Научная статья на тему 'Особенности правового статуса договора купли-продажи лесных насаждений'

Особенности правового статуса договора купли-продажи лесных насаждений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1774
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ / ЛЕСОУПРАВЛЕНИЕ / ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ / ЛЕСНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / THE ARTICLE DEALS WITH SOME ASPECTS OF SHORT STORIES OF THE FOREST CODE IN 2006 ISSUES OF A CONTRACT OF SALE OF FOREST PLANTATIONS / DRAWS ATTENTION TO THE NEED OF SETTLEMENT THIS ISSUE AT THE REGIONAL LEVEL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколова Л. Я.

В статье на основе действующего законодательства рассматриваются вопросы заключения договора купли-продажи лесных насаждений, являющиеся новеллой Лесного кодекса 2006 г. Автор обращает внимание на особенности заключения договора купли-продажи лесных насаждений и необходимости урегулирования данного вопроса на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarity of the legal status of the purchase contract for forest stands

This article analyzes the causes and patterns of development of criminal mafia-like organizations in China, to combat this phenomenon.

Текст научной работы на тему «Особенности правового статуса договора купли-продажи лесных насаждений»

особенности правового статуса договора купли-продажи лесных насаждений

ключевые слова: лесопользование, лесоуправление, договор купли-продажи лесных насаждений, лесная инфраструктура.

Аннотация: В статье на основе действующего законодательства рассматриваются вопросы заключения договора купли-продажи лесных насаждений, являющиеся новеллой Лесного кодекса 2006 г. Автор обращает внимание на особенности заключения договора купли-продажи лесных насаждений и необходимости урегулирования данного вопроса на региональном уровне.

Key words: The article deals with some aspects of short stories of the Forest Code in 2006 - issues of a contract of sale offorest plantations; draws attention to the need of settlement this issue at the regional level.

Summary: This article analyzes the causes and patterns of development of criminal mafia-like organizations in China, to combat this phenomenon.

Договор купли-продажи лесных насаждений является новеллой Лесного Кодекса РФ (далее: ЛК-2007). Ему посвящена гл. 7, где предусмотрено, что лесные насаждения, которые расположены на землях, находящейся в государственной или муниципальной собственности, передаются в собственность без аренды площади лесного участка. К данному договору применяются положения гл. 30 ГК РФ о договорах купли-продажи, которые являются общими нормами по отношению к нормам ЛК-2007.

Законы субъектов Российской Федерации устанавливают исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждении. Так, ч. 6 ст. 75 ЛК-2007 предоставляет субъектам Российской Федерации право в рамках своих полномочий устанавливать, при соответствующих обстоятельствах, для заготовителей исключения из общих правил в части объемов заготовки, размера платы и т. д. Если же субъект Российской Федерации нормативно не урегулирует отношения по поводу данного договора, то заготовка древесины на основании договора

* Старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин СПб им. В. Б. Бобкова филиала Российской Таможенной Академии. E-mail: smolyanka72@mail.ru

купли-продажи лесных насаждений в данном субъекте РФ не допускается.1

Первым субъектом РФ, который уже 10 января 2007 г. начал исполнять ч. 6 ст. 75 ЛК-2007, была Вологодская область.2 Названный субъект РФ отнес к исключительным случаям:

- заготовку древесины для собственных нужд бюджетными учреждениями, сельскохозяйственными организациями и крестьянскими хозяйствами, зарегистрированными и находящимися на территории Вологодской области, в пределах установленных нормативов;

- заготовку древесины лицами, заключившими договоры аренды участков лесного фонда до 1 января 2007 года, в границах арендованных участков.

Поскольку данный договор является специальной разновидностью договора купли-продажи, он имеет свои, специальные существенные условия относительно объекта:

- лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел;

- объем продаваемых лесных насаждений;

- срок действия договора.

Вместе с тем в договоре купли-продажи лесных насаждений не требуется указывать лесной участок, на котором будет осуществляться рубка, а значит, не требуется проектирование его границ3.

