Научная статья на тему 'Некоторые проблемы аграрной реформы и государственного регулирования сельского хозяйства Кыргызстана'

Некоторые проблемы аграрной реформы и государственного регулирования сельского хозяйства Кыргызстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1521
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНАЯ РЕФОРМА / ПРОТЕКЦИОНИСТИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / PROTECTIONIST'S AGRICULTURE SUPPORT / AGRARIAN REFORM / A STATE POLICY IN THE FIELD OF AGRICULTURE / MARKET ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жантемиров Шаршенбек Абдралиевич

В статье предлагается теоретическая концепция формирования эффективного механизма влияния государства на аграрный сектор Кыргызской Республики до 2015 г. Выявлены необоснованные решения по реформированию аграрного сектора, предложены возможные способы устранения ошибок проведенной в стране аграрной реформы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жантемиров Шаршенбек Абдралиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some problems of an agrarian reform and state regulation of agriculture of Kyrgyzstan

In article the theoretical concept of formation of the effective mechanism of influence of the state on agrarian sector of the Kirghiz Republic is offered. Unreasonable decisions on reforming of agrarian sector come to light, and it is offered possible ways of elimination of errors of the spent agrarian reform in the country.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы аграрной реформы и государственного регулирования сельского хозяйства Кыргызстана»

АГРОЭКОНОМИКА

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ И ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КЫРГЫЗСТАНА

Ш.А. Жантемиров

Кафедра экономики предприятия и предпринимательства Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 8/2, Москва, Россия, 117198

В статье предлагается теоретическая концепция формирования эффективного механизма влияния государства на аграрный сектор Кыргызской Республики до 2015 г. Выявлены необоснованные решения по реформированию аграрного сектора, предложены возможные способы устранения ошибок проведенной в стране аграрной реформы.

Ключевые слова: аграрная реформа, протекционистическая поддержка сельского хозяйства, государственная политика в области сельского хозяйства, рыночная экономика.

Переход экономики Кыргызской Республики к рыночному хозяйствованию повлек за собой разрушение прежней планово-экономической системы функционирования. Сформированная во время советской индустриализации государственная промышленная политика территориально-производственных комплексов, колхозов и совхозов в агропромышленном секторе еще в начале 90-х гг. прошлого века утратила свою системность и эффективность как инструмент развития экономики страны.

В течение 20 лет Кыргызская Республика с переменными успехами формирует рыночную экономику. Однако экономика страны, в особенности аграрный сектор, остается слаборазвитой. В аграрном секторе существует множество проблем:

— отраслевая структура сельского хозяйства продолжает оставаться на уровне легких крестьянских хозяйств, находящихся в крайне тяжелом финансовом положении;

— при нехватке земли земельный рынок не регулируется;

— отсутствуют организованные каналы переработки и сбыта производимой сельскохозяйственной продукции;

— существует диспаритет между закупочными, оптовыми и розничными ценами;

— сложившаяся в отрасли нерегулируемая система ценообразования не стимулирует сельскохозяйственных товаропроизводителей к увеличению объемов производства, а наоборот, приводит к падению темпов роста, неустойчивому развитию аграрного сектора и нестабильности продовольственного рынка.

В сельском хозяйстве слабо развиты процессы кооперации и интеграции, особенно в сфере сбыта, переработки сельскохозяйственной продукции, материально-технического обеспечения. На фоне вялого реформирования аграрного сектора низок уровень государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства.

Принимаемые и осуществляемые государством меры по поддержке отечественных товаропроизводителей совершенно недостаточны, непоследовательны, что выражается в противоречивости мер по регулированию сфер продовольственного комплекса, в слабости механизмов рыночного регулирования. Выделяемые государством средства для стимулирования аграрного сектора распылены, не имеют целенаправленного характера, а часто разворовываются.

В особенно сложном положении находится сельскохозяйственная отрасль в сугубо аграрных регионах страны: Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областях, где ярко выражены нехватка земли, высокая трудоизбыточность, отдаленность от рынков сбыта. Многие виды сельскохозяйственного производства низкодоходны, высок уровень безработицы и бедности сельского населения, не уменьшается миграция, ее масштабы достигли угрожающих размеров. В южных областях республики сохраняется высокий темп роста сельского населения.

