Некоторые вопросы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности территориальных органов МВД России
А. А. БОК,
старший научный сотрудник научно-исследовательского центра, кандидат экономических наук (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]
О. А. КИСЛЫЙ,
кандидат психологических наук E-mail: [email protected]
Some Questions of the Legal Regulation for the Operative Investigative Activity of the Interior Ministry's Territorial Bodies
A. A. BOK,
Candidate of Economics, Senior Researcher at the Research Center (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
O. A. KISLY,
Candidate of Psychology
В статье рассматриваются правовые нормы органов внутренних дел, входящие в систему правового регулирования.
Оперативно-розыскная деятельность, нормативные правовые акты МВД России.
УДК 343.102
The article discusses the legal norms of the law enforcement bodies included into the system of the legal regulation.
Operative investigative activity, normative legal acts of the Interior Ministry of Russia.
Под правовой основой оперативно-розыскной деятельности территориальных органов МВД России следует понимать совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности [17].
Согласно воле законодателя, изложенной в ст. 4 ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности» (далее — ОРД) [2], правовую основу составляют Конституция, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ «Об ОРД»), другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов
государственной власти. Кроме того, органы, осуществляющие ОРД, издают в пределах своих полномочий в соответствии с российским законодательством нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-разыскных мероприятий (далее — ОРМ).
Одним из факторов, влияющих на организацию оперативно-розыскной деятельности территориальных органов МВД России (далее — ТО МВД России) по раскрытию преступлений в современных условиях, является ее правовая регламентация, нормативное правовое закрепление компетенции и ответственности указанных органов.
Правовые нормы, входящие в систему правового регулирования, содержат различную юридическую силу. В специальной литературе имеются различные научные подходы к рассмотрению правового регулирования организации оперативно-розыскной деятельности, в широком смысле предлагаются разные классификации ее уровней [2, 11, 13, 15, 16]. Таким образом, правовое регулирование ОРД — это нормативно-властное воздействие российского государства на возникающие, длящиеся и прекращающиеся в данной деятельности и в связи с ней общественные отношения с целью их упорядочивания. Такое воздействие происходит путем установления правовых норм по юридически значимым вопросам, возникающим в рамках оперативно-розыскных отношений.
Для авторов статьи наиболее предпочтительной, является позиция В. М. Атмажитова, который определяет правовую основу ОРД как систему правовых норм, содержащихся в законах и подзаконных нормативных правовых актах, создающих правовые предпосылки (условия) для осуществления оперативно-розыскных мероприятий либо непосредственно регламентирующих организационные и тактические вопросы применения оперативно-розыскных сил, средств, мероприятий, методов и форм [14]. В систему правовых норм, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность, входят правила и предписания, установленные нормативными правовыми актами различной юридической силы, которые подразделяются на четыре группы:
1) законы и иные нормативные правовые акты высшего законодательного органа, отражающие вопросы организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел ТО МВД России по раскрытию преступлений;
2) подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регламентирующие вопросы организации оперативно-розыскной деятельности ТО МВД России по раскрытию преступлений;
3) ведомственные, межведомственные нормативные правовые акты, в которых прописаны основные элементы организации оперативно-розыскной деятельности ТО МВД России по раскрытию преступлений;
4) международные нормативно-правовые акты, регламентирующие правовые, организационные и тактические вопросы применения оперативно-розыскных мероприятий, сил, средств.
Высшей законодательной основой правового регулирования [12] организации оперативно-розыскной деятельности ТО МВД России по раскрытию преступлений является Консти-
туция РФ. Будучи базой для всего федерального законодательства, она выходит за рамки любой отрасли законодательства, так как ее нормы имеют прямое действие. Хотя она непосредственно не регламентирует оперативно-розыскную деятельность по раскрытию преступлений, но содержит общие положения, имеющие принципиальное, основополагающее значение. На основе Конституции РФ формулируются принципы оперативно-розыскной деятельности (законность, уважение прав и свобод человека и гражданина). Ее нормы создают определенные предпосылки для организации содействия граждан органам внутренних дел и другим субъектам оперативно-розыскной деятельности с учетом их компетенции в борьбе с преступностью.
