ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ
Кислый О.А.
9. СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.11)
9.1. НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ОТДЕЛЬНОЙ КАТЕГОРИИ ЛИЦ, СОТРУДНИКАМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ
Кислый Олег Алексеевич, майор полиции, канд. полит. наук. Должность: старший преподаватель. Место работы: Академия управления МВД России. Подразделение: кафедра ООРД. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье рассматриваются отдельные положения международных, законодательных актов и нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих деятельность подразделений собственной безопасности системы МВД России.
Ключевые слова: права и свободы человека и гражданина, правовая основа, подразделения собственной безопасности, система МВД России.
THE SEPARATE LEGAL ASPECTS TO ACTIVITY OF THE
SUBDIVISIONS TO OWN SAFETY OF THE SYSTEM MVD RUSSIA
Kisly Oleg Alekseevich, police major, PhD in Politics. Position: senior lecturer. Place of employment: Management academy of MIA Russia. Department: OORD chair. E-mail: [email protected]
Annotation: In article are considered separate positions international, legislative acts and normative legal acts to Russian Federation, specifying activity of the subdivisions to own safety of the MIA system of Russia.
Keywords: right and liberties of the person and person, legal base, subdivisions to own safety, MIA system of Russia.
На современном этапе реформирования всех сфер государственного управления вопросы правоохранительной и правоприменительной деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина приобретают все большее значение1.
В связи с чем, широкими полномочиями в этой сфере наделены оперативные подразделения полиции, к которым в соответствии с пунктом 3 приказа МВД России от 19 июня 2012 года № 6082 относятся подразделения собственной безопасности системы МВД России. Четкое представление о предназначении, месте и роли этих подразделений во многом зависит от изуче-
1 См.: Оспанов Е.А. Правовая система в условиях кризиса и переходное состояние государственности: взаимообусловленность развития. Бизнес в законе. Международный экономикоюридический журнал. Издательский дом «Юр-ВАК». ISSN 1816921Х. № 2, 2014. С. 142.
2 См.: Приказ МВД России от 19 июня 2012 г. № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России».
ния правовой основы организации их деятельности. Правовой основой организации деятельности подразделений собственной безопасности в системе МВД России, являются законодательные и нормативные правовые акты, как Российской Федерации, так и носящие международный характер. Они составляют определенную систему норм права, регламентирующих функционирование указанных подразделений.
К международным законодательным актам следует отнести принятые Организацией Объединенных Наций Всеобщую Декларацию прав человека1 3, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка4, а также Основные принципы этики полицейской службы5.
В указанных международных законодательных актах речь не идет конкретно о функционировании рассматриваемых подразделений, однако в них содержатся основополагающие установки по правам, обязанностям и этике сотрудников полиции, направленные на поддержание должного правопорядка, которые имеют большое значение и для обеспечения законности и собственной безопасности в их деятельности. Кроме того, в данных международных законодательных актах определены условия правомерного использования силы и оружия в отношении гражданского населения. Эти положения по определенным аспектам соотносятся с задачами и функциями подразделений собственной безопасности, направленными на укрепление законности в иных подразделениях, входящих в систему МВД России.6
Законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации целесообразно по их юридической силе и значимости разделить на подгруппы, которые в совокупности составляют определенную систему (свод), и именно в этом собирательном смысле образуют правовую основу организации деятельности подразделений собственной безопасности в системе МВД России. Как отмечает А.Ю. Шумилов7, правовая регламентация деятельности оперативных подразделений вызвана не собственно их деятельностью, а теми общественными отношениями, которые складываются при ее осуществлении. Совокупность же правовых норм регламентирующих деятельность оперативных подразделений составляют некоторые нормы: Конституции Российской Федерации; уголовного права; федеральных законов Российской Федерации и нормативных правовых актов МВД России.
3 См.: Библиотечка «Российской газеты». - 1995. - № 11. - С. 10.
4 См.: Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. - М.: Юридическая литература. - 1990. - С. 319-325.
5 См.: URL: www.lawmix.ru
6 См.: Коческова З.Х., Машекуашева М.Х. О вопросе конструктивного профессионального взаимодействия оперативных работников. Правовая система в условиях кризиса и переходное состояние государственности: взаимообусловленность развития. Бизнес в законе. Международный экономико-юридический журнал. Издательский дом «Юр-ВАК». ISSN 1816-921Х. № 2, 2014. С. 103.
7 См.: Шумилов А.Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности: учебник для вузов: 2-е изд., доп. и перераб. - М.: из-дат. Дом Шумиловой И.И. - 2007. - С. 45.
