особенности правового статуса договора купли-продажи лесных насаждений
ключевые слова: лесопользование, лесоуправление, договор купли-продажи лесных насаждений, лесная инфраструктура.
Аннотация: В статье на основе действующего законодательства рассматриваются вопросы заключения договора купли-продажи лесных насаждений, являющиеся новеллой Лесного кодекса 2006 г. Автор обращает внимание на особенности заключения договора купли-продажи лесных насаждений и необходимости урегулирования данного вопроса на региональном уровне.
Key words: The article deals with some aspects of short stories of the Forest Code in 2006 - issues of a contract of sale offorest plantations; draws attention to the need of settlement this issue at the regional level.
Summary: This article analyzes the causes and patterns of development of criminal mafia-like organizations in China, to combat this phenomenon.
Договор купли-продажи лесных насаждений является новеллой Лесного Кодекса РФ (далее: ЛК-2007). Ему посвящена гл. 7, где предусмотрено, что лесные насаждения, которые расположены на землях, находящейся в государственной или муниципальной собственности, передаются в собственность без аренды площади лесного участка. К данному договору применяются положения гл. 30 ГК РФ о договорах купли-продажи, которые являются общими нормами по отношению к нормам ЛК-2007.
Законы субъектов Российской Федерации устанавливают исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждении. Так, ч. 6 ст. 75 ЛК-2007 предоставляет субъектам Российской Федерации право в рамках своих полномочий устанавливать, при соответствующих обстоятельствах, для заготовителей исключения из общих правил в части объемов заготовки, размера платы и т. д. Если же субъект Российской Федерации нормативно не урегулирует отношения по поводу данного договора, то заготовка древесины на основании договора
* Старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин СПб им. В. Б. Бобкова филиала Российской Таможенной Академии. E-mail: smolyanka72@mail.ru
купли-продажи лесных насаждений в данном субъекте РФ не допускается.1
Первым субъектом РФ, который уже 10 января 2007 г. начал исполнять ч. 6 ст. 75 ЛК-2007, была Вологодская область.2 Названный субъект РФ отнес к исключительным случаям:
- заготовку древесины для собственных нужд бюджетными учреждениями, сельскохозяйственными организациями и крестьянскими хозяйствами, зарегистрированными и находящимися на территории Вологодской области, в пределах установленных нормативов;
- заготовку древесины лицами, заключившими договоры аренды участков лесного фонда до 1 января 2007 года, в границах арендованных участков.
Поскольку данный договор является специальной разновидностью договора купли-продажи, он имеет свои, специальные существенные условия относительно объекта:
- лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел;
- объем продаваемых лесных насаждений;
- срок действия договора.
Вместе с тем в договоре купли-продажи лесных насаждений не требуется указывать лесной участок, на котором будет осуществляться рубка, а значит, не требуется проектирование его границ3.
Подготовку договора на основании обращений юридических лиц и граждан, в том числе, индивидуальных предпринимателей, или по своей инициативе, а также заключение договора по результатам аукциона по продаже права на заключение договора или без проведения такого аукциона осуществляют:
а) Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении лесных насаждений, расположенных: на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и на землях лесного фонда, в отношении которых осуществление полномочий, предусмотренных частью 1 ст. 83 ЛК-2007, передано органам государственный власти субъектов Российской Федерации;
1 Комментарий к Новому Лесному кодексу Российской Федерации /Под ред. М.Ю. Тихомирова. М, 2007. С. 106.
2 Закон Вологодской области N»1539-03 от 10.01.2007 «О разграничении полномочий органов государственной власти области в сфере лесных отношений».
3 Мазуров А. В. Комментарий к Новому Лесному Кодексу Российской Федерации и ФЗ «О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации». СПб., 2007. С. 193.
б) Органы местного самоуправления - в отношении лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований;
в) Федеральное агентство лесного хозяйства - в отношении лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, в отношении которых осуществление полномочий, предусмотренных частью 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 ст. 83;
г) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - в отношении лесных насаждений, расположенных на землях особо охраняемых территорий федерального значения;
д) Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области обороны, безопасности, - в отношении лесных насаждений, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.
Договор заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение договора, организатором которого является один из органов, указанных выше, или действующая на основании соответствующего договора с ним специализированная организация. Он также может заключаться без проведения аукциона в следующих случаях:
а) размещения заказа на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины;
б) заготовки древесины гражданами для собственных нужд.4
В соответствии со ст. 76 ЛК-2007 размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений для предпринимательских целей, определяется на основе минимального размера платы, устанавливаемого: Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд будет устанавливаться органами государственной власти субъектов РФ. Размер платы, порядок ее внесения и другие условия устанавливаются в договоре.5
Подготовка и заключение договора осуществляется по форме при-
4 Постановление Правительства РФ от 26.06.07 № 406 «О договоре купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности».
5 Комментарий к Новому Лесному кодексу Российской Федерации. С. 106.
мерного договора купли-продажи лесных насаждений. Он заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Договор заключается на срок не более года и не подлежит государственной регистрации. Возможно заключение договора купли-продажи лесных насаждений двумя способами: проведением аукциона на право заключения договора и без проведения аукциона.
