дальнейшее упорядочение и развитие нормативно-правовой базы, регулирующей общественные отношения по формированию эколого-правовой компетентности, а также совершенствование практики правореализа-ции в рассматриваемой сфере позволят повысить «экологическую компетентность российских граждан, охватывающую всю сферу взаимосвязей в системе "человек — общество — природа" и пронизывающую всю со-
вокупность морально-нравственных отношений человека и окружающей его социоприродной среды»14, а также укрепить отношение к экологическому праву как к эффективному средству реализации субъективных экологических интересов. Обозначенные меры позволят повысить и результативность действия регулятивной функции экологического права.
14 Игнатов С. Б. Указ. соч.
Библиографический список
Абрамов А. И. Проблемы реализации регулятивной функции права: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2005.
Бринчук М. М. Благоприятная окружающая среда — важнейшая категория права // Журнал российского права. 2008. № 9.
Васильева М. И. Право на благоприятную окружающую среду как элемент правового статуса личности // Экологическое право. 2005. № 1.
Васильева М. И. Правовое обеспечение экологической политики. Приоритетные направления. М., 2011.
Вершок И. Л. Об экологическом правосознании // Государство и право. 2003. № 3.
Жинкин С. А. Эффективность права: антропологическое и ценностное измерение: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Краснодар, 2009.
Игнатов С. Б. Эколого-правовая компетентность как составляющая общей культуры современного человека // Теория и практика общественного развития. 2011. № 1. URL: http:// www.teoria-practica.ru/-1-2011/pedagogika/ignatov.pdf.
Общая теория права и государства: учебник / под ред. В. В. Лазарева. 3-е изд. М., 2001.
Правовые проблемы реализации прав на лесные участки
ШУПЛЕЦОВА Юлия Игоревна, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук
117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34
E-mail: [email protected]
Представленная статья является итогом предпринятого автором исследования вопросов правового регулирования использования лесов в Российской Федерации. В работе обосновывается позиция, согласно которой использование лесов представляет собой форму реализации субъективного права лесопользования. Леса являются одним из основных видов природных ресурсов России и мира. Несмотря на то что они являются возобновляемым природным ресурсом, их защита от повреждения и уничтожения в процессе использования является одной из важнейших задач лесного права. В статье обосновывается вывод о том, что с учетом особенностей объекта правового регулирования в процессе реализации права лесопользования существенное значение имеют обязанности правообладателя. Также рассматриваются основные виды использования лесов, предусмотренные лесным законодательством Российской Федерации, а также правовые проблемы, возникающие в процессе осуществления лесопользования различными субъектами хозяйственной и иной деятельности. Автором проанализирован ряд подзаконных нормативных правовых актов и судебных решений в целях выявления правовых неопределенностей и пробелов в лесном законодательстве.
Ключевые слова: леса, лесопользование, использование лесов, субъективное право, заготовка древесины.
Legal Problems of Realization of Rights on Forest Areas
Yu. I. SHUPLETSOVA, candidate of legal sciences
The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation
34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117218
E-mail: [email protected]
Presented article is the result of study of the issues of legal regulation of forest exploitation in the Russian Federation made by the author. The work substantiates the position according to which the use of forests is a form of realization of the subjective rights of forest management. Forests are the main natural resources of Russia and of the world. Despite the fact that the forests are renewable natural resource, their protection from damage and destruction during use is one of the most important tasks of the forest law. The author concludes that taking into account features of object of legal regulation, in the process of implementation of right for the forest management responsibilities of the right holder are essential. The article also examines the main types of forest use envisaged by the forest legislation of the Russian Federation, as well as legal problems arising in the implementation of forest management by different actors of economic and other activities. The author analyzes a number of subordinate normative legal acts and court decisions to identify legal uncertainties and gaps in the forestry law.
Keywords: forests, forest management, forest use, subjective right, billet of wood.
DOI: 10.12737/22734
В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Рациональное использование природных ресурсов является важной экологической задачей и относится к числу острейших мировых проблем, требующих безотлагательного, фундаментального изучения и решения.
Леса являются одним из основных видов природных ресурсов России и мира. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 2011 год был объявлен годом лесов1. Основная часть лесов России расположена на землях лесного фонда. По данным Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2014 г., на 1 января 2015 г. общая площадь земель данной категории составила 1122,6 млн га2.
