ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ И ЗЕМЕЛЬНО-АГРАРНАЯ РЕФОРМА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Т.Д. Суранаев1, Т.С. Кубатбеков2
1 Кафедра экономики и учета Кыргызско-Российский Славянский Университет пр. Чуй, 255, 720001 Бишкек, Кыргызстан 1 Кафедра морфологии, физиологии животных и ветсанэкспертизы Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 8/2, 117198 Москва, Россия
Начиная с 1991 года земельная реформа и реорганизация хозяйств являлись краеугольным камнем государственной программы экономических реформ в аграрном секторе Кыргызстана. Осуществляемая в республике аграрно-земельная реформа повлекла за собой значительные институциональные преобразования в сельскохозяйственном секторе Кыргызстана. Вышеперечисленные и другие нормативные акты составили правовую основу для развития рынка земли в Кыргызской Республике, который официально начал функционировать с 1 сентября 2001 года.
Осуществляемая в республике аграрно-земельная реформа повлекла за собой значительные институциональные преобразования в сельскохозяйственном секторе Кыргызстана. Так, если до 90-х годов основными производителями сельскохозяйственной продукции являлись крупные товарные сельскохозяйственные предприятия (совхозы и колхозы), на долю которых приходилось около 60% валовой продукции отрасли, то к концу 2005 года их удельный вес снизился почти до 3%.
В настоящее время в аграрном секторе республики сформировалась многоукладная экономика, представленная различными типами хозяйствующих субъектов. Количество хозяйствующих субъектов в динамике за последние годы представлено в табл. 1.
Таблица 1
Количество субъектов сельскою хозяйства Кыргызстана (по данным НСК)
Год 1998 2000 2002 2005
Сельское хозяйство - всего 50448 72226 252852 301935
из них:
Государственные хозяйства 53 61 94 111
Коллективные хозяйства 661 573 726 1124
в том числе:
акционерные общества 45 45 39 51
коллективно-крестьянские хозяйства 280 236 63 147
сельскохозяйственные кооперативы 336 292 624 926
Подсобные хозяйства государственных и коллективных
организаций и предприятий 457 429 506 538
Крестьянские (фермерские) хозяйства 49277 71163 251526 300162
Как видно, в аграрном секторе Кыргызстана функционируют государственные хозяйства, различные типы коллективных хозяйств, а также крестьянские (фермерские) хозяйства. Данное положение в полной мере соответствует духу проводимых реформ и аграрной политике государства, направленных на формирование класса свободных фермеров и устойчивого сельского хозяйства. Необходимо отметить, что фермерство с каждым годом утверждается не только
количественно, но и качественными характеристиками, занимая прочные позиции в объеме производимой продукции отрасли. Об этом отчетливо свидетельствует динамика статистических показателей за годы реформы. Чтобы проследить процесс становления крестьянских (фермерских) хозяйств, сопоставим их некоторые основные показатели за 1993 и 2005 годы (табл. 2).
Таблица 2
Некоторые количественные характеристики крестьянских (фермерских) хозяйств Кыргызстана (по данным НСК и собственным расчетам)
Показатели 1993 г. 2005 г. 2005 г. в % к 1993
Число крестьянских (фермерских) хозяйств 4567 300162 6572
Площадь закрепленных с.х. угодий (без пастбищ), тыс. га 103,1 913,7 880
Средний размер закрепленных земель, га Поголовье скота и домашней птицы, тыс. голов: 22,6 3 13,3
крупный рогатый скот, всего 51,5 526,3 1020
в том числе коровы 28,9 279,2 966
овцы и козы 1333,8 1668,4 125,1
свиньи 0,4 51,9 12970
лошади 41 134,6 330
домашняя птица 152,2 2101,8 1380
Как свидетельствуют данные, за многолетний период произошел существенный рост количественных параметров крестьянских (фермерских) хозяйств, за исключением среднего размера закрепленных земель на одно хозяйство. Последний факт, который является результатом неадекватного роста числа крестьянских (фермерских) хозяйств (65,7 раза) и площади земель, закрепленных за ними (8,8 раза), вызывает определенную тревогу в кругу ученых и практиков. Существует мнение, что слишком мелкие по своим размерам крестьянские (фермерские) хозяйства не в состоянии производить достаточного объема товарной продукции. Они в большей степени носят характер натурального хозяйства и направлены на удовлетворение собственных потребностей в продуктах питания. Такие хозяйства в своей деятельности встречаются с большими трудностями производственного и иного (проблемы материально-технического снабжения, сбыта продукции, водопользования, сервисных услуг и др.) характера, значительно снижающими их эффективность.
