УДК 346.14:691.11
DOI: 10.51318/FRET.2021.52.59.009
К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ЦЕЛЕВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕЛОВОЙ ДРЕВЕСИНЫ, ПОЛУЧЕННОЙ ГРАЖДАНАМИ РФ ПО ДОГОВОРАМ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ ДЛЯ СОБСТВЕННЫХ НУЖД
А. В. АСПИДОВ - адъюнкт1 ORCID ID: 0000-0002-9661-0641
А. С. ПОПОВ - канд. сельскохозяйственных наук, доцент кафедры экологии и природопользования2
e-mail.: popovas@m.usfeu.ru ORCID ID: 0000-0002-3060-9461
А. А. КОЛО ДИН - глава администрации3 ORCID ID: 0000-0002-3060-9461
1 ФГКОУ ВО «Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации»,
603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3 2 ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет»,
620100, Екатеринбург, Сибирский тракт, 37 3 Администрация Пуровского района ЯНАО, 629850, ЯНАО, Пуровский район, Тарко-Сале, улица Республики, 25
Рецензент: И. В. Петрова, доктор биологических наук, директор Ботанического сада УрО РАН.
Ключевые слова: деловая древесина, древесина для строительства, заготовка древесины, договор купли-продажи насаждений, злоупотребление правом, нецелевое использование древесины.
В статье рассматривается порядок и система нормативно-правовых актов, обеспечивающих право человека на приобретение древесины для собственных нужд по договорам купли-продажи. Древесина, приобретенная таким образом, по мнению законодателей, должна использоваться населением для строительства индивидуальных жилых домов, ремонта существующих строений, отопления или удовлетворения иных собственных нужд. Данное право прописано на федеральном уровне. Указание на это содержится в ст. 30 Лесного кодекса РФ, однако порядок реализации этого права имеет свои особенности в каждом субъекте Российской Федерации. Рассмотрение этих особенностей, существующих в Пермском крае, является одной из целей данной статьи. Раз в жизни каждый гражданин, проживающий на территории Пермского края, имеет право купить на семью у государства до 100 м3 деловой древесины для строительства индивидуального жилого дома и до 50 м3 деловой древесины для строительства надворных построек. Сложившаяся система имеет очевидные недостатки. Из 1 млн м3 деловой древесины хвойных пород, ежегодно заготавливающихся на территории Пермского края по договорам купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, только 300 тыс. м3 используется по целевому назначению, в то время как 700 тыс. м3 попадают в теневой оборот. Масштабы скрытых доходов населения и малого бизнеса только от перепродажи этого ресурса оцениваются в 500 млн руб. ежегодно. В статье описаны меры, предпринятые правительством Пермского края для решения данной проблемы.
TO THE QUESTION ABOUT THE IMPROVEMENT OF PURPOSEFUL USE LEVEL
OF WORKABLE WOOD WHICH WAS RECEIVED BY PLANTING PERCHASE AND SALE CONTRACTS WERE CONCLUDED FOR OWN NEEDS MAINTENANCE
A. V. ASPIDOV - adjunct1 ORCID ID: 0000-0002-9661-0641
A. S. POPOV - cand. of agric. sc., doсent of the ecology and environmental management department2 e-mail.: popovas@m.usfeu.ru ORCID ID: 0000-0002-3060-9461
A. A. KOLODIN - head of administration3 ORCID ID: 0000-0002-3060-9461
1 FSPEE HT «Nizhniy Novgorod Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»,
603950, Nizhniy Novgorod, Ankudinovskoe highway, 3 2 FSBEE HE «The Ural state forestry university» 620100, Russia, Yekaterinburg, Sibirian tract, 37 3 Administration of the Purovsky district of the Yamal-Nenets Autonomous District, 629850, Yamal-Nenets Autonomous District, Purovsky district, Tarko-Sale, Respubliki street, 25
Rewiewer: I. V. Petrova, doc. of biol. sc., Director of the Botanical garden Ural Branch of RAS.
Keywords: workable wood, wood for construction, harvesting of wood, plantings purchase and sale contract, abuse of right, wood misuse.
In this article the order and system of normative legal acts ensuring the right of the citizen on the wood purchase for himself through the conclusion of the purchase and sale contract are studied. According to the legislative the wood, which was obtained this way, should be used by population only for private housing construction, repair of existing buildings, heating of houses and for other own needs. This right is registered on the federal level in the article 30 of The Forest Code of the Russian Federation, but the procedure for its implementation has the features in each other Russian Federation region. The study of these features in relation to Perm Krai is one of the main goals of this article. Every citizen who lives in Perm Krai has a right to bye from the state 100 m3 of workable wood for private housing construction and 50 m3 of workable wood for outbuilding construction. These volumes of wood should be used for citizens' benefit or for interest of his family only. The current system has some obvious disadvantages. One mil. m3 of workable softwood are harvested in Perm Krai year by year, but only 300 thou. m3 ofworkable softwood are used as intended. And another 700 thou. m3 move into illegal turnover. Hidden incomes sizes of population and small business, which appear from the resale of this resource, are evaluated in 500 mil. rub per year. Countermeasures, which have been undertaken by the government of Perm Krai for the solution of this problem, are submitted in this article.
