Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
823
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева А. М., Мишина М. Н., Мишин М. М.

В данной статье раскрыто понятие образовательная экскурсия, приводятся основные достоинства и недостатки данного метода, этапы организации занятия-экскурсии, а также возможности применения данного метода при подготовке бакалавров сельскохозяйственных направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL EXCURSION AS A TEACHING METHOD

In this article, the concept of an educational excursion is disclosed, the main advantages and disadvantages of this method are given, the stages of organizing classes-excursions, as well as the possibilities of using this method in the preparation of bachelors of agricultural fields.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ»

УДК: 630*945.35:37.091.33

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

Анна Михайловна Соловьева

студент anja.2001 @yandex.ru Мария Николаевна Мишина

кандидат сельскохозяйственных наук, старший преподаватель

Mascha2308@yandex.ru Михаил Михайлович Мишин кандидат технических наук, доцент Meikl2@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В данной статье раскрыто понятие образовательная экскурсия, приводятся основные достоинства и недостатки данного метода, этапы организации занятия-экскурсии, а также возможности применения данного метода при подготовке бакалавров сельскохозяйственных направлений.

Ключевые слова: образовательная экскурсия, обучение, педагог, профессиональная подготовка.

Дословный перевод слова «экскурсия» с латинского языка «ехситею» означает прогулка, поездка.

Образовательная или учебная экскурсия - это проведение учебного занятия в условиях производства, природы, музея с целью наблюдения и изучения студентами различных объектов и явлений действительности [1].

Метод преподнесения учебного материала в форме экскурсий известен нам давно. Он был внедрен в педагогическую практику еще в XVIII - XIX веках, при преподавании таких дисциплин как история и естествознание [2]. Но на занятиях в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования аграрного профиля он используется недостаточно часто, хотя имеет высокий педагогический потенциал.

Над разработкой теории и практики основ учебных экскурсий трудились известные педагоги Е.Я. Голанд, В.В. Голубков, И.П. Подласый, К.Д. Ушинский и др. [3].

В литературе мы встретили различные классификации экскурсий. Они (экскурсии) могут быть связаны как с посещением различных объектов промышленности, сельскохозяйственных предприятий, парков, лесопарковой зоны и других природных объектов, так и объектов истории и культуры (в зависимости от преследуемых целей).

Проводить экскурсию может как сам педагог (он выступает в роли экскурсовода), так и стороннее лицо (экскурсовод, сотрудник музея, предприятия, особо охраняемых природных территорий и других учреждений).

Экскурсии могут выступать как средство изучения нового материала, так и использоваться для закрепления материала, изученного в аудитории.

Основной целью занятия в форме экскурсии является прочное усвоение изучаемого материала.

При проведении экскурсии реализуется принцип наглядности обучения. При этом учащиеся знакомятся и приобретают информацию об объекте экскурсии на основе реальной практики, приобретения личного опыта.

Экскурсии укрепляют связь теории с практикой, знакомят с применением полученных знаний на практике, с самим производством, его особенностями, способствуют профориентации учащихся.

Данная форма проведения занятий способствует повышению мотивации к обучению, так как экскурсия является интересным и значимым событием, запоминающимся, активизирующем интерес к познанию окружающей действительности.

Кроме этого, это совместное проведение времени учебной группы вне аудитории, способствует формированию взаимопомощи, сплоченности коллектива.

Недостатками обучающих экскурсий является то, что ее организация и проведение требует значительных усилий для педагога и может быть связано с определенными материальными затратами, а их особенностью выступает ограниченность временными рамками занятия.

При подготовке бакалавров сельскохозяйственных направлений могут иметь место и историко-культурные, краеведческие экскурсии и т.п., которые несут кроме образовательных еще и воспитательные цели. Но для профессиональной подготовки более значимыми являются производственные (посещение предприятий производственной сферы, технопарков, лабораторий, научно-исследовательских институтов) и естественно-научные (по различным дисциплинам, связанным с объектами окружающей среды). К примеру, согласно учебному плану Мичуринского государственного аграрного университета по программе бакалавриата по направлению 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение» такими дисциплинами могут быть ботаника, ландшафтоведение, биология почв, экология, экология растений, фитопатология и энтомология, почвенная и растительная диагностика и другие. Для направления 05.03.06 «Экология и природопользование» можно добавить в этот список такие дисциплины как общая экология, биоразнообразие, экологический мониторинг, заповедное дело и др.

Наиболее приемлемыми в плане материальных затрат и затрат времени являются пешеходные экскурсии.

При их организации педагог заранее знакомится с объектом экскурсии сам, планирует маршрут и темп движения, таким образом что бы, создать условия для показа каких-либо объектов и рассказа о них. Преподаватель, разрабатывает задания для учащихся, проводит инструктаж по технике безопасности. При пешеходных экскурсиях необходимо напомнить учащимся о правилах дорожного движения. В ходе экскурсии необходимо делать остановки для наблюдений, зарисовок, сбора материала и т.д.

По завершению экскурсии происходит итоговая беседа педагога с учащимися, обмен опытом, впечатлениями об экскурсии, самостоятельный анализ информации об объектах экскурсии и обработка собранных материалов.

Полученные знания закрепляются при решении задач, подготовке отчета, доклада.

Таким образом, экскурсия для обучающихся образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования является методом, способствующим формированию и развитию общих и профессиональных компетенций. Он позволяет достичь более высоких результатов при освоении профессиональных образовательных программ.

Список литературы:

1. Ефимова Н.Г., Батищева М.А. Методические рекомендации по проведению учебных экскурсий (методика проведения экскурсий для студентов и учащихся профтехобразования) [Электронный ресурс]. Дата обращения: 20.01.2023.

2. Питюков В.Ю., Гусева И.В. Учебные экскурсии в процессе профессиональной подготовки студентов//Вестник РМАТ. 2014. №4. С.60-63.

3. Суркова Л.И. Уроки экскурсии как одно из направлений совершенствования исторического образования студентов педагогического ВУЗа // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 4(5). С.41-44.

UDC: 630*945.35:37.091.33

EDUCATIONAL EXCURSION AS A TEACHING METHOD

Anna M. Solovyova

student

anja.2001 @yandex.ru Mariya N. Mishina

candidate of аgricultural sciences, lecturer Mascha2308@yandex.ru Mikhail M. Mishin сandidate of technical sciences, associate professor

Meikl2@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. In this article, the concept of an educational excursion is disclosed, the main advantages and disadvantages of this method are given, the stages of organizing classes-excursions, as well as the possibilities of using this method in the preparation of bachelors of agricultural fields.

Keywords: educational excursion, training, teacher, professional training.

Статья поступила в редакцию 10.02.2023; одобрена после рецензирования 01.03.2023; принята к публикации 20.03.2023.

The article was submitted 10.02.2023; approved after reviewing 01.03.2023; accepted for publication 20.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.