УДК 004.9:377.1
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ирина Ивановна Ващук
преподаватель высшей квалификационной категории
[email protected] Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье представлены результаты монографического анализа разработки и внедрения современных теорий или концепций обучения. Так же в статье раскрывается понятие термина «цифровая трансформация образования», «теория обучения».
Ключевые слова: цифровая трансформация образования, информатизация образования, теории и концепции обучения.
В современном обществе все чаще встречается такое понятие как «цифровая трансформация образования». Этот термин получил свое название от английского словосочетания «digital transformation» и вошел в обиход русского языка с 2019 года. В дословном переводе данное сочетание слов означает — процесс внедрения организацией цифровых технологий, сопровождаемый оптимизацией системы управления основными технологическими процессами.
По мнению российского учёного-педагога И.В. Роберт (академик Российской академии образования (2008), доктор педагогических наук, профессор) в процессе цифровой трансформации под информационными технологиями понимают отрасль дидактики, занимающуюся изучением образовательного процесса с применением информационно-коммуникационных средств. В работах автора цифровая трансформация определяется как совокупность методов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления учебной информации [5]. Информатизация образования, основанная на эффективном использовании потенциала компьютерных технологий, обеспечивает интеграционные тенденции познания закономерностей развития предметных областей, что способствует актуализации разработки и внедрения современных теорий или концепций обучения (таблица 1).
Таблица 1
Характеристика концепций современного обучения*
Концепция Цель Автор
Дидактического энциклопедизма Передача знаний и опыта жизнедеятельности Я. Коменский, И.Б. Беседов, Дж. Мильтон
Дидактического формализма Обучение как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся, т.е. научить их мыслить Э. Шмидт, И. Песталоцци, А. Дистервег
Дидактического прагматизма Обучение рассматривается как непрерывный процесс «реконструкции» опыта обучающихся. Приоритет дается практической деятельности учащихся, соответствующей их субъективно-прагматическим запросам Д. Дьюи
Дидактического материализма Положения об интегральной связи познания с деятельностью, основным критерием которого является - «ведущая идея» В. Оконь
Парадигмальная концепция обучения Учебный материал представляется не систематически, а «фокусно», в отдельных фактах, событиях, но при этом в ней нарушается принцип систематичности познания Г. Шейерль
Кибернетическая концепция обучения Абсолютизируется процесс усвоения знаний, основой в которой является теория информаций и систем С.И. Архангельская, Е.И. Машбиц
Ассоциативная концепция обучения Обогащение сознания учащихся образами и представлениями Д. Локк, Я. Коменский
Теория поэтапного формирования умственных действий Перевод предметного действия извне вовнутрь П.Я. Гальперин, Б.Д. Эльконин, Н.Ф. Талызина
Бихевиористические теории обучения Действия обучаемых - это ответные реакции на внешние воздействия (стимулы). Научение - закрепление связей между стимулом и реакцией. В основе лежат три закона Э. Торндайк, Д. Уотсон
Программированное обучение В его основе - стремление повысить эффективность управления учебным процессом. Учебный материал подразделяется на отдельные «порции», каждая из которых усваивается определёнными способами, приёмами, операциями Б. Скиннер
Развивающее обучение Самостоятельное решение задач. Результат достигается при содействии педагога Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Замков
Теория проблемного обучения Творческое владение учебным материалом В. Оконь, Н.И. Махмутов, А.М. Матюшкин
Ультрапедагогические обучение средствами внушения и во сне. Г. Лазанов, В.В. Петрусинский
* составлено автором на основе [2, 5]
Дидактические теории и концепции легли в основу не только традиционного обучение, но и современного цифрового. Основой такого обучения является теория дидактического энциклопедизма, а воспитание личностно-ориентированного направления опирается на идеи развивающего и проблемного обучения [3].
Сложившуюся в мире «цифровую трансформацию образования» часто называют «поддерживающим обучением». Оно основано на подготовке человека к переходу на новый тип обучения - инновационный, заключающийся в предвидение (ориентации человека на будущее), прогнозировании и проектировании своей жизни и профессиональной деятельности [1, 4].
Список литературы:
1. Ващук И.И., Григорьева Л.В. Алгоритм устойчивого развития садоводства//Молодые ученые в решении актуальных проблем науки: Материалы межд. научн-практ. конф. Молодых ученых и специалистов. ФГБОУ ВО «Южно-уральский государственный аграрный университет». 2016. С. 60 - 64
2. Ващук И.И. Стратегический подход к технологиям в образовании // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 1.
3. Ващук И.И., Пугач И.С. Формирование здорового образа жизни при дистанционном обучении молодежи 21 века // В книге: Сборник тезисов докладов участников пула научно-практических конференций. под общ. ред. Масюткина Е. П.; Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского; Керченский государственный морской технологический университет; Луганский государственный педагогический университет. Керчь. 2021. С. 556-558.
4. Григорьева Л.В. Внедрение инновационных технологий в садоводстве и проблемы кадрового обеспечения// Современные системы производства, хранения и переработки высококачественных плодов и ягод: Мат. науч.-практ. конф. Мичуринск-Наукоград. 2010. С. 152-156
5. Роберт И.В. Теория и методика цифровизации образования (психологопедагогический и технологический аспекты) // ИИО РАО. 2-е изд. доп. М. 2008. 274 с.
UDC 004.9:377.1
DIGITAL TRANSFORMATION OF MODERN EDUCATION
Irina I. Vashchuk
teacher of higher qualification category [email protected] Michurinsk State Agrarian University
Michurinsk, Russia
Abstract. The article presents the results of a monographic analysis of the development and implementation of modern theories or concepts of learning. The article also reveals the concept of the term "digital transformation of education", "theory of learning".
Key words: digital transformation of education, informatization of education, theories and concepts of education.
Статья поступила в редакцию 10.02.2023; одобрена после рецензирования 01.03.2023; принята к публикации 20.03.2023.
The article was submitted 10.02.2023; approved after reviewing 01.03.2023; accepted for publication 20.03.2023.