Вопросам охраны лесов, совершенствования правового регулирования лесопользования в последние годы
1 URL:http://www.un.org/en/events/ iyof2011/
2 Подготовлен Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
в нашей стране уделяется огромное внимание. И в этом процессе центральное место занимает правовое регулирование использования лесов, которое неоднократно становилось предметом научных исследований3.
В основе правового института лесопользования прежде всего лежит возможность реализации правообладателем своего субъективного права, которое представляет собой меру дозволенного (юридически возможного) поведения, гарантированную субъекту (правообладателю) для удовлетворения его интереса4. При этом данный интерес — необходимый элемент содержания субъективного права5.
3 Об использовании лесов подробнее см.: Быковский В. К. Использование лесов в Российской Федерации: правовое регулирование. М., 2009; Природоресурсное законодательство в условиях модернизации экономики России: современные проблемы развития: монография / В. Б. Агафонов, В. К. Быковский, Г. В. Выпханова и др.; под ред. Н. Г. Жа-воронковой. М., 2014.
4 См.: Малько А. В., Субочев В. В., Шери-ев А. М. Права, свободы и законные интересы: проблемы юридического обеспечения. М., 2010.
5 См.: Власова А. В. О соотношении субъективного гражданского права и интереса // Правоведение. 2004. № 3. С. 179.
Реализуя свое право, правообладатель получает определенные блага, при этом на него накладываются обязанности, от осуществления которых зачастую зависит и возможность самой реализации права. При этом следует отметить, что разграничение всех видов субъективных гражданских прав вообще отдельными авторами предлагается проводить по двум критериям: по фактическому основанию возникновения субъективного права и по содержанию обязанности, обеспечивающей реализацию субъективного права6. Наличие обязанного поведения, в свою очередь, представляет собой обеспечительный механизм существования субъективного права7.
Реализацию субъективных прав необходимо отличать от реализации норм права, поскольку это прежде всего реализация управомочиваю-щих норм, а не обязывающих и закрепляющих. Фактически реализация субъективного права — это процесс достижения целей и задач, стоящих перед правообладателем8.
Осуществление прав является основной формой реализации норм права и представляет собой использование возможностей, предоставленных правовыми нормами9, например нормами лесного законодательства
Применительно к отношениям использования лесов могут быть выделены следующие стадии реализации права:
6 См.: Малиновский Д. А. Актуальные проблемы категории субъективного вещного права: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 10, 24.
7 См.: Малько А. В., Субочев В. В., Шери-ев А. М. Указ. соч.
8 Подробнее см: Шкатулла В. В., Надви-кова В. В. Правоведение: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования (бакалавриат). Доступ из СПС «Гарант». 2016.
9 См.: Мелехин А. В. Теория государства и права: учебник. 2-е изд. Доступ из СПС «Кон-
сультантПлюс». 2009.
общее обладание правом (например, право лесопользования);
обладание конкретным правом (например, правом на заключение договора аренды лесного участка);
пользование правом (например, участие в аукционе на право заключения договора аренды лесного участка);
непосредственное использование права (например, заключение договора аренды после победы на аукционе);
предъявление требования к обязанному лицу (например, в случае отказа арендодателя от заключения договора аренды лесного участка с победителем аукциона);
защита своего права (например, обращение победителя аукциона в суд с иском о понуждении к заключению договора аренды лесного участка).
Говоря о праве лесопользования как субъективном праве, необходимо отметить, что при наличии в законодательстве права общего лесопользования, которое принадлежит без ограничения всем гражданам, существует также конкретное право, принадлежащее каждому субъекту отдельно. Причем содержание данного права, прежде всего «набор» прав и обязанностей конкретного лесопользователя, зависит от особенностей осуществляемой в процессе реализации права деятельности.
Правовые основы использования лесов закрепляются лесным законодательством, которое состоит из Лесного кодекса РФ, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ (ст. 2 ЛК РФ).
Рассмотрим названные выше стадии реализации права подробнее.