При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины подготовка и заключение договора осуществляются в порядке, установленном ст. 19 ЛК-2007. Гражданин, заинтересованный в заготовке древесины для собственных нужд, подает, в указанные выше органы, заявление на заключение договора о купле-продаже лесных насаждений для собственных нужд, в котором указываются следующие сведения:
а) фамилия, имя, отчество гражданина, его адрес, данные документа, удостоверяющего личность;
б) наименование лесничества (лесопарка), в границах которого предполагается осуществить куплю лесных насаждений;
в) требуемый объем древесины и ее качественные показатели.
Данное заявление рассматривается уполномоченными органами в
течение 15 календарных дней с даты его получения. По результатам рассмотрения выносится решение о подготовке проекта договора либо заявление возвращается гражданину на следующих основаниях:
а) превышение заявленных к заготовке объемов древесины по отношению к нормативам заготовки гражданами древесины для собственных нужд, устанавливаемым законом субъекта Российской Федерации, в границах территории которого расположено лесничество (лесопарк);
б) отсутствие в указанном заявителем лесничестве (лесопарке) лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины с требуемыми качественными показателями.
В случае принятия решения о подготовке проекта договора, органы, его принявшие, информируют гражданина в письменной форме в течение 15 дней после принятия решения. Граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.6 Однако законодатель не предусматривает возможность обжа-
6 Постановление Правительства РФ от 26.06.07 № 406.
лования данного решения, что на практике может привести к вымогательству и взяточничеству. Население, жизнедеятельность которого напрямую зависит от древесины, в случае отрицательного решения будет поставлено в безвыходное положение.
Основные права и обязанности сторон по договору купли-продажи лесных насаждений закреплены в Постановлении Правительства РФ от 26 июня 2007 г. № 406 «О договоре купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности». Этот перечень не является закрытым и может быть расширен. Согласно нормам данного Постановления продавец имеет право:
а) вносить предложения о прекращении договора или по пересмотру условий договора (если он заключается без проведения аукциона) при нарушении покупателем сроков внесения платы, установленных договором или в случае нарушения покупателем утвержденных в соответствии с лесным законодательством правил заготовки древесины, правил пожарной и санитарной безопасности в лесах;
б) пользоваться другими правами, если их реализация не противоречит требованиям лесного законодательства и условиям договора.
В обязанности продавца входит:
а) передать покупателю лесные насаждения в объеме, установленном договором по акту передачи лесных насаждений;
б) обозначить на местности с помощью лесохозяйственных знаков и на картах лесов местоположение продаваемых лесных насаждений;
в) передать покупателю относящиеся к продаваемым лесным насаждениям документы, предусмотренные лесным законодательством и договором.
Для покупателя предусмотрены следующие права:
а) осуществлять заготовку древесины в объемах и сроки, которые установлены договором;
б) осуществлять строительство складов и других строений и сооружений, необходимых для заготовки древесины (кроме случаев заготовки гражданами древесины для собственных нужд);
в) пользоваться другими правами, если их реализация не противоречит требованиям лесного законодательства и условиям договора.
Постановлением установлены также обязанности покупателя:
а) вносить плату в размерах и сроки, установленные договором;
б) соблюдать условия договора;
в) проводить лесовосстановительные мероприятия за свой счет, если при осуществлении заготовки древесины покупателем, в нарушение условий заключенного договора, уничтожен подрост или древесно-кустарниковая растительность;
г) осуществить снос лесных складов, других строений и сооружений после окончания заготовки древесины, а также произвести рекультивацию земель, на которых располагались указанные строения и сооружения;
д) согласовывать с продавцом места размещения лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений, необходимых для заготовки древесины.
Законодатель закрепил право покупателя на возведение строений и сооружений, однако при заключении договора купли-продажи лесных насаждений, земельный участок не передается в пользование, поэтому и не устанавливаются границы лесного участка, предоставляемого под сруб. Выходит, что покупатель может в любом месте лесного квартала разместить свои сооружения, не согласовывая ни с кем. Данные действия могут нарушить права и законные интересы другого покупателя, осуществляющего сруб в этом же районе. Очевидно, что предотвращать и разрешать данные споры должны субъекты РФ, регулируя существующие пробелы путем создания соответствующей нормативно-правовой базы.
Договор купли-продажи лесных насаждений - новое явление для отечественного права. Вследствие этого практика реализации норм, регулирующих его, еще не сложилась. Не до конца проясненными являются положительные и негативные стороны нового правового института. Положительным является то, что порядок заключения указанного договора требует меньших затрат по сравнению с договором аренды лесного участка, поскольку отсутствует необходимость проведения кадастрового учета. Особенность договора купли-продажи лесных насаждений, далее, в том, что земельный участок не подлежит передаче в пользование. Большим минусом, с точки зрения предпринимателей, является короткий срок действия договора. По истечении срока действия договора вновь возникает необходимость участвовать в аукционе, нести затраты. Но главный минус
- отсутствие преимущественных прав. Более того, с точки зрения автора, данный договор не будет способствовать рациональному лесопользова-
нию. Российские предприниматели не привыкли беречь лес даже при долгосрочной аренде. Вряд ли улучшится и лесная инфраструктура, поскольку экономически не целесообразно, заключая договор на срок менее года, осуществлять вложения в развитие лесной инфраструктуры. Контроль за добросовестностью лесопользователей в последние годы не был эффективным, в связи с закреплением переходного периода лесопользования и лесо-управления такой контроль, можно сказать, вообще не будет иметь место. В этой связи очевидна необходимость создания нормативно-правовой базы на уровне субъектов РФ, а также введения неукоснительного контроля за покупателями.