Научная статья на тему 'Правовое регулирование отношений лесопользования в Российской Федерации (купля-продажа лесных насаждений)'

Правовое регулирование отношений лесопользования в Российской Федерации (купля-продажа лесных насаждений) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
701
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДА / NATURE / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / NATURAL RESOURCES / ЕСТЕСТВЕННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / NATURAL ENVIRONMENTAL SYSTEMS / КОМПОНЕНТЫ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ / COMPONENTS OF THE ENVIRONMENT / ЛЕС / FOREST / ЛЕСНОЙ УЧАСТОК / УСТОЙЧИВОЕ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ / SUSTAINABLE FORESTRY / КУПЛЯ-ПРОДАЖА ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ / SALE OF FOREST STANDS / FOREST STANDS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нецветаев Александр Георгиевич

В представленной статье рассмотрены актуальные в настоящее время вопросы законодательного регулирования отношений лесопользования на примере купли-продажи лесных насаждений. Анализ современного лесного законодательства, прежде всего Лесного кодекса РФ, регулирующего вопросы купли-продажи лесных насаждений, важен и интересен как с точки зрения особенностей лесных насаждений как объекта договора купли-продажи, так и в свете проблем практической реализации (правоприменения) соответствующих норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legislative regulation of the forest tenure relations in the Russian Federation (sale of forest stands)

In the given article there have been considered actual at the present moment problems of the legislative regulation of the forest tenure relations on the example of purchase and sale of forest plantations. The modern forest legislation analysis and, first of all, the new Forest Code of the Russian Federation, regulating questions of purchase and sale of forest stands, is important and interesting as from the point of view forest stands, being the object of sales agreements, and so as in the lightof problems of suitable standards practical realisation (law application). In this work there has been made an attempt correlate public-law and private-law basis in the regulation sale of forest stands.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование отношений лесопользования в Российской Федерации (купля-продажа лесных насаждений)»

Экологическое право

А.Г. Нецветаев

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (КУПЛЯ-ПРОДАЖА ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ)

В представленной статье рассмотрены актуальные в настоящее время вопросы законодательного регулирования отношений лесопользования на примере купли-продажи лесных насаждений. Анализ современного лесного законодательства, прежде всего Лесного кодекса РФ, регулирующего вопросы купли-продажи лесных насаждений, важен и интересен как с точки зрения особенностей лесных насаждений как объекта договора купли-продажи, так и в свете проблем практической реализации (правоприменения) соответствующих норм.

Ключевые слова: природа, природные ресурсы, естественные экологические системы, компоненты природной среды, лес, лесной участок, устойчивое лесопользование, купля-продажа лесных насаждений.

Трудно переоценить значение и роль лесов в общественной жизни современной России. Занимая 70% территории Российской Федерации, леса, с одной стороны, выполняют важнейшую экологическую функцию (например, поддержание газового состава атмосферы), с другой стороны, удовлетворяют растущие экономические потребности страны.

Действующий Лесной кодекс Российской Федерации исходит из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе1, что не противоречит сложившемуся в науке экологического права представлению о лесе как единстве земли, лесной растительности, животного мира и иных компонентов окружающей природной среды, имеющих важное экологическое, социальное и экономическое значение2.

© Нецветаев А.Г., 2014

Необходимо отметить, что под естественной экологической системой понимают объективно существующую часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ и энергии3. Природные ресурсы представляют собой компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность4.

Преобразования двух последних десятилетий, связанные с изменением политического и экономического уклада жизни российского общества, оказали значительное влияние на многие сферы общественных отношений, включая отношения по использованию лесных ресурсов России. Постепенное развитие гражданского оборота, формирование рынка природных ресурсов по-новому поставили вопрос о характере отношений лесопользования и механизмах их правового регулирования.

Правовую основу регулирования отношений лесопользования составляют Лесной кодекс Российской Федерации, иные федеральные нормативно-правовые акты, принимаемые в соответствии с ними нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, а также муниципальные правовые акты, изданные органами местного самоуправления в пределах своих полномочий.

Новый Лесной кодекс РФ (далее - ЛК РФ) кардинальным образом изменил правовую основу использования лесов, распространив сферу деятельности земельного и гражданского законодательства в область лесных отношений, включая отношения лесопользования. Так, в ст. 3 (ч. 2) ЛК РФ прямо указано, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами. Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» отменил ограничения, установленные прежним Лесным кодексом РФ, в отношении сдачи арендованного лесного участка в субаренду, передачи своих права и обязанности по договору аренды такого участка другим лицам (перенаем), а также возможности отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный

капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив5.

ЛК РФ (ст. 7) рассматривает лесной участок как земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 4 («Общие положения о проведении лесоустройства»), ст. 69 («Проектирование лесных участков») и ст. 92 («Государственный кадастровый учет лесных участков») ЛК РФ.

Помимо права собственности на лесные участки, ЛК РФ (ст. 9) установил следующие виды прав на них: право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками.

Статья 75 ЛК РФ предусматривает куплю-продажу лесных насаждений. Предметом договора купли-продажи лесных насаждений являются лесные насаждения, произрастающие на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Отметим, что государственная собственность включает в себя как федеральную собственность, так и собственность субъектов РФ. Данное положение является новеллой лесного законодательства и требует дальнейшего развития. Согласно указанной статье ЛК РФ граждане и юридические лица имеют право приобретать в собственность лесные насаждения без приобретения прав на лесные участки при условии, что эти лесные насаждения должны подлежать вырубке. По мнению А.Ю. Пуряевой6, насаждения, будучи уже не недвижимостью, не дают право лицу, приобретающему их в собственность, претендовать на переход права пользования лесным участком. Предметом договора купли-продажи лесных насаждений могут быть только те лесные насаждения, которые будут использованы для заготовки древесины.

Срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать одного года, что прямо вытекает из п. 5 ст. 75 ЛК РФ. В таком договоре должны быть указаны местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины. Необходимо также отметить, что помимо норм ЛК РФ к договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено ЛК РФ.

В соответствии со ст. 76 ЛК РФ плата по договору купли-продажи лесных насаждений, за исключением платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, определя-

ется на основе минимального размера платы, который вычисляется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины. Ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Плата по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд определяется по ставкам, устанавливаемым органами государственной власти субъектов РФ.

Глава 2 ЛК РФ непосредственно указывает в специальных статьях, в каких случаях и для каких целей возможно заключение договора купли-продажи лесных насаждений без оформления права аренды или других прав на лесные участки. Так, п. 8 ст. 29 ЛК РФ устанавливает, что граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины, осуществляя предпринимательскую деятельность на основании договоров аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка - договоров купли-продажи лесных насаждений. Исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений устанавливаются законами субъектов РФ. Если же граждане осуществляют заготовку древесины не для предпринимательских целей, а для собственных нужд, они это осуществляют на основании договоров купли-продажи лесных насаждений однозначно, без всяких оговорок или альтернативных вариантов.

Правила подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - Правила), утверждены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26 июля 2011 г. № 3187. Они устанавливают порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Размер платы по такому договору, как уже указывалось выше, определяется в соответствии со ст. 76 ЛК РФ. Подготовка и заключение договора осуществляются по форме примерного договора купли-продажи лесных насаждений. Договор заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. В соответствии со ст. 75 ЛК РФ исключительные случаи заготовки древесины на основании договора

купли-продажи лесных насаждений устанавливаются законами субъектов РФ.

Подготовка и заключение договора по результатам аукциона по продаже права на заключение договора осуществляется следующим образом. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в заключении договора по результатам аукциона по продаже права на заключение договора, обращаются в органы с заявлением о заключении договора по результатам аукциона по продаже права на заключение договора, в котором указывают следующие сведения:

- полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма заявителя, его местонахождение, реквизиты банковского счета - для юридического лица;

- фамилия, имя, отчество заявителя, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем;

- наименование лесничества (лесопарка), в границах которого предполагается осуществить куплю лесных насаждений;

- цели использования, требуемый объем древесины и ее качественные показатели (деловая или дровяная древесина).

По результатам рассмотрения заявления органами, указанными в п. 3 Правил, выносится решение о начале процедуры подготовки к проведению аукциона, о чем заявитель информируется в течение 15 календарных дней с даты получения его заявления, либо заявление возвращается заявителю на следующих основаниях:

- отсутствие в указанных заявителем лесничествах (лесопарках) лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины с требуемыми качественными показателями;

- наличие установленных в соответствии со ст. 27 ЛК РФ ограничений использования лесов;

- несоответствие заявленного использования лесов лесохозяй-ственному регламенту лесничества (лесопарка).

Аукционы по продаже права на заключение договора, а также заключение договора по результатам аукциона проводятся в соответствии с ЛК РФ.

Подготовка и заключение договора без проведения аукциона осуществляются следующим образом. При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины подготовка и заключение договора осуществляются в порядке, установленном ст. 19 ЛК РФ. Гражданин, заинтере-

сованный в заготовке древесины для собственных нужд, подает в органы заявление о заключении договора о купле-продаже лесных насаждений для собственных нужд, в котором указываются следующие сведения:

- фамилия, имя, отчество гражданина, его адрес, данные документа, удостоверяющего личность;

- наименование лесничества (лесопарка), в границах которого предполагается осуществить куплю лесных насаждений;

- требуемый объем древесины и ее качественные показатели.

Заявление рассматривается органами в течение 15 календарных дней с даты его получения. По результатам рассмотрения выносится решение о подготовке проекта договора либо заявление возвращается гражданину на следующих основаниях:

- превышение заявленных к заготовке объемов древесины по отношению к нормативам заготовки гражданами древесины для собственных нужд, устанавливаемым законом субъекта РФ, в границах территории которого расположено лесничество (лесопарк);

- отсутствие в указанном заявителем лесничестве (лесопарке) лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины с требуемыми качественными показателями.

О принятом решении о подготовке проекта договора органы информируют гражданина в письменной форме в течение 15 дней после принятия решения. Граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов РФ.

В заключение хотелось бы отметить, что, несмотря на распространение действия норм гражданского законодательства на договоры купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указанные договорные отношения в значительной степени ограничены публично-правовыми нормами. Это обусловлено прежде всего особым предметом договора - лесными насаждениями, находящимися на лесных участках. Учитывая то, что лесное законодательство рассматривает лес не только как природный ресурс, но и как экологическую систему, использование лесов должно осуществляться способами, исключающими или минимизирующими нанесение ущерба лесным экосистемам и природе в целом.

Примечания

1 Лесной кодекс Российской Федерации: от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.

2 Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный) / С.А. Боголюбов, М.И. Васильева, Ю.Г. Жариков и др. М.: ТК Велби: Проспект, 2008. С. 23-24.

3 Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

4 Там же.

5 Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 50. Ст. 5279.

6 Научно-практический комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный) / А.Ю. Пуряева. М.: Деловой двор, 2010. С. 125.

7 Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 26 июля 2011 г. № 318 «Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора купли-продажи лесных насаждений» // Российская газета. 2011. 14 окт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.