Подготовку договора на основании обращений юридических лиц и граждан, в том числе, индивидуальных предпринимателей, или по своей инициативе, а также заключение договора по результатам аукциона по продаже права на заключение договора или без проведения такого аукциона осуществляют:

а) Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении лесных насаждений, расположенных: на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и на землях лесного фонда, в отношении которых осуществление полномочий, предусмотренных частью 1 ст. 83 ЛК-2007, передано органам государственный власти субъектов Российской Федерации;

1 Комментарий к Новому Лесному кодексу Российской Федерации /Под ред. М.Ю. Тихомирова. М, 2007. С. 106.

2 Закон Вологодской области N»1539-03 от 10.01.2007 «О разграничении полномочий органов государственной власти области в сфере лесных отношений».

3 Мазуров А. В. Комментарий к Новому Лесному Кодексу Российской Федерации и ФЗ «О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации». СПб., 2007. С. 193.

б) Органы местного самоуправления - в отношении лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований;

в) Федеральное агентство лесного хозяйства - в отношении лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, в отношении которых осуществление полномочий, предусмотренных частью 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 ст. 83;

г) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - в отношении лесных насаждений, расположенных на землях особо охраняемых территорий федерального значения;

д) Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области обороны, безопасности, - в отношении лесных насаждений, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.

Договор заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение договора, организатором которого является один из органов, указанных выше, или действующая на основании соответствующего договора с ним специализированная организация. Он также может заключаться без проведения аукциона в следующих случаях:

а) размещения заказа на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины;

б) заготовки древесины гражданами для собственных нужд.4

В соответствии со ст. 76 ЛК-2007 размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений для предпринимательских целей, определяется на основе минимального размера платы, устанавливаемого: Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд будет устанавливаться органами государственной власти субъектов РФ. Размер платы, порядок ее внесения и другие условия устанавливаются в договоре.5

Подготовка и заключение договора осуществляется по форме при-

4 Постановление Правительства РФ от 26.06.07 № 406 «О договоре купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

5 Комментарий к Новому Лесному кодексу Российской Федерации. С. 106.

мерного договора купли-продажи лесных насаждений. Он заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Договор заключается на срок не более года и не подлежит государственной регистрации. Возможно заключение договора купли-продажи лесных насаждений двумя способами: проведением аукциона на право заключения договора и без проведения аукциона.

При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины подготовка и заключение договора осуществляются в порядке, установленном ст. 19 ЛК-2007. Гражданин, заинтересованный в заготовке древесины для собственных нужд, подает, в указанные выше органы, заявление на заключение договора о купле-продаже лесных насаждений для собственных нужд, в котором указываются следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество гражданина, его адрес, данные документа, удостоверяющего личность;

б) наименование лесничества (лесопарка), в границах которого предполагается осуществить куплю лесных насаждений;

в) требуемый объем древесины и ее качественные показатели.

Данное заявление рассматривается уполномоченными органами в

течение 15 календарных дней с даты его получения. По результатам рассмотрения выносится решение о подготовке проекта договора либо заявление возвращается гражданину на следующих основаниях:

а) превышение заявленных к заготовке объемов древесины по отношению к нормативам заготовки гражданами древесины для собственных нужд, устанавливаемым законом субъекта Российской Федерации, в границах территории которого расположено лесничество (лесопарк);

б) отсутствие в указанном заявителем лесничестве (лесопарке) лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины с требуемыми качественными показателями.

В случае принятия решения о подготовке проекта договора, органы, его принявшие, информируют гражданина в письменной форме в течение 15 дней после принятия решения. Граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.6 Однако законодатель не предусматривает возможность обжа-

6 Постановление Правительства РФ от 26.06.07 № 406.

лования данного решения, что на практике может привести к вымогательству и взяточничеству. Население, жизнедеятельность которого напрямую зависит от древесины, в случае отрицательного решения будет поставлено в безвыходное положение.

