Научная статья на тему 'Финансово-кредитная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей Кыргызской Республики'

Финансово-кредитная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей Кыргызской Республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
456
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ / КРЕДИТ / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / ЛИЗИНГ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / AGRICULTURE / PRODUCERS / CREDIT / FINANCIAL RESOURCES / LEASING / GOVERNMENT SUPPORT / EFFICIENCY / ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Умарова Мария

В статье анализирована система финансово-кредитного и инвестиционного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей Кыргызской Республики. Основным и наиболее важным условием функционирования финансового и производственного механизма аграрной экономики является система сельскохозяйственного кредитования. Накопленный опыт кредитования аграрного сектора во многих развитых странах показал, что без государственной поддержки и своевременной помощи, функционирование сельского хозяйства как гаранта продовольственной безопасности страны невозможно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Умарова Мария

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансово-кредитная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей Кыргызской Республики»

Financial and credit support to agricultural producers of the Kyrgyz Republic Umarova M.

Финансово-кредитная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей Кыргызской Республики Умарова М.

Умарова Мария / Umarova Maria - кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой, кафедра прикладной информатики и информационных систем, Кыргызский национальный аграрный университет имени К. И. Скрябина, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье анализирована система финансово-кредитного и инвестиционного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей Кыргызской Республики. Основным и наиболее важным условием функционирования финансового и производственного механизма аграрной экономики является система сельскохозяйственного кредитования. Накопленный опыт кредитования аграрного сектора во многих развитых странах показал, что без государственной поддержки и своевременной помощи, функционирование сельского хозяйства как гаранта продовольственной безопасности страны невозможно.

Abstract: the paper analyzed the system of financial and credit and investment support to agricultural producers of the Kyrgyz Republic. The main and most important condition for the functioning of the financial mechanism and the production of the agrarian economy is a system of agricultural credit. Experience crediting the agricultural sector in many developed countries has shown that, without state support and timely assistance to the functioning of agriculture as a guarantor of the country's food security is impossible.

Ключевые слова: сельское хозяйство, товаропроизводители, кредит, финансовые ресурсы, лизинг, государственная поддержка, эффективность, экономический рост. Keywords: agriculture, producers, credit, financial resources, leasing, government support, efficiency, economic growth.

Земельная и аграрная реформа в Кыргызской Республике предусматривала предоставление полной экономической и производственной самостоятельности сельским товаропроизводителям, реорганизацию государственной собственности на землю и другие средства производства и предоставление реальных прав пользования землей сельским жителям. После определения земельных долей и имущественных паев, каждый; из них мог выбрать любую форму хозяйствования; стать фермером, членом крестьянского (фермерского) или объединенного крестьянского хозяйства, сельскохозяйственного кооператива и т.д.

Полноценная деятельность и развитие субъектов отраслей сельского хозяйства требует развития необходимой инфраструктуры и материально-технической базы сельскохозяйственного производства.

Существующая система государственной поддержки сельскому хозяйству является малоэффективной. Выделяемые государством финансирования не приносит ожидаемого эффекта. Институциональные структуры, инфраструктурное и ресурсное обеспечение сельскохозяйственных отраслей не способствуют их развитию. Следовательно, срочная необходимость усовершенствования (реформирования) системы государственной поддержки сельского хозяйства - одна из ключевых задач аграрной политики страны.

Одной из форм совершенствования государственной поддержки и развития базовых отраслей сельского хозяйства является установления ясных и прозрачных критериев для предоставления финансово-кредитной поддержки субъектам отраслей сельского хозяйства.

Система финансово-кредитного и инвестиционного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей должна быть направлена на создание условий для развития и укрепления их материально-технической базы, производственной и социальной инфраструктуры, повышения эффективности и доходности производства.

Для успешного развития сельскохозяйственного производства является создание надежной денежно-кредитной системы и оказания финансовой поддержки сельским товаропроизводителям, которые работают относительно в трудных экономических хозяйственных условиях. Эффективная предпринимательская деятельность хозяйств, обновление производственного потенциала производства и сферы переработки, их адаптация к рыночной экономике немыслимы без соответствующей поддержки и совершенствования отраслевой и региональной структуры аграрного сектора экономики.

