УДК 332 ББК 65.321
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДДЕРЖКИ Тарик Вафик Махмуд Фрехат,
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО аспирант очного обучения КНУ имени ПРОИЗВОДСТВА В РЫНОЧНЫХ Ж. Баласагына (Кыргызстан, Бишкек)
УСЛОВИЯХ
ТАШКИЛИДАСТГИРИИ Тарик Вафик Махмуд Фрехат,
ИСТЕ^СОЛОТИ КИШОВАРЗЙ аспиранты ДМК ба номи Ж. Балосогин
ДАР ШАРОИТИ БОЗОР (Киргизистон, Бишкек)
ORGANIZA TION OF SUPPORT OF Tarek Wafiq Mahmoud Frehat, graduate student AGRICULTURAL PRODUCTION of Full-time training of KNUnamed after Zh. UNDER MARKET CONDITIONS Balasagyn (Kyrgyzstan, Bishkek)
E-MAIL: [email protected]
Ключевые слова: сельскохозяйственное производство, кредитование, банк, влияние, экономика, интеграция, воспроизводство
Показана роль агропромышленного сектора экономики Кыргызстана в обеспечении продовольственной безопасности страны, раскрыта проблема выявления внутренних резервов производства, направления государственной поддержки и регулирования производства, обоснованы научно-методические положения и даны предложения по совершенствованию государственной поддержки воспроизводства в сельскохозяйственных организациях. Выявлены проблемы финансирования и кредитования аграрного сектора, основные цели и задачи организаций АПК, которые интегрируются в объединения, союзы и другие формирования, пути модернизации экономики в условиях интеграции. Приведены материалы по распределению кредитов банков среди отраслей, существующие риски и пути их преодоления. Предложены практические аспекты развития интегрированных формирований, базирующиеся на передовом отечественном и зарубежном опыте.
Калидвожа^о: истеусолоти кишоварзи, царздиуй, бонк, таъсир, ицтисодиёт, интегратсия, такрористеусол
Нацши бахши агросаноатии ицтисодиёти Киргизистон дар таъмини амнияти озу-цавории мамлакат нишон дода шудааст, масъалаи ошкор сохтани захирауои дохилии истеусолот, самтуои дастгирии давлатй ва танзими истеусолот ба миён гузошта шудаанд, муцаррароти илмию методи мудаллал карда, оид ба такмили дастгирии дав-латии такрористеусол дар ташкилотуои кишоварзи пешниуодуо манзур гардидаанд. Масоили маблаггузорй ва царздиуй ба бахши аграрй, мацсадуои асосй ва вазифауои ташкилотуои КАС, ки дар иттиуодияуо, иттифоцуо ва гайра муттауид мешаванд, роууои тацдиди ицтисодиёт дар шароитуои интегратсия ошкор карда шудаанд. Оид ба тацсими царзи бонкуо байни соуауо, таваккалуои мавцуда ва роууои рафъи онуо
мавод пешкаш гардидааст. Цанбах,ои амалии инкишофи итти^одия^ои интеграт-сияшуда, ки ба тацрибаи пешцадами ватани ва хорици асос меёбанд, пешниуод шудаанд.
Key words: agricultural production, lending, bank, influence, economy, integration, reproduction
The article dwells on such issues as insurance of food safety in the country by the agroindustrial sector of Kyrgyzstan economy, elicitation of internal produce reserves, directions of state support and regulation of production, substantiation of scientific-methodological provisions; the author moves suggestions on an improvement of state support and reproduction in agricultural organizations. He elicited the problems of financing and lending in regard to the agrarian sector, principal objectives and goals of AIC organizations which are integrated into associations, alliances and other formations; the ways of economy modernization under the conditions of integration being considered as well. Materials on distribution of bank credits among branches, existing risks and modes of their overcoming are adduced. Practical aspects of development in reference to integrated formations based on progressive home and foreign experience are suggested.
Введение
Агропромышленный сектор экономики Кыргызстана остается ключевым сектором в обеспечении продовольственной безопасности страны и занятости населения. Любое государство призвано решить задачу обеспечения населения качественным и безопасным продовольствием отечественного производства. Это актуально всегда, а также в связи с появлением ряда вызовов и угроз для отечественного агропромышленного комплекса и необходимости преодоления продовольственной зависимости страны. В этой связи необходимо активное вмешательство государства в деятельность АПК.