Использование лесов независимо от его вида в соответствии со ст. 25 ЛК РФ осуществляется при условии обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неисто-щительного пользования и соблюдения их целевого назначения, с предоставлением или без предоставления
лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Что касается общего обладания правом, то к данной стадии реализации могут быть отнесены все виды использования лесов, перечисленные в ЛК РФ. К ним относятся: заготовка древесины (ст. 29—30); заготовка живицы (ст. 31); заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (ст. 32—33); заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (ст. 34—35); создание лесных плантаций и их эксплуатация (ст. 42); выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений (ст. 39); выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) (ст. 391); переработка древесины и иных лесных ресурсов (ст. 46), а также иные виды, определенные в соответствии с ч. 2 ст. 6 ЛК РФ.
Некоторые авторы отмечают, что, поскольку в ЛК РФ нет определения целевого назначения лесов, достаточно сложно провести разграничение между целевым назначением и разрешенным использованием земельного участка лесного фонда (или в составе иной категории земель) и целевым назначением и разрешенным использованием самого леса как природного объекта и ресурса10.
Леса могут использоваться для одной или нескольких указанных целей, если иное не установлено ЛК РФ и другими федеральными законами. Однако при этом реализация конкретного права, например права на заключение договора аренды, может быть в ряде случаев затруднена, поскольку заключение нескольких договоров аренды на один и тот же лесной участок (объект недвижимости), по мнению отдельных авторов, не соответствует нормам гражданско-
10 См.: Анисимов А. П., Мельников Н. Н. Системно-структурный анализ категорий «целевое назначение» и «разрешенное использование» в природоресурсных отраслях права // Журнал российского права. 2013. № 11. С. 27—35.
го законодательства, и следует искать иные механизмы реализации данного права (например, заключение договора аренды лесного участка с множественностью лиц на стороне арендатора или заключение договора субаренды лесного участка)11.
Указанная правовая неопределенность возникла в том числе и в результате опубликования письма Рос-лесхоза от 2 апреля 2008 г. № МГ-03-28/2198, в котором указано: поскольку гражданским законодательством не предусмотрена возможность заключения с различными лицами отдельных договоров аренды на один и тот же объект недвижимости, следует исходить из того, что норма ч. 2 ст. 25 ЛК РФ подразумевает предоставление лесного участка для одной или нескольких целей использования лесов только одному арендатору.
Однако Президиум ВАС РФ в постановлении от 27 июля 2010 г. № 2111/10 по делу № А05-7607/2009 отметил: системное толкование норм гражданского и лесного законодательства показывает, что ограничение как по виду лесопользования, так и по числу лесопользователей возникает только в том случае, когда одновременное многоцелевое лесопользование одним земельным участком невозможно. Таким образом, один и тот же лесной участок может быть передан на праве аренды для двух и более видов использования лесов нескольким субъектам предпринимательской деятельности, т. е. может возникать двойная, тройная и более аренда12.
Говоря о пользовании своим (конкретным) правом, подчеркнем, что лесным законодательством запрещаются монополистическая дея-
11 См., например: Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации: аналитический доклад — 2012 / В. В. Бакаев, А. Г. Зуев, М. Г. Киржиманов и др. М., 2013.
12 См.:Глибко О. Я. Проблема двойной аренды земельных участков в законодательстве России // Российский юридический журнал. 2015. № 2. С. 80—87.
тельность и недобросовестная конкуренция в области использования лесов. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), а также заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области использования лесов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В целях недопущения монополизации уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти может устанавливаться максимальный объем древесины, подлежащей заготовке лицом, группой лиц, за исключением случаев, предусмотренных ч. 8 ст. 80 ЛК РФ.
В настоящее время максимальный объем древесины, подлежащей заготовке лицом, группой лиц, в лесах, расположенных в границах субъекта РФ, должен составлять не более 35% от суммы утвержденных в установленном порядке расчетных лесосек в отношении лесов, расположенных в границах всех лесничеств и лесопарков на территории субъекта РФ13.
Государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции».
Использование лесов (т. е. фактически реализация права лесопользования) может ограничиваться только в случаях и в порядке, которые предусмотрены ЛК РФ и другими федеральными законами (ст. 27
13 См. постановление Правительства РФ
от 22 июня 2007 г. № 395 «Об установлении максимального объема древесины, подлежащей заготовке лицом, группой лиц».
