Проблемы экономики и юридической практики
3'2017
I. ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ
2. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОТРАСЛЯМИ, КОМПЛЕКСАМИ; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
2.1. ПРОЗРАЧНОСТЬ В СФЕРЕ ЗАКУПОК КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ
Булгакова Марина Александровна, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры организации финансово-экономического, материально-технического и медицинского обеспечения Место работы: Академия управления МВД России
Самолысов Павел Валерьевич, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры организации финансово-экономического, материально-технического и медицинского обеспечения Место работы: Академия управления МВД России
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы влияния конкурентных способов торгов по аренде лесных участков и продаже лесных насаждений на уровень инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Ключевые слова: конкуренция, закупки, инвестиции, аренда лесных участков, продажа лесных насаждений.
TRANSPARENCY IN PROCUREMENT AS A FACTOR OF SUSTAINABLE INVESTMENT CLIMATE FOR THE FORESTRY INDUSTRУ
Bulgackova Marina A., PhD in economic, Senior Lecturer of the Department of organization's financial, economic, logistical and medical support
Work place: Academy of Management Russian Interior Ministry
Samolysov Pavel V., PhD in education, Associate Professor, Associate Professor of the Department of organization's financial,
economic, logistical and medical support
Work place: Academy of Management Russian Interior Ministry
Annotation: The article examines the effect of competitive methods of bidding for the lease of forest land and the sale of forest
plantations on the level of investment climate in subjects of the Russian Federation.
Keywords: competition, procurement, investment, lease of forest land, selling of forest plantations.
В настоящее время наша страна пребывает в условиях масштабных санкционных мероприятий, направленных на дестабилизацию экономического роста банковской сферы, нефтегазового и оборонно-промышленного комплексов, различных отраслей промышленности. При этом функционирование в условиях жёсткой экономии всех государственных институтов и бизнеса на протяжении трёх лет способствовало проявлению «обратного эффекта» - фундаментального изменения национальной экономики, иррационального с точки зрения логики иностранца.
В связи с оттоком иностранных капиталов единственным реальным источником инвестиционных ресурсов в последние годы оставался государственный бюджет, грамотное распределение которого не позволило стагнировать потребительскому рынку и производственному сектору экономики.
Так, в период времени с 2014 по 2016 годы стоимость российского леса, номинированная в рублях, в связи с падением курса национальной валюты, значительно снизилась, что вызвало небывалый спрос. Доля лесопромышленного комплекса в валовом внутреннем продукте в 2014 году возросла в 5 раз, рецессия наблюдалась только в целлюлозно-бумажном производстве1. В некоторых субъектах страны (например, Нижегородской области) объём ежегодной заготовки древесины ещё в 2012 году достиг 4 млн. м3 и продолжает оставаться на этом уровне последующие годы2.
1 По данным http://wood-prom.ru/analitika/les-i-krizis-perspektivy-lesopromyshlennogo-komple (дата обращения: 01.05.2017).
2 Из доклада и.о. директора департамента лесного хозяйства Нижего-
родской области Ю.Г. Сычёва на тему: «Лесное хозяйство Нижегородской области: состояние и перспективы развития» // http://deples.government-nnov.ru/?id=82658 (дата обращения: 01.05.2017).
Булгакова М. А., Самолысов П. В.
ПРОЗРАЧНОСТЬ В СФЕРЕ ЗАКУПОК КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ
Во всех «лесных» регионах формируется и регулярно обновляется база данных по инвестиционным предложениям и инвестиционным проектам; определяются неиспользуемые промышленные и земельные площадки для предложения потенциальным инвесторам в целях реализации проектов, исходя из потребностей бизнеса, организуются коммерческие аукционы. Понятно, что достижение высокого уровня ежегодной заготовки древесины обусловлено интенсивным использованием лесов арендаторами.
