Научная статья на тему 'Роль государства в системе кредитования сельского хозяйства'

Роль государства в системе кредитования сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
366
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК / КРЕДИТНЫЕ СРЕДСТВА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ФИНАНСЫ / КРЕДИТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джоробаева Мукаддас Абдужалиловна, Абакир Кызы Айсулуу, Алиева Нуржан Урустанбековна, Балтаева Айдай Махаматовна, Касымбек Уулу Нурсултан

В статье исследуется, что государственная поддержка сельского хозяйства в рыночных условиях является объективной необходимостью, в силу присущих сельскому хозяйству специфических особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Джоробаева Мукаддас Абдужалиловна, Абакир Кызы Айсулуу, Алиева Нуржан Урустанбековна, Балтаева Айдай Махаматовна, Касымбек Уулу Нурсултан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль государства в системе кредитования сельского хозяйства»

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ КРЕДИТОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА Джоробаева М.А.1, Абакир А.2, Алиева Н.У.3, Балтаева А.М.4, Касымбек Н.5, Касымбекова Ж.Ж.6

'Джоробаева Мукаддас Абдужалиловна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета и экономического анализа, факультет бизнеса и менеджмента;

2Абакир кызы Айсулуу - магистрант; 3Алиева Нуржан Урустанбековна - магистрант;

4Балтаева Айдай Махаматовна - магистрант;

5Касымбек уулу Нурсултан - магистрант; 6Касымбекова Жибек Жаныбековна - магистрант, направление: экономика, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье исследуется, что государственная поддержка сельского хозяйства в рыночных условиях является объективной необходимостью, в силу присущих сельскому хозяйству специфических особенностей.

Ключевые слова: банк, кредитные средства, сельское хозяйство, финансы, кредит.

Аграрный сектор является одной из приоритетных отраслей экономики Кыргызской Республики, на долю которой приходится около 18% ВВП и где занято более 40% трудоспособного населения. Особенностью функционирования аграрного сектора является зависимость последнего от природно-климатических условий, объективных биологических процессов, которые вносят свои коррективы в нестабильность этой отрасли экономики.

Государственная поддержка сельского хозяйства в рыночных условиях является объективной необходимостью, в силу присущих сельскому хозяйству специфических особенностей. Меры государственной поддержки, о которых мы знаем или нам недостаточно известно, непоследовательны в силу противоречивости и слабости механизмов регулирования. Выделяемые государственные средства не имеют целенаправленного программного характера. Вместе с тем следует заметить, что государственное влияние на развитие сельского хозяйства имеет многоаспектную цель. Речь идет не только об урегулировании неравенств в условиях производства и потребления сельхозпродукции, но и в том, чтобы через систему кредитования внести существенный вклад в модернизацию деятельности сельхозпроизводителей по производству конкурентноспособной продукции. Государственное регулирование сельского хозяйства не учитывает особенности современного финансово-экономического состояния отрасли, на которое негативное воздействие оказывают либерализация внешнеэкономической деятельности, отсутствие адекватной поддержки доходов товаропроизводителей, диспаритет цен, низкая покупательная способность основной части населения, что приводит к деградации сельскохозяйственного производства и социальной сферы села.

1. Для преодоления аграрного кризиса в республике разработан и реализуется приоритетный национальный проект «Развитие АПК» в рамках Стратегии устойчивого развития страны. Однако меры по реализации не предусматривают кардинальных изменений в подходах государственного регулирования аграрного сектора экономики и системы кредитования, не стимулируют использование рыночных механизмов для повышения его социально-экономической эффективности. Развитие рыночных отношений требует реализации возможностей кредита как стоимостной категории. В этой связи необходимо решение такой приоритетной задачи, как максимальное сокращение централизованного перераспределения

денежных ресурсов, и замена его движением свободных денежных средств между кредиторами и заемщиками на условиях возвратности и платности [2. С. 381-386].