Основные права и обязанности сторон по договору купли-продажи лесных насаждений закреплены в Постановлении Правительства РФ от 26 июня 2007 г. № 406 «О договоре купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности». Этот перечень не является закрытым и может быть расширен. Согласно нормам данного Постановления продавец имеет право:

а) вносить предложения о прекращении договора или по пересмотру условий договора (если он заключается без проведения аукциона) при нарушении покупателем сроков внесения платы, установленных договором или в случае нарушения покупателем утвержденных в соответствии с лесным законодательством правил заготовки древесины, правил пожарной и санитарной безопасности в лесах;

б) пользоваться другими правами, если их реализация не противоречит требованиям лесного законодательства и условиям договора.

В обязанности продавца входит:

а) передать покупателю лесные насаждения в объеме, установленном договором по акту передачи лесных насаждений;

б) обозначить на местности с помощью лесохозяйственных знаков и на картах лесов местоположение продаваемых лесных насаждений;

в) передать покупателю относящиеся к продаваемым лесным насаждениям документы, предусмотренные лесным законодательством и договором.

Для покупателя предусмотрены следующие права:

а) осуществлять заготовку древесины в объемах и сроки, которые установлены договором;

б) осуществлять строительство складов и других строений и сооружений, необходимых для заготовки древесины (кроме случаев заготовки гражданами древесины для собственных нужд);

в) пользоваться другими правами, если их реализация не противоречит требованиям лесного законодательства и условиям договора.

Постановлением установлены также обязанности покупателя:

а) вносить плату в размерах и сроки, установленные договором;

б) соблюдать условия договора;

в) проводить лесовосстановительные мероприятия за свой счет, если при осуществлении заготовки древесины покупателем, в нарушение условий заключенного договора, уничтожен подрост или древесно-кустарниковая растительность;

г) осуществить снос лесных складов, других строений и сооружений после окончания заготовки древесины, а также произвести рекультивацию земель, на которых располагались указанные строения и сооружения;

д) согласовывать с продавцом места размещения лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений, необходимых для заготовки древесины.

Законодатель закрепил право покупателя на возведение строений и сооружений, однако при заключении договора купли-продажи лесных насаждений, земельный участок не передается в пользование, поэтому и не устанавливаются границы лесного участка, предоставляемого под сруб. Выходит, что покупатель может в любом месте лесного квартала разместить свои сооружения, не согласовывая ни с кем. Данные действия могут нарушить права и законные интересы другого покупателя, осуществляющего сруб в этом же районе. Очевидно, что предотвращать и разрешать данные споры должны субъекты РФ, регулируя существующие пробелы путем создания соответствующей нормативно-правовой базы.

Договор купли-продажи лесных насаждений - новое явление для отечественного права. Вследствие этого практика реализации норм, регулирующих его, еще не сложилась. Не до конца проясненными являются положительные и негативные стороны нового правового института. Положительным является то, что порядок заключения указанного договора требует меньших затрат по сравнению с договором аренды лесного участка, поскольку отсутствует необходимость проведения кадастрового учета. Особенность договора купли-продажи лесных насаждений, далее, в том, что земельный участок не подлежит передаче в пользование. Большим минусом, с точки зрения предпринимателей, является короткий срок действия договора. По истечении срока действия договора вновь возникает необходимость участвовать в аукционе, нести затраты. Но главный минус

- отсутствие преимущественных прав. Более того, с точки зрения автора, данный договор не будет способствовать рациональному лесопользова-

нию. Российские предприниматели не привыкли беречь лес даже при долгосрочной аренде. Вряд ли улучшится и лесная инфраструктура, поскольку экономически не целесообразно, заключая договор на срок менее года, осуществлять вложения в развитие лесной инфраструктуры. Контроль за добросовестностью лесопользователей в последние годы не был эффективным, в связи с закреплением переходного периода лесопользования и лесо-управления такой контроль, можно сказать, вообще не будет иметь место. В этой связи очевидна необходимость создания нормативно-правовой базы на уровне субъектов РФ, а также введения неукоснительного контроля за покупателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.