ЛК РФ). Допускается установление таких ограничений использования лесов, как запрет на осуществление одного или нескольких видов использования лесов, предусмотренных ч. 1 ст. 25 ЛК РФ; запрет на проведение рубок; иные установленные ЛК РФ, другими федеральными законами ограничения использования лесов.
Также лесным законодательством предусмотрена возможность приостановления использования лесов только в случаях (и в порядке), предусмотренных федеральными законами.
Так, приостановление использования лесов в случаях, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, осуществляется только в судебном порядке. Тогда как в иных случаях оно может осуществляться органами исполнительной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии с федеральными законами.
Поскольку объектом права лесопользования фактически является федеральное имущество (лесной участок), осуществление права лесопользования происходит под постоянным контролем публичных органов. Например, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81—84 ЛК РФ, лесопользователями, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, ежегодно подается лесная декларация — заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Она подается непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая
единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждена приказом Минприроды России от 16 января 2015 г. № 17.
Основным видом использования лесов является заготовка древесины, представляющая собой связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом древесины из леса предпринимательскую деятельность, которая осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено ЛК РФ и другими федеральными законами.
Лесные участки для заготовки древесины предоставляются в основном на праве аренды. Заключение договора аренды лесного участка осуществляется после победы на аукционе и представляет собой вид непосредственного использования права.
Площадь арендованных для заготовки древесины участков, например, в 2012 г. составила почти 177 млн га, или примерно 76% всей площади арендуемых участков, и она постоянно увеличивается14.
Для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения. Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.
Возрасты рубок, порядок исчисления расчетной лесосеки, порядок определения видового (породного) и сортиментного состава древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время действует приказ Минприроды России
14 См.: Ежегодный доклад о состоянии и использовании лесов Российской Федерации за 2012 г. С. 47.
от 30 марта 2015 г. № 154 «Об утверждении Порядка определения видового (породного) и сортиментного состава древесины».
Приказом Рослесхоза от 5 декабря 2011 г. № 513 установлен перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается.
Граждане, юридические лица на лесных участках, предоставленных им в целях заготовки древесины, вправе осуществлять строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений, а также заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Правила заготовки древесины и особенности ее заготовки в указанных в ст. 23 ЛК РФ лесничествах, лесопарках устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти15.
В случае если федеральными законами допускается осуществление заготовки древесины федеральными государственными учреждениями, лесные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться этим учреждениям для указанной цели в постоянное (бессрочное) пользование.
Кроме того, в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений или указанного в ч. 5 ст. 19 ЛК РФ контракта.
В лесничествах,лесопарках,рас-положенных на землях лесного фонда, допускается осуществление заготовки древесины юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относящимися в соответствии с Феде-
15 См. приказ Рослесхоза от 1 августа 2011 г. № 337 «Об утверждении Правил заготовки древесины».
ральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений, а также для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. При этом в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и ведущих традиционный образ жизни, эти лица имеют право бесплатно осуществлять заготовку древесины для собственных нужд исходя из нормативов, установленных законами субъектов РФ.
Одной из проблем, возникающих при заготовке древесины гражданами, выявленной после принятия Лесного кодекса РФ, стало то, что недобросовестные предприниматели «скупали» у граждан право на заготовку древесины или уже заготовленную древесину без оформления разрешительной документации. Поэтому, Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 415-ФЗ в ЛК РФ была включена норма, устанавливающая, что древесина, заготовленная гражданами для собственных нужд, не может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами.
Таким образом, купля-продажа, мена, дарение и иные сделки с древесиной, заготовленной для собственных нужд, с 1 февраля 2014 г. являются недействительными в соответствии с нормами гражданского законодательства. Данная норма распространяется на все договоры купли-продажи лесных насаждений, на основании которых граждане заготавливают древесину для собственных нужд, в том числе в от-
ношении древесины, заготовленной до 1 февраля 2014 г.16
Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов РФ. При этом субъект РФ вправе устанавливать порядок заключения договора купли-продажи древесины, но не произвольно, а в соответствии с требованиями федерального законода-
тельства17.
Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, осуществляемой на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, определяются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся особо охраняемые природные территории. В указанной сфере в настоящее время действует приказ Минприроды России от 2 апреля 2015 г. № 169 «Об утверждении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, осуществляемой на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения».
