Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ И ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карамнова Н.В.

В статье обоснована необходимость применения дистанционных образовательных технологии при получении образования сельскохозяйственного профиля. Рассматриваются причины нежелания молодежи связывать свою жизнь с сельской местностью. Предлагаются пути решения проблемы получения высшего образования за счет применение информационно-коммуникационных и дистанционных технологий обучения студентов. Выявлены условия эффективного развития сельскохозяйственного образования с использованием дистанционных технологий обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL EDUCATION USING DISTANCE TECHNOLOGIES

The article substantiates the need for the use of distance learning technologies in obtaining agricultural education. The reasons for the reluctance of young people to connect their lives with the countryside are considered. The ways of solving the problem of obtaining higher education through the use of information and communication and distance learning technologies for students are proposed. The conditions for the effective development of agricultural education using distance learning technologies are revealed.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

УДК 378.147

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Наталья Владимировна Карамнова

доктор экономических наук, доцент KaramnovaN@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье обоснована необходимость применения дистанционных образовательных технологии при получении образования сельскохозяйственного профиля. Рассматриваются причины нежелания молодежи связывать свою жизнь с сельской местностью. Предлагаются пути решения проблемы получения высшего образования за счет применение информационно-коммуникационных и дистанционных технологий обучения студентов. Выявлены условия эффективного развития сельскохозяйственного образования с использованием дистанционных технологий обучения.

Ключевые слова: сельское хозяйство, аграрное образование, информационно-коммуникационные и дистанционные образовательные технологии.

На сегодняшний момент в аграрном секторе экономики очень остро стоит проблема обеспечения кадрами, что является предметом обсуждения на различных уровнях государственной власти. Несмотря на то, что аграрные вузы ежегодно осуществляют выпуск десятки тысяч специалистов для аграрной сферы, повсеместно отмечается недостаток кадров рабочих специальностей, руководителей и специалистов среднего и высшего звена.

Основная проблема нехватки кадров заключается в том, что после окончания высшего учебного заведения молодежь не спешит возвращаться в сельскую местность, а находит работу и переезжает в город. Данные обстоятельства приводят к старению сельского населения и ухудшению экономической ситуации в сельской местности.

Государственные органы власти разрабатывают программы поддержки специалистов аграрной сферы, но всего лишь 20-25% выпускников возвращаются в сельскую местность [2, 3].

Отсутствие желания молодежи связывать свою жизнь с аграрным сектором экономики обусловлено слабым развитием инфраструктуры в сельской местности, низким уровнем заработной платы, отсутствием культурно -досуговых организаций и недостатком проводимых развлекательных мероприятий и т. д. [6].

Естественно, низкий уровень качества жизни в сельской местности является основным и решающим фактором, но при рассмотрении данной проблематики не следует ограничиваться только экономическими факторами. Не следует забывать о том, что сельская молодежь на период обучения в вузе на 4-6 лет оказывается оторванной от обычного сельского образа жизни и городская среда для них становится нормой для жизни [1].

Новая среда обитания оказывает существенное влияние на формирование личности молодежи, у которой на начальном этапе нет еще ни своей семьи, ни жилья. Поэтому сельская молодежь легко отрывается от сельского образа жизни и отдает предпочтение выстраиванию нового образа жизни в городской среде.

Естественно, отдельные выпускники целенаправленно рассматривают получение высшего образования, как ступень для личностного развития, что нельзя сказать об отдельных категориях молодежи, сознательно выбирающих специальности сельскохозяйственного профиля при поступлении и не желающих возвращаться в сельскую местность после окончания обучения в вузе. Поэтому именно в период обучения в вузе у молодежи формируется желание остаться в городской среде или вернуться в сельскую местность после окончания обучения [5].

Решению проблемы консолидации молодых кадров в сельской местности может помочь применение информационно-коммуникационных и дистанционных технологий обучения студентов сельскохозяйственной направленности. Если молодое поколение на протяжении длительного периода времени не будет покидать сельскую местность при получении среднего специального и высшего образования, то проблема с кадрами в сельской местности станет менее острой или вообще будет решена [8].

Кроме того, из-за высокой стоимости обучения и жизни в городе многие выпускники испытывают недостаток финансовых средств для продолжения обучения в аграрных колледжах или Вузах. Поэтому для этой категории выпускников дистанционное обучение часто является единственным способом получить высшее образование, и остаться в сельской местности после окончания обучения.