Нынешнее состояние аграрного сектора не позволяет эффективно использовать трудовой потенциал. Сельская молодежь уезжает в Россию и другие страны на заработки.

В Кыргызской Республике превалирует мелкотоварное крестьянское хозяйство, слабо развиты агросервис, агробизнес, их инфраструктура, имеются проблемы в регулировании и управлении и так ограниченными земельными и водными ресурсами.

Реформирование сельского хозяйства в целом по республике и в отдельных регионах требует уточнения стратегий, концепций и рекомендаций. Особое значение приобретают проблемы государственной поддержки и государственного регулирования аграрного сектора. Таким образом, очевидна необходимость адекватного усиления мер государственного регулирования и поддержки аграрного сектора страны и регионов. Необходимо определить, какие проблемы в данном секторе подлежат государственному регулированию, что необходимо реформировать и что подлежит рыночному регулированию.

Государственное вмешательство в экономику — процесс необходимый, независимо от того, плановая это экономика или рыночная. В условиях рыночных отношений на первый план здесь выходят регулирующие функции государства [1].

Теории регулирования рыночной экономики возникли давно; исторически сложились два направления: теория государственного регулирования хозяйственного механизма (кейнсианская школа) и теория невмешательства государства в экономику (неокейнсианские доктрины) [2].

Государственное регулирование экономики включает в себя систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, реализацию которых осуществляют правительство и правомочные государственные учреждения в целях достижения стабильности, роста и равновесия всей экономической системы.

Главные цели государственного регулирования — экономическая и продовольственная безопасность, сохранение государственности и обороноспособности, экономическая, политическая и социальная стабильность, макро- и микроэкономическое равновесие, обеспечение национальных конкурентных преимуществ.

Возможны различные виды государственного регулирования. Наиболее распространено сочетание государственных и рыночных регуляторов, реализованное в Германии, Австрии, Японии. Известно, что весьма разумное сочетание различных механизмов госрегулирования в экономике Китая дали хорошие результаты и продвинули всю экономическую систему этого государства на одно из первых мест в мире.

Роль государства в становлении и последующем развитии рыночной экономики очень велика. Государство корректирует распределение социальных благ и ценностей: пенсий, пособий, надбавок и прочих государственных дотаций. Государство прежде всего заинтересовано в создании эффективной рыночной экономики.

Общепринятые методы регулирования, прямые и косвенные, следующие: правовые, административные, экономические.

Государственное регулирование аграрного сектора может быть реализовано в форме программирования, планирования и прогнозирования, что зависит от целей, которые могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными, и объектов регулирования, каковыми могут выступать отрасль, комплекс и т.д.

Наиболее широко применяются экономические методы прямого и косвенного регулирования, которые реализуются через такие механизмы, как бюджетная и фискальная политика, финансово-кредитная и инвестиционная политика, планирование, прогнозирование, программирование, налоговая политика.

Метод прямого государственного регулирования предполагает прямое воздействие государства на структуры аграрного сектора через распорядительные функции [3].

К примеру, государственный орган может осуществить безвозвратное целевое финансирование той или иной отрасли, региона, фермерских хозяйств в виде субсидий, дотаций из бюджетных или внебюджетных фондов. Или же государство может предоставить льготные кредиты фермерским, крестьянским хозяйствам для их защиты и полноценного развития. Государство воздействует на развитие того или иного направления сельского хозяйства путем инвестирования отраслей малорентабельных, трудоемких и т.д. Государство может поддержать отдельные отрасли или индивидуальные крестьянские хозяйства предоставлением товаров и услуг по низким ценам.

Кыргызстан не имеет возможности полностью обеспечить себя нефтепродуктами, поэтому сельское хозяйство Кыргызской Республики нуждается в дешевом бензине и дизельном топливе.

Метод косвенного регулирования предполагает использование таких механизмов, как налоговая политика (ставки процента за банковский кредит), ценовая политика (уровень цен, тарифов), нормы амортизации, бюджетная политика (регулирование государственных расходов). Изучая принципы государственного регулирования в аграрном секторе экономически развитых стран, мы приходим к выводу, что в условиях Кыргызстана целесообразней сделать акцент на таких принципах, как аграрный протекционизм, индикативное планирование и программирование, усиление экономических методов регулирования, сочетание прямой и косвенной форм воздействия.