Названным Приказом нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, осуществляемой на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, устанавливаются равными нормативам заготовки гражданами древесины для собственных нужд, устанавливаемым законами субъектов РФ.
Отдельные нормы Лесного кодекса РФ посвящены заготовке живицы18, которая представляет со-
16 См. письмо Рослесхоза от 23 января 2014 г. № НК-03-54/597 «О запрете на отчуждение древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд».
17 См. определение Верховного Суда РФ от 6 февраля 2013 г. № 44-АПГ13-1.
18 Живица — смолистое вещество, густая масса, выделяющаяся из разрезов на хвойных деревьях. Застывает при выходе на поверхность, тем самым предохраняет дре-
бой предпринимательскую деятельность, связанную с подсочкой хвойных лесных насаждений, хранением живицы и вывозом ее из леса.
Заготовка живицы осуществляется в лесах, которые предназначаются для заготовки древесины, на основании договоров аренды лесного участка. Правила заготовки живицы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти19.
Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов — предпринимательская деятельность, связанная с изъятием, хранением и вывозом соответствующих лесных ресурсов из леса.
К недревесным лесным ресурсам, заготовка и сбор которых осуществляются в соответствии с ЛК РФ, относятся пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели или деревья других хвойных пород для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы.
Граждане, юридические лица, осуществляющие заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов на основании договоров аренды лесных участков, вправе возводить навесы и другие временные постройки на предоставленных им лесных участках.
В исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, допускается осуществление заготовки елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогод-
весину от проникновения короедов, грибов и других вредоносных влияний. Это основное сырье для получения канифоли и скипидара (около 75% канифоли, 18% скипидара и 6% воды). Для добычи живицы на стволах растущих деревьев делают ряд неглубоких надрезов (так называемая подсочка). См.: Атаманчуков Г. Д. Живица и применение продуктов ее переработки. М., 1968.
19 См. приказ Рослесхоза от 24 января 2012 г. № 23 «Об утверждении Правил заготовки живицы».
них праздников гражданами, юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесных участков.
Правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов установлены приказом Рослесхоза от 5 декабря 2011 г. № 512.
Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, за исключением елей и деревьев других хвойных пород для новогодних праздников, а также заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений гражданами для собственных нужд, осуществляются в соответствии со ст. 11 ЛК РФ.
Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием, хранением и вывозом таких лесных ресурсов из леса.
К пищевым лесным ресурсам, заготовка которых осуществляется в соответствии с ЛК РФ, относятся дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, семена, березовый сок и подобные лесные ресурсы.
Граждане, юридические лица осуществляют заготовку пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений на основании договоров аренды лесных участков и вправе на предоставленных им лесных участках размещать сушилки, грибоварни, склады и другие временные постройки.
Правила заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений установлены приказом Рослесхоза от 5 декабря 2011 г. № 511.
Порядок заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд так же, как и порядок заготовки ими пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд, устанавливается законом субъекта РФ.
Еще один вид предпринимательской деятельности в лесах — выра-
щивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений — связан с получением плодов, ягод, декоративных растений, лекарственных растений и подобных лесных ресурсов.
На лесных участках, используемых на основании договоров аренды лесных участков для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, допускается размещение временных построек.
Правила использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений установлены приказом Рослесхоза от 5 декабря 2011 г. № 510.
В целях воспроизводства лесов и лесоразведения в лесах осуществляется как вид предпринимательской деятельности выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев).
На лесных участках, предоставляемых государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, а другим лицам — в аренду, и используемых для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев), допускается размещение теплиц, других строений и сооружений.
Приказом Рослесхоза от 19 июля 2011 г. № 308 утверждены Правила использования лесов для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев).
На землях лесного фонда и землях иных категорий могут создаваться лесные плантации. Создание лесных плантаций и их эксплуатация представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с выращиванием лесных насаждений определенных пород (целевых пород), к которым относятся лесные насаждения искусственного происхождения и за счет которых обеспечивается получение древесины с заданными характеристиками.
Гражданам, юридическим лицам для создания лесных плантаций и их эксплуатации лесные участки предоставляются в аренду в соответствии с ЛК РФ, земельные участки — в соответствии с земельным законодательством.
На лесных плантациях проведение рубок лесных насаждений и осуществление подсочки лесных насаждений допускаются без ограничений.
