Научная статья на тему 'Современные проблемы правового регулирования договора купли-продажи лесных насаждений'

Современные проблемы правового регулирования договора купли-продажи лесных насаждений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1076
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛЕС / FOREST / ЛЕСНОЙ УЧАСТОК / FOREST AREA / ЛЕСНЫЕ НАСАЖДЕНИЯ / FOREST PLANTATIONS / ДОГОВОР / CONTRACT / КУПЛЯ-ПРОДАЖА / SALE / ПРОКУРОР / ATTORNEY / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LAW / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / NATURAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Працко Геннадий Святославович, Шульга Анна Евгеньевна

В статье рассматриваются особенности комплексного правового регулирования лесных отношений (на примере договора купли-продажи лесных насаждений), а также определено место данного договора среди гражданско-правовых договоров, представлен краткий исторический обзор нормативных актов, в разное время регламентировавших куплю-продажу лесных насаждений в России, рассмотрены элементы договора, выявлены их особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF THE FOREST PLANTATIONS SALE CONTRACT

The article discusses the features of a comprehensive legal regulation of forest relations (for example, the contract of purchase and sale of forest stands), and identified the location of this agreement among civil contracts, presents a brief historical overview of the regulatory acts at different times regulate the sale of forest plantations in Russia, considered elements of the contract, identified their features.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы правового регулирования договора купли-продажи лесных насаждений»

На сегодняшний день Российская Федерация является крупнейшей лесной державой. Леса в нашей стране занимают 779 млн га, что равняется четверти мировых лесных ресурсов. Значение лесов не только в нашей стране, но и во всем мире трудно переоценить, поскольку лес имеет важное экологическое, экономическое, средообразующее, санитарно-гигиеническое, оздоровительное, общекультурное значение. Его сохранение и приумножение является одной из важнейших экологических функций российского государства [1, с. 45-47].

Наряду с этим, лесные насаждения могут выступать объектом гражданских правоотношений и находятся в свободном гражданском обороте.

Это обстоятельство в совокупности с невозможностью всех природных ресурсов (хотя и в разной степени) выступать полноценным объектом права собственности обусловило появление в юридической науке концепции достояния народов, которая должна заменить собой сохраняющиеся представления о существовании права государственной собственности на отдельные виды природных ресурсов. Авторы указанной концепции полагают, что говорить об отношениях государственной собственности (предполагающих наличие правомочий владения, пользования и распоряжения) применительно к атмосферному воздуху и животному миру просто абсурдно, а в части вод, недр и других природных объектов возникает слишком много вопросов [2, р. 49-51].

Разделяя в целом положения данной концепции, все же заметим, что применительно к лесным насаждениям как объектам гражданских прав существующая конструкция права государственной (федеральной) собственности выглядит вполне логично, поэтому должна быть сохранена.

Вместе с тем, проблемы, порожденные межотраслевым характером правового регулирования лесных отношений, требуют дальнейшего обсуждения и поиска путей их решения. Одной из таких проблем является установление таких правовых норм, регулирующих процессы лесопользования, которые бы отвечали современным потребностям общества и государства.

Договор купли-продажи лесных насаждений - особая договорная форма использования лесов. Данный вид договора можно отнести к гражданско-правовым, т. к. земельные участки относятся к объектам гражданских прав. В свою очередь, лесные участки являются разновидностью земельных участков. Еще до революции 1917 г. правоведом Г. Ф. Шершеневичем было высказано мнение о том, что природные ресурсы являются объектами гражданского права, а потому их следует разделить на следующие виды. Во-первых, земля и ее естественные богатства - недвижимые вещи, где земля выступает как главная вещь, а ее богатства - как принадлежности. Во-вторых, объекты животного мира - движимые вещи. В-третьих, воздух, солнечный и лунный свет, проточная вода, открытая вода, открытое море - вещи вне оборота, например, столб воздуха над земельным участком - это собственность владельца земельного участка, производная от права собственности на землю [3, с. 131].

Таким образом, лесные насаждения (в дореволюционной цивилистической науке их называли лесом или деревьями), пока они находятся в прочной связи с землей, «не выступают как самостоятельные вещи, а только как части земли, а поэтому подчиняются положению целого» [4, с. 96]. При этом, «если имеется выделение их из этой связи с землей и создание из них самостоятельных вещей, то свойство недвижимости теряется. Лес, проданный на сруб, становится движимостью не в момент совершения сделки, когда он находится еще на корню, но только с момента вырубки его» [4, с. 96].