В настоящее время основной проблемой развития аграрного производства в рыночных условиях является недоступность кредитных ресурсов для большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей, так как половина организаций являются убыточными, а малые формы хозяйствования не располагают ликвидным имуществом для обеспечения кредитных сделок. Низкая эффективность аграрного производства, отсутствие полноценных сельскохозяйственных рынков и альтернативных источников финансирования предопределяют в качестве основной задачи государства регулирование системы кредитования сельского хозяйства. В частности, сельские бедные слои населения имеют ограниченные возможности для инвестиций в фермерские хозяйства, накопления своих сбережений.

По данным годового отчета Национального Банка Кыргызской Республики сообщается, что доступ к микрофинансированию имеют всего лишь 5% сельского населения. Особенностью воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве являются длительные разрывы между рабочим периодом производства, сроком выхода продукции и получения выручки от ее реализации. Такое явление подчеркивает значимость заемных источников средств, в том числе банковского кредита для обеспечения непрерывности кругооборота основных и оборотных фондов.

Для современной практики кредитования аграрного сектора экономики характерны тенденции отставания доли кредитных вложений в эту отрасль экономики от отраслей с высокой степенью оборачиваемости кредита, преобладание банковского кредита в структуре источников инвестиций, медленное развитие инвестиционных кредитов. В нашей республике процесс влияния государства на систему сельскохозяйственного кредитования осуществляется через государственный фонд развития экономики при Министерстве финансов Кыргызской Республики, ОАО «Айыл Банк» и финансовой компании по поддержке и развитию кредитных союзов. Следует отметить, что в настоящее время заметна тенденция не очень охотного кредитования банками аграрного сектора. Для коммерческих и специализированных банков кредитование мелких и средних фермерских хозяйств остается слишком рискованным и малодоходным. Вместе с тем такой подход основывается на финансовой неграмотности сельских жителей, недостаточности необходимого количества банков в сельской местности, высокой процентной ставки и короткого срока кредитования и завышенных требований залогового обеспечения выдаваемого кредита.

В настоящее время в сельской местности проживают порядка 70% малоимущих семей, особенно в Джалал-Абадской, Нарынской и Ошской областях, являющихся центрами сельскохозяйственного производства. Поэтому существующие проблемы в аграрном секторе экономики, требующие решения, довольно обширны. Крайне непростая ситуация складывается с получением кредита малоимущими слоями населения, которые намного больше нуждаются в заемных средствах.

С позиции различных точек зрения, выходом из сложившейся ситуации и одним из инструментов улучшения обеспечения сельхозпроизводителей кредитными ресурсами является создание и дальнейшая поддержка кредитных кооперативов, которая строится на принципах добровольности. Вместе с тем государству необходимо оказывать влияние на усиление роли банковского сектора путем обеспечения квалифицированными кадрами сельских кредитных кооперативов, способствовать реализации сельхозпродукций, связанных с отдаленностью рынка сбыта и т.д.

Под патронажем государства ОАО «Айыл Банк» выдает сельхозкредиты в размере от 20 тыс. сомов до 5 млн. сомов с залоговым обеспечением, от 2 тыс. сомов до 30 тыс. сомов без залога с процентной ставкой 22% в 2014 году, а с 2015года 16-18% со сроком от 3-х до 10-ти лет. Другие коммерческие банки выдают кредит сроком до одного года с процентной ставкой - 30%.

Общая сумма выданных кредитов аграрному сектору в целом по республике в 2009 году составила 1503, 4 млн. сомов, в 2011году - 2307,2, в 2013 году - 4800, в 2014 году - 7636, на 01.12. 2015 года - 9857 млн. сомов, то есть заметна тенденция увеличения с каждым годом.

По программе «Доступные кредиты фермерам» Правительство Кыргызской Республики с 2011 года начало выдавать кредиты на сумму 1 млрд. сомов на развитие животноводства и растениеводства, с процентной ставкой 7% в 2012 году и 9% в 2011году, со сроком 11 месяцев. Максимальный размер одного кредита составил 200 тыс. сомов. За 2011 год из выделенного государством 1 млрд. сомового льготного кредита были освоены лишь 565 млн. сомов или 56,5%.