Низкодоходное сельское хозяйство, которое зависит от природных факторов и имеет ярко выраженный сезонный характер производства, как правило, является более отсталой в технологическом плане отраслью по сравнению с промышленностью. Вложенные в него капиталы приносят меньшую отдачу. С учетом этих обстоятельств в большинстве стран с рыночной экономикой действуют развитые системы государственной поддержки аграрного производства.

Анализ этих систем показал, что их основными задачами являются: поддержание стабильной экономической ситуации в сельском хозяйстве; стабилизация рыночной конъюнктуры и колебаний доходности в отрасли; предотвращение нежелательных миграционных процессов; поддержание продовольственной безопасности на должном уровне; помощь в адаптации к новым условиям; защита внутреннего рынка; обеспечение конкурентоспособного участия национальных товаропроизводителей в международном разделении труда и т. д.

Мировой опыт развития сельского хозяйства в два последних десятилетия свидетельствует о возрастании роли государства в регулировании сельскохозяйственного и продовольственного рынков. В экономически развитых странах аграрный сектор рассматривается как система, не способная к саморегулированию, а средства, выделяемые на поддержку сельского хозяйства, - как компенсация потерь отрасли в условиях нестабильности рынка. Размер этой компенсации в отдельных странах может достигать 70% стоимости продукции сельского хозяйства. Наиболее масштабную поддержку сельхозпроизводителям оказывают страны с наименее благоприятными для аграрного производства природно-климатическими и географическими условиями, например, Норвегия, Япония, Южная Корея.

Структура государственной поддержки отрасли определяется природно-климатическими условиями и географическим положением страны, поэтому в разных странах преобладают те или иные инструменты регулирования. Например, ценовая поддержка сельского хозяйства в ЕС составляет до 91% от всей суммы бюджетного финансирования, в США - 48%, В Канаде — 53%.

На Западных странах существенная доля дохода фермера формируется за счет государственных источников: в странах Европейского сообщества (ЕС) - 38%, Финляндии - 72%, Японии - 72%, в США - 27-40%. Все формы государственной поддержки в странах Европы в начале 1990-х годов по экспертным оценкам составляли 11-14 тыс. $ США в год на одного полностью занятого фермера [7].

В Кыргызской Республике, поддержка государством семеноводства и племенной работы, фитосанитарии и ветеринарии, мелиорации и других, необходимых для сельскохозяйственного производства услуг, имеет ограниченный характер. Нарушаются севообороты, структура посевов и уровень агрокультуры нуждается в улучшении. Все это препятствует росту продуктивности растениеводства и животноводства.

В Кыргызской Республике, в сельском хозяйстве работают более 384 тыс. крестьянских (фермерских), более 140 коллективных хозяйств и 373 сельскохозяйственные кооперативы. Фермеры испытывают большие проблемы при сбыте продукции. Одной из причин является недостаток прогнозной информации (маркетинг) о рынке сельхозпродукции для определения структуры посевов. Объемы переработки сельскохозяйственной продукции растут очень медленно. На экспорт продовольствия негативное влияние оказывает несоответствие уровня сертификации отечественной сельхозпродукции и переработки потребностям отрасли [3].

Как известно в сельском хозяйстве занято порядка 40 % населения страны. Доля же экспорта сельского хозяйства в общей доле экспорта составляет порядка 20 -25 %. При проведении анализа в тройку лидеров по экспортно-импортным операциям Кыргызстана из стран СНГ, вошли Россия, Казахстан и Узбекистан.

В настоящее время уровень развития сельского хозяйства Кыргызской Республики ниже, чем у стран участниц ЕАЭС. Это обусловлено слабой развитостью перерабатывающей промышленности, преобладанием мелких хозяйств, нежели крупных. Кыргызская Республика выступает на региональном уровне как поставщик сырья, которое поставляется разрозненными партиями [8].

