Бизнес в законе
2’2014
21.5. К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ
Кислый Олег Алексеевич, к.п.н. Должность: старший преподаватель кафедры ООРД, майор полиции Место работы: Академии управления МВД России
Аннотация: В статье рассматриваются отдельные положения международных, законодательных актов и нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих деятельность подразделений собственной безопасности системы МВД России
Ключевые слова: права и свободы человека и гражданина, правовая основа, подразделения собственной безопасности, система МВД России
THE SEPARATE LEGAL ASPECTS TO ACTIVITY OF THE SUBDIVISIONS TO OWN SAFETY OF THE SYSTEM MVD RUSSIA
Kisly Oleg Alekseevich, KPN Position: senior teacher of the Department of Oord, major of police
Work place: the management Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia
Annotation: In article are considered separate positions international, legislative acts and normative legal acts to Russian Federation, specifying activity of the subdivisions to own safety of the system MVD Rossii.
Keywords: right and liberties of the person and person, legal base, subdivisions to own safety, system MVD Rossii
На современном этапе реформирования всех сфер государственного управления вопросы правоохранительной и правоприменительной деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина приобретают все большее значение1.
В связи с чем, широкими полномочиями в этой сфере наделены оперативные подразделения полиции, к которым в соответствии с пунктом 3 приказа МВД России от 19 июня 2012 года № 6082 относятся подразделения собственной безопасности системы МВД России. Четкое представление о предназначении, месте и роли этих подразделений во многом зависит от изучения правовой основы организации их деятельности. Правовой основой организации деятельности подразделений собственной безопасности в системе МВД России, являются законодательные и нормативные правовые акты, как Российской Федерации, так и носящие международный характер. Они составляют оп-
1 См.: Гордиенко В.В., Колодкин Л.М., Нечевин Д.К. Полицейская этика: научно-правовой аспект. Труды Академии управления МВД России. Науч. - практ. издание для руководителей и специалистов правоохранительных органов. - М:. № 3 (27). - 2013. -С. 3.
2 См.: Приказ МВД России от 19 июня 2012 г. № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России».
ределенную систему норм права, регламентирующих функционирование указанных подразделений.
К международным законодательным актам следует отнести принятые Организацией Объединенных Наций Всеобщую Декларацию прав человека3, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка4, а также Основные принципы этики полицейской службы5.
В указанных международных законодательных актах речь не идет конкретно о функционировании рассматриваемых подразделений, однако в них содержатся основополагающие установки по правам, обязанностям и этике сотрудников полиции, направленные на поддержание должного правопорядка, которые имеют большое значение и для обеспечения законности и собственной безопасности в их деятельности. Кроме того, в данных международных законодательных актах определены условия правомерного использования силы и оружия в отношении гражданского населения. Эти положения по определенным аспектам соотносятся с задачами и функциями подразделений собственной безопасности, направленными на укрепление законности в иных подразделениях, входящих в систему МВД России.
Законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации целесообразно по их юридической силе и значимости разделить на подгруппы, которые в совокупности составляют определенную систему (свод), и именно в этом собирательном смысле образуют правовую основу организации деятельности подразделений собственной безопасности в системе МВД России. Как отмечает А.Ю. Шумилов6, правовая регламентация деятельности оперативных подразделений вызвана не собственно их деятельностью, а теми общественными отношениями, которые складываются при ее осуществлении. Совокупность же правовых норм регламентирующих деятельность оперативных подразделений составляют некоторые нормы: Конституции Российской Федерации; уголовного права; федеральных законов Российской Федерации и нормативных правовых актов МВД России.
Нормы Конституции Российской Федерации7 имеют прямое действие, обладают высшей юридической силой на всей территории Российской Федерации. В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина - обязанность государства, таких как, право человека и гражданина на неприкосновенность жилища и частной жизни, личную и семейную тайну. Защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; запрещение хранения, использования и распространения информации о частной жизни без согласия на то этого лица, предусмотренных статьями 23-25 Конституции Российской
3 См.: Библиотечка «Российской газеты». - 1995. - № 11. - С.
10.
4 См.: Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. - М.: Юридическая литература. - 1990. - С. 319-325.
5 См.: URL: www.lawmix.ru
6 См.: Шумилов А.Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности: учебник для вузов: 2-е изд., доп. и перераб. - М.: из-дат. Дом Шумиловой И.И. - 2007. - С. 45.
7 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. -2014. - № 15. - Ст. 1691.
312
Кислый О. А.