Восстановление экономической роли процесса воспроизводства требует повышения прибыльности сельского хозяйства и формирования его ресурсного потенциала. При этом сельскохозяйственные предприятия должны выявить внутренние резервы производства, совершенствовать межотраслевые отношения, улучшить воспроизводственные процессы основных и оборотных средств. Реализация государственных программ направлена на восстановление воспроизводственного процесса, повышение эффективности аграрного производства. При государственной поддержке АПК нужно учитывать возможности бюджета и обеспечить условия для функционирования аграрного сектора.
В разрезе сельскохозяйственных организаций не решены проблемы обоснования потребности и распределения средств государственной поддержки. Меры бюджетной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей недостаточны в связи с высоким диспаритетом цен на сельскохозяйственную продукцию, чрезмерной монополизацией сферы, деградацией ресурсного потенциала сельского хозяйства.
В этой связи, наряду с мерами бюджетной поддержки, осуществляется регулирование социального положения жителей села, сельскохозяйственного труда и правовое регулирование в налоговой системе, земельных отношениях. Среди направлений государственной поддержки можно отметить бюджетные субсидии на сельскохозяйственное производство и материально-технические ресурсы, льготное кредитование предприятий АПК, лизинг сельскохозяйственной техники, государственные закупки сельхозпродукции и продо-
вольствия, финансирование инвестиционной деятельности, поддержка аграрной науки.
Сельскохозяйственное воспроизводство связано с биологическими и природными процессами, находится в прямой зависимости от климатических факторов, вовлеченности в производство человека, земли, растений, животных, разнообразного по своему составу и назначению основного и оборотного капитала и является очень сложной формой хозяйственной деятельности [1, с. 2].
Методология и методика исследования
Среди форм и методов, направленных на повышение эффективности аграрного производства и его конкурентоспособности, можно отметить стимулирование инновационной деятельности, улучшение использования фондов, земли, развитие рыночной и социальной инфраструктуры, снижение безработицы на селе, повышение уровня оплаты труда. Без государственной поддержки и регулирования невозможно льготное и безвозмездное финансирование отсталых предприятий и отраслей.
Если рассмотреть западную рыночную аграрную политику, то можно отметить два основных направления государственной поддержки - североамериканское и западноевропейское [2, с.15; 3 с.61; 4; 5]. Первого направления придерживаются основные экспортеры продовольствия и сельскохозяйственного сырья (Канада, США, Австралия, Новая Зеландия), второго - западноевропейские государства, Япония и другие страны-импортеры продовольствия.
Западноевропейская система госрегулирования стимулирует внутреннее производство и импортозамещение, поддерживает определенные типы хозяйства [2, с.15]. Первая модель поддерживает сельскохозяйственных товаропроизводителей с помощью гарантированных цен, вторая - выплаты дотаций фермерам за продукцию. Воспроизводство в сельском хозяйстве и повышение конкурентоспособности отрасли связаны с определенными рисками. Среди них - более низкая доходность и инвестиционная привлекательность аграрного сектора.
Другим видом является трудность доступа отечественных товаропроизводителей на рынок, недостаточное развитие рыночной инфраструктуры и кооперации.
Следующий вид риска связан с зависимостью от ввоза семенного материала, племенных скота и птицы, средств защиты растений, проектных решений, сельскохозяйственной техники и оборудования. Кроме всех этих видов рисков, надо отметить неурегулированность земельных отношений и дефицит кадров, способных решить социальные проблемы села. По статистическим данным, доля непосредственной занятости в сельскохозяйственном производстве составляет около 32 %.
В этом секторе экономики формируется около 14 % ВВП республики. В общем объеме сельскохозяйственного производства доля продукции животноводства составляет около 48 %, растениеводства - около 50 %, лесного хозяйства, рыболовства и услуг - около 2 %. На долю крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан в общем объеме продукции приходится 96 %; около 12 % отечественной валовой продукции сельского хозяйства перерабатывается перерабатывающими предприятиями, остальная продукция реализуется в свежем виде на внутреннем и внешнем рынках [6]. Общий объем экспортной продукции составляет 15 %, легкой промышленности и электроэнергии - 11 %, экспорт технического производства - 13%, основная часть
экспортируемой продукции приходится на рынки стран ЕАЭС.