Дореволюционные специалисты в сфере лесного права соглашались с позицией ученых в области гражданского права. Контрагентами договоров купли-продажи они называли казну или частных лиц. «Объектом же купли-продажи является лес как принадлежность недвижимого имения или как имущество самостоятельное. В первом случае лес, как принадлежность, следует судьбе главной вещи - земли. Лесное право имеет в виду те особенности, которые создает второй случай, когда лес становится "лесным материалом" - продается сруб, стоя на корню, или продается уже срубленный материал» [5, с. 61].

Приведенные выше суждения вполне применимы и к исследованию действующего лесного законодательства. Объясняется это тем, что при создании действующего Лесного кодекса РФ разработчики опирались в том числе на исторический опыт управления лесным хозяйством, существовавший до революции.

Современный ЛК РФ не содержит определения договора купли-продажи лесных насаждений. Однако в ст. 75-77 ЛК РФ закреплены правила о его заключении и содержании. Поскольку нет специального отраслевого закрепления понятия купли-продажи лесных насаждений, то действует определение, сформулированное в ГК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 454 ГК РФ договор купли-продажи - это такой договор, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Отношения по купле-продаже лесных насаждений регулируются не только правилами, содержащимися в гл. 7 ЛК РФ, но также и другими правовыми нормами. В частности, ч. 8 ст. 29 ЛК РФ содержит положение, в соответствии с которым граждане и юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договора аренды лесного участка, а в случае осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка - на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Согласно ч. 4 ст. 30 ЛК РФ заготовка гражданами древесины для собственных нужд осуществляется на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. В соответствии с ч. 1 ст. 20 ЛК РФ граждане и юридические лица приобретают право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы при использовании лесов. Правовое регулирование рассматриваемых отношений также осуществляется Приказом Федерального агентства лесного хозяйства, устанавливающим Порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях государственной или муниципальной собственности от 23.04.2012 № 161, а также Приказом Федерального агентства лесного хозяйства, устанавливающим Правила заготовки древесины от 01.08.2011 № 337.

Как отмечалось в научно-практической литературе [6, с. 531], признавая целесообразность купли-продажи лесных насаждений при осуществлении гражданами заготовки древесины для собственных нужд, законодатель посчитал, что при заготовке древесины в коммерческих целях предпочтение должно отдаваться арендной форме использования лесов. Опыт краткосрочного использования лесов показал, что у заготовителя древесины нет заинтересованности в проведении мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, а у государства возникают трудности с их обеспечением. Именно поэтому в ч. 6 ст. 75 ЛК РФ закрепляется правило о возможности заготовки древесины только в исключительных случаях, установленных законами субъектов РФ.

Договор купли-продажи лесных насаждений заключается в строго ограниченных законом случаях. В соответствии со ст. 30 ЛК РФ данный договор заключается гражданами для удовлетворения собственных нужд, причем регулирование отношений по заготовке гражданами древесины также происходит посредством принятия законов субъектов РФ.

Законами субъектов РФ установлены исключительные случаи заключения договора купли-продажи лесных насаждений. К ним относятся:

- заготовка древесины, необходимой для восстановления и ремонта зданий, строений, сооружений, разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [7];

- заготовка древесины уполномоченными организациями для обеспечения потребностей в древесине бюджетных учреждений при исполнении полномочий органов исполнительной власти [8];

- заготовка древесины для собственных нужд дошкольными образовательными учреждениями, общеобразовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения и культуры, финансируемыми за счет средств бюджетов всех уровней [9];

- заготовка древесины для собственных нужд сельскохозяйственными товаропроизводителями, зарегистрированными в установленном порядке на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и т. д.

Законы субъектов Российской Федерации должны соответствовать положениям норм федерального законодательства, конкретизировать его. Однако некоторые законы субъектов РФ противоречат федеральному законодательству, что неоднократно устанавливалось судами общей юрисдикции.

В частности, решением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского суда от 28.01.2013 по делу № 18/13 по заявлению прокурора Нижегородской области было установлено следующее. Прокурор Нижегородской области (далее - прокурор области) обратился в

Нижегородский областной суд с заявлением о признании недействующими п. 1 и 4 ч. 1 ст. 2 Закона Нижегородской области от 05.06.2009 № 71-З «Об исключительных случаях заготовки лесных ресурсов на основании договора купли-продажи лесных насаждений» (в редакции законов Нижегородской области от 01.07.2010 № 108-З, от 01.09.2011 № 117-З, от 02.05.2012 № 46-З, от 19.11.2012 № 146-З с изменениями, внесенными решениями Нижегородского областного суда от 02.02.2010 № 3-19/2010, от 07.12.2011 № 3-176/11). По мнению прокурора области, указанный пункт противоречит федеральному лесному законодательству и подлежит приведению в соответствие с ним.