О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ
Федерации. Прежде всего, обязанности по их защите возлагаются на те государственные органы, которым свойственны правоприменительные и правоохранительные функции: в соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»8 на подразделения собственной безопасности системы МВД России, реализующие их через осуществление оперативно-розыскной деятельности. В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона «О полиции»9, в состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей. Данные положения в правовом отношении существенно закрепляют позиции организации подразделений собственной безопасности в системе МВД России, что в свою очередь четко объясняет одно из главных оснований их возникновения, а именно то, что они собственно и созданы для обеспечения законности в деятельности иных подразделений системы МВД России. Это направление деятельности полиции скорректировано с учетом современных условий. Вместе с тем, на наш взгляд в данном Законе не закреплены обязывающие и уполномочивающие нормы о проведении мер, направленных на укрепление законности и обеспечения собственной безопасности в системе МВД России. Гарантом охраны прав и свобод человека и гражданина выступают и нормы Уголовного кодекса Российской Федерации10 11, тем более, что они основываются на Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 1 УК РФ). Его нормы определяют, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, также определяют и задачи - защита от преступных посягательств и предупреждение преступлений (ст. 2 УК РФ). Это сообразуется со статьей 1 Федерального закона «Об оперативнорозыскной деятельности»: защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от преступных посягательств и его статьей 2, которая определяет задачи всех оперативных подразделений, в том числе и подразделений собственной безопасности: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О полиции» федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обладает правом издавать в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, регламентирующие организацию их деятельности. Таким нормативным правовым актом, регламентирующим организацию деятельности подразделений собственной безопасности, является Положение о Главном управлении собственной безопасности МВД Российской Федерации (ГУСБ МВД России) 11
Согласно этому нормативному правовому акту ГУСБ МВД России выполняет функции головного подразделения в системе МВД России по обеспечению собст-
8 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. -
1995. - № 33. - Ст. 3349.
9 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. -2011. - № 7. - Ст. 900.
10 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. -
1996. - № 25. - Ст. 2954.
11 См.: Приказ МВД России от 16 июня 2011 г. № 679 «Об ут-
верждении Положения о Главном управлении собственной безопасности МВД Российской Федерации».
венной безопасности, с целью обеспечения функции его задачами являются:
- государственная защита сотрудников и государственных служащих, работающих в системе МВД России;
- предотвращение проникновения в подразделения системы МВД России преследующих противоправные цели;
- противодействие коррупции МВД России;
- профилактика правонарушений сотрудников и государственных служащих, работающих в системе МВД России, а также устранение условий, способствующих их совершению;
- выработка правовых, организационных и иных мер по повышению эффективности деятельности подразделений системы МВД России по вопросам обеспечения собственной безопасности;
- осуществление оперативно-розыскной деятельности. Таким образом, подразделения собственной безопасности системы МВД России входят в состав оперативных подразделений, являются полноправными субъектами оперативно-розыскной деятельности. В тоже время в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации они отнесены к органу дознания12, вместе с тем нормы Положения о ГУСБ МВД России не предусматривают осуществление ими уголовнопроцессуальной деятельности, а только оперативнорозыскной. По мнению автора, такое положение может вызвать юридический казус, при оценке результатов оперативно-розыскной деятельности подразделений собственной безопасности следователями, судьями и адвокатами. То есть результаты их оперативнорозыскной деятельности не могут быть использованы в качестве доказательств, как в ходе расследования уголовного дела, так и в суде. При этом в соответствии следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ).
Рассмотрев законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие деятельность подразделений собственной безопасности системы МВД России, следует отметить, что они, хотя, и представлены отдельными нормами, но образуют совокупность правового обеспечения этих подразделений.
Список литературы:
1. Гордиенко В.В., Колодкин Л.М., Нечевин Д.К. Полицейская этика: научно-правовой аспект. Труды Академии управления МВД России. Науч. - практ. издание для руководителей и специалистов правоохранительных органов. -М:. № 3 (27). - 2013. - С. 3.
2. Приказ МВД России от 19 июня 2012 г. № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России».
3. Библиотечка «Российской газеты». - 1995. - № 11. - С. 10.
4. Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. - М.: Юридическая литература. - 1990. - С. 319-325.
5. URL: www.lawmix.ru
12 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. -2001. - № 52. - Ст. 4921.
313
Бизнес в законе
2’2014
6. Шумилов А.Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности: учебник для вузов: 2-е изд., доп. и перераб. - М.: издат. Дом Шумиловой И.И. - 2007. - С. 45.
7. Собрание законодательства Российской Федерации. -2014. - № 15. - Ст. 1691.
8. Собрание законодательства Российской Федерации. -
1995. - № 33. - Ст. 3349.
9. Собрание законодательства Российской Федерации. -2011. - № 7. - Ст. 900.
10. Собрание законодательства Российской Федерации. -
1996. - № 25. - Ст. 2954.
11. Приказ МВД России от 16 июня 2011 г. № 679 «Об утверждении Положения о Главном управлении собственной безопасности МВД Российской Федерации».
12. Собрание законодательства Российской Федерации. -2001. - № 52. - Ст. 4921.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «К вопросу о правовом регулировании деятельности подразделений собственной безопасности системы МВД России» кандидата педагогических наук Кислого О.А. Статья выполнена в рамках его диссертационного исследования и посвящена одному из важных аспектов деятельности подразделений собственной безопасности системы МВД России - правовому регулированию.
В ней автор достаточно подробно исследует правовую деятельность данных подразделений через общественные отношения, которые складываются при осуществлении ими оперативно-розыскной деятельности.
В статье автор достаточно логично и грамотно выделяет совокупность правовых норм обеспечивающих подразделения собственной безопасности системы МВД России, что позволяет им решать поставленные перед ними различного рода задачи.
Профессор кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации
В. П. Кувалдин
314