Акцент на аграрный протекционизм необходимо делать потому, что сегодня в агропромышленном производстве отсутствует защита отечественных товаропроизводителей, нет стимулов и льгот, которые способствовали бы развитию всех сфер аграрного сектора в комплексе.

По нашему мнению, на сегодня в условиях Кыргызстана наиболее эффективный механизм государственного регулирования аграрного сектора — разумное сочетание методов прямого и косвенного регулирования.

Мировой опыт поддержки и государственного регулирования аграрного сектора свидетельствует, что политика государства, направленная на создание экономических предпосылок стабильного развития сельскохозяйственного производства и регулирования продовольственного рынка, осуществляется за счет поддержания определенных цен. Государство компенсирует сельхозтоваропроизводителям отклонение от рыночной цены и оказывает поддержку в виде субсидий, дотаций и льгот.

Поддержка осуществляется методами прямого и косвенного государственного субсидирования. К первым относятся прямые государственные компенсационные платежи, платежи при ущербе от стихийных бедствий и реорганизации производства. Ко вторым — ценовое вмешательство (поддержка внутренних цен), компенсация издержек, содействие развитию рынка и производственной инфраструктуры. Субсидии в странах Европейского Союза (ЕС) достигли 45—50% стоимости произведенной фермерами товарной продукции, в Японии и Финляндии — 70%, в России — лишь 3,5%. В США в рамках субсидирования аграрного сектора вкладывается средств в расчете на единицу продукции на 30% больше, чем в других отраслях [4].

В странах ЕС сельхозтоваропроизводители (фермеры) имеют право на получение субсидий в целях сельскохозяйственного страхования. Господдержка страхования в широких масштабах осуществляется, например, во Франции, где создан Национальный гарантийный фонд для компенсации ущерба от крупных бедствий, могущих иметь место в сельскохозяйственной отрасли. Средства фонда формируются на 50% за счет бюджета и на 50% — за счет страховых взносов фермеров. В Испании субсидии на уплату страховых взносов составляют от 20 до 50%, а в некоторых странах ЕС, где сельское хозяйство стабильно, господдержка страхования не применяется. Например, в Канаде: там при страховании сельхозкультур 50% страховых взносов уплачивает фермер, 25% — федеральное правительство и 25% — правительство региона. При страховании доходов фермеров бюджетные субсидии составляют 67—70%. В странах СНГ тоже имеется определенный

опыт государственного регулирования. В России размер прямых государственных дотаций в стоимости продукции отрасли равен 6—7%.

Аграрный сектор Кыргызстана характеризуется повышенной потребностью в государственном регулировании и поддержке, что обусловлено низким биохимическим потенциалом пахотных земель, финансовой неустойчивостью, а также слабым притоком инвестиций в отрасль.

Присутствие в проводимой аграрной и земельной политике элементов государственного и экономического регулирования аграрного сектора не означает чрезмерного вмешательства государства в сферу управления отраслью и земельными ресурсами.

В этой связи опыт развитых стран в области государственного регулирования и использования свободных рыночных отношений может быть полезен и для Кыргызской Республики. Аграрная реформа в Кыргызстане проводилась в одностороннем порядке, без учета экономических возможностей и специфических особенностей сельского хозяйства страны.

Коренное преобразование земельных отношений, форсированное развитие крестьянского (фермерского) хозяйства не сопровождались разветвленной и доступной финансово-кредитной поддержкой, регулированием развития отрасли посредством ценовых, страховых и налоговых механизмов, созданием системы транспортировки, хранения и сбыта сельхозпродукции.

Отсутствие государственного регулирования и поддержки аграрного сектора привело к существенному снижению финансовой и материальной устойчивости сельхозтоваропроизводителей, росту убыточности отрасли. Сложившаяся система взаимоотношений сфер аграрного сектора (производства, переработки и сбыта) ввиду монополизации переработки и реализации привела к существенным перекосам в системе ценообразования в отношении продукции сельского хозяйства и сосредоточению получаемой выгоды в сфере переработки и торговли.

