хранение учреждением.

Одежда, обувь, белье, принадлежащие обеспечиваемому, пригодные к носке, если они не передаются им при помещении в учреждение родственникам, а

Образец примерной формы акта Утверждаю

Приемный акт

(должность и подпись

Комиссия в составе:

руководителя учреждения)

_ 200 _

200

? присутствии обеспечиваемом гражданина

(арматурная карточка N2)

и материально ответственною лиие

(фамилия, имя, отчество)

_произвели осмотр вещей. аешшх

предметов (ненужное зачеркнутьЛ принадлежащих гражданину

(должность, фамилия, инициалы)

сдаваемых им на хранение учреждению, Комиссией установлено;

(фамилия, имя, отчество)

№ п/п Наименование вещей, ценных предметов (ненужное зачеркнуть) и их описание Единица измерения Количество Отметка об износе (в %) вещей, других дефектах предметов

цифрами прописью

1 2 3 4 5 6

Итого

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего количество предметов

(количество прописью)

Подписи комиссии: 1.

2. 3.

Сдал

Перечисленные в акте вещи, ценные предметы приняты на хранение

(подпись) (расшифровка подписи).

(должность, подпись материально ответственного лица)

Указанные в акте предметы записаны бухгалтерией по учету

Главный бухгалтер

(подпись) 200 г.

(расшифровка подписи)

также ценные предметы сдаются на хранение администрации учреждения по акту.

Акт составляется комиссией в составе представителя администрации учреждения, культурно-бытовой комиссии, профорганизации, материально ответственных лиц в присутствии обеспечиваемого отдельно на носильные вещи и отдельно на ценности.

В акте на носильные вещи указываются полное наименование сдаваемых на хранение предметов, их отличительные признаки, количество, процент износа.

По желанию обеспечиваемого отдельные собственные веши могут быть оставлены в его личном пользовании, о чем делается запись в акте.

Акт составляется в 3 экземплярах, из которых один вручается обеспечиваемому, второй - материально ответственному лицу (хранителю вещей) и третий передается в бухгалтерию.

Личные вещи обеспечиваемых хранятся в отдельной кладовой под ответственностью материально ответственного лица, назначенного приказом по учреждению.

Личные вещи не клеймятся и в арматурную карточку не записываются.

При выбытии обеспечиваемого из учреждения личные вещи выдаются ему под расписку на экземпляре акта на приемку вещей, который передается затем материально ответственным лицом в бухгалтерию для списания с учета.

Принятые на хранение личные носильные вещи, ценные предметы учитываются бухгалтерией учреждения внесистемно в отдельных книгах, открываемых для учета носильных вещей и отдельно для учета ценностей. На каждого обеспечиваемого, сдавшего на хранение вещи или ценности, открывается отдельный лицевой счет.

Списание белья, пришедшего в ветхость и негодность

В процессе работы материально ответственные лица выделяют и отбирают белье, пришедшее в ветхость и негодность.

С балансов учреждений могут быть списаны белье, постельные принадлежности, одежда и обувь, пришедшие в негодность вследствие физического износа, стихийных бедствий и по другим причинам. При этом может быть списано в тех случаях, когда восстановить (отремонтировать) его невозможно, а также когда оно не может быть реализовано или передано другим учреждениям.

Для определения непригодности имущества или неэффективности проведения его восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации на его списание в учреждениях приказом руководителя создаются постоянно действующие комиссии в составе:

• руководителя или его заместителя (председатель комиссии);

• главного бухгалтера или его заместителя (в учреждениях и организациях, в которых по штатному расписанию нет должности главного бухгалтера, того лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета). В учреждениях, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, в состав постоянно действующей комиссии включаются руководители фупп учета или другие работники этой бухгалтерии;

• лиц, на которых вохтожена ответственность за сохранность основных средств;

• кроме того, к участию в работе комиссии в обязательном порядке привлекаются: в высших учебных заведениях - деканы факультетов и заведующие кафедрами; в школах и других учреждениях - учителя, преподаватели, воспитатели, методисты и другие работники.

Постоянно действующие комиссии в учреждениях:

• производят непосредственный осмотр белья, подлежащего списанию, используют при этом необходимую техническую документацию, а также данные бухгалтерского учета и устанавливают непригодность его к восстановлению и дальнейшему использованию;

• устанавливают конкретные причины списания (износ, нарушение нормальных условий эксплуатации, аварии и другие);

• выявляют лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие из эксплуатации, вносят предложения о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством;

• определяют возможность использования отдельных материалов и производят их оценку;

• составляют акт по ф. 443 (0504143) «Акт о списании малоценных предметов». В акте указываются данные, характеризующие списываемые предметы белья по наименованию, количеству лет в эксплуатации, количеству предметов, цене (в рублях), сумме (в рублях), причинам списания. Указывается общее количество списываемых предметов на общую сумму.

Приводятся материалы, полученные в результате списания и подлежащие оприходованию. Акт подписывается всеми членами комиссии.

Составленные комиссией акты утверждаются руководителем учреждения. Акты составляются в одном экземпляре и после утверждения руководителем передаются в бухгалтерию (централизованную бухгалтерию).

В тех случаях, когда требуется разрешение вышестоящей организации, акты составляются в двух экземплярах и направляются в вышестоящую организацию, которая в свою очередь возвращает один экземпляр с разрешением на списание.

Сроки представления учреждениями актов и других документов на списание имущества, сроки и порядок проверки и рассмотрения указанных материалов вышестоящими организациями устанавливаются вышестоящими организациями.

Материалы, полученные от ликвидации предметов, приходуются по цене возможного использования и по соответствующим счетам, на которых учитываются указанные ценности, а непригодные материалы приходуются как вторичное сырье.

При списании белья, постельных принадлежностей, одежды, обуви, а также спецобуви, выдаваемой в установленном законом порядке за счет учреждений, и другого мягкого инвентаря и обмундирования постоянно действующим комиссиям следует руководствоваться установленными сроками носки.

Списанные предметы, части которых не могут быть использованы учреждением для ремонта и других хозяйственных нужд, подлежат сдаче заготовительным организациям или передаче другим учреждениям системы.

Разрешается списывать с баланса при выдаче воспитанникам общеобразовательных школ-интернатов общего типа, школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, и детских домов следующие предметы стоимостью до 2 рублей за единицу (стоимость приведена в ценах 1988 года, то есть когда издавалась инструкция Минпроса СССР от 16.02.88 № 24, в связи с этим списание указанных предметов при выдаче решается руководителем учреждения):

!. Воротнички

2. Носовые платки

3. Рукавицы для работы

4. Носки, чулки хлопчатобумажные

5. Перчатки, варежки

6. Трусы

7. Майки

8. Ремень поясной

9. Ремень брючный

Однако приказом Минфина РФ от 20.07.98 № ЗЗн «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» установлено, что на территории Российской Федерации не применяется письмо Минфина СССР и Госплана СССР от 01.07.85 № 100 «Типовая инструкция о порядке списания пришедших в негодность зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств и другого имущества, относящегося к основным средствам (фондам)» и изменения к нему от 23.09.87 № 188 и от 28.05.90 № 64 (она применяется и в отношении малоценных предметов). Поэтому, учитывая, что Инструкция по этому вопросу, изданная приказом Минпроса СССР от 16.02.88 № 24 (с изменениями), была принята в соответствии с Инструкцией 100, Инструкция Минпроса СССР № 24 также не должна применяться на территории РФ или она может использоваться в части, не противоречащей методическим указаниям № ЗЗн и Инструкции 107н.

(Продолжение следует)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.