Введение
Одним из основных направлений социально-экономической политики Российской Федерации является обеспечение граждан жильем [1-3]. С этой целью реализуется очередной этап федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг.,
разрабатываются и воплощаются в жизнь различные социальные кредитные продукты. К сожалению, расходы по содержанию ипотечного кредита остаются высокими и отнимают немалую долю семейного дохода. Не стоит забывать о том, что не все граждане предпо-
читают жить в квартире, некоторые мечтают о собственном загородном деревянном доме. Строительство и обслуживание небольшого деревянного дома площадью около 50-60 м2, как правило, дешевле покупки и содержания квартиры такой же площади.
Состояние проблемы
Российская Федерация предоставляет каждому гражданину возможность приобрести древесину для строительства жилья. Согласно ст. 30 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины устанавливаются законами субъектов Российской Федерации [4].
Так, например, в Пермском крае это Закон Пермского края от 30.07.2007 № 80-ПК «Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Пермского края» и постановление правительства ПК от 23.04.2012 г. № 229-п «Об утверждении порядка заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Пермского края» (далее по тексту постановление № 229-п). Согласно указанным нормативно-правовым актам, гражданин вправе купить у государства для строительства индивидуального жилого дома до 100 м3 (включительно) деловой древесины, а для строительства надворных построек - до 50 м3 (включительно) деловой древесины один раз на семью (одиноко проживающего гражданина). Выде-
ление древесины, но с меньшей кубатурой предусмотрено также для проведения капитального и текущего ремонта жилого дома.
С целью получения древесины для возведения дома гражданин в порядке, установленном ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, оформляет разрешение на строительство. В соответствии с ч. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. В силу п. 5 постановления № 229-п для заключения договора купли-продажи гражданин, заинтересованный в заготовке древесины для собственных нужд, подает в соответствующий уполномоченный орган заявление на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд (далее - заявление) по форме, утвержденной уполномоченным органом. К заявлению прилагается копия паспорта и разрешение на строительство. В соответствии с п. 6 постановления № 229-п по результатам рассмотрения заявления уполномоченный орган в течение 15 календарных дней со дня рассмотрения выносит решение о подготовке проекта договора купли-продажи и об отводе лесосеки (делянки) либо о возврате заявления. О принятом решении заявитель уведомляется в течение 15 дней. С учетом требований п. 10 постановления № 229-п лесничество в порядке, установленном действующим
законодательством, в течение 2 мес. со дня вынесения решения организует отвод и таксацию лесосеки (делянки), как правило, в присутствии заявителя, производит ее материально-денежную оценку, а также составляет технологическую карту разработки лесосеки. После проведения этих процедур заключается договор купли-продажи сроком не более 12 мес., и гражданин может приступать к заготовке древесины для строительства дома.
Обозначенная выше конструкция нормы ст. 30 Лесного кодекса и основанное на ней региональное законодательство создали условия для формирования и развития следующего комплекса проблем.
Как уже было указано выше, согласно ч. 1 ст. 30 ЛК РФ, граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. Как следствие, за древесиной в лесничества обращаются как граждане, которые действительно в ней нуждаются, так и граждане, которые продали свое право заготовки предпринимателям.
Анализ практики лесопользования показывает, что в период с 2013 по 2016 гг. ГКУ (лесничествами) Пермского края заключено 182.150 договоров купли-продажи древесины для собственных нужд - это 6 млн м3 древесины, в среднем ежегодно гражданам отпускается порядка 1 млн м3 деловой хвойной древесины высокого товарного качества для строительства жилых домов и надворных построек.
Следует отметить, что из 19 млн м3 древесины, заготовленной таким образом гражданами во всей РФ, 1,5 млн м3 приходится на долю жителей Пермского края (при доле населения 1,8 % от всего населения РФ) [3]. Использование 1 млн м3 деловой древесины хвойных пород эквивалентно ежегодному вводу 6700 домов общей площадью 730 тыс. м2. Всего же в крае ежегодно с учетом многоэтажного домостроения вводится порядка 1 млн м2 жилья. При этом объем жилья в деревянном исполнении по оценке Территориального управления Росстата по Пермскому краю составляет 298 тыс. м2, причем только половина из них возводится в деревянном исполнении.
