_Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право
НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИХ ПРАВА НА ЗАГОТОВКУ ДРЕВЕСИНЫ ВЛАСОВ Валерий Александрович,
кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного права и экологических экспертиз Красноярского государственного аграрного университета,
доцент кафедры гражданского права и процесса Сибирского юридического института МВД России, член РАЮН, действительный член РАЕН, член Общественной палаты г. Красноярска. E-mail: vav.70@mail.ru;
ВОРОНОВ Глеб Евгеньевич,
бакалавр кафедры земельного права и экологических экспертиз Красноярского государственного аграрного университета. E-mail: gleb-voronov123@mail.ru
Краткая аннотация: в данной статье авторы, предприняли попытку научного анализа отдельных актуальных правовых проблем государственной поддержки субъектов агропромышленного комплекса Красноярского края при реализации их права на заготовку древесины. Особое внимание уделено генезису изменений статьи 5 Закона Красноярского края от 14 февраля 2007 г. № 21-5820 «О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений», в которой указаны условия заготовки древесины субъектами агропромышленного комплекса на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Abstract: In this article, the authors attempted a scientific analysis of individual topical legal problems of state support for the subjects of the agro-industrial complex of the Krasnoyarsk Territory in exercising their right to harvest wood. Particular attention is paid to the genesis of changes to Article 5 of the Law of the Krasnoyarsk Territory of February 14, 2007 No. 21-5820 "On the harvesting of wood on the basis of contracts for the purchase and sale of forest plantations", in which the grounds for harvesting wood by the subjects of the agro-industrial complex are indicated plantings.
Ключевые слова: проблема, недобросовестные лесопользователи, государственная поддержка, субъекты агропромышленного комплекса, сельскохозяйственный товаропроизводитель, Красноярский край, право на заготовку древесины.
Keywords: problem, unfair forest users, government support, subjects of the agro-industrial complex, agricultural commodity producer, Krasnoyarsk Territory, the right to harvest wood.
Заготовка древесины на протяжении многих столетий была одной из основ аграрного уклада многих народов и народностей, населяющих Россию. Соответственно, вопросы, связанные с лесопользованием, постоянно становились предметом специального нормативного правового регулирования.
Обращает на себя внимание то, что Красноярский край среди всех субъектов Российской Федерации, относится к одному из самых больших в государстве по площади расположенных на его территории лесов. На его долю приходится 14,5 % покрытых лесом площадей страны. Общий запас леса по краю составляет 11,9 млрд. кубометров (6 % мировых запасов древесины), а суммарная расчетная лесосека составляет порядка 60 млн. кубометров.1 Фактически все леса, за исключением расположенных на землях населенных пунктов, являются государственной собственностью Российской Федерации.
1 «Лесной регион России»: каких успехов добился Красноярский край в леспроме // http://newslab.ru/article
Общая площадь земель, на которых произрастают леса, в Красноярском крае по состоянию на 01.01.2018 г. составляет 164,0 млн га. Леса края располагаются на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, землях населенных пунктов и землях иных категорий. Площадь земель лесного фонда по состоянию на 01.01.2018 г. составила 158,7 млн га.2
По данным Управления Росреестра по Красноярскому краю на 01.01.2018 г. площадь лесных земель составила 120,9 млн. га, в том числе покрытых лесной растительностью - 110,9 млн. га, не покрытых лесной растительностью - 10,0 млн. га.3
Государственная поддержка субъектов агро-
2 Государственный доклад «О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае в 2017 году». Красноярск, 2018. С. 172.
3 Доклад о состоянии и использовании земель Красноярского края за 2017 год, форма статистической отчетности № 22-2 «Сведения о наличии и распределении земель по категориям и угодьям» Управления Росреестра по Красноярскому краю. Красноярск, 2018. http:// www.krasecology.ru
промышленного комплекса Красноярского края при реализации их права на заготовку древесины является важной как для субъектов агропромышленного комплекса, так и для государства в целом.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 72) лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (далее - регионы), а предметом его правового регулирования являются отношения по охране,
1
использованию, защите и восстановлению лесов.
Двухуровневая система лесного законодательства, предусматривающая включение в него как федеральной компоненты (Лесной кодекс Российской Федерации2 (далее - ЛК РФ) и иные федеральные законы), так и региональной, обусловлена установленным Конституцией РФ распределением полномочий по регулированию лесных отношений между Российской Федерацией и регионами.3
Согласно ст. 16 ЛК РФ для заготовки древесины допускается осуществление рубок:
- спелых, перестойных лесных насаждений;
- средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесами;
- лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, предусмотренных статьями 13, 14 и 21 ЛК РФ.
В ЛК РФ пунктом 2 статьи 29.1 предусматривается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Лесной кодекс является единственным нормативным правовым актом, который предусматривает эти исключительные случаи, иных законных актов на федеральном уровне, разъясняющих эту статью, не существует.