В инвестициях нуждаются все сферы агропромышленного комплекса: отрасли, производящие материально-технические средства (I сфера), сельское хозяйство (II сфера) и перерабатывающая промышленность (III сфера). Остро стоит проблема привлечения инвесторов, зависящая от инвестиционной привлекательности объекта (региона).
При этом особое внимание уделяется качеству законодательства в области инвестиций, особенностям сельского хозяйства (условиям, капиталоемкости, развитию инфраструктуры, государственному регулированию).
Результаты исследования и область их применения
Продовольственное обеспечение потребностей внутреннего рынка Кыргызской Республики - одна из проблем национальной экономической безопасности, занимающая ведущее место в политике государства. Она имеет большое значение в устойчивом развитии экономики Кыргызской Республики. Так, в 2016 году из 9 наименований продуктов, обеспечивающих продовольственную безопасность страны, полная самообеспеченность за счет внутреннего производства достигнута только по трем традиционным видам продовольствия: картофелю - на 116 %; овощам и фруктам - на 189,4% и молоку и молочным продуктам - на 115,2 %. В настоящее время Кыргызская Республика не имеет достаточного уровня самообеспеченности основными видами продовольствия, что приводит к высокому уровню импортозависимости. Вопросы продовольственной безопасности и питания неразрывно связаны с политическим курсом страны на устойчивое развитие.
На 30 декабря 2017 года 15 тыс. 161 сельскому товаропроизводителю в рамках реализации проекта «Финансирование сельского хозяйства - 5» были выданы льготные кредиты на сумму 6 млрд 656,4 млн сомов. Однако, по данным агентства «RAEX», рейтинг кредитного климата по итогам 2017 года характеризуется «умеренно высоким риском». Присвоенный же Кыргызстану суверенный рейтинг характеризует его как страну с низкой кредитоспособностью и с низким качеством кредитного климата. Отмечено, что развитие Кыргызстана продолжают сдерживать: относительно высокий уровень госдолга, несоответствие между целевыми и фактическими значениями фискальных и монетарных индикаторов, а также низкий уровень экономического и институционального развития страны.
В рамках реализуемого проекта государство выделило 26 тыс. га орошаемых земель в пользование населению, 39 тыс. га земель будут обеспечены поливом и 20 тыс. га земель будут улучшены. В итоге 77 тыс. человек получают воду через новые ирригационные сооружения. Кроме того, для повышения экспортного потенциала ремонтируются и строятся фитосанитарные и ветеринарные пункты [9]. На нужды растениеводства направлены 1 млрд 125,8 млн сомов, на животноводство — 4 млрд 126,2 млн сомов, на переработку и услуги в сельском хозяйстве — 1 млрд 404,4 млн сомов.
В поддержку экспортоориентированных производств разработана стратегия "Финансирование экспортоориентированных и перерабатывающих предприятий". Устойчивое развитие аграрного сектора связано с решением задачи привлечения инвестиций вследствие недостатка собственных источников. Наибольший размер инвестиций приходится на страны, не входящие в СНГ, так как от них было получено $176 млн 958 тыс. Такой объем в 2 раза превышает инвестиции из стран, не входящих в СНГ, полученные в течение I квартала 2016 года. Среди них доминируют: Канада с инвестициями в размере $67 млн
333,5 тыс., Китай—$58 млн 635,1тыс.; Соединенные Штаты — $12 млн 954,3 тыс. Из стран СНГ в Кыргызстан поступило $25 млн 702,3 тыс. прямых иностранных инвестиций, в том числе $16 млн 843,1 тыс. из Казахстана и $8 млн 531,4 тыс. - из России. Полученные $202 млн были распределены 6 областям, а также городам Ош и Бишкек. Большая часть досталась Иссык-Кульской и Чуйской областям и городу Бишкеку. Всего $13 тыс. были направлены в город Ош. В Таласскую область в I квартале прямые иностранные инвестиции не поступали.
Среди факторов, ограничивающих возможности кредитных ресурсов банков, а также ведение хозяйственной деятельности, можно отметить их неплатежеспособность, высокие процентные ставки на кредиты. Формирование рыночной среды требует государственного регулирования.
Существующая система поставок техники по лизингу выступает механизмом поддержки производителей техники, а не сельскохозяйственных предприятий. Для совершенствования лизинговых отношений в аграрном секторе нужен контроль уровня цен на технику, льготное кредитование, поддержка машинно-технологических станций (МТС), стабилизация и рост инвестиционной активности сельскохозяйственных предприятий.