Еще для одной категории лиц - студентов-заочников- дистанционное образование является важным условием получения высшего образования. Как правило, данная категория лиц уже имеет начальное и или среднее специальное образование и применяет свои знания, умения и навыки на практике, но желающая повысить уровень своей квалификации без отрыва от производственной деятельности [4].

Непрерывные производственные процессы, особенно в отраслях животноводства, создают трудности специалистам отвлекаться от основной деятельности для посещения учебы в городе, что сказывается на результатах

обучения, а благодаря дистанционному обучению можно устранить данную проблему.

Развитие системы дистанционного обучения для получения сельскохозяйственного образования способствует решению следующих задач: доступность высшего для выпускников сельской местности ; снижение финансового бремени, возложенного на студентов; развитие социальной адаптации сельской молодежи и получение необходимых профессиональных навыков в рамках профессионального развития, реализации программ дополнительного профессионального образования [7].

Применение дистанционных образовательных технологий в процессе обучения регламентируется законодательством Российской Федерации. В соответствие с Приказом Министерства образования Российской Федерации образовательные учреждения имеют право применять дистанционные технологии при реализации образовательных программ, прошедших государственное лицензирование. В то же время соотношение меду объемами традиционного и дистанционного образования регулируется внутренними нормативными документами учебного заведения.

Таким образом, сегодня созданы все условия для эффективного развития сельскохозяйственного образования с использованием технологий дистанционного обучения.

Список литературы:

1. Ващук И.И., Григорьева Л.В. Алгоритм устойчивого развития садоводства // Молодые учёные в решении актуальных проблем науки: Материалы межд. науч.-практ. конф. молодых учёных и специалистов. ФГБОУ ВО «Южно-уральский государственный аграрный университет». 2016. С. 60-64.

2. Григорьева Л.В. Агробиологические аспекты повышения продуктивности яблони в насаждениях ЦЧР РФ // Автореферат дис. ... доктора с.-х. наук / Сев.-Кавказ. зон. науч.-исслед. ин-т садоводства и виноградарства. Краснодар. 2015. 47 с.

3. Григорьева Л.В. Современные модели садов интенсивного типа для условий ЦЧР РФ // Инновационные технологии АПК России - 2015: Материалы III конференции в рамках 9-го Международного Биотехнологического Форума-выставки «РосБиоТех-2015». Ассоциация "ТППП АПК". 2015. С. 12-15.

4. Гурьянова Ю.В., Кирина И.Б., Кириллова С.С. Особенности применения инновационных технологий в аграрном образовании // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 17.

5. Жидков С.А., Кириллова С.С. Основы планирования методической работы в университете//Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 1.

6. Кириллова С.С., Кирина И.Б., Щербаков Н.В. Комплексная реализация цифровых компетенций в аграрном образовании// В сборнике: Экологические проблемы в отечественном садоводстве: IV Потаповские чтения. Материалы Всероссийской национальной научно- практической конференции, посвященной памяти доктора сельскохозяйственных наук, профессора, лауреата Государственной премии В. А. Потапова. Мичуринск. 2022. С. 69-71.

7. Кириллова С.С. Цифровизация образовательного процесса: преимущества и угрозы//Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 1 . С. 25.

8. Кирина И.Б., Кириллова С.С., Болдырева А.Ю. Цифровые технологии в образовательном процессе//Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 1.

UDC 378.147

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL EDUCATION USING DISTANCE TECHNOLOGIES

Natalia V. Karamnova

doctor of economics, associate professor

KaramnovaN@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. The article substantiates the need for the use of distance learning technologies in obtaining agricultural education. The reasons for the reluctance of young people to connect their lives with the countryside are considered. The ways of solving the problem of obtaining higher education through the use of information and communication and distance learning technologies for students are proposed. The conditions for the effective development of agricultural education using distance learning technologies are revealed.

Key words: agriculture, agricultural education, information and communication and distance education technologies.

Статья поступила в редакцию 10.02.2023; одобрена после рецензирования 01.03.2023; принята к публикации 20.03.2023.

The article was submitted 10.02.2023; approved after reviewing 01.03.2023; accepted for publication 20.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.