Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО И ЕГО РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ ВУЗА'

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО И ЕГО РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВОСПИТАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Струкова Р. А., Щукин Р. А., Мишина М. Н., Арькова Ж. А.

Статья рассматривает следующие часто употребляемые понятия: «информационное общество» и «информатизация образования». Современные проблемы образования, воспитания, развития личности, на данный момент не возможны без учета информационных взаимодействий. Обучающийся, включаясь в информационное образовательное пространство вуза, становится частью как информационного общества, так и участвует в процессе информатизации образования в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SPACE AND ITS ROLE IN THE EDUCATION OF UNIVERSITY YOUTH

The article considers the following frequently used concepts: "information society" and "informatization of education". Modern problems of education, upbringing, and personal development are currently impossible without taking into account information interactions. The student, being included in the information educational space of the university, becomes a part of both the information society and participates in the process of informatization of education as a whole.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО И ЕГО РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ ВУЗА»

УДК 378:004

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО И ЕГО РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ ВУЗА

Римма Анатольевна Струкова

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

[email protected] Роман Александрович Щукин кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

[email protected] Мария Николаевна Мишина кандидат сельскохозяйственных наук, ст. преподаватель

mascha23.08@ yandex.ru Жанна Анатольевна Арькова

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

[email protected]

Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Статья рассматривает следующие часто употребляемые понятия: «информационное общество» и «информатизация образования». Современные проблемы образования, воспитания, развития личности, на данный момент не возможны без учета информационных взаимодействий. Обучающийся, включаясь в информационное образовательное пространство вуза, становится частью как информационного общества, так и участвует в процессе информатизации образования в целом.

Ключевые слова: образовательный процесс, воспитание, информационное общество, информатизация образования.

В настоящее время часто используются термины «информационное общество» и «информатизация образования». Однако, специалисты, преподаватели и ученые не пришли к общему пониманию термина «информационное общество».

Концепция «информационного общества» возникла в Японии на рубеже 1960-1970х. годов ХХ века. Стремительное развитие средств информатизации открыло перед человеком принципиально новые возможности не только в профессиональной деятельности, но и интеллектуальном и культурном развитии. Другой ценностью информационного общества является информационная доступность [1].

Обучение в вузе - это время, когда происходит развитие, воспитание, становление личности студента и осуществляется его профессиональная подготовка. В этот период снижается влияние семьи, но усиливается роль самовоспитания, воздействия на личность окружающего социума, а точнее, студенческого сообщества. У молодежи развиваются творческие способности, интеллект, формируется система ценностей и мировоззрение в целом. В этот период вуз является той «отправной точкой», где на студента оказывают действия как воспитательные, так и педагогические методы и принципы [3].

Поэтому, быстрое возрастание информационного потока, стремительно развивающиеся информационные технологии, поставили перед учебно-воспитательным процессом множество проблем, приводящих к значительным изменениям в педагогической теории и практике. Следовательно, в настоящее время, компьютерные технологии призваны стать не просто элементом в обучении, а важной частью всего образовательного процесса.

Основным фактором повышения эффективности процессов информатизации в системе образования, является увеличение уровня развития информационной культуры отдельной личности и общества в целом.

Понимание проблемы образования, воспитания и развития личности не возможно без учета информационных взаимодействий, в которые вступает обучающийся, включаясь в информационное образовательное пространство

вуза. Для его организации в современных условиях важное значение имеет технологическая составляющая: информационные ресурсы (данные, сведения и знания); организационные структуры, обеспечивающие (сбор, обработку, хранение, поиск, распространение информации); средства информационного взаимодействия. Однако при этом следует учитывать, что информационное образовательное пространство вуза несет в себе значительный как культурный, так и образовательный потенциалы.

Сегодня информационно - коммуникационные технологии используются не только в обучении, но и для восприятия знаний, оценки качества обучения, всестороннего развития личности, а также в воспитании и управлении. В высшем учебном заведении активно развивается направление -информатизация процесса воспитания. Поэтому, сегодняшний учебно -воспитательный процесс трудно представить без широкого применения технических средств: презентаций, электронных учебников, обучающих программ, тренажеров, программных средств тестирования, контроля уровня знаний и т.д. [2].