Финансовая система сельского хозяйства сегодня представлена 24 коммерческими банками, 109 микрокредитными компаниями, 61 микрокредитными агентствами, 132 кредитными союзами, 9 микрофинансовыми компаниями [5].

Общий объем кредитования сельского хозяйства в 2014г. Составил 26778,4 млн. сомов, за 9 месяцев 2015 года составил 18948,9 млн. сомов. Это составляет - 23,8 и 25,2% соответственно (таблица 1).

Таблица 1. Выдано кредитов субъектами экономики (за отчетный период, млн. сомов)

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 9 мес. 2015

Всего: в том числе: сельское хозяйство 34460,3 6182,9 38624,0 7578,9 39875,9 10841,2 57209,7 16418,4 65463,1 19220,5 88385,0 23194,7 112407,3 26778,4 75321.8 18948.9

Доля с/х, в % 17,9 19,6 27,2 28,7 29,4 26,2 23,8 25,2

Источник: [Электронный ресурс]: Кыргызстан в цифрах: стат. сб. URL: http:// www.stat.kg.

Коммерческими банками сельскому хозяйству выдано в 2014 году - 12091,9 млн. сомов, за 9 месяцев 2015 года - 12892,4 млн. сомов. Это составляет - 15,1 и 21,3% соответственно (таблица 2).

Таблица 2. Выдано кредитов субъектами экономики коммерческими банками (за отчетный период, млн. сомов)

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 9 мес. 2015

Всего: в том числе: сельское хозяйство 23634,4 2276,5 21544,4 2316,5 22677,1 2815,7 31553,8 3708,9 40626,8 5885,0 59099,7 8974,8 79978,1 12091,9 60617,1 12892,4

Доля с/х, в % 9,6 10,8 12,4 11,8 14,5 14,7 15,1 21,3

Источник: [Электронный ресурс]: Кыргызстан в цифрах: стат. сб. URL: http:// www.stat.kg.

Небанковскими финансово-кредитными учреждениями (НФКУ) сельскому хозяйству выдано в 2014 году - 14686,5 млн. сомов, за 9 месяцев 2015 года - 6056,5 млн. сомов. Это составляет - 45,3 и 41,2% соответственно (таблица 3).

Таблица 3. Выдано кредитов субъектами экономики небанковскими финансово - кредитными учреждениями (НФКУ) (за отчетный период, млн. сомов)

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 9 мес. 2015

Всего: в том числе: сельское хозяйство 10825,9 3906,4 17079,6 5262,4 17198,8 8025,5 25655,9 12709,5 24836,2 13335,5 29285,3 14519,9 32429,2 14686,5 14704,7 6056,5

Доля с/х, в % 36,1 30,8 46,7 49,5 53,7 49,6 45,3 41,2

Источник: [Электронный ресурс]: Кыргызстан в цифрах: стат. сб. URL: http:// www.stat.kg.

Из таблиц видно, что с 2012 года идет динамика роста выданных кредитов сельскому хозяйству коммерческими банками: 2012г. - 14,5%; 2013г. - 14,7%; 2014г. - 15,1%; за 9 месяцев 2015 г. - 21,3%.

Одной из самых главных проблем в сфере сельского хозяйства крайне слабая техническая оснащенность. За последние 20 лет парк сельскохозяйственной техники был обновлен всего на 15%. Большая часть тракторов, комбайнов, пресс-подборщиков и прочей агротехники отработала по 20-25 лет. На сегодняшний день у подавляющей части из них сроки эксплуатации давно истекли.