Следует отметить, что с научно-методических позиций до сих пор остается актуальным четкое определение организационно-правовых форм, названия и статуса хозяйствующих субъектов в аграрном секторе. Первые критерии организационно-правовой формы сельскохозяйственных предприятий были определены «Программой земельной и аграрной реформы в Кыргызской Республике». В соответствии с этим документом предусмотрено создание следующих типов сельскохозяйственных предприятий: фермерское хозяйство, крестьянское хозяйство, сельскохозяйственный кооператив, колхоз, государственные хозяйства и колхозы акционерного типа (АО). При этом главным критерием деления сельскохозяйственных предприятий на отдельные типы является земельная площадь в зависимости от зоны земледелия.
Постановлением Правительства от 12 апреля 1996 года утверждено специальное Положение «О категориях субъектов сельского хозяйства Кыргызской Республики». В этом Положении все субъекты сельского хозяйства подразделены на три категории: частные хозяйства (личные хозяйства населения, фермерские и крестьянские хозяйства); коллективные хозяйства (кооперативы, коллективнокрестьянские хозяйства и акционерные общества); государственные хозяйства.
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА
При этом определена характеристика каждого хозяйствующего субъекта. Тем не менее, на практике существуют и некоторые другие типы - ассоциации крестьянских хозяйств (АКХ), объединения крестьянских хозяйств (ОКХ), крестьянские и фермерские хозяйства с образованием и без образования юридического лица. Относительно последних Закон Кыргызской Республики «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 3 июня 1999 года дает единое определение следующего содержания: крестьянское (фермерское) хозяйство -самостоятельный хозяйствующий субъект, имеющий статус юридического лица, деятельность которого основана преимущественно на личном труде членов одной семьи, родственников и других лиц, совместно ведущих производство сельскохозяйственной продукции, которое базируется на земельном участке и другом имуществе, принадлежащем членам крестьянского хозяйства на праве собственности или полученном в пользование (аренду).
В настоящее время фермерские хозяйства являются преобладающими и в валовом выпуске продукции отрасли.
Таблица 3
Валовой выпуск продукции и услуг сельского хозяйства по категориям хозяйств в действующих ценах (по данным НСК и собственным расчетам)
Показатели 1993 г. 2005 г.
млн. сомов в % к итогу млн. сомов в % к итогу
Всего 362,9 100 63208,9 100
Государственные хозяйства и
коллективные хозяйства 207,8 57,3 2405,5 3,8
Крестьянские, фермерские 7,7 2Д 34317,1 54,3
хозяйства
Личные хозяйства населения 147,4 40,6 25593 40,5
Сельскохозяйственные услуги - - 893,3 1,4
Данные табл. 3 показывают, что в 1993 году доля крестьянских, фермерских хозяйств в валовом выпуске продукции сельского хозяйства составила всего 2,1%. Соответственно, тогда основными производителями сельскохозяйственной продукции были государственные и коллективные хозяйства, на долю которых приходилось 57,3% валового выпуска.
В настоящее время в структуре производства основных видов сельскохозяйственной продукции в различных категориях хозяйств крестьянские (фермерские) хозяйства занимают от 24,9% (производство яиц) до 87% (производство хлопка-сырца) (табл. 4).
Вне всякого сомнения, становление крестьянских (фермерских) хозяйств дается нелегко. Данный процесс сопровождается огромными трудностями организационного, материально-технического, финансового, социального и иного характера, рассмотрение которых выходит за рамки данной статьи. На сегодня одним из самых актуальных вопросов является то, каковы перспективы развития крестьянских (фермерских) хозяйств. Иначе говоря, по какому сценарию будет развиваться сельское хозяйство Кыргызстана, на сколько еще увеличится или уменьшится количество крестьянских (фермерских хозяйств), произойдет ли обратное их объединение в более крупные коллективные хозяйства или нет, насколько себя оправдают мелкотоварные хозяйства в условиях высокой технологии и т.д. и т.п. По данному поводу существуют различные взгляды и суждения в кругу политиков, ученых, практиков и общественности.