К проблемам финансирования и кредитования аграрного сектора можно отнести недостаточно отработанный кредитный механизм, убыточность крестьянских хозяйств, некредитоспособность большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей. Интеграционные процессы предполагают техническое, технологическое, организационно-управленческое и экономическое единство участников. Основные цели и задачи организаций АПК, интегрированных в объединения, союзы и другие формирования, заключаются в следующем:
- повышение финансовой устойчивости в рамках интегрированного комплекса, в случае необходимости перемещение оборотных средств и накопленного капитала в наиболее перспективные направления деятельности или ликвидацию временных прорывов;
- повышение привлекательности для внешних инвесторов с целью привлечения инвестиций с целью расширения и модернизации производства;
- обеспечение мобильности и динамичности в выборе, разработке и реализации производственных инновационных процессов при модернизации и создании новой продукции, проведение технического перевооружения на прогрессивной основе;
- повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции и сохранение эффективного спроса на нее путем правильного выбора путей реализации;
- получение определенных преимуществ при выходе и использовании узких сегментов внутреннего рынка;
- получение разнообразной оперативной и квалификационной помощи, в частности консалтинговой, маркетинговой и др.
Решение проблем инвестиционной политики позволит обеспечить достойный уровень жизни сельскому населению, приведет к росту производительности труда, увеличению выхода валовой продукции, снижению капиталоемкости производства, конкурентоспособности и рентабельности деятельности.
Государственное регулирование путем применения стимулирующих мер и прямого
вложения капитала предусматривает создание благоприятных условий для роста банковских инвестиций в сельское хозяйство. Это поддержка субъектов хозяйствования кредитами по льготным процентным ставкам, целевые кредиты для строящихся объектов, введение ипотеки на основе залога недвижимости. Однако банки предоставляют кредит под большие проценты (около 20-36%), что требует реформирования банковской системы для предоставления кредитов сельхозпроизводителям аграрного сектора республики под выгодный процент.
За I квартал 2017 года в Кыргызстан поступило $202 млн 660,3 тыс. прямых иностранных инвестиций [8]. Данная сумма на 35,3 % превышает иностранные вливания за соответствующий период 2016 года. В Кыргызской Республике по проекту «Финансирование сельского хозяйства-5» по состоянию на 3 августа 2017 года было выдано 9 459 льготных кредитов на сумму 4 млрд 102 млн 448,5 тысяч сомов [9].
Среди коммерческих банков и специализированных финансово-кредитных учреждений распределение кредитов выглядит следующим образом: ОАО «РСК Банк» - 2 697 кредитов; ОАО «Айыл банк»- 3314; ОАО «Оптима банк» - 1206; ЗАО КИКБ - 638; ОАО «Кыргызстан» - 1036; ОАО «Бакай банк» - 568 [7]. Таким образом, вопрос увеличения объемов льготного кредитования является приоритетным для правительства республики.
Для того чтобы эффективно функционировала система по оказанию государственной поддержки аграрному сектору региона, был устранен отраслевой дисбаланс, созданы условия для развития сельских территорий и повысилось благосостояние сельхозтоваропроизводителей, сформировалась полноценная производственная и рыночная инфраструктура, необходимо усилить регулирующее воздействие действующих институтов регионов.
Их деятельность по решению указанных выше задач позволит сформировать систему устойчивого развития АПК. Среди различных видов государственного регулирования применяется сочетание государственных и рыночных регуляторов, как в Германии, Австрии, Японии, Китае, обеспечившее успех экономической системе этих государств.
Выводы. 1.Обеспечение продовольственной безопасности страны. Учитывая ограниченность местных бюджетных ресурсов, направления и мероприятия по государственной поддержке сельского хозяйства на региональном уровне, порядок ее предоставления должны выбираться особенно тщательно. Среди направлений должны быть:
• развитие семеноводства, племенного животноводства;
• защита растений;
• формирование информационно-маркетинговой системы;
• лизинг, страхование и льготное кредитование.