Согласно данным исследования, на текущий момент в Кыргызской Республике действует 12 организаций, занимающихся лизингом, из которых 4 являются банками. Принимая во внимание перечень активных лизингодателей Кыргызской Республики, их условно можно разделить на банковские и нефинансовые учреждения. Из указанных выше лизингодателей только 6 организаций: ОАО «Айыл Банк», ЗАО Банк «Бай Тушум», ЗАО «Кыргызский Инвестиционно-Кредитный Банк», ОАО КБ «Кыргызстан», ОАО «Финансовая компания кредитных союзов» и компания «East Leasing» были активны на лизинговым рынке Кыргызской Республики в течение последних пяти лет. При этом наибольший пик активности на рынке лизинга Кыргызской Республики наблюдается в период с 2011 по 2014 г.г. Именно на этот период пришлось более 70% от всего объема лизинговых сделок. Резкий скачок в

увеличении объема лизинговых сделок в эти годы, в большей степени, объясняется поддержкой лизинга Правительством Кыргызской Республики.

В целом, за рассматриваемый период, с 2010 г. по 2014 г. всего банками и нефинансовыми учреждениями было реализовано 1659 лизинговых сделок. При этом нефинансовые учреждения только в 2013 и 2014 годах показали заметный рост количества сделок - 126. Однако общее их количество все равно остается несопоставимым с количеством сделок банков, также совершенными за эти годы -898 сделок [9].

В целях оказания государственной поддержки сельскохозяйственным производителям Кыргызской Республики для своевременного проведения весенне-полевых работ и дальнейшего развития животноводства и перерабатывающего сектора в сельском хозяйстве Правительство Кыргызской Республики постановлением от 12 января 2013 года №10 утвердило проект «Финансирование сельского хозяйства». Общая стоимость проекта для республиканского бюджета составляет 400 млн. сомов. Совокупный объем финансирования коммерческих банков - от 3 до 5 млрд. сомов в зависимости от сроков кредитования. Длительность проекта: 12 - 24 месяца, под 10% годовых.

В рамках проекта финансовые средства коммерческих банков предоставлены сельскохозяйственным производителям для развития перерабатывающего сектора, животноводства и растениеводства по льготной ставке. А также, в рамках финансирования агропромышленного комплекса предусмотрено дотирование крестьян и предоставление сельхозтехники в лизинг.

На основании «Меморандума о сотрудничестве между Министерством финансов КР и коммерческими банками по финансированию сельского хозяйства (№19-05/6 от 11.02.2013), в данном проекте, участвовали 5 коммерческих банков Кыргызстана: ОАО «Айыл банк», ОАО «РСК банк», ОАО КБ «Кыргызстан», ОАО "Росинбанк" (бывший ОАО «Залкар Банк»), ЗАО «Кыргызский Инвестиционно -Кредитный Банк». Этим же Меморандумом определены объемы кредитования в разрезе банков и районов Кыргызской Республики.

Общая схема реализации проекта

По данным Министерства сельского хозяйства и мелиорации КР, на начало ноября 2013 года по реализации проекта «Финансирование сельского хозяйства» 5 коммерческих банков выдали кредитов на сумму 3 млрд. 15 млн. 351 тыс. сомов против 700 млн. сомов в прошлом году. Также увеличилось число получателей - с 7 тыс. до 15 тыс. фермеров. При этом максимальный размер кредита вырос с 150 тыс. сомов до 200 тыс.

Из данной суммы приходится на отрасль:

- растениеводства - 289 млн. 712,5 тыс. сомов или 9,60%;

- животноводство - 2 млрд. 676 млн. 42,5 тыс. сомов или 88,7%;

- агропереработки - 49 млн. 596 тыс. сомов или 1,64%;

- в лизинг выдано сельхозтехники - 611 единиц [4].

Наибольшая доля выданных кредитов приходится на ОАО «Айыл Банк», через который ранее уже был выдан двух миллиардный кредит.

В целях оказания государственной поддержки сельскохозяйственным производителям республики для своевременного проведения весенне-полевых работ и дальнейшего развития животноводства и перерабатывающего сектора сельского хозяйства, семенных и племенных хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов, путем обеспечения субъектов, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью и переработкой сельскохозяйственной продукции, Постановлением Правительства от 31 января 2014 года № 61, утвержден Проект «Финансирование сельского хозяйства - 2».