На строительство деревянных домов в крае фактически используется порядка 300 тыс. м3 деловой древесины. Остальные 700 тыс. м3, попадая в теневой оборот, перерабатываются на малых лесопильных комплексах, которых на территории региона насчитывается более 1500.
Схема получения предпринимателями леса от граждан имеет немало преимуществ, которые одновременно являются и причинами скупки древесины у населения. Первое - низкая цена ресурса. Второе - отсутствие у граждан и предпринимателей обязанности по лесовосстановле-нию. Третья - нахождение ресурса в теневом обороте не влечет за собой налогового бремени. Масштабы скрытых доходов населения и малого бизнеса только от перепродажи этого ресурса
оцениваются в 500 млн руб. ежегодно, что соответствует годовому объему финансирования на ведение лесного хозяйства в Пермском крае.
Не стоит забывать о размерах площадей лесных участков, на которых древесина заготавливается по договорам купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан. Площадь вырубаемых для нужд населения лесов ежегодно составляет 8 тыс. га, на лесовос-становление которых дополнительно требуется 320 млн руб. Возникает ситуация, при которой государство, выполняя социальную функцию, оказывается «у разбитого корыта». Граждане, получившие лес для заготовки, фактически в древесине не нуждаются. Заготовленный лес не направляется на строительство жилья, налоги в бюджет не перечисляются, так как значительная часть древесины находится в теневом обороте. В дополнение к этим проблемам Российская Федерация получает многомиллионные расходы в связи с финансированием ле-совосстановления.
Исходя из вышесказанного, результатом такой реализации положений ст. 30 ЛК РФ является:
• ежегодное предоставление гражданам древесины для собственных нужд в объеме 1,5 млн м3, в том числе деловой хвойных пород 1,0 млн м3;
• злоупотребление гражданами правом на получение древесины (нецелевое использование древесины);
• длительное ожидание получения древесины гражданами, действительно в ней нуждающимися (очередность от 2 до 20 лет), и, как следствие, нарастание социальной напряженности.
Таким образом, в крае сложилась устойчивая практика, когда 30 % граждан реально нуждаются в древесине и не могут ее получить, а 70 % - это теневой, нелегальный рынок древесины, не основанный на требованиях действующего законодательства и представленный лесопользователями, скупающими древесину у граждан, выписавших ее для собственных нужд по договорам купли-продажи лесных насаждений, с ежегодным оборотом оценочно в 700 тыс. м3.
Необходимо также учитывать, что даже граждане, нуждающиеся в древесине для строительства или ремонта деревянных домов в сельской местности, не всегда имеют возможность самостоятельно выполнить работы по заготовке и вывозке указанной древесины. Последнее объясняется отсутствием специальной техники и опыта ведения лесосечных работ у обычных граждан [5-7]. В результате этого древесина, заготавливаемая населением, стала основным источником лесного ресурса для малых лесопильных комплексов.
Пути решения проблемы
Для решения описанного ком -плекса проблем Федеральным законом № 415 от 28.12.2013 г. ст. 30 Лесного кодекса дополнена п 4.1 следующего содержания:
«Древесина, заготовленная гражданами для собственных нужд, не может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами». Однако введение запрета проблему не решило. Спрос на деловую древесину, заготавливаемую населением, по-прежнему оставался на высоком уровне.
В целях повышения уровня целевого использования древесины, заготавливаемой гражданами для собственных нужд, обеспечения древесиной тех граждан, которые реально в ней нуждаются, снижения спроса на такую древесину со стороны предпринимателей в Пермском крае дополнительно реализован комплекс следующих мер:
• установлены размеры неустойки за нецелевое использование древесины (десятикратная стоимость платы, установленной по договору);
• введен перечень «лесоде-фицитных районов», в которых ставки платы за кубометр заготавливаемой древесины увеличены в 4 раза;
• Пермский край один из немногих субъектов в РФ ввел правовое регулирование деятельности малых лесопильных комплексов (учет всей поступающей на переработку древесины).
Отчасти это помогло улучшить ситуацию, но кардинальным образом ее изменить пока не получается по целому ряду причин, главными из которых являются:
• трудная доказуемость умысла на нецелевое использование гражданами древесины (срок использования древесины на строительство составляет до 10 лет, что регламентировано сроком действия разрешения на строительство);
• наличие высокого спроса на деловую древесину (стоимость древесины покрывает издержки бизнеса);
• отсутствие у граждан необходимости декларировать сделки с древесиной в ЕГАИС.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание правовые и организационные меры, которые реализуются на территории Пермского края по снижению уровня «теневого» оборота древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд, можно констатировать, что без изменения федерального законодательства сложившуюся ситуацию изменить очень сложно.