Введение главы 8 Лесного кодекса Российской Федерации, а также увеличение доходов добросовестных лесопромышленников позволило им начать ведение конкурентной борьбы с предприятиями, осуществляющими заготовку и обработку леса нелегально, что способствовало росту показателя рентабельности, который, впервые за несколько лет, пересек негативные отметки и составил 5,7%3.
Всё это привело к изменению ситуации в лесном бизнесе - от полного непонимания и отрицания конкуренции («работали спокойно без конкуренции, свободного рынка и будем также работать дальше») до осознанного выбора конкурентной борьбы за «место под солнцем» в качестве ключевой политики развития компании4 и отрасли в целом.
Проведение аукционов о продаже прав на заключение договоров аренды лесных участков и купли-продажи лесных насаждений позволяет уже на первоначальном этапе сократить число преступных посягательств. На наш взгляд, осуществление электронного документооборота и размещение в единой информационной системе различных отчётов и информации о недобросовестных арендаторах лесных участков и покупателях лесных насаждений, способствуют развитию субъектов малого предпринимательства, а также снижению количества арендаторов, не нацеленных на устойчивое лесопользование.
Проведение аукционов и рациональное использование лесов способствуют пополнению доходной части бюджетов различных уровней.
«Конкурсные способы заключения договоров» (прежде всего, посредством заключения договора на торгах) относят к мерам, стимулирующим становление, развитие и поддержку конкуренции в целом5.
Сфера применения торгов многогранна и практически любой договор можно заключить на торгах, а «аукционы и конкурсы в современных экономических условиях являются одним из наиболее сложных правовых и экономических институтов»6.
Так, по состоянию на 01.08.2016 в федеральный бюджет из Нижегородской области было направлено 200 млн рублей, а в региональный - 150 млн рублей7. Единственным
3 Россия в цифрах. 2015: Крат. стат. сб./ Росстат - М.: Федеральная служба государственной статистики, 2015. С. 292.
4 Балуев О.Е., Самолысов П.В. Административно-правовые механизмы выявления и доказывания картелей на торгах в сфере гособоронзаказа (на примере дела «БААЗС») // Экономическое правосудие в Уральском округе. 2015. № 4. С. 61.
5 См.: Варламова А.Н. Правовое содействие развитию конкуренции на товарных рынках. Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008. С. 10, 26.
6 Беляева О.А. Торги : теоретические основы и проблемы правового регулирования. Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2012. С. 4-5.
7 Из доклада и.о. директора департамента лесного хозяйства Нижего-
родской области Ю.Г. Сычёва на тему: «Лесное хозяйство Нижегородской области: состояние и перспективы развития» // //
сдерживающим фактором по передаче лесов в аренду и увеличению объёма инвестиций, в ряде регионов (Архангельская, Нижегородская область, Республика Коми), является наличие требований по их обязательному кадастровому учёту.
В этой связи считаем целесообразным органам исполнительной власти по субъектам Российской Федерации и на уровне муниципальных образований организовать работу по проведению аукционов и заключению договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства по использованию лесов в краткосрочный период времени. Примером может служить Хабаровский край, где по состоянию на 15.09.2016 проведено 13 аукционов, 7 из которых по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства8.
По информации официального сайта для размещения информации о проведении торгов в отношении государственного и муниципального имущества и ресурсов torgi.gov.ru в период с 01.11.2011 г. по 01.05.2017 г. закупки по продаже права на заключение договоров по аренде лесных участков и договоров купли-продажи лесных насаждений организовывались следующим образом.
Таблица 1
Информация о продаже прав на заключение договоров аренды лесных участков и купли-продажи лесных насаждений
(в целом и завершённые)
Всего завершено Состоявшиеся Несостоявшиеся
с единствен-ным участником отсутствие допущенных участников отказ заключения контракта отсутствие предложения повышения цены
Общее количество торгов 1582871 387152 476748 684175 5398 29398
Торги по
аренде
лесных
участков и 95120 12151 63178 18621 157 1013
продаже
лесных
насаждении
Источник: Официальный сайт Российской Федерации для размещение информации о проведении торгов // https://torgi.gov.ru/ (Дата обращения 02.05.2017).