2. Ведение органического сельского хозяйства. Эффективное производство сельскохозяйственной продукции требует кластерного подхода, который предусматривает формирование стратегических задач аграрной политики, источники финансирования, потенциал роста, инвестирование, мониторинг агропромышленной политики. Для создания рынка аграрной продукции за счет рационального использования земельно-водных, материально-технических и трудовых ресурсов требуется повсеместно правильно разместить и специализировать сельскохозяйственное производство по природно-экономическим зонам, освоить технологии, направленные на повышение плодородия почв, породности скота и птицы.
3. Экономическая выгода экспортеров. Социальному развитию села необходима масштабность и целенаправленность, создание благоприятных условий для отечественных производителей сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Сформулированные задачи и их комплексное решение должны быть главной стратегией обеспечения внутренних и экспортных потребностей в продуктах питания и сырье сельскохозяйственного назначения. Это позволит повысить финансовую устойчивость и доходность сельскохозяйственных организаций, предприятий, различных по организационно-правовым формам и масштабам деятельности.
4. Рост сотрудничества. Поскольку проблема экономической модернизации АПК очень сложна, требуется оптимизация сети научных учреждений, формирование технико-внедренческих зон, инновационных предприятий при вузах и НИИ. Государству важно уделить внимание инновационному развитию сельского хозяйства в Кыргызской Республике, его ориентации на производство качественной сельскохозяйственной продукции.
5. Адаптация к условиям ЕАЭС. Актуальность названных проблем возросла в связи с вступлением страны в ЕАЭС, чей рынок может стать потребителем нашей экологически чистой продукции. Поэтому меры государственной поддержки будут зависеть от имеющихся финансовых, материальных, организационных ресурсов и целей развития, от социально-экономических и природно-климатических условий.
Список использованной литературы:
1. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. -№6(42) /2001/ Аналитическая записка «Необходимость поддержки сельскохозяйственного производства и повышения эффективности использования бюджетных средств в АПК России »/Режим доступа: http://www.ach.gov.ru
2. Захарова Е. Опыт государственной поддержки АПК за рубежом. //Международный сельскохозяйственный журнал. -2009.-№1.-С.15-16.
3. Магомедов А.Н. Государственное субсидирование как фактор повышения конкурентоспособности сельского хозяйства США//АПК: Экономика, управление. - 2007. - №8. -С.61-65.
4. Попова О. В. Государственное регулирование агропромышленного производства в зарубежных странах и аграрная политика России: монография. - Орел: ОрелГАУ, 2004. - 213 с.
5. Рудык Э.Н. Социальное предприятие, социальная экономика. // Социальное государство. -М., 2004. - №12. - С.160-169.
6. Министерство сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации Кыргызстана. Режим доступа: http://www.agroprod.kg
7. Годовой отчет Национального Банка Кыргызской Республики. Режим доступа: http://www.nbkr.kg.
8. Материалы Национального статистического комитета Кыргызской Республики. Режим доступа: http://stat.kg/ru//.
9. Данные Министерства финансов Кыргызской Республики/ Режим доступа: http://www.minfin.kg/.
Reference Literature:
1. Bulletin of Accounts Chamber of Russian Federation - №6 (42) , 2001. Analytical Note "Necessity of Agricultural Produce Support and Elevation of Effectiveness Concerned with Utilization of Budget Resource in AIC of Russia //Regime of availability: http://www.ach.gov.ru
2. Zakharova Ye. The Experience of AIC State Support abroad // International Agricultural Journal. - 2009, №1. - pp. 15-16.
3. Magomedov A. N. State Subsidiaries as a Factor of Elevation of Competitiveness Referring to
USA Agriculture //APC: Economics, Management. 2007, №8. -pp. 61-65.
4. Popova O. V. State Regulation of Agro-Industrial Production in Foreign Countries and Agrarian Policy of Russia: monograph. - Oryol. Oryol State Agrarian University, 2004. - 213 pp.
5. Rudyk E. N. Social Enterprise, Social Economics. Social State //M., 2004, №12. -pp. 160-169.
6. The Ministry of Agriculture, Food Industry and Melioration of Kyrgyzstan. Regime of availability: http://www.agroprod.kg.
7. Annual Report of Kyrgyz Republic National Bank. Regime of availability: http://www.nbkr.kg.
8. Materials of National Statistical Committee of the Kyrgyz Republic. Regime of availability: http://stat.kg/ru//.
9. Data of Kyrgyz Republic Ministry of Finances. // Regime of availability: http://www.minfin.kg/.