Таблица 4
Структура производства основных видов сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств в 2005 году (в % от хозяйств всех категорий; по данным НСК)
Продукция Г осударственные хозяйства Коллективные хозяйства Личные хозяйства населения Крестьянские (фермерские) хозяйства
Зерно (в весе после 1 7Д 8,6 83,3
доработки)
Сахарная свекла 0,7 7,1 10,8 81,4
(фабричная)
Хлопок-сырец 1,4 11,2 0,4 87,0
Табак 0,7 7,8 7,5 84,7
Картофель 0,7 0,3 31,1 67,9
Овощи 0,2 3,5 35,3 61,0
Мясо (в убойной массе) 0,1 1,3 53,6 45,0
Молоко сырое - 2,0 55,0 43,0
Яйца - 25,7 49,4 24,9
Шерсть (в физич. весе) 0,7 0,4 48,7 50,2
Имеющиеся тенденции убедительно подтверждают наличие двух главных позиций относительно перспектив развития аграрного сектора страны. Первая позиция делает ставку на дальнейшее укрепление индивидуальных крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом в качестве главных преимуществ предусматривается частная собственность на землю и другие средства производства, соответственно, личная заинтересованность и ответственность за результаты деятельности, гибкость и маневренность, устранение излишних управленческих структур и др.
Сторонники другой позиции больше склоняются к объединительной тенденции и считают, что в сельском хозяйстве Кыргызстана основными производителями товарной продукции должны быть более крупные хозяйства, каковыми являются сельскохозяйственные производственные кооперативы. Они в большей степени способствуют пользованию такими преимуществами крупного производства, как наличие более масштабных земельных массивов, высокопроизводительной техники, системы севооборотов, производственной инфраструктуры, а также возможности решения задач социального плана.
Следует отметить, что, несмотря на определенные преимущества каждого из вышерассмотренных типов хозяйств, они не лишены и отдельных недостатков. Соответственно, отдавать предпочтение какому-либо одному типу, на наш взгляд, не следует. Этим подтверждается многоукладность экономики и наличие высокой конкуренции между различными хозяйствующими субъектами. Каждое хозяйство имеет право на жизнь. Реформирование или, наоборот, объединение отдельных хозяйствующих субъектов должно произойти по мере объективной необходимости, на добровольной основе и по законам рынка (конкуренция, банкротство). Вместе с тем авторы не исключают определенное государственное регулирование сельского хозяйства как, с одной стороны, жизненно необходимого, с другой -низкоприбыльного, высокорискованного.
Следовательно, при анализе перспектив развития крестьянских (фермерских) хозяйств Кыргызстана, на наш взгляд, должен применяться индивидуальный подход, сочетающий в себе вышеназванные две позиции. Например, развитие овцеводства и выращивание некоторых высокотрудоемких культур будут базироваться главным образом на индивидуальном фермерстве, тогда как другие отрасли (зерноводство, молочное скотоводство, кормопроизводство) будут
развиваться на базе более крупных хозяйств. Возможно, в перспективе произойдет некоторое укрупнение функционирующих крестьянских (фермерских) хозяйств. Этот процесс будет развиваться, во-первых, на основе добровольного объединения отдельных крестьянских (фермерских) хозяйств в силу производственной, сбытовой и другой объективной необходимости. Во-вторых, в результате формирующегося рынка земли и структурных преобразований в аграрном секторе (развитие сферы переработки, хранения, транспортировки и сбыта сельскохозяйственной продукции; развитие маркетинга, сельскохозяйственных сервисных и консультационных услуг). То есть более состоявшиеся крестьянские (фермерские) хозяйства будут расширяться за счет слабых и неконкурентоспособных, путем покупки их земельных участков, а высвободившиеся фермеры найдут себе применение в других секторах экономики и, прежде всего, в самом же агропромышленном комплексе.
STAGES OF DEVELOPMENT OF COUNTRY (FARMER) FACILITIES AND THE AGRARIAN-LAND
REFORM IN KIRGHIZ REPUBLIC
T.D. Suranaev1, T.S. Kubatbekov2
1 Faculty of economy and the account The Kirghiz-Russian Slavic University st. Chui, 255, 720001 Bishkek, Kirghizstan ''Department of morphology, physiology of animals and veterinary sanitary inspection Russian People’s Friendship University st. Miklucho-Maklay, 8/2, 117198 Moscow, Russia
Since 1991, land reform and reorganization of facilities (economy) were a corner stone of the state program of economic reforms in agrarian sector of Kirghizstan. Agrarian - land reform carried out in republic has caused significant institutional transformations to agricultural sector of Kirghizstan. Set forth above and other statutory acts have made a legal basis for development of the market of the ground in the Kirghiz Republic which officially started to function since September, 1, 2001.