К основополагающим законодательным актам, создающим правовые предпосылки для проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие преступлений, относится Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ.
Данным законом определен порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, финансовое и ресурсное обеспечение оперативно-розыскной деятельности, а также система контроля и надзора за ее осуществлением.
Так, в ст. 13 ФЗ «Об ОРД» определены органы и оперативные подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, а именно:
— органы внутренних дел Российской Федерации;
— органы Федеральной службы безопасности;
— федеральные органы государственной охраны;
— таможенные органы Российской Федерации;
— службы Внешней разведки Российской Федерации;
— Федеральная служба исполнения наказаний [2].
При этом отмечено, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные настоящим федеральным законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации. Оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системой оперативно-розыскные мероприятия.
Часть 2 ст. 4 ФЗ «Об ОРД» закрепляет за органами, осуществляющими данную деятельность,
право на издание в пределах своих полномочий нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.
В ст. 11 ФЗ «Об ОРД» регламентирован порядок использования результатов ОРД в доказывании, согласно которого результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных действий, служить непосредственным поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд определен положениями ч. 3 ст. 11 указанного закона, а более конкретно расписан в Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденной совместным приказом [5].
К основополагающим законодательным актам, создающим правовые предпосылки для осуществления оперативно-розыскных мероприятий по раскрытию преступлений, относится Уголовный кодекс Российской Федерации, в котором раскрывается понятие преступления, перечисляются общественно опасные деяния, а также регламентируются вопросы ответственности за преступления.
Нормы уголовного права не только являются предпосылками для организации и осуществления оперативно-розыскной деятельности, но и во многом определяют ее отдельные направления.
К правовой основе организации оперативно-розыскной деятельности по раскрытию преступлений так же относятся законы, включающие правовые нормы, содержащие предписания о необходимости применения оперативно-розыскных мер, регламентируют отдельные общие вопросы оперативно-розыскной деятельности.
К числу первых относится ряд норм уголовно-процессуального законодательства. Так, ст. 150 УПК [9] России возлагает на органы дознания осуществление в соответствии с нормами УПК России предварительного расследования в форме следствия и дознания по уголовным делам, обязывая при этом принимать все меры, необходимые для предупреждения и пресечения преступлений. Фактически, действующий уголовно-процессуальный закон определяет эти задачи, решение которых невозможно без опера-
тивно-розыскных мер и без участия субъектов, правомочных применять такие меры.
Ко второй группе законов относятся те, которые в той или иной степени регулируют вопросы организации оперативно-розыскной деятельности. Это федеральный закон «О полиции» [3], в ст. 11 которого закреплена возможность осуществления оперативно-розыскных мер для выполнения возложенных на полицию обязанностей в части получения от граждан и должностных лиц необходимых объяснений, справок и документов, безвозмездного получения от предприятий, организаций и учреждений информации — и других полномочий, используемых для осуществления организации оперативно-розыскной деятельности ТО МВД России при раскрытии преступлений.
В организации внешнего взаимодействия с другими оперативными аппаратами при осуществлении ОРД в отношении лиц и преступных групп используются положения иных законодательных актов, регулирующих деятельность других субъектов оперативно-розыскной деятельности [6, 8, 9, 10]. Ряд отношений ТО МВД России с другими органами при решении задач, возникающих в процессе раскрытия преступлений, регламентируют законы, закрепляющие их правовой статус либо вид соответствующей деятельности [7]. Для получения сведений о лицах, представляющих оперативный интерес, их связях, необходимо учитывать также положения, закрепленные в законах о деятельности различных государственных ведомств, информационных фондов, банков, нотариальных контор и других учреждений [1].
