Научная статья на тему 'Некоторые предложения по совершенствованию норм Бюджетного кодекса Республики Узбекистан в части форм, видов и методов государственного финансового контроля'

Некоторые предложения по совершенствованию норм Бюджетного кодекса Республики Узбекистан в части форм, видов и методов государственного финансового контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС / БЮДЖЕТ КОДЕКСИ / BUDGET CODE / ДАВЛАТ МОЛИЯВИЙ НАЗОРАТИ / ДАВЛАТ МОЛИЯВИЙ НАЗОРАТИНИНГ ШАКЛИ / ДАВЛАТ МОЛИЯВИЙ НАЗОРАТИНИНГ ТУРЛАРИ / ДАВЛАТ МОЛИЯВИЙ НАЗОРАТИ УСУЛЛАРИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ / ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ / THE TYPES OF PUBLIC FINANCIAL CONTROL / МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ / METHODS OF PUBLIC FINANCIAL CONTROL / PUBLIC FINANCIAL CONTROL / FORM OF PUBLIC FINANCIAL CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Срожиддинова Зарина Хайриддиновна

Ҳозирги пайтда Ўзбекистон Республикасининг Бюджет кодекси нормаларининг ҳақиқатда амал қилиши ва самарадорлигини таҳлил қилиш асосидаги мониторинг натижасига биноан Ўзбекистон Республикасининг Бюджет кодексининг айрим нормаларини такомиллаштириш бўйича таклифлар шакллантирилмоқда. Ушбу мақолада «Давлат молиявий назоратининг шакллари, турлари усуллари» 173-моддасини такомиллаштириш бўйича қатор таклифлар берилган.В настоящее время по итогам мониторинга на основе анализа практического действия и эффективности норм Бюджетного кодекса Республики Узбекистан формируются предложения, направленные на дальнейшее совершенствование отдельных норм Бюджетного кодекса Республики Узбекистан. Настоящая статья содержит рекомендации по совершенствованию Статьи 173 «Формы, виды и методы государственного финансового контроля» Бюджетного кодекса Республики Узбекистан и внесению в нее ряда поправок.Currently, according to the results of monitoring based on the analysis of practical action and efficiency standards of the Budget Code of the Republic of Uzbekistan are formed proposals aimed at further improvement of certain provisions of the Budget Code of the Republic of Uzbekistan. This article contains recommendations on the improvement of Article 173 «forms, types and methods of public financial control» of the Budget Code of the Republic of Uzbekistan and the introduction of a number of amendments to it.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые предложения по совершенствованию норм Бюджетного кодекса Республики Узбекистан в части форм, видов и методов государственного финансового контроля»

Срожиддинова З.Х.,

профессор Ташкентского финансового института, кандидат экономических наук

НЕКОТОРЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НОРМ БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В ЧАСТИ ФОРМ, ВИДОВ И МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

СРОЖИДДИНОВА З.Х. УЗБЕКИСТОН РЕСПУБЛИКАСИНИНГ БЮДЖЕТ КОДЕКСИНИНГ ДАВЛАТ МОЛИЯВИЙ НАЗОРАТИНИНГ ШАКЛЛАРИ, ТУРЛАРИ, УСУЛЛАРИГА ТЕГИШЛИ НОРМАЛАРИНИ ТАКОМИЛЛАШТИРИШ БУЙИЧА ТАКЛИФЛАР

Х,озирги пайтда Узбекистан Республикасининг Бюджет кодекси нормаларининг х,ак,ик,атда амал к,илиши ва самарадорлигини тах,лил к,илиш асосидаги мониторинг нати-жасига биноан Узбекистан Республикасининг Бюджет кодексининг айрим нормаларини такомиллаштириш буйича таклифлар шакллантирилмок,да. Ушбу мак,олада «Давлат мо-лиявий назоратининг шакллари, турлари усуллари» 173-моддасини такомиллаштириш буйича катор таклифлар берилган.