В рамках проекта «Доступные кредиты фермерам-2» на 25 мая 2012 года по Нарынской области получили кредит 536 человек на сумму 58 млн. сомов, по Ошской области 1243 человека на сумму 99 млн. сомов.

В настоящее время сумма выделенных кредитов и количество поданных заявок на получение кредита от «Айыл Банка» с каждым годом растет. Возвратность по полученным кредитам в 2011 году составила 99,7%, за последние 2013 -2015 годы возвратность кредитов составила 99%. Необходимо отметить, что сроки погашения кредита для сельских жителей не соразмерны со сроками продажи товаров, они не укладываются за те сроки, которые им навязывают чиновники. Учитывая вышеперечисленные факторы, подчеркивающие особенность сельского хозяйства, государству необходимо дать возможность фермерам получать кредиты не на один конкретный процесс производства, а на весь комплекс работ, осуществляемых в течение года.

В этой связи необходимо оказать государственную поддержку институциональному укреплению механизма кредитования путем расширения и внедрения альтернативных способов финансирования субъектов аграрного сектора. Существующие и функционирующие механизмы и способы государственного влияния на систему кредитования аграрного сектора разнообразны и отличаются широким набором экономического и финансового инструментария. И одним из инструментариев настоящего времени является государственная финансовая поддержка аграрного сектора в форме выделения семян, товарных кредитов и грантов, продажи ГСМ по сниженным ценам. Также в рамках этой суммы в республиканском бюджете ежегодно предусматриваются средства для ремонта и восстановления водохозяйственных объектов, защиты и карантина растений, улучшения эпизоотологической обстановки. Однако этого недостаточно и субъекты сельского хозяйства регионов неравномерно получают эту помощь.

Не случайно в стратегии устойчивого развития Кыргызстана до 2017 г. отмечается, что несмотря на расширение филиальной сети банков, микрофинансовых организаций, кредитных союзов, финансовую поддержку государства, доступ к финансовым ресурсам остается острейшей проблемой отрасли из-за низких цен на продукцию, ограниченности сбыта, проблем залогового обеспечения получаемых ссуд и др.

Для улучшения положения в аграрном секторе экономики рассмотрены следующие направления: создание финансово-кредитной инфраструктуры, обеспечивающей доступность финансовых и материально-технических ресурсов сельским товаропроизводителям; развитие семеноводства основных сельскохозяйственных культур; развитие племенного дела (сельскохозяйственных животных, птиц, пчеловодство и рыболовство и др.).

Система кредитования аграрного сектора должна быть направлена на решение существующих проблем, на создание благоприятных условий и стимулов для развития данной отрасли. Наиболее важными аспектами институционального обеспечения механизма кредитно-финансового обеспечения потребностей субъектов аграрного сектора экономики является создание необходимых условий для

крестьянских хозяйств и концентрации усилий государства на обеспечении продовольственной безопасности.

К числу уже апробированных в банковской практике Кыргызской Республики кредитных инструментов следует отнести: кредит по овердрафту, кредит по контокорренту, кредитные линии международных финансовых институтов, инвестиционные кредиты и т.д.

Наряду с банковским кредитованием аграрного сектора необходимо задействовать и другие альтернативные формы кредитно-финансового обеспечения, например, микрокредитование, факторинг, лизинг, франчайзинг, синдицированное кредитование и другие, имеющие ряд существенных преимуществ перед традиционным кредитным обслуживанием. К примеру, микрокредитование как способ финансовой поддержки субъектов аграрного сектора экономики представляет собой упрощенный порядок предоставления кредитных ресурсов в максимально короткие сроки. Так, на начало 2013 года субъектам аграрного сектора выдано 5 945 475,9 тыс. сомов, что составляет порядка 40% от общей суммы выданных микрокредитов, а величина одного кредита составляет, в среднем, 31,0 тыс. сомов [5. С. 220].