Во исполнение ЛК РФ на уровне субъекта -Красноярского края, был принят Закон Красноярского
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Официальный текст Конституции РФ с внесенным поправками от 21.07.2014 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014.
2 Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.
3 Артюхин Р.Е., Богданова А.В., Гинзбург Ю.В. и др. Казна и
бюджет / отв. ред. Д.Л. Комягин. М.: Наука, 2014. 501 с. // Консультант плюс: Консультации
края от 14 февраля 2007 г. № 21-5820 «О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений» (далее - краевой закон № 21-5820),4 в котором, в статье 5 впервые были указаны исключительные случаи заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
В последующем статья 5, устанавливающая исключительные случаи заготовки древесины, а именно пункт, касающийся заготовки древесины субъектами агропромышленного комплекса, претерпел ряд изменений.
Первая редакция названного закона относит к исключительным случаям заготовки древесины субъектами агропромышленного комплекса следующие:
- для целей отопления строений;
- для возведения строений;
- и иных собственных нужд бюджетными учреждениями, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, зарегистрированными и находящимися на территории края.
Обращает на себя внимание тот факт, что в редакции краевого закона № 21-5820 закреплено чёткое ограничение: для бюджетных учреждений, финансируемых за счёт бюджетных средств, что является правильным и разумным. Тем не менее, в содержании статьи отсутствовала ссылка на заготовку древесины для обеспечения государственных и муниципальных нужд, несмотря на то, что в ЛК РФ всегда было предусмотрено именно такое ограничение.
Иные юридические лица (общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества и другие), в том числе и осуществляющие сельскохозяйственную деятельность, могли претендовать на «льготные» условия получения древесины лишь по ходатайству органа местного самоуправления и исключительно для государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, той же редакцией краевого закона № 21-5820 была указана дополнительная льгота в преамбуле статьи 5, а именно - «без проведения аукциона», что автоматически поставило данных субъектов предпринимательской деятельности в противовес и в антиконкурентное положение всем иным субъектам лесопромышленного комплекса.
Применительно к правовому положению субъектов лесопромышленного комплекса тоже нет
4 Закон Красноярского края от 14.02.2007 № 21-5820 «О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений» // Консультант плюс: Законодательство.
Земельное право; природоресурсное право; экологическое
право; аграрное право
четкой правовой регламентации данной категории. В законодательстве закреплено иное близкое по содержанию понятие «сельскохозяйственный товаропроизводитель». Также на законодательном уровне отсутствует понятие «сельскохозяйственный предприниматель». Один из авторов настоящей статьи предлагал разграничивать понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель» и «сельскохозяйственный предприниматель». Первое понятие по объему более широкое, нежели второе, поскольку любой сельскохозяйственный предприниматель априори является
1
сел ьскохозя й стве нным товаропроизвод ителем.
Новая редакция краевого закона № 21-5820 изменила содержание статьи 5, и право проведения без аукциона было утрачено, в остальном пункт статьи, касающийся субъектов агропромышленного комплекса, остался нетронутым, в прежнем виде.
Ситуация кардинально стала меняться в связи с принятием изменений 2009 года в закон края № 21-5820, появился ряд уточнений по видам работ на которые должна использоваться заготовленная древесина, а именно для: «строительства, реконструкции, ремонта, отопления зданий, строений, сооружений и сушки зерна». Соответственно, первоначальная редакция статьи 5 не позволяла субъектам агропромышленного комплекса полностью закрыть те проблемы, с которыми сталкивается ежедневно обычный сельскохозяйственный товаропроизводитель (ремонт свинарников, заборов, загонов для скота и т.д.).
При этом были внесены изменения в содержание рассматриваемой статьи. Она была дополнена словосочетанием «для государственных и муниципальных нужд», тем самым законодатель Красноярского края, привёл его положения в соответствие с ЛК РФ.
Свою же последнюю редакцию статья 5 краевого закона № 21-5820 получила в 2018 году. В связи с данными изменениями полностью поменялся смысл ранее введённой статьи. Так, например, впервые за все время появилось уточнение, при каких условиях сельскохозяйственный товаропроизводитель может приобрести лесной участок. Эти условия ограничивают права участников сельскохозяйственных отношений, но и в свою очередь не дают им права становиться «теневыми» лесопропромышленниками.
Так, например, в статье предусмотрено, что сельскохозяйственные товаропроизводители могут
1 Власов В.А. О противоречивости правового регулирования категории «сельскохозяйственный товаропроизводитель» // Правовая политика и правовая жизнь. 2016. № 2. С. 128-134.