В ст. 21 ЛК РФ закреплен закрытый перечень видов работ, при которых на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с лесной инфраструктурой, и, соответственно, производится заготовка древесины:

- геологическое изучение недр и разработка месторождений полезных ископаемых;

- использование водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

- строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов;

- переработка древесины и иных лесных ресурсов;

- осуществление рекреационной деятельности;

- осуществление религиозной деятельности.

Кроме того, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона № 71-З (в редакции Закона области от 19.11.2012) исключительным случаем заготовки лесных ресурсов на основании договора купли-продажи лесных насаждений является реализация поставщиком заключенного в установленном порядке государственного или муниципального контракта либо иного гражданско-правового договора на поставку древесины для обеспечения потребностей Российской Федерации, Нижегородской области, муниципальных образований, государственных или муниципальных заказчиков в древесине, необходимой для осуществления их функций и полномочий, в объемах, согласованных государственными и муниципальными заказчиками.

Из положений данной нормы следует, что ее реализация направлена на удовлетворение потребностей лиц, выполняющих соответствующие работы на основании государственных, муниципальных контрактов или гражданско-правовых договоров. Между тем, данный случай заготовки лесных ресурсов на основании договора купли-продажи лесных насаждений нельзя признать исключительным. Пункт 4 ч. 1 ст. 2 Закона № 71-З в действующей редакции, по мнению прокурора области, создавал неравные условия для осуществления хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности, допуская возможность заготовки юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, действующими в рамках договоров с государственными и муниципальными учреждениями, лесных ресурсов только на основании договора купли-продажи лесных насаждений, т. е. без заключения договора аренды лесного участка и разработки проекта освоения лесов.

Решением суда нормы, оспариваемые прокурором области, признаны недействительными, заявление прокурора удовлетворено в полном объеме.

Рассматривая гражданско-правовой договор, следует раскрыть его элементы. В теории гражданского права элементами договора признаются: стороны договора, его форма, содержание и предмет [10, с. 444-447].

Согласно ч. 4 ст. 77 ЛК РФ продавцами лесных насаждений выступают уполномоченные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 83 ЛК РФ особенностью купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, которые находятся в федеральной собственности, является то, что продавцом провозглашается орган государственной власти субъекта Российской Федерации, которому Российская Федерация передала свои полномочия на заключение соответствующих договоров. Федеральное агентство лесного хозяйства заключает договоры купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, в отношении которых осуществление соответствующих полномочий не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В отношении лесных насаждений, расположенных на землях особо охраняемых территорий федерального значения, эти функции выполняет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, в отношении лесных насаждений, произрастающих на землях обороны и безопасности - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области обороны и безопасности. Договор купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований, заключают органы местного самоуправления.

Другой стороной рассматриваемого договора - покупателем - могут быть лица, осуществляющие заготовку древесины. Прежде всего, договор купли-продажи заключается гражданами для удовлетворения собственных нужд (ст. 30 ЛК РФ). Также покупателями в данной сделке могут быть и юридические лица. Однако заключение такого договора не должно носить предпринимательского характера, т. е. последствия его заключения не должны приносить прибыль. Еще одной особенностью заключения договора купли-продажи лесных насаждений является то, что он заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.

Заключение договора с гражданами без проведения аукциона происходит только с целью заготовки древесины для собственных нужд.

Отношения по купле-продаже лесных насаждений регулируют также нормы, содержащие общие положения, закрепленные в гл. 30 ГК РФ. При заключении договора купли-продажи лесных насаждений не происходит переход права пользования лесным участком. Такой договор заключается только в отношении тех лесных насаждений, которые предназначены для заготовки древесины. К таким насаждениям в соответствии с ч. 2 ст. 16 ЛК РФ относятся:

- спелые, перестойные лесные насаждения;

- средневозрастные, приспевающие, спелые, перестойные лесные насаждения при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесами;

- лесные насаждения любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации таких объектов, как: лесная инфраструктура (лесные дороги, лесные склады и др.), лесоперерабатывающая инфраструктура (объекты переработки заготовленной древесины, биоэнергетические объекты и др.), а также некоторых объектов, не связанных с лесной инфраструктурой (осуществление работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых, использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов, использование линейных объектов).