Совокупный объем финансирования коммерческих банков специализированных финансово-кредитных учреждений - до 4,9 млрд. сомов, не менее 30 % от общей суммы финансирования с порогом не более 400 тыс. сомов на одного заемщика; не более 70 % от общей суммы финансирования без ограничения суммы кредитования, согласно кредитной политике коммерческих банков. Под 10 % годовых для секторов растениеводства и животноводства; 9 % годовых для сектора переработки сельскохозяйственной продукции, семенных и племенных хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов. Срок реализации 24 месяца с момента выдачи кредита.

В соответствии с Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 11 марта 2015 года №113 Министерством финансов КР заключен Меморандум о сотрудничестве от 23 марта 2015 года №19-05/18 с 6 банками: ОАО «РСК Банк», ОАО «Айыл Банк», ОАО «Росинбанк», ЗАО «КИКБ», ОАО КБ «КЫРГЫЗСТАН» и ОАО «Бакай Банк». На основании данного Меморандума Министерством финансов КР заключены Соглашения «О предоставлении в 2015 и 2016 годах субсидий» с 5 банками: ОАО «Айыл Банк», ОАО «РСК Банк», ОАО КБ «КЫРГЫЗСТАН», ОАО «Бакай Банк» и ЗАО «КИКБ».

Данный проект является продолжением государственной политики по содействию развития агропромышленного комплекса республики, осуществляемого Правительством Кыргызской Республики в виде проектов «Доступные кредиты фермерам-1,2» и «Финансирование сельского хозяйства 1,2». Правительством КР принимаются следующие коэффициенты субсидирования от ежемесячного объема кредитования коммерческого банка или специализированного финансово-кредитного учреждения:

- для кредитов секторов растениеводства и животноводства - 10,34. Из них часть перечисляется в 2015 году по расчетным коэффициентам - 6,97 и часть в 2016 году по расчетным коэффициентам -3,37;

- для кредитов сектора переработки сельскохозяйственной продукции, семенных и племенных хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов - 12,75.

Из них часть перечисляется в 2015 году по расчетным коэффициентам - 8,20 и вторая часть в 2016 году по расчетным коэффициентам - 4,55 .

По представленным отчетам коммерческих банков за 2015 года в рамках реализации проекта «Финансирование сельского хозяйства-3» произведено кредитование 7 тыс. 141 сельских товаропроизводителей на общую сумму 2 млрд. 629 млн. 792 тыс. сомов [10].

Однако этого не достаточно, на практике сельхозпроизводители продолжают испытывать значительные проблемы, в доступе к финансированию своей деятельности. Крестьяне жаловались на высокие процентные ставки банков и микрофинансовых компаний, слишком сложны процедуры оформления кредита.

Важнейшими внешними препятствиями для финансирования аграрного сектора являются высокие риски кредитования, связанные с высокими рисками сельскохозяйственного производства и нехватка финансовых ресурсов, являющаяся одной их главных причин высокой стоимости кредитов.

Имеются проблемы, связанные кредитованием с позиции заемщиков:

- несвоевременность выдачи кредитов и несоответствие суммы кредита ожидаемым запросам, короткие сроки кредитования;

- сложный для заемщика процесс оформления и получения кредита (недостаточная информированность, неясность требований и пр.);

- недобросовестное кредитование со стороны некоторых ФКУ (сотрудники ФКУ не раскрывают заемщикам все условия кредитования, вследствие чего кредиты становятся «дороже»).

Проблемы с позиции финансового учреждения:

-отсутствие у заемщика ликвидного залога в достаточном для получения кредитов объеме, занижение стоимости залогов кредитующими организациями;

-нехватка квалификации у заемщика управлять производством эффективно по определенному бизнес-плану.

Проблемы, связанные с оказанием лизинговых услуг:

-недостаточность у финансовой организации «длинных» ресурсов для финансирования лизинговых операций со сроком полезной службы оборудования 510 лет;

- недостаточность сервисных служб по обслуживанию техники;

- высокая стоимость услуг по страхованию предмета лизинга;

- недостаток опыта осуществления лизинговых операций;

- высокая стоимость финансовых ресурсов для лизинга.