Реализация программы микрокредитования способствует:

- увеличению общего количества субъектов малого предпринимательства в сельской местности, ведущих самостоятельную деятельность;

- легализации неформального финансового рынка, что, в свою очередь, отразится на увеличении налоговых поступлений в бюджетную систему региона;

- формированию кредитной истории предпринимателя;

- расширению и реорганизации предприятий на микроуровне, с дальнейшим переходом в категорию малых и средних предприятий.

Факторинг, как новое явление в системе кредитования, представляет собой процесс кредитование продаж поставщика, что делает его очень привлекательным для предприятий аграрного сектора экономики, отличающихся сезонным характером производства и низкой покупательской способностью потребителей сельскохозяйственной продукции. Другими словами, факторинг является разновидностью посреднической деятельности, при которой банк - факторинг за определенную плату получает от предприятия право взыскивать и зачислять на его счет причитающиеся ему от покупателей сумму денег (право инкассировать дебиторскую задолженность). Одновременно с этим банк кредитует оборотный капитал клиента и принимает на себя его кредитный и валютный риски.

Факторинг может стать эффективным средством улучшения ликвидности и уменьшения финансового риска субъектов сельскохозяйственного производства при организации взаиморасчетов. Коммерческие банки Кыргызской Республики, развивая факторинговые операции, могут дополнить их элементами бухгалтерского, информационного, рекламного, сбытового, юридического, страхового и другого обслуживания клиентов, обеспечивая им высокую надежность факторинговых сделок и минимальные издержки.

Учитывая приоритетность развития аграрного сектора, перспективным направлением институционального влияния государства на систему кредитования будет становление и дальнейшее развитие лизинговых услуг в сельском хозяйстве. В частности, внедрение финансового лизинга в сельских местностях окажет практическую помощь при переработке сельскохозяйственной продукции и организации новых рабочих мест. Финансовый лизинг - это такая форма оказания государственной поддержки сельхозпроизводителям, которая представляет собой долгосрочную форму кредитования. После окончания его действия арендатор, в зависимости от условий сделки, может возвратить объект аренды, продолжить соглашение или заключить новую сделку или купить его за остаточной стоимостью.

Оценку эффективности кредитования можно рассчитать, используя общеизвестные показатели оценки предпринимательских проектов. Одним из самых важных и наиболее распространенных является показатель внутренней нормы доходности (рентабельности). Внутренняя норма доходности характеризует величину чистой прибыли, приходящуюся на единицу инвестиционных вложений, получаемой инвестором в каждом интервале жизненного цикла проекта. Как правило, жизненный цикл проекта включает множество интервалов (лет). Причем вначале осуществляются инвестиционные платежи, а затем, после вступления проекта в эксплуатацию, появятся текущие затраты и соответствующие им результаты. Чтобы эти денежные потоки были эквивалентны друг другу, необходимо учитывать фактор времени, т.е. провести дисконтирование.

Эти источники финансирования следует использовать в зависимости от категорий предпринимателей. При оценке эффективности их использования необходимо учитывать специфические черты сельскохозяйственного производства: естественное время воспроизводства в сельском хозяйстве более продолжительно чем, например, в других отраслях экономики; оборот капитала в сельском хозяйстве происходит медленнее, по сравнению с другими отраслями; высокая зависимость результатов деятельности сельскохозяйственного производства от погодных условий и т.д.

При рассмотрении всех механизмов финансовой поддержки государства и выборе определенных вариантов, целесообразно исходить из принципа, что для построения реально действующей схемы обеспечения доступа предпринимательства к финансовым ресурсам в условиях ограниченности бюджетных средств необходимо привлекать внебюджетные источники. При этом следует определять, на какую категорию предпринимателей направлены те или иные формы поддержки: на начинающих, развивающихся или успешно работающих.

Во всех развитых странах мира существуют категории хозяйствующих субъектов, для которых возможности получения кредитно-финансовой поддержки по объективным причинам ограничены. В первую очередь, к ним относятся начинающие предприниматели, особенно в сельской местности, не имеющие достаточного обеспечения, кредитной истории и запрашивающие незначительные суммы кредитов. Удовлетворение потребностей таких заемщиков во многих странах возложено на кредитные союзы, общества взаимного кредитования. На сегодняшний день функционируют 3453 субъекта сельской кооперации, которые дают около 2 % от валовой продукции сельского хозяйства [4. № 4. С. 400-402.125].