Таянч иборалар: бюджет кодекси, давлат молиявий назорати, давлат молиявий назоратининг шакли, давлат молиявий назоратининг турлари, давлат молиявий назорати усуллари.

СРОЖИДДИНОВА З.Х. НЕКОТОРЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НОРМ БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В ЧАСТИ ФОРМ, ВИДОВ И МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

В настоящее время по итогам мониторинга на основе анализа практического действия и эффективности норм Бюджетного кодекса Республики Узбекистан формируются предложения, направленные на дальнейшее совершенствование отдельных норм Бюджетного кодекса Республики Узбекистан. Настоящая статья содержит рекомендации по совершенствованию Статьи 173 «Формы, виды и методы государственного финансового контроля» Бюджетного кодекса Республики Узбекистан и внесению в нее ряда поправок.

Ключевые слова: бюджетный кодекс, государственный финансовый контроль, формы государственного финансового контроля, виды государственного финансового контроля, методы государственного финансового контроля.

SROJITDINOVA Z. KH. SOME SUGGESTIONS FOR PERFECTION OF BUDGET CODE REGULATIONS OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN IN REGARDS OF FORMS, TYPES, AND METHODS OF PUBLIC FINANCIAL CONTROL.

Currently, according to the results of monitoring based on the analysis of practical action and efficiency standards of the Budget Code of the Republic of Uzbekistan are formed proposals aimed at further improvement of certain provisions of the Budget Code of the Republic of Uzbekistan. This article contains recommendations on the improvement of Article 173 «forms, types and methods of public financial control» of the Budget Code of the Republic of Uzbekistan and the introduction of a number of amendments to it.

Keywords: budget Code, the public financial control, form of public financial control, the types of public financial control, methods of public financial control.

Законодательные нормы устанавливают рамки правоотношений в той или иной сфере, соответственно, качество этих норм является залогом стабильности отношений, требуют контроля их соответствия действующей практике для обеспечения поступательного развития.

В этой связи, за вновь создаваемыми и действующими законодательными нормами в государстве постоянно осуществляется мониторинг на предмет эффективности их действия, и они совершенствуются по мере необходимости.

Так введенный в действие с 2014 года Бюджетный кодекс Узбекистана является сводом действовавших в стране правовых норм, их унификации, а для обеспечения их качества и соответствия реализуемым в стране реформам, в том числе, в сфере управления государственными финансами «в течение 2014 и 2015 годов над ним осуществлялся постоянный и всесторонний мониторинг и анализ практического действия на предмет эффективности норм Бюджетного кодекса Республики Узбекистан»1. В настоящее время по итогам мониторинга этого периода формируются предложения, направленные на дальнейшее совершенствование отдельных норм Бюджетного кодекса Республики Узбекистан и при необходимости вносятся в установленном порядке.

Настоящая статья носит рекомендательный характер, целесообразность которой

1 Закон Республики Узбекистан «Об утверждении Бюджетного кодекса Республики Узбекистан» от 26 декабря 2013 года № ЗРУ-З60 (СЗ РУ, 2013 г., № 52-1).

обусловлена неточностями в определении форм, видов и методов государственного контроля в Статье 1732 и предполагает по нашему мнению внесения некоторых поправок.

Так при выборе критериев классификации за основу берут наиболее существенные признаки.

В диалектической логике категория «вид» трактуется как подчиненное понятие, которое имеет все свойства более общего понятия («рода»), но имеет некоторые специфические свойства, отделяя его от других предметов данного рода.

Форма (лат. forma) - способ организации, предмет процесса, явления. Под формой контроля понимаются отдельные стороны проявления содержания контроля, в зависимости от времени и порядка осуществления контрольных действий.

Метод - форма практического и теоретического освоения действительности, исходящего из закономерностей движения изучаемого. К методам контроля относятся конкретные средства, которые применяются при осуществлении контрольной функции.

2 Бюджетный кодекс Республики Узбекистан. Введен в действие 1 января 2014 года (СЗ РУ, 2013 г., № 52-I).