183
4'2014
Пробелы в российском законодательстве
Нормы Конституции Российской Федерации8 имеют прямое действие, обладают высшей юридической силой на всей территории Российской Федерации. В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина - обязанность государства, таких как, право человека и гражданина на неприкосновенность жилища и частной жизни, личную и семейную тайну. Защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; запрещение хранения, использования и распространения информации о частной жизни без согласия на то этого лица, предусмотренных статьями 23-25 Конституции Российской Федерации. Прежде всего, обязанности по их защите возлагаются на те государственные органы, которым свойственны правоприменительные и правоохранительные функции: в соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»9 на подразделения собственной безопасности системы МВД России, реализующие их через осуществление оперативно-розыскной деятельности. В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона «О полиции»10 11, в состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей. Данные положения в правовом отношении существенно закрепляют позиции организации подразделений собственной безопасности в системе МВД России, что в свою очередь четко объясняет одно из главных оснований их возникновения, а именно то, что они собственно и созданы для обеспечения законности в деятельности иных подразделений системы МВД России. Это направление деятельности полиции скорректировано с учетом современных условий. Вместе с тем, на наш взгляд в данном Законе не закреплены обязывающие и уполномочивающие нормы о проведении мер, направленных на укрепление законности и обеспечения собственной безопасности в системе МВД России. Гарантом охраны прав и свобод человека и гражданина выступают и нормы Уголовного кодекса Российской Федерации11, тем более, что они основываются на Конституции Российской Федерации (ч. 2 от. 1 УК РФ). Его нормы определяют, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, также определяют и задачи - защита от преступных посягательств и предупреждение преступлений (от. 2 УК РФ). Это сообразуется со статьей 1 Федерального закона «Об оперативнорозыскной деятельности»: защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от преступных посягательств и его статьей 2, которая определяет задачи всех оперативных подразделений, в том числе и подразделений собственной безопасности: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О полиции» федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обладает правом из-
8 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. -2014. - № 15. - Ст. 1691.
9 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. -
1995. - № 33. - Ст. 3349.
10 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. -2011. - № 7. - Ст. 900.
11 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. -
1996. - № 25. - Ст. 2954.
давать в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, регламентирующие организацию их деятельности. Таким нормативным правовым актом, регламентирующим организацию деятельности подразделений собственной безопасности, является Положение о Главном управлении собственной безопасности МВД Российской Федерации (ГУСБ МВД России)12.
Согласно этому нормативному правовому акту ГУСБ МВД России выполняет функции головного подразделения в системе МВД России по обеспечению собственной безопасности, с целью обеспечения функции его задачами являются:
- государственная защита сотрудников и государственных служащих, работающих в системе МВД России;
- предотвращение проникновения в подразделения системы МВД России преследующих противоправные цели;
- противодействие коррупции МВД России;
- профилактика правонарушений сотрудников и государственных служащих, работающих в системе МВД России, а также устранение условий, способствующих их совершению;
- выработка правовых, организационных и иных мер по повышению эффективности деятельности подразделений системы МВД России по вопросам обеспечения собственной безопасности;
- осуществление оперативно-розыскной деятельности.
Таким образом, подразделения собственной безопасности системы МВД России входят в состав оперативных подразделений, являются полноправными субъектами оперативно-розыскной деятельности. В тоже время в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации они отнесены к органу дознания,13 вместе с тем нормы Положения о ГУСБ МВД России не предусматривают осуществление ими уголовнопроцессуальной деятельности, а только оперативнорозыскной. По мнению автора, такое положение может вызвать юридический казус, при оценке результатов оперативно-розыскной деятельности подразделений собственной безопасности следователями, судьями и адвокатами. То есть результаты их оперативнорозыскной деятельности не могут быть использованы в качестве доказательств, как в ходе расследования уголовного дела, так и в суде. При этом в соответствии следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ).
Рассмотрев законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие деятельность подразделений собственной безопасности системы МВД России, следует отметить, что они, хотя, и представлены отдельными нормами, но образуют совокупность правового обеспечения этих подразделений.
12 См.: Приказ МВД России от 16 июня 2011 г. № 679 «Об утверждении Положения о Главном управлении собственной безопасности МВД Российской Федерации».
13 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. -2001. - № 52. - Ст. 4921.
184
ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ
Кислый О.А.
Список литературы:
1. Оспанов Е.А. Правовая система в условиях кризиса и переходное состояние государственности: взаимообусловленность развития. Бизнес в законе. Международный экономико-юридический журнал. Издательский дом «Юр-ВАК». ISSN 1816-921Х. № 2, 2014.
2. Приказ МВД России от 19 июня 2012 г. № 608 «О некоторых вопросах организации оперативнорозыскной деятельности в системе МВД России».
3. Библиотечка «Российской газеты». - 1995. - № 11.
4. Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. - М.: Юридическая литература. -1990.
5. URL: www.lawmix.ru
6. Коческова З.Х., Машекуашева М.Х. О вопросе конструктивного профессионального взаимодействия оперативных работников. Правовая система в условиях кризиса и переходное состояние государственности: взаимообусловленность развития. Бизнес в законе. Международный экономико-юридический журнал. Издательский дом «Юр-ВАК». ISSN 1816-921Х. № 2, 2014.
7. Шумилов А.Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности: учебник для вузов: 2-е изд., доп. и пе-рераб. - М.: издат. Дом Шумиловой И. И. - 2007.
8. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 15. - Ст. 1691.
9. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 33. - Ст. 3349.
10. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 7. - Ст. 900.
11. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
12. Приказ МВД России от 16 июня 2011 г. № 679 «Об утверждении Положения о Главном управлении собственной безопасности МВД Российской Федерации».
13. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 52. - Ст. 4921.
Рецензия
на статью «К вопросу о правовом регулировании деятельности подразделений собственной безопасности системы МВД России» кандидата педагогических наук Кислого О.А.
Статья выполнена в рамках его диссертационного исследования и посвящена одному из важных аспектов деятельности подразделений собственной безопасности системы МВД России - правовому регулированию.
В ней автор достаточно подробно исследует правовую деятельность данных подразделений через общественные отношения, которые складываются при осуществлении ими оперативно-розыскной деятельности.
В статье автор достаточно логично и грамотно выделяет совокупность правовых норм обеспечивающих подразделения собственной безопасности системы МВД России, что позволяет им решать поставленные перед ними различного рода задачи.
Профессор кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации В.П. Кувалдин
185