Перечисленные нами нормативные правовые акты законодательной и исполнительной власти являются основными в регулировании организации оперативно-розыскной деятельности ТО МВД России по раскрытию преступлений. Однако не менее существенное конкретизирующее значение имеют ведомственные нормативные правовые акты, издаваемые субъектами оперативно-розыскной деятельности. Они устанавливают конкретные принципы организационно-правового обеспечения оперативно-розыскной деятельности, требуют неукоснительного и единообразного исполнения законов применительно к этой деятельности, регламентируют организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий, предусматривают внедрение в практику достижений науки, передового опыта.
В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением
Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г., (с изменениями от 11 декабря 1997 г., 6 ноября 1998 г., 11 февраля 1999 г., 30 сентября
2002 г., 7 июля 2006 г., 29 декабря 2008 г., 17 марта 2009 г.), а также приказом МВД РФ от 27 июня
2003 г. № 484 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России», нормативные правовые акты могут издаваться в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими. Данные положения относятся и к нормативным актам, издаваемым ведомствами, осуществляющими противодействие преступности.
Правомочия МВД России по изданию нормативных правовых актов установлены Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации [4] и предусматривают самостоятельное издание нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционны-
ми законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Издаваемые МВД России акты утверждаются Министром или лицом, исполняющим его обязанности. Нормативные правовые акты, которые затрагивают права, свободы и обязанности граждан, устанавливающие правовой статус организаций, имеют межведомственный характер, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, в обязательном порядке проходят государственную регистрацию в Министерстве юстиции России.
Все действующие нормативные правовые акты, регламентирующие организацию раскрытия преступлений, используют, но не содержат правового закрепления таких понятий, как «раскрытие преступлений», «раскрытие ранее совершенных преступлений», «раскрытие преступлений прошлых лет». В заключение хочется отметить, что анализ правовой основы организации оперативно-розыскной деятельности ТО МВД России указывает на необходимость совершенствования правового регулирования организации оперативно-розыскной деятельности на постоянной основе.
Список литературы:
1. Об информации, информатизации и защите информации: федер. закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 8. Ст. 609.
2. Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 33. Ст. 3349.
3. О полиции: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.
4. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: указ Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 52 (Ч. V). Ст. 7614.
5. Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд: приказ МВД, Минобороны, ФСБ, ФСО, ФТС, СВР, ФСИН, ФСКН, СК
от 27 сентября 2013 г. № 776/703/509/507/ 1820/42/535/398/68.
6. Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации: федер. закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 15. Ст. 1269.
7. О связи: федер. закон от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 47. Ст. 4472.
8. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: федер. закон от 15 июня 1995 г. № 103-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 29. Ст. 2759.
9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4921.
10. Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков: указ Президента Рос. Федерации от 28 июля 2004 г. № 976. // Рос. газ. 2004.
11. Гусейнов Р. Б., Климов И. А. Вопросы совершенствования правового регулирования оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по борьбе с организо-
ванной преступностью //Актуальные вопросы борьбы с преступностью и проблемы их преподавания: сб. научных трудов. М.: Юрид. ин-т МВД РФ, 1996.
12. Кислый О. А. Правовое регулирование деятельности подразделений собственной безопасности МВД России // Государственная служба и кадры. 2017. № 2.
13. Шумилов А. Ю. Краткая сыскная энциклопедия. М., 2000.
14. Малыгин С. С., Чечетин А. Е. Основы оперативно-розыскной деятельности: курс лекций. Уральский юридический институт МВД России [Электронный ресурс] // Бюро
научно-технической информации. Екатеринбург, 2001. Режим доступа: http://www. bnti.ru/showart.asp?aid=977&lvl=05.
15. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: научно-практический комментарий / под ред. В. В. Николю-ка. М., 1999.
16. Шумилов А. Ю. Проблемы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в России. М., 1998.
17. Тирько С. И., Луговик В. Ф, Гусев В. А. О правоотношениях, процедурах и оперативно-разыскном праве // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 4 (44).