производить заготовку древесины только для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными (муниципальными) программами. Также единственным основанием для получения такого права субъектов агропромышленного комплекса края является наличие регистрации в реестре субъектов АПК, претендующих на получение государственной поддержки в соответствии с Законом края от 21.02.2006 № 17-4487 «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края». 2
За всё время существования Закона Красноярского края от 14 февраля 2007 г. № 21 -5820 «О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений» субъекты агропромышленного комплекса и органы государственной власти края, осуществляющие передачу участков государственного лесного фонда для заготовки древесины, столкнулись с рядом проблем, которые необходимы для адекватной правовой оценки.
Данный краевой законодательный акт позволил субъектам АПК осуществлять заготовку древесины для удовлетворения собственных нужд на особых условиях (краткосрочное действие договора купли-продажи лесных насаждений (срок действия - 1 год): отсутствие государственной регистрации договоров, отсутствие обязанностей выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, а также более низкая затратная составляющая.
Нередко недобросовестные лесопользователи, в лице субъектов агропромышленного комплекса используют лес, предоставленный им для строительства, реконструкции, ремонта, отопления зданий, строений, сооружений и сушки зерна, производства продукции лесопереработки не в данных целях, а для последующей его перепродажи.
При этом оставляя за собой захламленные участки, не неся никаких правовых последствий для себя. Не занимаются воспроизводством лесов, что катастрофически влияет на «лесную экологию» Красноярского края, так как воспроизводство леса достаточно дорогостоящая процедура для государства и не всегда хватает федерального финансирования на данные виды работ. Одна из причин этой проблемы заключается в краткосрочных договорах, заключающихся на 1 год. Законодательством Российской Федерации предусмотрена защита юридических лиц и ин-
2 Закон Красноярского края от 21.02.2006 № 17-4487 «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края» // Консультант плюс: Законодательство.
дивидуальных предпринимателей от незаконных действий контролирующих органов. Так, например, Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», (Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Консультант плюс: Законодательство) устанавливает правило, что проверочные мероприятия в отношении одного лица могут осуществляться только раз в три года, с согласия прокуратуры в декабре текущего года на последующий. Государственные лесные инспекторы формируют план проверочных мероприятий на следующий год и в данный план могут входить только лесопользователи с действующими договорами. А значит, субъекты АПК автоматически не попадают в официальные проверочные мероприятия. Проблема заключается в том, что государственный инспектор должен прийти одновременно с окончанием рубки лесных насаждений, а по общему правилу окончание рубки совпадает с окончанием срока договора купли-продажи лесных насаждений. В силу этого обстоятельства, в связи с отсутствием договора, государственный инспектор не может осуществить проверочные мероприятия в отношении юридического лица
Библиография:
1. «Лесной регион России»: каких успехов добился Красноярский край в леспроме // http://newslab.ru/article
2. Государственный доклад «О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае в 2017 году». Красноярск, 2018. С. 172.
3. Доклад о состоянии и использовании земель Красноярского края за 2017 год, форма статистической отчетности № 22-2 «Сведения о наличии и распределении земель по категориям и угодьям» Управления Росреестра по Красноярскому краю. Красноярск, 2018. http:// www.krasecology.ru
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Официальный текст Конституции РФ с внесенным поправками от 21.07.2014 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014.
5. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.
6. Артюхин Р.Е., Богданова А.В., Гинзбург Ю.В. и др. Казна и бюджет / отв. ред. Д.Л. Комягин. М.: Наука, 2014. 501 с. // Консультант плюс: Консультации
7. Закон Красноярского края от 14.02.2007 № 21-5820 «О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений» // Консультант плюс: Законодательство.
8. Власов В.А. О противоречивости правового регулирования категории «сельскохозяйственный товаропроизводитель» // Правовая политика и правовая жизнь. 2016. № 2. С. 128-134.
9. Закон Красноярского края от 21.02.2006 № 17-4487 «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края» // Консультант плюс: Законодательство.
10. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Консультант плюс: Законодательство.
(индивидуального предпринимателя).
Обеспечения субъектов агропромышленного комплекса лесными насаждениями за 2010 - 2015 годы показывает, что в общей сложности за указанный период 400 субъектам АПК передано в рубку лесных насаждений в объеме 3 млн. кбм, которые в большинстве случаев направлялись не на собственные нужды, предусмотренные законодательством Красноярского края, а на реализацию для получения дополнительных доходов.
Подводя итог, можно сделать следующие выводы. Сомнительно, что внесённые изменения в краевой закон № 21-5820 принесут значительные перемены в уже имеющуюся ситуацию с заготовкой древесины субъектами агропромышленного комплекса. Более того, обозначенная проблема реально существует и требует более пристального внимания и своего адекватного разрешения. В настоящее время использование исключительных случаев при заготовке древесины может привести причинению вреда, как добросовестным субъектам агропромышленного комплекса Красноярского края, их деловой репутации, так и государству, в случае использования леса как дополнительного дохода для недобросовестных лиц. Кроме того, при недобросовестном исполнении лесного законодательства пострадает экология края из-за захламления и отсутствия восстановления лесов на участках государственного лесного фонда.