В структуре продовольственного рынка растет доля импортной продукции (табл. 1).

Таблица 1

Импорт основных видов сельскохозяйственной и пищевой продукции (по данным Нацстакомитета Кыргызстана, 2009 г.)

Наименование продукции 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Пшеница, т 11 080 17 573,6 25 546,4 69 911,7 86 333,6

Мука пшеничная, т 2 587,1 9 010,6 7 463,8 15 258,2 47 029,1

Хлеб, конд. изд., т 4 968,6 5 757,2 7 432,1 12 379,6 19 113,4

Мясо и мясопродукты, т 4 888,8 6 973,3 13 407,3 22 509,7 36 244,4

Сахар-сырец, т 1 200,0 3 879,2 15 064,1 10 879,7 4 980,3

Сахар, т 17 942,7 19 450,3 30 981,5 23 668,6 32 467,6

Чай, т 2 678,1 2 939,0 3 645,8 3 540,6 5 087,8

Пиво, т 11 641,3 12 092,3 13 899,8 19 409,4 23 489,4

Растительное масло и жиры, т 10 743,3 8 496,6 11 940,7 20 298,7 36 097,0

Шкуры крупного рогатого скота, т 1 432,2 2 587,7 1 162,8 1 331,7 1 531,3

Табак (необработ. и обработан.), т 2 919,3 2 887,6 1 108,9 2 356,2 3 899,1

Сигареты и сигары,т 11 785,7 18 299,3 20 224,9 27 779,4 30 887,3

Овощи и фрукты (вкл. соки), т 7 463,8 11 690,6 18 649,8 22 496,3 28 839,2

Резкое сокращение господдержки, отсутствие научно обоснованной концепции аграрной реформы, диспаритет цен в товарном обмене между сельским хозяйством и другими отраслями привели к неустойчивости развития сельского хозяйства, снижению его эффективности и конкурентоспособности.

В результате сельскохозяйственные товаропроизводители потеряли свои позиции на внутреннем рынке, а на рынках дальнего зарубежья наша продукция не пользуется спросом из-за низкого качества и несоответствия международным нормам. Поэтому повышение продуктивности, качества и конкурентоспособности составляет главные задачи реформирования аграрного сектора. А повысить конкурентоспособность продукции можно за счет значительного улучшения работы перерабатывающих отраслей и повышения качества произведенных продуктов.

Анализ данных, представленных в табл. 1, показывает, что импорт сельскохозяйственной и пищевой продукции по всем показателям растет. Динамика роста показывает, что производство и перерабатывающие отрасли не полностью обеспечивают внутренний рынок продуктами сельского хозяйства и пищевой промышленности. Все структуры сельского хозяйства полностью не реорганизованы и испытывают трудности в результате реформ, проведенных без надлежащего научного обоснования и без использования рычагов государственного управления.

С начала реформ было реорганизовано свыше 480 сельскохозяйственных предприятий, на базе которых были образованы новые субъекты. Возросло количество частных крестьянских и фермерских хозяйств. Их количество, по данным на конец 2008 г., составило 321,8 тыс. единиц. На этот же период имелось 660 коллективно-крестьянских хозяйств, 1393 сельскохозяйственных кооператива и 97 акционерных обществ. На сегодня свыше 99% сельскохозяйственных предприятий приняли форму частной собственности на средства производства. Однако это не способствовало росту жизненного уровня и занятости населения. Проблема занятости и бедности стала одной из самых острых на селе. Официальный уровень бедности среди сельского населения Кыргызской Республики равнялся в 2008 г. 36,8% (в городе — 22,6%).

В Кыргызской Республике доля пашни в общем земельном фонде составляет 6%, что значительно ниже мирового уровня (10%). Это обстоятельство наряду с ростом численности сельского населения страны из года в год усугубляет проблему обеспеченности земельными ресурсами, особенно ее активной частью — пашнями. В среднем по Республике на одного человека приходится около 0,24 га земли. Южные области Кыргызстана являются самыми малоземельными регионами страны, в них низок удельный вес пашни и ее орошаемой части (33,0 и 30,1% соответственно), в то время как по Республике последний показатель находится на уровне 68,0% от общего размера пашни. В среднем размер землепользования хозяйств по стране составляет 1,3 га. Это мелкие хозяйства, обеспечивающие натуральный и полутоварный вид хозяйственной деятельности.