Как видно из Таблицы 1 количество торгов, связанных с лесными участками и лесными насаждениями крайне мало и составляет всего 6% от общего количества торгов, размещённых на площадке torgi.gov.ru. При этом только 12,77% состоятся, а признаются несостоявшимся по различным основаниям 87,23%.
Таким образом, можно сделать предварительный вывод о том, что лесная отрасль по - прежнему остаётся непривлекательной для инвестиций.
Отметим, что Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 218-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулиро-
http://deples.government-nnov.ru/?id=82658 (дата обращения: 01.05.2017).
8 Из протокола заседания Общественного совета при управлении лесами Правительства Хабаровского края от 30.09.2016 (протокол № 7).
Проблемы экономики и юридической практики
3'2017
вания лесных отношений» уровнял возможности крупных лесопромышленников и представителей малого и среднего бизнеса в части, касающейся приобретения права на лесозаготовку. Ранее субъектам малого предпринимательства реально конкурировать и бороться за наиболее интересные не перестойные привлекательные, с точки зрения получения прибыли, участки леса с крупными лесопромышленниками были фактически невозможно.
В настоящее время для субъектов малого предпринимательства созданы достаточно благоприятные условия для развития бизнеса, а также привлечения новых участников, что, в свою очередь, повышает инвестиционную активность отрасли в целом.
К таким условиям относятся:
1. Заключение договора на срок до 1 года, условия которого определены нормативными актами субъекта Российской Федерации;
2. Отсутствие необходимости аренды участка леса;
3. Фактическое освобождение от обязательств по проведению кадастрового учета, лесоустройства и других процедур, сопутствующих аренде;
4. Расчёт платы за пользование участком осуществляется по результатам аукционов с учётом регионального коэффициента, необходимого для определения расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов.
Указанные условия не учитываются, а, следовательно, договор не заключается посредством проведения открытого аукциона в случаях:
1. Использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
2. Использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых;
3. Использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;
4. Использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Несколько слов необходимо сказать об алгоритме подачи документов для участия в аукционе. Итак, лица, желающие принять участие в аукционе, представляют в Торговые комиссии субъекта Российской Федерации:
1. Заявку на участие в аукционе в двух экземплярах.
2. Платёжный документ с отметкой банка о перечислении суммы задатка (подлинник).
3. Годовую бухгалтерскую отчётность о выручке от реализации товаров (работ, услуг) без учёта налога на добавленную стоимость за предыдущий календарный год.
4. Первичные документы о средней численности работников за предыдущий календарный год.
5. Выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей). Данный документ представляют по собственной инициативе.
Сумма задатка составляет 100% от начальной цены. В случае если заявитель отозвал заявку на участие в аукционе до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, организатор аукциона возвращает внесённый задаток в течение пяти рабочих дней с даты получений уведомления об отзыве заявки на участие. В случае признания аукциона
несостоявшимся и подписания протокола, организатор аукциона также в течение пяти дней возвращает участникам закупки задатки. В иных случаях задаток не возвращается.
Таким образом, можно констатировать, что арендаторы призваны действовать по принципу «вырубил - восстанови», а малый и средний бизнес - «вырубил - оплати восстановление».
Считаем, что созданный механизм проведения открытых аукционов по продаже права аренды лесного участка, купли-продажи лесных насаждений, проведению лесовосста-новительных, защитных и охранных мероприятий позволит повысить эффективность лесного хозяйства страны, стабильно пополнять бюджеты Российской Федерации, а также будет способствовать повышению мотивации и заинтересованности потенциальных инвесторов.
Учитывая действительное наличие у лесной отрасти хозяйствования богатого природно-ресурсного потенциала, увеличение объёмов и темпов привлечения инвестиций не заставят себя ждать.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 86, 77%.