В этом отношении Правительство должно использовать различные инструменты для оказания помощи сельскому хозяйству: выделение финансовых средств для программ кредитования приоритетных направлений сельского хозяйства в регионах; лизинг сельхозтехники; гарантированная покупка сельхозпродуктов для государственных организаций; расширение числа филиалов банков в регионах: уменьшение рисков кредитных институтов; повышение финансовой культуры предпринимателей, снизить процентные ставки по кредитам и другие меры.

Принятые Правительством программы «Доступные кредиты фермерам», «Финансирование сельского хозяйства» не покрывают спрос на заемные средства, он очень велик. Несмотря на большое количество действующих в Кыргызской Республике финансовых институтов - банков, микрокредитных организаций, населению трудно получить ссуды. Особенно остро этот вопрос стоит в регионах. Все микрофинансовые компании и банки в основном сосредоточены в центре - Бишкеке и Оше. Существует огромная ниша в регионах, которую должны занять кооперативные банки, составив здоровую конкуренцию всем другим микрофинансовым организациям [6].

Сельское хозяйство - это структурообразующая отрасль экономики, обеспечивающая продовольственную безопасность. От нее зависит благосостояние, и условия жизни большей части населения страны. Сельское хозяйство неразрывно связано с местным развитием, с укладом жизни, использованием важнейших

природных ресурсов и с сохранением природной среды. Этот сектор экономики был и остается национальным экономическим приоритетом страны.

Для дальнейшего развития сельского хозяйства предлагаем следующие мероприятия в области кредитной политики:

-создание независимых региональных сельскохозяйственных ипотечных и кооперативных банков;

-разработать новую кредитную политику с учетом интересов фермерских, крестьянских хозяйств и коммерческих банков;

-необходимо приостановить экспорт сельхозсырья путем применения дифференцированных ставок таможенных пошлин. Это даст обеспечение отечественной промышленности сырьем, создание и развитие внутреннего рынка для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

-разработка и реализация программы по ликвидации безграмотности сельскохозяйственных предпринимателей по маркетингу, планированию, налогообложению, государственной финансовой поддержки, социального страхования и социального обеспечения, кредитованию и другим банковским услугам.

Таким образом, ситуация, сложившаяся в сельском хозяйстве Кыргызской Республики, делает необходимой, разработку новых, принципиальных и четких подходов к кредитно-финансовой политике, соответствующих возрастающей роли государства в регулировании аграрного рынка страны.

Литература

1. О банках и банковской деятельности: Закон КР 29 июля 1997 г. №60

2. Стратегия развития сельского хозяйства Кыргызской Республики до 2020 года. -Бишкек. 2012. Раздел 14.

3. [Электронный ресурс]: Кыргызстан в цифрах: стат. сб. URL: http:// www.stat.kg.

4. [Электронный ресурс]: «Сельское хозяйство Кыргызстана - прошлое и будущее».URL: www.ekois.net/wp

5. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 12 января 2013 года №10. Проект «Финансирование сельского хозяйства».

6. «Союз банка и кооператива». Первый форум кооперативного кредитования. -Бишкек. 2013.

7. Национальная конференция «Государственная поддержка сельхозпроизводителей: Проблемы дотаций, эффективность их управления и пути решения» //Фонд развития права и бизнеса и Партнерской сетью ЛАРК при финансовой поддержке Швейцарского посольства. 11 декабря 2012 года. Бишкек.

8. Алексеева С. А. Отечественный и зарубежный опыт финансовой поддержки сельского хозяйства. Вестник финансового университета. Москва. №3. 2010. -С. 34-41.

9. Умарова М. What does the accession to the customs union bring to the agriculture of Kyrgyzstan? // VIII International scientific - practical conference «The Strategies of Modern Science Development». 7-8 April. 2015. Greate Spase. North Charleston, SC, USA. 2015. -P. 144-150.

10. Исследование рынка лизинговых операций Кыргызской Республики. Союз банков Кыргызстана. - Бишкек. 2016. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 11 марта 2015 года №113. Проект «Финансирование сельского хозяйства-3».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.