Преобладающая часть хозяйств (83,1%) имеет размер пашни 0,12 га, 15,3% — 2,8 га, 0,8% — 13,4 га и 0,6% — 68,3 га. На юге страны, где основными сельхозкультурами являются хлопок и табак, преобладающая часть крестьянских хозяйств

(84—86%) имеет размеры пашни в пределах 0,05—1,0 га. Большая часть площади сельскохозяйственных угодий засолена, переувлажнена, заболочена, подвержена ветровой и водной эрозии, засорена камнями, что снижает их плодородность. На сегодня по Республике 1180,8 тыс. га засоленных земель, 471,2 тыс. га — солонцеватых, 118,6 тыс. га — заболоченных, каменистые земли на орошаемой пашне составляют 196,1 тыс. га; водной эрозии подвержено 5626,8 тыс. га, ветровой эрозии — 5689,8 тыс. га. Из-за неисправности оросительных сетей и дефицита поливной воды не используется под посев сельскохозяйственных культур 4,4 тыс. га пашни.

По данным мелиоративного кадастра Кыргызстана, из общей площади орошаемой земли находится в хорошем состоянии 84,0%, в удовлетворительном — 6,1% и в неудовлетворительном состоянии — 9,0%. Подавляющая часть внутрихозяйственных ирригационных фондов находится на пределе физического износа, так как в течение последних 12—14 лет они эксплуатируются практически без капитальных ремонтов и модернизации. Фактическая производительность насосных станций сократилась на 20—25%, а большинство из них, как и скважин на орошение, вообще были выведены из строя или разукомплектованы. На внутрихозяйственной ирригационной и коллекторно-дренажной сетях полностью или частично разрушены до 50% регулирующих сооружений.

В связи с тем что в аграрном секторе Кыргызстана имеется множество нерешенных проблем, удельный вес сельского хозяйства в общем объеме валового внутреннего продукта постоянно снижается (табл. 2).

Таблица 2

Удельный вес сельского хозяйства в общем объеме ВВП Кыргызстана (по данным Нацстакомитета Кыргызстана, 2009 г.)

Показатель 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2008 г. 2009 г.

Внутренний валовой продукт, млн сом 16 145,1 65 357,9 100 899,2 185 013,6 196 423,1

ВВП сельского, охоты и лесного хозяйства, млн сом 6 554,9 22 334,9 28 738,8 47 799,6 43 367,6

Удельный вес сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, % 40,6 34,2 28,5 25,8 22,1

Несмотря на удовлетворительный объем сырьевой базы, перерабатывающие отрасли аграрного сектора страны за годы реформ пришли в упадок и слабо приспосабливаются к требованиям рыночной экономики. Большинство перерабатывающих предприятий, которые работали ранее, практически не функционируют или перепрофилированы, а вновь созданные структуры в основном направлены на первичную переработку сельхозсырья.

В аграрном секторе республики, за исключением молочного подкомплекса, не создана единая система производства, глубокой переработки и реализации продукции на основе полного использования рыночных механизмов. В данное время перерабатываются только 15% произведенной в республике сельскохозяйственной продукции; особенно низок удельный вес переработанного мяса (2,6%) и овощей (8,9%).

Так, в 2008 г. по сравнению с 2007 г. производство фруктовых и овощных соков увеличилось на 22%, масла растительного — на 21,5%, молочных продуктов — на 8,0%, масла сливочного — на 7,9%, мороженого — на 15,8%, минеральных вод — 37,1%, в то же время уменьшилось производство фруктовых и овощных консервов — на 31%, муки — на 55,9%, хлеба — на 11,1%, кондитерских изделий — на 34,9%, макарон — на 58,4%.

Аграрная реформа привела к существенному изменению специализации, концентрации, организации сельскохозяйственного производства. Вместо специализированных хозяйств появились сотни тысяч мелких крестьянских и фермерских хозяйств с характерными чертами многофункциональности. Практически на одном или нескольких гектарах крестьяне вынуждены возделывать целый набор сельскохозяйственных культур: зерно, хлопок, овощи, картофель и др.

