Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2019. - Т. 5 (71). № 2. - С. 146-153.
УДК: 342.9
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА СОСТОЯНИЕ АЛКОГОЛЬНОГО
ОПЬЯНЕНИЯ
Кулеева И. Ю.
Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского
В статье рассматриваются практические аспекты освидетельствования водителей транспортных средств на состояние алкогольного опьянения, с учетом возникающих проблем, связанных с его проведением в порядке статьи 27.12 КоАП РФ.
Автором внесены предложения о внесении изменений в редакцию статьи 27.12, 12.26 КоАП РФ, для устранения правовых пробелов и возможности совершенствования административного законодательства в данной области.
Ключевые слова: освидетельствование водителей, транспортное средство, алкогольное опьянение, правила дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие, сотрудник ГИБДД, медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
В настоящее время существует серьезная проблема большого количества совершаемых дорожно-транспортных происшествий, большая часть которых связана с тем, что водители транспортных средств находятся в состоянии алкогольного опьянения.
Так, согласно официальной статистике ГИБДД, за 2018 года произошло 14037 случаев дорожно-транспортных происшествий, причем в результате аварий 1496 человек погибло и 17778 получили ранения [6].
Важной причиной дорожно-транспортных происшествий выступает нарушение правил дорожного движения водителями транспортных средств в состоянии алкогольного опьянения.
Несомненно, участник автотранспортного средства, находясь в состоянии алкогольного опьянения, опасен для других участников движения: водителей и пешеходов, в результате увеличивается риск травматизма на проезжей части, и даже приводит к смерти. В этой связи необходимо разработать универсальный механизм предотвращения участия в дорожном движении лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. Одним из элементов такого механизма является процедура освидетельствование лиц, управляющих транспортными средствами на состояние алкогольного опьянения.
Нормативное установление порядка проведения освидетельствования водителей транспортных средств на состояние алкогольного опьянения, направления на прохождение медицинского освидетельствования на состояние опьянения характеризуется множественностью и неоднородностью нормативных правовых актов, в том числе федеральных законов, и подзаконных актов: указов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, ведомственных нормативных правовых актов, что создает некоторые пробелы и коллизии. Поэтому необходимо всестороннее изучение проблем производства освидетельствования
лиц, управляющих транспортными средствами на состояние алкогольного опьянения в порядке статьи 27.12 КоАП РФ [4, с.77].
Во-первых, приходится констатировать, что в настоящее время отсутствует законодательное определения освидетельствования. С целью восполнения имеющегося пробела в административном законодательстве, предлагается дополнить ст. 27.12 КоАП РФ правовой нормой следующего содержания: «Освидетельствование лица, управляющего транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения -это действия сотрудника ГИБДД по выявлению этого состояния с помощью анализатора концентрации паров этанола в выдыхаемом воздухе».
Во-вторых, процедура освидетельствования на наличие (отсутствие) опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения проводится в отношении водителя транспортного средства соответствующего вида, когда имеются в наличии достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, либо в отношении него принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении в порядке статьи 12.24 КоАП РФ [1].
Управление транспортным средством происходит с того момента, когда водитель привел его в движение. Лицо, управляющее транспортным средством признается субъект, находящийся на месте водителя в кабине буксируемого автомобиля. Значение не имеют такие критерии, как длительность пути, пройденного транспортным средством и другое. С юридической позиции считается неважным в каком районе -на дороге или в безлюдном месте - произошло движение.
Кроме того, исходя из юридического системного рассмотрения правовых норм КоАП РФ следует, что водители всех транспортных средств могут быть подвергнуты освидетельствованию в порядке, установленном статьей 27.12 КоАП РФ, поскольку она универсальна и может быть применена к водителям, управляющим воздушными судами, судами водного транспорта, включая маломерные, тракторами и самоходными машинами.
Согласно Правилам дорожного движения, транспортное средство представляет собой устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Следовательно, водителем будет являться лицо, управляющее любым транспортным средством, например, велосипедист, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо, и другое. Водителем также является лицо, обучающее вождению [3].
Однако, анализ примечания к статье 12.1 КоАП РФ позволяет выделить, что к транспортным средствам надлежит относить устройства, отвечающие следующим техническим требованиям:
1) автомототранспортные средства, имеющие рабочий
объем двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или обладающие максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час;
3) иные транспортные средства, на управление
которыми водителю предоставляется специальное право, например, трактора, самоходные машины.
Поэтому, согласно главе 12 КоАП РФ административные наказания применяются в отношении лиц, управляющих вышеуказанными транспортными средствами.
149
В то же время изучение правовой нормы в статье 27.12 КоАП РФ показывает, что, что процедура освидетельствования на состояние опьянения как мера обеспечения производства осуществляется в отношении лиц, управляющих транспортными средствами. Это объясняется, широкой трактовкой понятия транспортного средства, соответствующего определению, указанному в правилах дорожного движения.
