УДК 378:001.895
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВНАЯ ИДЕЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗЕ
Римма Анатольевна Струкова
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент
strukovariemma@yandex.ru Мария Николаевна Мишина кандидат сельскохозяйственных наук, старший преподаватель
mascha23.08@yandex.ru Таймасхан Гасан Гусейнович Алиев доктор сельскохозяйственных наук, профессор
aliev.t.g@yandex.ru
Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье говорится о роли образовательной и научно-исследовательской деятельности обучающихся вуза. Исследовательская деятельность способствует выработке у студентов навыков проведения различных опытов, обобщение полученного материала, написания статей.
Ключевые слова: образовательная среда, обучение, наука, научное исследование, научно-исследовательская работа обучающихся.
Применение всего нового и прогрессивного в процессе образования, становится важным элементом инновационной политики нашего государства. Одним из лидирующих направлений формирования научно-ориентированной образовательной среды сейчас является постоянная научно-исследовательская работа, которая в учебно-воспитательном процессе выступает как одна из главных условий совершенствования инновационной деятельности высшего образовательного учреждения [1, 5].
В настоящее время значительная роль отводится не только образовательной, но и научно-исследовательской деятельности обучающихся в вузе, причем начиная с младших курсов. Методологические и психолого-педагогические аспекты могут послужить основой для проектирования системы совершенствования научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях инновационного развития вуза.
Наука - это такая же область профессиональной человеческой деятельности, как и любая другая - педагогическая, индустриальная и т.п. Специфичность науки заключается в том, что если в других отраслях человеческой деятельности используются знания, получаемые наукой, то наука- «это та область деятельности, где основной целью является получение самого научного знания» [2]. Наука определяется как сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Важно то, что наука не сводится лишь к знаниям. «Наука — это не только сумма знаний, но и деятельность, направленная на достижение знания» [3].
Деятельность в сфере науки - научное исследование - «особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы науки и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах» [7]. При этом получаемое знание должно быть объективно новым, то есть неизвестным ранее не только самому исследователю, но и профессиональному и научному сообществу. Оно должно «раскрывать определенные закономерности
специально выделенного объекта действительности и быть выражено в терминах и категориях соответствующей отрасли знаний и деятельности» [4].
Научная деятельность - это деятельность, направленная на выработку и проверку нового знания. По мнению немецкого ученого Я. Ольберца, научная деятельность является самостоятельным, творческим усвоением знаний, умений, способов социальных отношений в учебном процессе на основе решения научных проблем, которые служат специальному образованию и развитию личности. П.В. Копнин и М.В. Попович подчеркивают, что научная деятельность должна включать в себя все формы и методы работы по получению научного знания, а также по его хранению и распространению [5].
Под исследовательской деятельностью понимают вид образовательной деятельности, направленную на формирование умения мыслить и действовать методами, категориями науки в той или иной области знания [6], или форму организации образовательной работы, связанную с решением творческой, исследовательской задачи и предлагающую наличие основных этапов научного исследования [7].
Необходимые навыки исследовательской деятельности ,будущим специалистам, дает научно-исследовательская работа студентов, которая предусматривает: работу в научных кружках и проблемных группах, создаваемых на кафедре; участие в научно-исследовательских работах по кафедральным темам; выступления с докладами и сообщениями на научно-теоретических и научно-практических конференциях, участие во внутривузовских, межвузовских, региональных, республиканских и всероссийских олимпиадах и конкурсах на лучшую научную работу; подготовку публикаций по результатам проведенных испытаний.
Научно-исследовательская работа студентов способствует развитию у них: умений поиска и обработки научно-технической информации; освоению современных методов экспериментального исследования и обработки результатов эксперимента; развитию навыков самостоятельной работы, а также умений формулировать задачи исследования и разрабатывать методику
проведения эксперимента; изучению теоретических основ методики, постановки, организации и выполнения научных исследований; планированию и организации научного эксперимента, обработки научных данных.
Если говорить о задачах учебно-исследовательской работы студентов, то на основе анализа множества их вариантов, предложенных различными авторами, в качестве основных можно выделить следующие: формирование мотивов учебно-исследовательской деятельности; обучение алгоритму научного исследования; формирование опыта выполнения индивидуального проекта; участие студентов в различных формах представления исследовательских работ (выставки, конференции, семинары); обучение студентов навыкам самостоятельной проработки литературных источников, научных изданий, проведению научных исследований в период дипломного проектирования, прохождения учебной и производственной практики [8, 10].
Реализация студентами данных видов исследовательской деятельности позволяет достигать успешных результатов, на основе формирования и развития определенного объема знаний, умений и навыков, и личностных качеств, получивших в современной педагогической науке в целом наименование компетенций. Которые обеспечивают успешность научно-исследовательской деятельности студентов, позволяющих эффективно осуществлять самоуправляемую деятельность по решению реальных познавательных проблем, по поиску, переработке и созданию новой информации.
Список литературы:
1. Козлов А.В. Интеграция инновационной и учебной деятельности в системе военного профессионального образования: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.08. Санкт-Петербург. 2002. 395 с.
2. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. -М.: Либроком, 2009. 280 с. 3. Бережнова, Е.В. Основы учебно-
исследовательской деятельности студентов: учебник для студ.сред.учеб.заведений.
3. Бережнова В.В. Краевский. -6-е изд.,стер. М.: издательский центр «Академия». 2010. 128 с.
4. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под. ред. Н.М. Борытко. М.: Издательский центр «Академии». 2008. 320 с.
5. Логика научного исследования / Отв. ред. П.В. Копнин и М.В.Попович. М.: Наука. 1965. 365 с.
6. Злыднева Т.П. Организация исследовательской деятельности студентов университета в процессе профессиональной подготовки: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Магнитогорск. 2006.
7. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Народное образование. 1999. №10. С.133.
8. Дударева В.И., Панюкова Т.А. Учебно-исследовательская работа студент: Учебное пособие. Челябинск: Издво ЮУрГУ. 2004. 72 с. Теоретические и методологические проблемы современного образования 25-26 июня 2014 г. 172
9. Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учеб.пособие / Че-ляб.гос.ун-т. Челябинск. 2002. 138с.
10. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб-метод. пособие для студ. средн. проф. учеб. заведений / И.П. Пастухова, Н.В.Тарасова. М.: Идательский центр «Академия». 2010. 160с.
UDC 378:001.895
RESEARCH AND EDUCATIONAL ACTIVITIES AS THE MAIN IDEA OF THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES AT THE
UNIVERSITY
Rimma A. Strukova
candidate of agricultural sciences, associate professor
strukovariemma@yandex.ru Maria N. Mishina candidate of agricultural sciences, senior lecturer
mascha23.08@ yandex.ru Taymaskhan H. Huseynovich Aliyev doctor of agricultural sciences, professor
aliev.t.g@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Abstract. The article talks about the role of educational and research activities of university students. Research activities contribute to the development of students' skills in conducting various experiments, generalizing the material obtained, writing articles.
Key words: educational environment, training, science, scientific research, research work of students.
Статья поступила в редакцию 10.02.2023; одобрена после рецензирования 01.03.2023; принята к публикации 20.03.2023.
The article was submitted 10.02.2023; approved after reviewing 01.03.2023; accepted for publication 20.03.2023.