Список литературы:
1. Балуев О.Е., Самолысов П.В. Административно-правовые механизмы выявления и доказывания картелей на торгах в сфере гос-оборонзаказа (на примере дела «БААЗС») // Экономическое правосудие в Уральском округе. 2015. № 4. С. 61.
2. Беляева О.А. Торги : теоретические основы и проблемы правового регулирования. Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2012. С. 4-5.
3. Варламова А.Н. Правовое содействие развитию конкуренции на товарных рынках. Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008. С. 10, 26.
4. Доклад и.о. директора департамента лесного хозяйства Нижегородской области Ю.Г. Сычёва на тему: «Лесное хозяйство Нижегородской области: состояние и перспективы развития» // http://deples.government-nnov.ru/?id=82658 (дата обращения: 01.05.2017).По данным http://wood-prom.ru/analitika/les-i-krizis-perspektivy-lesopromyshlennogo-komple (дата обращения: 01.05.2017).
5. Протокол заседания Общественного совета при управлении лесами Правительства Хабаровского края от 30.09.2016 (протокол № 7).
6. Россия в цифрах. 2015: Крат. стат. сб./ Росстат - М.: Федеральная служба государственной статистики, 2015. С. 292.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Прозрачность в сфере закупок как фактор устойчивого инвестиционного климата лесной отрасли» Булгаковой М.А. и Самолысова П.В.
Статья Булгаковой М.А. и Самолысова П.В. посвящена актуальной теме взаимосвязи и взаимозависимости конкурентной борьбы между участниками закупок на торговых площадках и реальным привлечением инвестиций в отечественную лесную отрасль.
Действительно, самый низкий за всю историю современной России рост инфляции (4,7%) является показателем того, что практически все отрасли промышленности «оправились» после введения масштабных санкций и с положительной динамикой могут функционировать даже в условиях жёсткой экономии.
Примечательно, и авторы делают на этом акцент, на протяжении последних трёх лет в связи с падением курса национальной валюты стоимость российского леса вызывает небывалый спрос, а это, в свою очередь, способствует многократному возрастанию доли лесопромышленного комплекса во внутреннем валовом продукте.
Булгакова М. А., Самолысов П. В.
ПРОЗРАЧНОСТЬ В СФЕРЕ ЗАКУПОК КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ
Также следует согласиться с высказанной точкой зрения, что увеличению объёма ежегодно заготавливаемой древесины и доходов добросовестных лесопромышленников, а также сокращению числа «предприятий», осуществляющих заготовку и обработку древесины нелегально, благоприятствовало и изменение действующего законодательства, как то: главы 8 Лесного кодекса Российской Федерации. В этом плане проведение аукционов по продаже прав на заключение договоров аренды лесных участков и купли-продажи лесных насаждений позволяет (в какой-то мере) уже на первоначальном этапе сократить число преступных посягательств.
Отметим, что приведённый в статье анализ торгов по аренде-продаже лесных участков и древесных ресурсов, размещённых на площадке torgi.gov.ru, подтверждает взаимосвязь количества состоявшихся торгов и инвестиционной привлекательности отрасли. Интерес представляет и предположение авторов об эффективности созданного механизма проведения открытых аукционов, а также его взаимосвязи с повышением мотивации и заинтересованности потенциальных инвесторов.
К достоинствам статьи следует отнести глубокую проработку заявленной тематики как с юридической, так и с экономической точек зрения. Кроме того, необходимо отметить, что содержание статьи логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из авторитетных источников.
Вывод: статья «Прозрачность в сфере закупок как фактор устойчивого инвестиционного климата лесной отрасли» отвечает предъявляемым требованиям к такого рода работам, подготовлена на должном профессиональном уровне, представляется весьма полезной для научных и практических работников и рекомендуется к изданию.
Рецензент
главный научный сотрудник НИЦ №3 ФГКУ «ВНИИ МВД России» доктор экономических наук, профессор, полковник полиции
А.П. Опальский