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 4

Финансовый контроль классифицируется по видам, формам и методам1:

1. При разделении по видам: 1). исходя из субъектов, осуществляющих контрольные полномочия различают государственный и негосударственный финансовый контроль. Государственный финансовый контроль включает общегосударственный и ведомственный контроль. Негосударственный финансовый контроль включает внутрихозяйственный, общественный контроль и независимый контроль (аудит), который проводится специальными органами (аудиторскими фирмами и др. службами).

2).В зависимости от объекта контроля выделяют такие виды финансового контроля, как: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, контроль в страховой сфере (страховой), денежно-кредитный, контроль за деятельностью внебюджетных фондов и др.

2. Под формами финансового контроля

понимают способы конкретного выражения организации контрольных действий.

В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля - предварительный, текущий и последующий.

В соответствии с регламентом (правилами, которые регулируют порядок осуществления контроля) различают - обязательный (внешний) и инициативный (внутренний) контроль.

Под методами финансового контроля понимают приемы и способы его осуществ-

1 См. Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: Теория и практика. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. -С. 87-88; Мусаев Б.А., Срожиддинова З.Х. Контрольно-экономическая работа финансовых органов. Учебное пособие. - Т.: «Iqtisod-МоПуа», 2006. -С. 24-32.; Степашин С.В., Столяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А. Государственный финансовый контроль. Учебник для вузов. -Спб.: «Питер», 2004. -С. 271-289.; Грязнова А.Г., Маркина Е.В., Седова М.Л. и др. Финансы. Учебник. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Финансы и статистика», 2012. -С. 144-154.; Финансово-кредитный энциклопедический словарь. / Под общ. ред. А.Г. Грязновой. -С. 821.

ления, используемые при реализации той или иной формы финансового контроля в зависимости от конкретных обстоятельств. К основным методам финансового контроля относят:

1). проверки - проводятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе плановых, отчетных бухгалтерских, финансовых и др. документов (документальные - осуществляются непосредственно на предприятии, в учреждениях и организациях; камеральные - осуществляются по месту нахождения контрольного органа на основе документов предприятий, учреждений и организаций);

2) обследование - производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что и отличает его от проверки;

3) надзор - представляет собой систему периодических контрольных действий по наблюдению за установленными в той или иной сфере деятельности условиями ее осуществления;

4) мониторинг (в отличие от надзора представляет собой систему постоянно совершаемых контрольных действий и операций по наблюдению с целью определения текущих изменений в деятельности субъекта хозяйствования);

5) экономический анализ - проводится на базе текущей или годовой отчетности и нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины;

6) основным методом финансового контроля является ревизия - проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте.

В соответствии с изложенными выше, представляется целесообразным в Статью 173 «Формы, виды и методы государственного финансового контроля» Бюджетного Кодекса Республики Узбекистан2 внести следующие поправки (таб. 1):

2 Бюджетный кодекс Республики Узбекистан. Введен в действие 1 января 2014 года (СЗ РУ, 2013 г., № 52-1).

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 4

1-таблица

Действующая норма

С учетом рекомендуемых изменений

Статья 173. Формы, виды и методы государственного финансового контроля

Статья 173. Виды, формы и методы государственного финансового контроля

Государственный финансовый контроль осуществляется в форме ревизии, проверки (включая проверку в порядке контроля за устранением нарушений бюджетного законодательства, выявленных предыдущей ревизией или проверкой) и изучения. Видами государственного финансового контроля являются:

предварительный контроль - до совершения финансовых операций, осуществляемый казначейскими подразделениями и финансовыми органами; текущий контроль - в ходе совершения финансовых операций, осуществляемый казначейскими подразделениями, финансовыми органами и органами государственной налоговой службы; последующий контроль - после совершения финансовых операций, осуществляемый органами государственного финансового контроля, указанными в статье 171 настоящего Кодекса.