Мелкоконтурность землепользования, чередование культур с различными сроками возделывания и обработки затрудняют применение техники, соблюдение необходимых агротехнических приемов, приводят к нарушению севооборота. Особенно эти проблемы характерны для южных областей страны, где малоземель-ность крестьянских хозяйств наиболее выражена. В большинстве хозяйств на маленьком клочке земли размещено производство пшеницы, хлопка и овощей, причем размеры посевных площадей в большинстве случаев не превышают 10— 20 сотых гектара земли.

А между тем регионы Кыргызской Республики весьма разнообразны по своим почвенно-климатическим и экономическим условиям, и в этой связи каждая область специализирована на выпуске определенных видов продукции. На 01.01.2009 всего по Кыргызской Республике было создано 1393 сельхозкооператива, из которых 1243 занимаются зерноводством, возделыванием овощей и бахчевых, 114 — техническим и ветеринарным сервисом, а 34 — переработкой сельхоз продукции.

Из общего количества кооперативов по республике на долю южных областей приходится 603, или 43,3%, из них:

— 556 кооперативов по производству сельхозпродукции, что составляет 44,7% от общего количества таких предприятий по республике;

— 31 кооператив техническому сервису (27,2% от общего количества по республике);

— 16 кооперативов по переработке (47,0% от общего количества по республике).

Сельскохозяйственные кооперативы Кыргызской Республики охватывают площадь 91 346 га, из них пашни — 66 274,7 га, сенокосов — 1577 га; многолетних насаждений — 1398,6 га; пастбищ — 16 304,5 га и прочих — 2775 га.

Анализ финансово-кредитного обеспечения сельского хозяйства свидетельствует о том, что эта отрасль сегодня получает менее 0,4% из расходной части государственного бюджета, и этот показатель имеет тенденцию к понижению. Данные средства покрывают лишь расходы по содержанию аппарата управления, ветеринарной и фитосанитарной службы.

Финансирование сельского хозяйства из госбюджета Кыргызстана имеет свою специфику: расходы смещены в сторону инвестиций и сильно зависят от донор-

ского финансирования (около 70% финансирования в отрасли приходится на доноров). Кредитование сельского хозяйства на сегодняшний день осуществляется коммерческими банками или небанковскими финансово-кредитными учреждениями (табл. 3).

Коммерческие банки особо не заинтересованы в финансировании сельского хозяйства, хотя именно банковский сектор должен стать финансовым источником. Так, удельный вес кредитов, направленных в аграрный сектор в 2001—2009 гг., составил всего лишь 1—1,6% от общей суммы кредитов.

Таблица 3

Основные финансовые показатели развития сельского хозяйства Кыргызской Республики по годам (в фактически действовавших ценах)

Показатели 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2008 г.

Расходы госбюджета на сельское, водное, лесное хозяйство, рыболовство и охоту, % 17,6 3,4 4,2 3,5 1,5

то же в общих расходах госбюджета к ВВП, % 6,5 1,0 0,7 0,7 0,4

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн сом 2,3 -65,3 12,8 -42,6 43,3

Удельный вес убыточных хозяйств, % 8,6 57,5 48,7 45,3 36,7

Дебиторская задолженность, млн сом 47,2 292,8 316,1 249,5 248,9

Кредиторская задолженность, млн сом 70,7 663,7 739,1 624,0 606,4

Сумма убытка, млн сом 0,1 124,2 167,2 137,0 90,1

Кредиты небанковских кредитных учреждений, к которым относятся АО «Айыл Банк» (КСФК), кредитных союзов и микрокредитных организаций (МКО) в 2007 г. составили 4744 млн сом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом объемы кредитов, выданных сельскому хозяйству, удовлетворяют только 30% его общей потребности, что является причиной финансовой неустойчивости отрасли. Объемы вкладываемых в сельское хозяйство инвестиций до 2002 г. имели тенденцию к росту, однако затем произошло резкое снижение. В целом отрасль является убыточной (-10,4%), и количество убыточных предприятий не уменьшается. Это говорит о том, что со стороны государства мало уделяется внимания отрасли и финансовые институты ее регулирования работают неудовлетворительно. Необходим иной подход, нужна разработка инновационных механизмов развития сельского хозяйства. И обязательно государственная поддержка должна быть весомой.