Как показывает мировой опыт, расширение масштабов деятельности таких форм финансирования малого бизнеса является очень эффективным способом поддержки тех предпринимателей, которые не имеют возможности получать кредиты в коммерческом банке.

Таким образом, эффективным элементом механизма кредитно-финансовой поддержки субъектов аграрного производства Кыргызской Республики может выступать система кредитной кооперации, способная более гибко аккумулировать свободные средства фермерских хозяйств, физических лиц и направлять их на реализацию высокорентабельныхинвестиционных проектов в сельскохозяйственном секторе экономики.

Это особенно важно в свете задачи, поставленной перед сферой сельского хозяйства Кыргызской Республики, о доведении ее доли в валовом внутреннем продукте (ВВП) к 2017 году на более чем 30% [1].

Ведение частного предпринимательства в сельской местности способствует созданию класса малых и средних собственников как фундамента политической, экономической и социальной стабильности в целом по республике. Для реализации этой задачи, прежде всего, важно добиться позитивных изменений в соотношении

роста количества предприятий малого сельского бизнеса и их вклада в объём создаваемого ВВП.

Среди основных направлений государственного влияния на систему кредитования аграрного сектора экономики важное место отведено льготному кредитованию в части перерабатывающей отрасли. При этом необходимо создание кредита, обеспечивающего увеличение доли долгосрочного кредита и снижение процентных ставок.

Государственная поддержка кредитования аграрного сектора экономики должна сыграть свою роль в повышении эффективности развития данной отрасли экономики и снижении уровня бедности в сельской местности. Увеличение числа сельских банков за счет привлечения капитала зарубежных и местных инвесторов приведет к здоровой конкуренции и увеличению доступа к кредитам.

Анализ условий выдачи кредитов показал, что в настоящее время большинство выдаваемых кредитов имеют высокую процентную ставку, что экономически невыгодно большинству сельхозпроизводителям. В этой связи возникает необходимость в принятии комплекса мер, обеспечивающих нормальную приемлемую систему кредитования.

Действенным механизмом повышения эффективного уровня кредитования сельских товаропроизводителей является взаимодействие четырех главных институтов: органов государственной власти и управления; общественных некоммерческих объединений; частного сектора сельского хозяйства и международных донорских организаций и проектов.

Список литературы

1. Национальный статистический комитет Кыргызской Республики [Электронный ресурс]: офиц. сайт: электрон. текстовые данные. Бишкек, 2016. Режим доступа: http://www.stat.kg/ru/statistics. Загл. с экрана/ (дата обращения: 14.05.2018).

2. Ошское областное управление государственной статистики: Малое и среднее предпринимательство в Ошской области, 2003-2013 гг. г. Ош 2014.

3. Об утверждении Положения о лицензировании кредитных союзов. [Электронный ресурс]: постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики от 4 мая 2005 года № 14/3 (В редакции постановлений Правлений Нацбанка КР от 8 февраля 2006 года № 4/6, 5 ноября 2008 года № 40/7, 29 июля 2009 года № 32/5, 12 декабря 2012 года № 48/10, 13 февраля 2013 года № 4/2). Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/31266. Загл. с экрана/ (дата обращения: 14.05.2018).

4. Королев К.Ю. Совершенствование методики оценки кредитоспособности сельскохозяйственных организаций [Текст] / К.Ю. Королев // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2012. № 28. С. 381-386.

5. Кузнецова Э.Г. К вопросу о кредитовании сельхозтоваропроизводителей [Текст] / Э.Г. Кузнецова // Вестник Чувашского университета, 2012. № 4. С. 400-402.

6. Лаврушин О.И. Кредит как стоимостная категория социалистического воспроизводства [Текст] / О.И. Лаврушин. М.: Финансы и статистика, 1989. 220 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.