В настоящее время, роль преподавателя сводится к организации учебно-воспитательного процесса и перестаёт быть источником знаний, а студент превращается из получателя знаний в активного участника их производства. Эти процессы активизировались только при стремительном развитии информационных технологий. Современные вузы учреждения, создающие свои сайты, блоги, еще больше превращаются в своего рода «узловые точки» хранения, генерации и распространения информации, а студенты вовлекаются в активное освоение технологий информационного пространства.

Рассмотрим такое понятие как «медиаобразование». Это процесс обучения теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации. Современная концепция «медиаобразования» направлена на внедрение новых технологий получения информации. В тоже время существующие средства связи, телекоммуникации и компьютерные технологии обеспечивают столь высокую скорость прохождения

информационных потоков, что сознание современного студента попадает под воздействие мгновенной передачи информации, изменяющей масштабы событий.

Сам процесс объединения информационного и образовательного пространства может привести к утрате связи молодежи с историческими, культурными традициями. В большинстве своем образовательные учреждения информационные технологии сводят к простейшему освоению компьютерных операций. Следует отметить, что столь поверхностный подход к пониманию компьютерной грамотности может привести к отрицательным последствиям для самой образовательной системы.

Без своевременного обучения студентов основам безопасного потребления информации может приводить к разрушению в их сознании тех ценностей, той картины мира, которые должны еще закладываться при реализации воспитательных и образовательных школьных программ. Следовательно, одна из главных угроз всеобщей информатизации заключается в том, чтобы принять своевременные меры по ограждению молодежи от нарастающих и всепроникающих потоков деструктивной информации.

Первыми шагами в борьбе с этим явлениями должно стать обучение самих педагогов, которое позволит свести к минимуму негативное влияние информации на сознание молодежи.

Усилия педагогов должны быть направлены на то, чтобы научить молодое поколение: внимательно отслеживать потоки информации, самостоятельно и оперативно разделять поступающие сообщения по актуальной значимости; адекватно оценивать ценностно-смысловую нагрузку информации, выделяя ключевые смыслы и сопоставляя их с собственной системой ценностей [4].

Сегодня, модернизация высшего образования направлена на развитие в широком масштабе формирования определенного представления о производителе образовательных и иных услуг, а также о творческой среде, функция которой заключается в производстве знаний и ценностей, создании концепций, теорий, методологии, технологий и информации.

Формирование гармоничной личности, требует повышения роли системы образования в формировании информационной культуры, за счет утверждения профессиональных, духовных и нравственных ценностей в построении информационного образовательного пространства вуза.

Список литературы:

1. Коповой А.С., Давыдов Д.А. Современное информационное пространство как фактор формирования готовности учителя информатики к развитию культуры медиапотребления // СИСП. 2012. №3.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалиф. пед. кадров /Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров / Под ред. Е.С.Полат. М.: Издательский центр «Академия». 2010.

3. Рогалева Г.И. О воспитательном пространстве вуза // Молодой ученый. 2012. №5. С. 488-492.

4. Иванов В.А., Соловьев В.М. О концепции формирования единого информационного пространства университетского комплекса. Инновационные методы и технологии в условиях новой образовательной парадигмы: Сб. науч. Тр. Саратов Изд-во Сарат. Ун-та, 2008. - с.52-56.

UDC 378:004

INFORMATION SPACE AND ITS ROLE IN THE EDUCATION OF

UNIVERSITY YOUTH

Rimma A. Strukova

candidate of agricultural sciences, associate professor

[email protected] Roman A. Shchukin candidate of agricultural sciences, associate professor

[email protected] Maria N. Mishina

candidate of agricultural sciences, senior lekturer

mascha23.08@ yandex.ru Zhanna A. Arkova candidate of agricultural sciences, associate professor

[email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. The article considers the following frequently used concepts: "information society" and "informatization of education". Modern problems of education, upbringing, and personal development are currently impossible without taking into account information interactions. The student, being included in the information educational space of the university, becomes a part of both the information society and participates in the process of informatization of education as a whole.

Key words: educational process, education, information society, informatization of education.

Статья поступила в редакцию 10.02.2023; одобрена после рецензирования 01.03.2023; принята к публикации 20.03.2023.

The article was submitted 10.02.2023; approved after reviewing 01.03.2023; accepted for publication 20.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.