Накопившиеся проблемы можно попробовать решить путем нормативного закрепления адресности получения лесного ресурса, порядка учета целевого
использования древесины, введения ответственности сторон договора за допущение нецелевого использования заготовленной древесины или монетизации данной льготы.
Таким образом, целесообразно наделить субъекты РФ дополнительными полномочиями для полноценной реализации принципов ст. 30 ЛК РФ:
• по установлению требований и условий для граждан, имеющих право на получение деловой древесины для собственных нужд;
• по определению порядка и условий целевого использования древесины;
• по определению порядка осуществления контроля за целевым использованием древесины.
Также необходимо предусмотреть отдельную статью в кодексе об административных правонарушениях за скупку древесины (для второй стороны сделки).
Принятие предлагаемых норм кардинальным образом позволит изменить ситуацию с использованием государственного лесного ресурса гражданами по целевому назначению, древесину будут получать только граждане, реально нуждающиеся в ней, что существенно снизит теневой оборот древесины.
Библиографический список
1. Качество жизни: вчера, сегодня, завтра. Актуальные проблемы вступления России в ВТО / Г. В. Астратова, А. В. Мехренцев, Л. Н. Пономарева, М. В. Федоров, М. Н. Хрущева и др.: под общ. и науч. ред. д-р экон. наук проф. Г. В. Астратовой. - Екатеринбург : Стратегия позитива™, 2012. - 580 с.
2. Качество жизни в XXI веке: Актуальные проблемы и перспективы / В. А. Аврелькин, А. В. Акулов, А. Н. Андреев, Г. В. Астратова, А. М. Бабичевская и др. - Екатеринбург : Стратегия позитива™, 2014. -542 с.
3. Жилищно-коммунальное хозяйство и качество жизни в XXI веке : экономические модели, новые технологии и практики управления / Л. С. Азаренков, Г. В. Астратова, Я. П. Силин, Г. С. Акыбаева, Д. В. Алешин и др.; посвящ. 50-летию Урал. гос. экон. ун-та. - М.; Екатеринбург : Науковедение, 2017. -600 с.
4. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ (ред. от 09.03.2021 г.). - URL: http://consultant.ru>document/cous_doc_LAW_64299
5. Сортиментная заготовка древесины / В. А. Азаренок, Э. Ф. Герц, С. В. Залесов, А. В. Мехренцев. -Екатеринбург : Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2015. - 140 с.
6. Залесов С. В. Лесоводство. - Екатеринбург : Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2020. - 295 с.
7. Сортиментная заготовка древесины / В. А. Азаренок, Э. Ф. Герц, А. В. Мехренцев, С. В. Залесов. -М. : ИНФРА-М, 2021. - 141 с.
Bibliography
1. Quality of life: yesterday, today and tomorrow. Actual problems linked with Russia's accession to the WTO / G. V. Astratova, A. V. Mekhrentsev, L. N. Ponomareva, M. V. Fyodorov, M. N. Khruscheva et al.: under the general and scientific editorship of G.V. Astratova - Yekaterinburg : Publishing house GK «Positive strategy™», 2012. - 580 p.
2. Quality of life in the XXI century: Качество жизни в XXI веке: Actual problems and the perspectives / V. A. Avrelkin, A. V. Akulov, A. N. Andreev, G. V. Astratova, A. M. Babichevskaya et al. - Yekaterinburg : Publishing house GK «Positive strategyTM», 2014. - 542 p.
3. Housing and communal services, quality of life in the XXI century: economic modeling, new technology and management practices / L. S. Azarenkov, G. V. Astratova, Ya. P. Silin, G. S. Akibaeva, D. V. Aleshin et al. Dedicated to the 50th anniversary of the USUE - Moscow; Yekaterinburg : Publishing center «Naukovedenie», 2017. - 600 p.
4. Forest code of the Russian Federation. The federal act from 04.12.2006 г. № 200 (in wording from 09.03.2021). - URL: http://consultant.ru>document/cous_doc_LAW_64299
5. Assorted wood harvesting / V. A. Azarenok, E. F. Gertz, S. V. Zalesov, A. V. Mekhrentsev. - Yekaterinburg : Ural State Forestry University, 2015. - 140 p.
6. Zalesov S. V. Forestry. - Yekaterinburg : Ural State Forestry University, 2020. - 295 p.
7. Assorted wood harvesting / V. A. Azarenok, E. F. Gertz, A. V. Mekhrentsev, S. V. Zalesov. - Мoscow : INFRA-M, 2021. - 141 p.