Предметом договора купли-продажи лесных насаждений являются уже рассмотренные ранее, оговоренные в ч. 2 ст. 16 ЛК РФ насаждения, произрастающие на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Как отмечалось в юридической литературе, термин «договор купли-продажи лесных насаждений» не совсем удачен, поскольку не отражает его сущность. «Лесные насаждения неразрывно связаны с землей; расположенные на землях лесного фонда леса могут находиться только в федеральной собственности (ст. 8 ЛК РФ), следовательно, их оборот запрещен. При этом лесные участки из состава земель лесного фонда вместе с произрастающими на них лесными насаждениями не участвуют в гражданско-правовом обороте, их нельзя приобрести. Приобрести можно лишь древесину на корню, предназначенную для вырубки. Ввиду этих причин целесообразно изменить название "договор купли-продажи лесных насаждений" на "договор купли-продажи древесины на корню". Новое название более верно передает его сущность» [11, с. 184]. С данной позицией в целом следует согласиться.

Переходя к вопросу о правах и обязанностях продавца и покупателя по договору купли-продажи лесных насаждений, следует отметить, что обязанностям сторон договора корреспондируют соответствующие права покупателя и продавца. Одной из специфических обязанностей продавца является то, что он обязан обозначить на местности с помощью лесохозяйственных знаков и на картах (схемах) лесов местоположение продаваемых лесных насаждений. Таким путем продавец индивидуализирует расположение лесных насаждений. Соответственно, в силу ч. 1 ст. 456 ГК РФ продавец обязан передать лесные насаждения. Данная передача осуществляется по акту приема-передачи, подписанному обеими сторонами.

Согласно гражданскому законодательству (ст. 484 ГК РФ) основной обязанностью покупателя является обязанность принять товар. Однако учитывая специфику купли-продажи лесных

насаждений, покупатель обязан осуществить заготовку древесины из них, а также выполнить комплекс работ по ведению лесосеки [12, с. 110]. К другим специфическим обязанностям покупателя лесных насаждений относится обеспечение сохранения подроста. В случае нарушения данной обязанности покупатель проводит лесовосстановительные мероприятия за свой счет.

Из вышеизложенного следует, что совершение сделки купли-продажи лесных насаждений регулируется не только гражданским, но и лесным законодательством с соблюдением ограничений, предусмотренных экологическим законодательством. Наличие подобного комплексного правового регулирования отношений, связанных с лесными насаждениями в целом, и отношений купли-продажи лесных насаждений в частности, влечет возникновение ряда коллизий норм различной отраслевой принадлежности, преодолевать которые приходится в ходе рассмотрения дел в судах. Одной из таких проблем является регулирование отношений купли-продажи (т. е. гражданских отношений) законами субъектов РФ, хотя гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации (ст. 71 Конституции России).

Другой причиной возникающих споров является то обстоятельство, что договор купли-продажи лесных насаждений есть новый вид договора, и ему присущ ряд специфических особенностей, вызванных необходимостью учета специфического положения леса как природного объекта [13]. При совершении сделки купли-продажи с подавляющим большинством других объектов гражданских прав подобной специфики нет.

Представляется, что в ходе происходящей модернизации лесного законодательства необходимо учитывать исторический опыт управления лесным хозяйством, существовавший до революции 1917 г., содержащий ряд интересных законодательных решений, применимых и сегодня.

Литература

1. Слепенкова О. А. К вопросу об экологической функции государства на современном этапе развития российского общества // Новая правовая мысль. 2011. № 3.

2. Anisimov A., Melikhov A. The «Property of Nations» as a New Category of Constitutional Law in the Post-Soviet Area // Journal on Legal and Economic Issues of Central Europe. 2013. Vol. 4. № 1.

3. Шершеневич Г. Ф. Курс гражданского права. Тула, 2001.

4. Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1995.

5. Фалеев Н. И. Лесное право. М., 1912.

6. Лесной кодекс РФ. Комментарии / под общ. ред. Н. В. Комаровой, В. П. Рощупкина. М., 2007.

7. Закон Московской области от 12 июля 2007 г. № 104/2007-0З «Об использовании лесов на территории Московской области» (в ред. от 10.06.2010) // СПС КонсультантПлюс.

8. Закон Рязанской области «Об исключительных случаях заготовки древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников на основании договора купли-продажи лесных насаждений» от 25.12.2009 № 165-ОЗ (в ред. от 15.02.2010) // СПС Гарант.

9. Закон Республики Коми от 27 декабря 2006 г. № 136-РЗ «О регулировании лесных отношений на территории Республики Коми» (в ред. от 01.03.2013) // СПС КонсультантПлюс.

10. Анисимов А. П., Рыженков А. Я., Чаркин С. А. Гражданское право России. Общая часть. М., 2010.

11. Быковский В. К. Использование лесов в Российской Федерации: правовое регулирование. М., 2009.

12. Працко Г. С., Баранов П. П. Правовая культура власти и населения и порядок общества // Порядок общества и правовой нигилизм: межвуз. науч. сб. Ростов н/Д, 2008.

13. Рассказов Л. П. Теория государства и права. М., 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.