Методами государственного финансового контроля являются: в зависимости от объема проверки документов:

сплошной - контроль всех бухгалтерских, финансовых, статистических, банковских и иных документов за проверяемый период; выборочный - контроль отдельной части бухгалтерских, финансовых, статистических, банковских и иных документов за определенный период; в зависимости от целенаправленности и предмета контроля:

комплексный - контроль всех направлений финансово-хозяйственной деятельности объекта финансового контроля за определенный период;

тематический - контроль деятельности объекта финансового контроля по отдельным вопросам за определенный период; встречный - проверка, заключающаяся в сопоставлении документов, связанных между собой единством операций и находящихся в различных объектах финансового контроля.

Государственный финансовый контроль включает общегосударственный и ведомственный контроль, осуществляемый органами государственного финансового контроля в следующих формах: предварительный контроль - до совершения финансовых операций, осуществляемый казначейскими подразделениями и финансовыми органами;

текущий контроль - в ходе совершения финансовых операций, осуществляемый казначейскими подразделениями, финансовыми органами и органами государственной налоговой службы;

последующий контроль - после совершения финансовых операций, осуществляемый органами государственного финансового контроля, указанными в статье 171 настоящего Кодекса. Государственный финансовый контроль осуществляется методами: проверки (включая проверку в порядке контроля за устранением ранее выявленных нарушений бюджетного законодательства) обследования, надзора, анализа, мониторинга, ревизии.

В зависимости от объема проверки документов могут быть проведены: сплошной контроль всех бухгалтерских, финансовых, статистических, банковских и иных документов за проверяемый период; выборочный контроль отдельной части бухгалтерских, финансовых, статистических, банковских и иных документов за определенный период.

В зависимости от целенаправленности и предмета контроля:

комплексный - контроль всех направлений финансово-хозяйственной деятельности объекта финансового контроля за определенный период; тематический контроль деятельности объекта финансового контроля по отдельным вопросам за определенный период; встречная проверка, заключающаяся в сопоставлении документов, связанных между собой единством операций и находящихся в различных объектах финансового контроля._

1-таблица

Действующая норма С учетом рекомендуемых изменений

Статья 171. Органы государственного финансового контроля

Органами государственного финансового контроля являются Счетная палата Республики Узбекистан, Министерство финансов Республики Узбекистан и его уполномоченные подведомственные органы. Государственный финансовый контроль в части доходов Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов в пределах предоставленных полномочий осуществляется органами государственной налоговой службы. Органами государственного финансового контроля являются Счетная палата Республики Узбекистан, Министерство финансов Республики Узбекистан и его уполномоченные подведомственные органы. Государственный финансовый контроль в части доходов Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов в пределах предоставленных полномочий осуществляется органами государственной налоговой и таможенной служб.

Представляется, приведенные в статье рекомендации будут полезны, приняты во внимание при разработке рекомендаций по совершенствованию Бюджетного ко-

декса Республики Узбекистан и позволят качественно улучшить содержание его статьи в части видов, форм и методов государственного финансового контроля.

Литература:

1. Закон Республики Узбекистан «Об утверждении Бюджетного кодекса Республики Узбекистан» от 26 января 2013 года № ЗРУ-360 (СЗ РУ, 2013 г., № 52-I).

2. Бюджетный кодекс Республики Узбекистан. Введен в действие 1 января 2014 года (СЗ РУ, 2013 г., № 52-I).

3. Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: Теория и практика. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. -С.87-88.

4. Мусаев Б.А., Срожиддинова З.Х. Контрольно-экономическая работа финансовых органов. Учебное пособие. - Т.: «Iqtisod-Moliya», 2006. -С. 24-32.

5. Степашин С.В., Столяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А. Государственный финансовый контроль. Учебник для вузов. - Спб.: «Питер», 2004. -С. 271-289.

6. Грязнова А.Г., Маркина Е.В., Седова М.Л. и др. Финансы. Учебник. - 2-е изд., переработанное и дополненное - М.: «Финансы и статистика», 2012. -С. 144-154.

7. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. / Под общ. ред. А.Г.Грязновой. -С. 821.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.