Иногда в литературе появляется утверждение, что применение освидетельствования возможно только в отношении лиц, управляющих транспортными средствами, подлежащими государственной регистрации.
В самом деле, в подразделениях ГИБДД регистрируются автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепы к ним, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования. Однако с учетом вышеизложенного данное утверждение нельзя считать удовлетворительным, поскольку оно существенно сужает перечень транспортных средств, водители которых подлежат прохождению процедуры освидетельствования.
Таким образом, лица, управляющие в состоянии опьянения транспортными средствами категории «М» (мопеды, скутеры, квадроциклы и др.), а также водителей тракторов и других самоходных машин, велосипедистов, водителей конных повозок и др. могут подвергаться освидетельствованию наряду с водителями других транспортных средств в соответствии со статьей 27.12 КоАП РФ.
Изучение правовых оснований проведения процедуры освидетельствования позволяет сделать вывод о том, что прохождение освидетельствования является правом водителя транспортного средства, от которого он может отказаться, а не его обязанностью. Подтверждением такого вывода является положение части 1.1 статьи 27.12 КоАП Российской Федерации, согласно которой одним из оснований для направления на медицинское освидетельствование является факт отказа водителя от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения [8, с. 55].
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что освидетельствование на состояние алкогольного опьянения является правом водителя, а никак не обязанность, что противоречит пункт 2.3.2 Правил дорожного движения, согласно которому водитель транспортного средства обязан по требованию уполномоченных должностных лиц проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения. Поэтому вышеупомянутые правила дорожного движения в этой части должны быть немедленно приведены в соответствие с действующей законодательной базой во избежание коллизий и противоречий.
При этом медицинское освидетельствование на состояние опьянения является обязанностью человека. Так как в теории права, обязательство субъекта понимается как установленная законом необходимость надлежащего поведения за его неисполнение, предусматривающая соответствующую юридическую ответственность.
Так, например, согласно части 1 статьи 12.26 КоАП РФ невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействия) не содержат уголовно-наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Из этого следует, что медицинское освидетельствование является обязанностью лица, управляющего транспортным средством, за неисполнение которой предусмотрена либо административная (статья 12.26 КоАП РФ) или уголовная (статья 264.1 УК РФ) [2] ответственность.
С данным положением сложно согласиться. Однако в связи с существующим правовым пробелом данное положение в ряде случаев не может быть применено на практике с учетом вышеизложенного широкого понимания транспортного средства и вывода о том, что водителями транспортного средства, к которому применяется процедура освидетельствования и медицинского освидетельствования в соответствии со статьей 27.12 КоАП РФ, являются любые лица, управляющие транспортным средством различных типов.
На практике могут возникнуть следующие случаи [5, с. 8].
Согласно части 3 статьи 12.29 КоАП РФ за нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим, например, велосипедом или другим транспортным средством (за исключением водителей транспортных средств, перечисленных в примечании к части 1 статьи 12.1 КоАП РФ) в состоянии опьянения, установлена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
В случае отказа велосипедиста от освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, это право указано в части 1.1 статьи 27.12 КоАП РФ, он должен быть направлен на медицинское освидетельствование. В то же время за отказ от прохождения медицинского освидетельствования невозможно применить к этому субъекту статью 12.26 КоАП РФ по следующим основаниям:
1) в соответствии с примечанием к статье 12.1 КоАП РФ транспортное средство в пределах всех конструкций, указанных в главе 12 административного кодекса, понимается узко, а велосипед не считается транспортным средством;
2) нельзя применять санкции части 1 статьи 12.26 КоАП РФ для велосипедистов, поскольку данное правонарушение влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Таким образом, существует правовой пробел. Такая ситуация влечет за собой объективные трудности при осуществлении медицинского освидетельствования лиц, управляющих транспортным средством, которым не предоставлено специальное право, а также других лиц, непосредственно участвующих в процессе движения (пешеходов, пассажиров), и последующее привлечение их к административной ответственности.
В настоящее время этот пробел устранен принятием статьи 27.12.1 КоАП РФ «Медицинское освидетельствование на состояние опьянения». Часть 1 данной статьи гласит: «лица, совершившие административные правонарушения (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 27.12 настоящего Кодекса), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, направляются на медицинское освидетельствование на состояние опьянения».
Следовательно, можно сделать вывод о том, что другие лица, участвующие в дорожном движении: пешеходы и пассажиры, в принципе, могут и должны применять
151
медицинское освидетельствование на состояние опьянения, но в ином порядке, предусмотренном статьей 27.12.1 КоАП РФ [7, с. 39].
При этом необходимо предусмотреть ответственность за отказ от прохождения медицинского освидетельствования.