Исследования показывают, что основными проблемами финансирования и кредитования аграрного сектора в условиях рыночных отношений являются:

— недостаточно отработанный кредитный механизм;

— недоступность кредитных ресурсов из-за высоких процентных ставок;

— убыточность крестьянских хозяйств, не позволяющая возвращать полученные заемные средства;

— некредитоспособность большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Как указано выше, сельское хозяйство в развитых странах поддерживают повсеместно. Кредитами и субсидиями поддерживаются фермеры и крестьянские хозяйства. Это главная стратегия обеспечения внутренних и экспортных потребностей продуктами питания и сырьем сельскохозяйственного назначения.

Выводы и предложения

— Аграрная реформа в Кыргызской Республике проводилась с 1991 г. по 2009 г. без учета экономических возможностей, без научного обоснования и без учета специфических особенностей сельского хозяйства страны.

— Коренное преобразование земельно-аграрных отношений, усиленное развитие фермерских хозяйств не сопровождались разработкой крупных направлений реформирования аграрного сектора, каковыми должны были бы являться формирование разветвленной и доступной финансово-кредитной системы, экономическое регулирование развития отрасли посредством ценовых, страховых, налоговых механизмов, развитие эффективной системы взаимодействия отраслей аграрного сектора.

— Проведенная аграрная реформа в Кыргызской Республике имеет определенные недостатки. Отсутствие научно обоснованных концепций аграрной реформы породило множество проблем в сельском хозяйстве страны. Сложная социально-экономическая ситуация на селе, резкое сокращение государственной поддержки, усиление диспаритета цен в товарном обмене между сельским хозяйством и другими отраслями народного хозяйства привели к неустойчивому развитию сельскохозяйственного производства, снижению его эффективности и конкурентоспособности.

— В результате необоснованного преувеличения роли рынка как инструмента регулирования и снижения роли государства органы управления аграрным сектором практически оказались в роли наблюдателя, а не активного игрока на рынке.

— Аграрный сектор необходимо регулировать под государственным контролем, на принципах аграрного протекционизма, индикативного планирования и программирования. Усиление экономических методов регулирования должно происходить на основе сочетания прямых и косвенных форм воздействий с применением инновационных методов.

— В целях стабилизации продовольственной безопасности страны необходимо совершенствование системы регулирования под государственным контролем, создание на местах сбытовых и закупочных кооперативов с обеспечением их материально-техническими ресурсами, внедрение инновационных форм и моделей сельскохозяйственных кооперативов, создание кластеров, особенно в сфере переработки, реализации продукции, материально-технического обеспечения и сервисного обслуживания.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы. — М.: ИНФРА, 2003.

[2] Гохберг Л.М. Новая инновационная система «для новой экономики». — М.: ГУ ВШЭ,

2002.

[3] Канаева И.Б. Стратегия развития аграрного сектора Кыргызстана в рыночных условиях. — Бишкек: КРСУ, 2005.

[4] Мировая экономика: прогноз до 2020 г. / Под ред. А. Дынкина. — М.: Магистр, 2008.

[5] Абдыров Т.Ш. Кластеры и модернизация экономики. — Бишкек: ИПЦ «Инсанат», 2010.

SOME PROBLEMS OF AN AGRARIAN REFORM AND STATE REGULATION OF AGRICULTURE OF KYRGYZSTAN

S.A. Zhantemirov

Department of economy of the enterprise and business Russian People's Friendship University

Miklukho-Maklaya Str., 8/2, Moscow, Russia, 117198

In article the theoretical concept of formation of the effective mechanism of influence of the state on agrarian sector of the Kirghiz Republic is offered. Unreasonable decisions on reforming of agrarian sector come to light, and it is offered possible ways of elimination of errors of the spent agrarian reform in the country.

Key words: agrarian reform, protectionist's agriculture support, a state policy in the field of agriculture, market economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.