УДК:378.1
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Мария Николаевна Мишина
кандидат сельскохозяйственных наук, старший преподаватель
[email protected] Михаил Михайлович Мишин кандидат технических наук, доцент [email protected] Римма Анатольевна Струкова кандидат сельскохозяйственных наук, доцент
[email protected] Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. В данной статье авторами приводятся некоторые проблемы, возникающие при организации процесса обучения в высшей школе. Ключевые слова: обучение, организация, высшая школа.
Обучение является целенаправленным педагогическим процессом организации стимулирования активной научно-познавательной деятельности учащихся, в результате которой происходит овладение знаниями, ценностями, компетенциями, практическими навыками, формируется мотивация к дальнейшему обучению, а так же совершенствуется личность самих учащихся
[3].
В ходе процесса обучения руководители образовательных организаций, в том и высшей школы, сталкиваются с рядом организационных и методических проблем, возникающих при реализации образовательных программ.
Актуальность наших исследований объясняется наличием данных проблем и трудностей, с целью их выявления и анализа.
Одной из организационных проблем, по нашему мнению наиболее важной, является старение материальной базы обучения и дорогостоящее современное оборудование, необходимое для занятий.
Цифровизация и компьютеризация образования влечет за собой обеспечение образовательного процесса современными компьютерами, коммуникационными и информационными сетями, программным обеспечением и другими информационными ресурсами.
Кроме этого, средствами обучения являются различные приборы, оборудование, химическая посуда, спортивный инвентарь, учебные нагрядные пособия и т.д.
Для обеспечения учебного процесса обучающихся-бакалавров по направлениям подготовки 05.03.06 «Экология природопользования» и 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение» по специальным дисциплинам их учебного плана необходимы современное оборудование для проведения анализа почвы, растений, атмосферного воздуха, воды и т.д.
Время не стоит на месте, совершенствуются методы исследований, на смену традиционным методикам приходят современные методы, экспресс-методы и современное оборудование, которое необходимо включать в
образовательный процесс, для подготовки обучающихся высокой квалификации.
В настоящее время, часть лабораторных и практических работ, требующих дорогостоящего оборудования можно заменить компьютерными симуляторами, например, виртуальными лабораторно-практическими работами. Их суть состоит в том, что необходимое оборудование и приборы обучающийся видит на экране компьютера, может ими манипулировать и проводить необходимые измерения и исследования так, как бы они делали это в реальности. В целях обучения и ознакомления с методикой исследования в учебном процессе это приемлемо, но не подходит для реальных научных исследований.
Их стоимость так же велика: одно практическое занятие разработчики предлагают приобрести за сумму примерно тридцать тысяч рублей. Таким образом, если за один семестр будет восемь-десять практических занятий, то потребуется сумма порядка триста тысяч рублей. Сумма так же довольно внушительная. Это при условии, что имеется оснащенный компьютерный класс. Здесь необходимо взвесить все плюсы и минусы и приобрести то, что более выгодно и подходит для достижения преследуемых целей.
Следующая достаточно значительная проблема так же связана с компьютеризацией и цифровизацией образования. В настоящее время предъявляются повышенные требования к знаниям профессорско-педагогического состава в области цифровых технологий [1, 2]. Если большинство обучающихся достаточно хорошо владеют компьютерными технологиями, то преподаватели (особенно старшего возраста) часто сталкиваются при этом с трудностями, особенно при некоторых видах деятельности. Таким образом, решением данной проблемы является организация курсов для желающих повысить свои знания в области компьютерных технологий. Они должны быть нацелены на виды деятельности, которые необходимо выполнять педагогу. Лучшим будет индивидуальный
подход к каждому преподавателю по устранению пробелов, возможно в форме консультативной поддержки.
Следующая проблема методического характера - это широко применяемое тестирование по основным учебным дисциплинам. Еще с младших классов школы в результате подготовки к сдаче ВПР, ОГЭ и ЕГЭ у учащихся вырабатываются навыки решения тестов. Решить тест, особенно если он имеет варианты ответов, проще, чем дать развернутый устный ответ на поставленный вопрос. В результате большая часть молодого поколения имеет трудности с устной речью, плохо пересказывают, не умеют четко сформулировать и выразить свои мысли, грамотно говорить.
Для педагога высшей школы тестирование - это удобная форма контроля уровня знаний. Хорошо разработанный тест можно успешно применять долгое время, немного корректируя его при необходимости. При этом происходит объективное оценивание в баллах. Традиционный устный экзамен требует значительного количества времени педагога и индивидуальный подход к каждому учащемуся, а у учащихся способствует выработке навыков грамотной профессиональной устной речи. Поэтому мы считаем, что не следует часто применять тестирование для промежуточной и итоговой аттестации. Существует множество методов контроля уровня знаний от устного опроса, коллоквиумов, семинаров, самостоятельных, контрольных работ до устного экзамена. Тестирование является одним из таких методов. Считаем необходимым, для контроля уровня знаний обучающихся в высшей школе сочетать вышеуказанные методы с целью развития у обучающихся мышления, способностей грамотно строить свою речь и излагать свои мысли.
Мы изложили в данной статье свои взгляды лишь на некоторые проблемы, которые хотели затронуть. Конечно, этот список не является исчерпывающим. Проблемы будут всегда, с ходом времени появляются новые. Но следует отметить, что все проблемы решаемы, необходим только грамотный подход к их решению, поиск путей выхода из сложившейся ситуации.
Необходимо понять с чего нужно начать и найти тот путь, который даст первые практические результаты.
Список литературы:
1. Мишина А. М., Мишина М.Н., Мишин М.М. К вопросу о цифровизации образовательной деятельности // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 1. EDN OTEXGZ.
2. Мишина М. Н., Мишин М.М., Струкова Р.А. Опыт применения дистанционных технологий обучения в Мичуринском государственном аграрном университете // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 1. EDN OMKGJK.
3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон [принят Гос. Думой 29.12.2012] // Собрание законодательств РФ. 2012.
UDC: 378.1
SOME PROBLEMS OF THE ORGANIZATION OF THE LEARNING PROCESS IN HIGHER EDUCATION
Mariya N. Mishina
candidate of аgricultural sciences, lecturer [email protected] Mikhail M. Mishin сandidate of technical sciences, associate professor
[email protected] Rimma A. Strukova сandidate of agricultural sciences, associate professor
[email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Abstract. In this article, the authors present some problems that arise in the organization of the learning process in higher education. Keywords: education, organization, higher school.
Статья поступила в редакцию 10.02.2023; одобрена после рецензирования 01.03.2023; принята к публикации 20.03.2023.
The article was submitted 10.02.2023; approved after reviewing 01.03.2023; accepted for publication 20.03.2023.