Поэтому решение об установлении ответственности за отказ от прохождения медицинского освидетельствования других лиц, участвующих в дорожном движении (пешеходов, пассажиров, велосипедистов и др.) должно быть связано с введением в действие части 3 статьи 12.26 КоАП РФ следующего содержания:
«3. Невыполнение лицом, управляющим велосипедом или возчиком, а также иным лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, управляющих транспортными средствами, указанного в примечании к статье 12.1 КоАП РФ), законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения - влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов».
Третья проблема - законодательно установленный порог суммарной погрешности измерения наличия паров этанола в выдыхаемом воздухе, что потенциально может увеличить количество дорожно-транспортных происшествий.
Необходимо ввести обратно «нулевой» порог трезвости и законодательно закрепить, что рекомендации врача при приеме любых наркотических средств на основе алкоголя могут быть зафиксированы в справке установленного образца, которая имела бы юридическую силу для сотрудников ГИБДД.
Вышеизложенное указывает на то, что, несмотря на значительное обновление нормативной базы по проведению освидетельствования водителей на состояние опьянения, в этой сфере все еще существуют правовые пробелы и коллизии, которые создают объективные трудности при осуществлении правоохранительной деятельности, связанной с проведением данной процедуры и последующим привлечением к административной ответственности, и которые требуют оперативного разрешения.
Список литературы
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 31.01.2019)
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 31.01.2019)
3. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.12.2018) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 31.01.2019).
4. Мурзина Л. И., Плахов П. Е. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения водителей транспортных средств как доказательство в административном процессе // Наука. Общество. Государство. 2016. №3(15). С.76-81
5. Петровых В.Л. Значение соблюдения административной процедуры освидетельствования водителя транспортного средства на состояние опьянения в вопросе его привлечения к административной и уголовной ответственности // Вестник Уральского юридического института МВД. 2016. №3. С.7-9
6. Показатели состояния безопасности дорожного движения // Госавтоинспекция. [сайт]: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 31.01.2019).
7. Целинский Б. П. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения: что нужно знать медработникам // Правовые вопросы в здравоохранении. 2016. № 9. С. 38 - 46
8. Чмырев С. Н., Губарева Т. И. Освидетельствование водителей транспортных средств как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: теория и практика // Юридическая мысль. 2015. №2(88). С. 53-58.
Kuleeva I. Yu. Some issues of survey of drivers on an alcohol intoxication // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. - 2019. - Т. 5 (71). № 2. - Р. 146-153.
The article deals with the practical aspects of the examination of drivers of vehicles on the state of alcohol intoxication, taking into account the emerging problems associated with its conduct in the order of article 27.12 of the administrative Code.
The author made proposals to amend the wording of article 27.12, 12.26 of the administrative Code of the Russian Federation, to eliminate legal gaps and the possibility of improving administrative legislation in this area.
Keywords: examination of drivers, vehicle, alcohol intoxication, traffic rules, traffic accident, traffic police officer, medical examination for the state of intoxication.
Spisok literatury
1. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 № 195-FZ (red. ot
27.12.2018) // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru. (data obrashcheniya:
31.01.2019)
2. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 № 63-FZ (red. ot 27.12.2018) // Oficial'nyj internetportal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru. (data obrashcheniya: 31.01.2019)
3. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 23.10.1993 № 1090 (v red. Postanovleniya Pravitel'stva RF ot 04.12.2018) «O Pravilah dorozhnogo dvizheniya» (vmeste s «Osnovnymi polozheniyami po dopusku transportnyh sredstv k ehkspluatacii i obyazannosti dolzhnostnyh lic po obespecheniyu bezopasnosti dorozh-nogo dvizheniya») // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru. (data obrashcheniya: 31.01.2019).
4. Murzina L. I., Plahov P. E. Osvidetel'stvovanie na sostoyanie alkogol'nogo op'yaneniya voditelej transportnyh sredstv kak dokazatel'stvo v administrativnom processe // Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo. 2016. №3(15). S.76-81
5. Petrovyh V.L. Znachenie soblyudeniya administrativnoj procedury osvidetel'stvovaniya voditelya transportnogo sredstva na sostoyanie op'yaneniya v voprose ego privlecheniya k administrativnoj i ugolovnoj otvetstvennosti // Vestnik Ural'skogo yuridicheskogo instituta MVD. 2016. №3. S.7-9
6. Pokazateli sostoyaniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya // Gosavtoinspekciya. [sajt]: http://stat.gibdd.ru/ (data obrashcheniya: 31.01.2019).
7. Celinskij B. P. Medicinskoe osvidetel'stvovanie na sostoyanie op'yaneniya: chto nuzhno znat' medrabot-nikam // Pravovye voprosy v zdravoohranenii. 2016. № 9. S. 38 - 46
8. CHmyrev S. N., Gubareva T. I. Osvidetel'stvovanie voditelej transportnyh sredstv kak mera obespecheniya proizvodstva po delam ob administrativnyh pravonarusheniyah: teoriya i praktika // YUridicheskaya mysl'. 2015. №2(88). S. 53-58.
153