Использование лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов — предпринимательская деятельность, связанная с производством изделий из древесины и иной продукции такой переработки в соответствии со ст. 14 ЛК РФ.
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для переработки древесины и иных лесных ресурсов предоставляются в аренду, а в случае если федеральными законами допускается осуществление переработки древесины и иных лесных ресурсов федеральными государственными учреждениями, лесные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться этим учреждениям для указанной цели в постоянное (бессрочное) пользование.
Правила использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов устанавливаются приказом Минприроды России от 1 декабря 2014 г. № 528.
В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, при использовании лесов обеспечиваются защита исконной среды обитания этих народов и их традиционный образ жизни в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».
При осуществлении любых видов лесопользования гражданами и юридическими лицами в органы го-
сударственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81—84 ЛК РФ, должен быть предоставлен отчет об использовании лесов (информация об объеме изъятых лесных ресурсов, их товарной структуре, другая информация) непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма отчета об использовании лесов и порядок его представления, а также требования к формату отчета об использовании лесов в электронной форме устанавливаются приказом Минприроды России от 25 декабря 2014 г. № 573.
Проверка состояния и использования лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях обороны и безопасности, а также расходования средств федерального бюджета на осуществление полномочий в области лесных отношений регулярно проводится Счетной палатой РФ. По итогам проверки выносится представление об устранении выявленных нарушений. Примером такого акта может служить Представление Счетной палаты РФ от
16 декабря 2014 г. № ПР 09-333/0903 «О результатах контрольного мероприятия "Проверка состояния и использования лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях обороны и безопасности, а также расходования средств федерального бюджета на осуществление полномочий в области лесных отношений" в Министерстве промышленной политики и лесного комплекса Иркутской области».
В заключение необходимо обратить внимание еще на один важный вопрос развития законодательства об использовании лесов, от ответа на который зависит направление его дальнейшего совершенствования. Уже давно в научном мире ведется дискуссия о необходимости создания законодательства о растительном мире, в которое могут и, вероятно, должны входить отдельные положения, касающиеся использования лесов. Однако при этом следует согласиться с мнением некоторых авторов, что решение данного вопроса было и остается далеко не простым, и «нельзя не учитывать, что правовое регулирование использования и охраны лесов сложилось задолго до возникновения норм о растительности, оно детально, обширно и достаточно специфично, а потому очень непросто встроить его в законодательство более общего порядка»20.
20 Минина Е. Л. Тенденции развития законодательства о растительном мире // Журнал российского права. 2016. № 5. С. 108—117.
Библиографический список
Анисимов А. П., Мельников Н. Н. Системно-структурный анализ категорий «целевое назначение» и «разрешенное использование» в природоресурсных отраслях права // Журнал российского права. 2013. № 11.
Атаманчуков Г. Д. Живица и применение продуктов ее переработки. М., 1968.
Быковский В. К. Использование лесов в Российской Федерации: правовое регулирование. М., 2009.
Власова А. В. О соотношении субъективного гражданского права и интереса // Правоведение. 2004. № 3.
Глибко О. Я. Проблема двойной аренды земельных участков в законодательстве России // Российский юридический журнал. 2015. № 2.
Ежегодный доклад о состоянии и использовании лесов Российской Федерации за 2012 г.
Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации: аналитический доклад — 2012 / В. В. Бакаев, А. Г. Зуев, М. Г. Киржиманов и др. М., 2013.
Малиновский Д. А. Актуальные проблемы категории субъективного вещного права: ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
Малько А. В., Субочев В. В., Шериев А. М. Права, свободы и законные интересы: проблемы юридического обеспечения. М., 2010.
Мелехин А. В. Теория государства и права: учебник. 2-е изд. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс». 2009.
Минина Е. Л. Тенденции развития законодательства о растительном мире // Журнал российского права. 2016. № 5.
Природоресурсное законодательство в условиях модернизации экономики России: современные проблемы развития: монография / В. Б. Агафонов, В. К. Быковский, Г. В. Выпха-нова и др.; под ред. Н. Г. Жаворонковой. М., 2014.
Шкатулла В. В., Надвикова В. В. Правоведение: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования (бакалавриат). Доступ из СПС «Гарант». 2016.